Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рецепция идей Э. фон Гартмана в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков Бутина, Елена Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бутина, Елена Александровна. Рецепция идей Э. фон Гартмана в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Бутина Елена Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2013.- 259 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/5

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема рецепции западных идей в русской философии связана с актуальными вопросами об уникальности исторического пути России и особенностях складывания русской культуры. Повышенный интерес к этой проблематике проявился в последней трети XIX – начале XX века – в период интенсивного формирования в России собственной философской традиции. Этот процесс шел параллельно с процессом выработки философского языка, механизмов высказывания и аргументации философских идей, образования философских течений и направлений. Ориентиром в этом процессе нередко служили западные учения, вызывавшие неоднозначную оценку у российских философов и, как результат, бурную полемику, что побуждало их к апробации идей и формулированию собственных концепций.

Одним из западных философских учений, привлекших пристальное внимание русских философов, стало учение Эдуарда фон Гартмана. Рецепция идей немецкого философа в России была связана с поиском альтернативных концепций в период всеобщего увлечения позитивизмом, с религиозно-метафизическими исканиями В.С. Соловьева, а также со специфическим политическим фоном, обусловившим быстрое усвоение философских оснований пессимистического мировоззрения, пропагандируемого А. Шопенгауэром и Э. фон Гартманом.

Однако проблемное поле, связанное с рецепцией гартмановских идей в России гораздо шире, чем это кажется на первый взгляд. Оно включает в себя также вопрос о культурно-историческом значении научно-технического прогресса и основаниях русского модернизма, полемику о методах познания и спор об онтологической сущности бессознательного и другие. Многие российские философы, ученые и художники были знакомы с трудами Гартмана, проявляли интерес к его философской системе и даже страстно увлекались ей. Уже при беглом очерчивании проблемного горизонта реципированных идей обнаруживаются существенные лакуны в современном представлении о месте философских идей Э. Гартмана в русском философском дискурсе.

Изучение философской рецепции ставит исследователя также перед историко-биографическими вопросами, ответы на которые необходимы для выявления специфических условий рецепции, и проблемами текстологического характера, без решения которых невозможно постижение особенностей философского творчества участников этого процесса. На этом пути неизбежно открытие и возвращение в историко-философский контекст забытых или малоизвестных имен, их текстов и концепций.

Таким образом, актуальность темы диссертационной работы определяется прежде всего тем, что без исследования рецепции философских идей Э. Гартмана в России вся картина русской философии и культуры последней трети XIX – начала ХХ веков окажется неполной, а наше понимание особенностей ее развития – недостаточным.

Необходимо также заметить, что непосредственное внимание к проблеме рецепции идей, подходов и концепций и ее первые теоретические и методологические разработки возникли не в области философии, а в русле филологических исследований. Однако вопросы, связанные с рецепцией философских идей, уже, по крайней мере, полтора столетия явно или неявно присутствуют в философских исследованиях, в особенности историко-философских, и нуждаются во всестороннем прояснении: историческом, методологическом и теоретическом.

Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование по истории философии предполагает обращение к первоисточникам, архивному материалу, а также исследовательским текстам, имеющим отношение к проблематике работы. Упоминаний о Гартмане в обширной литературе, посвященной русской философии, достаточно много. Но фундаментального русскоязычного (аутентичного или переводного) исследования о философии Э. фон Гартмана до сих пор нет, как не существует специальных исследований по вопросу рецепции философии Э. Гартмана в России.

Философию Гартмана российские исследователи рассматривают часто лишь в связи с конкретными концепциями или отдельными идеями, формировавшими российский интеллектуальный контекст конца XIX – начала XX вв. Вписывая учение Гартмана в этот контекст, исследователи (И.А. Андреева, К.С. Бакрадзе, Ф.В. Басин, В.В. Большакова, А. Валицкий, Г.Н. Велиев, П.П. Гайденко, А.Р. Геворкян, А.В. Гулыга, Ю.Н. Давыдов, С.В. Зубов, Ю. Иваск, Э.В. Ильенков, В.М. Лейбин, Е.С. Линьков, А.Ф. Лосев, В.А. Малинин, Т.Г. Масарик, К.В. Мочульский, Н.В. Мотрошилова, И.С. Нарский, Е.А. Прибыткова, М.М. Розенталь, С.Б. Роцинский, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, С.Г. Семенова, Е. Симова) неизбежно фрагментируют его, поскольку рассматривают только ту его сторону или часть, которая находится в тесной связи с идеями того или иного интересующего их русского мыслителя. Такой же принцип выборочности присущ исследователям-литературоведам: М.С. Агурскому, Л.Н. Афонину, Д.А. Балике, Н.Я. Берковскому, М.С. Гусу, Е.С. Грачевской, И.А. Дергачеву, Г.Д. Ивановой, В.В. Кожинову, Л.Н. Назаровой, Пак Сан Чжину, Г.В. Петровой и другим.

Подступы к проблеме рецепции идей немецкого философа на отечественном материале предлагает О.Н. Грищенко в статье «О Гартмане в России. Э. Гартман и В.В. Берви-Флеровский» (1992).

Исследования, анализирующие саму философскую систему Э. Гартмана, появлялись еще при жизни немецкого метафизика (монографии О. Брауна, А. Древса, В. Калдвела, Р. фон Кёбера, А. Маркуса, С. Рубинштайн, Х. Файхингера, Й.К. Фишера, Й. Фолькельта, К. Хаймонса, Г. Ханземана, Е.О. Шмидта, М. Шнайдевина). Среди них были тексты как критико-полемического, так и апологетического характера и даже одно, ставшее весьма популярным, юмористическое стихотворное «дополнение» к гартмановской «Философии бессознательного» М. Реймонда. Всё это говорит о невероятной прижизненной известности немецкого философа у себя на родине. После смерти Гартмана поток исследований резко сократился, в 1910-1920-х гг. с критикой гартмановского учения выступили Л. Циглер, Г. Кёниг, Ф.В. Бреполь, Дж.С. Холл, Л. Зенетти, М. Шмит, П. Моос, Э.Л. Кун, Э. Блох, Ф.-И. фон Ринтелен. В конце 1920-х – начале 1940-х последовали монографии В. фон Шнеена, Х. Хейнрикса и В. Раушенбергера. Возобновление интереса к учению Гартмана обозначило появление монографии В. Гартмана о философии М. Шелера, рассмотренной в ее отношении к учению Э. Гартмана (1956). И если в 1963 г. в многотомной «Истории философии» Ф. Коплстона для Гартмана нашлось место только в одном подпункте в главе, посвященной философии Шопенгауэра (т. 7, гл. 14), то следующие годы ознаменовались появлением сразу нескольких работ, посвященных философии Гартмана: монография Д. Дарноя (1967), диссертации Г. Кюбарта (1970), Ф. Байнрота (1970), В. Пфреппер-Баттенберга (1982), Х. Вайсмюллера (1985). В. Тыбурский в 1993 г. разрабатывал вопрос рецепции идей Гартмана в польской философии. В 2001 г. Э. Фёльмике габилитировалась в Бонне работой «Бессознательное в немецком идеализме», где один из параграфов был посвящен Гартману. В 2006 г. к 100-летию со дня смерти Э. фон Гартмана вышли монография Ж.-К. Вольфа, сборник малоизвестных статей Гартмана под редакцией Вольфа, а также ряд статей того же исследователя. В 2009 г. – переиздание книги Гартмана «Феноменология нравственного сознания» под редакцией и с послесловием Вольфа. В 2010 г. – сборник статей под редакций А. Николса и М. Либшера «Осмысливая бессознательное: немецкая мысль XIX века», где статья С. Гарднера была посвящена философии бессознательного Гартмана.

Вопрос об исследованности философской рецепции как специфического историко-философского метода транскультурной трансляции философского знания неоднозначен. Несмотря на то, что слово «рецепция» в заголовках философских исследований употребляется достаточно часто, теоретически вопрос о рецепции как о философском методе решался в основном в рамках сначала феноменологии, затем литературоведения и герменевтики. Так, в рецептивной эстетике «констанцской школы» (Х.Р. Яусс, В. Изер и др.) история литературы (в широком смысле слова) рассматривалась как история восприятия смыслов. Понятие «репродуктивной рецепции», сформулированное в рамках рецептивной эстетики, обозначает реакцию культурной среды на произведение, что предполагает воспроизведение текстов, переводы, литературную критику, в отличие от «продуктивной рецепции» понимаемую как «вхождение» в творчество других авторов. Лучше всего как в российской (Н.С. Автономова, Л.С. Бархударов, Р.О. Якобсон), так и в западной литературе (Л.Г. Венути, В. Беньямин, У. Эко) разработана методология перевода. О рецепции как особом механизме функционирования идей в истории философии писали польские (В. Тыбурский, Я. Гаревич) и российские (Т.В. Бернюкевич, Н.А. Дмитриева, Л.А. Микешина, П.В. Резвых и др.) исследователи.

Об особенностях восприятия европейских философских идей в русской философии говорится достаточно часто, наиболее полно «продуктивная рецепция» исследована в работах А.Н. Круглова о философии Канта в России, П.В. Резвых о философии Шеллинга, в сборниках «Христиан Вольф и русское вольфианство» под ред. Т.В. Артемьевой и М.И. Микешина, «Христиан Вольф и философия в России» под ред. В.А. Жучкова, «Кант и философия в России» под ред. З.А. Каменского и В.А. Жучкова, «Философия Шеллинга в России» и «Философия Фихте в России» под ред. В.Ф. Пустарнакова, «Огюст Конт: взгляд из России» под ред. К.Х. Делокарова и Б.М. Шахматова, в монографиях Д.И. Чижевского, Э. Клюс и др.

Объектом исследования выступают тексты (философские статьи, публицистика, воспоминания, художественные произведения, эпистолярное наследие, записи лекций и учебных планов), в которых отражается философская рецепция учения Э. Гартмана в России.

Предметом исследования является рецепция идей Э. фон Гартмана в русской философской мысли конца XIX – начала ХХ вв.

Цель и задачи исследования:

Целью диссертации является историко-философская реконструкция рецепции в России философского учения Э. фон Гартмана, исследование филиации и развития его идей на русской почве. Задачи исследования определяются выбранной целью:

– рассмотреть рецепцию как реакцию читателя на прочитанный философский текст, способствующую появлению нового знания, предложить возможную классификацию этапов рецепции, показать место и роль рецепции в философии вообще, а также в русской философии в особенности;

– проследить развитие рецепции в России идей Э. фон Гартмана, обосновав ее место в истории философии как один из наиболее репрезентативных примеров рецепции западноевропейской философской мысли в русской философии;

– выявить особенности и основные направления рецепции гартмановской философии в российском философском сообществе и околофилософских кругах Серебряного века;

– показать значение идей Гартмана для русской философской традиции и интеллектуальной культуры конца XIX – начала ХХ вв.;

– ввести в научный оборот философские тексты из архива русского философа А.И. Огнёва, одного из наиболее ярких реципиентов и исследователей философского учения Гартмана.

Методологические основания исследования:

Историко-философская методология выступает как основной инструмент диссертационного исследования и предполагает метод сравнения, сопоставления, анализа и обобщения, а кроме того – метод реконструкции применительно к интеллектуальному контексту, в котором осуществлялась философская рецепция учения Э. Гартмана, и к истории самой рецепции. Историко-философский материал понимается в исследовании как «общая система формирования и преобразования высказываний», как «архив эпохи» (М. Фуко). Герменевтический метод позволяет выявить место идей Э. Гартмана в русской философии и культуре, а принцип историзма – вписать их в контекст эпохи. Структурированность и систематичность придает работе дескриптивный метод с элементами компаративистского и структурно-функционального анализа. Методолого-теоретической основой диссертационного исследования служит подход, разработанный в рамках «рецептивной эстетики». Использование филологического анализа (интерпретации) позволяет выявить философские идеи в литературных произведениях.

Научная новизна исследования:

– проведена историко-философская реконструкция рецепции идей Э. Гартмана в русской философской мысли; выявлены идеи и концепции Гартмана, реципированные на русской почве, а также имена тех русских мыслителей, которые принимали участие в процессе рецепции на разных ее этапах;

– на примере рецепции философии Э. Гартмана в России предложена и обоснована генеалогическая модель (этапы развития) философской рецепции;

– показано место и значение философских идей Э. Гартмана в интеллектуальном дискурсе конца XIX – начала XX вв. в России;

– введены в научный оборот архивные тексты русского философа А.И. Огнёва из личного архива о. Саввы (Михалевича) как яркий пример рецепции философии Э. фон Гартмана в России.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Русская философия в конце XIX – начале XX вв. активно воспринимала и усваивала западные философские идеи. На примере рецепции идей Э. Гартмана можно видеть, что спектр отношения представителей разных философских направлений в России к тем или иным идеям немецкого философа включал в себя все оттенки рецептивности: от полного приятия до резко критического отторжения, от вольной, в том числе художественной интерпретации до создания собственных концепций с использованием лишь реципированного «вокабуляра».

2. Философия Э. Гартмана нашла большое количество откликов не только среди университетских философов, но среди русских интеллектуалов вообще, так как в ней затрагивался большой круг философских и экзистенциальных проблем. Гартмановские идеи значительно повлияли на изыскания некоторых русских мыслителей религиозного толка (К.Н. Леонтьева, Н.Ф. Фёдорова), способствовали формированию оригинальных философских концепций В.С. Соловьёва, С.Н. Трубецкого, Д.Н. Цертелева, А.И. Огнёва, нашли отражение в художественных образах и эстетических концепциях русских писателей. Реципированные идеи Гартмана, таким образом, не только присутствовали, но и в некоторых вопросах (пессимизм, проблема реальности) задавали интеллектуальной дискурс в России в конце XIX – начале XX в.

3. История рецепции гартмановских философских идей в России демонстрирует активную включенность русских философов в европейскую «лабораторию идей», опыт функционирования которой, однако, не копировался, а творчески усваивался и перерабатывался в иной культурной среде, позволяя ее представителям создавать оригинальные философские учения и художественные произведения, имеющие самостоятельную культурную ценность.

4. Философская рецепция представляет собой реакцию на идеи, приходящие извне национальной философской традиции, и включает в себя три этапа – знакомство, адаптацию, исследование, что обосновывается на обширном историко-философском материале.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Результаты диссертационного исследования представляют непосредственный интерес для специалистов в области истории философии, философской методологии, философии культуры и философской компаративистики. Результаты работы могут быть использованы в учебных курсах по истории философии и истории науки (прежде всего психологии), по русской философии и теории познания, а также в преподавании культурологии, истории русской литературы и в специальных курсах по интеллектуальной истории России.

Апробация полученных результатов:

Основные положения диссертационного исследования были апробированы автором в выступлениях на заседании кафедры философии и аспирантском семинаре, вузовской конференции по результатам научной деятельности МПГУ (Москва, март 2011, 2012, 2013), на международной научной конференции «Русская философия: история, методология, жизнь» (Полтава (Украина), июнь 2011), на VI всероссийской научной конференции с международным участием «Булгаковские чтения» (Орел, май 2012).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Рецепция идей Э. фон Гартмана в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков