Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Понятие тендера. Истоки и основные особенности русской философии пола 14
Раздел II. Метафизика пола и любви в философии всеединства В.С.Соловьева 51
Раздел III. Взаимоотношение тендерных начал в персонализме Н.А.Бердяева 81
Раздел IV. Гендерное «тайноведение» В.В.Розанова 109
Заключение 138
Список источников и литературы
- Понятие тендера. Истоки и основные особенности русской философии пола
- Метафизика пола и любви в философии всеединства В.С.Соловьева
- Взаимоотношение тендерных начал в персонализме Н.А.Бердяева
- Гендерное «тайноведение» В.В.Розанова
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Потребность в углубленном исследовании философского наследия отечественных мыслителей ставят на повестку дня задачу расширения горизонта анализа, изучения тех аспектов их учений, которые на первый взгляд не являются основополагающими для кого-то из них, но на самом деле имеют существенное значение для целостного восприятия и осмысления их философских концепций. Таковыми является философские аспекты половой, или тендерной, дихотомии бытия, принципы которой русские мыслители распространяли на различные его уровни - от биологического и социального до метафизического и теологического.
Понятие «гендер», буквально «ворвавшись» в начале восьмидесятых в постсоветское пространство, быстро стал модным научным термином. Вместе с тем, определение тендера (gender) как социокультурного пола мало что объясняет тем, кто специально не интересовался тендерным подходом в современных исследованиях. Для большинства гендер ассоциируется с категорией пол, что не всегда правильно. Развитие тендерных исследований как отрасли знания связанно с различием этих двух категорий: «пол», означающий совокупность анатомо-биологических особенностей мужчины и женщины, и «гендер» (или социальный пол) как совокупность представлений об их должных качествах, как система культурных образцов, регулирующих социальное поведение мужчин и женщин.-Гендер, как считает современный исследователь данной проблемы,
является некой социальной «надстройкой» над физиологическим базисом-полом1.
В наше время глубокие изменения социокультурных условий и экспансия западных культурных образцов ломают традиционные модели взаимоотношений между мужчинами и женщинами в обществе. Вместе с этим изменяется, расширяется значение понятия «гендер», которое наполняется новыми смыслами, включаясь в новые контексты, в том числе и в контекст философии. Он перестает быть просто термином социально-гуманитарных наук, а становится предметом глубокого, философского осмысления и обоснования.
Истоки метафизического основания тендера требуется искать в истории философии. Так называемый «половой вопрос» затрагивался выдающимися мыслителями прошлого и настоящего. В основе их философских построений, касающихся тендерных характеристик, лежит принцип иерархического дуализма, когда мир воспринимается как оппозиция двух неоднозначных и неравноценных величин, находящихся между собой в органическом и в то же время драматическом взаимоотношении: дух - материя, активность - пассивность, культура -природа, разум - чувство, сознание - плоть, мужчина - женщина.
Нетрудно заметить, что все эти оппозиции имеют непосредственное отношение к закрепленным в культуре тендерным различиям, где «мужское» ассоциируется с положительными категориями (дух, сознание, активность и т. д.), а «женское» - с отрицательными (природа, плоть, пассивность и т. д.). На протяжении всей истории философской мысли «мужское» перемещалось в центр и рассматривалось в качестве
1 См.: Рябов О. В. Русская философия женственности (XI — XX вв.). - Иваново: «Юнона», 1999.-С. 5-6.
позитивного и доминирующего, а «женское» - в качестве второсортного, периферийного2. Вместе с тем следует отметить, что в рассмотренных нами метафизических построениях мужское начало никогда не трактовалось в качестве самодостаточного, а всегда с необходимостью требовало онтологического единства с началом женским, что, по всей вероятности, объясняется самоочевидностью нераздельности этих начал во всех наблюдаемых феноменах живой природы.
В России вопросы пола, тендерных начал так или иначе рассматривались и трактовались в сочинениях самых разных философов, ученых, публицистов конца XIX - первой половины XX вв. Но наиболее характерную выразительность и концептуальную оформленность они, на наш взгляд, приобрели в сочинениях B.C. Соловьева (1853-1900), Н.А. Бердяева (1874-1948) и В.В. Розанова (1856-1919), анализу соответствующих идей которых и посвящена настоящая работа.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение темы нашего исследования показало, что проблема поисков тендерных начал в истории русской философской мысли была мало исследована и освещена в отечественной научной литературе (речь, разумеется не идет о творчестве таких мыслителей, как B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, И. А. Ильин, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк, в работах которых размышления на данную тему как раз и заслуживает того, чтобы быть [предметом соответствующих исследований). Разработка проблемы получила значительный импульс в связи с развитием тендерных
2 См.: Козлова Н. Н. Тендер и вхождение в модерн // Женщина в обществе: мифы и реалии.-М., 2001.-С. 72.
исследований, в которых важное место занимает изучение культурно-символических аспектов пола. Здесь в исследовании нашей проблемы можно выделить два направления. Первое - это непосредственно изучение самого понятия «гендер», истории его возникновения и развития; второе - анализ тендерных начал, подходов и характеристик, существовавших в истории философской мысли.
Первое направление, а именно тендерные исследования, являются результатом интенсивного развития феминистских практик. В зарубежной научной литературе тендерная тематика представлена трудами Дж. Батлер, Б. Хуке, С. Де Бовуар, Г. Бок, Р. Брайдотти, Э.Гросс, Дж. Гэллан, Т.де Лауретис, К. Миллет, Ш. Муфф, Г. Рубин, Дж. Флекс, Л. Николсон, Б.Фридан, Ю. Кристевой, Л. Иригари, Э. Сиксу3 и многих других. Среди отечественных исследователей следует назвать О. Воронину - первого из российских авторов, которая занялась философским анализом тендерной проблематики. Серьезное исследование по «половой» теме проведено С.Жеребкиным, а также Н.
См.: Батлер Дж. Психика власти - СПб.: Алетейя, 2002.; Бовуар С. де. Второй пол. - М.: Прогресс - СПб.: Алетейя, 1997.; Бок Г. История, история женщин, история полов // THESIS. Женщина, мужчина, семья. - М., 1994. - № 6. - С. 170-200; Брайдотти Р. Женские исследования и политика различия // Введение в гендрные исследования. - Ч. II.: Хрестоматия / Под ред. СВ. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001 - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 13-22; Гросс Э. Изменяя очертания тела // Там же. - С. 599-625; Гэллан Дж. Ключи к Доре // Там же. - С. 561-581; Лауретис Т. де. Американский Фрейд // Там же. - С. 23-47; Кристева Ю. Душа и образ // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. -Томск: «Водолей», 1998. - С. 253-277; Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии, 1994. - № 9. - С. 23-58; Муфф Ш. Феминизм, гражданство и радикальная политика // Введение в тендерные исследования. - Ч.И.: Хрестоматия. -С. 369-384; Рубин Г. Размышляя о сексе // Там же. - С. 464-533; Сиксу Э. Хохот Медузы // Там же. - С. 799-821; Флекс Дж. Конец невинности // Там же. - С. 626-648; Фридан Б. Загадка женственности - М.: Прогресс, 1994; Хуке Б. Феминистская теория: от края к центру // Антология тендерной теории: Сб. 1-й. - Мн.: Пропилеи, 2000.-С. 236-253.
Пушкаревой, Н. Абубикировой, О. Хасбулатовой, 3. Хоткиной4 и многими другими авторами.
Второе направление - это исследования, в которых рассматривается русская философия пола и любви XIX - XX веков.
Проблемой взаимоотношений мужского и женского начал в отечественной философии активно занимается О. В. Рябов5. Анализируя русскую метафизику пола, исследователь отмечает, в частности, что разграничение мужского и женского начал русские философы продолжали в традиционном для мировой философии русле, соотнося первое с формой, второе с материей. Но если в западной философской традиции подобное понимание полового диморфизма детерминировало жесткую иерархию мужского начала как первичного и главного, а женского - как онтологически вторичного и дополнительного, то в русской философии такой жесткой иерархии не было или же она присутствовала в более мягкой форме.
Различные грани тендерной проблемы в русской философии анализируются также в работах таких отечественных авторов, как А.И. Абрамов, П. П. Гайденко, Л. В. Поляков, А. И. Новиков, А. Энгелыптейн,
4 См.: Абубикирова Н. И. Что такое тендер? // Женщина в обществе: мифы и
реалии. Сб. ст. - М., 2001. - С. 84-87; Воронина О. Социокультурные детерминанты
развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и
современность, 2000. - № 4. - С. 9-20; Жеребкин С. Тендерная проблематика в
философии // Введение в тендерные исследования. - Ч.І.: Хрестоматия. - Харьков:
ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 390-426; Пушкарева Н. Историческая
феминология в Россиихостояние и перспективы // Общественные науки и
современность, 2003. - № 3. - С.164-172; Хасбулатова О. Краткая хронология
женского движения в России: 1860-1917 // Женщины и российское общество:
научно-исторический аспект: Сб. науч. статей. - Иваново, 2000. - С. 3-7; Хоткина 3.
Тендерным исследованиям в России - десять лет // Общественные науки и
современность, 2000. -№ 4. - С. 21-26.
5 См.: Рябов О. В. Русская философия женственности (XI - XX вв.). - Иваново:
Юнона, 1999.
А.Эткинд . Однако освещение данного вопроса остается фрагментарным, лишенным целостности. Еще недостаточно изучены вопросы генезиса и эволюции русской метафизики пола, взаимовлияния философов друг на друга, воздействие их идей на современников и их отражение в литературе той эпохи. Поэтому можно считать, что данная работа претендует на заполнение в какой-то мере соответствующей ниши в изучении отечественной философской мысли.
Объект и предмет исследования. Объектом анализа в диссертации является творчество русских мыслителей конца XIX - первой половины XX века B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова. Предметом исследования являются те аспекты учений названных мыслителей, в которых содержится философское осмысление проблем полового диморфизма, соотношения тендерных отношений как отношений между мужским и женским началами в различных сферах и на разных уровнях бытия - биологическом, социокультурном, онтологическом.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является исследование метафизики пола, взаимоотношения тендерных
См.: Абрамов А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви. В 2-х ч. - Ч. I. - М., 1990. - С. 149-162; Гайденко П.П. Соблазн «Святой Плоти» (Сергей Соловьев и русский Серебряный век) // Вопросы литературы, 1996. - № 4; Поляков Л. В. Женская эмансипация и теология пола в России // Феминизм: Восток, Запад, Россия. (Сборник). - М.: Наука, 1993; Новиков А. И. Проблема эроса (пол, женщина, любовь) в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков // Феминизм и российская культура: Сб. трудов / Науч. ред и сост. Г. А. Тишкин; Межд. инст. «Женщина и управление». - СПб.: Гос. академия культуры, 1995; Энгелыитейн Л. Ключи счастья: Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX и XX веков. - М., 1996; Эткинд А. М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебрянного века. - М.: ИЦ- Гарант, 1996.
начал бытия в творчестве B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и В.В. Розанова, в сочинениях которых эта тема занимала одно из ведущих мест. Это в свою очередь требует постановки и решения следующих основных задач:
на основе философского анализа определить место категории «гендер» в составе философского знания, проследить связь между понятиями «гендер» и «пол», выявить моменты различия и сходства между этими понятиями.
исследовать истоки философии пола, проследить генезис и развитие тендерных идей в наследии классиков философской мысли от античности до рассматриваемого периода, выяснить их связь с аналогичными построениями русских мыслителей;
осуществить философско-теоретический анализ отечественной философии пола и любви, представленной в трудах B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова;
показать особенности трактовки русскими философами данного вопроса в сравнении с их предшественниками и современниками, выявить их вклад в философское осмысление проблемы взаимоотношения тендерных начал на различных уровнях бытия.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование выполнено на основе принципов системного подхода к анализируемому материалу, который дал возможность комплексно рассмотреть философские аспекты взаимоотношения тендерных начал в творчестве исследуемых мыслителей в качестве составной части их общефилософских построений, включающих в себя элементы
общефилософского, социально-философского и личностного срезов
рассмотрения в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того,
^ результаты такого похода позволяют говорить о несомненной
внутренней связи, порой органической, а порой противоречивой,
)>w существующей между концепциями мыслителей. Активно
использовались и приемы из того методологического арсенала, который был задействован в построениях самих философов. Речь идет прежде всего о диалектическом методе, который по самой своей сути имманентен любой теме, связанной с анализом бинарных оппозиций, включая, разумеется, тему взаимоотношения тендерных противоположностей.
Автором использовались как принципы конкретно-исторического подхода к исследуемым текстам, так и предпринята попытка
-4?; рассмотреть идеи мыслителей в общем историко-философском
контексте, включая в этот контекст осмысление данной проблематики как предшественниками и современниками мыслителей, так исследователями нашего времени.
По мере необходимости применялся аналитический метод, позволивший рассмотреть проблему в разных аспектах, а также метод синтетической реконструкции как способ фиксации логической и органической связи отдельных фрагментов текстов мыслителя с общим концептуальным замыслом его учения.
Теоретическими источниками исследования являются сочинения
'jjfc B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и В.В. Розанова, а также научно-
исследовательская литература, указанная в прилагаемом библиографическом списке.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что данная работа представляет собой один из первых опытов философского анализа гендерно-эротических теорий русской философии конца XIX - первой половины XX вв. В ходе исследования получены следующие результаты, выносимые на защиту.
В работе осуществлен философский анализ категории «гендер», уточнены объем и содержание данного понятия с учетом расширения его смысла и распространение его значения на сферу философских, метафизических построений.
В ходе историко-философского исследования метафизики пола с античности по XX столетие выявлены основные неизменные экзистенциально-метафизические атрибуты в трактовках разных мыслителей проблемы взаимоотношения мужского и женского начал.
3. Осуществлена реконструкция метафизической концепции
взаимоотношения тендерных начал бытия в системе всеединства B.C.
Соловьева; показаны роль и значение этого мыслителя в разработке
«философии пола» и «философия любви», оказавших существенное
влияние на дальнейшее осмысление и разработку данной проблематики
в русской философии.
4. Осуществлен системный анализ персоналистических воззрений
Н.А. Бердяева на проблему пола и любви, прояснен смысл его
эсхатологической идеи андрогинизма как «преодоления пола»,
мистического примирения тендерных начал в идеальной человеческой
сущности.
5. Выявлены особенности трактовки В.В.Розановым проблемы
тендерных взаимоотношений в сравнении с предшественниками и
современниками, показана оригинальность его взгляда на пол и любовь
как на «телесно-духовную суть бытия».
6. Прослежены и показаны моменты связи и
взаимодополнительности идей этих мыслителей.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы при дальнейшей теоретико-философской разработке проблемы взаимоотношения тендерных начал. В диссертации предлагаются некоторые принципы и инструментарий, использование которых может оказаться полезным при дальнейшем изучении темы. Выявленные и проанализированные в процессе исследования подходы и принципы, сформулированные B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым и В.В. Розановым, могут стать методологической базой для философского осмысления социокультурных процессов, происходящих в современном мире.
Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в последующих историко-философских и социально-гуманитарных исследованиях, в соответствующих учебных курсах, служить дополнительным источником знаний в процессе дальнейшего освоения философского наследия отечественных мыслителей. Они также могут быть полезными при разработки лекционных спецкурсов по истории философии, в которых затрагивается философская проблематика тендерных взаимоотношений, а также в феминологии, культорологии,
тендерной психологии и других дисциплинах. Отдельные положения
работы будут полезны при изучении тендерных исследований в русской и зарубежной философской мысли.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в трех публикациях автора общим объемом в 1,25 п.л. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы по истории отечественной философии (май 2006 г.) и на заседании кафедры философии (июнь 2006 г.) Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования и состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографического списка.
Понятие тендера. Истоки и основные особенности русской философии пола
Развитие социально-гуманитарного знания поставило на повестку дня вопрос о необходимости использования категории «гендер», которая бы способствовала более глубокому осмыслению деления человеческого бытия на мужское и женское начала. Впервые этот термин был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов XX века для анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Первая попытка развести понятия «пол» и «гендер» принадлежит американскому психологу Р.Столлеру (1968), который разграничил понятия биологического пола («sex») и социального («gender»). С 70-х годов категория «гендер» начинает активно использоваться в философии пола сначала в англоязычной исследовательской литературе, а затем в работах исследователей из других стран, включая Россию; соответствующее направление социально-гуманитарного знания получает название тендерных исследований. В 80-90-е годы такие исследования стали достаточно распространенными.
Вместе с тем, постепенно объем понятия «гендер» стал расширяться, выходить за пределы социально-гуманитарной тематики, захватывая другие содержательные пласты и уровни. Сегодня можно выделить по меньшей мере три основные значения понятия тендера, употребляемые в социологическом, культурологическом и философском контекстах.
Во-первых, гендер рассматривается в своем первоначальном, биосоциальном значении, как общественно-стратификационная категория. Во-вторых, гендер употребляется в качестве культурной метафоры, с помощью которой характеризуются социокультурные асимметрии, аналогичные половому различию. Наконец, в-третьих, данное понятие оказалось пригодным для использования его в качестве метафизического символа - для характеристики определенной дихотомии фундаментальных основ бытия, которая в концепциях ряда философов трактуется как взаимоотношение мужского и женского начал. Соответственно, применяемые в ходе исследований методы весьма различны и зависят от понимания и использования данного понятия.
Философия активно использует понятие «гендер», помимо первого, «базисного» значения, именно в качестве культурной метафоры и метафизического символа, т.е. во втором и третьем его значениях. В отличие от первого, биосоциального аспекта пола, в двух других его -культурно-символическом и метафизическом - содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированные таким образом, что все, определяемое как «мужское» или отождествляемое с ним, считается активным, значимым и доминирующим, а определяемое как «женское» - пассивным, вторичным и подчиненным. Это проявляется не только в том, что собственно мужчина и мужские предикаты являются доминирующими в обществе. Многие не связанные с полом феномены и понятия (природа и культура, чувственность и рациональность, божественное и земное и т.д.) через существующий культурно-символический ряд отождествляется с «мужским» или «женским». Таким образом, создается иерархия, соподчинение внутри уже этих -внеполовых - пар понятий. При этом многие явления и понятия приобретают «половую», или, правильнее сказать, тендерную окраску.
На онтологическом и гносеологическом уровнях мужское и женское начала трактуются как элементы культурно-символических рядов: мужское ассоциируется с рациональным, духовным, божественным, культурным; женское - с чувственным, телесным, греховным, природным. Соответственно многие явления и понятия приобретают половую, или тендерную, окраску. Пол становится метафорой, которая, как отмечает Э. Фи, «передает отношение между духом и природой. Дух - мужчина, природа - женщина, а познание возникло как некий агрессивный акт обладания; пассивная природа подвергается вопрошанию, раскрытию, человек проникает в ее глубины и подчиняет себе»1.
Вместе с тем встроенность мужского и женского как онтологических начал (т.е. первичных бытийных принципов) в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Пол становится онтологической метафорой, которая, как отмечают исследователи, передает отношение между духом и природой.
Метафизика пола и любви в философии всеединства В.С.Соловьева
Одна из характерных традиций русской философии конца XIX -начала XX вв. - это акцентирование внимания этико-философских исследований на проблеме пола. Начало этой традиции во многом связано с «философией любви» В.С.Соловьева, основанной на его концепции всеединства. Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность элементов и стихий бытия, даже эмпирически несогласованных, конфликтных. «Я называю истинным или положительным всеединством такое, - писал B.C. Соловьев, - в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»1.
Одним из метафизических оснований философии всеединства В.С.Соловьева является тендерная картина мира - совокупность представлений, составляющих такое видение человеком окружающей среды, где вещи, свойства и отношения осмысляются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или с женскими началами.
В основе концепции всеединства у B.C. Соловьева прослеживается линия: Абсолют (положительное всеединство) - отпадение мира от Абсолюта - стремление к Абсолютному, становящееся путем осуществления задачи всеединства. Вписывая эту линии в тендерную картину мира, мы соотносим Абсолют как воплощение божественного с мужским началом. Женское начало воплощает в себе София, Вечная Женственность, которая, с одной стороны, является источником отпадения мира от Абсолюта, итогом которого становится распад Абсолютного, образование Иного по отношению к Богу - тварного мира. С другой стороны, София является связующим звеном между Богом и миром, между Творцом и творением. Именно в Софии заключена та сила, которая обуславливает создание богочеловечества, делает возможным конструктивное разрешение противоречия человека и Бога. А основная задача «всеединства» — стремление к Абсолюту -осуществляется с помощью идеи любви, воплощенной в Софии. Именно в идее Софии B.C. Соловьев выражает свою тенденцию к универсальному пониманию любви как духовной силы, объединяющей мир в единое целое.
Перейдем к более подробному рассмотрению концепции всеединства, вписанную в тендерную картину мира. Соловьевское всеединство одухотворено связью низших элементов с их вечным центром - Всеединым сущим, или другими словами - с Абсолютом. « Итак, абсолютное есть ничто и все: ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и все поскольку, оно не может быть лишено чего-нибудь» . Е Трубецкой отмечал « приведенное определение Абсолютного порождает весьма древнюю традицию европейской философии, которая зачинается еще в древней Греции. Уже в учении Платона мы находим идею блага, коей определения чрезвычайно напоминает соловьевское понимание Абсолютного»3. Абсолют у B.C. Соловьева - это положительное всеединство, принцип которого заключается в необходимости воплощения божественного начала в человеческом обществе. Реальный мир - это отпадение от Абсолюта, т.е. всякое существование по отношению к Абсолюту является его другим. Природа же и человек развиваются прогрессивно, а в человеке как индивидуальной личности заключено стремление к всеединству. Внутренней целью развития мира является соединение с Абсолютом. Человек обладает всеединством потенциально, оно в нем заложено и, преодолевая отчуждение, в универсальном всеединстве должно произойти слияние творения и Творца.
Воссоединение двух сфер бытия - идеального и земного, совершенного и стремящегося к совершенству, восстановление изначальной целостности бытия, возвращение к исходному всеединству должно быть фундаментальной задачей, назначением и смыслом исторического существования человека. Только он может преобразовать мир в живое и стройное целое. B.C. Соловьев об этом пишет: «... человек является естественным посредником между богом и материальным бытием, проводником всеединого божественного начала в стихийную божественность - устроителем и организатором вселенной»4. Но такое преображение мира достигается не насильственным путем, а посредством любовного единения со всем сущим в мире. Воплощением идеи любви является София, Вечная Женственность, просветляющая и преобразующая мир.
Впервые B.C. Соловьев касается вопроса женственности своей ранней работе «Мифологический процесс в древнем язычестве» (1873г.). Он связывает женственность с всеобщей материей, порождающим началом, объясняя это и онтологически, и этимологически. Понятие materia он выводит из санскрита mater (мать). Мужское начало по Соловьеву воплощается в Духе. Мировой процесс состоит в постепенном взаимном проникновение двух начал, возникает ряд конкретных форм, в которых дух Бог частично материализуется, женское начало частично одухотворяется, пока в обожествленном организме жизни земли оба начала не сольются совершенно.
Эту базовую интуицию спустя три года он разовьет в созданной на французском языке рукописи «Sophie» «София»). В этом незавершенном трактате Вл.Соловьев рассматривает онтологию и теологию тендерных начал через понятия души, разума (ума) и духа. Возрождая форму древнегреческих диалогов, мыслитель моделирует разговор между философом (в роли которого без труда угадывается он сам) и Софией. Диалог вскоре переходит в монолог Софии: «Нормальный пол душевного человека - женский; разумного человека, который является супругом души, - мужской; Дух возвышается над различием» . Единству этих начал соответствует единство их функций. Функцией души является любовь, ума - мышление, Духа - блаженство. «...Любовь есть начало или причина, мысль - середина или средство, блаженство или покой есть конец, или цель» . Очевидно, что в соловьевскои теологии и онтологии пола в ее «софийной» трактовке мужское начало имеет первостепенное значение, а женское начало - вторичное и дополнительное.
Начав с размышлений о соотношении мужского и женского начал бытия, Соловьев затем концентрирует свою мысль на теме любви, являющейся одной из центральных в христианском вероучении. Философ вписывает любовь в схему кантовско-гегелевских дихотомий. Место тезиса занимает половая (природная) любовь, обладающая стихийной силой, но чуждая универсальности. Носителем универсальности выступает интеллектуальная любовь (антитезис). Синтезом является высшая - абсолютная любовь, заключающая в себе самое высокое чувство и высшую софийность, или премудрость.
Взаимоотношение тендерных начал в персонализме Н.А.Бердяева
Философия Н.А.Бердяева - персонализм, философия личности. Еще в пору увлечения «новым религиозным сознанием» философ подчеркивал центральное значение личности: «сам Бог воплотился в форме личности и заповедал утверждать личность для вечности, признал безмерную ценность индивидуальности»1. Подобные мысли позже он высказывает неоднократно. В частности, в своей философской автобиографии он подчеркивал: «я всегда был персоналистом»2. Соответственно, проблема тендерных начал бытия у Бердяева рассматривается прежде всего в человеческом измерении, хотя и не сводится к узкому, тем более, биологическому смыслу понятия человека, а охватывает самые широкие горизонты рассмотрения, углубляясь в метафизические основы человеческого существования. Неслучайно автор книги о философах XX века А.Хюбшер следующим образом охарактеризовал философию Бердяева: «Это персоналистское, если угодно, - экзистенциально-философское мышление, правда, в духе такого экзистенциализма, на который падает тень апокалиптических сил»3.
В центре размышлений Бердяева - проблемы человека, его свободы и творческого назначения - и в этом его философия созвучна с западным экзистенциализмом. Но при всем ощущение трагизма человеческого существования Бердяев был убежден в божественности человека, в его силе и величии. В этом существенное отличие персонализма Бердяева от западной экзистенциальной философии.
Человека Бердяев определяет как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности из двух миров - природного и сверхприродного. В нем как бы пересекаются все круги бытия. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек есть загадка как личность. Суть личности в том, что она не отождествляется с телом и душой, это не биологическая, не социальная, не этическая, не психологическая категория. Личность - это микрокосм, универсум в индивидуально-неповторимой форме, соединение всеобщего и индивидуального. Тайна существования личности - в ее абсолютной незаменимости, несравнимости, неповторяемости. Личность не есть готовая данность, она есть самосозидание, единство во многообразии.
Итак, личность по Бердяеву, есть духовное начало, «формой» которого является человеческое тело. Значит человек является и фактом природы, который наделен помимо самосознания, духа, также полом. Пол имманентен человеку. Человек не может существовать без пола, как и пол без человека. Поэтому категория пола в философии Бердяева, наряду с категориями свободы и творчества, занимает весьма важное место.
Для наиболее полного раскрытия понятия пола в осмыслении русского философа обратимся к платоновскому мифу об андрогине, глубоко переосмысленного христианским философом Я. Беме. Бердяев считает, что это наиболее полное и высокое учение о человеке. «Миф об андрогине, - пишет он, - принадлежит к самым глубоким и древним мифам человечества. Он оправдывается и более углублённым, эзотерическим толкованием книги Бытия, хотя и не свойствен господствующим богословским учениям... Боятся учения об андрогине и отрицают его те богословские учения, которые вследствие экзотерического своего характера отрицают Небесного Человека, Адама Кадмона и учат лишь о земном, натуральном, эмпирическом человеке, т.е. признают лишь ветхозаветную антропологию, построенную ретроспективно с точки зрения греха»4.
Миф об андрогине находит своё дополнение в мифе о Софии. По словам Бердяева, «учение о Софии неотрывно у Бёме от учения об андрогине, т.е. первоначальной целостности человека. Софийность и есть в сущности андрогинность. Человек имеет андрогинную, бисексуальную, муже-женственную природу. Человеку присуща София, т.е. Дева»5. Опираясь на миф об андрогине и Софии, Бердяев настаивает на том, что существует какая-то иная, более высокая антропология, не развитая традиционным христианским сознанием.
Итак, по мнению Бердяева, сначала Бог создал Небесного, космического первочеловека-андрогина, который был «софийной муже-девой». Однако в результате космического грехопадения, вызванного действием «Ungrund», изначальной, не подвластной самому Богу свободы, Небесный Адам прельстился природой и «выпал» из сферы божественной жизни, распавшись на земного мужчину и земную женщину. «...Поистине не мужчина и женщина есть образ и подобие Божье, а лишь андрогин, дева-юноша, целостный бисексуальный человек, - пересказывает Бердяев идеи Бёме. Дифференциация мужского и женского есть последствие космического падения Адама. Сотворенный по образу и подобию Божьему человек-андрогин распадается, отделяет от себя природно-женственную стихию, отчуждается от космоса и подпадает рабской власти женственной природы»6.
«Появление человека-андрогина, муже-девы и появление земного полового человека, мужчины и женщины, - разные моменты антропогонического и космогонического процесса, разные этапы миротворения. Между этими моментами лежит катастрофа», -продолжает Бердяев эту же идею в другой работе. Он интерпретирует библейский сон Адама как головокружение от несотворённой свободы, утрату вечности и обретение времени и женщины-Евы. Следствием космического грехопадения стала, согласно Бердяеву, также утеря человеком своего царственного положения в космосе и подпадание под власть природных стихий. Философ считает, что от андрогинического человека отпала женственная природа и стала для него природой внешней, одновременно и притягивающей, и не дающей никаких надежд на окончательное воссоединение: «Сладострастное влечение, чувственность, разврат явились в мире в результате утери целостности, внутреннего раздвоения и раздора. Всё стало внешним одно для другого... Женская стихия есть внешняя, притягивающая и соблазняющая стихия, без которой не может жить мужская природа... Но в стихии разорванного рода никогда не достигается целостность и не восстанавливается андрогинный образ, никогда не утоляется тоска человека по вечности, по обретению своей Девы»8.
Таким образом, грехопадение, которое интерпретируется Бердяевым как «небесная», «космическая» катастрофа, можно считать своего рода рождением пола, его отправной точкой.
Категория пола для Бердяева не только антропологическая, но и космическая. Он называет пол «космической силой», стихией, точкой пересечения с космосом. Пол для Бердяева является мистическим началом бытия. В сексуальности человека, - отмечает философ, -узнаются метафизические корни его существа. «Пол есть точка пересечения миров в организме человека. В этой точке пола скрыта тайна бытия»9. Бердяев считает, что от пола человеку никуда скрыться нельзя, можно уйти от специфически сексуальной жизни пола, но и в этом случае происходит лишь перемещение единой половой энергии.
Гендерное «тайноведение» В.В.Розанова
«Великим очистителем человеческого эроса, запакощенного за тысячелетия, пришел Розанов на русскую землю...»1. Словами одного из исследователей творчества этого русского мыслителя и литератора можно начать данный раздел, посвященный анализу уникальной и своеобразной философии пола, созданной В. В. Розановым.
В русской философии раскрыт сокровеннейший смысл таких понятий, как «любовь», «брак», «женственность». Владимир Соловьев, бесспорно, здесь один из первых, кто всерьез поднял эту тему и заложил традицию. Но Розанов вносит в эти построения новую струю, открывает новый угол зрения. Его интуиции на тему брака и семьи высвечивают отнюдь не социальные аспекты, а вонзаются в самый корень бытийного естества, постигая его эмпирию, «благоухание плоти».
Основные принципы философствования В. В. Розанова относительно проблемы человека и личности, несомненно, соответствуют специфике русской философии конца XIX - начала XX века. Это, прежде всего идея самоценности человеческой личности, ее «сверхэмпирического» достоинства, которое не может быть обосновано методами рациональной науки и нуждается в религиозно-метафизическом осмыслении. Попытка понять природу и сущность человека с позиций ratio бессмысленна и бесполезна, считает Розанов, так как «человек в цельности своей природы существо иррациональное: поэтому как полное его объяснение недоступно для разума, так недостижимо для него его удовлетворение»2.
В.В. Розанов исходил из того, что идеальный мир как нечто абстрактное, абсолютное, существующий сам по себе, не столь значителен, и его генезис невозможен без рассмотрения мира реального - мира человека в первую очередь. Как включить реального субъекта в общемировой порядок, Розанов видит один путь: идти от человека к всеобщности, а не наоборот.
Частично розановский принцип цельности, «связности» человека и мира близок по смыслу идеалу «соборности», отличавшему русскую философскую мысль, рассматривавшую личность как часть «собирательного человечества». Однако позиция В.В. Розанова несколько отличалась от концепции человека в русской философии конца XIX - начала XX века. Представители русской философии исходили из положения о человеке как существе, принадлежащем одновременно миру природы и миру духа, телесно подчиненном законам природы, а духовно - способном к самоопределению посредством нравственного закона, содержащемся в Священном писании. Самоопределение рассматривалось в качестве источника человеческой свободы и самоценности (B.C. Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, П.И. Новгородцев, Б.П. Вышеславцев). Абсолютная ценность человека проистекает из его духа, который по своей природе вечен3. Понятие «духовной природы» в этом контексте означало независимость человека от природной обусловленности, нравственную автономию личности, ее способность к моральному выбору, творческому самоопределению, пусть и не без помощи Божественной благодати.
В.В. Розанов принципиально иначе видит суть человеческой природы. Основополагающие принципы в ее определении - это потенциальность и уникальность, которые равнозначны представлению о фаталистической предопределенности нравственного развития и не оставляют места для свободы воли и моральной автономии личности. Уже в ранней свой работе «О понимании» он обосновывает концепцию потенциальности. Потенциальность выступает мистическим синонимом Абсолютного. Мир, по Розанову, вечен потому, что содержит в себе потенции развития. В его «религии жизни», сменившей «философию понимания», абсолютная ценность личности доказывается через признание ее «вкоренения», то есть способности вечного продолжения самой себя в потомстве. «Физиологический след» здесь становится сущностью концепции потенциальности. Еще до О. Вейнингера и независимо от 3. Фрейда В.В. Розанов показал, что пол вовсе не есть только родовой придаток личности, он проникает во все существо человека.
В.В. Розанов остро чувствовал «нижнюю бездну» человеческого существа. У него была обостренная интуиция тайны пола. В этом он был схож с З.Фрейдом. Но у Фрейда подход биологизаторский, а у Розанова - «тайноведческий».
В отличие от фрейдовского, атеистического, по своей сути, подхода к полу, В.В. Розанов хотя и придает полу высшую роль в жизни человека, но считает пол в чем-то тождественным Богу. Если у 3. Фрейда — сексуализация религии, то у В.В. Розанова - обожествление пола, он обладал живым чувством святости плотского в, казалось бы, наименее духовной сфере - «половой». Но частично «пол» у В.В. Розанова схож с «либидо» у 3. Фрейда.
На Розанова как на мыслителя, сильное влияние оказали поздние славянофилы, прежде всего, Н. Я. Данилевский с его биологизмом, в котором Розанова привлекало уподобление всех общественных процессов природным явлениям. При таком подходе, как казалось философу, стирается грань между разумным и внеразумным, и чисто биологическое существование предстает как осмысленное, наделенное духовным и «космическим» значением.
Существование «пола» Розанов связывает с существованием жизни как таковой. О. Рябов отмечает, что в розановской метафизике, связь пола с жизнью, трактуются как равнозначные. Именно это положение Розанова подвергается критике многими русскими философами, которые подчеркивают: везде, где есть пол, есть жизнь - но есть и смерть. Как известно, это одно из положений философии любви и пола Соловьева. «Само по себе ясно, что, пока человек размножается как животное, он и умирает, как животное»4 - пишет он, акцентируя внимание на тождестве Диониса и Гадеса, жизни и смерти. Родовая жизнь влечет за собой индивидуальную смерть5.
По Розанову, жизнь начинается там, где в существах возникают половые различия; и эти последние начинаются там, где появляется жизнь. Растения - и те не лишены пола, но совершенно лишены камни, «... «женщина» - это и есть «жизнь», ... в её половых отличиях, и соответственно, конечно, в половых различиях ее друга и лежит тончайший субъективный нерв жизни»6.
«Жизнь», «пол» для Розанова - это понимаемая и различаемая материя. Понятие «пола» служит для Розанова «посредником» между трансцендентным и действительным миром «жизни», ингеллегибельной реальностью. Через «пол», согласно Розанову, открывается тайна трансцендентного, целостного бытия, которое постигается не с помощью рациональной западной науки, а лично. В статье «Семя и жизнь» читаем: «Пол это начинающаяся ночь в самой организации человека: в том смысле, что ясно анатомическое и сухо анатомическое его расчленение теряет здесь ясность, сухость и вместе рациональность свою. Всё, приближаясь сюда, становится трансцендентно, т.е. не только окружено это трансцендентными по необъяснимости бурями, «огнем поедающим», но и вообще как-то переливается в значительности своей за край только анатомических терминов. Это второе темное лицо в человеке, и, собственно, оно есть ноуменальное в нем лицо: от этого -творческое не по отношению к идеям, но к самим вещам, «клубящее» из себя «жизнь»; но оно так густо застлано от наших глаз туманом, что, в общем, никогда его не удавалось рассмотреть. В нормальном случае, сейчас после невинности и даже еще невинные, юноша и девушка, тяготея друг другу, бесспорно, полом, тяготеют им не функционально, но лично: ясный знак, что пол - не функция, не орган...»7.