Введение к работе
Актуальность исследования. Суфизм, как сложное мистико-философское течение, представляет собой феномен средневековья. Изучение и критическое осмысление суфийского наследия имеют важное значение, ибо воссоздание научной истории Философии предполагает исследование творчества мыслителей всех течений и направлений предыдущих эпох. Развитие суйизма предопределялось в значительной степени творчеством отдельных ярких его представителей. К числу таких известных влиятельных средневековых мыслителей, внесших весомый вклад в развитие общественно-Философской мысли, относится Бахоуддин Валад„(П49/50-1232), наследие которого в нашей историко-философской науке еще не стало предметом отдельного исследования.
Актуальность исследуемой темы объясняется и тем, что в творчестве Бахоуддина Валада четко выращено го разнообразие идей в общественно-Философской мысли и полемики ее представителей, изучение которых содействует создание адекватной картины идеологии ХП-ХШ веков. Мировоззрение мыслителя сильно повлияло на последующих суфиев, в особенности на учение его сына Дкалолуддина Руми (1207-1273) и последователей суфийского ордена "Мавлавия", и поэтому изучение его наследия дает возможность выявить генетическую связь идей Бахоуддина Валада с такой известной школой суфизма, какой является мавлавия, позволяет более глубоко и полно осветить процесс развития этого суфийского ордена и его взаимосвязь с предыдущими и последующими течениями философской мысли народов стран Ближнего и Среднего Востока.
Степень разработанности проблемы. Из литературы, посвященной изучении наследия Бахоуддина Валада, прежде всего надо отметить монографию афганской ученой U. Сиродж . Это единственное исследование, в котором анализируется жизнь и наследие мыслителя. Автором предпринята попытка на основе средневековых источников восстановить жизненный путь Бахоуддина и дать общуо характеристику его труда "МаориА" ("Познание'*). В монографии уделено внимание отдельным аспектам учения мыслителя - пезнанип, божественной любзи, свободе воли и др.
1 Сироч М. Ыавлонои Балхи ва падараш. Таьсири "МаориФ" бар "йаснави". - Кабул, 1340 г.х. - Поре.яз.
- 2 -М. Сиродя высказаны ценные суждения о влиянии Бахоуддина Балада на учение его сына Дчалолуддина Рут. Вместе с тем, как видно из названия исследования, оно посвящено главным образом вопросу влияния идей автора "Маори^а" на "Маснави" Дралолуд-дина, что не позволило исследователю подвергнуть системному анализу мировоззрения Бахоуддина. 3 работе Ы. Сиродж также не затрагивается ряд вопросов собственно Философского характера в учении мыслителя.
Из исследований, посвященных изучение наследия Бахоуддина Валада, следует ответить также статью турецкого исследователя Л. Оташа, предисловие и комментарии Б. Фурузон^ара к двум книгам "Маорийа" и статьи М. Диноршоева и М. Султонова .
Что касается остальной литературы, как советской , так и зарубежной , то в ней даются в основном сведения биографического характера.
Таким образом» модно отметить, что, несмотря на опреде-
* Оташ А. Мавлоно и его отец/Дурк душунсези. - 1954. - № 4, Ь.7. - Тюрк.яз.; Фурузонйар Б. Мукаддима. Шарх ва таъликот //Бахоуддини Валад. waopwfr.- Т.1-2. - Техрон,1340 г.х. -Перс.яз.; Диноршоев Ы., Султонов М. Бахоуддини Валад//Эн-циклопедияи советии точик ОСТ).-ДушанбеЛУ7гі. - T.I. - С. 39о. - Тадж.яз.; Султонов М. Маорит. - ЭСГ. - Душанбе, 1983. - Г.4. - С.1Э6. - Тадж.яз.
2 Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской Философии.-
Сталинабад, 1961; Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. - М.,1965; Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. - М.Д970; Дкавелидзе Э.д. У истоков турецкой литературы. - ЧЛ. - ТбилисиЛ97І: Одилов Н. Мировоззрение Д^алолидшша Руми.-Душанбе,1972; фиш Р. Дхалаледшш Руми.
- М.,1972; Акимушкин О.Ф. Вдохновенный из Руыа//Руыи &а-
лолуддин. Поэма о скрытом смысле. - Ы.,19вб; Хадиэаде Р.
Дкалалиддин Руми//Руми. Газели и притчи: - Душанбе,1988.
Фурузонфар Б. Рисола дар тахкики ахвол ва зиндагии Ыавло-. но. -Техрон, 1315 г.х.- Перс.яз.; Его же. Шархи ахвол ва накд ва тахлили осори Шайх фаридуддини Мухаммади Аттори Нишопури. -Т.ехрон, т339 х,- Перс.яз.; Хумои Ч, Газалиети деьони Шамс//Газалиети Шамси Таорези, - Техрон,1335 г.х.-Перс.яз.; Этте X. Таърихи адабиети^орси..-Техрон, 1337 г.х. - Перс.яз.; Гани К. Бахе дар осор ва а$кор ва ахво-ли ХоФиз. - 4.2. Т.I. - Техрон,1340 г.х. - Перс.яз.; На-Фися С. Сарчашмаи тасавву* дар Эрон. - Техрон, 1343 г.х.
- Перс.яз.;,Его же. Таърихи назму наср дар Эрон ва дар
забони форси. -Техрон, 1344 г.х.- Перс.яз.; Зарринкуб А.
Арзиши мероой суйия. - Техрон,1344 г.х.-Перс.яэ.; Его же. .
Чустучу дар тасаввуФи Эрон. - 1357 г.х. - Перс..яз.; Его
же. Бахр дар куза. - Техрон,4б.г. - Лерс.яз.; Кухсини М.
Тахкик дар ахвол ва осори Начмуддини Кубро. і Техрон,
1346 г.х,- Перо.яз.; Деххудо А. Лугатномаи Деххудо. -Т.
-з-.
ленную работу, проделанную исследователями," основние аспекты философского творчества Бахоуддина Валада остаются неосвещенными. Изучению этих вопросов и посвящена предлагаемая диссертация.
Цель и задачи нашего исследования определены конкретно-историческим анализом наследия Бахоуддина Валада, заключающемся в следующем;
восстановление подлинной биографии мыслителя в контексте его эпохи;
определение идейно-теоретических предпосылок формирования мировоззрения Бахоуддина Валада;
анализ на основе трудов cavoro мыслителя онтологической, гносеологической и этической сторон его учения;
выявление прогрессивных идей мыслителя, способствовавших дальнейшему развитию свободомыслия на средневековом Востоке;
определение степени влияния учения Бахоуддина Валада на Формирование идеологии м.авлавийской школы суфизма;
привлечение и введение в научный оборот неизученного наследия мыслителя.
Научная новизна работы. В диссертации вперзые в советской историко-^илосоФской науке всесторонне исследуется жизнь, научное наследие и Философское учение Бахоуддина Валада. Новизна работы такта состоит в том, что в ней впервые:
дается подробное жизнеописание Бахоуддина Валада, рас-скрываотся идейно-теоретические истоки его мировоззрения;
особо исследуется октология, гносеология и этика мыслителя;
обосновывается идея о том, что учение Бахоуддина Валада представляет собой опредвленкуо ступень в развитии персидского су*изма;
". іуіі. "- івхрон, 130U Г.х. - Неро, яз.; Табризи Ы. Райхонат-*ул-адаб, - Т.2. - Техрон, 1357 г.х. - Перс.яз.; Сохибул-чавохир А. Чавохир-ул-осор *и тарчама "Маснавк". - Т.2. -Техрон, б.г. Ар. яз.; Никольсон А. Поэт и мистик. - Лондон, 1966. - Англ.яз.; Арберри А. Классическая персидская литература. -Лондон, 1%>а. - Англ.яз.; Хали?а А. Дкалолуд-
дин Руми//Иетория мусульманской йилосотии. - Т.2. - Исламабад, 1966. - Англ.яз. и др.
показано, что суфийская доктрина мыслителя была направлена на примирение суФизма с исламским богословием;
выявлены диалектические догадки в учении Бахоуддина Балада, особенно по вопросам о движении, противоположностях,
об источнике добра и зла и др.;
на основе всестороннего анализа наследия Бахоуддина Валада показаны противоречия в его мировоззрении, представляющего собой сложное переплетение теологии и суфийского пантеизма; ^
показано, что пантеизм является доминирующим в мировоззрении мыслителя, и именно этот онтологический базис дает ему возможность высказывать многие свободолюбивые идеи;
сделана попытка доказать, что учение Бахоуддина Валада о познании бога построено на основе иррационализма и направлено на постижение Истины через выполнение многочисленных условий, называемых ступенями тариката и хакиката;
проанализированы основные моменты этического учения мыслителя, рассмотрены проблемы соотношения этики и религии, добра, и зла, свободы воли, этико-моральные категории и др.;
-на осново анализа и сравнения произведении Бахоуддина Валада и его сына Дкалолуддина.Руми доказывается, что влияние учения первого на мировоззрение второго прослеживается по многим вопросам онтологии, гносеологии и этики и поэтому Бахоуддина Валада можно считать наравне о другими учителями Дкалолуддина одним из теоретиков идеологии мавлавийского ордбна суФизма.
Теоретической и методологической основой диссертации являются диалектико-материалистические принципы ис'торико-фи- '. лософского исследования, новейшие труды известных советских .и зарубежных ученых по методологии историко-философского исследования и истории мысли страд Ближнего и Среднего Востока.
Источники исследования. Главным источником исследования
послужил четырехтомный энциклопедический труд Бахоуддина Ва
лада "Ыаориф". В диссертация использованы также произведе
ния Дкалолуддина Руми, Шамеа Табрези, Бурхонуддина Мухаи-
кика, средневековые антологии, труды.советских и зарубежных
авторов по истории ФилоеоЛий." ..)'. .
Практическое значение работы состоит в том, что она да-
- 5 -ет цельное представление о toiocodteKOM учении Бахоуддина Балада. Основные положения и выводы диссертации, а также собранный и проанализированный в ней материал могут быть использованы при изучении и написании истории философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока. Они могут быть также полезны при чтении лекции и спецкурсов по истории суфизма.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и выступлениях на республиканских научно-практических кон^ренциях молодых ученых и специалистов (Душанбе, I9d9; Ленинабад, 1990), на Пятых региональных Философских чтениях молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана (Фрунзе, I9d9), в опубликованных статьях, докладах и тезисах, Диссертация была обсуждена на заседании Отдела истории <*>илосо*ии Института (їшосоіЬїи и права АН Республики Таджикистан (1991).
Структура и объем работы подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.