Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль общества "Знание" в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся в современных условиях Айвазова Наталья Валентиновна

Роль общества
<
Роль общества Роль общества Роль общества Роль общества Роль общества Роль общества Роль общества Роль общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Айвазова Наталья Валентиновна. Роль общества "Знание" в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся в современных условиях : ил РГБ ОД 61:85-9/532

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование научно-материалистического, атеистического мировоззрения - комплексная проблема 15

1. Система атеистического воспитания и место в ней общества "Знание" 15

2. О партийном руководстве организациями общества "Знание" 38

3. Эффективность научно-атеистической пропаганды. 63

Глава II. Формы и методы работы общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения 84

1. Комплексный подход к проблеме формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения 84

2. Средства повышения эффективности научно-атеистической пропаганды 104

Заключение 151

Слисок литературы 155

Введение к работе

Актуальность исследования. В решениях ХХУІ съезда КПСС, июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС подчеркнуто, что сердцевиной идейно-воспитательной работы, незыблемой основой коммунистического воспитания людей является формирование марксистско-ленинского мировоззрения.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС обратил внимание на необходимость глубокого усвоения всеми трудящимися революционного учения Маркса, Энгельса, Ленина, дающего ключ к постижению и решению сложнейших задач общественного развития '. Сила советского общества в сознательности масс. Вот почему совершенствование идеологической, политико-воспитательной работы является предметом неустанной заботы партии, различных общественных организаций. Существен вклад в решение задач коммунистического воспитания и организаций общества "Знание".

В последние годы участие организаций общества "Знание" в коммунистическом воспитании трудящихся стало более активным и целенаправленным. Важным аспектом этой работы является научно-атеистическая пропаганда.

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается необходимость "активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, больше внимания уделять атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внедрять советскую обрядность" Развитое социалистическое общество - это общество господствующего научно-материалистического мировоззрения. В то же

'''Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г.. Политиздат, 1983, с.71.

2^Там же, с.72-73.

время, отмечалось на Пленуме, "под влиянием религии еще остается часть людей и часть, прямо скажем, не такая уж малая" . Было бы ошибочным считать, что религиозное миропонимание может исчезнуть само по себе, только под воздействием социалистического образа жизни и достижений научно-технического прогресса, без развертывания систематической, целеустремленной работы по пропаганде научного атеизма.

Нельзя также не учитывать, что империалистические пропагандистские центры и спецслужбы пытаются не только поддерживать, но и насаждать среди советских людей религиозность, придать ей антисоветскую и националистическую окраску и направленность. Спекулируя на религиозных предрассудках части нашего общества, они всячески стремятся гальванизировать религиозные чувства верующих, разжечь вражду и ненависть между верующими и неверующими на религиозной почве и тем самым подорвать социальное и идейно-политическое единство советского народа. С этой целью широко пропагандируются мифы о "преследовании" верующих в СССР, о "диктатуре государственного атеизма", о нарушении свободы совести в нашей стране.

Наши идеологические противники не упускают из виду и то, что еще значительное число людей участвуют в религиозных обрядах, связанных с рождением и смертью человека, колеблются между религиозной верой и неверием или занимают в вопросах атеизма и религии индифферентную позицию. И было бы неправильно игнорировать воздействие чуждых советскому образу жизни идеологий - религиозной и буржуазной - на сознание и поведение части населения нашей страны. В современных условиях все более глубоко осмысливается положение К.Маркса о том, что

^Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. Политиздат, 1983, с.60.

"религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию" '.

За годы своего существования организации общества "Знание" накопили богатый опыт атеистического воспитания трудящихся. Однако этот процесс требует постоянного отбора наиболее эффективных форм и методов с учетом условий, времени и конкретной аудитории. Вот почему перед организациями Общества поставлена задача непрерывного совершенствования стиля и методов пропаганды научного атеизма, обогащения ее содержания, усиления эмоциональности воздействия с тем, чтобы дойти до ума и сердца каждого человека.

Атеистическую работу организации общества "Знание" проводят под руководством партийных организаций, тесно сотрудничая с советскими учреждениями, комсомолом, профсоюзами и другими общественными институтами, призванными формировать научно-материалистическое, атеистическое мировоззрение трудящихся.

Рост образованности и информированности, многогранность духовных интересов и запросов советских людей и облегчают, и усложняют задачи пропаганды научного атеизма. Облегчают потому, что наша идеология носит научный характер, опирается на неопровержимую силу аргументов и фактов. Усложняют потому, что выше становятся требования к содержанию лекционной пропаганды, ее формам, культуре лектора, стилю изложения материала. Выдвинутое на современном этапе требование повышения эффективности и качества относится, подчеркивается в партийных документах, не только ко всем сторонам хозяйственной деятель-

^Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45, с.474.

ности, но и к сфере духовного производства, в том числе к атеистическому воспитанию.

В Российской Федерации только за последнее пятилетие (1979-1983) по линии общества "Знание" прочитано около 2,5 млн. лекций по атеистической тематике. Их прирост составляет 15-20 тысяч ежегодно. Неуклонно расширяют научно-атеистическую пропаганду Алтайская и Красноярская краевые, Башкирская республиканская (АССР), Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Новосибирская, Саратовская областные, Ленинградская и Московская городские организации '. Это свидетельствует о том большом внимании, которое уделяется воспитанию атеистической убежденности - неотъемлемой составной части процесса формирования научно-материалистического мировоззрения советских людей.

Многосторонний анализ деятельности организаций общества "Знание" позволяет не только выявить общие позитивные тенденции, характерные для современного этапа пропаганды научного атеизма, но и определить, что тормозит использование в полной мере огромных возможностей и резервов, имеющихся у этой широко разветвленной и многочисленной общественной организации.

На необходимость совершенствования деятельности по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся было указано в материалах ХХУІ съезда партии, в постановлениях ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды" (1978 г.), "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы"(1979 г.), в материалах июньского (1983 г.) Пленума Центрального Комитета партии. Подчеркивая возрастание роли лекционной пропаганды,

^См.: Статистические данные о работе общества "Знание" РСФСР. Правление общества "Знание" РСФСР. М., 1978, 1979, 1980, I98I, 1982, 1983 годы.

в том числе по научному атеизму, ЦК КПСС в то же время отметил, что ее возможности еще не полностью используются. Это в определенной степени является следствием того, что "серьезные не-^ достатки в этой сфере устранены не полностью, не все партийные комитеты проявляют к ней должное внимание, еще дают себя знать такие нетерпимые явления, как отрыв потребностей от практики, формализм и парадность" '. Подчеркивается также, что "дальнейшее совершенствование идеологической деятельности, повышение ее результативности - одна из важнейших задач партии'"^.

Для более полной реализации возможностей общества "Знание" в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся требуется постоянный анализ этого процесса с марксистсто-ленинских позиций, изучение новых его особенностей, разработка рациональных путей решения узловых задач совершенствования содержания, тематической направленности, форм и методов атеистической пропаганды, подбора и повышения квалификации лекторских кадров.

Теоретическая разработка проблем совершенствования научно-атеистической пропаганды, проводимой организациями общества "Знание", способствует научному обеспечению их деятельности по формированию мировоззренческой зрелости и атеистической убежденности трудящихся, повышает ее конкретность, аргументированность и идеологическую эффективность.

Степень научной разработанности. Всестороннее научное обоснование формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся дано в трудах В.И.Ленина. В.И.Ленин придавал большое значение этому направлению воспита-

1)Материалы Пленума. Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. с.68.

2^Там же.

ния, подчеркивая в то же время, что вопросы атеистической деятельности не должны выдвигаться на первый план, они лишь одно из направлений коммунистического воспитания и находятся в тесной связи с другими его направлениями '.

Активное участие в разработке научных основ атеистической пропаганды принимали соратники В.И.Ленина: В.Д.Бонч-Бруе-вич, П.А.Красиков, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, Е.М.Ярославский и другие^'.

Опираясь на традиции марксистско-ленинского понимания проблемы, советские исследователи широко исследуют процесс формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения как неотъемлемого качества личности социалистического типа. Этим вопросам посвящены работы Н.П.Андрианова, Д.М.Аптекмана, Е.М.Бабосова, Н.Б.Биккенина, С.С.Вишневского, В.В.Журавлева, В.В.Загладиш, В.А.Зоца, В.А.Куроедова, М.Я. Ленсу, А.Г.Масловой, В.А.Медведева, М.П.Мчедлова, С.И.Ники-шова, М.П.Новикова, А.Ф.Окулова, В.А.Печенева, П.И.Симуша, Г.Л.Смирнова, З.А.Тажуризиной, Д.М.Угриновича, П.Н.Федосеева и других исследователей. Всесторонне освещены задачи научно-атеистического воспитания как составной части системы коммунистического воспитания, место и роль религии в современном обществе, вскрывается ее вред для общества в целом и каждой личности.

Серьезное внимание уделяется разоблачению фальсификаций свободы совести в СССР, показу несостоятельности приемов

^См. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.17, с.419-420; т.54, с.440.

'См. Деятели Октября о религии и церкви (статьи, речи, беседы, воспоминания). М., 1968.

и методов фальсификации ленинского атеистического наследия, современного состояния научно-атеистического воспитания в нашей стране, анализу приемов и методов буржуазно-клерикальной пропаганды. Среди авторов этих работ М.В.Андреев, В.К.Ар-сенкин, Н.Аширов, А.В.Белов, И.И.Бражник, Л.Н.Великович, Е.Г.Балагушкин, В.И.Гараджа,ИЯКантеров, Н.М.Кейзеров, В.В. Клочков, В.М.Кувенева, Э.И.Лисавцев, В.П.Мазалова, М.П.Новиков, Е.А.Ножин, Э.Г.Филимонов, В.В.Фомиченко и другие1'.

В формировании научного мировоззрения все большее значение приобретает последовательное применение принципа комплексного подхода к воспитанию. Различные его аспекты исследовали Б.Н.Коновалов, П.К.Курочкин, С.И.Никишов, М.Г.Писманник, Л.Н.Пономарев, И.М.Цуркан, А.И.Яковлев и другие*'' .

В марксистской общественной науке появляется все больше исследований, которые характеризуются рядом новых моментов:

;См.,напр.: Аргументы, 1980, Аргументы, 1981, Аргументы, 1982, Аргументы, 1983. - М., Политиздат, 1980-1983; Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. - М.А Наука, 1984; Бражник И.И. Право. Религия. Атеизм. - Киев, Наукова думка, 1983; Гаража В.И. Научная и христианская интерпретация истории. -М., Знание, 1980; Кейзеров Н.М., Ножин Е.А. Контрпропаганда: проблемы методологии и методики. - М., Мысль, 1984; Кувенева В.М. Критика ревизионистской фальсификации научного атеизма. - Киев, Политиздат Украины, 1983* Лисавцев Э.Й. Религия и борьба идей в современном мире. - М., Знание, 1982; Новиков М.П. Тупики православного модернизма. - М., Политиздат, 1979; Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. - М., Знание, 1983.

2)См.,напр.: Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. - М., Знание, 1980; Ник-шов СИ. Комплексный подход в атеистическом воспитании; 0 комплексном подходе к атеистическому воспитанию. - Л., Лениздат, 1984; Тощенко Ж.Т. Комплексный подход в воспитательной работе. - М., Профиздат, 1979; Яковлев А.И. Системный характер идеологической работы. - М., Знание, 1984 и другие.

они стали более дифференцированными, направленными на детальное изучение конкретных направлений, форм и методов атеистического воспитания, эффективности и качества лекционной пропаганды. Среди авторов этих исследований можно назвать М.Н. Алексеева, В.В.Бойко, Н.Н.Бокарева, Н.П.Ващенкина, Б.А.Груши-на, Г.А.Давыдова, А.С.Дрыгина, И.А.Зимнюю, А.А.Лебедева, А.Т.Москаленко, П.В.Позднякова, В.А.Сапрыкина, ЗК.Т.Тощенко, Г.Ш.Шилову, А.И.Яковлева и других '.

Однако в абсолютном большинстве этих работ рассматриваются главным образом общие тенденции, присущие лекционной пропаганде как виду идеологической работы, а деятельность организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения еще не явилась предметом какого-либо специального исследования.

Цели и задачи исследования. Учитывая возрастающую в современных условиях роль общественных организаций - неотъемлемого элемента советской политической системы - в коммунистическом строительстве, в решении экономических и социально-культурных задач и в связи с объективной необходимостью повышения эффективности и качества деятельности организаций обще-

См.,напр.: Алексеев М.Н. Роль лекции в формировании убеждений. - М., Знание, 1984; Бокарев Н.Н. Социологические исследования эффектишс>сти лекционной пропаганды. - М., Знание, 1980* Давыдов Г.В. Качество лекции. Чем оно определяется? -И., Знание, 1982; Джафарли Т.М. Изучение и учет общественного мнения в партийной работе. - М., Знание, 1982; Зимняя И.А, Бездейственность выступления лектора.-М., Знание, 1975; Касаткин С.Ф. На путях перестройки лекционной работы. - М., Знание, 1983; Образцов И.Ф., Куды-кин В.П. За высокую эффективность лекционной пропаганды. -М., Знание, 1977; Поздняков П.В. Системные свойства лекционной пропаганды. - М., 1977: Силлов О.В. Лектор отвечает на вопросы. - М., Знание, 1982; Тощенко Ж.Т. Актуальные проблемы совершенствования лекционной пропаганды: планирование и организация. - М., Знание, 1980; Чертков А.Б. Ответы на вопросы после атеистической лекции. - М., Знание, 1974 и другие.

- II -

ства "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся, а также принимая во внимание недостаточную разработанность в теории некоторых важных аспектов этой темы, автор на основе изучения и обобщения опыта организаций общества "Знание" ставит в своем исследовании следующие задачи:

раскрыть роль и место общества "Знание" в сложившейся в нашей стране системе атеистического воспитания;

раскрыть решающую роль партийного руководства деятельностью организаций общества "Знание" по формированию мировоззренческой зрелости и атеистической убежденности;

рассмотреть критерии и пути повышения эффективности научно-атеистической пропаганды, проводимой организациями Общества;

наметить пути углубления и расширения деятельности организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся;

проанализировать значение для повышения эффективности и качества научно-атеистической пропаганды таких факторов, как углубление научности содержания лекционной работы, ее на-ступательности, связи с жизнью; развитие, форм и средств воздействия; совершенствование идейно-теоретической и научно-методической помощи лекторам; координация деятельности с другими организациями и ведомствами, также призванными осуществлять атеистическое воспитание.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют произведения классиков марксизма-ленинизма и документы КПСС, посвященные вопросам формирования научно-материалистического, атеистичес-

кого мировоззрения трудящихся.

Важное значение для исследования темы имеют партийные документы, труды и выступления руководителей КПСС и Советского государства по проблемам идеологической работы, борьбы с идеологией и политикой современного антикоммунизма и антисоветизма.

Автором изучены работы советских ученых по проблеме формирования научно-материалистического мировоззрения и деятельности КПСС в области атеистического воспитания населения.

В ходе работы над диссертацией были использованы положения и выводы всесоюзных и республиканских научно-теоретических, научно-практических конференций, семинаров-совещаний по проблемам атеистического воспитания и повышения эффективности лекционной пропаганды. Конкретному анализу подвергались постановления пленумов Всесоюзного общества "Знание" и общества "Знание" РСФСР, материалы заседаний президиумов, организационно-исполнительных бюро и научно-методических советов и секций правления и местных организаций общества "Знание" РСФСР. Диссертант проанализировал и обобщил большой объем документов и статистических сборников, выпускаемых организациями общества "Знание" и статистическими службами городов, районов и областей, а также использовал метод . экспертных оценок при изучении качественной стороны лекционной пропаганды по научному атеизму в Татарской и Чувашской АССР, Пермской, Астраханской, Калининградской областях, Приморском крае и ряде других регионов Российской Федерации.

Научная новизна работы:

- впервые с позиций научного коммунизма осуществлен комплексный анализ деятельности общества "Знание" по формированию

- ІЗ -

научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся. Совершенствуя под руководством партийных комитетов содержание, формы и методы пропагандистской работы, подготовку и повышение квалификации лекторских кадров, организации Общества решают задачи атеистического воспитания не изолированно от усилий организаторов и пропагандистов других ведомств и организаций, а в тесном взаимодействии с ними:;

проанализированы особенности и тенденции развития в современны?: условиях деятельности организаций общества "Знание" по формированию мировоззренческой зрелости и атеистической убежденности трудящихся;

уточнены место и роль общества "Знание" в системе атеистического воспитания, раскрыта диалектика взаимосвязи всех структурных элементов этой системы;

раскрыты принципы и критерии эффективности партийного руководства научно-атеистической пропагандой, проводимой организациями общества "Знание";

обобщен опыт организаций общества "Знание" РСШСР по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся и дается его целостный анализ;

уточнено определение понятия "система атеистического воспитания";

выделены специфические критерии эффективности научно-атеистической пропаганды;

раскрыта диалектическая взаимосвязь лекционной пропаганды по вопросам научного атеизма с общественным мнением по мировоззренческим вопросам.

Практическая значимость исследования заключается: - в разработке рекомендаций по совершенствованию деятельно-

сти организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся;

в обобщении опыта организаций общества "Знание" по совершенствованию содержания, форм и методов научно-атеистической пропаганды, подготовки и повышения квалификации лекторских кадров;

в обосновании необходимости использования обществом "Знание" всех каналов воспитательного воздействия и координации с другими организациями и ведомствами, призванными вести работу по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на занятиях Всесоюзной школы молодых ученых,

комсомольских работников "Проблемы атеистического воспитания молодежи", организованном ЦК ВЖСМ, Институтом научного атеизма при ЦК КПСС и Научно-исследовательским центром ВКШ при ЦК ВЖСМ (Гурзуф, 1981) и на научной конференции Философского общества СССР "Философское наследие В.И.Ленина и актуальные вопросы борьбы против буржуазной идеологии (к 75-летию книги В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм")" (Запорожье , 1983).

Материалы диссертации явились основой разработки методических рекомендаций для лекторов общества "Знание", были использованы при подготовке материалов к заседаниям президиума, организационно-исполнительного бюро, научно-методического совета по пропаганде научного атеизма при правлении общества "Знание" РСФСР.

Основные положения содержания диссертационного исследования изложены автором в 18 публикациях общим объемом 14,5 п.л.

Система атеистического воспитания и место в ней общества "Знание"

ХIII съезд КПСС подчеркнул, что "Конституция СССР значительно подняла ту роль, которая принадлежит в развитии нашей демократии общественным организация" . Она предоставила им широкие права и возможности (в соответствии со своими уставными задачами) участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Общественные организации - неотъемлемая часть социалистической политической системы, следовательно,задачи, поставленные партией в области коммунистического воспитания перед всем обществом в целом, являются также задачами и общественных орга-, низаций, в том числе и общества "Знание".

На съезде также отмечалось, что по мере совершенствования развитого социалистического общества возрастает роль субъективных факторов в формировании у советских людей научного, коммунистического мировоззрения. К ним относятся прежде всего трудовая и общественно-политическая активность трудящихся, многогранная деятельность Коммунистической партии по коммунистическому воспитанию, утверждению в сознании масс глубокой атеистической убежденности. При этом КПСС неоднократно указывала на ошибочность мнения, будто религиозные верования исчезнут сами по себе, только под воздействием социалистического образа жизни, достижений научно-технического прогресса,без развертывания систематической, целеустремленной атеистической работы.

Систематическая работа по превращению научно-материалистических воззрений в прочные атеистические убеждения и действия каждого индивида, по воспроизводству и утверждению в общественном сознании материалистического мировоззрения и осно:- -ванных на нем нравственных ценностей и моральных норм требует постоянного совершенствования атеистической работы с учетом ее комплексного характера и дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения, среди которых большинство составляют люди нерелигиозные.

Социологические исследования, проведенные в ряде областей, городов и районов РСФСР, Украины, Белоруссии, республик Средней Азии, Молдавии, Прибалтики, показали, что 70-80$ взрослого населения не верят в бога, однако 8-10$ можно отнести к активно верующим, более или менее регулярно посещающим богослужения, исполняющим религиозные обряды1 . При этом следует иметь в виду, что мировоззрение верующих неоднородно» У части из них оно является преобладающим» у других наблюдается смешанный тип мировоззрения, когда правильно, адекватно отражающие жизнь воззрения соседствуют с иллюзорными, религиозными представлениями.

Изменился и облик верующего: повысился уровень образова ния, степень участия в общественном производстве, усилились тенденции рационалистического обоснования веры. В то же время известно, что религиозные пережитки поддерживаются некоторыми социальными, социально-психологическими факторами, нерешенно стью ряда социально-экономических бытовых проблем. Как верно отметил тов.К.У.Черненко, "если сводить негативные явления лишь к "пережиткам прошлого" в сознании людей, то вне поля зрения останутся недостатки, причины которых следует искать в сегодняшней практике, в просчетах тех или иных работников"1 .

Было бы неверным недооценивать воздействие негативных явлений на индивидуальное и общественное сознание, особенно на его психологический компонент. Помимо прочих отрицательных сторон, это может приводить к появлению у некоторых людей настроений разочарования в общественных целях, ностальгии по прошлому и его идеализации. Влияние религии активно поддерживается буржуазно-клерикальной пропагандой, использующей в этих целях новейшие технические средства массовой информации и др. Известно, что и в одинаковых социальных условиях различные люди способны вырабатывать противоположные мировоззренческие ориентации и программы их реализации. Это,в свою очередь, зависит от совокупности идейных и организационных мер по развитию сознания людей. Но укрепятся ли в сознании человека деформированные взгляды на действительность, зависит и от других факторов: отепени мировоззренческой убежденности человека, его психологического склада и интеллекта, влияния микросреды. И, конечно, от активности и качества идеологической деятельности в целом и атеистического воспитания в частности.

На это еще раз обратил внимание июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС: "Было бы неправильно видеть во всех этих уродливых явлениях, вызывающих беспокойство и справедливое возмущение трудящихся, одни лишь "пережитки прошлого" в сознании и поведений людей. Причины многих из этих "болячек" следует искать и в сегодняшней практике, в просчетах тех или иных работников, в реальных проблемах и трудностях нашего развития, в недостатках воспитательной деятельности. Поэтому для устранения негативных явлений нужны не только постоянные пропагандистские усилия, но и меры экономического! организационного и правового порядка"1}

Причины сохранения религиозности в социалистическом обществе носят временный характер и, следовательно, устранимы, что открывает реальную перспективу полного и окончательного преодоления религиозных предрассудков в нашей стране.

Потребности идейной борьбы с религией за торжество научного мировоззрения обусловили становление целостной системы атеистического воспитания. Ее складывание началось еще в начале 20-х годов. По мере развития социализма она совершенствовалась, и сегодня мы можем констатировать, что в нашей стране система атеистического воспитания сложилась.

О партийном руководстве организациями общества "Знание"

Коммунистическая партия как ведущая и направляющая сила политической системы общества развитого социализма объединяет и направляет деятельность всех государственных и общественных организаций. Вопрос о руководстве партией общественными организациями достаточно широко освещен в нашей литературе1 Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, КПСС определяет генеральную перспективу развития общества, вырабатывает главную политическую линию, которая становится стержнем работы общественных организаций, способствует их активизации, помогает выйти за пределы собственных внутренних интересов, направляет их деятельность на осуществление общих задач строительства коммунизма.

ХХУІ съезд КПСС особо подчеркнул, что в решении больших и многообразных задач коммунистического строительства "решающее значение имеет энергичное и компетентное партийное руко-водство" ;, Это положение в полной мере относится к общественным организациям, в том числе обществу Знание", вклад которого в формирование нового человека, обогащение духовного мира советских людей становится в условиях развитого социализма все более значимым.

Действуя в рамках Конституции СССР, партия осуществляет руководство массовыми организациями, в том числе организациями общества "Знание", на основе общих, проверенных практикой принципов и методов, учитывая при этом особенности, состав и функции, сферу деятельности общества "Знание", Решения ЦК КПСС носят директивный характер для всех звеньев партии, для всех коммунистов.

Руководящая роль КПСС для организации общества "Знание" осуществляется по следующим основным направлениям: идейному, методическом/ и организационному.Причем в каждом из них проявляется не только руководящая роль партии в целом, но и всех ее комитетов и организаций - от Центрального Комитета, определяющего основные принципы атеистической деятельности, до первичных организаций, осуществляющих непосредственное и повседневное руководство работой первичных организаций общества "Знание" на предприятиях, в колхозах и совхозах, учреждениях и учебных заведениях.

Как идейный и политический вода народа партия определяет принципиальную идейную позицию в отношении религии и дает основополагающие ориентиры в деятельности организаций общества "Знание".

Основоположники научного коммунизма К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин всесторонне обосновали отношение пролетарской партии к религии, пути ее преодоления. Свой вклад в дальнейшую разработку и конкретизацию этой проблемы внесли В.Д.Бонч-Бруе-вич, П.А.Красиков, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, И.И.Скворцов-Степанов, Е.М.Ярославский, другие деятели партии.

Партия исходит из марксистско-ленинского положения о том, что только социалистическая революция и коммунистическое строительство создают реальные предпосылки для полного и окончательного преодоления религиозности. Поэтому КПСС не считает борьбу с религией самоцелью, не выдвигает ее на первый план, а рассматривает как составную часть борьбы пролетариата за революционное преобразование общества на началах социальной справедливости.

Научно-атеистическая пропаганда, имея дело непосредственно с формированием личности, является составной частью партийной работы, выступает как дело всей партии, каждого коммуниста. Преодолевая религиозные предрассудки, она способствует сплочению трудящихся всех национальностей на основе общности коренных интересов и единства марксистско-ленинского мировоззрения, совершенствованию советского образа жизни.

Значение атеистической пропаганды и воспитания, внимание к ним партии на всех этапах истории обусловлено той ролью, которую они играют в общей совокупности взаимодействующих между собой объективных и субъективных факторов закономерного освобождения общества из-под влияния религии. Историческая практика первой в мире страны массового атеизма полностью подтвердила предвидение К.Маркса о том, что "религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм"1 .

Организации общества "Знание" совершенствуют работу по атеистической пропаганде, руководствуясь указаниями КПСС о том, что в современных условиях формирование научно-материалистического, атеистического мировоззрения имеет свои особенности. Это объясняется рядом факторов, в том числе усложнением общественной жизни, связей между ее различными сторонами. Необходимость выработки последовательной, принципиальной позиции в вопросах мировоззрения обусловлена также обстановкой острейшей идеологической борьбы на международной арене. Эта борьба когда классовая, борьба двух противоположных мировоззрений, огромное значение приобретает идейная закалка каждого советского человека, его умение вести наступательную борьбу против буржуазной идеологии»

Современный этап развития советского общества создает благоприятные условия для усвоения массами научного мировоззрения, глубокого осмысления проблем социального бытия. Этому способствует достигнутый уровень материального производства, общественно-политическая атмосфера.

Для членов развитого социалистического общества характерны, как правило, высокий уровень образования и культуры. Абсолютное большинство советских людей свободно от религиозного мировоззрения. На этапе развитого социализма отчетливо проявляется закономерность, которую В.И.Ленин охарактеризовал следующим образом: "Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует, и, наоборот, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов" .

Комплексный подход к проблеме формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения

Правления организаций общества "Знание" РСФСР значительное внимание уделяют областным, районным и городским семинарам лекторов-атеистов.

Десятки республиканских и районных семинаров были организованы в последние годы в Кабардино-Балкарской АССР: "Советское законодательство о религиозных культах", "Современный ислам", "Советские праздники и обряды - важное средство коммунистического воспитания", "Актуальные проблемы атеистического воспитания молодежи", "ХХУІ съезд КПСС и задачи атеистического воспитания" и другие. Полностью оправдала \ себя такая форма повышения квалификации лекторов, как постоянно действующие семинары, которые имеют разработанную на перспективу программу, а также сравнительно стабильный контингент участников. Постоянно действующие семинары позволяют: - достаточно оперативно вести разъяснение важнейших общественно-политических событий в жизни советского народа, решений партии и правительства; - систематически консультировать лекторов по актуальным вопросам развития теории научного атеизма; - оказывать оперативную и действенную методическую помощь; - создавать единую систему лекционной пропаганды научного атеизма в РСФСР; - вести перспективное планирование и улучшать управление пропагандой научного атеизма. В РСШСР с 1978 года постоянно действует республиканский семинар "Актуальные вопросы атеистического воспитания". Здесь ведущие лекторы РСФСР обсуждают такие теоретические проблемы, как "Конституция СССР и свобода совести", "Современная идеологическая борьба и религия", "История, культура и атеистическое воспитание", "Задачи атеистического воспитания в свете решений ХХУІ съезда КПСС", "Комплексный подход в атеистическом воспитании" и другие. На семинаре происходит живой обмен передовым опытом лекционной работы. Материалы докладов и выступлений на семинарах публикуются и рассылаются в местные организации общества "Знание".

Для выступлений на семинарах правление приглашает ученых, разрабатывающих актуальные проблемы естественных и общественных наук, ведущих специалистов по пропаганде научного атеизма, лекторов, накопивших большой опыт атеистического воспитания. Большую помощь в организации и проведении семинаров оказывают крайкомы и обкомы КПСС. Традиционными стали выступления слушателей семинара в производственных коллективах по месту проведения занятия, что позволяет теснее связывать научно-методические и практические цели семинара.

Такие семинары стали важными событиями в деятельности Общества по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения, они являются хорошей школой повышения идейно-теоретического уровня лекторов, действенным средством научного обобщения практики лекционной пропаганды и ее дальнейшего развития.

Республиканские (АССР), краевые и областные организации Общества также широко практикуют на местах постоянно действующие формы работы с лекторами. Так, семинары лекторов-атеистов предусмотрены единым комплексным планом, разработанным научно-методическим советом совместно с отделом пропаганды и агитации Липецкого обкома КПСС. В области создан двухгодичный постоянно действующий семинар лекторов-атеистов. В работе семинара участвуют ведущие лекторы Москвы, Ленинграда, Воронежа, Липецка. Помимо того, в области созданы районные постоянно действующие семинары, они проводятся раз в полугодие для всех лекторов-атеистов. Для молодых и начинающих пропагандистов первичных организаций Общества созданы кустовые научно-методические семинары, где рассматриваются главным образом вопросы методики чтения лекций по научному атеизму и лекторского мастерства. Интересной формой являются научно-атеистические семинары, которые проводятся в рамках областного института усовершенствования учителей. Постоянно действующие семинары по подготовке лекторов-атеистов имеются также в лечебных учреждениях и медицинских объединениях области. В итоге почти в каждом трудовом коллективе Липецкой области есть пропагандисты, которые ведут лекторскую и организационно-методическую работу по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения. Укрепление деловых связей, творческого сотрудничества между научно-методическими советами, министерствами и ведомствами, занимающимися формированием мировоззрения, находит свое выражение в практике проведения семинаров при участии всех заинтересованных организаций. Например, в 1978 году Пермская областная организация совместно с отделом пропаганды и агитации обкома КПСС провела двухдневный областной семинар лекторов и организаторов атеистического воспитания. На семинар были приглашены председатели советов научного атеизма, созданных при горкомах и райкомах КПСС, партийные работники, лекторы и организаторы атеистической работы, председатели методических секций городских и районных организаций общества "Знание", работники горкомов и райкомов КПСС, председатели советов молодых атеистов, работники отделов культуры исполкомов, домов культуры, районных и городских краеведческих музеев.

Средства повышения эффективности научно-атеистической пропаганды

Лекционная пропаганда, нацеленная на формирование научно-материалистического, атеистического мировоззрения,постоянно совершенствуется, находясь в единстве со всеми другими видами идеологической деятельности в общей системе коммунистического воспитания трудящихся.

Для слаженности всех компонентов атеистического воспитания важное значение имеет комплексный подход. Выяснение сущности такого подхода возможно только на теоретической базе марк-сизма яенинизма.Комплексный подход к решению идейно-воспитательных задач вытекает из самой сущности марксизма-ленинизма, рассматривающего объект воспитания как совокупность общественных отношений, как важнейшую динамическую систему, активно действующую в сложной структуре социальных связей и взаимозависимостей.

Комплексный подход непосредственно исходит из ленинских методологических принципов, предусматривающих рассмотрение проблем социального развития во всем многообразии их реальных связей и взаимозависимостей, с учетом объективных и субъективных условий их существования, которые и определяют выбор наиболее эффективных средств и методов решения этих проблем.

Принцип комплексного подхода к воспитанию рожден опытом практической работы партийных организаций, направленной на повышение эффективности воспитательной работы, укрепление ее связи с жизнью, практикой коммунистического строительства, обеспечение координации всех направлений и средств воспитания, внедрение планового начала в идеологическую деятельность.

"Современные условия выдвигают новые задачи перед идеологической деятельностью партии, - подчеркивалось на ХХУ съезде КПСС, - практика партийных организаций подсказывает нам путь, следуя по которому мы можем добиться повышения ее эффективности. Это - комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп населения"1 .

Целью комплексного подхода в коммунистическом воспитании является формирование целостной личности, у которой марксистско-ленинское, материалистическое мировоззрение, коммунистическое отношение к труду, высокая нравственность проявляются в единстве. Только люди, гармонически сочетающие идейность, трудовую активность и коммунистическую нравственность способны "окончательно осуществить коммунизм" .

Дальнейшее развитие эти идеи получили в решениях ХХУІ съезда, последующих пленумов ЦК КПСС, стали той организующей силой, которая помогает решать проблемы идеологической работы. В развитие установок съезда ЦК КПСС принял ряд важных постановлений: "О задачах партийной учебы в свете решений ХХУ съезда КПСС", "О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений ХХУ съезда КПСС", "О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды", "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" и другие.

Идейно-воспитательная работа - политическое и экономическое образование, трудовое, интернациональное, патриотическое, нравственное, правовое, эстетическое и атеистическое воспитание - осуществляются как единый комплексный процесс, все стороны и составные части которого взаимодействуют между софй. Это объективно требует целостного, комплексного изучения и самой идейно-воспитательной практики.

Проблемы комплексного похода к организации воспитательной работы постоянно обсуждаются на всесоюзных научно-практических конференциях1 , вызывают большой интерес со стороны широкого круга научных и практических работников. В настоящее время для его дальнейшего развития созданы благоприятные объективные и субъективные предпосылки: высокий уровень развития материально-технической базы и общественных отношений; рост материального благосостояния, образования, общей культуры советских людей; успехи в области коммунистического воспитания, в организации идейно-воспитательной работы; возросший уровень образования, профессиональной квалификации и общей подготовленности идеологических кадров; достижения в развитии общественных наук, мощная материальная база идеологической работы.

Формирование всесторонне развитой личности - исключительно сложный, многокомпонентный процесс, требующий учета всего многообразия факторов, влияющих прямо или опосредованно на сознание людей. ,ГС таким подходом несовместимы односторонность, однобокость в постановке и решении экономических, социально-политических и идеологических задач, подмена комплекса взаимосвязанных вопросов одним, пусть даке очень важным. Комплексный подход вместе с тем полностью согласуется с ленинским принципом основного звена, требующим выделять основное, главное в общей цепи стоящих перед партией задач"1 .

Во-первых, комплексный подход предполагает соответствующий план деятельности, определяющий систему тесно связанных между собой конкретных задач и направлений. Речь идет именно о системе, о целостности задач, о многостороннем воздействии на человека, что наиболее полно выражается в единстве организаторской, воспитательной и образовательной функций идеологической работы.

Во-вторых, комплексный подход означает целенаправленное использование звеньев и средств идеологического воздействия: пропаганды и агитации, системы политического просвещения, экономического образования и воспитания, литературы, искусства, спорта, радио, печати, телевидения и т.д.

При этом их эффективность обусловлена четкой координацией действий, специализацией, учитывающей специфику каждого звена или средства, соблюдения преемственности и последовательности в достижении воспитательных целей.

Похожие диссертации на Роль общества "Знание" в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся в современных условиях