Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР) Фобелова Даниела

Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР)
<
Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР) Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР) Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР) Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР) Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР) Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР) Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фобелова Даниела. Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР) : ил РГБ ОД 61:85-9/546

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические проблемы мировоззренческого воспитания молодежи 10

1. Молодежь как объект коммунистического воспитания 10

2. Формирование научного мировоззрения составная часть коммунистического воспитания 31

3. Атеистическое воспитание в системе коммунистического воспитания 51

Глава II. Семья и высшая школа как факторы формирования материалистического научно-атеистического мировоззрения молодежи 67

1. Семья и высшая школа в системе мировоззренческого атеистического влияния намолодежь 67

2. Совершенствование взаимодействия семьи и высшей школы в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения 86

Заключение ИЗ

Литература 117

Формирование научного мировоззрения составная часть коммунистического воспитания

Коммунистическое воспитание - это целенаправленное и систематическое формирование сознательных, высокоидейных, дисциплинированных, свободных от пережитков прошлого, всесторонне развитых людей, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Коммунистическое воспитание призвано способствовать осуществлению основных экономических и социально-политических задач коммунистического строительства. Разумеется, сама по себе идеологическая деятельность не может решать социально-экономические проблемы. "Лишь слияние идейно-воспитательной работы с политической, организаторской и хозяйственной дает нужный эффект" . т Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.- Доклад на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года.- М.: Политиздат, 1983, с.39. Мировоззренческое воспитание является ядром коммунистического воспитания. Поэтому среди множества задач, выдвигаемых жизнью перед идеологическими работниками, неизменной "было и остается формирование научного, марксистско-ленинского мировоззрения I основы коммунистического воспитания людей" . Прежде, чем приступить к анализу содержания мировоззренческого воспитания, необходимо выяснить, что такое мировоззрение. Каковы его сущность, содержание, структура, пути формирования? В марксистской литературе мировоззрение понимается как сумма определенных знаний о мире, о месте человека в нем, а также убежденность в их истинности. Знания занимают очень важное место в структуре мировоззрения, но сведение мировоззрения только к знаниям неправомерно. Мировоззрение не оторвано от конкретной борьбы человека за изменение мира. Оно является отражением бытия людей и предполагает диалектическое единство эмпирического и теоретического знания действительности. Широкая сфера влияния, сложность отношений к различным уровням познания, формам сознания и практике способствует тому, что даже в самых широких определениях анализируемого понятия имеет место элемент неполноты, отсутствия охвата всех аспектов его содержания. Мировоззрение представляет собой комплексное выражение духовной жизни людей. Главным его содержанием является знание о мире, но один из важнейших элементов - это определяемая убеждениями жизненная позиция, понимание и осознание жизненной ситуации, порождающие решительность, стремление воплотить убеждения в конк- Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии.- Доклад на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года,- М.: Политиздат, 1983, с.41. ретных делах и поступках. Знания, таким образом, дополняются и укрепляются определенной ценностной ориентацией, убеждениями, нормами практического действия. Знания - это идеи, понятия, суждения, а убеждения - это уверенность в их правоте, истинности.

Убеждения регулируют поведение людей, стимулируют его, выступают как самосознание индивидом самого себя и своего места в мире. В зависимости от социального содержания и цели, убеждения могут быть интерпретированы как истинные или ложные, научные или ненаучные, прогрессивные или реакционные.

Содержанию знания соответствует определенный тип ценностной ориентации, который, в свою очередь, связан с особым видом нравственных, правовых и других жизненных норм. На основе мировоззренческой ориентации складываются определенные формы поведения, которые стимулируются и подкрепляются убеждениями.

Научные, философские, социально-политические, моральные, эстетические и религиозные взгляды, из которых складывается мировоззрение, формируются в практической жизни индивида путем освоения им накопленного человеческого опыта. Можно выделить теоретический и эмпирический уровень мировоззрения. Эмпирический уровень формируется стихийно, под влиянием наблюдения действий предыдущих поколений в разных ситуациях, традиций народной мудрости. Теоретический уровень постигается посредством образования и воспитания. В ходе познавательного процесса личность открывает для себя мир не только наблюдением и созерцанием, но рациональными средствами, и в той мере, в которой развивается мышление, человек от неосознанных действий переходит к осознанному, практически изменяющему мир поведению. Человек и человечество в целом вырабатывают мировоззрение в процессе сложной общественно-экономической, культур ной и политической борьбы за истину. Оно является продуктом общественно-исторического, диалектического взаимодействия и взаимовлияния созерцательной, эмоциональной, рациональной, моральной и эстетической сторон познания и практического опыта человека и всего человечества.

Как правильно замечает В.Румл, вопрос о соотношении теоретического и эмпирического связан с уровнем отражения и познания, а также меры обобщенности познания объективной реальности .

При исследовании проблемы мировоззрения встречаем это понятие в сочетании с различными предикатами: научное, философское, обыденное, индифферентное, религиозное, атеистическое, марксистско-ленинское, коммунистическое и т.д. мировоззрение. Это понятие не характерно для античной или средневековой философии. Оно возникает в немецкой философской литературе конца ХУШ-начала XIX века и постепенно ассимилируется другими языками. Впервые понятие "мировоззрение" использовал в 1790 году И.Кант, а позже - И.Г.Фихте - в 1792 г. Понятие мировоззрение выражало отношение чело 2 века к миру .

Формирование понятия "мировоззрение" знаменовало качественно новый момент в истории человеческого мышления, в деятельности прогрессивных философов и представителей естественных наук. Понятие "мировоззрение" получило новое содержание в сравнении с "картиной мира". Оно выразило достигнутое представление о мире и, в первую очередь, о субъекте познания, его знаниях и опыте, его бы тии, чувствах, воле и действиях, его творческой активности, стремлении постичь соотношение между личностью, природой и обществом.

Во второй половине XIX века понятие мировоззрения ( Weltanschauung) стало применяться как синоним слов "философия" и "метафизика".Понятие "картина мира" по-прежнему используется в современной марксистской и немарксистской философской литературе как выражение рационального характера познания действительности на основе развития отдельных наук, как обозначение для системы научных знаний о мире, его единстве. Созданию картины мира способствуют факты и законы естественных и общественных наук.

Картина мира - это система научных знаний о сущности мира, в которой отсутствуют такие компоненты, как убеждения, отношения, установки и т.д. В таком смысле можно говорить о научной и ненаучной картине мира, философской, естественнонаучной, наивно-материалистической, метафизической, идеалистической, религиозной, ди-алектико-материалистической и даже технической.

Развитие понятия мировоззрения связано с вопросами о предмете философии и ее социальных функциях, поскольку до XIX века сохранялось античное представление о философии как энциклопедии знаний, "науке наук", создающей систему знаний отдельных естественных наук и практического опыта, единую, логически непротиворечивую систему знаний "о мире вообще", "о сущности мира", или первых принципах бытия и познания. На смену созерцательному и спекулятивному натурфилософскому подходу, в котором действительные отношения заменялись идеальными, фантастическими, приходит позитивизм как осознание противоречия философии и экспериментального естествознания. В середине XIX века основные естественные науки

Атеистическое воспитание в системе коммунистического воспитания

Основой коммунистического воспитания молодого поколения является научное, марксистско-ленинское мировоззрение. Научное мировоззрение содержит и объясняет исходные моменты и цель формирования человека в соответствии с современными и перспективными потребностями социалистического общества.

Мировоззренческое воспитание соединяет в единое целое все элементы коммунистического воспитания: познавательное (когнитивное), моральное, эстетическое, трудовое, политическое, интернациональное, патриотическое, атеистическое и др.

Научное мировоззрение формируется в борьбе с ненаучными представлениями и мнениями, распространенными в антагонистических обществах и по некоторым причинам сохранившимся в условиях социализма. Научное мировоззрение развивается в постоянной конфронтации с буржуазной идеологией, направленной на пропаганду ценностей капиталистического мира и подрыв социализма. Особое место в идеологическом наступлении реакционных классовых сил принадлежит религии как форме общественного сознания, исторически обладавшей наиболее массовой социальной базой в антагонистических классовых обществах и сохранившей отчасти свое влияние в социалистическом обществе.

Формирование научного мировоззрения тесно связано с преодолением религиозных представлений. Следовательно, неотделимой составной частью мировоззренческого воспитания является атеистическое воспитание. Научно-атеистическое воспитание является важной стороной коммунистического воспитания личности, способствующей повышению сознательной активности всех трудящихся в строительстве социализма и коммунизма. Марксистско-ленинское мировоззрение является не единственной, но наивысшей, наиболее зрелой формой атеистического мировоззрения, отрицающего существование сверхъестественного мира, сверхъестественных сил, богов и т.д.

Ядро противоположности марксистско-ленинского и религиозного мировоззрений в теоретическом плане состоит в том, что марксизм-ленинизм - это научная теория, а религия - это мировоззрение, которое не имеет ничего общего с наукой. Это, в первую очередь, проявляется в объяснении природных и общественных явлений. В отличие от науки, рационально объясняющей изучаемые процессы, применяющей доказательства и проверяющей истинность своих утверждений на практике, религия дает ложные объяснения и требует безусловной веры в истинность "божественного откровения". С практической точки зрения, эта противоположность выражается в том, что научное мировоззрение, содержащее знания об общих законах развития природы, общества и мышления, направляет деятельность человека на преобразование природной и общественной действитель ности. Оно связано с интересами прогрессивных общественных сил, их борьбой за революционное изменение мира. Религия как ненаучная теория препятствует познанию и изучению природы и общества, тормозит общественное развитие.

Научный атеизм с позиций марксистско-ленинской философии объясняет возникновение, эволюцию и условия закономерного отмирания религии, ее социальные и гносеологические корни и способы ее преодоления на соответствующих этапах развития человеческого общества.

Главными чертами научно-атеистического мировоззрения являются: а) материалистическое решение основного вопроса философии об отношении материального и духовного, материи и сознания в противоположность религиозному признанию бога как первоосновы мира, перводвигателя и т.д.; б) диалектико-материалистическое понимание целей, способов и форм познания в противоположность религиозной концепции бога; в) диалектико-материалистическое понимание мира и места человека в нем в противоположность религиозному представлению о создании мира и человека богом; г) материалистическое понимание истории в противоположность идеям божественного вмешательства в ход событий (идее провиденциализма); д) социалистическая и коммунистическая мораль и гуманизм в отличие от религиозного гуманизма и морали.

Процесс мировоззренческого воспитания, составной частью которого является формирование научно-атеистических взглядов, необходимо осуществлять на основе методологического указания В.И.Ленина: "Марксист должен быть материалистом, т.е. врагом религии, но материалистом диалектическим, т.е. ставящим дело борьбы с религией не абстрактно, не на почву отвлеченной, чисто теоретической, всегда себе равной проповеди, а конкретно, на почву классо вой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего илучше всего. Марксист должен уметь учитывать всю конкретную обстановку, всегда находить границу между анархизмом и оппортунизмом (эта граница относительна, подвижна, переменна, но она существует), не впадать ни в абстрактный, словесный, на деле пустой "революционизм" анархиста, ни в обывательщину и оппортунизм мелкого буржуа или либерального интеллигента, который трусит борьбы с религией, забывает об этой своей задаче, мирится с верой в бога, руководится не интересами классовой борьбы, а мелким, мизерным расчетцем: не обидеть, не оттолкнуть, не испугать, премудрым правилом: "живи и жить давай другим" и т.д. и т.п." .

Необходимо помнить, что научно-атеистическое воспитание является составной частью, одним из важных аспектов многостороннего, сложного и длительного процесса культурной революции. Поэтому нельзя атеистическое воспитание ограничивать только лекционной пропагандой. Надо соединять его с вопросами обеспечения экономического развития общества, решением социальных проблем, вовлечением трудящихся в хозяйственное строительство, управление производством. Только в активной созидательной деятельности они убеждаются в том, что в социалистическом обществе над ними не господствуют слепые силы, а главную роль в общественном развитии играют народные массы.

Атеистическое воспитание должно духовно обогащать человека, развивать и углублять его чувства, избавлять религиозного индивида от эмоциональных состояний страха, греха, вины и формировать ощущения радости и жизненного оптимизма, давать ответы на различ

Семья и высшая школа в системе мировоззренческого атеистического влияния намолодежь

Концепция семьи является неотъемлемой частью марксистско-ленинского учения об обществе. "Семья - это отношение между му I жем и женой, родителями и детьми" ,- самое естественное отноше 2 ние человека к человеку" . В той мере, в какой человек развивается как общественное существо (в процессе выделения его из животного мира), семья представляет собой не биологически-естественное, а социальное отношение - "эта семья, которая вначале была единственным социальным отношением, впоследствии, когда умножившиеся потребности порождают новые общественные отношения, а размножившееся население - новые потребности, становится... под «3 чиненным отношением . Семья - это основанная на социальном отношении и обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа , занимает определенное место в общественной системе, представляет собой относительно стабильный и самостоятельный социальный инсти тут, ячейку общества. В отличие от классов, наций и других социальных групп, семья невелика по численности, проста по структуре, представляет собой контактную группу, имеет малую продолжительность существования. Основой семьи является брак, т.е. социальное отношение между мужем и женой. "Если бы брак не был основой семьи,- писал К.Маркс,- то он не являлся бы предметом законодательства, как например, дружба" . Брак как основа семьи есть прежде всего санкционированное обществом отношение между мужчиной и женщиной. Общественная санкция в браке может выступать в моральной, религиозной, правовой и других формах. При выделении исторических типов брака Маркс, Энгельс, Ленин всегда исходили из того, что они определяются экономическим базисом посредством системы общественных отношений. На этой основе установлены три основных типа брака: полигамия, которая далее разделялась на брак групп мужчин с группой женщин, брак одного мужчины с группой женщин (многоженство), брак одной женщины с группой мужчин (многомужество); парный брак эпохи разложения первобытного общества; моногамия - брак эпохи антагонистических формаций и брак при социализме. Ф.Энгельс писал: "Дикости соответствует групповой брак, варварству - парный брак, циви-лизации - моногамия . Основа социалистического брака возникла с победой социалистической революции, установлением общественной собственности на средства производства. Этот тип брака качественно отличается от всех предшествующих. С победой социализма ликвидируется дискриминация женщин на производстве, в социальной и нравственной жизни, в брачно-семейном законодательстве, и все это находит отражение в изменении роли женщины в обществе и семье. Какова будет форма семьи в будущем и будет ли она существовать вообще? Мы придерживаемся точки зрения А.Г.Харчева: "Семья представляет собой органический компонент потребности в социализации молодого поколения, в силу глубокой специфичности своего воздействия на детей она не может быть заменена никакими другими воспитательными учреждениями... поскольку чувства половой любви, материнства, отцовства по мере повышения сознательности и культуры людей будут, надо полагать, не "отмирать", а обогащаться и укрепляться, ...будет усиливаться потребность в моногамном браке и жизни в семье. Отмирание государства касается семьи лишь в том отношении, что правовая санкция брака будет заменена нравственной санкцией" . В советской социологической литературе, в трудах ученых других социалистических стран, в том числе и Чехословакии, семья рассматривается как одна из основных социальных ячеек общества (участвует в его биологическом и социальном воспроизводстве), как малая социальная, социально-демографическая или социально-психологическая группа, связанная межличностными отношениями, как социальный институт с законами, традициями, и как специфиче екая подсистема общества .

"Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода "элементарную частицу общества",- пишет Н.Я.Соловьев .

И.Махова определяет семью посредством общих характеристик: "Семья - это такая биосоциальная группа, члены которой взаимно связаны союзом брака, кровнородственных отношений или усыновления, обычно живут вместе, имеют общее хозяйство и внутри группы сотрудничают на основе общественно определенного, признанногозраспределения труда и общественно значимой совокупности задач" .Югославский социолог-марксист Анте Фиаменго пишет: "Семья как особая социальная группа является неким единством, создает общественно-организационные рамки, в которых протекают биологи-ческие, экономические и культурно-воспитательные процессы" .

Семья в марксистской литературе определяется не только в ка Харчев А.Г.,Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.-М., 1978; Соловьев Н.Я. Семья и брак сегодня.- Вильнюс, 1977; Харчев А.Г. Наука, семья и ее альтернативы.- Советская социология, т. I, М., 1982; Янкова З.А. Городская семья - М., 1979; Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе.- М., 1981; Solcova М. Socialisticky zpusob zivota a jeho formovani v ro-dine,- Praha, 1979; Rodina a jejx funkce v socialisticke spolecnosti.- Praha, 1976; Machova J. Uloha rodiny v socialisticke spolecnosti.- чественном, но и в количественном аспекте. Исходя из этого, выделяют основные типы семьи: I) семья потенциальная (партнеры по брачным отношениям); 2) семья основная - нуклеарная, эгалитарная (родители, дети); 3) семья расширенная (родители, дети, родственники); 4) семья репродуктивная (основанная выходцами из основных семей).

Каждая новая семья с рождением ребенка превращается в основную и может функционировать в рамках расширенной. Воспитанные в основной семье дети, вступая в брак, образуют так называемую репродуктивную (вторичную) семью .

Члены семьи взаимозависимы и выполняют по отношению друг к другу определенные, в известной мере, незаменимые функции. Развитие семьи определяется динамикой общественного производственного потенциала. Различные функции являются относительно самостоятельными и реализуются по-разному в зависимости от типа семьи, ее индивидуальной ситуации, особенностей поведения, морали и установок ее членов, в конечном итоге,детерминированных состоянием общественного бытия и общественного сознания.

По проблеме типологии семьи см.: Боярский А.Я. Режим воспроизводства населения и состав семьи.- Проблемы демографической статистики.- М., 1966; Волков А.Г. Анализ структуры семьи для прогноза числа семей и их состава,- Там же; Васильева Э.К. Структура и функции семьи.- М., 1975; Гордон Л.А.,Клопов Э.В. Человек после работы,- М., 1975; Римашевский Н.М. Демографические проблемы семьи,- М., 1978; Герасимова И.А. Структура семьи и периоды ее развития,- Материалы совещания "Семья и жилая ячейка (квартира)".- М., 1973; Янкова З.А. Городская семья.-М., 1979.

Совершенствование взаимодействия семьи и высшей школы в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения

Принцип единого воспитательного влияния высшей школы и семьи соответствует общественным интересам. Это зафиксировано в статье 26 принятой в ЧССР Конституции, ставящей семью под защиту государства, которое вместе с обществом заботится о том, чтобы семья была здоровой основой развития молодежи. Семья вместе с государством и общественными организациями обеспечивает всестороннее развитие физических и духовных способностей детей и молодежи .

Проблемы семейного воспитания регулируются специальным Законом о семье. В статье Ш говорится об обязанностях родителей: "Родители ответственны за всесторонее духовное и физическое развитие своих детей и, особенно, за их такое воспитание, при котором достигается и укрупляется единство интересов семьи и общест «2 ва" .

Марксизм-ленинизм выводит цель воспитания как из потребностей общества, так и из перспектив индивидуального развития человека, Коммунистическое воспитание молодежи является одной из обязанностей семьи, общественных организаций и государства. Однако факты свидетельствуют о том, что многие семьи в ЧССР не только не обеспечивают атеистического воспитания, но, напротив, являют ся активным проводником религиозного влияния на молодежь.

Данные последних общегосударственных социологических исследований показывают, что 36% населения ЧССР старше 15 лет являются верующими, еще выше (61%) эта цифра в Словакии. Следует особенно отметить, что до сих пор еще очень велик уровень религиозных специалистов с высшим образованием (24% - в ВСР и 23% -в ССР) . В этих условиях особенно возрастает социальная значимость разработки научного подхода к процессу атеистического воспитания молодежи в семье и различных образовательных учреждениях.

На ранних этапах жизни индивида семья играет .решающую роль в его сощализации, но постепенно все большее влияние на процесс становления личности начинают оказывать внесемейные институты -дошкольные учреждения (ясли, детский сад), школа, вуз, печать, радио, телевидение, детские и молодежные организации, друзья, трудовой коллектив, спорт, искусство и т.д., но они не элиминируют полностью воспитательной функции семьи. Несмотря на значительное воздействие этих и других воспитательных институтов, семья постоянно сохраняет свое влияние на развитие личности. Его интенсивность в разные периоды жизни человека различна, тем не менее ни в одной фазе жизни молодежи оно не является исключительным. Это подтверждается результатами социологического исследования, проведенного в вузах Словакии ..

Для ответа на вопрос: "Что оказало самое большое влияние на формирование Вашего мировоззрения?" студентам I курса было пред Братиславского университета им. Я.А.Коменского - философском, педагогическом, медицинском, естественнонаучном, фармацевтическом, юридическом, физического воспитания и спорта, на театральном, музыкальном и художественном факультетах Института искусств в г. Братиславе, а также на архитектурном факультете Словацкой высшей технической школы среди студентов 1,П,1У курсов. Сознание респондентов не было подвержено негативному воздействию антисоциалистической идеологии (в кризисный период они обучались в 5-7 классах средней школы). Основы их коммунистического мировоззрения сформировались в целом в послекризисный период консолидации общества.

С помощью контрольного вопроса "Кто больше всего помогал Вам в формировании Вашего мировоззрения?"установлена относительная значимость 12 факторов, в зависимости от профиля вуза (см. стр. 90).

У студентов П курса перечисленных факультетов иерархия факторов, оказавших влияние на их мировоззрение, выглядит уже иначе, чем у первокурсников - первую позицию занимают друзья, оттеснив школу на последнее место: а) друзья; б) семья; в) чтение Самое большое влияние семьи на формирование мировоззрения отмечается студентами медицинского факультета УК - 68,1$, фармацевтического - 67,74%, Института искусств - 64%. Роль школы особенно подчеркивают студенты педагогического факультета УК - 82,2%, медицинского факультета УК - 60%. Наименьшее воспитательное значение отводят высшей школе студенты фармацевтического факультета - 32,26%.

Значительная часть студенческой молодежи, поступая в вуз, отрывается от семьи, непосредственное воспитательное воздействие которой резко сокращается. Тем не менее, жизнь студента вне дома в значительной мере определена особенностями его семьи. Семейные

Похожие диссертации на Роль семьи и высшей школы в формировании атеистического мировоззрения молодежи (на материалах ЧССР)