Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Савин Сергей Константинович

Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях
<
Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савин Сергей Константинович. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2006 138 с. РГБ ОД, 61:06-9/459

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Теоретические и методологические проблемы анализа мировоззрения молодежи 14

Раздел 2. Особенности формирования мировоззрения молодежи в России 41

Раздел 3. Инструменты формирования мировоззрения молодежи 65

Заключение 117

Библиография 126

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Молодежь современной России делает свой жизненный выбор в условиях стабилизации последствий экономических и социальных реформ постсоветского времени. Тем не менее, резкое крушение социально-нравственных идеалов и трансформации в ценностных ориентациях российского общества по-прежнему не позволяют обществу стабильно развиваться. Стремительные перемены, как в нашей стране, так и во всем мире необходимо требуют научного обоснования поиска новых форм консолидации общества и достижения компромисса по стратегическим направлениям развития страны и мира, а также выработки основных принципов достижения поставленных целей. Помимо поиска решения проблем социально-экономических, молодому человеку приходится сталкиваться с необходимостью определения нового пути развития общества, так как устоявшаяся мировоззренческая ориентация не способствует быстрейшему снижению социальной напряженности и объединению мирового сообщества перед лицом глобальных задач, решение которых определено временем.

Современная ситуация усложняется психологическими особенностями современной молодежи: максимализм, склонность к обобщениям, гипертрофированная впечатлительность, скепсис по отношению к авторитетам и традициям, недоверие к властным структурам, что выражается в определенной степени асоциалыюсти и политического эскапизма. Желание кардинально изменить окружающий и свой внутренний мир сочетается с ростом ответственности, которую берет на себя молодежь, и одновременным неприятием навязываемых ценностей со стороны старшего поколения.

Обилие различных, порой диаметрально противоположных точек зрения противоречий у российской молодежи не способствуют формированию целостного представления о достойных перспективах развития российского государства и вынуждает молодежь жить «в настоящем». Молодой человек вынужден самостоятельно вырабатывать и проверять на собственном социальном опыте ценности, которые помогут ему выжить в быстро изменяющихся социально-исторических обстоятельствах. Такие ценности, как индивидуализм, власть, сила

4 приобретают актуальность, но в то же самое время необходимо найти баланс между этими ценностями и признанием общественных интересов, дружбой, любовью, трудолюбием, справедливостью.

Изучение формирования ценностных ориентации российской молодежи в настоящее время важно, так как страна пытается выйти из сложившегося мировоззренческого кризиса. Как известно, от решения проблемы современной молодежи - зависит благосостояние завтрашнего общества.

Глобальные проблемы современности, быстро изменяющийся мир, интеграция и противостояние культур, расслоение и противостояние богатых и бедных стран и граждан внутри государств — комплекс проблем, сопровождающий современное мировое сообщество, неумолимо ставит вопросы о реорганизации всей жизнедеятельности человека, пересмотре ключевых позиций во взаимодействии человека, природы и общества. Следовательно, необходимо менять отношение человека к природе, что возможно, в первую очередь, через изменение мировоззрения. Те поколения, которые наследуют Землю, должны быть готовы решать проблемы, которые неминуемо встанут в ближайшем будущем, должны овладевать принципами управления и взаимодействия между человеком, природой и обществом, находить адекватные ответы на вновь возникающие вопросы ради сохранения жизни и устойчивости развития человечества на Земле. Роль молодежи и молодости, как правило, возрастает в эпоху социальных перемен.

Государство через социальные институты может оказывать влияние на формирование мировоззрения современного молодого человека, воспитывать и развивать в нем те качества, которые ему пригодятся в будущем, исследуя мировоззрение молодежи настоящего. Это вопросы идеологии, образования и социально-исторических обстоятельств, в которых происходит формирование мировоззрения молодежи в России. Таким образом, нам будет важно изучить структуру мировоззрения, его функции и особенности формирования, выделить сущностные характеристики молодежи и механизмы становления ее мировоззрения.

Важная роль молодого поколения в рациональном преобразовании современного мира, огромная сила идеологических и политических инструментов в

5 формировании общественного сознания и острота назревших мировоззренческих проблем обуславливают актуальность темы работы.

От уровня духовного развития молодежи зависят возможности ее плодотворного воздействия на развитие общества, а значит, и на выход России и мира на новые рубежи в мировоззрении с учетом коэволюции между человеком и природой. Понимание процессов, происходящих в общественном сознании, идеологической сфере, сфере образования, и обоснование на этой базе подходов к формированию мировоззрения, прогнозированию тенденций мирового развития необходимо для ведения научного поиска в исследованиях проблем молодежи, которые активно разрабатываются в рамках гуманитарных наук. Социально-философская основа таких исследований важна для преодоления частного характера знаний о молодежи, получаемых из конкретных наук.

Вопрос способности и готовности молодежи к активному участию в социальной практике - один из основных на современном этапе развития как российского, так и мирового общества. Этим обусловлена актуальность исследования и правомерность научного поиска. Настоящее социально-философское исследование проводилось в тесной связи с учетом проблем развития российского общества, а молодежь рассматривалась как органический субъект этого развития.

СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Отечественные исследования проблем молодежи начинают активно развиваться после Октября 1917 года. В это время молодежная проблематика затрагивается в трудах педагогов, психологов (Л. Выготский, А. Макаренко, С. Шацкий и другие). Тематика исследований касалась рабочей молодежи, ее профессионального становления, форм досуга, изменениям взаимоотношений между полами в результате установления юридического равноправия между мужчинами и женщинами, отношения к Октябрьским событиям 1917 года и т.п.

В 1960-1970-х годах начинают появляться новые работы, обозначившие подъем интереса ученых к молодежной проблематике. Проводятся научные исследования, результаты которых обобщаются в работах С.Н. Иконниковой, В.Т.

Лисовского1 и других авторов, помогающие понять идеалы и ценности молодого поколения того времени, а также реализацию их жизненных планов. С появлением таких научно обоснованных работ вырабатываются методология исследования и понятийный аппарат. Хотелось бы обратить внимание, что в научной мысли данного исторического периода ученые обращают внимание на социально-психологические особенности и процессы взаимоотношения личности с социальной средой. Социальное самоопределение личности, в том числе молодежи, раскрываются в многочисленных работах И.С. Кона. Особо следует отметить, что изучение проблем молодежи способствовали открывшиеся социологические центры в Москве и Ленинграде. Молодежная тематика также поднималась на Всесоюзных и республиканских конференция по социальным проблемам российского общества.

Результатом такого интереса к молодежной проблематике становятся работы философско-концептуального и методологического характера, описывающие специфику тенденций развития социологических исследований молодежи.3

Таким образом, складываются различные подходы к феномену молодежи и его определению. Тематика конкретных научных исследований касалась идеалов и ценностей советской молодежи, ее образования и досуга, общественной активности. Первоочередное внимание уделялось государственными органами коммунистическому и атеистическому воспитанию.4

Идейно-политическая составляющая - объект пристального внимания, как со стороны научного сообщества, так и со стороны государства. Такой интерес объясняется необходимостью формирования молодого советского человека, проявляющего лояльность господствующей системе общественно-политических отношений. Потенциально инновационная молодежь вынуждена была встраиваться в жесткую систему, терять свою индивидуальность. Отметим, что при этом она получала возможность развиваться, но в строго заданном идеологическом направлении.

1 Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование.
Л.: Лениздат, 1969; Лисовский В. Т. Эскиз к портрету. М.: Молодая гвардия, 1969.

2 См. Кон И.С. Психология юного возраста. М.: Просвещение, 1979 и др.

3 См. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974 и

Арсенкин В. К. Молодежь и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1973; Молодежь и современность / под ред. Лисовского В. Т. Л.: Знание, 1975.

Со стороны государственных институтов процессы формирования мировоззрения молодежи, таким образом, рассматривались однобоко, сквозь призму марксистско-ленинского учения. Все многообразие молодежных практик изучалось в ключе становления советского человека, социально-классового единства и идейной убежденности советской молодежи, определяя отклоняющееся поведение как «негативные» тенденции, которые можно привести в соответствие с идеальными моделями жизнеосуществления в тот исторический период.

Хотелось бы обратить внимание, что противоречивые социальные процессы в молодежной среде специально не изучались в качестве самостоятельных социальных феноменов, способных изменять социальную структуру, с другой стороны, в тоже время, наука смогла заложить общий методологический фундамент и наработать исследовательский материал, на основе которого можно и нужно работать для научного осмысления исторической динамики эволюции мировоззрения российской молодежи.

С конца 1980-х - начала 1990-х годов происходят масштабные перемены во взглядах, мировоззрении нового поколения, что связано как с особенностями переживаемого исторического периода, так и своеобразием формирования мировоззрения молодежи, в том числе под воздействием как старых, так и новых социальных институтов.

Новые направления в социально-философских и социологических исследованиях молодежи появляются уже в 1990-е годы, в которых обстоятельно анализируются особенности политической социализации, жизненные стратегии, самоопределение, отношения между поколениями, роль и ответственность молодежи в социальных преобразованиях.5

В конце XX века активизировался интерес среди социальных философов и обществоведов, так как в результате деятельности молодежных активистов были внесены предложения о проведении эффективной государственной политики в отношении молодежи. Расширяется поле для дискуссий на политическом уровне, что в 1991 году завершилось принятием Закона «О государственной молодежной политике». Следует также отметить, что в июне 1992 года «Основные направления

5 Давыдова Е. В. Измерение социального самочувствия молодежи. М.: Институт социологии РАН, 1992; Дмитриева С. И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор общественного прогресса. Киев-Одесса: Высшая школа, 1988.

8 государственной молодежной политики в РФ» одобрены Верховным Советом России, создан Комитет РФ по делам молодежи. Монополия ВЛКСМ сменилась обилием разнообразных молодежных объединений.

В результате произошедших социальных перемен ученые обращают
внимание на целый ряд специфических моментов вызванных временем -
социальную субъектность молодежи, социально-политический статус,
мировоззрение молодежи, социально-психологические особенности,

социокультурные процессы в молодежной среде.6 Интерес к этой проблематике поднял на новый уровень социально-философское понимание проблем молодежи.

По мнению С.Г. Спасибенко, выделяются такие подходы, как социально-психологический (И.С. Кон, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский и другие), структурно-функциональный (И.М. Слепенков, В.Н. Шубкин и другие), культурологический (А.И. Шендрик, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский и другие).7 Данную классификацию мы полностью разделяем.

Социально-философская проблематика расширяется за счет изучения роли молодежи в общественном воспроизводстве, межкультурном взаимодействии, анализа механизмов социально-психологической адаптации, деятельности молодежных организаций, политической активности, особенностей молодежных проблем в российских регионах, роли молодежи в глобализирующемся обществе и др.

Немалый интерес представляют ряд социально-философских и социологических диссертационных работ последних лет, рассматривающих как различные аспекты формирования общественного сознания в условиях кризисного социума, так и проблемы молодежного сознания.8 Появляются новые комплексные работы, посвященные молодежи и новым концептуальным подходам в ее изучении,9 расширяющие поле для научного поиска. Значительный вклад в раз-

6 Григорьев С. И., Немировский В. Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на
пороге XXI века. Барнаул-Красноярск: Алтайское книжное издательство, 1995.

7 Спасибенко С. Г. Поколения как субъекты общественной жизни. // Социально-политический журнал. 1995,
N4.C. 101-121.

8 Андрякова Т.В., Мировоззрение молодежи в современной России: религиозный аспект. Автореф.
Диссерт... канд.филос.н., Архангельск, 2004; Степанова Е.Н, Политическая социализация молодежи как
объект государственной молодежной политики. Автореф. Диссерт... канд.полит.н., М., 2004.

9 В.В. Павловский. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект,
2001; Иваненков СИ. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Димур, 2003;
Омельченко Е.Л., Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004; Ковалева А.И., Луков
В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.

9 работку социально-философских исследований молодежи вносит научный коллектив Московского гуманитарного университета под руководством профессора И.М. Ильинского.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что проблемы формирования мировоззрения российской молодежи в современном обществе еще не достаточно осмыслен в социально-философском аспекте. Мало концептуальных работ, рассматривающих взаимообусловленность трансформации социально-политической и экономической сфер, а также изменения ценностей и мировоззренческих установок современной молодежи.

Нам кажется, что в исследованиях такого уровня нужно пытаться выявить основные тенденции развития общественного сознания и молодежи как воплощения будущего общества и при этом обратить внимание на эволюционность общественных процессов. Недостаточность философских обобщений в изучении мировоззрения молодежи, а также односторонность предложений по молодежной политике, которые пытаются втиснуть разнообразные жизненные стратегии молодежи в «идеальные» модели взаимодействия общества и молодежи позволили нам провести комплексное исследование и восполнить ряд пробелов в научном осмыслении. Вместе с тем, надо отдать должное многим ученым, которые аргументировано, проанализировали различные аспекты молодежных проблем, что расширило исследовательское поле, предложив новые точки зрения, в том числе и на формирование мировоззрения российской молодежи.

Для изучения социальных факторов, влияющие на формирование мировоззренческих ориентации молодежи, в проводимом нами исследовании необходимо обратиться к работам, посвященным мировоззрению и его формированию как таковому, влиянию идеологии на общественное сознание, влияние семьи, школы, СМИ, массовой культуры на сознание молодого человека.10 Исследование реализации мировоззренческих ценностей в общественно-

Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии (тезисы) // Политические исследования, 1997. № 3; Костюк В. Информационные процессы в постиндустриальном обществе// Общественные науки и современность. 1996, №6; Маклюен М. Понимание медиа. М.: Канон-пресс, 2003; Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени: пер с нем. М.: Юрист, 1994 и др.

10 политической жизни обусловило использование как политологических, так и психологических исследований.11

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Особенность современных условий (прежде всего определение модели выхода из социально-политического и экономического кризиса) выражается в том, что мировоззрение современной российской молодежи формируется без активного идеологического вмешательства со стороны государства, что расширяет поле для самостоятельности и самореализации, философского самоопределения молодежи, но порождает необходимость переоценки ценностей, осмысление опыта старших поколений, формирование собственного видения мира будущего и путей его достижения.

Объект настоящего социально-философского исследования - мировоззрение молодежи как социальной группы современного российского общества.

Предмет исследования - формирование мировоззрения российской молодежи в условиях коренных социальных трансформаций, идеологического многообразия и отсутствия консолидирующих общественных ценностей.

Цель состоит в социально-философском осмыслении особенностей формирования мировоззрения молодежи в современных российских условиях, а также влияния мировоззрения молодежи на трансформацию общественного сознания.

Основные задачи исследования:

охарактеризовать сущность, структуру, функции и типы мировоззрения;

выявить противоречия, наиболее характерные тенденции и определяющие факторы формирования мировоззрения у молодежи в условиях глубоких социальных трансформаций и деидеологизации российского общества;

11 Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). СПб.: Наука, 2003; Кулик А. Российская многопартийность: модель догоняющей политической модернизации? // Профессионалы за сотрудничество. Вып.4. М., 2000; Лапкин В.В., Пантин В.И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // Политические исследования. 1999. №6; Мухина B.C. Дембицкая О. Психологические проблемы молодежи как электората России // Развитие личности. 2002. №. 2; Райх В. Психология масс и фашизм. М.: ACT, 2004 и др.

проанализировать основные инструменты формирования мировоззрения российской молодежи в аспектах взаимодействия государства и гражданского общества в сфере идеологии и свободы личности в выборе идейной ориентации;

выработать рекомендации по оптимизации государственной политики в идеологической и образовательной сфере для полноценного воплощения мировоззренческих исканий молодежи в период трансформационных процессов в России и мире.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу методологии исследования были положены основные принципы диалектики (принцип развития, всеобщей взаимосвязи, историзма, единства исторического и логического). Системный метод позволил проанализировать особенности трансформации мировоззрения молодежи. Исторический метод способствовал выявлению связи общесоциальных процессов в современной России и изменений в мировоззрении молодежи. Сравнительный метод дал возможность соотнести значимость проблем, волнующих молодое поколение.

Важно учесть, что в современных условиях возрастает роль общественного сознания, которое становится самостоятельной силой, формирующей бытие. Учитывая это, мы согласны с мнением Г.Г. Дилигенского о том, что «...функционирование и развитие общества уже не определяется однозначно объективными технологическими, технико-экономическими, социально-экономическими процессами; по меньшей мере, равноправной детерминирующей силой являются те процессы, которые происходят в человеческом сознании, в человеческой психике...».12

Таким образом, обращение к исследованиям социально-философской направленности, учитывающих многогранность субъективного мира современного общества, будет необходимо для более четкого понимания роли человеческого фактора и молодежи, в частности, в социально-политических процессах в России и мире. Анализ становления мировоззрения молодежи будет более полным с учетом

12 Дилигенский Г. Г., Лекторский В. А. Проблемы целостного мира (диалог). // Вопросы философии. 1990, N12. С. 32-43.

12 комплексного понимания социальных проблем, включая культурные и личностные аспекты.

НОВИЗНА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

  1. Расширено понимание переходности от объектных к субъектным стратегиям жизнеосуществления как фундаментального свойства молодежи путем включения в число основных характеристик переходности становления компонентов мировоззрения. Переход осуществляется от преимущественно адаптационного пути через интеграцию культурного опыта к активной фазе формирования мировоззрения на базе приобретенного социального опыта. В своей деятельности молодое поколение привносит в общество свое видение мира и свои модели поведения, которые ориентированы на будущее, влияя на общественное бытие и сознание. Охарактеризованы критерии сформированности и цельности элементов мировоззрения.

  2. Обосновывается, что в российском обществе произошла интернализация демократических ценностей молодежью при сохранении черт патерналистского социокультурного генотипа общества, что привело к амбивалентности сознания, фрагментации политической культуры, мировоззренческой дифференциации, усугубляющейся дифференциацией региональной и экономической. Также исследованы позитивные и конструктивные аспекты дифференциации.

  3. Определяется, что ценности, объединяющие базовые потребности молодежи: труд, семья и образование, должны быть актуализированы в государственной молодежной политике. Труд, любовь и познание — необходимые факторы формирования целостного мировоззрения, отражающие сущность волевого, ценностного и познавательного компонентов мировоззрения соответственно.

  4. Выявлено, что формирование модели будущего должно непосредственно отражать изменения в мировоззрении молодежи как реализатора этих тенденций, что составляет принцип ювенизации государственной политики.

  5. Показана роль образования в воспроизводстве и конструировании мировоззрения молодежи. Выявлено, что на современном этапе мирового развития образование приобретает приоритетный характер по отношению к другим сферам

13 деятельности общества в вопросе формирования мировоззрения подрастающего поколения. Предложены основные направления и принципы образовательной политики, сущность которых состоит в обосновании мировоззренческих и идеологических ориентиров, отражающих эволюционную роль человека в системе человек-природа-общество.

Теоретические и методологические проблемы анализа мировоззрения молодежи

Исходными понятиями в определении мировоззрении являются «мир» и «человек», а вопрос об их соотношении - основной мировоззренческий вопрос. Мировоззрение — способ духовно-практического освоения и изменения мира в единстве его теоретического и практического отношения к действительности.

«Мировоззрение - концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. Мировоззрение зависит от обыденного наличного опыта человека, она связано с потребностями, целями, интересами человека, с его окружением. Мировоззрение предполагает образ мира как целого, что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности»13.

Мировоззрение представляет собой систему с особой внутренней структурой. На основе концептуальных образов, создающих определенную картину мира и человека, вырабатываются идеалы, выстраивается система смыслов и ценностей, ориентируясь на которые, человек определяет цели и задачи жизни, познания, практического преобразования мира и себя. Таким образом, мы можем выделить основные компоненты мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой и практический, которые непосредственно связаны со знаниями о мире и человеке, жизненными ценностями и идеалами, механизмами принятия решений и целями, индивидуальной и общественной практикой. Особенности формирования мировоззрения непосредственно связаны с развитием этих компонентов.

Теоретические знания - основа мировоззрения, но не только знания, а также и их оценка, практическое применение формируют структуру мировоззрения. Таким образом, мировоззрение напрямую связано с разделяемой в обществе научной парадигмой. В структуре мировоззрения мир знаний непосредственно связан с миром предположений, обыденным знанием, так как наука не может непосредственно ответить на все вопросы, встающие перед человеком, он вынужден предполагать свое понимание, сравнивая его со своим жизненным опытом, опытом других людей, здравым смыслом. Но построить мировоззрение только на основе научных знаний вряд ли возможно. Вопросы о смысле жизни относятся к субъективному миру каждого человека и задаются самому себе. Таким образом формируется определенная иерархия целей и ценностей, на основании которых человек действует в жизни, придает своей деятельности смысл, порождая мир должного.

Цели жизни каждого человека в мировоззрении могут быть достижимыми и недостижимыми, иллюзорными и научно обоснованными. Но самое главное в том, что наличие идеалов определяет опережающее отражение действительности, силу, которая ориентирует человека на изменение действительности, а значит, и мировоззрения. Таким образом, приверженность тем или иным идеалам может обуславливать то или иное поведение человека, социальных групп. Аналогично, распространяя определенные идеалы, модели поведения, можно формировать мировоззрение человека в определенном направлении. Эмоциональная включенность, актуализированное осознание своей правоты порождают убеждения. Обобщая выше сказанное, мир должного - важный компонент мировоззрения, во многом определяющий направленность и мотивацию поступков человека, его практической деятельности.

Важную роль в становлении мировоззрения играет социокультурное окружение, среда, в которой человек действует. Культура общества выступает одновременно и как содержание деятельности и как символическое и технологическое ее наполнение, определяя «внешнюю» среду жизнедеятельности и влияя на внутренний мир личности. Определенные ценности, которые присущи обществу, в котором живет человек, он принимает как свои, таким образом идентифицируя себя с группой, приобщается к определенной идеологии. Немаловажно, что ради идентификации с группой, человек зачастую меняет собственные установки и убеждения под действием идеологии тех групп, с которыми он себя идентифицирует. Более того, определяя цели развития, формируя картину будущего, идеология влияет и на смысложизненные ориентиры человека. Субъектами формирования мировоззрения выступают общество в целом, социальная группа и сама личность. Таким образом, для понимания особенностей формирования мировоззрения молодого поколения России, нам будет принципиально важно изучить и охарактеризовать специфику современного российского общества, процессы, происходящие в общественном сознании, место и роль России в мировых социально-политических, экономических, культурных процессах, воздействие и роль глобализации. «Мировоззрение отдельного человека возникает ... из его реальной жизни в конкретной социальной и природной среде, ... зависит от тех предметов и общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и множества других), которые его окружают в повседневной жизни. Мое «Я» - это сконцентрированная культура моего родного народа».

Таким образом, мы можем выделить следующую структуру мировоззрения: мир знаний, мир предположений, мир должного. Эта классификация отражает становление мировоззрения во времени посредством переработки культурного опыта. Это концептуальное понимание мировоззрения. Для психологического понимания мы включаем в его структуру: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

В первом случае человек воспринимает мир целостно, не относится к нему как к объекту, не «исследует» его в научном понимании исследования, он неразрывно связан с миром. Примером этому может служить человек с мифологическим мировоззрением.

Во втором случае человек является субъектом. Он уже способен на образное постижение мира, включающее себя способности к целостному восприятию, к аналитическому, понятийному познанию. Человек искусства или философ вполне могут обладать таким типом мировоззрения.

Наконец, третий тип свойственен научно ориентированному человеку с развитым сознанием, воспринимающему мир в качестве объекта и позволяющему теоретизированное и систематизированное знание.

Особенности формирования мировоззрения молодежи в России

Стимулирование развития потенциала молодежи позволяет ей стать активной и продуктивной социальной группой в социально-политической, экономической и культурной сферах жизнедеятельности общества.

Для раскрытия особенностей формирования мировоззрения молодежи необходимо проанализировать спектр самостоятельных научных проблем, а именно: социально-исторические обстоятельства, в которых действует молодежь и роли этих обстоятельств в становлении мировоззрения молодежи, особенности дифференциации молодежи, ценностную динамику и политическую активность, отношение молодежи к социальным и политическим структурам общества. Специфика современных условий обуславливается тем, что формирование мировоззрения молодежи происходит в условиях трансформации самого российского общества.

Обусловленность формирования мировоззрения молодежи социально-историческими обстоятельствами, в которых молодежь социализируется и действует, ставит задачу охарактеризовать эти обстоятельства.

Следует обратить внимание, что за достаточно короткий исторически промежуток времени в российском обществе произошли глубокие изменения в социально-политических и экономических отношениях. Это оказало определенное влияние на развитие гражданской культуры в стране.

Общественные преобразования конца второго тысячелетия явили собой не только реформирование социально-политической и экономической систем, но и сопровождались радикальной трансформацией системы ценностей во всех социальных группах, прежде всего, молодежи. Существенные противоречия между ценностями советского и современного российского общества оказали влияние на формирование гражданской культуры. В России советского периода, в отличие от западных стран, отсутствовало гражданское общество. Процесс его формирования связан только с постсоветской эпохой. Вместе с тем, следует отметить, что роль государственных институтов остается определяющей во всех социально-политических экономических преобразованиях.

Следует согласится с исследователями, в том числе, с В.Г. Федотовой, которая считает, что российское общество отличается от западноевропейского. Согласно проведенному ей исследованию, она пришла к выводу, что Россия - это «другая Европа», 56 следовательно, существуют различия в ценностных приоритетах: патерналистская ориентация, авторитарный характер власти.

Модернизации российского общества, начиная с Петра I до реформ, инициируемых администрацией В.В. Путина, являются мобилизационными, тогда как западноевропейские стимулировались гражданами. Таким образом, роль государства в качестве «медиатора» между различными социальными группами ему не свойственна. Ведущая роль государства в жизнедеятельности общества -неотъемлемая черта взаимоотношений между государством и обществом в России.

Другими словами, российские трансформации могут быть успешными и эффективными при условии высокого авторитета государственных структур у населения страны, в частности, среди молодежи.

Формирующиеся в современной России новые политические ценности вступают в противоречие с традиционными мировоззренческими установками, создавая существенное препятствие на пути становления целостного мировоззрения. Высокий уровень ожиданий от государства, приоритет групповой справедливости перед индивидуальной свободой личности, ценности, основывающиеся на принципе коллективизма являются факторами, препятствующими развитию гражданской культуры в стране.

М.С. Кудряшова полагает, например, что- традиционно русский коллективизм по своей природе вообще несовместим с активной гражданской позицией, с ориентациями, образующими фундамент гражданской культуры.

На основе анализа научной литературы мы приходим к выводу, что в современном российском обществе одновременно существуют две различные модели ценностных систем: адаптированные ценности западной гражданской культуры и патриархально-коллективистские ценности, разделяемые определенной частью населения страны. В условиях социально-экономической нестабильности данное явление оказывает влияние на формирование мировоззрения молодежи.

Очевидно, что необходимым требованием для принятия определенной ценности молодым человеком будет проверка собственно-приоритетных ценностей на своем социальном опыте. Критерий - повышение уровня социальной субъектности.

С другой стороны, такая идеологическая разнонаправленность порождает поиск новых форм консолидации. Следует заметить, что в современной России демократические ценности постепенно проникают в сознание граждан, в первую очередь, более активно у молодого поколения, но степень их проникновения не может быть выше реальных способностей нашего общества усваивать новые социальные нормы.

Важно, что большинство россиян с самого начала реформ связывало демократические ценности с материальным благополучием, а не с основными личностными и политическими правами. Такой прагматический подход к восприятию демократии обусловил падение общественного доверия к власти. Материальные проблемы, рост уровня безработицы, ослабление социальной поддержки со стороны государства - все эти последствия перехода к рынку отрицательно сказались на понимании самой демократии гражданами, как форме политической организации общества и, в качестве следствия, на степень проникновения демократических ценностей в общественное сознание. Это повлекло за собой отчуждение общества от государства. Молодежь также стала проявлять абсентеизм, так как в современном российском обществе отсутствует четко определенная государственная идея, разделяемая большинством граждан страны. Отсутствуют влиятельные молодежные организации, которые могли бы объединить молодежь для решения ряда социальных проблем.

Инструменты формирования мировоззрения молодежи

Общественное и государственное развитие не может происходить без определенных целей. Ни одни реформы не увенчались успехом, если при этом не были определены цели развития, методы их достижения, роль государства в их реализации. Любые преобразования в обществе, а также в сфере государственного строительства всегда проводились на определенной идеологической основе. Для осмысления процессов происходящих образований и для укрепления российской государственности в современных условиях необходимо выработать адекватную форму реализации идеологической функции, которая бы одновременно расширяла понимание принципа идеологического плюрализма.

Доминирование прагматизма, деидеологизация естественны и закономерны для стабильных обществ, но не для страны, находящейся в ситуации системного кризиса. В современной ситуации ускорения темпов социальных перемен, динамичное идеологическое обоснование жизненно необходимо для сохранения целостности государства. Одна из важнейших функций идеологии заключается в ее способности интегрировать общество на почве сознательно сформулированных целей и общепринятых ценностей. Идеология способствует созданию модели развития будущего общества. Молодежь, как актуализированное будущее не может оставаться вне сферы идеологического влияния, а ее мировоззрение, сформированное, в том числе личным опытом, должно находить отражение в реализации идеологической функции государства. Поэтому, нам представляется, в настоящее время нужно вести речь не о том, может ли обойтись общество без идеологии, а о том, какие идеологии обладают сегодня в России конструктивным консолидирующим потенциалом и в какой форме возможно выражение идеологической функции для становления целостного мировоззрения молодого человека.

Идеология должна опережать настоящее, ориентировать, в том числе молодежь, на преобразование будущего, формировать образы человека и общества будущего. Картина будущего необходимо привязана к настоящему, к современному миропониманию. Таким образом, мир знаний и приобщение человека к миру знаний должны быть взаимосвязаны с идеологической функцией государства. Вопросы образования и воспитания - важнейшие в этой связи. Если цель науки заключается в постижении истины, а идеология отражает интересы определенных групп, то научно обоснованная идеология будет действенна только в том случае, если интересы общества будут направлены на постижение истины, на осмысление своего места в мире. Образование - один из важнейших инструментов, который может сыграть фундаментальную роль в формировании направленности новой идеологии.

Нам необходимо определить сущность понятий «идеология» и «образование» в современных условиях, охарактеризовать идеологическую функцию государства и современную образовательную политику, в первую очередь, в отношении молодежи. Значение идеологии в современных социально-политических процессах, понимание сущности идеологии имеют важное научное и практическое значение. Очевидно, что мощные трансформационные социально-политические, экономические, культурные процессы в России и мире в конце XX века требуют нового осмысления к определению понятия «идеология», ее роли и особенностей в жизнедеятельности общества и государства.

Прежде чем приступить к рассмотрению идеологической функции и ее места в системе функций государства, необходимо в первую очередь разобраться в историческом становлении понятия идеологии, его содержании на современном этапе.

Термин «идеология» в научный оборот введен французским философом и экономистом Дестютом де Траси в 1796 году. В своём труде «Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы идеологии» он более подробно развил это понятие. Деспот де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях», о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления.97 «Задача идеологии - избавить умы от ложных религиозных и философских идей - предрассудков. Де Траси включает идеологию в систему эмпирических наук наряду с зоологией...идеология, благодаря своему предмету, оказывается единственно правильной философией вообще». Однако термин «идеология» в понимании, близком к современному, впервые стал употреблять Наполеон Бонапарт, называя своих противников из лагеря либералов идеологами, т.е. людьми, создающими какие-то абстрактные теории по устройству общества и при этом неспособными к созидательной деятельности."

За последние двести лет в термин «идеология» вкладывалось разное содержание. Изменения были связаны не только с попытками понять идеологию как явление, но и с удовлетворением определенных политико-идеологических потребностей.

Отметим, что многие отечественные обществоведы, как правило, стоящие на позициях марксизма, неоднократно исследовали особенности идеологии и идеологического объяснения объективной реальности. В советской науке предлагалось следующее общее определение понятия идеологии как «совокупности общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных классов; идеологические концепции разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение или изменение и преобразование существующих общественных отношений».

Похожие диссертации на Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях