Содержание к диссертации
Введение
Раздел 1. Взаимодействие Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви как объект социально - философского анализа 13-49
Раздел 2. Содержание и механизм взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях 50-77
Раздел 3. Основные противоречия и периоды взаимодействия Армии и Церкви на современном этапе строительства и реформирования Вооруженных Сил России 78-117
Раздел 4. Тенденции и приоритетные направления оптимизации взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви 118 - 138
Заключение 139 - 146
Список литературы 147 - 161
Приложения 162 - 199
- Взаимодействие Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви как объект социально - философского анализа
- Содержание и механизм взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях
- Основные противоречия и периоды взаимодействия Армии и Церкви на современном этапе строительства и реформирования Вооруженных Сил России
Введение к работе
Актуальность исследования проблемы взаимодействия российской Армии и Русской Православной церкви в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации обусловлены рядом обстоятельств.
1). Вопросы взаимоотношений армии и религии сложны и многообразны, требуют учёта и политических, и социальных факторов, а не только собственно духовных и религиозных. Духовное же перерождение армии - длительный процесс, исключающий любое давление, а тем более моральное насилие над военнослужащими.
2). Изменением отношения общества и государства к религии, важностью научной оценки места и роли религиозных институтов в морально - психологическом воспитании воинов российской армии.
3). Необходимостью постоянного анализа, мониторинга проблем религиозности военнослужащих, учёта степени их влияния на различные процессы в армии и на флоте.
4). Потребностью научного анализа, теоретико - методологического обоснования концептуальных основ взаимодействия Вооружённых Сил
Российской Федерации и Русской Православной церкви на этапе реформирования военной организации российского общества.
5). Необходимостью разработки методологических основ исследования религиозности военнослужащих, условий и факторов совершенствования взаимодействия органов военного управления, воспитательных структур Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви.
6). Необходимостью научного обоснования и разработки системы мер по повышению эффективности управления процессом взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях, путей и направлений совершенствования этой деятельности.
Объект в исследуемой системе определен в виде сложного и противоречивого процесса взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви на современном этапе развития России, а предмет - социально - философское содержание, состояние и структура, общие проблемы и противоречия, тенденции и пути оптимизации взаимодействия Вооруженных Сил и Церкви в Российской Федерации. Субъект представлен взаимодействием двух социальных институтов государства - Вооруженных Сил России - с одной стороны, и Русской Православной церковью - с другой. Причем, Армия конституционно является государственной организацией, Церковь отделена от государства.
Исследование механизма взаимодействия ВС РФ и РПЦ на этапе социальной модернизации в России способствует в решении следующих задач:
Во - первых, в осуществлении содержательного анализа характера взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви.
Во - вторых, в выявлении основных противоречий, проблем и тенденций развития и функционирования системы взаимодействия Армии и Церкви в России.
В - третьих, в определении основных видов, форм и направлений взаимодействия ВС РФ и РПЦ и их специфике.
В - четвертых, в обосновании приоритетных путей взаимодействия Вооруженных Сил и Православной церкви в России на современном этапе.
В - пятых, в формулировании теоретических и практических рекомендаций по оптимизации самого процесса взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви.
На наш взгляд, реформирование Российских Вооруженных Сил в полной мере затронуло и сферу духовной жизни. Ведётся активная работа по обеспечению и совершенствованию всей системы воспитания военнослужащих, создаются благоприятные условия для их духовного обогащения на примерах образцового служения Отечеству, защиты интересов государства. В этой обстановке заметное место в формировании нравственного облика защитника Родины начинает приобретать религия, повысилось влияние религиозного фактора на морально-психологическое состояние личного состава и содержание воспитательной работы в ВС РФ. Уже сегодня с полной уверенностью можно выделить следующие основные компоненты процесса взаимодействия ВС РФ и РПЦ:
Цели взаимодействия ВС РФ и РПЦ:
содействие возрождению государственно - патриотической идеи как основополагающей нравственной ценности военнослужащих, как духовной основы воспитательной работы с ними;
укрепление морально - психологического состояния личного состава ВС РФ, возрождение традиций верного служения Отечеству, упрочение духовно - нравственных начал в жизни воинских коллективов;
- совершенствование воспитательной работы с военнослужащими и
членами их семей;
- содействие созданию и совершенствованию системы воєнно -
патриотического воспитания и допризывной подготовки.
Средства во взаимодействии ВС РФ и РГТЦ:
разработка и реализация перспективных программ взаимодействия РГТЦ и ВС РФ в научной, культурной и духовно - нравственной областях;
изучение и анализ религиозной ситуации в ВС РФ для подготовки соответствующих предложений их руководству;
развитие существующих и создание новых эффективных механизмов взаимодействия и форм совместной работы органов военного управления МО РФ и РГТЦ, других религиозных объединений;
- совершенствование религиозной подготовки, правовой культуры
офицеров и других должностных лиц ВС РФ и соответствующего обучения
священнослужителей в интересах обеспечения свободы совести
военнослужащих и членов их семей.
Принципы взаимодействия ВС РФ и РГТЦ:
соблюдение законов РФ, уставов ВС РФ, приказов и директив соответствующих министерств и ведомств, уважение традиций РГТЦ;
приоритет национально - государственных интересов Российской Федерации;
- укрепление морально - психологического состояния личного состава в
интересах готовности к защите Отечества;
разрешение межконфессиональных противоречий вне воинских коллективов;
невмешательство во внутренние дела ВС РФ, РГТЦ, других религиозных объединений;
- открытость во взаимоотношениях с общественностью и средствами
массовой информации.
Взаимодействие между ВС РФ и РПЦ будет служить обогащению
духовной и нравственной жизни воинских коллективов, способствовать
воспитанию военнослужащих и членов их семей в духе любви к Отечеству,
готовности к его защите, развитию милосердия и благотворительности,
веротерпимости, гражданской ответственности и патриотизма.
Анализ показывает, что в настоящее время формы взаимодействия ВС РФ и РПЦ весьма разнообразны и носят практический характер. А результаты взаимодействия ВС РФ и РПЦ используются в процессе воспитания и обучения военнослужащих ВС РФ в следующих основных формах:
информирование личного состава;
занятия по общественно - государственной подготовке;
духовные беседы с военнослужащими;
культурно - досуговая работа;
возрождение Дней славы русского оружия;
факультеты и факультативы православной культуры в высших учебных заведениях Министерства обороны России;
воинское, нравственное, духовное, эстетическое, патриотическое воспитание;
благотворительные мероприятия и гуманитарная помощь;
расширение кругозора офицерского состава;
работа в Домах офицеров гарнизонов школ нравственности;
библиотеки в воинских частях по духовному образованию;
издание брошюр по духовно - нравственному воспитанию;
просветительские акции;
* миссионерская работа за пределами РФ;
телефоны доверия;
работа по духовному воспитанию молодёжи и т.д.
Взаимодействие ВС РФ и РПЦ в настоящее время, на наш взгляд, имеет следующие основные особенности:
1. Специфика армейской службы не создаёт непреодолимых
препятствий для свободного выражения военнослужащими своих
религиозных убеждений и удовлетворения ими духовно - религиозных
потребностей.
2. Ныне активно обсуждается вопрос о восстановлении в Российской
армии института военных священников. Однако, по мнению ряда
исследователей, такое решение было бы преждевременно1.
Во - первых, духовное перерождение армии не может быть сиюминутным. На протяжении многих лет наше общество отчуждалось от церкви, сложился, в том числе и у военнослужащих, в основном атеистический склад мышления. Приобщение к религии должно быть добровольным, эволюционным, ненасильственным.
Во - вторых, к работе со штатными военными священниками не готов офицерский состав, воспитанный на другой системе ценностей и вряд ли способный к быстрой перестройке на рациональную деятельность с представителями церкви. Потребуются существенные коррективы структуры боевой подготовки и воспитания личного состава, а это - дело не одного года.
В - третьих, введение военных священников непосредственно касается свободы совести. Если деятельность церкви в Вооруженных Силах узаконить, возможно ущемление прав атеистов, ибо тогда исполнение религиозных обрядов примет обязательный характер.
В - четвертых, предлагается узаконить деятельность Русской Православной церкви. Но есть и другие конфессии. Если узаконить деятельность в армии представителей и этих конфессий, может оказаться, что
1 Отюцкий Г. П., Шахов М. Н. Основы философии. М.: ВУ РХБ защиты, 1999. - 273 с.
офицеры будут озабочены не столько вопросами службы, сколько выяснением отношений между ними1.
3. В обновлении российского общества и его Вооруженных Сил, в
укреплении морального духа религия может сыграть положительную роль.
Русская Православная церковь, выполнявшая в свое время функцию
государственной идеологии, а значит, освящавшая защиту Отечества и
профессию воина, сохранила к ним и ныне доброе отношение.
4. Сотрудничество государства, армии, других политических и
общественных организаций и института церкви в обществе не означает отказ
от их мировоззренческих позиций. Как религия, так и атеизм - это
достижение и достояние человеческой культуры. Каждое из этих духовных
явлений формирует свою систему нравственных ценностей, взгляды на мир.
Но должно быть и общее - уважение достоинства личности, воспитание у нее
благородных помыслов и устремлений, любви к ближнему, патриотизма,
готовности защищать Отечество.
Конечно, абсолютизировать возможности института церкви в процессе формирования защитника Отечества было бы неверно. Свое благотворное влияние он способен выполнить в совокупности со всем потенциалом созидающих сил (и именно в этом своеобразие сегодняшнего момента):
историческим опытом и достижениями нашего народа, уважительным отношением к ним;
культурным наследием России и нравственными общечеловеческими ценностями;
боевыми традициями Российской армии;
всем положительным в воспитании личности воина, что было накоплено в Вооруженных Силах;
Павлов А. А. Воздействие религии на современную армию (социально - философский анализ). - М., 1994. 45 - 46 с.
- критическим изучением, осмыслением и использованием зарубежного опыта.
5. В работе с личным составом Вооруженных Сил России необходимо учитывать весь богатый опыт использования священнослужителями самых разнообразных форм, методов, приемов и способов духовно - нравственного воспитания военнослужащих за долгие годы работы в армии (и не только). В большей степени это относится к солдатам и матросам с различными формами дивиантного (отклоняющегося) поведения.
Основной тенденцией во взаимодействии армии и церкви в России является проведение самых разнообразных организационных мероприятий. И на сегодняшний день уже можно выделить следующие актуальные моменты:
рассмотрение вопроса о прохождении военной службы по призыву по месту жительства;
обращаясь к историческим аспектам исследуемой проблемы, возможна постановка вопроса о формировании воинских частей по религиозному признаку.
Достаточно устойчиво определились и уровни взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви, это:
- Министерство обороны - руководство РПЦ;
Вид Вооруженных Сил - Епархия;
Воинская часть - приход.
В настоящее время возникла необходимость определить наиболее целесообразный и эффективный уровень, дабы сосредоточить основные усилия двух взаимодействующих сторон на нем.
И вместе с тем не следует забывать, что во взаимодействии между Церковью и Армией должно учитываться различие их природы. Церковь основана непосредственно самим Богом; богоустановленность же Армии являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель Армии заключается в защите людей в их земной
жизни от посягательств врагов. Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции власти и церкви, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Идеальная форма взаимодействия между государством и церковью исторически могла быть выработана лишь в государстве, признающем Православную церковь. В религиоведении такая форма получила название «симфонии» государства и церкви. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, не вторжение одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству и его институтам, в то же время она может обращаться к государственным властям с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.
В настоящее время достаточно ясно определились те направления, в которых взаимодействие государства, армии со священнослужителями и каноническими церковными структурами осуществляться не может. Это:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку
тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной
деятельности, требующей в соответствии с государственным законом
сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному
Священноначалию;
г) церковь не вмешивается в непосредственное осуществление судебной
властью ее функций, а все внутрицерковные споры не должны выноситься на
светский суд.
Выводы по разделу 2
1. Процесс взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной церкви в современных условиях представляет собой социальный механизм объективно сложившихся взаимоотношений, содержание которого составляет целенаправленная и скоординированная на правовой базе деятельность субъектов двух институтов по достижению эффективного воздействия учреждений и органов Церкви на духовную жизнь военнослужащих и воинских коллективов посредством использования оптимальных средств, методов и форм морально - психологического влияния на добровольной основе с учетом специфических условий и задач воинской деятельности. Нормальное функционирование этого механизма объективно предполагает соблюдение действующего законодательства, реализацию существующих принципов и норм взаимодействия армии и церкви, управление и координацию деятельности субъектов, согласование и учет специфических условий и задач деятельности, возможность влияния других конфессий на духовную жизнь военнослужащих.
2. В настоящее время на этапе строительства и реформирования Вооруженных Сил России, как института государства, сложились определенные направления во взаимодействии с Русской Православной церковью, которая на настоящий момент, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, отделена от государства. Их, по нашему мнению, можно объединить в несколько больших групп:
патриотическое воспитание военнослужащих;
нравственное и духовное просвещение военнослужащих;
социальная защита военнослужащих и членов их семей;
Взаимодействие Вооруженных Сил России и Русской Православной церкви как объект социально - философского анализа
Вопросы взаимодействия армии и религии достаточно сложны и многообразны. Учёт и изучение восприятия военнослужащими веры в Бога и знание ими основных религиозных догматов - лишь часть этого комплекса направлений взаимодействия. Совсем недавно достаточно бойко дискутировался вопрос о том, вводить ли священников в казарму, предоставлять ли право религиозным деятелям брать на себя роль духовных пастырей военнослужащих, есть ли смысл и необходимость вновь вернуться к институту военных священников, учредить в частях и на кораблях культовые учреждения. Вряд ли можно с полной уверенностью дать сегодня утвердительный ответ на эти вопросы, даже апеллируя при этом к общественному мнению. Вопросы эти скорее относятся к сфере политики, чем к вопросам свободы вероисповедания, реализации свободы, права на отправление религиозных обрядов.
В отечественном и зарубежном религиоведении в понимание свободы совести вкладывается различное содержание, поэтому анализ разных подходов к этим вопросам вполне закономерен. Понятие свободы совести сконцентрировало в себе идеи гуманизма, толерантности, свободы мировоззренческого выбора. В то же время это понятие имеет длительную историю формирования и развития.
В настоящее время доминирующими в определении понимания сущности свободы совести в отечественном религиоведении являются следующие положения:
У решение проблем свободы совести осуществляется большей частью не через конституции, декреты и политические лозунги, а в связи с решением социально - экономических задач, учитывающих объективные закономерности общественного развития; осуществление свободы совести должно включать в себя принципы гуманизма и взаимопонимания, способствовать объединению всех членов общества для решения важнейших задач, стоящих перед ними; следует различать религиозные организации, как частные по отношению к государству и верующим, как полноправным членам общества; религиозные объединения должны быть отделены от государства, а школа и народное образование - от церкви.
Различают «широкое» и «узкое» понимание свободы совести: в широком смысле под свободой совести понимается свобода убеждений человека в целом, а в узком - отношение человека к религии и атеизму.
Многие же ученые считают, что окончательно понимание свободы еще не сформировалось и не получило соответствующего научного обоснования.
Анализ развития представлений о свободе совести свидетельствует о том, что в основе проблем свободы совести лежит выбор личностью своего отношения к религии и атеизму как к полярным мировоззренческим ориентациям. Свобода этого выбора определяется диалектической взаимосвязью демократических прав и свобод, функционирующих в данном обществе, и реальным правом личности самой определять свое отношение к религии и атеизму. Именно в этом и заключается специфика понятия свободы совести: в способности личности выразить свое отношение к религиозному и атеистическому мировоззрениям. Следует добавить, что выбор личностью религиозного или атеистического мировоззрения может осуществляться на разных уровнях - на уровне развития социальной системы, духовной культуры, демократических традиций.
Итак, свобода совести - это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрениями и возможность открыто проявлять свои убеждения.
Свобода совести и свобода вероисповедания в постсоветском обществе имеют ряд специфических черт. Обратим внимание на то, что религиозная ситуация в странах СНГ неоднозначна. Наиболее слабыми сторонами вероисповедной политики стран СНГ являются следующие: до сих пор ни одно государство не имеет научно обоснованной модели церковной политики применительно к переходному периоду;
предпринимается попытка в правовых документах считать конституционное право граждан на свободу совести столь же узким, как и право на свободу вероисповедания, свободу религии, то есть осуществляется подмена более широкого понятия узким; размываются такие конституционные принципы свободы совести, как отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство религий, равенство прав верующих и неверующих и т.д.; все чаще вопрос о праве человека на свободу совести рассматривается не как вопрос из сферы частной жизни человека, а как часть проблемы сферы публично-правовых отношений. А это ведет к политизации религиозных организаций и насильственной клерикализации общественных и государственных институтов; затягивается процесс совершенствования законодательной базы государственно-церковных отношений.
Содержание и механизм взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях
С 7 по 11 июня 1999 года в городе Екатеринбурге состоялся Второй Российский философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении», организатором которого были: Российское философское общество, Министерство образования РФ, Уральский государственный университет, Институт философии и права Уральского отделения РАН, Институт философии РАН, Институт человека РАН и другие1. В конгрессе участвовало 669 человек из 73 городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Всего в период подготовки к конгрессу в Оргкомитет поступило более 2300 тезисов докладов. При этом к началу конгресса было издано 4 тома (в 8 книгах) материалов, один из которых - том 4, части 1 и 2 был посвящен «Философии духовности, образования и религии».
Основные тенденции в этой области выглядят следующим образом:
- большое внимание уделяется философскому анализу русского православия, и его истоки видятся ученым в соединении восточно православной и языческих традиций; в качестве методологической основы анализа православия предлагается принцип «онтологического реализма», который рассматривает духовную природу человека как его неотчуждаемую родовую сущность;
- выделяя тенденции современной религиозности в России, отмечается на конгрессе устойчивая тенденция к нарастанию ее уровня у населения, который, однако, не означает реального воцерковления;
- прогнозируется, что в XXI веке идея светского государства будет утрачивать свою роль и доминирующим станет религиозный человек, но, вместе с тем, отмечается необходимость признания религиозного и мировоззренческого плюрализма в общественном сознании России.
Важным событием в жизни РПЦ стало принятие юбилейным Архиерейским собором (13 - 17 августа 2000) «Основ социальной концепции Русской Православной церкви» . Социальной концепции РПЦ свойственен ряд общих методологических положений, призванных обосновать как самое активное и широкое участие церкви в социальной жизни, так и характер ее действий в этой сфере.
Первое. Обоснование самого существования конфессиональной социальной доктрины в современном секулярном обществе. Учитывая условия современного плюралистического светского государства, церковь не стремится участвовать в мирской политике, но она призвана формировать сознание своих последователей, других членов общества с тем, чтобы их мирские действия в любой сфере общественной жизни находились в гармонии с божественными законами.
Данные проводимого РНИ - СиНП общероссийского мониторинга состояния массового сознания показывают, что заявляет о своей вере в Бога в России около половины населения. Однако более 65 процентов респондентов (то есть и определенная часть неверующих) в той или иной мере признают авторитет РПЦ в социальных и нравственных вопросах и, очевидно, хотели бы прислушиваться к ее голосу.
Второе. Обосновав необходимость своего учения в решении социальных проблем, по сути, сведенных к некоторой совокупности религиозно - нравственных норм, авторы «Основ социальной концепции...» неминуемо сталкиваются с проблемой взаимодействия с другими активными субъектами социальной политики.
Третье. Теоретическая посылка о необходимости дистанцирования от власти сопровождается реалистическим и критическим анализом социальной действительности.
Четвертое. Любому субъекту социальной политики важно самоопределение по множеству сталкивающихся позиций и интересов. Научная значимость, нравственная ценность всякой социальной концепции во многом определяется тем, интересы каких групп населения и в какой мере она отстаивает. Выделены социальные группы, требующие поддержки Церкви (немощные, лишенные свободы, бедные и так далее), а также профессиональные группы, с которыми желательно тесное сотрудничество (армия, деятели образования, медицинские работники и так далее).
Пятое. Одной из гуманистических характеристик социальной деятельности РПЦ, других христианских конфессий, да и всех мировых религий, является миротворчество, направленное в первую очередь на недопущение войны как зла, которое, как подчеркивают авторы «Основ социальной концепции...», может быть лишь вынужденным, хотя и нежелательным, средством исключительно для защиты ближних и восстановления попранной справедливости. Церковь противостоит пропаганде войны, различным проявлениям ненависти как в национальном, так и в международном масштабах.
Основные противоречия и периоды взаимодействия Армии и Церкви на современном этапе строительства и реформирования Вооруженных Сил России
В исследованиях религии как социального института разработаны такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применяются в течение многих десятилетий, дают плодотворные результаты и теперь.
Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно - следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа, главным вопросом которого является «почему?», религия не может быть понята лишь из самой себя. Именно причинное объяснение прежде всего помогает обеспечить выявление различных религиозных и нерелигиозных форм из каких-то действительных объективных отношений в жизнедеятельности людей.
Историзм, исходя из единства исторического и логического, использует в качестве инструмента познания логику истории, и это позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого. Историзм может выступать в нескольких разновидностях.
Генетический подход имеет ввиду выведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание промежуточных звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его распоряжении фактического материала. В этом случае историзм предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние всякого явления есть итог развития, изучение этого состояния позволяет создать теоретическую модель, которая поможет охарактеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе и начальных.
Сравнительно - историческое исследование сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии в различные моменты времени, разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на различных этапах развития. Большое значение имеет сравнение сопоставимых образов различных религий, в западных и восточных культурах и т.д. На базе сравнительного анализа сформировалась специальная область исследования -сравнительное религиоведение.
Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким - либо признакам. В результате типологизации получаются статистически устойчивые группы признаков - типы, которые задают модель типологической общности для определенных объектов, явлений. Инвариантность признаков какого - то объекта позволяет относить его к соответствующему типу. Различия признаков объектов внутри типа носят случайный характер, эти различия незначительны по сравнению с различиями свойств объектов разных типов. С помощью типологизации выделены, например, исторические типы религий.
Феноменологический метод включает совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействии людей. Он соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений. Использование приемов феноменологического анализа способствовало выделению одного из разделов религиоведения - феноменологии религии, рассматривающей, наряду с субъективными религиозными переживаниями, также и религиозные институты, общности и прочее.
Структурно - функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом, выяснение воздейственности этих элементов. Такая же операция может быть проделана и над каждым выделенным элементом, который, в свою очередь, представляет собой систему («подсистему»).
По мнению конфессиональных исследователей, в основе понимания религии должна лежать религиозная вера, ибо познание сущности религии доступно лишь для верующей души. Чтобы познание было успешным, необходимы «орган религии», «способность чувствования». Несомненно, личный религиозный опыт исследователя в процессе самонаблюдения становится объектом внутреннего созерцания. Результатом может быть уникальный материал, имеющий большое значение для развития религиоведческого познания.