Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи Захарова Наталья Сергеевна

Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи
<
Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Захарова Наталья Сергеевна. Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи : ил РГБ ОД 61:85-9/528

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические вопросы исследования эстетического идеала и его атеистического потенциала 16

1. Специфика эстетического идеала и его соотношение с религиозным 20

2. Место и роль эстетического идеала в атеистических воззрениях . 38

3. Атеистические-функции эстетического идеала . 50

Глава II. Эстетический идеал как регулятор атеисти ческого развития молодежи . 71

1. Роль эстетического идеала в преодоле нии религиозной и развитии атеистичес кой мотивации формирующейся личности 73

2. Роль искусства социалистического реализма в становлении научно-атеистических убеждений молодежи 96

Заключение 121

Библиография 127

Введение к работе

Детальность. Проблема определения места и роли общественного эстетического идеала в развитии научно-атеистического мировоззрения приобретает сегодня особую социально-политическую и практическую значимость, так как в философском плане является частью более широкого и всегда актуального вопроса о взаимодействии между социальными идеалами и исторической действительностью. Это связано в первую очередь с особенностями того этапа, в который вступила наша страна. Товарищ К.У.Черненко в докладе на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС подчеркнул: "Эффективность идеологической работы прямо зависит от того, насколько точно учитываются особенности периода, переживаемого страной... Советское общество вступило в исторически длительный этап развитого социализма, его всестороннее совершенствование - наша стратегическая задача" .

По мере развития социализма, по мере решения выдвигаемых на этом этапе задач и будет происходить постепенный переход к коммунизму, осуществляться все более полное воплощение коммунистического идеала в действительность.

Коммунистическая партия постоянно уделяет большое внимание проблемам формирования и социального функционирования всех видов общественных идеалов. В партийных документах подчеркивается необходимость усиления юс роли в деле идеологического воспитания масс. "Надо активней ставить на службу нашим воспитательным целям великую притягательную силу ком мунистических идеалов", - отмечал на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко .

На исследование этих вопросов нацеливают материалы последних съездов партии, постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" /1979/, и0 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина" /1979/, "О 60 й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик" /1982/, "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" /1982/, "Актуальные вшросы идеологической, массово-политической работы партии" /1983/, "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" /1984/, "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /1984/.

Значительное место в этом плане занимает и проблема специфической роли эстетического идеала в процессе формирования научно-атеистического мировоззрения. Между тем, практическое решение ее все еще отстает от запросов жизни, от потребностей идейно-воспитательной работы в массах, в част-ности, среди молодого поколения нашей страны. Здесь есть, конечно, свои причины прежде всего, на наш взгляд, гносеологического и социально-психологического характера:

во-первых, существование у определенной части людей религиозного мировоззрения;

во-вторых, слабая психологическая подготовленность ряда людей к сознательной созидательной деятельности во имя

-коммунистического идеала;

В-третьих, отдельные проявления недостаточно верного подхода к использованию в практике сегодняшнего дня эстетических средств в атеистическом воспитании масс.

Из сказанного очевидно, насколько важно для выработки истинных взглядов научно-обоснованное понимание всей сложности взаимоотношений эстетического идеала нашего общества и процесса развития научно-атеистического мировоззрения.

Нельзя не учитывать и того, что вопрос о роли эстетического идеала в развитии научно-материалистического мировоззрения оказался в самом центре идеологической борьбы. Буржуазные идеологи пытаются отрицать коммунистический эстетический идеал, социалистическое искусство, их социальные функции. Некоторые философы и эстетики-идеалисты отстаивают концепцию так называемого "чистого искусства", которое якобы по своей природе чуждо проблемам реальной жизни и не должно вмешиваться в сферу идеологии и мировоззрения.

Однако в рамках идеалистической эстетики существует и противоположная точка зрения на соотношение идеала и мировоззрения, искусства и мировоззрения. Эта точка зрения свойственна, в частности, представителям всего христианского богословия и церкви, которые выделяют религиозный идеал и считают, что искусство должно пропагандировать религиозное мировоззрение.

Все вышеизложенное не оставляет сомнений в актуальности той проблемы, которая стала темой данной диссертационной работы.

Состояниеиссле ования проблемы» В марксистско-ленинской эстетике и теории научного атеизма за последние двадцать с лишним лет к вопросу о месте и роли эстетического идеала в развитии научно-атеистического мировоззрения обращались немногие исследователи. Однако советскими и прогрессивными зарубежными учеными создан ряд работ, в которых получили освещение отдельные аспекты изучаемой нами проблемы.

В разделах, посвященных анализу эстетического и религиозного видов сознания, сущности эстетического и религиозного идеалов, специфики их функционирования, роли искусства социалистического реализма в становлении научно-атеистических убеждений личности, автор опирался на труды этих обществоведов.

Прежде всего, это исследования, в которых характеризуется коммунистическая личность и роль научного атеизма в ее формировании. К ним мы относим работы Андрианова Н.П., Бабосова Е.М., Гордиенко Н.С, Калашникова М. у?., Курочкина П.К., Павлюка В. Б. и др.

Особый интерес представляют исследования, где анализируется место эстетического идеала в системе общественного коммунистического идеала, его специфика как социального феномена и роль в развитии общества. К ним мы относим работы Горыня В.й., Громова Е.С., Гуцаленко Л.А., Давидовича В.Е., Лармина 0.В., Лифшица М.А., Муриана В.М., Скатерщикова В.К., Столовича Л.Н., Ястребовой Н.А. и др. . В них в той или иной степени раскрывается Место эстетического идеала в системе коммунистического воспитания, определяются его социальные функции, уточняются в целом важные стороны гносеологического, исторического и социального характера.

Еще одну группу интересующих нас работ составляют исследования по проблеме роли искусства социалистического реализма в атеистическом воспитании. Следует отметить, что в литературе по эстетическим и научно-атеистическим вопросам эта проблема ставится и раскрывается достаточно глубоко. О некоторых исследованиях по общим вопросам мы уже говорили раньше. К ним необходимо добавить также работы Букина В.Р., Михнов-ского Д.В., Угриновича Д.М., Яковлева Е.Г. и др., в которых уточняется место искусства в системе атеистического воспитания всех слоев населения, раскрывается связь истории реалистического искусства с историей свободомыслия и атеизма,дается анализ антиклерикальных и антирелигиозных художественных поизвеени _лредлагаю!гся конкретные рекомендации по использованию искусства в атеистической пропаганде .

Многие авторы конкретизируют роль каждого вида искусства в процессе развития атеистических знаний, взглядов, убеждении .

В ряде исследований дается характеристика содержания отдельных произведений и их влияние на атеистическое разви-тие личности . Однако, на наш взгляд, в большинстве работ не акцентируется внимание на то, что искусство есть специфический носитель определенных эстетических идеалов и поверхностно анализируются его энергетические, внутренне заложенные резервы.

Анализ марксисткой и зарубежной литературы, посвященной вопросам специфики эстетического и религиозного видов сознания, специфики искусства в формировании атеистических убеждений, показывает значительную степень изученности этих проблем, но тем не менее еще недостаточно глубоко исследован вопрос о соотношении эстетического и религиозного идеалов, не выявлены атеистические функции эстетического идеала, его роль в развитии атеистической мотивации личности, а также поверхностно характеризуется роль искусства как носителя атеистически значимых сторон эстетического идеала в формировании атеистических убеждений личности.  

Место и роль эстетического идеала в атеистических воззрениях

Анализируя место и роль эстетического идеала, занимаемое им в философско-атеистических воззрениях прошлых веков, необходимо подчеркнуть то общее, что объединяло атеистов в поисках и определении значимости идеала в процессе атеистического развития человека. Этим общим, на наш взгляд, является признание реалистической основы эстетического отношения, на базе которого и возникает эстетический идеал, противоположный по своему содержанию и функциям идеалу религиозному.

Так, в эпоху Возрождения сознание человечества шаг за шагом освобождалось от религиозных ценностей, видя в них вериги, которые насильственно опутывают человека. Будучи снова включенным в природу, человек начинает постигать, что его мысли и действия оцениваются и осуществляются только в зем ной жизни подлинном источнике его счастья и несчастья. Человек утверждается в центре вселенной, и мерой всех вещей оказывается его природа. Такой интерес к человеку, к его возможностям привел к попыткам рационального познания человека- познания, в целом свободного от религиозной догматики. Символ человекамобедителя появился на рубеже ХУ-ХУ1 веков в картине Джорджоне, изображающей трех философов. Два старших смотрят на мир с печалью и гневом, третий же, юный философ-с циркулем и угольником в руке - символами новых знаний, -вдохновенно смотрит на окружающую его природу, которую ему предстоит познать.

Гуманисты утверждали новый эстетический идеал, освобождающий земное от религиозного, пытаясь найти равновесие между ним и действительностью. Моделью мира был сам целостный индивид, и все объединялось и связывалось в мире сообразно человеческой мере. История в ее христианском, мифологическом истолковании возникает у художников Возрождения как единство поступков и подвигов духовно богатых людей, способных преобразовать мир, свободно и широко формировать его сущность.

"Активное участие в той или иной степени каждого гражданина в общественной жизни, а также распад старых феодальных устоев права и морали, неустойчивость, подвижность новых, еще лишь складывающихся отношений, напряженная борьба классов и сословий, столкновение личных интересов создавали особо благоприятные обстоятельства для расцвета личности деятельной, полной энергии, неразрывно связанной со всеми сторонами современной ей общественной жизни. Не случайно на смену критериям церковной морали, на смену двойственному и далекому от жизни идеалу человека Средневековья... приходит новый идеал человеческой ценности. Это идеал яркой, сильной личности, стремящейся к счастью на земле, охваченной страстным стремлением развить и утвердить творческие способности актив-ной натуры"4.

Эстетический идеал Возрождения - активно-функционирующий, отражающий гармонию и богатство соотношения человека и мира и развивающий активно-творческие силы личности.Просветители нашли и разработали общественную доминанту идеала, его программные функции в гармоническом воспитании человеческих и гражданских качеств личности. Их решения во многом основывались на материалистическом толковании мира, на воинствующе-атеистических позициях. Анализируя современное им искусство, они требовали от него особого отношения к человеку и миру.

"Сделать добродетель приятной, порок ненавистным, смешные стороны выступающими, - вот намерение всякого честного человека, который берет перо, кисть или резец".

Б.И.Ленин высоко ценил публицистику атеистов ХУШ века,говоря о ней: "Бойкая, живая, талантливая, остроумно и el sкрыто нападающая на господствующую поповщину...". Искусство, по мнению этих философов, должно перестать быть лишь приятным развлечением для аристократов. Оно должно помогать людям ярко и глубоко воспринимать внешний мир и самих себя, служить важным звеном взаимосвязи сознания человека с внешним миром. Несущим истину и красоту устремлениям искусства- 41 -противостоят по мнению П.Гольбаха, "Туманные и противоречивые идеи теологии", сбивающие людей с правильного пути. Данные положения основываются на последовательной критике религии французскими материалистами ХУШ века.

Французские материалисты подошли к рассмотрению религиозного и эстетического идеалов как прямо противоположных явлений, отделяя независимость эстетического содержания от божественных идей. Г.М.Леонычев справедливо считает, что "...именно гносеологическую сторону общей философской теории французских материалистов можно считать наиболее веским теоретическим аргументом, показывающим несовместимость и даже взаимоисключение эстетического и теистического мышления, искусства и религии. Познавательная сторона этой несовместимости позволила философам наметить силу эстетического идеала /заложенного для них в искусстве/ в преодолении религиозных заблуждений в сознании человека.

Особо хотелось бы остановиться на оценке эстетического идеала, сделанной Л.Фейербахом, внесшем значительный вклад в рассмотрение этого вопроса. Л.Фейербах, будучи материалистом-метафизиком, в анализе противоположности искусства и религии в их познавательной специфике, следует материалистической традиции, разработанной просветителями ХУШ века. Философ однако значительно глубже, чем его предшественники, подошел к анализу качественных различий между ними. Он, во-первых, показывает отличие свободной силы художника от во ображения и религии, имеющих свои корни в чувствах зависи-мости1, страха, нужды. Тем самым Фейербах выделяет основу формирования религиозного и эстетического мировоззрения, их ядро - религиозный и эстетический идеалы. Во-вторых, философ показывает и различия в целях, заложенных в религиозном и эстетическом идеалах. Религия, - утверждает он, - предлагает лишь чисто иллюзорное "достижение" в виде награды на "том свете" за пережитое на земле. "Но идеал, - говорит Фейербах, - каким он является в качестве предмета религии и в частности христианской религии, не может быть нашим об-резцом.В.И.Ленин высоко оценил это положение Фейербаха. Разбирая его "Лекции о религии" в "Философских тетрадях", он отмечает: "Религия дает человеку идеал. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъесте-ственный" .

Противопоставляя эти виды идеалов, Л.Фейербах, и это особенно важно подчеркнуть, показывает, что "...христианская религия никогда не была и не могла быть ...источникоми4 художественного вдохновения .Ценным для характеристики места эстетического идеала

Атеистические-функции эстетического идеала

Изучение эстетического идеала в плане его атеистического функционирования позволяет решить, во-первых, вопрос о коренном различии функций эстетического идеала развитого социализма и функций, приписываемых теоретиками религии религиозному идеалу, и, во-вторых, вопрос о значении каждой конкретной социальной функции эстетического идеала в становлении научно-атеистического мировоззрения общества.

Опираясь на марксистско-ленинскую теорию функционирования общественных идеалов и используя работы советских и заруоежных обществоведов , попытаемся выделить в целом социальные функции эстетического идеала, классифицируя их по степени ролевой значимости в общественном развитии.своеобразными маяками, духовно направляющими и организующими движение народных масс. По его мнению, необходимо умело использовать эту силу, использовать ее как можно более продуктивно. Одновременно с этим он постоянно предупреждал,что степень распространенности идеалов в определенном классе общества, их неразрывная связь с интересами самих участников как раз и является силой идеала . "...Самым высоким идеаламцена - медный грош, покуда вы не сумели слить их неразрывнорс интересами самих участвующих в экономической борьбе... .

Идеалы могут обладать социальными свойствами различного характера: быть активной преобразовательной силой или оставаться "невинными пожеланиями". Это зависит от принятия их массами, от глубины проникновения их в мировоззрение народа, от меры их значимости в деле совершенствования общества.

В этих положениях классиков марксизма-ленинизма и заключена основная суть понимания социального функционирования прогрессивных общественных идеалов.

Специфика социального функционирования эстетического идеала не может быть понята вне многообразия и конкретности реальной действительности, вне общественных проблем, выдвигаемых человечеством. Мы уже подчеркивали, что эстетические идеалы являются системообразующим, организующим началом в сложном процессе взаимодействия общества и действительности. Характеризуя в самых общих чертах основную социальную функцию эстетического идеала, мы можем определить ее как регу Эстетический идеал как бы решает проблему: "какими должны и могут быть реальные отношения человека и действительности, чтобы возможности данного конкретного бытия раскрылись для1 ччеловека наиболее богато" . Степень проявления основной социальной функции эстетического идеала, которую мы назовем "гармонизирующей", зависит от ряда существенных факторов:

Во-первых, полнота раскрытия бытия зависит от содержательной наполненности идеала, от его истинности и ценности. Ценность эстетического идеала обусловлена тем, является ли он идеалом подлинной красоты, иначе говоря... ценность идеала находится в прямой связи с его истинностью, с тем, насколько правильно он отражает эстетические ценности действительности, устремленной в будущее. Поскольку же в эстетических ценностях опредмечено развитие свободы человека и общества, то...ценность присуща эстетическому идеалу в меруоего гуманистичности и народности" .

Во-вторых, эта полнота зависит от возможностей общества осознать и реализовать этот идеал.Глубина выделенных факторов достигается только в условиях развитого социализма. Эстетическое осмысление нашего времени приводит к формированию новых положительных эстетических ценностей, основанных на опыте коммунистического строительства, гуманистических взглядах и т.д. Процесс этотеще далеко не завершен. Новые изменения в общественных условиях, научные достижения в области естественных и общественных наук постоянно пополняют содержание эстетического идеала» Черпая свое содержание из реальной действительности, эстетический идеал зрелого социализма отбирает из нее наиболее значимое, организуя и закрепляя его в общественном сознании, направляет общество к познанию его настоящего и будущего, к оценке и преобразованию мира с позиций мировоззрения, лишенного иллюзорности, ложного содержания. Отсюда "гармонизирующая" функция эстетического идеала может быть представлена как системообразующее целое, вбирающее в себя ряд взаимосвязанных компонентов, каждый из которых есть также определенная функционирующая подсистема.

Эстетический идеал, как мы уже подчеркнули, взаимодействуя с реальной действительностью, вбирает в себя ее познание и направляет это познание на будущее развитие мира. Б этом выражается сущность одного из компонентов основной социальной функции эстетического идеала опеежающе_от_ажать Щб53ии_Ев1в5ЇЕЕ_5Е5ї1ит5Ьности. Однако идеал не только характеризует познавательные стороны, но и оценивает реальность и ее будущее преобразование с позиций прогрессивных общественных сил и активизи2ЁТ_5еяте ьность этих сил, задавая им конечные цели эстетического совершенствования.

Данные подсистемы для дальнейшего анализа определим как особенные социальные функции в целостной классификации функций идеала и назовем их познавательночірогнозирующая, 352512гЦЕ2Ё 21ная_и ктивизи ующая. Только диалектическое единство этих функций позволяет эстетическому идеалу стать реальным преобразователем действительности, наполнять

Роль эстетического идеала в преодоле нии религиозной и развитии атеистичес кой мотивации формирующейся личности

Прежде чем анализировать роль эстетического идеала в процессе развития атеистической мотивации и преодолении религиозной, нужно охарактеризовать сами эти явления, показывая особенности их формирования, те существенные различия, которые лежат между ними.

Проблема развития атеистической мотивации и ее регуляторов вытекает из общей теории мотивации, разрабатываемой в философской и психологической литературе . См., например: Рубинштейн С.Л. Человек и мир - методологические и теоретические проблемы психологии.- М. ,1969; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.,1973; Ковалев А.Г. Психология личности.- М.,1970; Добрынин Н.Ф. Проблема значимости в психологии.- Материалы совещания по психологии.- М., 1957; Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.,1976 и др. Остановимся на некоторых общих положениях этой теории, необходимых нам для рассмотрения атеистической мотивации. В разработке проблем мотивации советские ученые исходят из основных положений диалектического и исторического материализма, рассматривая их как сложную систему человеческой жизнедеятельности, отражающую в своем строении и содержании особенности объективной действительности, в которую включается и внешний для человека мир и сам человек во всех его характеристиках. Постоянно наполняясь определенным содержанием, мотивационная сфера личности направляет и углубляет человеческое поведение. Классики марксизма специально подчеркивали роль моти-вационной системы как объективно действующего фактора детерминации человеческого поведения. Ф.Энгельс писал: "Все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову... . Отмечая специфику развития общества в отличие от развития природы, он считал, что "в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой 2 цели" . Советские философы и психологи в понимании и в самом определении мотивации подчеркивают активный характер отношения человека к окружающему миру. "Сознание, - считал С.Л.Рубинштейн, - это не только отражение, но и отношение челове ка к окружающему" . Й далее: "В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним /психологически выражающегося в форме стремлений и чувств/. В силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к дейст Понятие мотивации, по признанию большинства советских и прогрессивных зарубежных ученых, включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы и т.д. Будучи движущей силой человеческого поведения, мотивация, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные процессы: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психологические процессы. В практическом плане решение вопросов строения мотивации, выделение ее специфики при влиянии на различные виды деятельности, позволяет создать научную основу для выявления наиболее эффективных форм воспитательного воздействия на индивида, учитывая особенности каждого вида коммунистического воспитания. Вот почему так актуален на сегодняшний день вопрос не только об изучении целостной мотивационнои системы личности, но и ее подсистем, несущих в себе компоненты, характеризующие отдельные стороны сознания человека. Будучи взаимосвя -ванными между собой системными признаками, каждая из подсистем дополняет другие, влияя на их развитие.

Ставя проблему именно так, мы выделяем атеистическую мотивацию как подсистему целостной мотивации личности и рассматриваем ее применительно к нашему анализу как самостоятельное образование.

В современной атеистической литературе, да и в целом философской и психологической, понятие "атеистическая мотивация" почти не рассматривается. Б имеющихся определениях не выделены структурные особенности этого вида мотивации, і не уточнена степень состояния ее развивающихся компонентов . Такое положение требует серьезного подхода к данному явлению как со стороны философии и психологии, так и научного атеизма. Рассматривая атеистическую мотивацию с самых общих позиций, мы отмечаем, что она характеризует устойчивость побуждений личности к атеистической деятельности, различного рода волевые качества, а также осознание ответственности за правильное восприятие мира, его оценку, выделение существенных сторон действительности. Являясь сложной системой, атеистическая мотивация имеет достаточно определенную структуру, анализ которой важен для дальнейшего исследования. В определении структуры атеистической мотивации мы будем опираться на разработку общей структуры мотивации совет

Роль искусства социалистического реализма в становлении научно-атеистических убеждений молодежи

В философско-эстетической литературе на сегодняшний день имеются две точки зрения по проблеме эстетического идеала: 1 ) эстетический идеал не ограничен только художественной формой выражения, а в понятийно-теоретической форме су 1 , ществует и вне искусства 2) эстетический идеал наиболее полно представлен в ис кусстве, которое является единственным средством его выра 1 жения1. На наш взгляд, эстетический идеал, обладая спецификой универсального проявления, обнаруживает себя во всех сферах человеческой деятельности, являясь высшей эстетической мерой их совершенствования. Мы говорим об эстетическом идеале коммунистического труда и т.д., понимая под ним высшую цель общества - достижение гармонии содержания и формы труда как целостного выражения общечеловеческой потребности. Однако конкретизацию, зримость, а это мы уже ранее подчеркивали, эстетический идеал получает в искусстве, которое, специфически охватывая все стороны человеческой деятельности и запечатлевая стремление к гармоническому единству личности и общества, несет человеку осязаемые черты идеала.

Эстетический идеал это не нечто пассивное, а активно действующее внутри искусства явление, воплощающее в себе, с одной стороны, качественно новые, необходимые для развития социального целого, стороны действительности и, с другой, играющее роль энергетического стимулятора самого искусства. Попытаемся доказать это положение.

Вся история развития прогрессивного искусства свидетельствует о том, что новая действительность толкает художественное сознание к воплощению назревающего, необходимого, важного для своего последующего развития.

Н.А.Ястребова, являясь одним из глубоких исследователей искусства как носителя эстетического идеала, прямо ста вит вопрос: "За счет какой энергии поддерживается эта внутренняя активность искусства?. Обращаясь к общей теории систем, она показывает, что изменение внешних условий само по себе не приводит к изменению внутреннего содержания и энергии искусства. Для этого необходимо совпадение внешних изменений и внутренней движущей силы системы. "Действительность выступает в этом процессе не просто в качестве образа /"картинки"/, а непременно как некая проблемная структура, т.е. как соотношение сил, завязанных в единый проблемный узел. Отпечаток этого актуального противоречивого баланса ложится на систему и видоизменяет ее структурные особенности благодаря тому, что новые сведения в чем-то "похожи" на внутренний мир самой системы, родственны ему, синтаксичес-ки одинаково с ним построены" .

Далее автор отмечает: "Проблемная ситуация искусства, как предполагает эстетика, - это всегда проблемная ситуация - "человек-мир". Любое содержание любой эпохи, видимо, записывается во внутренних, глубинных ходах искусства именно в таких параметрах, проблемным языком этого двучленного соотношения, конкретное содержание которого в зависимости от социально-исторической ситуации каждый раз неповторимо новое. Отсюда Ястребова Н.А. делает вывод о том, что искусство, с одной стороны, развивается за счет энергетических особенностей эстетического идеала и, с другой, само раскрывает его конкретные содержательные черты, актуальные дляразвития той или иной эпохи .

Не останавливаясь на анализе особенностей искусства как социального явления, что составляет задачу исследования эстетиков, попытаемся охарактеризовать именно те аспекты, которые раскрывают проблему воплощения эстетического идеала зрелого социализма в искусство наших дней, конкретизирующего его атеистически содержательные черты и обеспечивающего его атеистическое функционирование.

"Социализм..., - констатирует В.И.Ленин, - впервые создает возможность... втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе непочатый родник и которые капитализм мял, давил, ду-шил тысячами и миллионами" .

На этом фундаменте строится и возникает новое понимание эстетического и художественного. Возникает новая содержательность эстетических идеалов искусства социалистического общества, уничтожая всякую религиозную фантазию и иллюзию, построенная на реальных связях и отношениях действительности и человека.

Такие новые идеалы вырабатывались и обретались в "адски трудных" условиях, когда "гладить по головке никого нельзя - руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми".

Эстетический идеал формировался в условиях духовного кризиса большинства некогда забитого народа, сознание которого еще нужно было в целом освободить от религиозного дурмана, поднять на осознание нового, свершившегося, безрелигиозного. Ленин пишет: "Задача партии - не ... стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться, куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты... .

Сейчас, как пишет Н.А.Ястребова, "имея за собой уже достаточную исторически конкретную полноту развития этого процесса, можно уверенно подтвердить догадки Г.В.Плеханова, высказанные им еще в начале века относительно идеалов и гуманистического смысла социалистического искусства. Основой нового эстетического соотношения стало многоликое реальное взаимодействие двух главных сил осуществляющейся революции. Одна из них - действующая масса (и все процессы связанные именно с широкими коллективно-массовыми общественными преобразованиями). Другая - человеческая индивидуальность (со всеми особенностями ее специфически личностных реакций, пе-реживаний и поступков) . Все эти проблемы, тесно связанные и с атеистическим развитием общества и личности, должны были найти свое художественно-эстетическое решение и воплотиться в сознании широких масс. Закрепление эстетических взглядов в искусстве социалистического реализма и их конкретное раскрытие проходило различными этапами. Однако конкретно воплощенный в искусстве идеал был не идеалом одиноч

Похожие диссертации на Роль эстетического идеала в формировании научно-атеистического мировоззрения молодежи