Введение к работе
Актуальность темы. В условиях развития процесса демократизации, гласности л решения задач перестройки во многом по-новому встают проблеми развития духовной культуры, реконструкции всего исторического наследия. Рост национального самосознания повысил интерес у всех народов к истории формирования общественно-политической, историко-философской" мисли. Анализ ранее закрытых источников,исследование "белих пятен" позволяет подойти к своим культурно-историческим ценностям более взвешенно.
Работу по формирований реалистического, гуманистического,научно-матвриалистичаокого мировоззрения в современных условиях необходимо сопровождать органичным историческим воспитанием, изучением дреЕнейших бесценных сокровищниц духовной культуры предков, всего богатого культурного наследия прошлого, устного народного творчества, просветительных идей Востока и Запада, воскрешением и изучением потерянных национальних традиций и обычаев, изучением истории религии, ее нравстшн-ннх устоев, общечеловеческих ценностей всей цивилизации.
Однако сейчас, как; и много веков назад, ислам представляется глазам европойца как воплощение фанатизма, а зачасту» невежества. Из западных и наших источников доходят сведения о событиях на мусульманском Востоке,всего нашого государства, пугают мусульманским терроризмом, демографическим взрн-вом мусульман, возроэдаются антимусульманекие стереотипы эпохи "крэстовпх походов", а таюге 30-годов "панарабизма", "пан-
^Игнатенко А.А. Халіфі без халифата.-М., I98S.-0.20.
2.
тюркизма", "панисламизма" и т.д. Так, Л.П.Беляев пи-
шет: "Молодежью в Алма-Ате, участвовавшей в известных декабрьских (1986г.) событиях, шнипулировали и мусульманские фа-натшш - суфяоты,внедрившиеся в студенческую среду, я шлею в виду студентов -старшекурсников и даяе профессуру" . Далее солидаризуясь с французским исследователем ислама А.Еанингсеном он утверждает о существовании и активной деятельности исламской инфраструктуры в СССР секретных суфистских, организаций, сущэству-Ю5их под кршшэй "деловых клубов". И.П.Беляев "доказывает", что "ислам ніше более разрушителен для коммунизма, чем для западной демократии, он враг Востока и ужа потом Запада..." .
Сходные стереотипы мышления сработали также и в постановлении ЦК КПСС "О работе казахской республиканской партийной организации по интернациональному и_патриотическому воспитании трудящихся" от I июля 198? года при оценке декабрьских (1986г.) событий в г. Алма-Ате. Казахскому народу инкршикировал'ась идеализация прошлого, национальная замкнутость, приверканность к исламу, казахский национализм и т.д. и т.п. В настоящее время постановлением Политбюро ЦК КПСС от 18 мая 1990г. вышеупомянутое постановление снято с контроля. Под угрозой дестабилизации обстановки в Казахстане старое Политбюро перед тем, как уйти в историю тихо, без шума сняло с казахского народа обвинение в национализме.
1 Беляев J1 Л, ^Исламские игры, против Советского Союза //Аргу-
" "шнты U8.-L1.:Политиздат, І988.-С.224.
2 Там же. - С.226.
3 Мурсалиев А. В декабре на площади Брежнева//
Комсомольская правда. —1990 «-2 сентября»
3.
ошибочность такке другій положений постановления указано справке отдела ЦК КПСС: "В постановлении ЦК ИІСС отдельнію локеїіия и политические оценки являптся по существу ошбоч-ми. Крайне болозношго воспринята в народе, и особенно сроди теллигенцни, оценка беспорядков в декабре T/XGr. в городе ма-Лте как проявления казахского национализма, а также види об усилении в республике тенденции национальной замкиу-сти,попытках закроп.чть ее чорез ислам, идеализации проилого эахедого народа". Однако, в самом постановлении Политбюро и отдельные правильные выводи работников отдела ЦК КПСС но шли отражения, а декабрьские собпгля вновь сипи охзрзктори-вэны как беспорядки, спровоцированные экстремистами и про-ввикаыи перестройки, хотя это бнлз самая крупная первая по-тичоская демонстрация протеста,направленная против диктата требованиями предоставления реального суверенитета респуб-ки. И только сейчас постановлением Президиума Верховного вета Казахской ССР "О виводах и предложениях комиссии по ончатзльной оценке обстоятельств, связанных с событиями в роде Алма-Ате 17-18 декабря 1936 года" от 24 сентября 1950 да признано, что непосредственной пріпішоіі протеста молоде-: поелуншга откровенное пренебрежение мнением населения и ;ртпйных масс республики со стороны центра, ноправнЕИ'ого пэр-чи секретарем Ш Компартчп Казахстана малоизвестного в рос-'блике партийного работника, но,г.оог,еіп;а возросшего оомосос-і«йя, народа. Іїлосто равноправного диалога, 6v.t,s еде\эг:з от-.г:-I на подавление выступления столица спгсо'":. Гукснсдст^о 'У'""
Известия ЦК ІІШС.— 19?С, -Г 6.-0.Ь.
4.
процессом взяли на себя представители центра и новый пар? ный руководитель республики, отключив практически ОТ ПрИ тия решений не только местных руководителей, но и ее вис законодательные и исполнительные органы. Узким кругом лиг центра решался Еопрос о переброске в Аада-Ату спецчастей
ТреННПХ ЕОІІСК ИЗ ДРУГИХ реГИОНОВ, О ПТММвНОШШ СИЛЫ для в
вления демонстрации. Подавление сопровождалось избиением дей, причем нередко задержанных без разбора, примененном гих жестоких методов, включая использование малих саперна лопаток и служебных собак Л
Изучение опыта из истории сформирования ваучно-матерч диетического мировоззрения показывает, что Казахстан как другие республики демократическими положеними договора I года воспользоваться не смог. Нормирующаяся адмнниеттигкв командная и партократичесная система ужа начала создавать сткую иерархию, централизацию власти, провозглапонный со добровольных и свободных роспублик наделе превратился в з конченное унитарное государство. Отсюда появились деформа и искажения в,области, духовной культуры. Идеология практп ки стала обслуживать эту систему. Под лозунгов борьбы за систскую идеологию с конца 20-годов началась борьба с рол ей, игнорировались национальные интересы, арабская график ла заменена на латинский кря$т. Это вызвало глубокое возм нио и оассматривалось как покушение на священную книгу "к которая написана арабским алфавитом, на право следования днцяи предков.
Казахстанская правда.-1990.-'-8 сентября.
5.
Представители алашскоі! интеллигенции, видные учеше, писатели, поэты А.Г^кейханов, А.Еайтурсынов, М.Думабаев и другие внступалд за суверенитет, политическую и экономическую самостоятельность и независимость в составе Российской Федерации. Все они бшш объявлены националистами и в дальнейшем репрессированы. Такая же участь постигла видных государственных деятелей Туркестана - Т.Рыскулова, С.Ходканова.С.Садвака-сова и других. Ошт выступали против национально-территориального размекевания Туркестана, за проявление более чуткого отношения к национальным особенностям и интересам,религиозным чувствам мусульман, за консолидацию тюркоязычвых народов. Так, Рыскулов предлагал создать "Тюркскую республику и Тюркскую ком» партита?'; Ходяанов говорил, что "тюркские племена составляют вданий тюркоязычный народ, который "не следует искусственно разрывать"1. Бее эти деятеля такне обвинялись в национализме,пап-ислашзме, пантюркизме, панарабизме.
Проблемы, поднятые в начала века казахской интеллигенцией получили новое звучание в наше время, Казахстан готовится принять Декларацию о суверенитете республики, которая явится основой для заключения союзного договора и принятия новоіі Конституции республики. В Алма-Ате состоялась встреча первых руководителей республик Средней Азии и Казахстана, где заинтересованно обсуждались проблемы региона, превращенного в "сырьевой придаток". Народы региона,объединенные общностью исторических судеб, родством культур,религии, географическим соседством, по потреблению социальных благ находятся на ка-
1 И1ІА ІП.1Л, .62, 0.1 Д.І22, л. 124; Д.15, лл.5-44.
6.
тастрофически низком уровне, усугубляемом экологическим бедствием Аральского моря, воздействием Семипалатинского полигона, космодрома "Байконур". По итогам встречи руководителей региона принято Заявление и Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве.
Таким образом, актуальность избранной теми определяется потребностями в новом подходе к своему национальному, духовному наследии, к общечеловеческим ценностям в контексте задач, содержащихся в материалах ХХУШ съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, в решениях съездов народних депутатов СССР, сессий Верховных Советов СССР и Казахской ССР,
Вопросы исследования научно-материалистического мировоззрения в Казахстане в рассматриваемый период до сих пор не видалялись в качества специальной диссертационной работы. Но оле^ дует отметить, что в работах І.М.Абдшіьдина, Е.А.Амантаева, М.С. Аженова, К.Б.Бейсембиева, М.С.Щурабаева, Н.Д.Дкандильди-на, А.Х.Касымканора, Д.К.Кшибекова, О.А.Сегизбаева, К.ІЩглемба-ева, Е.И.Шэхтермана, А.К.Закирьянова, В.Г.ЯковлеЕа в ходе решения более общих или специальных научно-исследовательских задач затрагивались проблеми утверждения: марксистскс—лзішнско-"
7.
го мировоззрения в самн* слочны!» период ер истории . В современное советское литературе удрляетоп известное гнимяние вопросам формирования научно-материалистического мировоззрения в
2 рассматривавши» период .
Существенна вклад в изучение истории культуры и свободо-
мислия народор Средне"» Азии внесли И.М.?>5уминор, М. М.ХаРруллаер,
Амантаег Б. А. Социализм и коренное преобразования социальной природы казахского крестьянства.-Алма-Ата: Наука, 1968; БеЧсембирв it.Б. Победа марксистско-ленинское идеологии в Казахстане.-Алма-Ата, Г970; Бурабаев М.С. Становление социалистического сознания р Казахстане.-Алма-Ата, 1981; Бурабаев М.С. и Сегизбаев О.А. ИяеГ«да связи общественно-
Акмуралов Т. Нормирование научно-матрриалистического мировоззрения трудягихся.-Ташкент: Узбекистан, 1986; Атеизм в СССР: Становление и развитие. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма. Редколлегия: А.О.Окулов (отв. ррд.> и др.-М.: Мысль, 1986; Черняк В. А. Социология атеизма и историчрскиї материализм.-Апма-Лта: Казпхстан, 1989; и яр.
8.
JC.n.Вахидор и другие .
При работе над темой диссертант опирался на то, что уже сделано в ее исследовании и изучении. Вдасте с тем, в свете обработки и переосмысления ранее запрещенной литературы, анализе так называемых "белых пятен" автор обнаружил, что данной проблеме пока уделено недостаточное внимание. Необходимо дальше продолжать изучение духовного наследия, культуры ее компонента -религии, истории формирования научного мировоззрения в контексте современного видения, вызванного политике? перестройки.
ЬЕТОДШГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КССКРТ.АЩИ Методологической и идейно-теоретическо-ч основой исследования послужили соотрртствуюяие труды классиков марксизма-ленинизма, посвященные анализу духовного наслесия народов, решения ХХУШ съезда КПСС, съездов народные депутатов СССР, сессий Врр-ховиъос Советов СССР и Казехсной ССР, материалы партийного архива Института истории партии при ЦК Компартии Казахстана, Центряль-
ViyMHHOB М.М. Из истории развитая обтественно-<*іілософскоі мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв. Избранные произведения. -Ташкент, 1976.-Т.2; Он же. К ропросам истории развития обтегтвенно-философскоП мысли в Узбекистане Х-нячале XX pp. Избранные произведения.-Ташкент, I976.-T.3; Хайруялаев М.М. Фараби - крупнейший мыслитель средневековья.-Ташкент, 1973; Он же. Фараби.. Эпоха и учение.-Ташкент, 1975; Он же. Абу Наср аль-'Іараби.-М., 1982; Он же. Культурное наследие- и история философской мысли.-Ташкент, 1985; Вахидов Х.П. Просветительная идеология и идейная борьба в Узбекистане конш XIX и начала XX вп:-Автореферат локт.Дисс-Ташкент, 1971; Он у». Просветительная идеология в Туркестане.-Ташкент, 1979; и лр.
9.
ного государственного архива Казахской ССР и др.
Критически использованы выступления, статьи, брошюры, сочинения, книга ответственных партийных и советских руководителей, многих писателей и ученых республики 20-30 годов: С.Ас-фендиярова.А.Джангильдана, У.Дкандосова, Й.Кабулова, , Л.Мирзо-яна, Т.Рыскулова, Т.Жургэнова, М.Джолдаоаева, Г.Тогжанова, Г.Бу-тлера, С.Муканова, А.Лекерова, Юуэзова, М.Тулепова, З.Поря-дина и других, которые внесла большой практический и теоретический вклад в.борьбу за формирование у казахского народа научного мировоззрения и преодоления патриархально-феодальной идеологии. По данной проблеме заучен ряд работ и зарубежных авторов на немецком языке.
Большой фактический материал из истории формирования научно-материалистического мировоззрения выявлен диссертантом аз источников,опубликованных на страницах союзных-и республиканских журналов и газет 20-30 годов: "Атеист", "Большевик Казахстана", "За партию", "Просвещение национальностей", "Большевик", "Советская степь", "Казахстанская правда", "Степная правда", а также изданий, выпущенных на казахской языке, с арабской графикой и латинским шрифтом "Айкап" (І9ІІ-І9І5гг.), "Кзыл-Казахстан" (1923-1927 гг.), "Жана шктеп", "Айэль тендеги", "Адебиет майданы", "Казахстан Комнуниса", "Енбекш казах", "Лениншил жас", "Тилли" и др.
В диссертации также использованы Зонды отдела редких книг и рукописей ВДВ АН Казахской ССР и государственной библиотеки Казахской ССР им. А.С.Пушкина,
Цель настоящего исследования заключается в историко-философском, теоретико-методологическом изучении и анализе идейных и социальных предпосылок становления и развития научно-материалистического мировоззрения в Казахстане в 20-30 годы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринимается попытка дать целостный, систематический анализ основных направлений становления и развития научно-материалистического мировоззрения б Казахстане в указанный период. Автором привлекаются в научный оборот малоизученные материалы. В соответствии с поставленной цельв в диссертации решаются следующие задачи:
раскрывается специфика становления свободолюбивых воззрений в истории развития общественно-философской мысли; -
впервые, на основе оригинальной литературы (ранее запрещенной) определяется вклад казахстанских философов и ученых в развитии научно-материалистического мировоззрения;
показываются основные направления критики феодально-родовых предрассудков и патриархальноЛэбщшших нравов в исследуемы Й период;
впервые на основе архивных данных рассматривается диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность объективных условий и субъективных извращений, перегибов в решении религиозного вопроса и формировании основ научно-материалистического мировоззрения;
показывается, что условием формирования материалистического мировоззрения народов Казахстана явилось преодоление национального и конфессионального неравенства.
II.
Фактический материал и общетеоретические вывода диссертации могут быть использованы в научной, педагогической и идейно-воспитательной работе:
- основные результаты исследования могут быть использова
ны при разработке Всесоюзной плановой работы: "История общест
венно-политической и философской мысли народов Средней Азии и
Казахстана";
-при дальнейшей разработке ряда проблем ленинского этапа в развитии марксистской философии;
при чтении соответствующих курсов истории общественно-философской мысли народов СССР, истории Казахской ССР, исторіш и теории религии и атеизма, в организации спецкурсов и спецсеминаров;
в работе по интернациональному воспитанию молодого поколения.
Результаты исследования докладывались автором из теоретических семинарах и научных конференциях в 1984-1990 гг.. Института философии л права АН КазССР и Алма-Атинского архитектурно-строительного института, а такие использованы при чтении лекции по философии, истории л теории религии и атеизма, эстетика.
Диссертация обсуздэна и одобрена на заседаниях отдела исторіш философии и общественной мысли Казахстана Института философии и npa.if. All КаьССР, сектора истории ф"лосо<ож; Института Философии и права им. Н.Іі.Птм'Лііова All УзССР.
12. СТРУКТУРА РАБОТЫ