Введение к работе
Актуальность темы исследования. Обращение к русской общественной мысли рубежа XIX - XX веков является чрезвычайно актуальным в настоящее время, в связи с тем, что именно сегодня Россия пожинает плоды своих роковых решений того времени.
Тем более, что беспристрастно и достаточно полно рассмотрение этой проблемы только начинается; В. то же время, без непредвзятого переосмысления путей и достижений предшествующей теоретической общественной мысли, нам сегодня пришлось бы начинать с нуля, часто вновь идти путем проб и ошибок или адаптировать чужой социально-исторический опыт, не всегда имея верный критерий для такой адаптации.
Для общественной мысли XX века вопрос о политической революции, как о теоретическом и историческом феномене является предельно важным, вследствие той роли, которую он сыграл в судьбах сотен миллионов людей, наших с о оте чественников.
В общекультурном плане XX век стал веком катастрофической переоценки ценностей, явив, не только вершины прогресса, но и зияющие глубины падения человеческого духа, манифестации отвратительных, животных черт его натуры, не только не облагороженных, но усиленных дегуманизированной силой цивилизации.
Не случаен выбор* исторического периода и хронологических рамок для рассмотрения поставленных проблем: последние годы XIX и первые - XX века, до начала событий 1905 года. Это принципиально важный период в развитии русской общественной мысли, она в эти годы была наиболее продуктивна и находилась в состоянии творческой активности.
Именно в этот период происходит формирование и развитие тех теоретических направлений русской общественной мысли, которые в дальнейшем будут определять ее развитие в тесном соотнесении с соїщально-политической практикой.
И, кроме того, именно этот период нам представляется наименее исследованным, беспристрастно, при полной представленности всех теоретических позиций.
В рамках настоящего исследования автор обратился к двум наиболее, на- его взгляд, важным (в исторической перспективе) и характерным направлениям отечественной мысли, которые , с одной стороны, составляют крайние ее полюса, а, с другой -тесно взаимосвязаны. Это "ортодоксальное" направление русского марксизма и то, которое берет в марксизме лишь свое начало, но впоследствии ставшее к нему в оппозицию и сформировавшееся в самостоятельное. - идеалистическое -направление.
Интерес, который вызывают именно эти два направления, связан с тем, что они имеют определенную форму представленности и в современной общественной мысли.
Имеющаяся явная генетическая связь в развитии обоих этих направлений, пришедших, в конце концов,, к взаимному отрицанию, дает возможность рассмотреть некоторые тенденции процесса развития русской общественной мысли в целом и в ее связи с другими явлениями русской духовной культуры указанного времени.
Степень научной разработанности проблемы. Постановка проблемы в предложенной нами форме до последнего времени была просто невозможна.
Все, что было написано в 20-80-е годы о содержании или направленности альтернативных . марксизму течений общественной мысли в России, не выходит за рамки строго установленных оценок и даже объемов . цитирования произведений. Закрытость не только для широкого читателя, но и для специалистов доступа к текстам и произведениям, выходящим за рамки официального марксизма, делало невозможным продуктивное и непредвзятое исследование. Таким образом .отсутствие разработанности темы/связано не с ее неактуальностью, а с известными идеологическими ограничениями и вызванными ими техническими трудностями. Сегодня положение существенно меняется (хотя ряд технических трудностей сохраняется). Все больше работ представителей русской мысли конца XIX - начала XX веков публикуется как отдельными изданиями, так и в периодике. Растет число исследований. Прежде всего необходимо отметить публикацию ряда ранее написанных, но не опубликованных, и новых работ С.СХоружева, ранее не доступных работ А.Ф.Лосева, В.В.Зеньковского, Н.П.Полторацкого и других. Все это свидетельствует не только об изменении ситуации в отношении
публикации материалов русской философской и общественной мысли прошлого, но и о формировании устойчивого интереса к исследованию и дальнейшей разработке рассматриваемой в них проблематики, к реализуемым в них теоретическим подходам.
К феномену революции в советской общественной науке, обращались чрезвычайно часто. Но в силу того, что он представлял один из краеугольных камней господствующей идеологии, серьезного и беспристрастного анализа этого феномена не было. Все, что написано по этому вопросу, является, в той или иной мере сознательной, но одинаково идеологически интерпретированной, и, вследствие этого, с научной точки зрения деформированной, апологетикой точки зрения официального, санкционированного "сверху" марксизма. Это не значит, что в литературе 20-80 годов нет ничего ценного. Но критическое переосмысление его - большая самостоятельная работа, выходящая за рамки нашего исследования. В настоящем же его виде эта теоретическая традиция для него не приемлема.
Цель исследования - рассмотрение двух наиболее значимых (в исторической перспективе) направлений русской общественной мысли рубежі XIX - XX веков (1895-1905гг.) и анализ осмысления ими феномена революции.
Реализация поставленной темы потребовала решения следующих задач:
; - реконструкция, в наибольшей полноте, социально-философских и социально-политических концепций основных представителей выбранных направлений русской общественной мысли, каковыми они сложились в указанный период (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, П.Б.Струве, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков):
анализ мировоззренческих и теоретических причин и тенденций, приведших к формированию в русской общественной мысли направления "нового идеализма" в результате эволюции "критического" направления в русском марксизме:
выявление и анализ. форм присутствия, места и роли феномена революции в теоретическом мировоззрении указанных мыслителей и их отношение к данному феномену:
анализ конкретно-теоретического содержания понятия и реальности революции в рамках социально-философских концепций рассматриваемых мыслителей:
выявление теоретических и ментальных предпосылок введения феномена революции в теоретические построения некоторых представителей русской общественной мысли:
анализ процесса эволюции рада представителей русской общественной мысли от "критического" марксизма к "новому идеализму"("социалъно-политическому реализму") для выявления некоторых основных тенденций развития русской общественной мысли указанного периода.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет метод историко-философской реконструкции и сравнительного анализа социально-философских концепций указанных мыслителей, каковыми они сложились в рассматриваемый период.
В диссертации принят персонифицированный подход для рассмотрения указанных направлений русской общественной мысли.
Для достижения объективности и непредвзятости в рассмотрении поставленных проблем вся аргументация черпалась из работ наиболее ярких представителей указанных направлений: Г.В.Плеханова, В.ИЛенина, П.Б.Струве, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова.
Научная новизна результатов диссертации заключается в следующем:
рассмотрен феномен революции в конкретных формах теоретических дискуссий периода формирования в России самостоятельной традиции общественной мысли;
раскрыты истоки формирования и развития ряда важнейших тенденций русской общественной мысли кануна первой русской революции;
указано на два наиболее значимых (в исторической перспективе) направления сложившихся в процессе развития общественной мысли: марксизм и "новый идеализм" (социально-политический реализм;
обоснован выбор персоналий, реконструированы целостные системы социально-философского
мировоззрения П.Б.Струве, Н.А.Бердяев;),
С.Н.Булгакова, каковыми они сложились в указанный период;
указано на психологические и теоретические предпосылки появления и утверждения теории революции в русском "ортодоксальном" марксизме;
выявлены место, роль и формы понимания революции в рамках социально-философских теорий указанных направлений русской общественной мысли рассматриваемого периода;
На защиту выносятся следующие основные тезисы: 1. Марксизм сыграл важную роль в истории развития русской общественной мысли. В исследуемый период рубежа XIX и XX веков он явился формой трансляции в Россию социокультурного опыта Западной Европы и ее теоретической общественной мысли. Это способствовало постановке в рамках русской духовной культуры целостной социально-философской и соци;иіьно-политической проблематики и формированию теоретической общественной мысли как самостоятельного направления (ь соответствии с новыми теоретическими формами и историческими условиями).
-
Русский марксизм не смог стать основанием продуктивного рассмотрения поставленных им вопросов целостного осмысления социальной проблематики, обоснования продуктивного общественного идеала и адекватных путей его достижения. В силу чего ему не удалось дать необходимое непротиворечивое обоснование феномена революции.
-
Поиск частью теоретиков продуктивного решения поставленного марксизмом комплекса социальной проблематики привел к необходимости обретения новой мировоззренческой основы, позволяющей дать их целостное непротиворечивое осмысление и продуктивное разрешение. Такой основой для них стала национальная религиозно-философская традиция, берущая свое начало в философии Вл.Соловьева и его последователей. Синтез проблематики целостного подхода к социальной сфере бытия и религиозно-философского мировоззрения породил новую форму идеализма в взглядах на общество и его законы. Эту форму, не отрицающую роли материальной сферы бытия и не сводящую ее к чисто духовной основе, но
переоосмысливающую ее сущность и значение, назвали -общественно-политическим реализмом.
-
Феномен революции не был введен в русскую общественную мысль марксизмом или другим теоретическим течением в исследуемый период. Наоборот, он уже присутствовал в менталитете русского общества, прежде всего интеллигенции, ее радикального левого крыла, для которого он был самостоятельным априорным принципом мышления в области социально-политических вопросов. Марксизм явился только новой формой осмысления и обоснования революции в исследуемый период.
-
В русле указанных направлении содержательно как принципиально необходимьш элемент представленні! об обществе феномен революции специально рассматривается русским "ортодоксальным" марксизмом. Для других течений русской общественной мысли рассмотренных в работе, он либо не имеет существенного самостоятельного значения (напр.П.Б.Струве), либо вообще лишен теоретического содержания (у НА.Бердяева и С.Н.Булгакова).
-
Логически утверждение революции как основного элемента общественного процесса связано с радикально переосмысленным принципом диалектического противоречия. Ментально - с нигилизмом. Радикализм как теоретическая форма нигилизма составляет специфику той трансформации, которую претерпевает марксизм в России.
-
Во всех социально-философских построениях русских "ортодоксальных" марксистов революция играет чисто деструктивную роль средства для уничтожения существующей, "отжившей" реальности. Но в этих построениях не был разработан позитивный, созидающий элемент общественного развития.
-
Идеалистическое, религиозно-философское по. своей мировоззренческой и идейной основе, направление заложило основы рассмотрения общества, как целостной, органической системы, сущностно взаимосвязанной со всеобщим трасцендентно-трансиедентальным богочеловеческим процессом развития, как преображения бытия, поставило задачи дальнейшего осмысления целей и характера этого процесса.
-
Идеалистическое направление в русской общественной мысли не только не могло включить в свою органическую
концепцию феномен революции, как чисто деструктивный, но и явилось мировоззренческим обоснованием его конечной несостоятельности с точки зрения продуктивного развития общества.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что:
. - вовлекается в научный оборот ряд работ видных представителей русской общественной мысли, ранее из него исключенный:
материалы диссертации конкретизируют представления о характере и основных тенденциях развития русской общественной мысли на важном этапе ее формирования и развития:
материалы диссертации обращают внимание на актуальность непредвзятого конкретно-теоретического рассмотрения процесса развития марксизма в России:
реализованный в исследовании подход позволил рассмотреть не только собственно феномен революции, формы его присутствия, обоснования и отношения к не лгу в русской общественной мысли исследуемого периода, но и затронуть проблему формирования и развития национального русского самосознания. Рассмотреть этот процесс в его конкретно-исторической форме и в продуктивном взаимодействии с европейской мыслью и культурой.
основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в преподавании базовых курсов: "Философия", "История философии", "История русской философии", "Культурология", при подготовке спецкурсов и спецсеминаров.
Апробация работы. Идеи и материалы, отдельные теоретические и методологические положения диссертационного исследования нашли свое отражение в лекциях по курсу "История отечественной философской мысли" и в одноименном учебном пособии опубликованном в ТРТУ в 1993 году, в лекциях по базовому курсу "Культурология"", читаемых в ТРТУ. Отдельные результаты исследования докладывались на Всероссийской научной конференции "Восток-Запад-Россия" (Ростов на Дону, октябрь 1993г.) и Научно-технической конференции ТРТУ (Таганрог, 1994г.).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих двенадцать параграфов и заключения. Общий объем 209 листов машинописного текста. Список литературы включает 54 наименования.