Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОБЩЕСТВА 23
П. 1. Кризис постсоветского общества (социально-фило софские аспекты) 23
П. 2. Социальный кризис и общественное сознание (мировоззренческий аспект) 37
П. 3. Кризис общества и отношение к религии 54
ГЛАВА II. КРИЗИС ОБЩЕСТВА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЛОДЕЖИ 72
П. 1. Своеобразие формирования мировоззрения молодежи 72
П. 2. Кризисные проявления в мировоззрении молодежи 90
п. 3. Отношение молодежи к религии как индикатор ее мировоззренческих ориентации 124
Заключение 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ 147
- Кризис постсоветского общества (социально-фило софские аспекты)
- Социальный кризис и общественное сознание (мировоззренческий аспект)
- Своеобразие формирования мировоззрения молодежи
Кризис постсоветского общества (социально-фило софские аспекты)
Современный человек живет и действует в напряженную, кризисную эпоху. В мире происходят глубокие и необратимые цивилизационные перемены. «Развиваются новые процессы, вызывающие трансформации в мировой экономике и общественном производстве» (7, с. 3). Научно-техническая революция - крупнейшее событие мировой истории - породила глубочайшие социальные последствия планетарного масштаба. НТР дала гигантский скачок развитию производительных сил, совершенствованию технологий, научному прогрессу, она породила множество прогрессивных перемен в других сферах социальной жизни человечества, но вместе с тем, НТР вызвала к жизни целый клубок сложнейших глобальных проблем, грозящих гибелью человечеству и всему живому на планете. По мнению многих ученых, современная цивилизация в целом переживает кризис, проходящий, по крайней мере, в двух сферах нашего обитания - природной и духовно-нравственной (см:8; 31; 42; 47; 115 и т. д.). Не случайны поиски политиков, ученых, общественности в преодолении этих кризисных явлений (деятельность Римского Клуба, Всемирной Федерации Исследователей Будущего, принятие принципов социального развития Всемирным совещанием 1995 года в Копенгагене и т. п.)
На фоне всемирного (по крайней мере, для Западного мира) цивилизационного кризиса российское общество переживает и исторически-уникальный кризис практически всех его сфер. Поспешный, искусственный и грандиозный эксперимент волюнтаристского конструирования социалистической формации в ее «казарменно-тоталитаристском варианте» при навязанном господстве казенно-монопольной идеологии завершился трагическим для России крушением. Предписанный огромной стране «социальный маршрут» оказался тупиковым, и потрясения этого крушения пронзили все социальные структуры и подструктуры. Нараставшие кризисные процессы в конце 70-х годов приняли форму «застоя», а в середине 80-х годов стал очевиден общий кризис великой державы.
Единый социальный организм оказался разъят на более чем десяток образований с разорванными сосудами и каналами социальных связей и отношений. Рухнули конструкции тоталитарного режима, властно скреплявшие социально-политическое пространство «подопытного» общественного устройства, уже десятилетиями внутренне застойного, но внешне все еще влекомого по инерции на тупиковом пути. Оказалась скомпрометированной сама по себе привлекательная со времен начала цивилизации для широчайших слоев населения идея общественного равенства и устроения общества на разумных и справедливых началах. Особенно болезненно общий кризис сказался на состоянии духовности российского общества: надломились ценности духовной сферы, мировоззренческие сдвиги оказались непредсказуемо-причудливыми.
Социальный кризис и общественное сознание (мировоззренческий аспект)
Тотальный кризис, охвативший все сферы общественной жизни, породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации народа в целом. «С одной стороны, у значительной массы индивидов возникло чувство освобождения от догматических оков, с другой стороны, широкие массы почувствовали дискомфорт от состояния духовной «невесомости», ощущения бессмысленности прожитой жизни и тех личных жертв, которые принесли на алтарь Отечества» (283, с. 8) . У многих понятия «новое мышление», «перестройка» стали восприниматься как духовное крушение, самораспятие России, как прыжок от величия к ничтожеству. Перечеркивание, очернение исторических этапов жизни народа, переименование улиц, городов, разрушение памятников, «развенчание» героев - все это не оставляет в сознании многих ничего, кроме разочарования и пустоты.
На смену монополии официальной социалистической идеологии пришли резкая идейно-ценностная переориентация и идейно-мировоззренческий плюрализм. Средства массовой информации, освободившись от официальной идеологии, обратились к идеологизации с «обратным знаком». Идеология перестройки содержала те иллюзии, что ценностное сознание меняется чрезвычайно быстро и что изменить его легче, чем экономические отношения. Видимость процесса подтверждала это: словесно состоялся массовый переход из коммунизма в демократию, т. е. от ценностей коллективизма и уравнительной справедливости к ценностям индивидуализма» (228, с. 16). Однако, отказ от прежнего идеологического фундаментализма не означает автоматического усвоения массовым сознанием новой ментальности, качественного изменения социальной психологии. Е. Б. Шестопал замечает, что перемены касаются прежде всего поверхностных слоев личности: в основном они оказываются на вербальном уровне, более фундаментальные характеристики личности остаются прежними. Как результат у респондентов наблюдается психологическая взрывчатая смесь из противоречий: «в противоречии находятся глубинные и поверхностные личностные структуры, вербальные и поведенческие элементы. В буквальном смысле слова люди чувствуют одно, говорят другое, а делают третье» (284, с. 9). В разных слоях населения это проявляется по своему, многие исследования отмечают большую подвижность данного процесса среди людей молодого и среднего возраста. Однако, на наш взгляд, изменения затрагивают не только поверхностные слои, но и фундаментальные основы как индивидуального, так и общественного сознания.
Общие черты состояния общественного сознания определены процессом перехода из одного состояния в другое, происходящим в нашей стране. По мнению ряда ученых, этот процесс сопровождается «преобразованием сложившейся системы социальных идеалов» (120, с. 5), институционными изменениями в сфере политической и духовной жизни, в сфере социально-психологических явлений» (147, с. 10). «Монизм ценностей и интересов нарушен, нередко взорван, наблюдается плюрализм новых ориентации, но нет согласия по-поводу базовых ценностей и интересов.
Своеобразие формирования мировоззрения молодежи
Социально-философский анализ этой проблемы здесь будет осуществлен в трех логических срезах: 1) Молодежь как социальная категория; 2) Возрастные границы категории «молодежь»; 3) Диалектика развития личности молодого человека. Социальные и социально-психологические особенности молодежного возраста, влияющие на специфику формирования мировоззрения молодежи.
Возрастание роли молодежи в общественной жизни по мере ее усложнения и интенсификации - общесоциологический закон, действующий в любом обществе. Молодежь в ряду других социальных субъектов выполняет одну исключительную функцию - она является проводником новых идей, инициатив, выступает носителем новейших знаний. Немецкий социолог К. Менерт подчеркивает, что роль молодежи в современном историческом процессе состоит в кристаллизации ценностей будущего (150, с. 11). Молодежь имеет повышенную способность к творчеству, более раскованное, свободное от догм мышление, обостренное воображение, стремление к фантазии. У нее более острая, емкая память, «не отягощенная грузом старой, ненужной, а часто вредной информации (81, с. 38) . Молодежь по своей природе, как правило, является противником консерватизма и застоя.
Молодежь - это своеобразная жизненная сила общества, наиболее здоровая часть населения, резерв интеллектуальных сил и возможностей. Молодежь - это социальный аккумулятор тех трансформаций (новых идей, критических настроений, ценностных ориентации и т. п.), которые постепенно происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Молодежь - это и особый социальный процесс воспроизводства общества - демографический, социальный, духовный. Будучи «продуктом» истории, молодежь в то же время выполняет в ней глобальную по значению общесоциальную функцию - она связующее звено в развитии истории каждого конкретного общества, «субъект-преемник» материальных и духовных ценностей предшествующих этапов его развития. От того, что принимает молодежь, а что отбрасывает (идеалы, принципы политики, экономики, нормы нравственности, эталоны культуры и т. п.), зависит направленность исторического развития, его непрерывность. От диалога «отцов» и «детей» зависит стабильность общества, степень реализации инновационного потенциала, который несет в себе молодежь, и собственно развитие общества. То общество, которое понимает это и дает возможность молодежи реализовать ее потенциал, может рассчитывать на свое будущее, может считать себя передовым.
Будущее нашего общества во многом зависит от нового мировоззрения, от новых поколений, которые должны войти в жизнь в атмосфере демократии и гуманизма, т. е. в атмосфере властвования новых ценностей. «Если наше общество хочет действительно обновиться, - пишет ректор Института Молодежи И. М. Ильинский, - оно должно переоткрыть для себя молодежь как могучий фактор социальных перемен и своего обновления, воспринять ее как социальную реальность особого рода» (81, с. 38).