Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы концепций "политического поведения" и их социально-классовая сущность
I. Философско-еоциологические предпосылки со временных буржуазных концепций политической активности личности II
2. Буржуазные идеологи о факторах политического поведения 29
Глава II. Концепции "политического участия" в американской социологии и их несостоятельность
I. Проблема "политического участия" в буржуазных концепциях демократии 64
2. "Политическая социализация" как способ привлечения личности к участию в системе буржуазной демократии 88
Глава III. Критика буржуазных концепций "политического неучастия"
I. Проблема политического отчуждения в американской социологии 109
2. Буржуазные социологи о политическом отклонении 137
Заключение 165
Список основной использованной литературы
- Философско-еоциологические предпосылки со временных буржуазных концепций политической активности личности
- Буржуазные идеологи о факторах политического поведения
- Проблема "политического участия" в буржуазных концепциях демократии
- Проблема политического отчуждения в американской социологии
Введение к работе
ХХУІ съезд указал, что одним ив важнейших направлений деятельности советских обществоведов является "критика антикоммунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития, разоблачение фальсификаторов марксизма-ленинизма" . В современный период, отличающийся тем, что "на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоззрений"2, в центре внимания неизбежно оказы -ваются вопросы политики вообще, политической активности масс и личности в частности.
Анализ буржуазной социологической литературы свидетельствует, что ее главная цель - отвлечение народных масс от антимонополистической борьбы, выработка теорий классового подавления. Данной цели служат, в частности, различного рода концепции "политического поведения". В этой связи марксистская критика буржуазных теорий политической деятельности и поведения личности приобретает особую актуальность. Как указывалось в докладе секретаря ЦК КПСС К.В.Русакова на Всесоюзной научно-практической конференции, "для успеха в идеологической борьбе надо прежде всего знать противника, разбираться в различных концепциях, лежащих в основе буржуазной пропаганды, отчетливо видеть их клас-
1 Материалы ХШ съезда КПСС. - М., 1981, с. 148.
2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня
1983 года. - М., 1983, с. 68.
4 совый смысл"1.
Актуальность анализа разрабатываемых в буржуазном обществоведении проблем политической деятельности и поведения личности определяется тем, что он способствует выявлению особенностей развития современного буржуазного общества и классовой борьбы, происходящей в нем. Учет и критика буржуазных исследований в данной области имеет большое значение для практической деятельности коммунистических партий стран Запада. Эта критика в определенной степени может содействовать дальнейшей разработке марксистской социологической теории политического поведения.
Далее, в связи с задачами, поставленными июньским Пленумом ЦК КПСС (1983 г.), такой анализ актуален в силу того, что он имеет немаловажное значение для формирования политических ка -честв личности социалистического общества, помогая вырабатывать собственные политические взгляды, позволяя активнее противостоять буржуазной пропаганде.
Необходимость изучения политического поведения подчеркива -ется многими марксистскими исследователями: Г.К.Ашинын, Ф.М.бурлацким, Б.Леве, А.А.Федосеевым и др. Однако как в критическом, так и позитивном плане данные проблемы разработаны недостаточно. В последнее время появилось значительное число работ и достигнуты определенные успехи в исследовании проблем, связанных с социальной деятельностью и поведением личности, важный вклад в разработку указанных вопросов, в том числе и в сравнительно-критическом плане, внесли исследования В.Г.Афанасьева, И.И.Антоновича, Е.А.Ануфриева, Л.П.Боевой, Л.Сэва, П.Н.Шихирева и др.
Обращаются к проблемам активности масс в сфере политики со-
Русаков К.В. Особенности идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся: докл. на Всесоюзной научно-практич. конф. 12 окт. 1982 г. - М., 1982, с. 37.
5 циологи, занимающиеся политикой как общественным явлением, эти вопросы в связи с анализом политической жизни в целом рассматривались такими советскими исследователями, как Н.Й.Азаров, Ф.М. Бурлацкий, А.А.Галкин, В.Е.Гулиев, Э.Л.Кузьмин, Н.М.Кейзеров, А.В.Клюев, Б.А.Шабад.
Определенные аспекты проблемы рассматриваются в ряде работ правоведов. В связи с критикой немарксистских концепций политической системы капитализма анализируется проблема участия масс в буржуазной демократии1. В работах С.В.Боботова, А.М.Яковлева по социологии права дается критика фрейдистского, бихевиорист -ского объяснения отклоняющегося поведения, психологических и
правовых средств контроля за социальным, в том числе политичес-
2 ким, поведением личности .
Следует выделить труды по исследованию поведения социальных групп, прежде всего студенчества в связи с анализом массовых движений в США5.
Однако в сравнительно узком плане критического анализа концепций "политического поведения" проведено относительно ограниченное количество исследований. Проблема политического отчуждения в "массовом обществе" рассматривалась В.Г.Каленским и Г.К.
См.: Современная идеологическая борьба: вопросы государ -ства и демократии. - М., 1982; Буржуазная государственная идеология. - М», 1982; Кузьмин Э.Л. Идейное банкротство буржуазной демократии. - М., І977.
Бооотов СВ. Буржуазная социология права. - М., 1979; Яковлев A.M. Право и социология. - М., 1975.
^ Политическая жизнь США. - М., 1966; Общественно-политические движения в США ^60-е - начало 70-х годов;. - М., 1974; США: студенты и политика. - м., 1974; массовые движения соци -ального протеста в США. - м., 1978; Американское общественное мнение и политика. - М., 1978.
Ашиным . Глубокий анализ постановки этой проблемы в американ -
ской социологии, эволюции политических ориентации граждан в современной Америке, особенностей реальной ситуации отчуждения
масс от политики, сложившейся в США к середине 70-х годов, был
р дан Ю.А.Замошкиным .
Критическое исследование работ американских политологов по поведению избирателей на выборах было проведено А.В.Дмитриевым-5. Получили исчерпывающее освещение концепции "политического лидерства" в американской социологии^. Значительный вклад в анализ рассматриваемых концепций внес А.А.Федосеев . В рамках критики методологических основ современной политологии данным автором рассматривались концепции "политической социализации", "политического отклоняющегося поведения" Р.Мертона и Т.Иарсонса, ана -лизировалась проблема политического контроля.
Вместе с тем имеющиеся исследования являются, во-первых, в своем подавляющем большинстве обобщением концепций, развивав -шихся в американской социологии в 60-х-начале 70-х годов. Во-вторых, критический анализ концепций "политического поведения" осуществляется в них либо в связи с вопросами более общего характера, либо в связи со смежными проблемами: политической культуры, теориями лидерства и элиты, политического сознания. В марксистской литературе отсутствует специальное исследование, посвя-
1 См.: Каленский В.Г. Политическая наука в США. - М., 1969;
Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". - М., 1971.
2 См.: Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. - М.,
1980.
3 См.: Дмитриев А.В. Политическая социология США. - Л.,1971.
* См.: Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций
лидерства. - М., 1978; Бирюков Н.И. Критика современных буржуазных теорий политического лидерства. - Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1983.
См.: Федосеев А.А. политика как объект социологического исследования. - л., 1974.
7 ценное критическому анализу указанных концепций.
Исходя из актуальности предмета изучения, диссертант поставил себе целью дать систематический, комплексный анализ концепций "политического поведения" в американской буржуазной социо -логии под определенным углом зрения.
Мы исходили из того, что в современных условиях обострения всех противоречий капиталистического общества главная задача господствующего класса и его идейных защитников - ослабление и подавление сопротивления трудящихся, сохранение статус-кво -решается двумя способами: во-первых, привлечением масс к участию в системе буржуазной демократии, ибо "в нашу эпоху буржуазия столкнулась, в сущности, с новой для себя проблемой: с необходимостью создания и постоянного укрепления массовой базы своего господства, в связи с приобщением к активной жизни многомиллионных масс" . Безусловно, это участие понимается в буржуазном духе и должно служить интересам буржуазии, существо -вать в рамках "законности и порядка", установленных ею же.
Во-вторых, сохранение классового господства осуществляется при помощи такого средства, как деполитизация масс, отвлечения их от участия в общественно-политической жизни страны, ибо власть имущие боятся, что политическая активность эксплуатируемых может повернуться в сторону борьбы против существующей системы.
Принимая во внимание классовую направленность, смысл исследований политического поведения в американской социологии мы пытались выделить и критически проанализировать две группы буржуазных концепций. Во-первых, в диссертации ставилась цель дать анализ буржуазных исследований конформного по отношению к суще-
1 бурлацкий Ф.М. Ленин. Государство. Политика. - М., 1970, с. 216.
8 ствующей социально-политической системе поведения, исследований, ведущихся в рамках концепций "политического участия" граждан. Во-вторых, нами с марксистских позиций рассматриваются имеющиеся в социологической науке США, прежде всего в политической социологии, теории некомформного поведения, означающего отказ личности от участия в деятельности по поддержке статус-кво.
В связи с этим в работе ставились следующие задачи:
выявить основные направления и осооенности исследований проблем политической деятельности и поведения, проводившихся американскими буржуазными социологами в 70-х-начале 80-х годов;
показать несостоятельность попыток идеологов господствующего класса дать теоретически и методологически правильное решение вопросов, связанных с деятельностью личности в системе социально-политических отношений, как свидетельство глубокого кризиса буржуазной социологии США;
вскрыть классовую идеологическую направленность рассматриваемых концепций, их место и значение в современной борьбе идей.
Научная новизна и особенности диссертации состоят в том, что данная работа представляет собой первое диссертационное исследование, специально посвященное критике буржуазных концепций "политического поведения" личности.
Диссертация содержит новые данные и обобщения относительно состояния современной американской буржуазной социологии как отражения кризиса социально-политической системы империализма»
Научная новизна заключается также в самом подходе к предмету исследования: в диссертации выделяются и критически анализируются, с одной стороны, концепции конформного по отношению к буржуазной политической системе поведения, означающего участие в поддержке статус-кво, с другой - концепции неконформного по-
9 ведения личности, означающего отказ от участия в буржуазной демократии в ее поддержку.
Это позволило сделать вывод о том, что господствующий класс и его идеологов "устраивает" конформное по отношению к буржуазным ценностям поведение в любых его формах - как участие в по -литической жизни капиталистического общества, ограниченное оп -ределенными рамками, так и политическая пассивность трудящихся, сочетающаяся с лояльностью по отношению к существующей социальной системе.
В работе впервые: - проанализированы теоретико-методологи -ческие предпосылки буржуазных концепций "политического поведе -ния", выявлено, что в их основе лежат прежде всего такие тео -рии, как социальный бихевиоризм и фрейдизм;
вскрыты основные недостатки, показаны классовый смысл, идейная направленность буржуазных концепций, объясняющих факторы политического поведения граждан;
показана несостоятельность попыток социологов и политологов США в рамках буржуазной науки вскрыть причины и указать пути ликвидации политического отчуждения и отклоняющегося политического поведения личности.
Значительная часть теоретического и фактического материала, послужившего основой для систематизации и научной обработки, почерпнута из зарубежных источников, в большинстве своем не переведенных на русский язык. В марксистскую литературу вводится относительно новый, ранее не изученный материал.
Результаты проведенного исследования имеют определенное практическое значение. Оно заключается в том, что содержание и выводы диссертации могут способствовать дальнейшей разработке проблем критики современной буржуазной идеологии вообще и по -литической социологии в частности. Работа содержит ряд обобще-
10 ний, которые могут быть использованы в курсах лекций по критике современных буржуазных социологических концепций, историческому материализму, истории философии, научному коммунизму, а также в практике идеологической борьбы, особенно в свете решений июньского (ДУ83 г.; Пленума ЦК КПСС.
Теоретической и методологической базой исследования служили труды К.Маркса, Ф.Ьнгельса, В.И.Ленина, материалы партийных документов, международных совещаний коммунистических и рабочих партий. Диссертант опирался также на материалы съездов комму -нистической партии СМ, выступления ее руководителей.
Цели и задачи диссертации определили ее структуру. Она состоит из введения, трех глав и заключения.
Философско-еоциологические предпосылки со временных буржуазных концепций политической активности личности
В буржуазной социологии исследования взаимоотношений личности и политики начались в 20-х годах XX века с возникновением и укреплением в ней эмпирического направления. Представители чикагской школы в рамках исследований образа жизни ставят проблему политического поведения личности и группы. В 1925 году Ч.Мерриам в своей работе "Новые аспекты политики" призывает к эмпирическому изучению данного поведения. Его идеи были восприняты рядом социологов. Г.Госнелл совместно с Мерриамом и само -стоятельно опубликовал ряд работ по поведению избирателей на выборах. Г.Лассвелл в книге "Психопатология и политика", опубликованной в 1930 году, применяя психоанализ, попытался выяс -нить влияние подсознательных побуждений на политическое пове -дение.
В ЗО-х-40-х годах развертываются конкретно-социологические исследования, относящиеся к взаимоотношению личности и политики. В послевоенный период в условиях дальнейшего обострения общего кризиса капитализма, укрепления и роста влияния лагеря социализма потребность господствующего класса в регулировании классовых конфликтов возрастает. Это обусловило то, что не только в США, но и других странах Запада изучение политического поведения личности и проблем с ним связанных становится одним из главных направлений развития политических концепций .
Поток исследований политической активности личности в буржуазной системе политических отношений усилился в 60-х и осо -оенно в 0-х годах. Вызвано это было расширением движений со -циального протеста, усилением тенденций к отчуждению от поли -тики и недоверия к ней со стороны рядовых граждан Соединенных Штатов. Сдвиги в общественном сознании, политизация этого со -знания способствовали нестабильности статус-кво .
Если до 60-х годов основным объектом изучения было поведение избирателей, участие граждан в буржуазной системе политических отношений, то в дальнейшем все большее внимание уделяется анализу неконформного по отношению к истеблишменту поведения. В настоящее время, наряду с отмеченными областями,исследования по политическому поведению охватывают такие области, как поведение законодателей, политических лидеров, административных служащих, политической активности женщин. Американские социологи и политологи интенсивно изучают также проблемы политической социализации личности, политические установки, ориентации граждан США и других стран, роль общественного мнения, политической культуры в формировании этих ориентации и т.п.
Несмотря на разнообразие тем, применяющихся методов, противоречивость выводов, к которым приходят авторы рассматриваемых концепций, всех их объединяет как общая социально-классовая на правленность, так и то, что в основе своей все они являются ненаучными и ограниченными, ибо имеют ненаучную общетеоретическую и методологическую основу, такой основой выступает современная буржуазная философия.
Философские предпосылки, на которых строятся рассматривав -мыв концепции, соответствуют "социальному заказу", выполняемому идеологами власть имущих. Как известно, философия исторически бесперспективного буржуазного строя, отражая, защищая интересы консервативного класса, является по своему характеру ненаучной, идеалистической. В условиях господства идеалистического мировоззрения попытка в рамках буржуазной науки решить важнейшие проблемы, связанные с объяснением социально-политической жизни общества, неизбежно ведет к интерпретации их с позиций идеализма.
Непосредственное влияние философии в качестве общей теоретико-методологической предпосылки исследований в области микропо -литики сказывается в решении таких проблем, как сущность человека, соотношение личности и общества, детерминант человеческой деятельности. В современной буржуазной философии проблемы человека и его деятельности являются одними из центральных", но решаются они с идеалистических и метафизических позиций. "Ее принципиальные установки отвергают закономерность и объективную детерминированность человеческого бытия" . "для современной буржуазной философии, - отмечает М.Я.Кор -неев, - а под ее влиянием и для буржуазной психологии и социо -логии в определенной мере характерна идеалистическая антрополо-гизация общественной жизни, сущности человека, соотношения личности и общества" . Принцип антропологизма предполагает рас смотрение объективного мира как производного от человеческой сущности . Признание первичности личности и вторичности общества ведет к отрицанию ее социальной природы, к абстрактному, метафизическому пониманию человека, в конечном счете к идеализму в объяснении общественной жизни. Аналогичные пороки отчетливо прослеживаются в концепциях политического поведения.
В американской политической социологии разработки указанных концепций опираются в теоретическом и методологическом плане, на такие философские направления, как позитивизм, фрейдизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм. Наибольшее влияние оказывают субъективно-идеалистические течения. Субъективный идеализм рассматривает политическую жизнь общества как явление, обусловленное чувствами, установками, волей отдельного индивида.
Буржуазные идеологи о факторах политического поведения
Для идеологов господствующего класса одной из важнейших проблем оказывается проблема факторов, определяющих политическое поведение личности. Как признает Л.Уайт, - "решающий вопрос политической науки - точное определение условий, при кото р рых граждане будут вовлекаться в политику" .
В критике трактовок факторов политической активности, которые предлагаются в американской социологии, мы исходили из марксистско-ленинской теории деятельности, в которой последняя в узком смысле как социально-философская категория "есть любое про-явление социальной активности" . Понятие "деятельность" харак -теризует исторически конкретные функции субъекта, выполняя которые он выступает "представителем" различных социальных общностей и групп" .
По нашему мнению, понятия "деятельность" и "поведение", в определенном отношении совпадая друг с другом, не являются тождественными, понятие "деятельность" шире, содержательнее, чем понятие "поведение". Объяснение поведения личности неизбежно требует анализа ее деятельности, поведение есть конкретная реализация деятельности в определенном направлении, оно является реализацией целей последней. Вместе с тем следует отметить, что деятельность и поведение представляют единое целое, одно не возможно без другого. Деятельность осуществляется через поведение, всякое поведение есть деятельность.
Можно согласиться с тем, что "политическая деятельность имеет своим предметом комплекс объективных взаимосвязей, через которые реализуется функция публичного управления классовым обществом" . Эта деятельность оказывается прямо или косвенно свя -занной с государственной властью. В нашей литературе, наряду с понятием политическая, употребляется термин общественно-политическая деятельность, что представляется правомерным, в силу тесного переплетения социальных и политических отношений . "Предпосылкой проявления политической активности личности является ее включенность в систему классовых отношений. Каждый человек в той или иной степени участвует в политической жизнедеятельно сти общества" .
Под политическим поведением нами понимается то, как лич -ность конкретно реализует деятельность по участию в управлении государственными делами. Политическое поведение является активностью социального субъекта, направленной в конечном счете на реализацию определенных классовых интересов, поэтому его оценка должна даваться прежде всего с точки зрения классовой направленности, того, служит ли оно силам прогресса или противоположным силам.
Отличительной особенностью современной буржуазной социоло -гии является то, что в соответствии с позитивистскими установ -нами анализ деятельности в ней подменяется анализом поведения, так как первая отождествляется со вторым. Это характерно как для социального бихевиоризма, так и для теории социального действия. Представители чикагской школы Р.Парк и Э.Берджес положили начало пониманию социологии как "науки о социальном поведе -нии".
Гносеологическим корнем подобного решения вопроса о соотношении деятельности и поведения является отрыв поведения от деятельности и представление первого самостоятельным явлением. Осуществляющийся отрыв возможен в силу того, что деятельность реализуется через поведение. В качестве непосредственного эмпири -ческого данного выступает именно оно.
Классовый смысл подобного подхода раскрывается в работе А.В.Маргулиса: "Исследование прежде всего поведения дает такие "дробные" частичные результаты, объективный характер которых позволяет, с одной стороны, маскировать антагонистическую сущность капиталистической системы, а с другой - выполнять в какой-то мере "профилактическую" функцию. Тем самым исследова -тельское внимание переключается с детерминации на мотивацию, что и позволяет уйти от анализа собственно социальных факторов и прежде всего - социальных отношений ..."
Буржуазные ученые, обращаясь к анализу политической активности личности оперируют главным образом понятием "поведение", а не деятельность, что ведет, как отмечалось к переносу внимания исследователя с детерминации на мотивацию поведения, то есть анализ ограничивается сферой сознания субъекта. Отмеченный ха -рактер исследований заметен во всех работах американских буржуазных социологов и политологов, посвященных изучению факторов политического поведения. Даже там, где ставится цель - обнару -жить связь между политическим участием и социальной структурой общества, экономическими отношениями, акцент в конце концов смещается на анализ социально-психологических факторов деятельности личности. Не случайно поэтому господствующими в объяснении политического участия оказываются концепции бихевиористской ориентации, психоанализа, теории, исходящие из различным образом трактуемой природы человека.
Проблема "политического участия" в буржуазных концепциях демократии
Проблема политической деятельности как политического участия рассматривается буржуазными учеными в концепциях демократии, поэтому мы сочли необходимым обратиться к их анализу. В этих концепциях, носящих нормативный характер, с одной стороны, обосновывается необходимость Сили отсутствие таковой; участия граждан в делах государства, степень данного участия, его содержание, с другой - в них дается оценка институциональных возможностей для политической активности, которые политическая система предоставляет личности.
В последнее десятилетие заметно возросло внимание буржуазных социологов и политологов к указанной проблеме. "Осевым принципом современной политики, - утверждает Д.Белл, - является участие . Объясняется это часто довольно точно самими исследователями. Некоторые из них прямо отмечают связь интенсивно -сти обсуждения проблем участия с событиями 60-70-х годов на политической арене США. В их работах звучит явная обеспокоен -ность выступлениями "новых левых", антивоенными движениями, борьбой негритянского населения за свои права, все большим отчуждением масс от буржуазной политической системы, концентрацией власти в руках немногих лиц.
В конечном счете, по нашему мнению, стремление обеспечить оптимальное функционирование политического механизма диктатуры буржуазии вынудило политологов обратиться к изучению проблем участия. Кроме того, возрастание исследовательского внимания к отмеченной проблеме объясняется не только внутренним кризисом политического развития в США, но и необходимостью ответа бур -жуазных ученых на успешное развитие системы народовластия в странах социализма.
Характер и идеологическая направленность концепций политического участия видны уже из того, как оно понимается идеологами господствующего класса. "Мы рассматриваем участие, - пишет один из них, - как выражение и продукт интеграции личности в систему социальных и политических отношений ... Можно сказать, что те, кто участвует в политике, более способны или желают работать в ее настоящих рамках, принять ее основные правила ..., чем те, кто не участвуют" . Имеется в виду, конечно, буржуаз -ная система социально-политических отношений.
В подавляющем большинстве американские политологи согласны с тем, что уровень политической активности граждан в этой стране невысок. Так, по данным л.Милбрета, активными бойцами в по -литике, "гладиаторами" являются 5-7% населения. С.Верба и Н.Най утверждают, что в политическую активность, требующую некоторых затрат времени и энергии, вовлечены около 10-15% граждан. Одна треть населения, по мнению этих исследователей, совершенно неактивна . Данным фактам буржуазные авторы дают различную оценку, также как по-разному, в зависимости от понимания ими демократии, роли в ней личности, определяется само политическое участие.
Как справедливо указывает Э.Л.Кузьмин, в современной бур -жуазной политической науке можно выделить три основных направления в подходе к проблеме демократии: і; апологетика существующих политических систем Запада, особенно США,на основе тради -ционных демократических теорий; 2) попытка критической переоценки традиционных демократических идеалов, приспособления их к новым условиям; 3) критика традиционной буржуазной демократии справа .
В рамках второго направления мы рассмотрим две противоположных по предлагаемым решениям теории - "демократического элитиз-ма" и "массовой демократии", проанализируем их трактовку поли -тического участия. Это даст возможность глубже показать кризис буржуазной политологии, невозможность разрешить проблему, оставаясь в рамках буржуазного обществоведения.
Те или иные варианты "демократического элитизма" защищают Б.Берельсон, С.Липсет, Л.Милбрет, К.Прюитт, А.Стоун, Г.Лассу-элл и др. Эту концепцию сами буржуазные ученые часто называют "ревизионистской", ибо она пересматривает классические теории демократии. Последние, как известно, основывались на принципах свободы, равенства всех граждан, признании права каждого на участие в делах государства. Безусловно, данные принципы оставались лишь на бумаге, ибо демократия в условиях капитализма является демократией для буржуазии. ческих ограничений и ухищрений", делающих пролетариев наемными рабами" , - о котором писал В.И.Ленин, - стало особенно очевидно в современных условиях государственно-монополистического капитализма, где власть все в большей степени сосредотачивается в руках немногочисленной "властвующей элиты", где заметна тенденция к авторитарному перерождению институтов власти, растет бюрократизация политической жизни.
Социологи-марксисты объясняют возникновение элитаристских теорий попыткой буржуазных идеологов приспособить теорию демократии к современной социально-политической структуре американского общества . "Объективно появление данного направле -ния, - отмечает П.С.Гуревич, - в теории демократии было вызвано общим политическим и историческим контекстом, внутренней логикой и борьбой течений внутри социологии (главным образом функционалистски и бихевиористски ориентированных школ с традиционалистами и институционалистами; ..." .
Проблема политического отчуждения в американской социологии
Проблемы, связанные с неконформным по отношению к буржуазным ценностям и нормам политическим поведением личности и групп, являются предметом особой озабоченности властвующего класса и его идеологов. Это объясняется тем, что любая деятельность, в какой-либо форме направленная против статус-кво, усиливает существующую нестабильность политической системы капитализма, угрожает самому ее существованию. Б современных услови -ях для господствующего класса представляет опасность даже просто сознательный отказ личности участвовать в деятельности, объективно направленной на поддержку буржуазных политических пар -тий и институтов.
Оппозиция к существующему эксплуататорскому строю может выражаться в различных формах - революционной, режгиозной, анархистской, эскейпистской и т.д. "Независимо от того, занимается человек политической деятельностью или нет, он во многих отношениях связан с ней, зависит от ее результатов ... Аполитич -ность определенной части населения капиталистических стран порождена самим буржуазным строем, стремлением господствующих классов не допустить народные массы к участию в решении ключевых вопросов жизни общества и государства ... Сознательный уход от политической борьбы определенных кругов в странах пада есть тоже своего рода политическая платформа, суть кото -рой состоит в отказе от политики, объективно играющей на руку реакции"1. Не случайно поэтому в социологической литературе США все большее место занимает проблема политического отчуждения и его последствий.
То, что буржуазные идеологи в последнее время все чаще обращаются к данной проблеме, объясняется прежде всего интенсификацией процесса отчуждения масс от буржуазной политической системы. Вызвана интенсификация рядом причин. Во-первнх, характе -ром развития государственно-монополистического капитализма, где политическая власть сосредотачивается в руках небольшого числа людей, "властвующей элиты", где "политической надстройкой над новой экономикой ... является поворот от демократии к политической реакции" . Во-вторых, усиливается идейно-политический кризис капиталистического общества. "Он поражает институты власти, расшатывает элементарные нравственные нормы. Коррупция становится все более явной даже в высших звеньях государственной машины"5. В-третьих, немаловажным фактором является кризис национального идеала, что вызвано успехами стран социализма, "взрывом" антиколониализма, крахом внутренней и внешней поли -тики Соединенных штатов Америки. Кроме того, интенсификация процесса политического отчуждения является одним из социально-политическихЬледствий научно-технической революции при капитализме. Эта революция усиливает бюрократические тенденции, ве -дет "ко все большему обособлению системы и аппарата управления от народа, от парламентарных и вообще представительных орга нов демократии"1.
Факт усиления процесса политического отчуждения, кризиса гражданственности признается самими буржуазными солиологами и политологами, так, например, Р.Гилмур и Р.Лэмб , ссылаясь на результаты опросов общественного мнения, указывают, что более 50% американцев являются отчужденными от национального прави -тельства. Авторы признают, что политическое отчуждение охватывает все более широкие слои населения, что степень отчужденности граждан от политической сферы в США сейчас гораздо больше, чем была даже в период "великой" депрессии. С.Липсет и У.Шней-дер констатируют резкое падение доверия американцев ко всем основным институтам, начиная с ІУ65 года5. Д.Хилл и Н.Латтберг, анализируя тенденции в поведении американцев на выборах, отмечают, что падение доли господствующих на выоорах с ІУ60 года происходит в условиях значительной либерализации избирательных процедур и свидетельствует о принимающем опасные масштабы "падении политического доверия к системе" .
Движение"новых левых", борьба за гражданские права негров, антивоенные выступления показали, что апатия может быть не проявлением равнодушия масс к политической сфере или их согласием с политикой правительства, как считали сторонники концепции "демократического элитизма", а выражением негативного от -ношения граждан к социально-политической системе США.
Буржуазные социологи ясно осознают опасность распространения среди американцев чувства политического отчуждения, так как эти люди оказываются в обществе источником недовольства, которое может вылиться в движения, направленные против статус-кво1. "Мы находимся в критическом периоде колебания политического доверия, - предостерегает американский социолог А.Миллер,-... Дальнейший рост отчуждения, видимо, поставит под вопрос саму философию и цели политической системы, а также жизнеспо -собность политического сообщества в целом" . Бее это и послужило непосредственной причиной, побудившей идеологов господствующего класса заняться исследованием проблем, связанных с политическим отчуждением.