Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Классовая основа и демократизм политической систем социализма 19
1. Историческая миссия рабочего класса и несостоятельность ее фальсификаций 19
2. Оппортунистическая практика ослабления политической системы социализма 41
Глава II. Руководящая роль кошунистшескои партии в политической системе социализма 102
1 . К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о руководящей роли коммунистической партии 102
2 Демократический централизм как основной организационный принцип коммунистической партии 126
3. Антиленинская сущность плюралистической концепции социалистической демократии. 149
Заключение 189
Список использованной литературы 192
- Историческая миссия рабочего класса и несостоятельность ее фальсификаций
- Оппортунистическая практика ослабления политической системы социализма
- . К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о руководящей роли коммунистической партии
- Демократический централизм как основной организационный принцип коммунистической партии
Историческая миссия рабочего класса и несостоятельность ее фальсификаций
Историческая практика подтверждает, что свои интересы, свою волю рабочий класс может реализовать лишь как класс политически организованный, возглавляемый Коммунистической партией, обладающий государственной властью, тлеющий массовые организации - профсоюзы и т.д. ВОТ почему ревизионистские идеологи и их сторонники прилагают особые усилия для того, чтобы фальсифицировать положение и роль рабочего класса в социалистической политической системе.
Марксизм яенинизм доказал, что важнейшим условием успеха в осуществлении исторической миссии рабочего класса является ниспровержение господства буржуазии и завоевание им в союзе с трудящимися и под руководством Коммунистической партии политической власти, т.е. утверждение диктатуры пролетариата. Политическая власть трудящихся во главе с рабочим классом и марксистско-ленинской партией - единственное в своем роде и наиболее мощное орудие преодоления и полного устранения из жизни общества диктатуры угнетательского меньшинства - эксплуататоров, защиты революционных завоеваний народа, построения и упрочения социализма. Такова истина, установленная марксизмом-ленинизмом и подтвержденная общественно-исторической практикой в СССР и других социалистических странах.
Стремясь извратить роль рабочего класса в строительстве нового общества, идейные противники научного коммунизма направляют свои усилия на искажение классовой природы и сущности государства диктатуры пролетариата.
Ревизионисты, как правило, отождествляют понятия "диктатура пролетариата" и "личная.диктатура" и тем самым смешивают вопрос о форме власти, форме правления с вопросом о типе власти, который определяется именно тем, какой класс реально обладает ею. В работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" В.И.Ленин, критикуя оппортунистическую трактовку диктатуры пролетариата, разъяснял, что марксисты толкуют это понятие не как неограниченную личную власть, а именно как тип власти, который определяется тем, какой класс руководит обществом, в чьих интересах проводится государственная политика.
В.И.Ленин раскрыл социальную основу диктатуры пролетариата. "Диктатура пролетариата, - писал он, - есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т.д.) или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в це-лях окончательного создания и упрочения социализма". Следовательно, государственно-политическую власть рабочий класс использует в интересах трудящихся, т.е. громадного большинства общества.
Идейные противники рабочего класса обычно изображают диктатуру пролетариата лишь как насилие. Это - глубокое искажение истины, которая состоит в том, что главным в диктатуре пролетариата является не насилие, а созидательная деятельность: создание и упрочение нового, социалистического общества.
Утверждение государственной власти рабочего класса означает подлинную демократию трудящегося большинства населения. Сущность этой демократии определяется социальной природой государства: чьи интересы выражает государственная власть, социальное управление в целом, кому оно служит, в какой степени трудящиеся участвуют в его различных формах. Как показывает богатый опыт строительства нового общества в странах социализма, пролетарская власть гарантирует реальную свободу трудящихся от эксплуатации, духовного и политического гнета, национального угнетения. Она утверждает новый, социалистический образ жизни, пронизанный подлинным демократизмом.
Марксистская концепция-диктатуры пролетариата исходит из того, что рабочий класс - единственный в истории класс, который, утверждая власть трудящегося большинства населения, делает все для того, чтобы социалистическое государство постепенно, в соответствии с объективными условиями, превращалось в общенародное, чтобы создавались все необходимые предпосылки для перехода в будущем к коммунистическому общественному самоуправлению.
Изменения в экономической и социальной структуре общества определяют этапы в развитии социалистического государства.
Уже К.Маркс в "Критике Готской программы" ясно различал государство диктатуры пролетариата и будущую государственностькоммунистического общества. Жизнь показала истинность этогонаучного предвидения.
Историческая практика свидетельствует, что победа социализма, построение его основ еще не означает, что все задачи диктатуры пролетариата решены. Ведь в только что построенном социалистическом обществе остаются и бывшие эксплуататоры и элементы ушедших с исторической сцены политических партий, враждебных рабочему классу, а также реакционных церковных кругов, дает о себе знать мелкобуржуазная стихия и т.д. империализм пытается использовать эти силы в своих целях; поддерживая их извне. И, как показали события в Венгрии в 1956 г. и в Чехословакии в 1968 г., в удобный для этих сил момент они могут выступить против социалистических завоеваний рабочего класса и его союзников.
Вместе с тем необходимо учитывать, что с победой социализма в результате коренных экономических и социальных преобразований в обществе начинает изменяться и система политических отношений. Все более укрепляется союз рабочих, крестьян и интеллигенции; расширяется социальная база социалистического государства.
Первая группа ревизионистов нападала на руководящую роль рабочего класса и КПЧ путем утверждения, что в условиях социализма уже не существует классовый антагонизм и на основе этого заключала, что социализм является бесклассовым обществом, и, если оно таковым является, то не имеет смысла говорить о ру - -ководящей роли того или иного класса, т.е. и о руководящей роли рабочего класса. Этой точки зрения придерживались, например, Урбанек и Михнак, которые писали: "Правильное применение Марксом и Энгельсом понятия класс ов с их антагонизмом и закономерно возникающей эксплуатацией одной группы другой выставит в другом свете вульгарное понимание классов в период социализма, которое противоречит идеям Маркса и Ленина". Далее они продолжали: "В 1936 году И.В.Сталин в своем докладе о проекте новой Конституции утверждал, что старые эксплуататорские классы в СССР были ликвидированы и вместо них формировались совсем другие классы, принципиально отличные от прежних классов - социалистические классы. Это были рабочий класс и класс
Оппортунистическая практика ослабления политической системы социализма
Политическая организация социалистического общества является организационным выражением и фиксацией отношений между классами, социальными группами и нациями в области политической власти. Она представляет собой единую динамическую систему государственных организаций и институтов, посредством которых руководящий общественный класс - рабочий класс - в единстве со всеми трудящимися регулирует политические отношения между классами, нациями и государствами с целью осуществления решающих интересов рабочего класса и всех трудящихся. Все основные составные части политической организации социалистического общества - государство и общественно-политические организации трудящихся - под руководством Коммунистической партии осуществляют политическую власть рабочего класса в союзе со всеми трудящимися и управление политическим, экономическим и социальным развитием общества в интересах строительства социализма и коммунизма и защиты социалистических достижений трудящихся. Можно дать следующее определение:"политическая система общества зрелого социализма есть система классовых коллективов и организаций трудящихся, осуществляющих под руководством -Коммунистической партии общенародную власть через государство и общественные организации в целях оптимального использования объективных законов развития социализма и строительства
Социалистическую политическую систему Чехословакии образуют прежде всего Коммунистическая партия Чехословакии, являющаяся руководящей силой рабочего класса, его организационным и политическим авангардом; социалистическое государство как главное орудие классового и социального преобразования общества; добровольные общественные организации и общества трудящихся, которые объединяются в Национальный фронт Для социалистической политической системы Чехословакии характерно существование нескольких политических партий. Это не означает,і,/ [ рбщей закономерности строительства и структуры политической системы социализма, а вытекает из исторических условий классовой борьбы, особенностей социалистической революции и осуществления диктатуры пролетариата. Она связана со спецификой строительства и деятельности социалистической политической системы Чехословакии. Демократические партии, которые действуют в политической системе ЧССР, стоят на платформе социализма.
Современный состав Национального фронта ЧССР обусловлен его предшествующим развитием как политико-общественного объединения; он основан на коллективности членства политических и общественных организаций.
В соответствии с федеративным устройством ЧССР созданы Национальный Фронт ЧССР, Национальный фронт Чешской Социалистической Республики и Национальный фронт Словацкой Социалистической Республики. Субъекты Национального фронта ЧССР и Национальных фронтов Чешской и Словацкой Социалистических Республик в основном идентичны. Некоторые несущественные различия в их составе связаны с особенностями развития политичес Национальный фронт ЧССР представляет огромные массы рабочих, крестьян, интеллигенции, женщин, молодежи, членов политических партий и беспартийных, образуя, таким образом, широкую политико-общественную базу для участия всех граждан ЧССР в управлении и руководстве государственными и общественными делами, в формировании и реализации социалистической политики.1
Опыт социалистических преобразований в СССР и других социалистических странах показывает, что в развитии политической системы проявляются общие закономерности социализма. Как и всякая другая система внутри общества, например, экономическая, политическая система в определенной степени является самостоятельной и развивается на основе не только общих закономерностей развития социализма, но также и на основе своих собственных закономерностей. Общими принципами, выражающими сущность и развитие политической системы социализма, являются: - господство общественной собственности на средства производства, планомерное развитие народного хозяйства, направленное на решение задач строительства социализма и коммунизма, повышение жизненного уровня трудящихся; - руководство массами трудящихся со стороны рабочего класса и его авангарда - марксистско-ленинской партии; - повышение руководящей и направляющей роли марксистско-ленинской партии в условиях социалистического и коммунистического строительства; - союз рабочего класса с крестьянством и остальными слоями трудящихся; - диктатура пролетариата, ее превращение в процессе строительства развитого социализма в политическую организацию всего народа под руководством рабочего классаJ - развитие социалистического государства как главного орудия социалистического и коммунистического строительства, полное аффективное использование государственной организации в управлении экономикой, наукой, культурой, образованием; - ведущее положение марксизма-пленинизма в политической жизни общества, наступательная борьба с буржуазной идеологией, особенно с антикоммунизмом, а также современным правым и "левым" оппортунизмом;
. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о руководящей роли коммунистической партии
В учении о партии чехословацкие ревизионисты противопоставляли Маркса Ленину. С точки зрения чехословацких ревизионистов, например К.Косика, ЦрКусого, Я.Опата, М.Пруху, И.Свитака, И.Фибиха, противоречия между Марксом и Лениным в учении о партии заключались в ряде важных вопросов. Их аргументы можно обобщить в следующее: а) Маркс, согласно их точке зрения, отдавал предпочтение стихийному росту рабочего движения, а Ленин, якобы, переоцени вал руководящую роль партии в рабочем движении и начал строить не партию класса, а партию, стоящую над классом; б) ревизионисты заявляли, что Маркс ориентировался на массовую рабочую партию, а Ленин стал оздавать партию профес сиональных революционеров, в первую очередь из интеллигенции; в) $аркс,шкобы признавал нейтралитет массовых организа ций трудящихся, их независимость от партии пролетариата. Между тем как В.И.Ленин утверждал, что партия является наивысшей формой классовой организации пролетариата и должна руководить всеми массовыми организациями; г) Маркс был за демократическое строительство партии, а В.И.Ленин, якобы, усиливал в партии принцип крайнего централиз ма; д) ревизионисты утверждают, что Маркс был снисходительным и мягким к антипартийным группам и течениям, а В.И.Ленин, якобы, был крайне непримиримым ко всем инакомыслящим членам партии; е) они утверждают, что ленинское учение о партии может быть использовано только в России и не имеет интернационального характера. Полная несостоятельность этих утверждений обнаруживается сразу же, как только мы обратимся к трудам К.Маркса, Ф.Энгельса и В.ИДенина по вопросу о партии. Одна из бессмертных заслуг К.Маркса и Ф.Энгельса состоит в том, что они первыми в истории освободительного движения трудящихся сформулировали идею о революционной партии рабочего класса. Они исходили из научного открытия исторической роли рабочего класса, из их диалектико-материалистического анализа главных этапов и форм классовой борьбы и организованности пролетариата. К.Маркс открыл законы возникновения, развития и гибели капитализма и вместе с Ф.Энгельсом доказал, что переход человечества к новому высшему и более совершенному устройству происходит не автоматически, а в процессе острой классовой борьбы, революционного свержения господства эксплуататоров и что капиталистические производственные отношения будут заменены социалистическими.
Общественной силой, способной совершить переход от капитализма к социализму и коммунизму, может быть только рабочий класс. Объяснение этой исторической роли пролетариата как ликвидатора капитализма и творца нового общественного строя, является решающим вопросом марксизма.
Прогрессивная роль рабочего класса в общественном разви - -тии определена объективными факторами. Рабочий класс органически связан с крупной промышленностью, которая является основой экономики и научно-технической революции, что детерминирует его постоянное усиление и развитие. Характер капиталистического способа производства способствует объединению, организации и воспитанию рабочего класса. По мере развития капитала развивается и пролетариат, класс современных рабочих. К.Маркс и Ф.Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" доказали, что пролетариат численно растет с развитием промышленности, что он также концентрируется в более крупные группы и что по мере этого растет его сила. В условиях капиталистической общественно-экономической формации пролетариат является самым эксплуатируемым и угнетенным классом, лишенным собственности на средства производства. Его интересы противоречат интересам буржуазии. Поэтому только пролетариат является настоящим революционным классом из всех классов, выступающих против буржуазии. В результате своего объективного положения в обществе пролетариат быстрее всего усваивает идеал научного социализма, так как он отвечает его интересам и одновременно указывает ему выход из его положения, а также пути и способы борьбы.
Совершая свое освобождение, пролетариат выполняет свою освободительную миссию по отношению к другим трудящимся. В то время, как прежние революционные движения были движениями меньшинства или в интересах меньшинства, пролетарское движение является движением большинства и в интересах огромного большинства. Поэтому пролетариат призван стать вождем трудящихся, гегемоном союза рабочих и крестьян.
Демократический централизм как основной организационный принцип коммунистической партии
Основой социалистической демократии, государственности и всей социалистической политической системы является принцип демократического централизма. Современное понимание сущности этого принципа является результатом политической и теоретической борьбы В И Ленина против оппортунистов в рабочем движении, а также результатом более чем 80-летней практики политической деятельности марксистско-ленинских партий Этот принцип стал как основой создания марксистско-ленинских и рабочих партий, так и после победы социалистической революции стал основой строительства государства диктатуры пролетариата и социалистической демократии Как известно, сущность демократического централизма как принципа управления состоит в сочетании демократизма, т е полновластия трудящихся, с централизацией -управлением из одного центра, строгой дисциплиной» Демократи- ческий централизм позволяет сочетать научное управление обществом в целом с управлением его отдельными звеньями - сферами общественной жизни, районами,, предприятиями, конкретными коллективами и т.д.
Элемент централизма в социалистическом государстве обусловлен прежде всего тем, что он основан на социалистической собственности на средства производства, на социалистическом планировании Он обусловлен также необходимостью функциональной подчиненности отдельных частей целого высшим звеньям государственного, хозяйственного и общественного аппарата, потребностями оптимального руководства государством и обществом В настоящее время такую же важную роль играют аспекты между - -народного разделения труда, кооперации и специализации, которые можно развивать и согласовывать только на уровне государственного всеобщего центра, чтобы не превратить эти аспекты, потребности, возможности и цели в формальные категории Принцип демократизма в понимании В.И.Ленина означает постоянное развитие инициативы на местах и относительной само- -стоятельности в политической, хозяйственной и социальной сфере деятельности, а тем самым и реализацию местных или регио- нальных потребностей и требований»
Главными формами проявления демократического централизма в строительстве социалистического государства и демократии согласно В.И.Ленияу, является, прежде всего, выборность всех органов государственной власти, отчетность депутатов перед избирателями, контроль гражданами за -деятельностью государственных органов, право избирателей отзывать депутатов, относительная самостоятельность каждого государственного органа на соответствующей территории и в пределах его компетенции, ответственность и подчиненность низших государственных органов перед высшими, обязательность директив высших государственных органов для низших государственных органов, всеобщая обязательность законов для всех государственных органов и граждан, полное согласование актов низших органов с актами высших государственных органов, существование дисциплины, возможность развития инициативы каждого государственного органа.в рамках его компетенции и- т.д Как вытекает из вышесказанного, демократический централизм должен обеспечить перманентное гармоническое объединение местных интересов с общегосударственными, с интересами всего общества, и, таким образом, способствовать планомерному раз --витию всех отраслей народного хозяйства, культуры государства в целом и его административно-территориальных частей»
Как свидетельствует практика, эффективное осуществление этого принципа может быть нарушено и деформировано, в особенности двумя экстремальными ситуациями:1« В случае односторонней абсолютизации элемента централизма и ущемления справедливых нуад местных, национальных, низших элементов государственного и общественного устройства Это приводит к различным формам централиетеких, административ но-директивных и по своей сущности бюрократическим деформациям, которые тормозят инициативу, не позволяют развивать творческие силы и являются причиной, источником закостенелого бюрократизма» Накануне января 1968 г; сложная экстремальная ситуация возникла не потому, что значение демократического централизма было теоретически недооценено, а потому, что прежнее партийное и государственное руководство не было в состоянии на практике создать систему, которая бы обеспечила полное реальное осуществление этого принципа. Была серьезно недооценена опасность деструктивных и анархистских настроений. Это в конечном счете имело такие же результаты, как и ее полная недооценка 2. Напряженность при реализации демократического централизма может наступить тогда, когда отрицается элемент централизма и в этом случае общественные процессы предоставляются стихийному развитию» При этом фактически происходит ликвидация самого принципа демократического централизма, что имеет отрицательное влияние на государственную и хозяйственную организацию, так как открывает простор для анархистских и дезинте- . грационных тенденций государственного, экономического и всего - -общественного развития. Общеизвестно, что такая ситуация сложилась в ЧССР в 1956 г в результате "модного" провозглашения "децентрализующих" тенденций и в концентрированной форме - в 1968-1969 гг., когда правые оппортунистические и антисоциалистические силы пытались разложить коммунистическую партию, государственное и экономическое управление государством и ликвидировать его марксистско-ленинский характер. Наученные историей, эти силы знали, что идейное единство коммунистической партии, ее готовность к действию является непреодолимым препятствием для их намерений. Поэтому они систематически, сосредоточенно нападали на основные принципы строительства КІН, прилагали большие теоретические и практико-политические усилия, чтобы подорвать значение этих принципов среди коммунистов и дискредитировать их перед остальными гражданами. Поэтому закономерно, что предметом их концентрированного деструк-ционного напора был также принцип и метод демократического централизма. Оппортунисты пытались "доказать", что с начала этого столетия обстоятельства кардинально изменились и что не-обходимо подвергнуть ревизии выработанный В.ИДениным и проверенный на практике принцип демократического централизма. Не имея собственной платформы, исходя из позиций обновленных модернизированных тезисов Бернштейна, Каутского, Мартова и других, которые вели борьбу против якобы веегда бюрократического централизма, они "теоретически" доказывали, что демократический централизм, собственно, не является демократическим, так. как, якобы, любой централизм, любое подчинение меньшинства большинству ограничивают свободу этого меньшинства и отдельного человека. Поэтому необходимо, якобы, в интересах этой