Содержание к диссертации
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3-14
ГЛАВА І. КРИШКА ЗРЩИСТСЇЇОЙ КОНЦЕПЦИИ СООТНОШЕНИЯ МША И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
1. Миф и бессознательное 15-41
2. Генезис художественного сознания 41-70
ГЛАВА II. КРЙТШСА ЮНГИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВЛИЯНИЯ МША НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
1. Полемика Фрейд - Юнг и учение об архетипах 71-108
2. 1Щ и современное искусство 108-139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140-143
Введение к работе
Дальнейшая разработка проблем марксистской философии тесно связана с принципиальной критикой немарксистских концепций* Эстетическая наука в качестве составной части философского учения во многом определяется этой задачей» что отвечает требованиям, выдвинутом в программе КПСС, в решениях ХХУІ съезда КПСС, в постановлениях ЦК КПСС, досБященных вопросам художественной критики» в докладе К.У.Черненко "Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии*' на июньском 1983 г. пленуме ЦК КПСС.
Концепции психоанализа 3,Фрейда и аналитической психологии К.-Г. Юнга возникли в первой четверти нашего века, однако их влияние на современную зададяую философию и культуру остается весьма значительным* Выпускается немалое число книг» досвящен-ннх непосредственно анализу этих концепций ; в Цюрихе продолжает работать в соответствующем направлений институт им. К.-Г.Юнга; на ІУ Всемирном психологическом конгрессе более 50% его участников было ориентировано на психоанализ.
Разумеется, "чистого" психоанализа сейчас на Западе не най-
/См.: Frey-Rohn L. Von Freud su Jung. Eine vergleichende Studie zur PGychologie des Unbevjussten, ~ ZUrich: Daimon Verl., 1980; Ricoour P* Hermeneufcik und Psychoanalyse. -MUncben: KUsel-Verl», 197^5 Psychoanalyses & Literature* Ed. "by H.M.Kuitenbeek. - IT.Т.; E.P.Duffon & Co., Inc., 1964; Rosinska S. Jung» - W-wa: Wizdca Powssechna, 1982; Bartning G» Das Ifeue und das Uralte, Tiber das utopisctL-ar-chetyptsche Spannungsfeld In der neueren philosophischen Antropologie und der Hintergrund der Polemik Ernst Blochs gegen Karl Gustav Jung. - Воші: Bouvier-Verl., 1978* I
- 4 -ти, однако это говорит не о его забвении, но о трансформации в различные конструкции (от "гуманистического психоанализа" до лингвистических его вариантов)* Иными словами, психоанализ постигла та же судьба» что и другие, модные в послевоенный период философские системы: психоанализ стал "респектабельным". Не только современные философы на Западе, причисляющие себя к клану психоаналитиков , но и представители других направлений2 приз-нают огромное влияние фрейдизма на всю западную философию.
Сильному влиянию психоанализа подвергалась западноевропейская и особенно американская эстетика. Как указывают в своей книге по истории эстетики К.Гилберт и Г.Кун: "Можно почти с полной уверенностью сказать» что в наши дни едва ли существует хоть одна эстетическая теория, которая не испытала бы на себе
1 Б книге "Фрейд и XX столетие"» ввдержавшей три издания» один из крупнейших современных последователей психоанализа Э. Эрикоон называет Фре^а "дающим законы" политике, идеологии,
культуре. _ Freud & the twentieth, century, - Ъ-: George Allen & Unwin Ltd., 1958i P- 9B*
Звезда первой величины современной западной философии П. Рикер пишет: "Я утвервдага, что Фрейда можно читать так, как наши коллеги и наши учителя читают Платона, Декарта» Канта", _
Eicoeur P. Hermeneutik und Psychoanalyse* - Mtlnchens KBsel-Werl., WW S. 85,
Термин "фрейдизм" часто относят и к юнгианской щцерниза-пии психоанализа.
4 Б.П.Шестаков отмечает: "Методология фрейдистской эстетики шроко используется в исследованиях по проблемам психологии искусства» теории художественной критики и эстетического восприятия. Пожалуй, ни в какой другой стране эстетика психоанализа не получила такого широкого распространения, как в США". Шестаков Б.П. Современная эстетика США: основные направления и проблемы. -В кн.: Современная эстетка США. М., 1978» с. 19.
в той или иной степени влияния фрейдизма-
Среди вопросов, которые б настоящее время являются полем острой борьбы.между марксистской и буржуазной эстетикой весьма важное место занимает вопрос о специфике и функциях мифомышления, его роли в современном мире и связи с художественной формой сознания. Западные эстетика и искуствознание уже длительный период занимаются поисками: форм трансляции художественных содержаний в искусстве. К середине XX века в этом русле появилось очень влиятельное направление - т.н. "Новой критики", начало которой положила нашумевшая книга Н.Фрая "Анатомия критики" (1957). В пслед-нее время это направление уступило первенство другому, однако близкому ему по своим интенциям направлению "мифокритяки"* Основную задачу эти течения видят в поисках первичных структур мифов в истории искусства и в выявлении различных форм их воспроизведения в наиболее выдающихся художественных образах.
Толчок к этим исследованиям дали работы З.Фрейца и К.-Г,Юн-га. Несмотря на наличие отдельных интересных догадок и замечаний частного характера, в работах крупнейших представителей указанных направлений (М.Бодкин, Ф.Фергюссона, РЛейза, Р.Фридмана) методологические ориентации авторов» весьма далекие от марксизма, не дают им возмокность поставить свои исследования на действительно научную основу. Вкладом в критику этих концепций также может стать рассмотрение психоанализа и аналитической психологии.
Сильно влияние Фрейда и, особенно, Юнга на "практиков" западного искусства. Известны высокие оценки Т.Элиота* Ф.Феллиш, И.Бергмана, даваемые анализируемым концепциям. Постоянными кор-
Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., I960, с. 595.
респондентами Фрейда были, например, Т.Манн, С. и А. Цвейги, Р. Роллан, Р.Рильке и др.
Таким образом, критика взглядов Фрейда и Юнга по вопросам соотношения мифа и художественного творчества представляется актуальной как в плане борьбы с весьма влиятельными до сих пор эстетическими концепциями психоанализа и аналитической психологии, так и для дальнейшей полемики со всеми "мифологичеокиш-направлениями в бурэдазной эстетике й, вместе с тем, нацеливает на необходимость внимательного анализа не только слабых, но и сильных сторон этих учений.
Кроме того, следует подчеркнуть, что в последнее время усилился научный интерес к проблемам мифа, и перед марксистской философией стала задача создания целостной концепции мифа и ми-фомшления, его связи с художественной формой отражения мира. Критика буржуазных точек зрения на эти вопросы должна способен вовать дагалектико-материалистическому решению проблемы, что также говорит об актуальности избранной темы.
Следует подчеркнуть, что критический анализ психоаналитической теории, в частности, ее эстетического аспекта, имеет в советской литературе большую традицию. Отельные критические замечания в адрес работ Фрейда можно найтя в трудах И.Павлова» А.Ухтомского, Л.Выготского, А.Лурии. Общий обзор психоаналитической концепции, а также ее эстетической части представлен в исследованиях В.Быховского, В.Волошинова, А.Воронокого, В.Полонского, В.Фриче. В последние десятилетия общеметодологическая и содержательная критика психоанализа и аналитической психологии дана в работах Ф.Басейна, Ю.Давыдова, В.Добренькова, В.Ка-кабадзе, В.ЛеЙбина, Д.Ляликова, Ф.Михайлова, В*Неделина, В.Рож-нова, А.Шерозии, М.Ярошевского. Глубокий анализ и аріументиро-
ванная критика эстетических взглядов 3.Фрейда и К.-Г- Юнга представлены в работах С.Аверинцева, М.Афасшкева, Ю.Бородая, РДодельцева, ЛЛевчук, Серьезней вклад в исследования и критику фрейдизма и шгианства внесла книга, основанная на материалах научной конференции в Тбилиси "Бессознательное; природа, функции, методы исследования". Ученые из социалистаческих стран, а также прогрессивные философы из стран капитализма внесли существенный вклад в критику психоанализа и аналитической психологии, К ним относятся превде всего такие авторы как П.Брюно, Р.Вейман, К.-В.Кпеман, А.Лилов, Л.Сэв, Г.-К.Уэллс, С. ФинкельстаЕн, Р.Штайгервальд.
Таким образом» можно констатировать, что в марксистской литературе накоплен богатый опыт по вопросам критики концепции Фрейда и Юнга в целом, а также их эстетических учений, однако, практически нет работ, посвященных критике взглядов этих авторов на проблему взаимосвязи шфа и художественного таорчества. Это и обеспечивает новизну работы, т.к. в ней впервые дано целостное критическое рассмотрение фрейдистской интерпретации связи мифа и искусства и юнгианской концепция влияния "архетипов" на процессы художественного творчества.
Критический анализ буржуазных концепций предполагает противопоставление им марксистской точки зрения, доэтсму перед диссертантом встал вопрос о разработанности теории мифа и его связи с художественной формой сознания в советской литературе.
Разработка мифологической проблематики в нашей стране особенно активно ведется в последние десятилетия. Вышла в свет энциклопедия "Мифы народов мира", которая является результатом труда многих ученых, занятых в различных областях гуманитарного знания. Проблемам глифа посвящены работы: NLДьякова,
~ 8 -А.Золотарева, Ф.Кессиди, А.Козлова, В.Копалова, А.Лосева, М* Матье, Е.Мелетинского, М.Стеблина-Камешкого, А.Тахо-Года, С. Токарева, В-Топорова, А.Турсунова, М.Шахновича, О.Фрейценберг, А.Яковлевой. Философские проблемы мифа и мифомышления затрагиваются в работах С.Аверинцева, Ю.Бородая, В.ГаЙденко, Г.Гачева, А.Гулыгл, П.Гуревича, В.Дудкина, В.Иванова, М.Дифшца, Ю.Лотма-на, А.Лопа, 3.Минца» Л.Шумейко, В.Панова, Б.Поршнева, В.Проппа, В.Рабиновича, А.Тэнасе, Д.Угриновича, В.Успенского, А.Ча-нышева, Е.Яковлева. Широкую известность у себя на родине и за рубежом приобрели ученые сопиалистических стран: Р.Вейман из ГДР и К.И.Гулиан из Румынии.
Особенности мифомышления признаются практически всеми авторами. Это: синкретизм восприятия мира, отождествление субъекта и объекта, символизм мышления, отсутствие понимания причинно-следственных связей в процессе отражения окружающего мира и замена их связями по Пространственно-временной смежности, специфическое понимание пространства и времени, отношение к мифу как к реальному событию. Спорным остается вопрос об ооновной функции мифа, от решения которого во многом зависит понимание связи мифомышления с другими формами общественного сознания, в частности, с художественным сознанием.
В советской литературе встречается взгляд на основную функцию мифа, как на функцию накопления знаний (наиболее ярким примером такой точки зрения служит книга М.И.Шахновича "Первобытная мифология и философия" (1971)* Другое решение вопроса предложил А.Ф.Лосев- Начиная со своих первых работ и кончая последней книгой ''Знак, символ, миф" (1982) автор аргументированно проводит следующий взгляд на задачи и функции глифа: миф рассматривается А.Ф.Лосевым как структура, полностью определяющая
- 9 -поведение человека в обществе в силу особого отношения человека к миру - слияния мысли и действия» результата процесса отражения и реакции на него; как особая форма общественного сознания. Аналогичная точка зрения на процессы мифомышления представлена в работах О-М-Фрейденберг , разделяет ее и Л.К.Нау-
р мепко . В последнее время эта точка зрения получила развитие в
исследованиях А.Б.Гулыш , близки к такому пониманию вопроса
4 Я
Ф.Х.Кессиди и KLH.Давыдов .
Выделение мифомышления в особую форму общественного сознания дает возможность показать несводимостъ его к искусству как форме общественного сознания (и отличить от мифа как литературной формы» возникшей в период распада первобытно-общинного строя и появления форм государственности), что было четко сформулировано в статье "Литература и шфология" в yse упомянутой энциклопедии "Мифы народов мира"* В ней авторы подчеркивают: функциональное различие глифа и искусства, в частности, мифа и литературы; присутствие мифологических структур в художественном произведении только в качестве художественных приемов,Диссертант присоединяется к данной точке зрения, на основании которой усматривает возможность проведения глубокого критическое
ФреДценберг 0-М- Миф и литература древности. М.: Нау-
ка, 1978-
2 Науменко Л.К- Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата, 1968( гл. I. От мифа к логосу.
Гулыга А.В. Миф и современность.-Иностранная литература, 1984, К 2.
^ Кессиди Ф.Х- Миф и его отношение к познании, религии и художественному творчеству .-Вопросы философии» 1966, J* 5.
* Давыдов Ю.Н. "Интеллектуальный роман" и философское мифотворчество, - Вопросы литературы, 1977, № 9, с. I3I-I33.
го исследовашія немарксистских концепций по вопросам взаимосвязи мис^а и художественного творчества, в частности, концепций
З.Фрейца и К.-Г.Юнга.
Теоретико-методологической основой критики служат работы классиков марксизма. Б ходе исследования автор руководствуется основными положениями материалистического понимания истории, дщалектико-материалистическими принципами анализа форм общественного сознания, разработанными К. Маркс см, Ф.Энгельсом и В.И. Лениным и развитыми в современной советской и зарубежной марксистской философии.
При анализе и оценке критикуемых концепций диссертант исходит из методологических принципов исследования, разработанных основоположниками марксизма-ленинизма, из установки на то, что критика есть особая форма разработки теории» поэтому в ней всегда должен присутствовать позитивный элемент» т.е. обнаружение "рационального зерна" в постановке проблемы и попытках ее решения.
Первостепенное значение для критической работы имеет указание Б.И.Ленина на то» что "...вообще опровергнуть философскую систему не значит отбросить ее» а развить дальше» не заменить другой односторонней дротиводоложностью» а включить ее в нечто более высокое" .Проводя критику немарксистских концепций также необходимо воспользоваться методологически важным высказыванием Ф.Энгельса о том» что "...объявить данную философию ошибочной еще не значит покончить с ней Эти положения марксизма-ленинизма нацеливают на понимание того факта, что вся научная критика
Ленин В.И. Поли.собр.соч.,т.29,с. 161.
Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.2І,с.28І.
- II -
есть специфическая форма дальнейшей разработки теории.
Исходя из вышеизложенного можно сформулировать основную делъ работы: критический анализ концепций З.Фрейда и К.-Г.Юнга по вопросам о соотношении мифа и художественного творчества. Диссертант исходит из убездения, что критика буржуазных концепций не может ограничиваться констатацией их методологической и содержательной ошибочности» она будет считаться завершенной только в том случае, если критикуемой точке зрения развернуто противопоставляется марксистское решение вопроса. Поэтому существенным моментом в реализации поставленной цели должно быть выявление марксистских точек зрения на соотношение мифа и художественного творчества, их анализ и оценка методологического значения для преодоления ошибок фрейдизма и юнгианства,
В соответствии с основными установками и основной целью работы предлагается следующая структура диссертации.
Б первой главе "Критика фрейдистской концепции соотношения мифа и художественного творчества" представлено критическое рассмотрение взглядов З.Фрейда на роль и значение мифа в истории культуры, а также на связь меяду бессознательно-мифологическим и художественным отражением мира ( I "Миф и бессознательное"). Б параграфе анализируются следующие работы автора психоанализа по теории культуры: "Тотеми табу" (1913), "Неудобство, в культуре" (1930), "Моисей и монотеизм" (1938-1939); по вопросам эстетики: "Поэт и фантазия" (1908) 9 "Воспоминания дет^ ства. Леонардо да Винчи" (1910), "Моисей Микелавджело" (1914). Во втором параграфе ("Миф и художественное творчество") дается марксистское понимание соотношения глифа и искусства как форм общественного сознания, рассмотрен ряд проблем, связанных с вопросами происхождения искусства.
Вторая глава диссертации "Критика гонгианской концепции влияния мифа на современное искусство" посвящена анализу основных положений аналитической психологик, в частности, ее эстетики. Анализ концепции проводится в процессе сопоставления с психоанализом. Особое внимание в параграфе ("Полемика: Фрейд -Юнг и учение об архетипах") уделяется тем работам Юнга, в которых анализируется роль и значение мифологических структур для процессов художественного творчеотва. Из работ по общим вопросам психологии и философии в параграфе анализируются: "Опыт изложения психоаналитической теории" (1912), "Психология бессознательных процессов" (1916), "Психологические типы" (1921), "Об энергетике души" (1922), "Об отношениях между Я и бессознательным" (1928), "Древний человек" (1930), "Введение в сущность мифологии" (1941) - совместно с К.Кереньи, "Символы превращения" (1952), "Современный миф о вещах, которые видны в небе" (1958). Особое внимание в ходе анализа уделяется эстетическим работам Юнга: "Об отношении аналитической психологии к поэтическому художественному произведению" (1922), "Психология и поэзия" (1930), "Улисс", Монолог "(1932), "Пикассо" (1932).Во втором параграфе "Шф и современное искусство" дается марксистский анализ функционирования элементов мифомышления в современном мире, их оценка, рассматривается их взаимоотношение с современным искусством, подчеркивается отличие мифологического образа от художественного.
Основные положения, выносимые на защиту.
Биологический редукционизм концепции 3.Фрейда явился теоретической основой рассмотрения первобытного мифа в качестве необходимого и достаточного условия существования всех культурных феноменов. Это, в своп очередь, привело кудьтурнологические
- ІЗ -поиски психоанализа к необоснованному сближению мыслительных процессов» протекающих в рамках мифологического восприятия действительности, со зрелыми формами общественного сознания, б частности, с художествеяньдо сознанием.
Произведение искусства в концепции 3.Фрейда выступает в качестве иллюзорной реальности, в которой удовлетворяются вытесненные в бессознательное либидонозные желания; а процесс художественного творчества предстает как деятельность по символической обработке и оформлению этих желаний.
В концепции аналитической психологии были затронуты важные вопросы: в чем объективность основ художественного творчества, каковы способы трансляции в культуре художественных ценностей и их связь с мифологическими образами* Вместе с тем, фшюсофско-психологическая концепция Юнга, основанная на агностицизме и иррационализме, не смогла стать серьезной научной базой для плодотворных эстетических изысканий, в частности, для выяснения специфики и закономерностей художественного творчества.
Общим пороком эстетических концепций З-Фрейда и К.-Г.Юнга является отрицание специфического творческого начала в искусстве; художественный образ в их теориях подменяется схемой бессознательного» берущей свое начало в мифомышлении* Марксизм не отрицает возможность существования бессознательных мифологических структур в современном мире, однако решительно выступает против их абсолютизации.
Практическая значимость исследования
Результаты данного исследования моїут быть использованы в курсе марксистско-ленинской эстетики,- в связи с темой критики буржуазных эстетических концепций, а также в курсе исторического материализма при изучении вопроса о формах общественного
сознания.
Выводы, полученные в диссертация, могут способствовать-' дальнейшему развитию аргументированной критики современной буржуазной идеологии f эстетики, психологии-