Содержание к диссертации
Введение
Глава І. Ислах в российском исламе и Коран в России 10
1.1. Коран в контексте истории ислама в России и внутренней истории российского ислама 10
1.2. История изучения религиозно-философской мысли мусульман Волго-Уральского региона 20
Глава 2. Ислам в Волго-Уральском регионе в XVIII - первой третиXIX вв. Религиозно-политическая полемика и Коран 28
2.1. 'Абд ар-Рахим б. 'Усман ал-Булгарй (таклйд, аскетизм, суфийская этика, антихристианская полемика) 28
2.2. 'Абд ан-Hdcup б. Ибрахим Абу-н-Наср ал-Булгарй ал-Курсавй (иджтихад, Коран, сунна) 46
Глава 3. Ислам в России во второй половине XIX - начале XX в. и пути становления и развития коранической экзегетики 59
3.1. Шихаб ад-Дйн ал-Марджанй (иджтихад и освобождение от калама) 59
3.2. 'Алйм-джан б. Мухаммад Хан ал-Барудй (Галеев) (новая трактовка социальных понятий в Коране) 73
3.3. Зийа ад-Дйн Камалй(модернизм и примирение религии с наукой)... 87
3.4. Муса Джарулла Бигиев (Бигй) (переосмысление суфийского наследия и радикализм в иджтихаде) 103
Заключение 126
- История изучения религиозно-философской мысли мусульман Волго-Уральского региона
- 'Абд ан-Hdcup б. Ибрахим Абу-н-Наср ал-Булгарй ал-Курсавй (иджтихад, Коран, сунна)
- Шихаб ад-Дйн ал-Марджанй (иджтихад и освобождение от калама)
- Муса Джарулла Бигиев (Бигй) (переосмысление суфийского наследия и радикализм в иджтихаде)
Введение к работе
Актуальность темы исследования заключается в определении роли и места Корана в жизни мусульманской общины Волго-Уральского региона на рубеже XVIII - начала XX веков - периода национально-религиозного движения обновления российских мусульман. В российском исламе этого времени отразились как уникальные достижения исламской мысли средневекового Востока и идеи «мусульманской реформации» Нового времени, так и успехи европейской науки и философии.
Коран - памятник исключительно многосторонний и разноплановый. С ним связан целый корпус литературы от поэзии до философских трактатов. Еще в Средневековье он вдохновлял поэтов и мыслителей на создание литературных, дидактических и философских произведений. Не случайно, что в основу одного из самых известных и ранних литературных памятников российских мусульман, принадлежащего перу древнебулгарского поэта и мыслителя Кул Али, «Кисса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе»), лег коранический сюжет из 12 суры. Истории известно немало подобных литературных переработок коранических сказаний. Как и повсюду в исламском мире, Коран в той или иной степени был связан со всеми основными аспектами жизни мусульман, живших в ареале Поволжья и Приуралъя.
Начиная с конца XVIII века, когда в России начинает набирать силу движение национально-религиозного возрождения ислах, Коран становится основным источником возникновения новых идей и воззрений. Обновление религии виделось через возвращение к заветам Корана, исходя из Корана, V критиковались чуждые исламу идеологии и идеи. За период, выбранный нами для исследования, происходит эволюция отношения к Корану. Он «выходит из тени» многочисленных комментариев, становится основным источником знаний при решении насущных проблем жизни, становится понятнее и «ближе к людям», их чаяниям и надеждам. Коран переводят на родные языки мусульман, с его помощью объясняют научные открытия, им подтверждают и оспаривают теории мусульманской философии, калама, суфизма, философских систем Нового времени. В конце концов, на его основе пишутся прототипы экономических теорий, конституций, воззваний к нациям, в его заветах видят пользу и спасение для людей всех национальностей и вероисповеданий.
Особенность подхода и научная новизна работы заключается в том, что в качестве причті изменения отношения к Корану в мусульманской общине Волго-Уральского региона рассматриваются религиозно-политическая борьба внутри общины и объективное содержание исторических процессов, имевших место в России и мире в конце XVIII — начале XX веков (т.н. «внешняя история»). Именно эти процессы во многом обусловили роль и место мусульманских народов Волго-Уральского региона в истории нашей страны.
Научная новизна также состоит в определении методов толкования Корана, выполненных ведущими мусульманскими богословами Поволжья и Приуралья, и изучении понятийного аппарата, использовавшегося российскими мусульманами при анализе и трактовке коранического текста.
Границы исследования: труды наиболее известных мусульманских ученых Поволжья и Урала, творивших в конце XVIII - начале XX вв.
Цель исследования заключается в определении эволюции отношения к Корану как части религиозно-политической борьбы среди российских мусульман в конце XVIII - начале XX веков.
Сформулированная цель определила конкретные задачи исследования:
- Изучение влияния важнейших событий в философии, науке, политике, культуре мусульманского зарубежья, России и Европы на российских мусульман XVIII - начале XX вв.
- Анализ и теоретическая оценка основных методологических подходов к толкованиям и переводам Корана, выполненным ведущими мусульманскими учеными России в конце XVIII - начале XX вв.
- Определение новой религиозно-философской терминологии российских мусульман, возникшей в связи с новой трактовкой Корана в начале XX вв.
Предметом исследования является отношение российских мусульман к истолкованию Корана как части религиозно-политической борьбы, отражение этой борьбы в различных системах религиозно-философских воззрений, методах толкования и принципах перевода Корана.
Основным источником диссертационного исследования послужил комплекс связанных с Кораном сочинений, принадлежащих перу ведущих мусульманских ученых России конца XVIII - начала XX вв. на арабском и старотатарском языках. Среди них есть как мало известные, так и совершенно не изученные до сегодняшнего дня.
Степень изученности темы. Тема религиозно-национального возрождения {ислах) в последнее время стала объектом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных ученых. Создаются монографии, посвященные отдельным представителям этого направления, предпринимаются попытки обобщить и систематизировать богатое наследие, оставленное российскими мусульманами. Творчество мусульман России изучается с точки зрения истории, философии, литературы, филологии, теории и истории общественной мысли, политологии, религиоведения. Большинство работ, написанных по заданной теме в отечественной науке, были сделаны за последние десять-пятнадцать лет, так как раньше религиозное наследие, связанное с Кораном, игнорировалось или подвергалось огульной критике. В изучении ислама на территории России еще в советское время большое значение имело Лїггературоведение, так как вся литература российских мусульман, и прежде всего татар, неразрывно связана с исламом. Так, при изучешш средневековых поэтов кораническис идеи и предания рассматривались как источники для литературных сюжетов. Такие авторы как ал-Булгарй Утыз Имени, ал-Курсавй и другие их современники изучались в литературном аспекте и рассматривались как гуманисты, борцы со схоластикой и т.п.
Однако в полной мере выявление и систематизация религиозного наследия началась лишь недавно. В этой связи среди российских ученых следует отметить вклад А.Н. Юзеева, основная монография которого посвящена татарской философской мысли конца XVIII - XIX вв. Одной из задач работы было выявление исторических предпосылок формирования татарской философии конца XVIII - XIX вв., а также влияния арабо-хмусульманской и западноевропейской философии на формирование татарской религиозной мысли. Автором были рассмотрены такие фигуры как ал-Булгарй Утыз Имени, ал-Курсавй, Марджанй, X. Файзханов, К. Насирй. Работы Р.М.Мухаметшина затрагивают как распространение ислама в Среднем Поволжье, роль ислама в Российской империи и начало процесса обновления ислах, так и следующий важный этап этого движения -дореволюционный период, который стал самой яркой страницей в истории российского ислама.
Большое значение для отечественной науки имеют труды Е.А. Резвана. Многолетние исследования автора легли в основу как российской коранистики, так и обогатили изучение Корана в мировом масштабе. Немалая заслуга в исследовании мусульманских концепций в философии и науке XIX - XX вв. принадлежит М.Т. Степанянц.
Среди работ различных авторов, посвященных биографиям и основным воззрениям отдельных представителей мусульманского обновления, можно выделить и труды Т.Камалова и А.Хайрутдинова. Имеется немало работ о движении джадидшма в России, причем рассматривается оно в разных аспектах - культурологическом, образовательном, политическом и т.д. Что касается трудов, посвященных изучешпо языка татарской богословской литературы, то здесь можно выделить работы Дж. Г. Зайнуллина, в которых автор дает общую характеристику татарской религиозной литературе конца XVIII — начала XX веков. Среди работ зарубежных авторов следует отметить прежде всего известные труды французского историка Беннигсена и работы молодого немецкого ученого М. Кемпера, посвятившего ряд монографий исламу в Поволжье конца XVIII - начала XIX вв.
Однако до сегодняшнего дня не было осуществлено специальных исследований, касающихся взглядов российских мусульманских ученых в аспекте трактовки ими Корана. Не были сделаны сравнения этих воззрений, как с классической мусульманской экзегетикой, так и с религиозным реформаторством мусульманского Востока XIX - XX вв. Не изученными оставались причины, повлиявшие на изменение отношения к Корану и эволюция взглядов на Коран. Заявленная тема, поэтому, является безусловно актуальной, особенно, в контексте последних событий, происходящих в мире, общего возрастания интереса к исламу и его формам и идеологическим течениям как в мире в целом, так и в России.
Методология исследования. Комплекс современных историографических, источниковедческих и философских методов и подходов. Экзегетика как толкование текста, рассматривается как реакция читателя на текст, поэтому в тафсйрах Корана находили свое отражение проблемы мусульманской общины России, через обращение к тексту Корана виделось решение этих проблем, велся поиск ответов на основные вопросы бытия. Изучение кораннческой экзегетики российских мусульман осуществляется в связи с важнейшими сощіально-поліггическими проблемами, возникшими в России и во всем мусульманском мире на рубеже конца XVIII - начала XX веков.
Апробация работы. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию медресе «Мухаммадия» (Казань, 2002); на Всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества» (Казань, 2003); на заседаниях отдела текстологии и редких рукописей Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан, а также отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Основные результаты работы представлены в шести научных статьях. Результаты исследования апробировались также в процессе руководства курсовыми и выпускными # квалификационными работами.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации расширяют представление об истории философской мысли российских мусульман и в целом истории ислама в России. Они позволяют дополнять и обогащать общие вузовские курсы философских, религиоведческих и востоковедных специальностей.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, приложений I и II и списка использованной литературы.
История изучения религиозно-философской мысли мусульман Волго-Уральского региона
Если говорить непосредственно о предмете нашего исследования, необходимо отметить, что оно охватывает небольшой по времени период - всего полтора столетия (конец XVIII - начало XX вв.). Однако именно этот период стал временем возрождения и расцвета мысли российских мусульман. В последнее время конец XVIII - начало XX вв. принято называть периодом религиозно-национального возрождения мусульман России - ислах. Религиозно-национальное возрождение {ислах) стало осознаваться именно как возрождение лишь в настоящее время, тогда как в прошлом оно не мыслилось как единый процесс, тем более связанный с мировым движением обновления ислама. В разные исторические эпохи возникали те или иные барьеры в изучении религиозно-философского наследия российских мусульман. Написание полной и адекватной истории движения ислах, определение этапов, тенденций и направлений его развития, исследование отдельных исторических эпох и главных их представителей - одна из актуальных проблем, стоящая на сегодняшний день перед историками, философами, исламоведами России. Одна из задач нашей работы предоставить дополнительный материал для ее решения.
Как уже было сказано, обозначенная тема в последнее время стала объектом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых. Пишутся монографии, посвященные отдельным представителям этого направления, делаются попытки обобщить и систематизировать богатое наследие, оставленное российскими мусульманами. Творчество мусульман России изучается с точки зрения истории, философии, литературы, филологии, общественной мысли, политологии, религиоведения. Большинство отечественных работ по исследуемой теме были сделаны за последние десять-пятнадцать лет, так как раньше религиозное наследие, связанное с Кораном, или вообще игнорировалось или подвергалось огульной критике. Для нашего исследования мы привлекли, прежде всего, последние работы российских и зарубежных специалистов.
В изучении ислама на территории России еще в советское время большое значение имело литературоведение, так как вся литература мусульман, и прежде всего татар, неразрывно связана с исламом. Так, при изучении творчества средневековых поэтов коранические идеи и предания рассматривались как источники для литературных сюжетов8.
Примерно с 60-х годов XX в. сложились сравнительно благоприятные условия для исследования наследия духовной культуры мусульман России. Отдельные аспекты ее развития становились объектом рассмотрения ученых разных специальностей - языковедов, литературоведов, историков, философов. Во многом это было вызвано тем, что большинство российских религиозных мыслителей, особенно конца XVIII - начала XX вв., известны как ученые-энциклопедисты, которые занимались многими областями культуры и науки.
Для истории философии народов России большой интерес представляет изучение истории развития религиозно-философской мысли конца XVIII -начала XX вв., исследование наследия ее наиболее крупных представителей: Абд ар-Рахйма ал-Булгарй Утыз-Именй (1754-1834), Абд ан-Насра ал-Курсавй (1776-1812), Шихаб ад-Дйна ал-Марджанй (1818-1889), Алим-джана ал-Барудй (Галеев) (1857-1921), Мусы Бигиева (1875-1949), Зийа ад-Дйна Камалй (1873-1942), творчество которых составляет основу движения ислах и которым принадлежит в нем ведущая роль.
В истории изучения религиозно-философских взглядов мусульманских ученых XVIII - XIX вв. ал-Булгарй Утыз-Именй, ал-Курсавй, Ш. Марджанй можно выделить несколько периодов.
Первый период - дореволюционный. В это время начинается научное исследование исламского наследия Поволжья конца XVIII - XIX вв. В пер 22 вой работе о жизнедеятельности ал-Булгарй Утыз-Именй и ал-Курсавй9 была отмечена революционная для мусульманской религиозной мысли тема «открытия дверей иджтахада», Марджанй, в целом положительно оценивая взгляды ал-Булгарй, критиковал его за ряд высказываний, необоснованных с его точки зрения10. Марджанй отмечает значительную роль, которую сыграл ал-Курсавй в российском исламе, называя его глубоким мыслителем и обновителем религии11. Известный татарский ученый и богослов, редактор журнала «Шура» Р. Фахрутдинов также дает положительный отзыв и оценку взглядам ал-Булгарй и ал-Курсавй . Подобных взглядов придерживался и другой известный ученый М. Рамзй13.
Русские ученые-востоковеды, опираясь на сведения из трудов, названных татарских исследователей, познакомили и ввели в научный оборот в русскоязычную литературу сведения о жизнедеятельности ал-Булгарй Утыз Имени, который имел самое непосредственное отношение к куфическому Корану, перевезенному из Средней Азии в Петербург .
Важной работой по систематизации наследия Ш. Марджанй явился сборник, посвященный 100-летнему юбилею богослова. Книга была выпущена рядом известных мусульманских деятелей, в числе которых были А. Барудй, X. Атласй и др.15. Этот труд отличает научный подход к проблеме и системность в изложении основных аспектов творчества мыслителя. Среди них и критика калама, и разработки в области фикха, и отношение богослова к тафсйрам Корана.
Следующим этапом в изучении религиозно-философских трудов российских мусульман Поволжья и Приуралья стали 20-е годы. Сторонники новой идеологии, смотревшие на все сквозь призму марксистских теорий, признавали роль Марджанй как религиозного реформатора. Они связывали воз 23 никновение движения обновления в первую очередь с проникновением в жизнь российских мусульман капиталиЗхМа16. В 20-х годах, на волне идей национального освобождения, связанных с октябрьской революцией, появляется значительная работа, в которой автор анализирует роль и место в истории татарского народа целого ряда ученых. В их числе ал-Курсавй, Марджанй, Бигиев, З.Камалй и А.Барудй. Давая деятельности перечисленных богословов различную оценку, Валиди по этапам обрисовывает историю татарской религиозной и литературной мысли . Эта работа была по достоинству оценена за рубежом и названа «лучшей книгой о культуре татар»18.
Литературоведы, анализируя творчество ал-Курсавй и Марджанй, характеризовали их как религиозных реформаторов, выступивших с концепцией «открытия дверей иджтихада» и критиковавших слепое следование авторитетам (таклйд). Важно и то, что была определена эволюция реформаторских взглядов и их преемственность от ал-Курсавй к Марджанй, М. Бигиеву и Р.Фахрутдинову19.
В 30-50-е годы, когда в стране торжествует сталинская «имперская реставрация», мусульманское духовное наследие критикуется и рассматривается с жестко идеологических позиций. Однако в некоторых работах деятельность ал-Курсавй определяется как религиозно-реформаторская . В это же время в научный оборот вводится поэтическое наследие ал-Булгарй, в котором рассматриваются и некоторые его религиозно-философские аспекты .
'Абд ан-Hdcup б. Ибрахим Абу-н-Наср ал-Булгарй ал-Курсавй (иджтихад, Коран, сунна)
Абд ан-Насир б. Ибрахйм Абу-н-Наср ал-Булгарй ал-Курсавй1 (1776-1812) - известный татарский богослов и правовед - одна из самых спорных фигур мусульманской науки Волго-Уральского региона. Знаменитый татарский богослов Шихаб ад-Дйн Марджанй, продолживший и углубивший реформаторские взгляды ал-Курсавй, дает высокую оценку его воззрениям2. Он объявляет ал-Курсавй ученым, обновившим для людей ислам в начале XII века хиджры . Наследие ал-Курсавй чрезвычайно богато. Это труды, посвященные общим принципам веры и методологии богословской системы, фикха, перевод одной седьмой части Корана и другие сочинения .
Абд ан-Насир б. Ибрахйм Абу-н-Наср ал-Булгарй ал-Курсавй родился вблизи Казани в селе Курса, откуда и получил имя ал-Курсавй. Рано остался сиротой. Первоначальное образование получил в соседнем селе. Для продолжения образования отправляется в Бухару. В Бухаре знакомится и учится у известного шайха братства накшбандиййа Нийазкули Туркманщ там же будущего ученого впервые обвиняют в ереси за критику калама. Проучившись в Бухаре, он возвращается в свой край, где становится учителем в Мадраса, пишет комментарии на известные труды средневековых ученых Абу Ханйфы и ан-Насафй. В 1808 году ал-Курсавй вновь отправляется в Бухару, где снова вступает в конфликт с местными учеными авторитетами. На собрании (лшджлис) у Бухарского амйра Хайдара ал-Курсавй обвиняется в вероотступничестве и под угрозой смертной казни отказывается от своих взглядов и покидает Бухару. Несмотря на опалу в Бухаре, открывает Мадраса у себя на родине. В 1812 году, отправившись в хадэюж:, ученый заболевает чумой и умирает в Стамбуле.
Лбд ан-Насир б. Ибрахйм Абу-н-Наср ал-Булгарй ал-Курсавй, претендуя на иджтихад в правовых вопросах, выступал за очищение ислама от многовековых искажений посредством обращения к главнейшим источникам - Корану и сунне. Ал-Курсавй готовил комментированный перевод Корана на язык тюрки Волго-Уральского региона. Эту работу продолжил его ученик Ну ман б. Амир б. Усман ал-Курсавй (позже известный как ас-Саманй). В отношении к Корану и его комментариям ал-Курсавй первым обосновал точку зрения, согласно которой сторонники калама заблуждаются, во-первых, в толковании божественных атрибутов, а во-вторых, в своем увлечении «делать та вйл на Коран», так как и то и другое, по его мнению, ведет к неправильному пониманию смыслов Священного текста. Ал-Курсавй считает, что в трактовке айатов, надо отдавать предпочтение их явному смыслу. Эта точка зрения находит свое отражение в создании им собственного тафсйра одной седьмой части Корана. Кроме того, мыслитель отвергает все, что противоречит Корану в вопросах таклыда и нововведений. Таким образом, ал-Курсавй первым из российских мусульман выводит Коран «из тени» многочисленных символико-аллегорических толкований, философских рассуждений вокруг него и первым пытается обосновать его универсальность и ясность для любого поколения мусульман.
Можно с уверенностью утверждать, что в истории российской мусульманской мысли ал-Курсавй сыграл исключительно важную роль. Впервые провозглашенный им принцип «двери идоюткхада открыты» привел в будущем к разномыслию и замечательным достижениям российского ислахМа конца XIX - начала XX веков. Ал-Курсавй, в отличие от ал-Булгарй, не просто критикует калам, а исправляет трактат известного ханафитского ученого ат-Тафтазанй, заявляя техМ саліьш о своем месте в мусулЬхМанско.м богословии. По утверждению Марджанй, на ал-Курсавй повлияло учение ал-Газалй, который, как известно, критиковал греческую философию и калам. Многовековое доминирование калама к концу XVIII в. привело мусульман к стагнации мысли, а религию к отрыву от реальной жизни. На наш взгляд, именно эти негативные явления способствовали революционному повороту в сознании и мировоззрении ал-Курсавй, подтолкнув его к переосмыслению идей и установок Корана.
Внешние причины появления новых воззрений связаны, по всей видимости, с появлением новых форм экономической жизни мусульман Поволжья. Стала реальностью необходимость нового образа мыслей и поиска решений, связанных с ежедневной жизнью общины и ее потребностями, тогда как схоластические рассуждения имели дело только с отвлеченными понятиями.
Основным центром, где учились российские мусульмане, была Бухара, и именно там ал-Курсавй и распространяет свои воззрения. Нигде в мусульманском мире схоластика не дошла до такого сухого и мертвого формализма, как в Бухаре. Этому во многом способствовало ее геополитическое расположение. Средняя Азия, несмотря на достаточно близкие отношения с Афганистаном и Индией, практически не контактировала с арабскими народами Ближнего Востока и Турцией, причиной чего были огромные расстояния, шиитский Иран, и труднопроходимые степи с воинствующими кочевниками. В условиях позднего средневековья это вело к экономической и культурной замкнутости5.
Ал-Курсавй в своих сочинениях, критикуя калам, широко использует методы и понятия калама, так как сам был великолепным мутакаллгшом.
Идеи ал-Курсавй родились почти на полвека раньше, чем реформаторские взгляды Афгани и Абдо. Когда Марджанй, защищая наследие ал-Курсавй от критики, а именно его исправления работы ат-Тафтазанй, сал: «Странно, что наше общество не верит в свои силы, не верит, что кто-то из нынешних ученых по силе своего ума может сравниться с прежними уче-ньшн...Что же касается Абу ан-Насра ал-Курсавй, он и в богословии, и в умопостигаемых науках, и в красноречии не только достиг уровня ат-Тафтазанй, но и во многом был выше последнего»6. Самосознание российской мусульманской общины постепенно выходит на новый уровень: мусульмане считают, что сами вправе искать в Коране ответы на интересующие их вопросы, сами способны его понимать и комментировать. Несмотря на большое количество учеников, которых ал-Курсавй собрал у себя на родине, прямых продолжателей его учения не было, и должно было пройти еще полвека, чтобы появилась значительная фигура, продолжившая направление мысли ал-Курсавй: им стал Марджанй.
Шихаб ад-Дйн ал-Марджанй (иджтихад и освобождение от калама)
Во второй половине XIX века в мусульманской общине Волго-Уральского региона наблюдаются те же две противоположные тенденции, что и в конце XVIII - начале XIX вв., а именно: движение в сторону изоляционизма и движение, направленное на дальнейшую интеграцию с российским обществом.
С одной стороны, как и в первой половине XIX века (1814 - 1827 гг., 1835 - 1840 гг.) возникают восстания мусульманского населения в деревнях (годы Крымской войны, 1879-1879 гг.), вызванные в основном слухами о новой волне христианизации, а также продолжается процесс отпадения крещенных татар от православия, которое стало особенно массовым в 1860-х годах. В последнюю четверть (последнее десятилетие) XIX века происходит стихийное переселение татар из Поволжья в Османскую империю, в котором участвовало десятки тысяч человек.
В 1854 году в Казанской духовной академии было открыто противому-сульманское отделение. В 1878 году преподавателем этой академии Саблу-ковым был осуществлен перевод Корана на русский язык с первоисточника. Примечательно, что Саблуков широко использовал мусульманские сочинения из татарской среды.
В 70-80 гг. в Поволжье определенное распространение получают идеи суфийского шайха, поэта и проповедника Баха ад-Дйна Ваисова (1819 -1893/94), который выступил с жесткой критикой муфтийшпа и казанских улама . Он обвинял мулл и кадиев в искажении смыслов Корана. Призывал бойкотировать деятельность местных органов, не платить налоги и т.д. Деятельность Ваисова стала кульминацией религиозного движения против муф-тийата, сотрудничества с русским купечеством и местными властями. В отличие от своего предшественника Лбд ар-Рахйма ал-Булгарй Вайсов не имел четко разработанных взглядов в области теологии, права и суфизма1. Заметим, что в ведении Уфимского Духовного управления мусульман в 70-е годы XIX века было уже 3750 мечетей с 1569 мактаба и Мадраса при них.
С другой стороны новое развитие получили идеи ал-Курсавй. Ряд мусульманских богословов-просветителей Ш.Марджанй (1818 - 1889), К.Насирй (1825 - 1902), Х.Файз-хан (1828 - 1866) призывал к дальнейшей интеграции с российским обществом, изучению русского языка и достижений европейской культуры и науки. В этой связи новое осмысление получают такие понятия, как таклйд, иджтихад, пересматривается отношение к каламу.
Во второй половине XIX века, несмотря на противодействие со стороны православной церкви и государственного аппарата, растет количество мечетей, Мадраса, увеличивается тираж изданий Корана. В последние два десятилетия XIX столетия образуются первые благотворительные общества. К 1890 году татарские предприниматели имели в собственности в европейской части страны около восьмидесяти промышленных предприятий, а по ряду направлений производства занимали лидирующие позиции в стране.
Деятельность Шихаб ад-Дина Марджани как важный шаг на пути становления и развития коранической экзегетики. Середина и конец XIX века стали судьбоносными для всего исламского мира. Борьба с колониальной зависимостью в мусульманских странах предопределила появление таких видных реформаторов как Дж. Афгани и М. Абдо, которые своими смелыми идеями обновления религии формировали новое отношение к Корану и призывали к переосмыслению его основных постулатов. В России личностью, призывавшей в это время к обновлению ислама, стал татарский просветитель, богослов и общественно-политический деятель Шихаб ад-Дйн Марджанй.
Шихаб ад-Дйна Баха ад-Дина ал-Марджанй (1818-1889) можно без сомнения назвать самой крупной фигурой среди российских мусульманских ученых конца XIX- начала XX вв. Марджанй родился в 1818 г. в Казанской губернии (Татарстан). Родители будущего ученого принадлежали к фамилии известных мударрисов. Согласно традиции, существовавшей среди татар, Марджанй отправляется учиться в Бухару. Естественно, Марджанй не устраивает бухарское обучение, однако общение с прогрессивными учеными и знакомство с богатой библиотекой Бухары пошли на пользу ученому. В Самарканде Марджанй глубже знакомится с сочинениями Абуан-Насра ал-Курсавй, который во многом повлиял на взгляды богослова. В 1849 году после одиннадцатилетнего отсутствия Марджанй возвращается в Казань и становится шшмом-мударрисом 1 Казанской мечети. Слава как о большом зна токе мусульманских наук быстро распространяется о нем, что вызывает зависть недоброжелателей. Его желание реформировать существовавшую систему обучения натыкается на сопротивление, несколько раз его отстраняют от должности. Однако, несмотря на трудности, Марджанй продолжает обучать учеников в Мадраса и в 1857-68 годах назначается Духовным собранием на звание ахунда и мухтасиба Казани . Марджанй стал одним из первых мусульманских богословов, получивших возможность преподавать в русских учебных заведениях, он же стал первым историком среди татар, труды кото рого еще при жизни пользовались популярностью среди русских ученых.
За глубокое знание Священного писания Марджанй назначается ответственным за исправление ошибок в изданиях Корана и приводит доказательства в несостоятельности теории о том, что Коран с пятнами крови, который сначала хранился в Самарканде, а потом был перевезен в Петербург, являлся Кораном-ш/ш/сш Усмана, а пятна крови якобы принадлежат халифу Усману . До конца своих дней пишет и работает. Посещает Ближний Восток, Египет. Умирает мыслитель в 1889 году в Казани.
Марджанй продолжил и углубил реформаторские взгляды ал-Курсавй, делая акцент на проблеме «открытия дверей иджтнхада», переоценке роли философии калама в интерпретации Корана. На религиозное мировоззрение Марджанй влияли новые экономические и социокультурные изменения, происходившие в мусульманской общине России, так как проблема иджтнхада была неразрывно связана с обоснованием новых задач, стоящих перед мусульманами. Среди этих задач основными считались: усовершенствование системы образования, интеграция в российское общество, адекватное восприятие и использование появляющихся научно-технических достижений. В отличие от ал-Курсавй Марджанй обладал большими возможностями для донесения своих взглядов до верующих. Татарский ученый не ограничивается богословскими диспутами в узком кругу мулл - он становится общественным деятелем. Под его руководством ведется проверка издающихся типографским способом Коранов, открывается Мадраса, печатаются написанные им книги по фикху и комментарии к работам средневековых авторов по религиозной догматике, в основе которых лежит новое понимание Корана.
Муса Джарулла Бигиев (Бигй) (переосмысление суфийского наследия и радикализм в иджтихаде)
Фигура Мусы Джаруллаха (Бйгй) Бигиева (1875-1949) заметно выделялась среди его современников. Уровень мышления, широта личности, глубина анализа, всесторонняя эрудиция и неординарность творческого подхода резко отличали Бигиева от остальных. Творчество Бигиева ознаменовало взлет российской мусульманской мысли. Призывы к иджтшаду и отрицание таклйда приобрели у него наиболее радикальные, крайние формы, что поставило под сомнение даже самые фундаментальные основы мусульманской веры. Отношение к Бигиеву было противоречивым. Были те, кто считал, что он «не дотягивает» до уровня «реформатора». Однако сам Бигиев не стремился реформировать ислам, он связывал возрождение религии с возвратом к временам свободомыслия и способностью ислама, взяв лучшее из других культур, не разрушать собственных основ.
Муса Джаруллах Бигиев родился в Ростове-на-Дону в семье муллы. Начальное образование получил в реальном училище. После его окончания он уезжает в Бухару, где помимо религиозных наук изучает математику и астрономию. Не поступив из-за незнания латинского языка на факультет точных наук, направляется в Стамбул, где продолжает религиозное образование. Не удовлетворившись Стамбулом, держит путь в Каир, где посещает занятия Мухаммада Абдо. Здесь он проводит свои исследования по истории Корана и рукописных списков, хранящихся в Каире. Вслед за столицей Египта, М. Бигиев отправляется за знаниями по всему мусульманскому миру; посещает Мекку, Индию, Сирию. После возвращения в Россию Бигиев ведет активную научную и общественно-политическую деятельность, участвует в создании партии «Иттифак ал-муслимйн» («Союз мусульман»). Публикует множество трудов по богословию, в том числе, посвященные Корану, например «Фикх ал-Кур ан» («Фикх в Коране»); он даже намеривался опубликовать свой пе 104 ревод Корана. После революции до 1926 года продолжает жить и работать в
России, однако после за свои взгляды богослов все чаще становится объектом преследования со стороны ЧК. В 1921 г. почти год просидел в тюрьме. В 1923 г. при поддержке эмигрантских кругов, печатает в Берлине свою знаменитую работу «Islamiet Elifbasy» («Азбука ислама»), оппонируя работе Бухарина «Азбука коммунизма». После недолгого ареста, благодаря поддержки из-за рубежа, был освобожден. В 1926 году М.Бигиев вынужден покинуть семью и нелегально уезжает из страны, после чего начинается самый долгий и трудный этап в жизни Бигиева - эмиграция. Он побывал во многих странах, опубликовал ряд своих работ, в том числе «Женщина под сенью Благородного Корана». Не раз арестовывается разными властями, терпит много лишений. В 1946 году умирает в одиночестве в Каире1.
Творчество Бигиева полностью отражает всю трудность ситуации, сложившейся в исламском мире. Муса Бигиев стремился показать губительность для мусульман слепого подражательства Западу, называя это явление «неотаклидом» {«яна таклйд»). Муса Бигиев мыслил возрождение религии через обращение к духовному наследию прошлого, особенно выделяя при этом суфизм. Признавая важность изучения «светских наук» для более глубокого понимания Корана, ученый призывает наряду с этим обратиться к суфийским методикам познания Корана. Среди основоположников суфийской практики Бигиев выделяет фигуру Ибн Арабй. Толкования Корана последнего легли в основу целого ряда работ Мусы Бигиева, посвященного объяснению СхМыслов Священной книги мусульман. Обращение к суфизму было вызвано стремлением дистанцироваться от методов толкования Священного текста, оставшихся в наследие от учения калама. С другой стороны, М. Бигиев воспринимал суфийские методики толкования как особый метод познания ислама и Корана, который помогал раскрепостить сознание и раз 105 двинуть рамки восприятия Священного писания. Богослов считает, что если соединить суфийские методики познания Корана с рационализмом и глубокими познавательными способностями разума, можно постичь самые глубинные смыслы этой книги.
В понимании Бигиева, Коран - это во все времена актуальный, современный и универсальный Священный текст. В своем подходе к Корану он считал очень важной возможность осветить максимально широкий диапазон вопросов: от некоторых аспектов фикха до политических программ, воззваний и анализа экономических теорий. Решение насущных политических и экономических проблем видится Бигиеву исключительно в обращении к заветам Корана. Бигиев видит обновление религии через обращение к временам мусульманского свободомыслия, когда Коран был отправной точкой для размышлений и действий, когда имелась творческая свобода в подходе к решению тех или иных вопросов права, насущных потребностей людей. Ученый сделал свой перевод Корана, в котором, по всей видимости, отразил свои воззрения, но к сожалению, последний так и остался неопубликованным. Исключение составляют вторая и третья суры и «ал-Фатиха», тафсйр к которым Бигиев опубликовал в 1915 году. Ему же принадлежит формулировка основных десяти принципов перевода Корана.
Идеи Бигиева вызвали бурную реакцию в рядах традиционалистов, которые писали многочисленные опровержения на его работы. Посягательство Бигиева на иджтихад в догматах веры и пересмотр основных положений по ряду принципиальных вопросов акйды вызвали множество неодобрительных откликов в традиционалистской прессе.
Смутное время, войны, революции, массовая гибель людей, голод, окончательное ослабление исламских государств отразились на творчестве Бигиева. Два особенно трагических для Мусы Бигиева события - приход к власти атеистического большевистского режима и упразднение Османской империи-наследницы Халифата - подтолкнули его к написанию в 1921 году «Воззвания к мусульманским нациям ...» («Азбука ислама»). В этой работе, опираясь на Коран, ученый формулирует краткий свод предложений и проектов, который был призван помочь мусульманам сохранить религию и найти свое место в новом мире. Важно отметить, что основной акцент в «Азбуке ислама» Бигиев делает на религиозную и идеологическую общность исламского мира, считая, что мусульмане - это жители всего мира, а не отдельно взятых стран. Ученый полагал, что мусульмане, независимо то того, в какой стране они живут, обязаны соблюдать как ее гражданские законы, так и придерживаться исламского шарй ата. Подобные взгляды широко распространены сегодня, но Бигиев был одним из первых, кто открыто заговорил об этом.
Итак, мы попытаемся показать наиболее важные аспекты творчества М.Бигиева, связанные с Кораном. Среди них как уже ставшие традиционными: Коран и философия калама, Коран и критика таклйда, соотношение разума и «сердца» в познании Корана, Коран и иджтихад, так и новые: Коран и социалистические идеи, Коран и мазхабы, Коран и проблема его перевода, Коран и суфизм, Коран и западные идеи, Коран и вопрос божественной милости, Коран и положение женщины.