Введение к работе
Актуальность темы исследования
Актуальность диссертационного исследования заключается в том, что вступление России в период глубоких модернизационно-цивилизационных преобразований потребовало более пристального внимания к проблеме человека и его духовно-нравственной составляющей. Эта проблема не нова, человек на протяжении всей истории всегда задавался непреходящими вопросами о смысле и цели человеческой жизни, заботился о своем духовном обогащении.
Интерес к историко-философскому наследию обоснован тем, что переживаемый сегодня этап российской истории во многом аналогичен общественно-политической и духовно-культурной ситуации XVIII - начала XIX вв., характеризующейся разрушением прежних жизненных стандартов и формированием новых социально-культурных ценностей и идеалов. Еще в философии масонов была сделана попытка выработать нравственные установки оздоровления духовности. Исследования феномена человека, проблемы взаимоотношения человека и мира в масонстве, как справедливо отмечал Н.А. Бердяев, способствовали формированию «нравственного идеала личности», воспитанию «русской культурной души» . Провозглашенные масонами идеи духовно-нравственного развития и идеалы религиозной, национальной и сословной терпимости, самосовершенствования человека и человечества, к которым необходимо стремиться, могут быть востребованы современным обществом как исходные жизненные положения. Внутренние искания русских масонов, работа над самим собой через моральное совершенствование личности, ведущие в дальнейшем к улучшению мира и человеческому счастью могут быть восприняты как возможный вариант духовного возрождения общества.
Степень научной разработанности темы
Феномен русского масонства - тема исследований в истории философии, отечественной истории, истории литературы, основу которых составляют работы
Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре : философы русского послеоктябрьского зарубежья : сборник / АН СССР, Науч. совет по пробл. рус. культуры. М., 1990. С. 58.
4 самих представителей русского масонства (И.П. Елагина, И.В. Лопухина,
И.Г. Шварца, Н.И. Новикова, А.Ф. Лабзина и др. ), их переписка .
Одной из первых работ, раскрывающих философские взгляды русского масонства, стало произведение В.Н. Тукалевского «Искания русских масонов (Из истории философских направлений в русском обществе XVIII века)» . Оценки масонства в развитии философии в России представлены в трудах Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, П.Н. Милюкова, Г.Г. Шпета4.
Комплексная характеристика русского масонства, важного элемента социально-культурного развития общества, представлена в обобщающих трудах Г.В. Вернадского «Русское масонство в царствование Екатерины II», М.Н. Лонгинова «Новиков и московские мартинисты», А.Н. Пыпина «Русское масонство XVIII и первая четверть XIX в.» . Среди дореволюционных исследователей масонства, пытавшихся разобраться в таинствах и легендах русского масонства, влиянии зарубежного масонства на формирование мировоззрения «вольных каменщиков», выделяются М.В. Довнар-Запольский, Н.К. Пиксанов, И.Н. Розанов, Е.И. Тарасов, В.Н. Тукалевский, И.М. Херасков, Е.С. Шумигорский6.
Новые материалы для истории масонства. Записка И. П. Елагина // Рус. архив. 1864. № 1. С. 94-110 ; Лопухин И. В. Масонские труды И. В. Лопухина : Духовный рыцарь. Некоторые черты о внутренней церкви. М. : Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1913. 72 с. ; Шварц И. Г. Лекции/ [сост. А. Д. Тюриков]. Донецк : Вебер, 2008. 172 с. ; Новиков Н. И. Избранные сочинения / вступ, ст. и коммент. Г. П. Макогоненко. М. ; Л. : ГИХЛ, 1951. 742 с. ; Лабзин А. Ф. Наставление ищущим премудрости, содержащее Пастырское послание к истинным и справедливым философам древней системы : пер. с нем. СПб. : Тип. Шнора, 1806. 368 с.
2 Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века. 1780 -1792 гг. Петроград : Отд-ние рус. яз. и словесности Император. Акад. наук, 1915. 335 с.
Тукалевский В. Н. Искания русских масонов (Из истории философских направлений в русском обществе XVIII века). СПб. : Сенатская тип., 1911. 71 с.
Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре : философы русского послеоктябрьского зарубежья : сборник / АН СССР, Науч. совет по пробл. рус. культуры. М., 1990. С. 43-271 ; Зеньковский В. В. История русской философии : в 2 т. М. ; Ростов-на-Дону : Аст : Феникс, 1999. Т. 1. 544 с. ; Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. М. : Прогресс : Культура, 1995. Т. 3. 480 с. ; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Сочинения. М., 1989. С. 11-342.
Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М. : Тип. Грачева и К, 1867. 384 с. ; Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первая четверть XIX в. : Исследования и материалы по эпохе Екатерины II и Александра I. Петроград : Огни, 1916. 571 с. ; Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины П. Петроград : Тип. Акад. о-ва тип. дела в Петрограде, 1917. 285 с.
Масонство в его прошлом и настоящем : в 2 т. / Под ред. Н. П. Сидорова и С. П. Мельгунова. Репринт, воспр. изд. 1914 г. М. : Задруга, 1991. 2 т.
Нравственные искания масонов, поиск ими нравственного идеала, правды и смысла жизни стояли в центре внимания исследователей XIX - начала XX вв., СВ. Ешевского, В.А. Кизиветтера, М.М. Ковалевского, Н.К. Кульмана, А.В. Мезиера, П.П. Пекарского, В.И. Семевского, А.В. Семеки . В своих монографиях и статьях Т.О. Соколовская , анализируя архивные материалы, раскрыла социально-философские взгляды «вольных каменщиков», определив значение масонства в общественном движении России. Философско-этическая направленность литературного творчества и журналистской деятельности масонов представлена в книгах и статьях М.Н. Лонгинова, А.И. Незеленова, В.В. Сиповского .
В философской литературе советского периода масонство рассматривалось как реакционно-мистическое учение, которому посвящены отдельные статьи и главы в обобщающих научных работах по истории русской общественной и философской
Ешевский С. В. Сочинения по русской истории. М. : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1900. 403 с. ; Кизеветтер А. Московские розенкрейцеры XVIII столетия // Рус. мысль. 1915. Кн. 10. С. 96-124 ; Ковалевский М. М. Масонство во времена Екатерины (К истории немецкого влияния в России) // Вестник Европы. 1915. сент. С. 95-115 ; Кульман Н.К. Из истории общественного движения в России в царствование императора Александра I // Известия отдела русского языка и словесности. 1908. Кн. 1. С. 99-147 ; Мезиер А. В. В поисках правды и смысла жизни : очерк из истории русского масонства. СПб. : Изд-во О. Н. Поповой, 1906. 142 с. ; Пекарский П. П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия : сб. ст. СПб. : Тип. Император. Акад. наук, 1869. 224 с. ; Семевский В. И. Политические и общественные идеи Декабристов. СПб. : тип. 1 СПб. труд, артели, 1909. 694 с. ; Семека А. В. Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства. СПб. : Сенатская тип., 1902. 58 с.
2 Соколовская Т. О. В масонских ложах (1817-1822 гг.). Петроград : Тип. П. П. Сойкина, 1914. 54 с. ; Соколовская Т. О. Капитул Феникса : Высшее тайное масонское правление в России (1788-1822 гг.). Петроград : [тип. П. П. Сойкина, 1916]. 100 с. ; Соколовская Т. О. Масонство в теории и в жизни. (К характеристике русского масонства XVIII в. и начала XIX). [СПб. : б. и., 1906]. 18с; Соколовская Т. О. Масонство, как положительное движение русской мысли в начале XIX века. СПб. : Тип. М. П. С. (т-ва И. Н. Кушнерев и К), 1904. 14 с. ; Соколовская Т. О. Обрядность прежнего русского масонства // Рус. старина. 1907. декабрь. С. 707-717 ; Соколовская Т. О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. (XVIII и первая четверть XIX столетия). СПб. : Н. Глаголев, [1907]. 184 с. ; Соколовская Т. О. Устав Вольных Каменщиков. (XVIII и XIX вв.) : Из материалов для истории русского масонства. СПб. : Экон. типо-лит., 1907. 16 с.
Лонгинов М. Н. Новиков и Шварц : материалы для истории русской литературы в конце XVIII в. Изд. 2-е. М. : Тип. В. Готье, 1858. 68 с. ; Лонгинов М. Н. Новые подробности для биографии Новикова и Шварца : материалы для истории русского просвещения и литературы в конце XVIII в. // Рус. вестник. М., 1858. Т. 16. С. 441-463 ; Незеленов А. И. Литературные направления в Екатерининскую эпоху. СПб. Изд. книгопродавца Н. Г. Мартынова, 1889. 395 с. ; Незеленов А. И. Николай Иванович Новиков, издатель журналов 1769-1785. СПб. : Изд-во Н. Г. Мартынова, 1875. 395 с. ; Сиповский В. В. Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника». СПб. : тип. В. Демакова, 1899. 578 с.
мысли XVIII в. (П.К. Алефиренко, СМ. Некрасов, Е.Г. Плимак, И.Я. Щипанов и др.1). Исключение составляют исследования, анализирующие просветительскую деятельность Н.И. Новикова, делая акцент на особые условия («чтобы не делать никакой присяги и обязательства») вступления его в масонскую ложу (Л.А. Дербов, А.В. Западов, Э.И. Каленова, Г.П. Макогоненко, И.Ф. Мартынов, Л.Б. Светлов ). В работах А.И. Болдырева, Б.С. Солодкого освещалась проблема человека в мировоззрении представителей русского масонства второй половины XVIII в.
Среди современных исследователей следует отметить P.M. Байбурову, B.C. Брачева, В.П. Ведьмина, З.Ю. Желнину, И. Кайдалову, СП. Карпачева, О.Д. Мачкарину, В.И. Новикова, В.М. Острецова, В.В. Пономареву, Д. Харитонович, Л.Б. Хорошилову, раскрывающих в своих публикациях различные аспекты
Алефиренко П. К. Общественное движение в Москве во второй половине XVIII столетия // Изв. АН СССР. Сер. истории и философии 1947. Т. IV, № 6. С. 521-535 ; Некрасов С. М. Масонство в России во второй половине XVIII века и критика просветителями религиозно-мистической идеологии автореф. дис. ... канд. ист. наук 07.00.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1978. 20 с. ; Плимак Е. Г. Масонская реакция против материализма в России (70-90-е годы XVIII века) // Вопр. философии. 1957. № 2. С. 51-62 ; Щипанов И. Я. Идеалистическая и религиозно-мистическая философия второй половины XVIII в. // История философии в СССР : в 5 т. / [ред. коллегия: В. Е. Евграфов и др.] М., 1968. Т. 2, гл. 3. С. 68-75 ; Щипанов И. Я. Церковно-религиозное учение и мистика масонов -главные враги русской просветительской философии // Философия русского просвещения. Вторая половина XVIII века / [ред. Г. С. Андрияш]. М., 1971. Гл. 2, п. 1. С. 80-89.
Дербов Л. А. Общественно-политические и исторические взгляды Н. И. Новикова. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 370 с. ; Западов А. В. Новиков. М. : Мол. гвардия, 1968. 192 с. ; Каленова Э. И. Философская и социологическая проблематика в журналах Н. И. Новикова : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1977. 23 с. ; Макогоненко Г. П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М. ; Л. : Госполитиздат, 1952. 544 с. ; Мартынов И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М. : Книга, 1981. 176 с. ; Светлов Л. Б. Издательская деятельность Н. И. Новикова. М. Гизлегпром, 1946. 116 с.
3 Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII века. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. 121 с. ; Солодкий Б. С. Проблема человека в русском масонстве // Проблемы гуманизма в русской философии / отв. ред. А. К. Гостищев ; Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1974. С. 28-55 ; Солодкий Б. С. Русская утопия XVIII в. и нравственный идеал человека // Филос. науки. 1975. № 5. С. 92-101.
Байбурова Р. М. Московские масоны эпохи Просвещения - русская интеллигенция XVIII века // Культурологические записки / Гос. ин-т искусствознания ; [редкол.: Н. М. Зоркая (отв. ред.) и др.]. М., 1998. Вып. 4 : Роль интеллигенции в формировании картины мира. С. 58-68 ; Брачев В. С. Русское масонство XVIII-XX вв. СПб. : Стомма, 2000. 476 с. ; Ведьмин О. П. Масоны в России, 1730-1825. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1998. 212 с. ; Желнина 3. Ю. Философские воззрения русских масонов в просветительской деятельности (конец XVIII начало XIX века) // Поиск : Философские и социально-экономические исследования : сб. статей / Мурман. гос. техн. ун-т, С.-Петерб. гос. ун-т, Философ, фак. ; гл. ред. В. О. Гошевский и др. Мурманск, 2001. Вып. 2. С. 28-34 ; Кайдалова И., Кайдалов Ж. Русские масоны. Псков : Стерх, 2002. 206 с. ; Карпачев С. П. Русское масонство в XVIII-XX вв. М. :
7 масонства, в т.ч. влияние масонства на развитие русской культуры, литературы, образования. Этическим основаниям учения русского масонства посвящено исследование Е.В. Луняева . Философское учение российских розенкрейцеров конца XVIII в. исследуют в своих диссертационных работах Ю.А. Королев, Г.А. Сагалакова, А.А. Федоров . Общественно-политические и философские взгляды представителей русского масонства рассматривают в своих работах СВ. Аржанухин, Ю.С. Крюкова, Л.М. Пахомова, Ю.Л. Халтурин и др.
Несмотря на прямо противоположные оценки русского масонства: одни исследователи (Э. Нис, С.А. Петровский, В.И. Сахаров, А.И. Серков, В.Н. Терлецкий ) считают масонство прогрессивным движением в истории русской мысли, которое позволит построить высоконравственное общество всемирного
Альфа, 1998. 70 с. ; Мачкарина О. Д. Проблема человека в философии : учеб. пособие. Мурманск : Изд-во МГТУ, 2007. 102 с. ; Новиков В. И. Масонство и русская культура. М. : Искусство, 1998. 494 с. ; Острецов В. М. Масонство, культура и русская история (историко-критические очерки). М. : Штрихтон, 1998. 719 с. ; Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Масонство и просвещение в России второй половины XVIII-начала XIX в. // Педагогика. 1998. № 8. С. 85-92 ; Харитонович Д. Масонство. М. : Весь мир, 2001. 223 с.
Луняев Е. В. Этические воззрения русских масонов эпохи Просвещения : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 /Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2007. 14 с.
Королев Ю. А. Орден розенкрейцеров в прошлом и настоящем : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.06 / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1997. 21 с. ; Сагалакова Г. А. Самосознание сообщества российских мартинистов и розенкрейцеров в отечественной культуре последней четверти XVIII в. : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Алт. гос. ун-т. Барнаул, 2004. 23 с. ; Федоров А. А. Концепция философской антропологии в русском масонстве последней трети XVIII века («новиковский круг») : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 / Нижегор. гос. пед. ун-т. Н. Новгород, 1998. 24 с.
Аржанухин С. В. Философские взгляды русского масонства : по материалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург : Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 1995. 223 с. ; Аржанухин С. В. Философские и общественно-политические взгляды русских масонов вт. половины XVIII - первой четверти XIX вв. : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.03 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург, 1996. 44 с. ; Крюкова Ю. С. Общество и масонство в России в 30-90-е годы XVIII века : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 /Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2004. 16 с. ; Пахомова Л. М. Российское масонство XVIII в. как феномен общественно-политической и философской жизни России : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 1998. 21с; Халтурин Ю. Л. Философия русских масонов конца XVIII - начала XIX веков : критическая реконструкция : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2010. 20 с.
4 Нис Э. Основные черты современного масонства. СПб. : Прометей, 1912. 139 с. ; Петровский С. А. Очерки из истории русского масонства в XVIII веке. Тула : Тип. Н. И. Соколова, 1890. 107 с. ; Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII-начала XIX века. М. : Жираф, 2000. 216 с. ; Серков А. И. История русского масонства XIX века. СПб. : Изд-во им. Н. И. Новикова, 2000. 393 с. ; Терлецкий В. Н. Масонство в его прошлом и настоящем. Полтава Электр, тип. Г. И. Маркевича, 1911. 192 с.
8 братства и равенства, другие (Б. Башилов, В.Ф. Иванов, О.А. Платонов, А. Селянинов, О.Ф. Соловьев, С.Д. Толь ) - обвиняют их во всех революциях и социальных потрясениях в мире, авторы проявляют единство в оценке значимости идей масонства в формировании русской философии. Несмотря на большое количество работ о русском масонстве, в которых оно оценивается как историческое явление, а философский аспект прослеживается фрагментарно, в современной научной литературе отсутствует обобщающее философское исследование антропологической проблематики русского масонства XVIII - начала XIX вв.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является философское наследие русских масонов XVIII - начала XIX вв. (И.П. Елагин, И.В. Лопухин, СИ. Гамалея, И.Г. Шварц, Н.И. Новиков, A.M. Кутузов, А.Н. Радищев, А.Ф. Лабзин, М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев), предмет исследования - концепция человека в религиозно-философской системе русских масонов XVIII - начала XIX вв.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в обобщении и систематизации философских взглядов на проблему человека представителей русского масонства второй половины XVIII - начала XIX вв.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
рассмотреть философские и социально-идеологические основы формирования антропологических идей русского масонства;
раскрыть специфику трактовки концепции человека в философии русского масонства XVIII - начала XIX вв.;
показать влияние мистических идей на формирование философских взглядов русского масонства на проблему человека;
выявить сущность понимания проблемы человека во взглядах представителей русского масонства XVIII - начала XIX вв.;
1 Башилов Б. История русского масонства (XVIII-XX вв.). М. : Лепта-Пресс, 2004. 1248 с. ; Иванов В. Ф. Православный мир и масонство. М. : ТРИМ, 1993. 96 с. ; Платонов О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731-1996. - 2-е изд., испр. и доп. М. : Родник, 1996. 704 с. ; Селянинов А. Тайная сила масонства. Репринт, изд. 1911 г. Н. Иерусалим : Феникс, 1993. 294 с. ; Соловьев О. Ф. Русское масонство 1730-1917. М. : Изд-во МГОУ : Росвузнаука, 1993. 253 с. ; Толь С. Д. Масонское действо : истор. очерк о заговоре декабристов. СПб. : Тип. ред. период, изд. Мин-ва финансов, 1914. 224 с.
проанализировать масонскую систему самосовершенствования и самопознания личности;
определить значение антропологических идей в философском наследии русского масонства XVIII - начала XIX вв.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования определяется поставленной целью и совокупностью решаемых задач:
систематизированы взгляды представителей русского масонства на проблему человека, как единства разнородных стихий, находящихся в гармонии и равновесии и одновременно борющихся друг с другом;
показана эволюция антропологических идей русского масонства XVIII -начала XIX вв.;
обосновано влияние мистических идей Л.И. Сен-Мартена, И. Арндта, Я. Беме, Э. Сведенборга на формирование антропологических убеждений русских масонов;
определена роль масонских идей в формировании идеала нравственной личности в русской философии;
отмечено значение антропологических идей русского масонства XVIII -начала XIX вв. в развитии русской общественной мысли.
Основные положения, выносимые на защиту
Философские искания масонов отвечали нравственным запросам русской общественности: стремление к «познанию таинств натуры», создание собственной мировоззренческой системы, искание нравственных ценностей личности.
В центре идеологии русского масонства - человек с его безграничными возможностями для познания самого себя и мира в целом.
Русское масонство XVIII - начала XIX вв. объединяет общий подход к решению проблемы человека: через преодоление «пороков общества» путем самосовершенствования человека, совершенствования его отношений с обществом, как необходимое условие для слияния человека с Богом.
Русское масонство восприняло идеи мистиков Л.И. Сен-Мартена, И. Арндта, Я. Беме, Э. Сведенборга как своеобразную точку отсчета в становлении новой системы духовных ценностей.
Основной идеей масонской концепции человека является нравственное совершенствование человека, познание его внутреннего мира. Разрабатывая идею
10 «внутренней церкви» в противовес внешней, масоны считали ее прообразом будущего всеобщего Царства Божьего на земле. Воспитание высокообразованного человека через постижение масонских тайн позволяло достичь нравственного совершенства и внутреннего очищения.
Нравственная философия масонов особое внимание уделяет личности, обладающей свободой воли, определяя ее как высшую стадию развития «существ видимого мира».
Заслугой российских масонов является попытка сформировать цельное мировоззрение для решения нравственно-этических вопросов, науки «познания самого себя», цель которой господство над самим собой и собственными страстями, исправление поступков, в духе «христианского покаяния».
Методологическая основа исследования
В диссертационном исследовании используется комплексный анализ философских идей представителей русского масонства XVIII - начала XIX вв., сравнительный исторический анализ источников, позволяющий выявить сходство и различие взглядов и позиций по анализируемой проблеме. Осуществлено применение метода историзма, рассматривающего возникновение, становление и развитие антропологических идей русского масонства в контексте историко-философской и общественно-политической мысли России.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Сформулированные в работе теоретические положения и выводы дополняют и развивают ряд разделов истории философии. Содержание и выводы проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения философского наследия русского масонства XVIII - начала XIX вв. Положения и материалы диссертации могут оказаться полезными при чтении лекций, проведении практических занятий по истории русской философии и философской антропологии.
Апробация результатов исследования
Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях: «Наука и образование-2004» (Мурманск, 7-15 апреля 2004 г.), «Наука и образование-2005» (г. Мурманск, 6-14 апреля 2005 г.), «Проблемы гуманитарных наук и образования в техническом вузе» (г. Мурманск, 14-17 марта 2006 г.), «Эволюция гуманитарного образования в российской высшей школе» (г. Мурманск, 14-17 марта 2007 г.), «Гуманитарные знания как условие прогресса науки и общества» (г. Мурманск, 8-14 февраля 2008 г.), «Социально-гуманитарные чтения памяти профессора
В.О. Гошевского» (г. Мурманск, 8-12 февраля 2010 г.). По теме диссертации опубликовано 12 статей в научных журналах, в том числе, в рекомендованных к публикации ВАК - 3 статьи.
Структура диссертации
Структура работы определяется задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.