Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Корённые перемены в жизни российского общества, новое осмысление его истории и духовной лизни неизбежно приводят к вопросу о той роли, которую играет в судьбе страны философия. Ситуация осложняется тем, что официальная философия, которая на протяжении полувека претендовала на монополию при обосновании всех сторон жизни общества и человека, реально не оправлялась с этой задачей, а потому в общественном сознании в последние десятилетия возникло сомнение в необходимости философии для общества вообще. Это выразилось в нигилистических настроениях, распространенных не только в обывательской среде, но и среди научно-технической интеллигенции. Между тем, если перефразировать известное выражение Ф.Энгельса, человек, отрицавший роль философии в собственной живий, на деле оказывается, сам не сознавая этого, в плену философии самой примитивной и противоречивой. Это подтверждает опыт духовной жизни российского общества на протяжении последних десяти лет. Той общей философски-мировоззренческой ориентации, которую дает философия, не, может заменить ни обращение к беллетристике, ни апелляция к религии. Острота мировоззренческого кризиса доказывает, что свою роль в обществе может выполнить только философия. Но прежде, чем выполнить ее, надо осознать, в чем она состоит.
В связи с этим перед историком философии встает не вполне привычная для него задача: от него требуется выйти за пределы "чистой" истории философии и обратиться к бытию философии в мире, то есть к исследованию той исторической практики, которая непосредственно опирается на философские идеи, превратившиеся в философию жизни и деятельности различных исторических субъектов: великих исторических личностей, социальных групп и слоев, в отдельные моменты - практически всего об-
щества в целом. До сих пор эта сфера оставалась недостаточно исследованной в силу узкой специализации: историк философии занимался филиацией идей, а историограф пытался описать исторические события в отрыве от тех духовных побуждений,- которые стали основанием для деятельности людей, творящих историю.
Именно поэтому сегодня важно на конкретном историческом материале проследить реальную практическую значимость философии.Необходимо учесть, что социальная функция философии не является особенностью одной страны, национальной традиции, отдельного народа, а проявляет себя, хотя и с разной интенсивностью, в различные исторические эпохи и в различных странах. Следовательно, для того, чтобы выяснить особенности социального бытия философии, ее внешней истории, необходимо провести сравнительный анализ реальной жизни различных обществ под этим углом зрения. Как представляется, начало такой исследовательской работы может быть связано в первую очередь с анализом наиболее ярких проявлений социального бытия философии в переломные исторические периоды, когда происходит смена идеалов, всего стиля мышления, непосредственно связанная с переменами в образе жизни общества и человека.
В данной работе предпринята попытка проследить эволюцию европейского рационализма конца XVIII-XIX веков, сравнить позиции немецких и российских мыслителей, осмысливающих опыт европейских революций и порожденных ими перемен в общественной жизни. Излишне говорить, насколько важны исследования такого рода для осознания процессов, происходящих в современном российском обществе.
Изучение обширной литературы, посвященной проблемам, прямо или косвенно связанным с темой диссертационного исследования, показало, что всю ее можно разделить на три части.
Первую составляет литература советских авторов, в основном специализирующихся в области социальной философии, которые изучают роль философии в жизни общества. В работах В.С.Барулина, К.Н.Уледова, И.Т.Фролова, А.Г.Спиркина, М.Я.Ковальзона, М.К.Мамардашвили, В.И.Межу-ева, В.Ж.Келле на общетеоретическом уровне вскрываются тенденции в развитии общественного сознания, анализируется влияние философии на духовную жизнь общества и на историческую практику социального субъекта. Однако, общественное сознание в этих работах чаще всего рассматривается как абстрактно-нерасчлененное, без выделения специфики различных форм его проявлений в разные периоды истории общества и прежде всего в переломные моменты, такие, как революции.
Во второй - представлена многочисленная литература, в которой предпринята попытка проанализировать философскую подготовку важнейших революционных событий в жизни Европы, в первую очередь социальных революций. Особый интерес вызывают исследования К.С.Бакрадзе, Т.И.Ойзермана, Ю.К.Мельвйля. И.О.Нарского. П.П.Гайденко, Н.В.Мотроши-ловой, Ю.Н.Давыдова, К.Н.Любутина, А.В.Перцева, В.В.Скоробогацкого, в которых выявляются основные тенденции развития философии в новое и новейшее время. Интересный и богатый материал, дающий представление о состоянии обдественной и духовной ЖИ8НИ России XIX века, содержится в работах Б.В.Емельянова и В.В.Судакова.
В то же время, предметом специального исследования для этих авторов не было выявление особенностей влияния различных философских направлений на жизнь общества, в частности, на общую стратегию политического действия социальных субъектов.
Третью часть составляют работы отечественных и зарубежных исследователей, специализирующихся на анализе учений отдельных философов, в которых неизбежно рассматривается отношение мыслителей к переломным историческим моментам в жизни общества. Различным аспектам жизни интересующих нас немецких и российских мыслителей посвящены содержательные работы З.А.Каменского, В.Г.Томилова, В.И.Керимова, Т.И.Благовой,
- б -
Н.И.Цимбаева, А.И.Володина, Н.И.Пирумовой, К.А.Свясьяна, Ю.В.Перова. Но при этом "политические вегляды" мыслителей, во-первых, крайне редко рассматривались достаточно подробно, а, во-вторых, не прослеживалась политических и философских идей.
Актуальность и недостаточная степень разработанности проблемы соотношения рационализма и антирационализма в русской и немецкой философии в контексте внешней истории философии послужили основанием для выбора темы исследования, определения целей и задач, методологии и структуры диссертации.
-
Исследование развития и видоизменения европейского рационализма на основе сравнительного сопоставления духовной жизни Германии и России конца XV1H-XIX веков, связанного с осмыслением революционных потрясений в Европе, т.е. бытия философии в обществе;
-
Сравнительный анализ философской подготовки европейских революций конца XVIII-XIX веков и последующего осмысления их последствий в произведениях немецких и российских мыслителей;
-
Выявление определенной корреляции между предельно общими жизненными стратегиями, обоснованием которых выступают направления философии, с одной стороны, и реальной деятельностью исторических субъектов - с другой, что позволяет определить некоторые тенденции и этапы в эволюции европейского рационализма;
-
Выделение основных позиций немецких и российских.философов в отношении к переломным историческим моментам жизни западного общества.
Методологической основой исследования явилось сочетание исторического и логического методов, а также метода культурно-исторического
анализа, применяемых для изучения феноменов духовной жизни, непосредственно связанных с революциями в Европе XVIII-XIX веков, прежде всего - учений немецких и российских.философов, осмыслявших уроки европейских революций и их значение для собственных стран.
Основными теоретическими источниками при написании диссертации
стали: ' '
труды мыслителей, идеологически подготовивших европейские революции и критически проанализировавших ее итоги: французских просветителей, немецких и российских философов XIX века;
работы дореволюционных, советских и современных российских историков философии, исследующих проблемы влияния философии на общественную жизнь и, в частности, на революционные потрясения в странах Западной Европы, их обоснование и отражение в творчестве отдельных философов, а также намечающих типологию и периодизацию развития философской мысли германии и России XIX века;
труды западных и отечественных историков, изучающих проблемы европейских революций XVIII-XIX веков и их воздействие на западноевропейскую и российскую культуры;
работы зарубежных авторов, обращавшихся в своих исследованиях к анализу эволюции духовных процессов в Европе, прежде всего в Германии и России XIX-XIX веков.
разработана методология изучения внешней истории философии;
осуществлен анализ корреляции между предельно общими жизненными позициями и философским направлениями;
произведено сопоставление повитій "крайнего рационализма" и революционной идеологией, предшествующей событиям Великой Францувской революции-,
проанализирована философская позиция "умеренного рационализма" как результат осмысления итогов Великой Французской революции и как идеология революций первой половины XIX в.;
исследована позиция "рационализм, ограниченный антирационализм" чере8 отношение ее немецких и российских представителей к западно-европейским революциям конца XVIII - первой половины XIX вв.;
установлена взаимосвязь между философской позицией "крайнего антирационали8ма" и революционными движениями конца XIX в.
-
Принимая во внимание гегелевское разделение на "внешнюю" и "внутреннюю" историю философии, мы отрицаем мистическое разрешение этого вопроса и рассматриваем их реальное, историческое взаимодействие и взаимовлияние. Гем самым получает принципиально новое обоснование понятие "внешняя история философии";
-
Ключом к пониманию взаимосвязи внутренней и внешней истории философии мы считаем способность философии в предельно общем виде обосновывать определенные жизненные позиции исторических субъектов;
V 3. Возможность философии быть выраженной "во-вне", иметь свое социальное бытие, внешнюю историю обуславливает интерес общества к ней, ее популярность или непопулярность в определенные периоды его истории;
4. Развитие европейского рационализма конца XVIII-XIX веков, при условии его рассмотрения в контексте внешней истории философии представляет собой смену философских позиций от крайнего, радикального рационализма к крайнему антирационализму.
- S -
Материалы диссертационного исследования, его выводы и результаты могут быть использованы в теоретическом аспекте ( как часть процесса осмысления западноевропейского и российского духовного наследия), в Учебно-методическом аспекте (как основа для создания авторского специализированного курса, материалы для преподавания "Истории западноевропейской философии" и "Истории отечественной философии"), а также в культурологическом аспекте (как один из возможных ракурсов для сравнительного анализа западноевропейской и российской культур)
Различные аспекты исследования были изложены автором в выступлениях на научно-практических конференциях: "Реформы России: уральский вариант" (Челябинск, 1994 г.), "Россия на пути реформ: децентрализация регионов" (Челябинск, 1995 г.). Основные положения работы были опубликованы в 61 теэисах и статье "Уроки европейских революций и кривис революционности у А.И.Герцена", депонированной в ИНИОН, і
СТРУКТУРА РАБОТЫ