Введение к работе
Исследование идеи прогресса и является одной из важнейших задач, стоящих перед философской мнслью. Она имеет многовековую историю, своими корнями уходящую в античную эпоху, находит достойное место в различных философских учениях. Идея прогресса несёт в себе множество смысловых оттенков, выступает в самых различных вариациях. В результате её исследования раскрывается тайна перехода, изменения, что проливает свет на неуловимость и невыразимость культуры, её неисчерпаемость в историческом времени.
Актуальность темы исследования. Актуальное значение исследуемой теме придает круг, затрагиваемых ею вопросов, таких как характер и особенности идеи прогресса взаимодействие объективных и субъективных детершінант з процессе развития, соотношение цели и результата в этом исследовании.
Необходимость в исследовании идеи прогресса является требованием самого времени. В противном случае не представляется возможным определить происходит ли развитие или эпоха "топчется" на месте, воспроизводя себя в одной и той же определённости. -
Учитывая то, что расширение категориального аппарата любой науки свидетельствует об её объективном развитии, совершенствовании, способности охватить ноеьіє процессы и явления человеческой практики, утверждается, что анализ идеи прогресса несомненно будет способствовать развитию как философии, так и других наук, изучающих многообразные аспекты развития общества, самоутверждения и самовыражения человека.
Степень научной разработанности проблемы. Состояние исследования проблематики прогресса обеспечивает ей заметное место в отечественной философской литературе. В связи с этим можно назвать широкий круг авторов, подготовивших целый ряд публикаций, посвященных марксистской концепции общественного прогресса, и занимавшихся разработками в рамках . исторического материализма. К ніш относятся: Арнольдов А.И., Бенедиктов Н.А., Гобозов И.А., Гербер JLE., Глезерман Г.Е., Гончарук СИ., Денисов В. В., Зеркин Д.П., Лоскутов В.А., Лысманкин Е.Н., Протасенко З.М., Спиркин А.Г., Федосеев П.Н. и мн.-др. В большинстве своём вышеназванные авторы ограничились исследованием концепции общественного прогресса в контексте материалистического понимания истории. Идея прогресса ими рассматривалась лишь в применении к определённому
историческому процессу. .Поиски объективного научного критерия прогресса осуществлялись только применительно к материалистической основе общества.
На протяжении определённого ряда лет было подготовлено достаточно большое количество публикаций, посвященных проблематике критики современной буржуазной философии истории и социологии, в первую очередь связанных с отрицанием ею идеи прогресса. Сюда же вошли и работы по критике концепций локальных цивилизаций. Атора-№i данных публикаций являются: Артановский С.Н., Асланян Г.Г., Араб-Оглы Э.А., . Бовш В.И., Богомолов А.С., Бондарчук И.А., Бычко И.В., Гайденко П.П., Губин В.Д., Давыдов Ю.Н., Кон И.С, Каграма-нов Ю.М.., Маркарян Э.С., Митин М.Е., Осипов Г.В., Семёнов Ю.Н., Скворцов Л.В., Чесноков Г.Д. и мн.др. В большинстве своём их работы посвящены критике буржуазной социологии ва ограничение ею сферы действия прогресса областью общественного сознания, постановку этой проблемы в этической плоскости, непризнание исторического подхода к явлениям, происходящим в обществе, а также отказ от идеи прямолинейного исторического развития и замены его концепциями локальных цивилизаций.
Существует также целый ряд работ, посвященных анализу идеи . прогресса в историко-философской традиции. В числе их авторов можно назвать такій исследователей истории философии как Аверин-цев С. С, Асмус В.Ф., Баткин Л.М., Барг М.А., Блок М., Безобразов П.В., Гофф Л.Ж., Гуревич А.Я., Злобин Н.С., Иванов В.И., Коллинг-вуд Р.Дж., Карсавин Л.П., Лосев А.Ф., Лазарев В.В., Майоров В.*В., 'Межуев В.М., ХёйэингаЙ., Февр Л. и мн.др.
Следует, однако, отметить, что историко-философские исследования по тематике прогресса развивались явно неразномерно: есть направления, периоды в истории философии, которым более "повезло", и потому изученные довольно обстоятельно. Это идеи прогресса во французском Просвещении, марксистская,- позитивистская традиции. Марксистская теория прогресса, как и позитивистский эволюционизм, подверглись наиболее тщательной проработке. В связи с этим, при том уровне обобщения материала, который принят в диссертации, т.е. без особогоуглубления в частности, мало, что можно добавить к этому по существу.
В специальной литературе нередко преобладают несколько тен^ денвдозные и не вполне адекватные трактовки как отдельных учений,
гак и философии целых эпох в их отношении к идее прогресса. Историко-философские исследования по тематике общественно-исторического прогресса в массе своей страдают некоторой односторонностью. Понятие "прогресс", кзк правило, трактуется в них в обособленности и в абстрактной противоположности другим, в первую очередь, идее циклизма.
Настоящее исследование сводится к исследованию идеи прогрес
са в её отношении к идее цикличности, в трудах (Платона, Полибия,
Тита Ливня, Августина, Иоанна Дачаскнна, Максима Исповедника,
Иоахима Флорского, Ф.Бэкона, ЗК.Ж. Руссо, Д,Вико и др.) ; соедине
нию вдеи прогресса с принципом историзма в трудах (И.Г.Гердера и
Г.В.Ф.Гегеля); осознанию кризиса идеи прогресса в произведениях
(Ф.Йицше, О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, П.Сороки
на, А.Д.Тойнбн и др.); морально-религиозной концепции прогресса в
работах (Вл.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка,
В.Ф.Эрна и др.). ;
Цель исследования заключается: во-первых, в воспроизведении европейской традиции на основании ликвидации в ней пробелов, связанных с недостаточны)/! вниманием к идее прогресса; во-вторых, в конкретизации и уточнении как отдельных учений, так и философии целых эпох в их отношении к идее прогресса; в-третьих, в исследовании идеи прогресса в её отношении к идее цикличности. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
исследования основных моментов возникновения и формирования идеи прогресса в европейской историко-философской традиции;
выявления в исторической ретроспективе соотношения идеи прогресса о идеей цикличности;
прояснения специфической сущности кризиса идеи прогресса у Вл.Соловьёва, Ницше и Шпенглера.
Положения и выводы, выносимые на защиту.
В процессе анализа идеи прогресса, осуществляемого на историко-философском материале, раскрыты некоторые трудности в её отношении и оценке. Благодаря тому, что идея прогресса достаточно широко используется в литературе, в диссертации выявлена её неоднозначность и многогранность. При этом уточняется, что идея прогресса присутствует не только в достижениях в сфере науки, техники, экономики, но и в истории, а также области социальных и культурных отношений.
В частности, основные результаты исследования могут быть зафиксированы по следующим параметрам:
само понятие прогресса существовало и эволюционировало в философии всегда в соотношении с "циклиемом". Их отношение оказывалось не внешним противостоянием, а обретало форму взаиюполага--НІШ. и взаимопроникновения. Только в наиболее абстрактных и потому односторонних "линейных" версиях общественного прогресса представления о прогрессе исключали элементы циклизыа;
идея прогресса так же как л идея циклического развития несёт мифологическую и архетипическую нагрузку;"
новоевропейская идея прогресса есть лишь одна из её форм, наиболее развитая и последовательная, но и отчасти поэтому односторонняя;
кризис идеи прогресса у Вл.Соловьёва выражается в сомнении в7 "универсальности и неодолимости прогресса во всех областях лизни, '"" в невозможности его реального осуществления, что приводит к радикальной корректировке и переосмыслению идеи прогресса на религиозной основе;
кризис идеи прогресса у Ницше выражается в критике лишь определенных её форм, трактовок, содержания понятия "прогресс" и его критериев, что было вызвано сдвигами в самом философствовании. В го время как у Шпенглера кризисные тенденции идеи прогресса обусловлены ограничением сферы действия прогресса рамками отдельно взятой .культуры.
Структура и объём диссертации. Задачи исследования определили собой структуру диссертации, состоящей из введения, трёх глав и заключения.
Первая глава называется : "Становление идеи прогресса в её отношении к идее цикличности". В ней проводится анализ идеи прогресса. Идея прогресса здесь рассматривается в её соотношении с идеей цикличности в различных историко-философских учениях.
Вторая глава называется : "Новоевропейская идея прогресса и её завершение в философии Гегеля". В ней основное внимание уделяется разработке теории прогресса Гердером и Гегелем, так как они наиболее последовательно воплотили своеобразие именно новоевропейского понимания прогресса.
Третья глава называется : "Кризисные тенденции в интерпретации идеи прогресса". В ней кризис идеи прогресса представлен дву-
мя параграфами : О Соловьеве и о Ницше и Шпенглере. Подобную структуру главы можно- объяснить тем, что іменно здесь выбраны тенденции конца прошлого - начала нашего века.
Отдельные положения диссертации целесообразно использовать в преподавании спецкурсов ло истории философии и культурологии.
Апробация работы.
Материалы диссертационной работы автором использовались при чтении курса лекций и проведении семинарских занятий по культурологии. Результаты исследования докладьшались на республиканских конференциях (Минск 1995-1996г.).