Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция общественного прогресса в социальной философии Степаноса Паласаняна Мирумян, Рима Артавазовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирумян, Рима Артавазовна. Концепция общественного прогресса в социальной философии Степаноса Паласаняна : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Ереван, 1992.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Современное философское знание необходимо требует для своего развития исторшю-философского псследогя-пия и осмысления теоретического наследия: прошлого,- что способствует целостному представлению о духовной жизни народа, одновременно обогащая историко-философскую'науку в целом.

История духовной культурь: народа является фундаментом, на
котором основываются понимание игл своего нынешнего состояния и
поиск путей дальнейпего развития. Неотъемлемую часть националь
ной культуры составляет творческое наследие мыслителей, теорети
ческие исследования которых- касаются проблем национального бытия.
Это в первую очередь'касается армянских мыслителей второй поло
вины XIX века, перед которідсі стоял вопрос национального осво
бождения и свободного развития народа, подвергавшегося ассимиля
торской политике царской России с одной стороны и угрозе физи
ческого уничтожения в османской Турции - с другой. Актуальность
указанной задачи очевидна и теперь - в пору пробуддеіьіі нацио
нального самосознания народов, формирования новой идеологии воз-
роздешя наций." ^/.-^

Творческое, наследие арийских шелителей указанного периода тредставляет историческую','научную икультурную ценность, так шк адекватное понпкагою процоссоз,- происходящих в национальных «ультурах іг идеологической жизни,': нововмогшо без раскрытая основних приїщиповігцєшіостей:духовной культуры наций.

50-80 годы XXX века явились периодом' больших перемен в СО-
ргальнс-оконошиеской,. общес2ВЗ!-шо-полЕТ2ческбй и культурной
шзші Армэкга. Стаярвяешю'Хр^^ отноше-

ний, вызЕаЕиПШ крупьїНО:Я5мзйЬн*и,з',зкоЕсдан9СКОй.и политической аізни народа, яцилиов толшіО!.!' для;одавяеішя; общественяо-юлптя-:еской мысли, формпрованім' ряда: насраіілзій-іі!' (как в Восточной, . ак.и в Загіатр^іріещіУ^^^^іЬШцо^о^ю:, несмотря на іазличия исходііш:\іюСьиюі^^9ОД0йов'а^,одау. общую' цель - поиск утей, необходимых 'дая:-вшяваіш и развития нации. Сто стремле- : ие вызвало большой подаем 'духовной' т^ультурн, самосознания наро-а как одного из существенных ^факторов сохранения национальной амостоятелыюсти и.целостнооти.' Пояадшотся новые очаги просвэ-ения. Небывалый расцвет переживает"армянская публицистика, за- '

трагивантая основные сферы и вопросы национальной жизни и став-' тая одно!? из самих активных практических форм проявления национально!? идеологии. Большой интерес к арменоведенига (национальному языку, истории, литературе, фольклору, этнографии) и другим духовним и интеллектуальным богатствам, в которых проявляется национальная индивидуальность, обуславливает дальнейшее развитие национально-освободительных идей.

Быстрыми темпами развивается теооетическая мысль, что при
водит к ..появлению ряда крупных'армянских мыслителей, к числу ко
торых относится и Степанос Паласанян, в своем богатом теорети
ческом наследии затронувший множество злободневных для нацио
нального сообщества вопросов, не потерявших своей актуальности
и по сей день. .

Коренные социально-экономические и общественно-политические сдвиги, вызванные ломкой феодальных отношений и развитием капиталистических отношений, угрозой ассимиляции и новой волны беженст ва, послужили основой интеллектуальной и нравственной реакции со стороны армянской интеллигенции, проявившей глубокий интерес к ^илооо^ско-историческоЗ проблематике.

В отмеченном плане известный интерес представляет творчество Степаноса Паласаняна (5 декабря 1837 года. Ботошан. Румыния. - 19 февраля 1889 года. Эчмиадзин. Армения), мыслителя я педагога, представителя армянского просветительства и идеолога на-, ттионального освобождения. Будучи одаренным и энциклопедически образованным человеком, он весь свои талант мыслителя и общественного деятеля поставил на службу интересам нации.

Исследуя ряд важнейших, входящих в круг изучения социальной Философии проблем, как-то: проясхокдение человека, общества, государства и наций, критерий историчности и цивилизованности народов, преемственность в развитии народов и цивилизаций, задачи и средства воспитания личности и общее ва (и в связи с этим роль семьи я женщины в развитии общества), место и значение науки, религии, нравственности, искусства и права в социальной структуре - весь этот далеко не полный перечень проблем вписывается мыслителем з концепцию общественного прогресса, что явилось отражением различных по объекту воззрений мыслителя на проблемы,

- 5 -поставленное историко-философской мыслью, в своп очередь продиктованной социальной действительностью.

> Степень разработанности проблемы. История ар;.щнской философии XIX века разработана недостаточно. Имеется ряд авторов, сыгравших заметную роль в разлитой армянской философской мысли и повлиявших на социально-политическую атмосферу эпохи, научная и общественная деятельность которкпс не'ртали предметом специального и всестороннего изучения и не получили должной оценки. К тислу таковых относится и Степанос Паласанян, письменное наследие которого в том или ином аспекте рассматривалось исследователями Г.Апресяном, Г.Габриэльяном, С.Товмасянсм, Г.ХедояноМ''з другими. Однако работы указанных учених, имеющие очерковый или обзорный характер, написаны на ограниченном исследовательском материале и не содержат глубокого и всестороннего анализа воззрений мыслителя даже в пределах частных вопросов. Целостную эстетическую концепцию Ст.Паласаняна представил С.Товмасян. Однако многие положения, изложенные б богатом научно-философском наследии армянского мыслителя, или возее не были затронуты, или на получили должного освещения.

Цель и задачи исследования. Диссертант поставил своей" целью на основе изучения всего творческого наследия Ст.Паласаняна представить концепцию общественного прогресса в социальной философии Ст.Паласаняна как целостную теорию социального прогресса в контексте культурно-иеторичеокого процесса. Цель определила следующие задачи исследования:

общая характеристика социологических взглядов Ст.Паласа-їяна;

определение начала цивилизации как первого шага по пути эбщественного прогресса;

выявление законов и факторов общественного прогресса;

анализ * цели и средств общественного прогресса;

установление места и роли пауки и религии в общественном грогрессе; '

исследование взаимосвязи общественного прогресса и развития наций.

Теоретическая и методологическая основа и источники иссле-іования. Методологической основой исследования является йстори-:о-логически8 анализ, основанный на принципах объективности, юееторонности и исторической конкретности. В работа использ'о-іана общая и специальная литература по истории философии, социо-

'- 6-

логическим и политическим учениям (в основном современных-Ст.Ппласаняну авторов), а также обширный круг первоисточников (труды многих армянских мыслителей и материал печатных органов) по истории армянской общественно-политической и философской мысли указанного п?ри.ода.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что в нем представлена концепция общественного прогресса в социальной Философии одного из крупних представителей армянской философской мысли - Ст.ГТаласаняна,. определены ее место и роль в общем русле развития историко-философской мнели в Армении второй половины XIX века в контексте наиболее важних мировоззренческих проблем эпохи.

Практическая значимость исследования в том, что оно представляет определение таг в исследовании малоизученных страниц истории армянской философия XIX века. Фактический материал, теоретические выводы и обобщения мо'гут быть использованы для дальнейших историко-философских исследований, систематического изложения истории армянской Философии XIX века, а основные положения - вузовского курса по истории армянской философии. Содержание диссертации монет быть использовано при изучении истории науки и религии в Армении,. истерии социально-политических и правовых учение. Положения диссертации'могут оказаться полезными и для разработки историко-теоретической программы по созданию суверенного напиопального государства.:

Научная новизна' диссартациоиного'ноеледования. В работе впервые в историко-философской пауке дан целостный анализ концепции общественного прогресса в социальной философии Ст.ГГаласа-няча. По новому освещены некоторые основные стороны социальных воззрений мыслителя и дана принципиально новая их интерпретация.'

Основные положения, выносимые на защиту:'.

- центральная идея социальной.' философии Ст.Паласаняна -идея общественного прогресса как постепенного эволюционного перехода общества от «изией ступени к высшей. Основной принцип,

--7-.

проводимый Ст.Паласаняном - принцип развития - основывается на признании причинно-следственной обусловленности явлений общественной жизни, а тем самым - и закономерности культурного и социального развития, в котором частные явления Чход развития отдельных народов) являются основой для объяснения общего (всемирно-исторического процесса, взятого в целом)с Всемирно-исторический процесс рассматривается мыслителем с точки зрения' культурного развития, понимаемого как в смысле развития образованности, так и в смысле развития материальной, духовной и общественной форм 5шзни;

исходя из идеи об общественной сущности человека, единстве человеческого рода, Ст.Паласанян началом цивилизации и, следовательно, первыгл шагом по пути общественного прогресса считает возникновение государства как первой и единственно известной человечеству политической формой организации'общества. Основой отого он полагает семью, расширение и объединение которой приводит 1С сторнировании народа (нации), политически оформляющуюся в государство;

Ст.Паласанян отмечает три закона общественного прогресса - сила, полемика и солидарность. Они, согласно Ст.Далэсаняну, отражают слоишй а противоречивый характер социального развития человечества. Закон силы - основной закон, выступающий в форме грубой,физической силы в древний.период истории, по мере разви-' тпя общества уступающий место силе интеллекта и чувству солидарности. Государство и право, кровосмешение, рабство - признаки проявления закона силы. Торговля, переселения, религиозные, интеллектуальные и политические движения - признаки проявления закона полемики. Стремление к физическому, психологическому и духовному единству людей - признаки проявления' закона солидарности. Интеллектуальный и нравствепг:ый прогресс-имеют социальную сущность, а политически тлеет их своим условием;

цель социального прогресса - совершенствование человеческой глізіш, осуществляемое через:свободу индивидуальности (личности и нации), осноБішг.1 условием-достижения которой является национальное просвещение, организующее и совершенствующее нацио-нальпый разум, национальное самосознание, обеспечивающее необхо-щп.ціі экономический, политический к соцгальшгй уровень. Задача.

воспитания - подготовка человека, своей жизнедеятельностью способствующего социальному к культурному прогрессу нации как предпосылки для прогресса всего человечества;

закономерный характер формирования нарти и религии как двух форм проявления духовной сущности человека, основанной на врожденных человеку познавательных способностях, исторически обусловленное развитие которых.необходимо приводит не только к нарушению первоначальной общности функций науки и религии (в рамках мифологии), но и к определенному их противопоставлению. Наука - мерило цивилизованности общества, могучая сила, влияющая на социальный прогресс. Религия - моральный стимулятор.нации. Крупные социально-исторические явления связаны со сменой научных и религиозных идей;

нация как исторически сложившееся образование способна к полнокровному-существованию и развитию лишь при наличии самостоятельного национального государства, обладающего определенным уровнем материальной и духовной культуры.

Апробатнта -работы. Диссертационная работа обсуздалась и была рекомендована к защите на заседании Отдела истории философии Института философии и права-Академии Наук Республики Армения. Ее основний положения отражены в опубликованных диссертантом статьях и книге.

Объем и структура диссертации. Цели и задачи исследования предопределили ее структуру. Работа состоит из введения, трох глав (четыре параграфа в первой и по два во второй и третьей главах), заключения и списка литературы (236 наименований) общим объемом в 170 страниц.

Похожие диссертации на Концепция общественного прогресса в социальной философии Степаноса Паласаняна