Введение к работе
Без сомнения, язык - явление социально и культурно обусловленное. Принадлежность к той или иной социальной группе, меньшинству, субкультуре находит отражение в языковой картине мира и языковом сознании индивида. Большой интерес представляют молодежные субкультуры, возникающие в качестве «ответной реакции» на доминирующие в обществе правила и устои, а также традиционную культуру.
Согласно ученым-психологам и социологам, музыка - главная составляющая молодежных субкультур. Музыкальные направления, смена стилей являются неотъемлемой частью культуры народа, определяющей образ жизни, поведение и даже язык и речь. Особое место среди многочисленных музыкальных течений занимает метал как наиболее нонконформистское, противоречивое и многогранное явление современного музыкального мира.
Существует множество работ, посвященных металу в контексте молодежных субкультур, влиянию тяжелой музыки на образ жизни подрастающего поколения. Также можно найти большое количество статей об истории возникновения метала, о своеобразии и стилях игры и т. п. Однако, лингвистический аспект влияния субкультуры на ее представителей изучен пока явно недостаточно.
Начиная с 60 - 70-х годов XX века, феномен молодежной субкультуры вызывает устойчивый интерес в культурологии, социологии и психологии, но с точки зрения лингвистики он освещен недостаточно, поскольку существующие работы описывают лишь особенности речи молодежи, в частности, использование жаргонизмов и сленговых выражений (Е.Г. Борисова, КН. Дубровина, Т.Г. Никитина, Т.Б. Щепанская и др.). Не достаточно разработана проблема влияния субкультуры на когнитивную сферу и, соответственно, концептосферу и языковую картину мира ее представителей. Этим и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Обращение к исследованию проблемы влияния субкультуры на ее представителей сквозь призму когнитивной лингвистики не случайно, поскольку современное состояние гуманитарной науки, с одной стороны, и объективные условия изменившегося мира с другой, требуют нового осмысления проблем, как уже давно известных, так и актуальных для нового времени.
Языковая картина мира находится в прямой зависимости от языковых изменений, тесно связана с проблемой взаимодействия языка, культуры и общества. Взаимодействие языка и культуры имеет двусторонний характер: как культура воздействует на язык, так и язык воздействует на культуру. Как следствие, образ мышления, мировоззрение человека может меняться не только при объективных изменениях, происходящих в окружающем мире, но и при внесении изменений в систему языковой картины мира.
Объектом исследования является языковая картина мира поклонников музыки метал в части репрезентации концепта «смерть».
Предмет изучения - языковые единицы английского языка, репрезентирующие данный концепт в англоязычном песенном дискурсе музыкального направления метал.
Целью исследования является комплексное изучение лексических единиц, вербализующих концепт «смерть» в англоязычном метал-дискурсе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
определить теоретические подходы и разработать методику исследования особенностей языковой картины мира представителей метал субкультуры;
провести комплексный анализ лексических единиц, вербализующих концепт «смерть» в англоязычном песенном дискурсе музыкального направления метал (этимологический, дефиниционный, контекстуальный, анализ частотности и сочетаемости);
провести ассоциативный эксперимент с носителями языка с целью выявить особенности репрезентации концепта «смерть» в языковой картине мира представителей метал субкультуры;
выявить особенности вербализации данного концепта в песенных текстах музыкального направления метал.
Работа выполнена в рамках междисциплинарной научной парадигмы и основана на теоретических положениях когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и психолингвистики. Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных лингвистов в области когнитивной лингвистики (А.А. Кибрика, Е.С. Кубряковой, И.А. Стернина, З.Д. Поповой, Н.Н. Болдырева, В.З. Демьянкова, Дж. Лакоффа, У. Ченки, А. Вежбицкой, Р. Джакендоффа и др.), лингвокультурологии (Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Е.М. Верещагина, В.В. Виноградова, СВ. Ивановой, В.А. Масловой, А.А. Потебни, В.Н. Телии, 3.3. Чанышевой и др.), психолингвистики (В.П. Белянина, А.А. Леонтьева, P.M. Фрумкиной и др.).
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые проанализирован англоязычный метал-дискурс с точки зрения когнитивной лингвистики, рассмотрен не только музыкальный, но и вербальный компонент музыкальных произведений; доказано влияние исследуемого музыкального жанра на языковую картину мира его поклонников, выявлены особенности концептосферы метал субкультуры.
На защиту выносятся следующие положения:
Концепт «смерть» является базовым в национальной картине мира многих народов и играет в ней одну из ключевых ролей.
Тема смерти является одной из наиболее востребованных в искусстве. Особое место она занимает в музыке, в частности, таких направлениях современной музыки, как блэк, дэт, дум, готик и трэш метал.
Принадлежность к той или иной субкультуре определяет образ жизни, мыслей, правила поведения, форму одежды и даже язык и речь.
Использование инструментария когнитивной лингвистики в настоящем исследовании позволяет выявить влияние субкультуры на естественное развитие языка и проследить изменения в языке, как результат подобного влияния.
Метал субкультура оказывает существенное влияние на концептосферу и языковую картину мира ее представителей. Результаты исследования позволяют судить о том, как особенности культуры могут воздействовать на формирование и организацию мышления языковой личности, языковые категории и концепты, каким образом осуществляется одна из важнейших функций языка - быть орудием создания, хранения и трансляции культуры.
Языковые единицы, репрезентирующие концепт «смерть» в песенных текстах музыкального направления метал имеют преимущественно негативные коннотации, что обусловливается особенностями тематики и идейной направленности метал лирики в целом.
Всестороннее внимательное изучение песенного метал-дискурса позволяет преодолеть «моральную панику», которую вызвало появление новой культуры хэви-метала, и, при необходимости, оказывать влияние на поведение представителей молодежных субкультурных объединений, содействуя тем самым социализации молодежи.
Теоретическая значимость работы заключается в использовании инструментария как традиционного, так и когнитивного подходов к комплексному изучению языковых единиц, репрезентирующих концепт «смерть» в англоязычном песенном метал-дискурсе; в исследовании проблемы влияния субкультуры на сознание ее представителей через базовые концепты.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений диссертации в практике вузовского преподавания при чтении курсов и спецкурсов по лексикологии английского языка, лингвокультурологии, психолингвистике.
Материалом исследования послужили 25 лексических единиц, вербализующих концепт «смерть» в песенной лирике музыкального направления метал, около 3800 примеров использования данных единиц в текстах песен, интервью метал-исполнителей. Материалом ассоциативного эксперимента стали ответы 73 человек мужского и женского пола в возрасте от 14 до 45 лет, граждан Великобритании и Соединенных Штатов Америки, поклонников музыки метал.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общенаучные (индуктивный, описательный с его основными этапами: наблюдением, интерпретацией и обобщением), частные лингвистические (этимологический анализ, методы дефиниционного и
компонентного анализов, контекстуальный анализ), метод систематизации и классификации материала, ассоциативный эксперимент.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты настоящего исследования изложены в публикации в издании, рекомендованном ВАК (Вестник ЧелГу, 2011), в сборнике научных трудов «Лексические и фразеологические системы в разных языках» (Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы, 2010). Они также представлены в виде докладов и сообщений на двух Международных научно-практических конференциях «Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации» (Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы, 2009, 2011), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков» (Уфа, БашГУ, 2010), Всероссийской научно-теоретической конференции «Единицы языка и речи: лингвистические, переводческие и дидактические проблемы» (Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы, 2010). Теоретические аспекты работы и ее практические результаты обсуждались на заседаниях кафедры английского языка Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, лексикографических и интернет-источников.