Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образная составляющая концептосферы ВЕРА в англосаксонской языковой картине мира Доценко, Дмитрий Васильевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Доценко, Дмитрий Васильевич. Образная составляющая концептосферы ВЕРА в англосаксонской языковой картине мира : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Доценко Дмитрий Васильевич; [Место защиты: Алт. гос. пед. акад.].- Барнаул, 2012.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1181

Введение к работе

Актуальность исследования содержательной стороны

древнеанглийских концептов в русле когнитологического подхода к изучению древних текстов определяется общими тенденциями развития современной лингвистической науки, стремящейся к междисциплинарности, а также необходимостью детализированного изучения различных проявлений человеческого фактора в языковой системе. В рамках данного широкого направления исследований по изучению культуры древних германцев насущной задачей является выявление ценностных культурных концептов, закрепленных в древних письменных памятниках, и их анализ, направленный на реконструкцию образной составляющей, выводимой из интерпретации контекстов употребления имен концептов.

Объектом исследования выступают лексические единицы, которые вербализуют концепты, входящие в англосаксонскую концептосферу ВЕРА.

Базовый термин понятийного аппарата настоящей работы концепт понимается как сложное ментальное образование, «схваченное» знаком (Кубрякова 1996, Степанов 1997), представляющее собой результат деятельности человеческого сознания по идентификации того или иного явления (в виде понятийных признаков) и определения отношения к нему (в виде ассоциативных признаков).

Предметом исследования являются концептуальные образования, входящие в англосаксонскую концептосферу ВЕРА, в которой отражены

конфликт и взаимодействие язычества и христианства как религиозных и мировоззренческих парадигм.

Целью данного диссертационного исследования является реконструкция образной составляющей древнеанглийской концептосферы ВЕРА, представленной рядом концептов, как одного из ключевых и показательных элементов картины мира древнеанглийского этноса.

Указанная цель предполагает решение основных исследовательских задач:

провести анализ существующих трудов отечественных и зарубежных лингвистов в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии для построения теоретической базы исследования и установления научного понятийного аппарата;

выявить корпус лексических единиц, репрезентирующих единицы англосаксонской концептосферы ВЕРА;

исследовать отобранные единицы с помощью комплексной методики, включающей как общелингвистические, так и специфические для когнитивной лингвистики методы анализа;

определить структуру мотивирующих, эксплицитных и имплицитных признаков концептов, входящих в англосаксонскую концептосферу ВЕРА, и положение концептов в границах концептосферы;

установить наличие феномена двоеверие на основании лингвистических данных, полученных в результате проведенного анализа, а также историографических данных.

Теоретическая база исследования формируется на основе положений о структурных и функциональных характеристиках языковой и концептуальной картин мира (Апресян 1995; Губский 1994; Залевская 1999, 2001; Лихачев 1993; Пименова 2005), теории формирования концепта (Арутюнова 1980; Кубрякова 1994, 2004; Никитин 2003; Aitchison 1987), исследований в области выявления ценностной составляющей лингвокулътурного концепта (Воркачев 2004; Карасик 2004; Маслова 20046; Проскурин 2006, 2008; Телия 1996; Чернейко 2010), теории концептуальной

метафоры (Калашникова 2006; Лакофф 2004; Телия 1987), положений о структуре семантики древнего имени (Арнольд 1966; Маковский 1996; Семашко 1987; Феоктистова 1984). Особую значимость в интерпретации полученных лингвистических данных приобретает обращение к исследованиям мышления средневекового человека, культурной и религиозной специфики англосаксонского периода (Вендина, 2002; Гуревич, 1972, 1979, 1981; Dodds, 2001; Drout, 2009; Scott, 2010; Stenton, 2001).

С позиции когнитивной лингвистики речевые или языковые феномены являются свидетельствами проявления человеческой активности, способности индивида не только пользоваться языковой системой как средством удовлетворения коммуникативных потребностей, но и как средством восприятия и интерпретации окружающего мира. Так возникает и оформляется картина мира как особый вид мироощущения - образное, чувственное представление о феноменах природы и общественной жизни.

Материалом исследования являются прозаические и поэтические памятники англосаксонской эпохи (VI/VII - XI вв.) (разночтения в определении нижней границы древнеанглийского периода вызваны полемикой в точности датировки поэмы «Беовульф»). Представляется целесообразным не разделять источники на прозаические и поэтические, с одной стороны, и на религиозные и светские - с другой. История создания как переводных, так и изначально написанных на древнеанглийском языке текстов, свидетельствует о том, что авторы или переводчики старались адаптировать текст под мировосприятие аудитории, сами являясь представителями англосаксонского этноса. Всего было проанализировано примерно 20000 строк произведений, написанных на древнеанглийском (англосаксонском) языке. Из словарей методом сплошной выборки для исследования было отобрано 98 единиц. При отборе использовались принципы теории «статутных признаков» М.В. Никитина. Всего проанализировано 357 микроконтекстов употребления отобранных лексем. Дефиниционный анализ единиц осуществлялся по словарю древнеанглийского языка Босворта-Толлера, электронным словарям и специализированным сайтам-глоссариям к древнеанглийским текстам.

Методы исследования предопределены характером объекта и поставленными задачами. Они включают дефиниционный анализ, приемы этимологического описания, контекстуальной интерпретации, комплекс приемов сравнительного и концептуального методов и гештальтный анализ. Методики гештальтного анализа представляют собой анализ буквального прочтения в рамках микроконтекста, анализ именной и глагольной сочетаемости лексем-репрезентантов концептов и используется для выведения имплицитных концептуальных признаков исследуемых концептов. Комплекс указанных приемов и процедур дополняется интерпретацией полученных результатов в контексте культуры и заключается в учете макроконтекста, как совокупности текстов англосаксонской эпохи поэтического и прозаического характера. Учет контекста эпохи представляется исключительно важным для максимально возможного исключения интерференции, т.е. проникновения современного мировосприятия в анализ ментальных конструктов древней эпохи. Приемом верификации, подтверждающим наличие имплицитных признаков в единицах концептосферы ВЕРА, является перевод древнеанглийских текстов, выполненный автором исследования.

Проведенный анализ языковых фактов позволяет вынести на защиту следующие положения:

  1. Концептосфера ВЕРА англосаксонского периода, реконструируемая на материале древнеанглийского языка, представляет собой иерархическую систему концептов, организованную по принципу «ядро - периферия». Ядро концептосферы образовано концептами (3E)LEAFA и (3E)TREOW с наибольшим числом признаков.

  2. Дальше от ядра концептосферы расположены концепты UN^ELEAFA, ^ETREOWFULNESS, ^ETREOWB, TREOWLUFU, TREOWR^DEN(N), TREOWBRA^, HY^ETREOW, ^ETRUWA и 3ETRUWUN3, OFERTRUWA, ORTREOWNESS, UNTREOW и другие, признаковая структура которых является результатом спецификации и определенной интерпретации центральных концептов.

  1. Особое промежуточное положение занимает концепт W^ER, относящийся к реликтовым индоевропейским концептуальным образованиям, который по результатам анализа контекстов употребления определяется интерпретацией концепта (3E)TREOW.

  2. Признаковые структуры не только промежуточных, но частично и ядерных концептов оказываются в области наложения концептов и концептосфер. По результатам исследования установлен факт аттракции элементов англосаксонской концептосферы ВЕРА с концептами БЛАГО, ВОЛЯ, ВРЕМЯ, ДОВЕРИЕ, ДОГОВОР, ОГОНЬ, КРАСОТА, СВЕТ, ЛЮБОВЬ, ИСТИНА, МИРОУСТРОЙСТВО, МУДРОСТЬ, НАБОЖНОСТЬ, НАДЕЖДА, ОТЧАЯНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ПУТЬ, СОГЛАСИЕ.

  3. Актуализация образной составляющей структуры концептов, входящих в англосаксонскую концептосферу ВЕРА, осуществляется в границах «освоенного» человеком мира. Каждый концепт имеет собственный алгоритм актуализации в тексте с помощью определенных лексических цепочек. Выявленные в ходе анализа имплицитные (гештальтные) признаки англосаксонской концептосферы ВЕРА в совокупности составляют три группы: одушевленность, вещественность, эмоционально-оценочная сфера, в которую входят характеристики веры как стандарта и нормы поведения.

7. Сложность и противоречивость общей признаковой структуры концептов, составляющих концептосферу ВЕРА, во многом является результатом взаимопроникновения и сосуществования христианской и языческой религиозных парадигм в англосаксонском сознании.

Научная новизна исследования определяется, во-первых, выбором объекта исследования: изучение лексем древних языков с позиций репрезентации ими ценностных концептов при помощи комплексной методики, включающей в себя гештальтный анализ, является новым для работ в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Во-вторых, по результатам данного исследования установлено, что англосаксонская концептосфера ВЕРА является сложным и нестандартным образованием, ядро которого образовано двумя концептами. Каждый ментальный конструкт,

входящий в концептосферу, образованную по принципу «центр - периферия», обладает собственным набором эксплицитных и имплицитных признаков, формирующих структуру данного концепта. Кроме того, когнитивные исследования на материале древних и мертвых языков имеют большой потенциал и позволяют с новой стороны взглянуть на отражение мировоззренческих установок древнего этноса, которые фиксируются в письменных памятниках.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты и выводы вносят определенный вклад в общую теорию германских языков, в когнитивную лингвистику и лингвокультурологию. Исследования в области древних языков исключают возможность применения стандартной процедуры полного концептуального анализа, включающего, в частности, ассоциативный эксперимент. Соответственно, анализ буквального прочтения значения сочетаемости имен играет исключительно важную роль в определении образной составляющей признаковой структуры ментального конструкта. Когнитивные исследования применительно к древним картинам мира позволяет глубже проникнуть в смысловое наполнение элементов данных структур, выявить их этнокультурную специфику.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что ее положения и результаты могут быть использованы в курсах по общему языкознанию, истории языка, в спецкурсах по германской филологии, теории германских языков, когнитивной лингвистике и лингвокультурологии. Полученные в ходе работы данные могут быть применены исследователями в разработке проблематики концептуальной метафоры, а также в научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в шестнадцати публикациях, а также докладах на научных конференциях «Язык и время» (Красноярск, 2004), «Международный конгресс по когнитивной лингвистике» (Тамбов, 2006), «Языки культуры: историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты» (Омск, 2010),

(XL Международная филологическая конференция (С.-Петербург, 2011), «Герценовские чтения» (С.-Петербург, 2011), «I Международная научная конференция «Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал» (Барнаул, 2011). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры английского языка КГПУ им. В.П. Астафьева (2004, 2005).

Во введении определяется объект исследования, обосновываются актуальность и научная новизна, формулируются цель и задачи исследования, выдвигаются основные положения, выносимые на защиту, указываются методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Методологические основы концептуального исследования языковых единиц» рассматриваются теоретические положения данного исследования, определяется основной терминологический аппарат работы, дается обзор основных подходов в отечественной и зарубежной лингвистике, приводятся основания для выделения имен, репрезентирующих конкретный концепт в рамках концептосферы и языковой системы в целом. Рассматриваются лексические группы, репрезентирующие концепт (лексико-семантические поля). Дается определение метода гештальтного анализа.

Во второй главе «Древнеанглийская концептосфера ВЕРА и особенности ее объективации» представлена реконструкция образной составляющей концептосферы ВЕРА англосаксонской картины мира, которая осуществляется на основе анализа сочетаемости лексем, в дефинициях которых, согласно словарям древнеанглийского языка, присутствуют семы 'belief, faith', 'trust'. Определяется набор эксплицитных и имплицитных признаков концептов, делаются выводы о строении концептосферы и ее положении в англосаксонской языковой картине мира, которая проявляется через аттракции элементов концептосферы.

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются выводы.

Похожие диссертации на Образная составляющая концептосферы ВЕРА в англосаксонской языковой картине мира