Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская народная поэзия в Дагестане : на материале необрядовой лирики Атаева, Людмила Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Атаева, Людмила Николаевна. Русская народная поэзия в Дагестане : на материале необрядовой лирики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Атаева Людмила Николаевна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы].- Махачкала, 2012.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/884

Введение к работе

Актуальность исследования. Богатое творчество русского народа и казачества в Дагестане, издавна проживающих в этих краях, имеет вековые традиции и воплощено в разнообразных формах бытования. В настоящее время все чаще отмечается тенденция возврата утраченных ценностей традиционной культуры, появляется стремление если не возродить, то хотя бы искусственно, через «мероприятия», реконструировать обрядово-бытовую, фольклорно-художественную традиции.

Настоящее исследование является первой попыткой восполнить пробел в изучении русской лирической песни и частушек в Дагестане. Исследование тематически обращено к жизни и судьбе русского народа и терского казачества в Дагестане, их песенной культуре. У каждого народа, в том числе и русского, в Дагестане имеются как общие, так и локальные особенности в содержании, тематике, поэтике, исполнении русских песен, что имеет важное значения для осмысления всего фольклора, представляющего своеобразную летопись этноса и отражения его эстетического мышления.

Степень изученности проблемы. Первое крупное специальное издание «Собрание разных песен» М. Д. Чулкова является фундаментальной песенной энциклопедией XVIII в. Работу, начатую в 1776 г. В. Трутовским, продолжают И. Прач, Н. А. Львов, А. Е. Пальчиков, Н. М. Лопатин, В. П. Прокунин, Е. Линева и другие. Выходит «Сборник песен Самарского края» 2 В. Г. Варенцова. Труды П. В. Шейна «Русские народные песни»3 и два выпуска фундаментальной работы «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.»4 собрали около двух тысяч песен. В семитомном сборнике А. И. Соболевского «Великорусские народные песни»5 собрано около пяти тысяч текстов народных песен. П. В. Киреевский организовал сбор из уст народа былин, стихов, лирических песен и других фольклорных памятников. Его сборники «Песни, собранные П. В. Киреевским»1 включают свыше четырех тысяч песен. Фольклористами Б. М. Соколовым и Ю. М. Соколовым собран большой том «Сказки и песни Белозерского края» 2.

В начале XX в. развернулась работа по собиранию частушек. Первым изданием частушек стал сборник Д. К. Зеленина «Песни деревенской молодежи»3, из дореволюционных изданий – «Сборник деревенских частушек»4 В. И. Симакова и «Сборник великорусских частушек»5 Е. Н. Елеонской, в которых собрано более девяти тысяч частушек из различных губерний России.

В советское время тексты песен и частушек публикуют в журналах, сборниках по фольклору М. И. Смирнова, В. В. Князева, А. М. Астахова, Н. П. Колпакова, В. К. Архангельская, С. Г. Лазутин, А. М. Кретов, В. С. Бахтин и другие. Наибольшую научную ценность представляет сборник З. И. Власовой и А. А. Горелова «Частушки в записях советского времени»6, изданный Академией наук СССР, который включает более восьми тысяч текстов, записанных во многих районах страны.

Исследованием русских частушек на Северном Кавказе занимался известный фольклорист И. Н. Бойко. Его уникальные сборники: «Отрадненские частушки, припевки, страдания»7, «Плясовые припевки Кубани»8, «Ставьте ушки на макушки – современные частушки»9 – результат методической работы в учреждениях культуры, углубление в песенное творчество и приобщение к собирательской деятельности.

Записи и публикации фольклора русского населения и терского казачества в Дагестане начались со второй половины XIX в. – через газеты «Терские ведомости», «Кавказ», но основным трудом, где публиковались историко-этнографические материалы и фольклор русского населения и терского казачества, стал «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК). В 1895 г. вышла работа Ф. Панкратова «Гребенцы в песнях»1. В 1927 г. известный ученый-языковед А. Пешковский записал 12 текстов в рыбацких поселках Чечень и Черный Рынок. В 1964–69 гг. в Кизлярском районе и на побережье Каспия экспедиция В. Д. Лебедева записала 1 390 текстов песен.

Исследованием русской народной лирической песни и частушек в Дагестане занимались Б. Н. Путилов, Ю. Г. Агаджанов, Л. С. Киреева, В. С. Кирюхин.

Результатом исследования казачьего фольклора Б. Н. Путиловым стали сборники «Песни гребенских казаков»2, «Исторические песни на Тереке»3.

Л. С. Киреева в работе «Народная поэзия терских казаков в связи с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии»4 исследовала поэзию терских казаков.

В сборники В. С. Кирюхина включены тексты лирических песен и частушек: «Русская песня в Дагестане»5 (350 текстов), «Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества»6 (123 текста песен и 39 частушек), «Современные русские частушки Северного Кавказа»7 (1160 текстов кубанской, ставропольской и терской традиций). Современный уровень развития науки о словесном искусстве позволяет обратиться к материалу, собранному В. С. Кирюхиным, и нашему полевому материалу, собранному в Кизлярском, Тарумовском районах Дагестана, г. Кизляр, Махачкала, чтобы провести классификацию текстов, выделить идейно-тематическое содержание, поэтику, выразительные средства русских народных лирических песен и частушек русского населения и терского казачества Дагестана.

Источниковой базой диссертации явились материалы и документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве РД, а также в ведомственных, текущих архивах Дома народного творчества Республики Дагестан. Изучены и использованы в диссертационной работе «Сборники материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Кавказские календари», «Терские сборники» за разные годы, где публиковались тексты песен терского казачества, имена собирателей казачьего фольклора. Важным источником стали материалы Всероссийской переписи населения 2002 г. Особую ценность представляют документы, извлеченные из рукописных фондов ИИАЭ и ИЯЛИ им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук. Разнообразный фактический материал получен из периодической печати и Интернета. Ценными для нас были материалы из республиканских газет: «Дагестанская правда», «Молодежь Дагестана», «Махачкалинские известия», а также журнальной периодики: «Народы Дагестана», «Дагестан», «Жизнь национальностей», «Этнографическое обозрение», «Культурная жизнь Юга России», «Проджи» и др.

Комплексно используя совокупность имеющихся в нашем распоряжении архивных материалов и литературных источников, опираясь на достижения отечественной историографии и фольклористики, мы сделали попытку освещения процесса формирования русского населения и терского казачества с их уникальной песенной традицией, исследования необрядовой лирической песни и частушек, их тематических и поэтических особенностей в Дагестане.

Объектом исследования являются русские народные необрядовые песни лирического содержания и частушки, их тематика, поэтика, образная система, всестороннему анализу подвергнуты их выразительные средства.

Предмет исследования – русские народные необрядовые лирические песни и частушки, опубликованные в сборниках В. С. Кирюхина «Русская песня в Дагестане», «Русский фольклор на Северном Кавказе периода демократических преобразований общества», «Современные русские частушки Северного Кавказа», архивный материал Института ЯЛИ им. Г. Цадасы и полевой материал, собранный в Кизлярском, Тарумовском районах Дагестана и г. Махачкала, Кизляр в 2007–2010 годах.

Цели и задачи исследования.

Основная цель работы – изучение тематики и поэтики необрядовых русских народных лирических песен в Дагестане, их специфики, а также систематизация по тематическим циклам имеющегося фактического материала по лирическому жанру, функционирование в настоящее время русской народной песни в общенациональном и регионально-локальном пластах фольклора. Это предполагает решение следующих задач:

1. Осветить исторические аспекты формирования русской культурной общности в Дагестане с историческими и этнографическими особенностями.

2. Рассмотреть общие и локально-особенные черты русской необрядовой народной поэзии в Дагестане.

3. Систематизировать необрядовую лирику по тематическим циклам, подгруппам и сюжетным мотивам, описать выразительные средства поэтики необрядовой русской народной лирической песни и частушек в Дагестане.

4. Создать целостную картину эволюции и бытования жанра русской необрядовой лирической песни и частушек в Дагестане с богатством в казачьих песнях эстетического, нравственного, морально-этического многообразия предметно-чувственного мира.

Научная новизна исследования заключается в выборе актуальной темы, впервые привлекаются к монографическому исследованию произведения народной поэзии русского населения Дагестана и тексты русских фольклорных коллективов. Диссертант ввел в научный оборот обширный фактический материал, состоящий из малоизвестных и новых текстов, обнаруженных в архивах и собранных в полевых условиях. Научная новизна состоит в анализе ранее не исследованных русских необрядовых лирических песен, и частушек, составлении тематических циклов и изучении особенностей поэтики лирических песен и частушек. Собранный материал расширяет пределы представлений о многообразии русской народной поэзии в Дагестане и будет способствовать более объективной оценке культурно-исторического прошлого и самобытных черт русского населения Дагестана.

Теоретической основой исследования явились труды по фольклористике, литературоведению и этнографии русских и дагестанских ученых: А.Н. Веселовского, В.А. Проппа, С.Г. Лазутина, В.И. Симакова, Е.Н. Елеонской, В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, В.М. Жирмунского, В.С. Бахтина, В.М. Гацака, Н.П. Колпаковой, В.М. Ереминой, Г.Г. Гамзатова, У.Б. Далгат, А.М. Аджиева, Х.М. Халилова, М.Ш. Ризахановой, И.А. Суздальцевой, В.С. Кирюхина, Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой, М.Р. Халидовой, А.М. Ганиевой, М.М. Курбанова и др.

Методологическая основа диссертации строится на принципах сравнительно-исторического и типологического изучения русской народной поэзии в Дагестане. Методы и приемы исследования опираются на принципы научной объективности. В работе реализован системный подход, который позволил выявить самобытность русской народной поэзии в Дагестане, ее историзм и богатое содержание, поэтику, эволюционные процессы, которые произошли в лирических жанрах русской народной поэзии, и динамику развития этого жанра в Дагестане. В работе также учтены наблюдения и обобщения в области изучения национального фольклора, в частности труды ученых Северо-Кавказского региона, добившихся весомых результатов в теоретическом освоении национального фольклора.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертация является новой ступенью в исследовании тематики и поэтики русской народной поэзии в Дагестане. Результаты исследования можно использовать в процессе дальнейшего изучения вопросов развития русской народной поэзии как в Дагестане, так и на Северном Кавказе, а также в научных изысканиях фольклорно-этнографического плана. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий и научно-методических разработок по филологическим дисциплинам (фольклористике, культурологии и др.), написании обобщающих трудов по русскому фольклору в полиэтническом регионе, разработке спецкурсов по русскому фольклору в регионах Северного Кавказа. Проведенное исследование способствует расширению области культурологического знания и проблемного поля истории, этнографии, фольклористики, а также обеспечивает новый теоретический взгляд на исследование традиционной песенной культуры Дагестана.

Апробация и публикации. Диссертация обсуждалась на заседании отдела фольклора Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. По ее результатам излагались доклады и сообщения на научных конференциях в ДГУ, ИЯЛИ ДНЦ РАН, ДГПУ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, тезисах, опубликованных в сборниках научных работ.

Список публикаций приведен в конце автореферата.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем – 236 с.

На защиту выносятся следующие положения:

освоение территории Дагестана терским казачеством обусловлено экономическими интересами и необходимостью защиты русских границ в XVIXVIII вв. Переселенческая политика обусловила формирование русской культурной общности в Дагестане;

– основополагающий вид жизнедеятельности русских переселенцев и терских казаков способствовал возникновению особенного слоя культуры, выраженного в традиционно-бытовом укладе: специфике архитектуры, самобытности традиционной и казачьей одежды, пище, фольклоре, уникальности необрядовой русской народной лирической песни и частушек в Дагестане;

– современное состояние жанра русской необрядовой лирической песни и частушек в Дагестане синтезирует в себе социально-культурные черты и элементы современной песенной культуры;

– систематизация необрядовой русской лирической песни по тематическим циклам, подгруппам и сюжетным мотивам позволяет уяснить взаимодействие народной песни с народным бытом и выявить национальную специфику в жанре и темах лирической песни;

– жанр русской необрядовой лирической песни и частушек в Дагестане сохраняет в сюжетах эмоционально-психологическое многообразие поэтики, традиционные формы композиции, импровизацию, хоровое исполнение;

– взаимовлияние кавказской и русской культур сопровождается обогащением сюжетов и поэтики местным колоритом с соответствующими бытовыми и языковыми элементами.

Похожие диссертации на Русская народная поэзия в Дагестане : на материале необрядовой лирики