Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике Грешникова Анжела Васильевна

Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике
<
Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Грешникова Анжела Васильевна. Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике : 10.01.09 Грешникова, Анжела Васильевна Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике :на фольклорном материале Курской области : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 Орел, 2007 190 с., Библиогр.: с. 165-189 РГБ ОД, 61:07-10/1818

Введение к работе

Длительное совместное проживание русских и украинцев, их тесные хозяйственно-экономические связи привели к значительному этнокультурному сближению Развивающиеся процессы этнокультурной интеграции между двумя родственными восточнославянскими народами - характерная черта их этнического развития Русские и украинские группы населения не были однородными в этнокультурном аспекте, поскольку их состав в результате постоянных миграций непрерывно пополнялся переселенцами различного сословного происхождения Следствием сложных историко-социальных процессов явилось многообразие местных локальных вариантов бытовой культуры, формировавшихся в разное время под влиянием комплекса фактов

При изучении истории заселения Курской губернии использовались труды дореволюционных и советских историков Однако в большинстве исторических трудов сравнительно мало внимания уделяется характеристике этнической истории

Население региона сложилось в результате длительных и сложных миграционных движений Постепенно под влиянием общих исторических и социальных условий происходила этническая и культурная консолидация выходцев из разных районов России Однако у русского населения отдельных ареалов сохранялись специфические особенности в различных компонентах культуры

Особенностями миграционных процессов определяются и различия в национальном составе населения исследуемой территории В Курской губернии при общем преобладании русских возникло значительное число украинских поселений, расположенных компактными группами или дисперсно Украинские поселения не составляли такого крупного монолитного массива как на юге соседней Воронежской губернии Здесь они располагались гнездами либо крупными зигзагообразными

полосами, вкрапливавшимися в массивы русских поселений Характерно было чересполосное русско-украинское расселение

В русско-украинской этноконтактной зоне в районах смешанного расселения, где сложились благоприятные условия для прямых контактов этносов, происходили сложные этнические процессы, имевшие определенное своеобразие в различных районах исследуемой территории Интенсивность этих процессов зависела от характера расселения русских и украинцев, меры дисперсности или компактности их поселений, от социально-экономических условий их жизни в различные исторические периоды, от национальной государственной политики и многих других факторов.

Еще в 60-годы XIX в Г Ткачев подчеркивал « великороссы и малороссы, живя столько времени рядом, имея общие интересы и начальство, сталкиваясь постоянно в торговле и разных общественных и частных делах, естественно, не могли не позаимствовать друг у друга некоторых черт не только внешних, но и внутренних» '

В жизни «обрусевших» украинцев отмечалось украинское своеобразие «между собой, а особенно в семьях они говорят по-малорусски у необразованных осталась песня, свадебный обряд . щедривка, посивання, колядка, кутя на сочельник, жарене порося на пасху » В украинских земледельческих селениях национальные традиции проявлялись ярче «Серое пахарское село еще пока чисто малорусское, но и в нем нельзя не видеть проявлений той же русификации»2

Основная масса украинцев и русских сохраняет свое национальное самосознание Там, где русские живут более или менее компактно, и прежде всего в отдельных селах, представлявших в прошлом определенную административно-хозяйственную замкнутую единицу, они называли и

! Ткачев Г Этнографические очерки Богучарского уезда //Памятная книжка Воронежской губернии

на 1865-1866 гг - Воронеж ,1867 С 174

2 Покровский Д В Воронежские хохЛы //КС, 1885 Т XI Апрель С 633-648

называют себя в настоящее время русскими Вместе с тем имеет место и трансформация самосознания у русских групп, проживающих в смешанных украинско-русских селах, особенно там, где русские оказались в меньшинстве среди коренной и численно превосходящей их национальности того или иного села. Сходные явления в изменении национального самосознания у русских, живущих среди численно превосходящих их украинцев, наблюдаются также в южных районах Украины' Встречаются случаи изменения национального самосознания у украинцев Это наблюдается в некоторых селах с преобладающим русским населением, где украинцы составляют небольшую долю населения Местные жители в национально-смешанных селах иногда, так же как в национально-смешанных районах России, затрудняются ответить, к какой национальности они принадлежат, что объясняется активно происходящими в этих районах процессами этнического смешения населения

Особенности заселения восточных и западных исследуемых русских районов способствовали формированию определенных этнических общностей в пределах более обширной южнорусской территории Для населения среднего течения Оки была характерна восточная группа южнорусских наречий русского языка На территории Курской, Белгородской области, так же как в верховьях Оки, бытовала южная, или орловская, группа южнорусских говоров

Актуальность исследования.

Народы отличаются между собою национальными особенностями, своеобразием национального характера и потому они, взаимодействуя, обогащают друг друга, составляя единую человеческую семью

Как каждый человек выражает собою преимущественно одну какую-нибудь сторону общечеловеческой натуры и потому сам нуждается в

' Чижикова Л Н Русско-украинские связи в южных районах Украины //Культурно-бытовые процессы на юге Украины - М, 1979 С 19,20

других людях, «так и каждый народ выражает собою преимущественно одну какую-нибудь сторону всецелого и единого духа человеческого, и потому нуждается в соприкосновении с другими народами, принимает от них в себя то, чего ему недостает, и дает им от себя то, чего им недостает»'

Хотя реалии жизни разных народов, культурные традиции и отличаются друг от друга, экономическая, научно-техническая, социальная общность народной жизни и в эстетической среде формирует сходные структуры, черты, тенденции

Для современных фольклорных процессов имеют огромное значение такие факторы, как подвижность населения, растущая роль русского языка в общении различных народов Все это стимулирует развитие национальной культуры, содействует взаимопроникновению фольклора разных народов Процесс этот крайне сложный, требующий детального изучения Важно при этом учитывать, что этнические свойства фольклора не существуют самостоятельно, вне его эстетических функций К этому следует добавить постоянную динамику фольклора, его высокую проницаемость по сравнению с другими компонентами духовной культуры

Цели и задачи исследования:

выявить специфику и своеобразие народных песенных вариантов, записанных в русско-украинских селах,

процессы, происходящие в традиционных песенных текстах в наше время,

факторы, влияющие на складывание местных фольклорных традиций,

проследить глубину русско-украинских фольклорных

взаимопроникновений,

рассмотреть функции песенной лирики русских и украинцев, внутренние и внешние (для фольклора) условия, создающие необходимость

' Белинский В Г Поли собр соч В ІЗ т Т 5 С 657

и возможность усвоения иноэтнического фольклорного материала и делающие это усвоение закономерным актом фольклорного творчества.

Автор стремился проследить закономерности развития компонентов культуры изучаемых этносов в историко-сравнительном плане, рассматривая традиционно-бытовую культуру русско-украинского пограничья как часть общей проблемы истории культуры восточных славян и их ближайших соседей Не ставя своей задачей детальное рассмотрение всех компонентов, в качестве экспериментального материала при исследовании этнокультурных процессов в выбранной зоне диссертант сознательно остановил свое главное внимание на песне

В 1954 г с целью сбора материалов для историко-этнографического атласа "Русские" в нескольких районах Курской, (а также в Орловской и Липецкой областях) работала экспедиция Института этнографии АН СССР в составе О А Ганцкой, Н И Лебедевой, А С Парниковой и др Результаты этих обследований опубликованы в содержательной работе, где есть интересные материалы по традиционной культуре и группам населения бывшей Курской губернии.1

Особый интерес для нашей работы представляет труд по русской лингвистике Д К Зеленина, уникальный по широте охвата территории и привлечению массовых краеведческих материалов Это «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации» (СПб, 1913) В этой работе, посвященной изучению русских говоров в различных губерниях России, имеются ценные для нас сведения по говорам различных районов Курской губернии Для решения лингвистических задач Д К Зеленин привлекает этнографические материалы

1 Ганцкая О А. Лебедева Н И Парникова А С Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей (XIX - начало ХХв ) //Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР - М , i960 (ТИЭ Т LVII)

Методологическая основа исследования

Основополагающим явился принцип изучения фольклорных связей как органического единства, отражающего глубокую внутреннюю взаимосвязанность и взаимозависимость (В М Жирмунский, Б М Мелетинский, Н И Кравцов, В М Гапак, Б Н Путилов и другие )

Устно-поэтическое творчество каждого народа никогда не развивалось изолированно, хотя контакты и влияния не определяли и не определяют в целом развития национальной фольклорной культуры Развитие фольклорных связей обусловливается факторами национальной истории народов, особенностями их культурных традиций

Задачи, поставленные в работе, решаются сравнительно-историческим методом

Сравнительно-историческое изучение предполагает выяснение общих и сходных явлений в фольклоре, их объяснение

В фольклористике существует несколько способов изучения сходных и общих явлений в народном творчестве историко-генетический, историко-культурный, историко-типологический

Даже в тех случаях, когда может быть установлена типологическая близость сюжетов, типологический аспект сравнительного анализа недостаточен Историко-типологическое, историко-генетическое и историко-культурное направления сравнительного исследования должны, дополняя друг друга, сочетаться

Объект данного исследования - традиционные народные песни Живя в веках, многие из них представляют интерес и в наши дни, устанавливают связи с современной действительностью, поскольку разрабатывают «вечные» темы Рассказывая о далеком прошлом, они являются своеобразным историческим документом Изучение этого ценнейшего наследия, его критическое освоение является такой же первоочередной задачей, как и изучение новых устно-поэтических произведений

Проблемы межэтнических связей необходимо решать исторически на всем доступном материале Однако, исходя из того, что эти связи происходят в наше время более интенсивно и материал для суждений доступен благодаря современным записям, работа строится на фольклорных произведениях, собранных преимущественно в наше время

Основные положения, выносимые на защиту.

1 Внеобрядовая песенная поэзия русского и украинского фольклора
представляет сложную жанровую систему, включающую произведения,
созданные в разное время, отличающиеся в плане тематического
содержания, художественно-изобразительных средств

  1. Изучение записей в сопоставительном аспекте показывает динамизм, развитие жанров в необрядовой песенной поэзии

  2. Одним из необходимых аспектов изучения, вытекающим из специфики материала, является вопрос о взаимодействии русских и украинских песенных традиций Прослеживание на определенной территории русско-украинских связей свидетельствует о том, что русская песня в русских селах и украинская песня в украинских селах развивались параллельно, оказывая друг на друга влияние Этот факт требует постановки вопроса о сходстве и различии в бытовании русской и украинской песни

В Курской области русская песенная территория подошла вплотную к песенной территории украинской Южно-русские области связаны непосредственно с общерусским песееным массивом.

4 Предпринятое изучение должно показать, в чем конкретно
проявляется устойчивость традиции, каким закономерностям она
подчинена и как связана с образным содержанием песни

Научная новизна и практическая ценность работы Традиционная русская песенная лирика, бытующая в современной русско-украинской среде, впервые стала предметом комплексного

исследования Интересующие проблемы рассматриваются

преимущественно на материале, впервые вводимом в научный оборот Этот материал позволяет увидеть качественно новые возможности изучения проблемы фольклорного взаимодействия братских народов

Культурное наследие не реликтовое отражение прошлого, оно живет и реализуется в сознании и деяниях каждого нового поколения, становится фактором формирования его духовного мира

Рассмотрение функций песенной лирики дает основание для конкретного изучения происходящих процессов консолидации культур разных народов

Освещение роли фольклорного наследия в художественной культуре наших дней имеет не только научно-теоретическое, но и общественно-практическое значение Постоянное духовное обогащение народа включает в себя и активное использование сокровищ культурного наследия, в частности фольклора Оно является исторической закономерностью, требованием процесса исторической преемственности Как и в предыдущие эпохи, художественное самовыражение остается внутренней потребностью современного человека и за фольклором остается своя, особая роль в ее удовлетворении

Фактический материал данной работы может найти применение в спецкурсах по фольклорным связям в высших учебных заведениях, в деле эстетического и интернационального воспитания поколений, а также при создании истории культуры русского и украинского народов

Апробация работы

Основные положения диссертации изложены в шести статьях, в докладах на Всероссийских, региональных научных конференциях, на заседаниях кафедры историко-культурного наследия Орловского государственного университета

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии Объем диссертации 164 страницы, библиография включает 340 наименований

Похожие диссертации на Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике