Введение к работе
Актуальность темы данной работы (в связи со сказанным), заключается в продолжении исследований в области теории поэтического языка, изучении особенностей индивидуального стиля П.Целана, а также в рассмотрении его лирики как модели языкотворчества в современной поэзии.
Новизна работы заключается в самой постановке проблемы и формулировке темы исследования, посвященной диалектической взаимосвязи поэзии и языка. Введите в отечественную науку лирики поэта, изучеігае творчества которого еще только начинается в нашей стране, также определяет новизну исследования.
Цель его состоит в том, чтобы показать, с одной стороны, общие черты, свойственные современному поэтическому языку, а с другой стороны — показать особеїшости языка поэзии П.Целапа.
Материалом для анализа выступают первые пять поэтических сборников П.Целапа: МоЬп und Gedachtnis, Von Schwelle zu Schwelle, Sprachgitter, Die Niemandsrose, Atemwende, которые, с нашей точки зрения, наиболее адекватпо выражают характеріше особеїшости его индивидуального стиля. В теоретической части работы производится анализ стихотворений других немецких поэтов и философов, языкотворчество которых повлияло — прямо или косвенно — на язык поэзии П.Целана.
Методом данного исследования является метод герменевтический. Творческая природа объекта (поэтического текста) диктует и выбор метода его описания, которым является герменевтика (искусство интерпретации, по Фр.Шлейермахеру и Э.Штайгеру). Особенность этого метода состоит и в том, что, будучи творческим, он всякий раз задается и, можно сказать, создается своим объектом, т.е. творчество языка предопределяет и творческий метод его анализа.
Положения, которые выносятся па защиту:
1. Поэзия П.Целана есть созидание нового поэтического языка с
использованием выразительных возможностей языковой системы
немецкого языка.
-
Поэзия П.Целана подтверждает гипотезу о поэтическом происхождении языка.
-
Языкотворчество П.Целана объемлет все уровни языка, сконцеїггрироваїшьіе в тексте, начиная от звука и закапчивая целым текстом.
-
Реализованная метафора приводит к деметафоризацни всего текста, превращая метафору в чистый языковой знак.
-
Метафора выступает в языке поэзии как синкретический троп, для характеристики которого мы предлагаем термин "металогос".
-
В результате собирания метафор в тексте создается поэтический символ, который, если воспользоваться термином М.Хайдеггера, является логосом поэтического текста.
-
Способами собирания являются звукопись, повтор, параллельные и антитетические конструкции, метафора и метонимия, а также вся композиционная структура текста.
Теоретическое значение работы заключается в типологическом характере ее положений и выводов, представляющем поэзию как творчество языка, развитие теории поэтического языка, а также в определенном вкладе в теорию герменевтического анализа поэтического текста.
Практическое значите работы состоит в представленном в пей анализе текстов П.Целана, взятых из разных периодов его творчества, и в возможности использования материала анализа и теоретических выводов на лекциях, спецкурсах и семинарах по стилистике художественной и, в частности, стихотворной речи, и по истории немецкой (австрийской) поэзии, а также на семинарах и лекциях по герменевтике.
Работа прошла апробацию в выступлении на Герценовских чтениях в мае 1995 года с последующим опубликованием тезисов, а также в трех статьях на тему диссертационного исследования, отражающих основные его положения.
В работе (и это следует уже из формулировки ее темы) переплетаются проблемы синхронии, диахронии и теории, которые отражают многоаспектность предмета исследований и предопределяют структуру работы.
Работа состоит из двух глав. В первой главе (теоретической части работы) рассматриваются общие вопросы системно-структурной организации стихотворной речи и связанного с нею герменевтического метода анализа поэтического текста. Ипдивидуал?>ный стиль и такое явление в литературе как современная лирика рассматриваются здесь в их иерархической взаимосвязи. В 5 первой главы делается попытка вычленения особой лингвопоэтической традиции в немецкой мистике, поэзии, философии и филологии, что позволяет нам остановиться не только на структурио-синхроїшческом, но и историко-диахроническом исследовании языкотворчества.
В качестве примера творчества языка рассматривается поэтическая метафора, которая, будучи "универсальной категорией поэтического" (Лосев), выражает сущность этого явления наиболее адекватно.
Последний параграф посвящен исследованию творчества П.Целана в современной (прежде всего зарубежной) науке. Вторая глава (экспериментальная часть) рассматривает поэтический язык П.Целана, концентрируя свое вішмание не на всех явлениях, а лишь на конструктивных.
Первая группа явлений связана с семантикой стихотворений, и здесь исследуются метафора, словотворчество и другие элементы образной системы его лирики. Вторая группа явлений связана с ритмом как воплощением формы лирического стихотворения. При этом особегаюсти, присущие свободным ритмам П.Целапа, рассматриваются как со стороны
метра, проявляющего себя в повторах, так и со стороны синтаксиса. Результаты исследования метафоры и ритма как концентрированной семантики (метафора) и формы (ритм) на уровне отдельных текстов позволяет обратиться к анализу композиционной структуры целого поэтического сборника "Sprachgitter", который анализируется здесь по аналогии с полифонической музыкальной пьесой (фугой). Последний параграф второй главы посвящен языковому выражению мотива катастрофы в поэзии П.Целана, который, с нашей точки зрения, является для этого поэта ведущим.
В заключении обобщаются итоги исследования языка лирики П.Целана и делаются выводы относительно темы всего исследования.
К тексту диссертационного исследования прилагается библиография, включающая 201 наименование, в том числе 84 — на иностранных языках.