Введение к работе
Актуальность исследования. В последнее время все большее внимание в лингвистике уделяется особенностям индивидуального стиля, проявляющимся в текстах на различных языковых уровнях. Изучению синтаксических, морфологических, словообразовательных, лексических, стилистических признаков идиостиля посвящено большое количество исследований [Марусенко и др. 2001; Мартыненко 1988; Севбо 1981 и др.; Поддубный и др. 2010]. Сказанное в особенности относится к идиостилю поэтов, который служил предметом рассмотрения целых школ и направлений [Гаспаров 1995, 1996; Баевский 1993, 1994, 1997; Мартыненко 2004; Андреев 2002 и др.].
Важным аспектом анализа стихотворного текста является выявление тех связей и зависимостей, которые имеют место между его элементами. Их исследование позволило получить важные результаты и ценные выводы по описанию стиля поэтов, их классификации [Андреев 2004; Баевский 2001; Гаспаров 1989, 1996; Гринбаум 2001; Красноперова 1989; Скулачева 2001; Тарлинская 2001; Шоу 2004].
Следует отметить, что если до недавнего времени изучение индивидуального стиля в основном заключалось в выявлении особенностей стиля автора в целом, то в последнее время акцент анализа сместился на изучение вариации элементов идиостиля, их изменений во времени [Баевский 2001; Андреев 2011]. Число таких исследований возрастает, однако пока еще относительно невелико. Новые поиски маркеров изменения во времени идиостилей, динамика которых не служила еще пока предметом описания, помогут создать поле для дальнейших работ по изучению этого сложного и важного феномена.
Объектом исследования является индивидуальный стиль Дэвида Герберта Лоуренса как структурное образование взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, представленных в его лирических произведениях. Предмет исследования – соотношения признаков, отражающих индивидуальный стиль поэта на различных временных этапах его развития.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики изменений в соотношениях разноуровневых и разноаспектных признаков, характеризующих идиостиль Лоуренса на различных этапах его творческого пути.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
1) установить основные периоды развития идиостиля Лоуренса;
2) определить соотношения признаков в лирических произведениях Лоуренса, характеризующие его идиостиль во всем творчестве, с одной стороны, и на различных этапах творчества писателя – с другой;
3) выявить основные корреляционные зависимости признаков, реализующиеся в рамках стихотворной строки;
4) найти оптимальное количество признаков и качественный набор параметров, позволяющих построить эффективную модель классификации текстов во времени, установить степень ее устойчивости;
5) сопоставить лингвистические маркеры, определяющие особенности индивидуального стиля автора на различных этапах его творчества;
6) определить степень сходства и различия идиостиля Лоуренса на различных этапах творчества.
Новизна данной работы заключается в следующем.
1) Проведено комплексное изучение межуровневых соотношений и взаимодействия признаков стихотворного текста у Д.Г. Лоуренса, одного из наиболее известных английских авторов 20 века.
2) Изучена роль широкого спектра морфологических признаков для описания особенностей идиостиля поэта.
3) Для соотнесения лингвистических параметров речи применен корреляционный анализ, апробированный на языковом материале.
4) Выявлена степень соотнесенности варьирования формальных маркеров изменчивости стиля Лоуренса с его жизненными обстоятельствами.
5) Определена модель изменения идиостиля на базе различных признаковых парадигм.
Материал диссертационного исследования представлен стихотворными текстами лирики Д.Г. Лоуренса. Работа основывается на анализе только тех произведений, которые вошли в прижизненные сборники автора.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В лирических произведениях Лоуренса существуют статистически значимые и лингвистически релевантные зависимости между разноуровневыми и разноаспектными признаками, как в пределах строки, так и целого произведения, которые характеризуют его индивидуальный стиль.
2. На различных этапах развития индивидуального стиля Лоуренса структура межуровневых связей подвергалась изменениям, которые затрагивали как качественный, так и количественный характер их соотношений.
3. В лирических произведениях Лоуренса имеют место соотношения формально-семантических признаков языковых элементов и их локализации в строке.
4. Развитие идиостиля Лоуренса характеризуется значительным отклонением от начального периода на втором этапе его развития и относительно меньшими изменениями между вторым и третьим периодами.
5. Изменение индивидуального стиля Лоуренса затрагивает как морфологические, так и стихотворные признаки. Комбинация морфологических и стихотворных признаков позволяет получить наиболее ясную модель изменения идиостиля поэта.
Теоретическую основу исследования составили труды отечествен-ных и зарубежных ученых: по стилеметрии Г.Я. Мартыненко, М.А. Марусенко, Д. Лаббе, Дж. В. Пеннебекейра, Г. Хетсо, по стиховедению Б.В. Томашевского, К. Тарановского, В.В. Жирмунского, Р.О. Якобсона, М.Л. Гаспарова, В.С. Баевского, М.А. Красноперовой, по использованию математических методов в лингвистике – Р.Г. Пиотровского, Л.Н. Беляевой, С.Н. Андреева, В.В. Левицкого, Г.Г. Сильницкого, Ю.А. Тулдавы, по анализу динамики индивидуального стиля – В.С. Баевского, В.С. Андреева, И.В. Романовой; по семантике – работы Г.Г. Сильницкого, на основании которых проводилось семантическое описание глагольной системы в текстах Лоуренса, лингвистические теории отечественных и зарубежных исследователей Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, З.А. Харитончик и др.
Методы исследования.
В связи с использованием в диссертации признаков различных лингвистических уровней в ней был использован широкий набор методов, направленных на морфологический, синтаксический, метро-ритмический, семантический анализ и анализ типа рифмы. Важная роль отводилась структурно-семантическому методу, направленному на исследование структуры и семантических особенностей, как целого произведения, так и его составляющих – стихотворных строк (стихов). Сравнительно-сопоставительный метод использовался для сопоставления лингвистических маркеров различных этапов творчества. В исследовании широко использовались методы математической статистики: корреляционный анализ, коэффициент сходства, а также многомерные методы анализа – дискриминантный и кластерный.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в изучение многоуровневого анализа данных, а также классификацию стихотворных текстов Д.Г. Лоуренса, позволяет углубить теоретические знания о построении классификационно-периодизационных моделей английских писателей, выявить не отмеченные ранее особенности взаимодействия элементов стихотворного текста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его результаты в курсах лексикологии, стилистики английского языка, на практических занятиях по английскому языку, а также в курсах по выбору, посвященных компьютерной лингвистике.
Полученные результаты также могут быть использованы для сопо-ставительного анализа идиостиля Лоуренса в поэзии и в прозе, и при сопоставлении его идиостиля с идиостилями других поэтов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты ис-следования излагались в докладах, представленных на следующих международных, всероссийских, межвузовских научных и научно-практических конференциях: «Системы компьютерной математики и их приложения» (Смоленск 2006, 2007, 2009, 2010), «Проблемы компьютерной лингвистики» (Воронеж 2011), «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Смоленск 2011), «Корпусная лингвистика – 2011» (Санкт-Петербург 2011), международная научно-практическая конференция ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ (Москва – Луганск 2011), а также на заседаниях лингвистического семинара кафедры иностранных языков. Результаты работы отражены в пятнадцати публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы и заключение, список используемой литературы и приложения.