Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Матвеева, Анна Сергеевна

Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии
<
Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матвеева, Анна Сергеевна. Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Матвеева Анна Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/684

Введение к работе

Актуальность диссертации обусловлена сложностью и неисчерпаемостью предмета исследования. Отсутствие единого общепринятого определения образа привело к появлению новых точек зрения на вопрос о его сущности. Несмотря на обилие подходов и ракурсов исследования образа, само это понятие все еще не является до конца изученным. Думается, что подход к изучению поэтических образов с точки зрения парадигм образов или инвариантов, существующих в понятийной поэтической картине мира, а также их рассмотрение в диахроническом плане позволит глубже проникнуть в суть этого явления.

Новизна данного исследования состоит в том, что в англоязычной поэзии были выделены образные аналогии, связанные с понятиями «жизнь», «смерть» и «любовь», которые впервые представлены как парадигмы образов. Новым является и то, что парадигмы поэтических образов (включающие концептуальные метафоры и их

Lakoff G., Turner М. More Than Cool Reason. A Field Guide to Poetic Metaphor. - Chicago - Lnd., 1989.

9 Павлович H. В. Словарь поэтических образов. В 2-х т. - М., 1999; Павлович Н. В. Язык образов.
Парадигмы образов в русском поэтическом языке. - М., 2004.

10 Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. - М., 2004, с. 14.
Там же. - С. 53.

многочисленные поэтические реализации) были изучены с точки зрения их исторического развития, т. е. в диахронии. Сделана попытка определить источники данных уподоблений и ассоциаций. В результате исследования были выявлены основные тенденции исторического развития образных аналогий с упором на изменения в языковом выражении изучаемых парадигм.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что, используя достижения когнитивной лингвистики, она вносит вклад в историческую поэтику, в лингвопоэтику и теорию поэтического языка. Намечены пути категоризации в поэзии, сведения обширного материала образной речи к ограниченному набору инвариантов. В результате предпринятой в работе попытки окинуть поэзию «взглядом сверху» было прослежено соотношение индивидуального и традиционного в поэзии.

Практическая ценность работы заключается в том, что в ней показаны новые ракурсы изучения поэзии, что может обогатить и расширить метод лингвопоэтического анализа. Полученные выводы можно использовать в лекциях по лингвопоэтике, а также на практических занятиях по интерпретации поэтических текстов.

Предметом исследования являются произведения английских и американских поэтов, содержащие образные представления о жизни, смерти и любви.

Объект исследования - парадигмы образов, связанные с понятиями «жизнь», «смерть», «любовь» с точки зрения их происхождения и развития.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы проследить развитие парадигм образов, относящихся к понятиям «жизнь», «смерть» и «любовь» в англоязычной поэзии, на протяжении нескольких веков.

В связи с этим выделяется несколько конкретных задач:

  1. определить концептуальные метафоры, связанные с понятиями «жизнь», «смерть» и «любовь» в англоязычной поэзии;

  2. установить соотношение между ними;

  3. выявить истоки этих аналогий;

  4. определить, какие парадигмы исчезли из поэзии, а какие остались;

  5. выяснить, в каком направлении развивалось языковое выражение рассматриваемых концептуальных метафор и какие средства языкового выражения были преобладающими в тот или иной период;

  6. проследить, как менялось отношение к парадигмам образов и какие оценочные коннотации они приобретали на протяжении веков. Поставленные в диссертационном исследовании вопросы изучаются на

материале парадигм образов в стихотворных произведениях английских и американских поэтов разных эпох. Временной промежуток, к которому относятся изученные поэтические тексты, охватывает обширный пласт английской поэзии, начиная с середины 14 века и заканчивая началом 21 века. Среди проанализированных текстов произведения британских поэтов Томаса Уайетта (1503-1542), Эдмунда Спенсера (1552-1599), Уильяма Шекспира (1564-1616), Уильяма Вордсворта (1770-1850), Томаса Мура (1779-1852), Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), Перси Биши Шелли (1792-1822), Джона Китса (1795-1821), Альфреда Теннисона (1809-1892), Роберта Браунинга (1812-1889), Мэтью Арнольда (1822-1888) и др. Материал также включает в себя произведения известных американских поэтов: Эдгара Алана По (1809-49); Генри Вордсворта Лонгфелло (1807-1882); Уолта Уитмена (1819-1892); Роберта Фроста (1874-1963) и др., а также некоторые стихотворения современных малоизвестных британских и американских авторов. Кроме поэтических произведений

16-20 вв., исследовался также материал Библии и некоторые произведения Джефри Чосера. В качестве источников поэтических текстов, выбранных для анализа, использовались различные антологии и сборники произведений отдельных поэтов, а также интернет-ресурсы. Кроме того, изучению подвергался тот научно-филологический аппарат, которым снабжены произведения классической литературы: «конкордансы», комментарии, словари цитат и т. п. Положения, выносимые на защиту:

  1. Истоки большинства парадигм образов, связанных с понятиями «жизнь» и «смерть», следует искать в Библии и дохристианской мифологии. Хотя появление аналогий ЖИЗНЬ=ТЕАТР и ЖИЗНЬ=ИГРА традиционно связывается с творчеством Шекспира, можно предположить, что эти уподобления (по крайней мере, первое из них) зародились еще в эпоху античности. Образные представления о любви восходят, как правило, к античной мифологии и лирике, а также к средневековой поэзии.

  2. Инварианты парадигм образов могут представлять из себя не только метафорические уподобления (например, ЖИЗНЬ=ТЕАТР, СМЕРТЬ=СОН, ЛЮБОВЬ=БОЛЕЗНЬ), но и метонимические сближения (например, СМЕРТЬ=ТЕМНОТА, ЛЮБОВЬ=БОЛЬ). В последнем случае не происходит сравнения понятий из разных областей, элементы аналогий относятся к одной области, например, темнота и боль являются признаками, по которым можно судить о понятиях «смерть» и «любовь» в целом.

  3. Исследование выявило следующие тенденции исторического развития рассмотренных образных аналогий: ослабление или полное исчезновение религиозных коннотаций (как в случае с ЖИЗНЬ=БРЕМЯ, ЖИЗНЬ=ПУТЬ, СМЕРТЬ=СОН), конкретизацию, (ЖИЗНЬ=ПУТЬ и «жизнь=путешествие», СМЕРТЬ=СОН и «могила=ложе», ЛЮБОВЬ=БОЛЕЗНЬ и «любовь=безумие»), детализацию (в концептуальной метафоре СМЕРТЬ=СОН появляются сновидения ("dreams"), а ЖИЗНЬ=ТЕАТР реализуется не только с помощью слова "stage", но и "actor", "play", "curtain" и т. п.) и эвфемизацию (например, когда поэтический синоним «смерти» "darkness" заменяется словами "night", "twighlight", "the end of day", лишенными отрицательных коннотаций).

  4. Разнообразие языкового выражения парадигм обуславливается появлением синонимов существительного, выполняющего роль правого элемента концептуальной метафоры (например, в случае с парадигмой ЛЮБОВЬ=БОЛЬ это синонимы слова "pain": "torment", "smart", "agony", "ache" и т. п.), различных атрибутивных сочетаний, глагольных конструкций, тропов и фигур речи, включающих в себя метафору, метонимию, иронию, перифразу, оксюморон; а также обеспечивается за счет неявных способов сближения левого и правого элементов аналогии.

  5. Отношение поэтов к той или иной парадигме образа может выражаться с помощью вопросительных или отрицательных конструкций. В первом случае поэты подвергают сомнению традиционное уподобление, во втором случае отрицают его (как, например, поэтесса 20 в. Мэри Фрай, для которой смерть не сон, а слияние с природой). Образные представления о «любви» как «болезни» и «потере свободы» со временем стали приобретать юмористическую окраску. Насмешливое отношение к боли, причиняемой стрелами Купидона, обнаруживается уже на ранних этапах (начиная с Шекспира). Реализация парадигмы ЛЮБОВЬ=ПОТЕРЯ СВОБОДЫ различна в «мужской» и «женской» поэзии: если мужчины в большой степени играют в потерю

Был использован английский перевод Библии, известный под названием Библия короля Якова (The Authorized Version), вышедший в 1611 г.

свободы («пленников» и «рабов»), то женщины-поэты пишут о настоящей зависимости от мужчин, особенно в браке.

6. Проведенное исследование показало, что знание о том, откуда возникли и как развивались концептуальные метафоры, связанные с понятиями «жизнь», «смерть» и «любовь», может обогатить метод лингвопоэтического анализа. Изучение парадигм образов в диахронии позволяет рассматривать поэтический текст не изолированно, а как часть поэтической традиции. Такой подход помогает оценить соотношение индивидуального и традиционного в поэзии, глубже проникнуть в художественное содержание текста.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте : на материале англоязычной поэзии