Введение к работе
Актуальность исследования определяется следующими причинами:
1) недостаточным вниманием к поэзии как речевому жанру в
работах по лингвостилистике последних десятилетий;
2) необходимостью преодоления известной oq3aHH4eHHOCTH
теории поля в лингвистике и, как следствие этого, ее распростране
ния на уровень поэтического текста;
-
возможностью использования инструментария теории поля для создания типологии поэтических текстов, основанной на присущих им стилистических полях;
-
расширяющимся использованием поэтических текстов в качестве материала для лингвистического анализа в вузах гуманитарного профиля.
Указанными причинами предопределяются следующие конкретные задачи диссертационного исследования:
-
дать краткий критический обзор различных подходов к тексту, провести анализ существующих взглядов в области теории эмоций и теорші психических состояний в аспекте лингвостилистики и обосновать возможность использования теории психических состоянии для проведения анализа художественных текстов;
-
обосновать возможность применения теории поля в изучении поэтического текста и создания на этой основе типологии поэтических текстов;
-
провести лингвостнлистическин анализ поэтических текстов и определить основные характеристики выявленных стилистических полей.
Материалом исследования послужили поэтические произведения поэтов немецкого языка XVIII-XX вв., как классиков (Гете, Гейне, Эйхендорф, Фонтане), так и представителей разнообразных
литературных направлений на рубеже веков (Рильке, Даутендеп, Демель), в том числе экспрессионистов (Тракль, Ласкер-Шюлер, Капель), а также произведения крупных современных поэтов (Целан, Кашниц и др.). Всего было проанализировано 120 произведений, относящихся преимущественно к лирическому жанру.
В соответствии с поставленными задачами, направленными на выявление стилистических полей, использовались следующие критерии отбора поэтических текстов: во-первых, их хрестоматийный характер, выражающийся в высокой частотности их появления в различных сборниках поэтов и антологиях немецкой поэзии. Во-вторых, мы обращались к тем поэтическим текстам, энергетика которых позволяет с большой уверенностью относить их к тому или иному стилистическому полю. Вне нашего внимания остались так называемые смешанные тексты [Беляшш, 1988], отличающиеся разнообразием ассоциаций, что не позволяет отнести их однозначно к какому-либо конкретному стилистическому полю.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных германистов: В. М. Жирмунского, Э. Г. Ри-зель, Е. И. Шендельс, Т. И. Снльман, И. В. Арнольд, Б. Зовпнски, Э. Арндта, Й. Хальбеканна, В. Фляпшера, Г. Мпхеля, а также представителем других отраслей филологии: литературоведения, психолингвистики, лингвопрагматики, теории поэтической речи, исследователей в области теории поля и теории психических состояний: М. Арнаудова, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, А. А. Потебни, Л. В. Щербы, Р. Якобсона, Г. В. Колшанского, В. Б. Микушевича,-В. П. Белянина, Н. А. Рубакина, Н. Д. Левитова, Я. Рейковского и др.
Основным методом в нашей диссертации является ішдуктивньш метод лиигвостилистического описания в том его виде, как он разработан ведущими отечественными стилистами (И. Р. Гальперин, Э. Г. Ризель, И. В. Арнольд), т. е. синтетический метод стилистического анализа, а также элементы статистического метода и метода социологического опроса.
Новизна исследования заключается в следующем:
-
впервые в отечественной германистике идеи и инструментарий теории поля используются для выявления стилистических полей поэтического текста;
-
впервые в лингвостилистике используются данные теории психических состояний;
-
впервые понятие энергетики поэтического текста вводится как категория лингвостилистики и определяется его место в системе "автор-текст-читатель";
-
впервые дается типология поэтических текстов на основе выявленных стилистических полей.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Идеи и методы теории поля могут быть перенесены п па анализ поэтических текстов (на уровень стилистики).
-
Применение теории поля в сочетании с теорией психических состояний позволяет выявлять стилистические поля и на их основе создать новую типологию поэтических текстов.
-
Один из вариантов типологии поэтических текстов может быть представлен на основе четырех основных полей: поля радости, поля умиротворенности, поля печали и поля тревожности.
-
Каждое поле отличается своими лингвостплистнческими характеристиками, т. е. тяготением к соответствующему полю определенных групп лингвостилистнческнх средств.
Теоретическая значимость работы состоит:
в разработке новых задач лингвостилистического анализа текста элементами полевого подхода;
в обогащенп традиционного метода лингвостилистического анализа текста элементами полевого подхода;
в обосновании стилистических полей как основы выделения типологии поэтических текстов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов диссертации в курсах "Стилистика немецкого языка", "Интерпретация текста", в спецкурсах и спецсеминарах по теме "Теория поля", "Стилистические поля поэтических текстов", а также в творческих семинарах молодых литераторов.
Апробация работы состоялась на областном научно-практической конференции студенческой и учащейся молодежи (Магадан, 1989), на 3-х аспирантских конференциях "Идеи, гипотезы, поиск" Международного педагогического университета в г. Магадане (1994, 1995, 1996), на I Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей "Международное сотрудничество и образование молодежи на Севере" (Магадан, 1995), на научной конференции кафедры немецкого языка МПУ (1995), на заседании кафедры немецкого языка (1996), и на лингвостилистнческом семинаре "Manipulation der Sprache" в университете г. Дюссельдорфа (Германия, 1995). Основные результаты исследования отражены в 6 публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, двух приложении, библиографии, списка проанализированных поэтических текстов и составляет 197 страниц машинописного текста. Библиография включает 325 наименований.