Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема повышения эффективности восстановления профессиональной работоспособности 10
1.1. Работоспособность и её связь со здоровьем человека и резервными возможностями организма 10
1.1.1 Работоспособность, адаптация и резервы организма 10
1.1.2. Здоровье и его компоненты 22
1.2. Современные взгляды на восстановление работоспособности организма 29
1.3. Профессиональные заболевания и перенапряжения организма музыкантов и танцоров 34
1.4. Восстановление специальной работоспособности музыкантов и танцоров после перенесённых профессиональных заболеваний и перенапряжения организма 44
Глава 2. Организация и методы исследования 55
2.1. Организация исследования 55
2.2. Методы исследования 56
Глава 3. Средства и методы восстановительной системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) 59
3.1. Методика разработки восстановительной системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) 59
3.2. Комплекс оздоровительного воздействия в системе восстановления специальной работоспособности 74
3.2.1. Физические упражнения 74
3.2.2. Массаж и самомассаж 92
3.2.3. Психическая саморегуляция 100
Глава 4. Экспериментальная оценка эффективности системы восстановления «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) 104
4.1. Результаты исследования эффекта восстановления специальной работоспособности у музыкантов 104
4.2. Результаты исследования эффекта восстановления специальной работоспособности у танцоров 114
Выводы 125
Список литературы 127
Приложения 140
- Работоспособность и её связь со здоровьем человека и резервными возможностями организма
- Организация исследования
- Методика разработки восстановительной системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning)
- Результаты исследования эффекта восстановления специальной работоспособности у музыкантов
Введение к работе
Если «красота спасёт мир», то эту красоту во многом дают человечеству представители музыкальной культуры и сценического искусства. При этом не только техническое мастерство исполнителя, но и лёгкость, и грациозность походки и позы, и исполнения в целом составляют эстетическое восприятие прекрасного у зрителя и слушателя.
Профессиональная деятельность музыкантов и танцоров отличается своим своеобразием, но общие черты сходства очевидны. Для поддержания специальной работоспособности представители сценического искусства должны постоянно совершенствовать своё мастерство, быть в хорошей «спортивной форме», особенно в период концертных выступлений, чтобы пальцы рук музыкантов не утратили беглости и выносливости, а ноги танцора - лёгкости и прыгучести.
Тот, кто связал свою судьбу с музыкой или танцем, хорошо знает, сколько труда нужно затратить, чтобы просто научиться играть или овладеть балетным искусством, не говоря уже о достижении высокого профессионального мастерства. Всё это требует огромных духовных и физических сил.
Неразумная, нерациональная работа, однако, может вызвать состояние перенапряжения и даже переутомления и как следствие — профессиональные заболевания и повреждения рук и ног. Профессиональные болезни, повреждения и травмы могут быть по причине неправильно сформированных профессиональных навыков, чрезмерного напряжения организма, недостаточной прочности связок и сухожилий, особенно нижних конечностей, а также недостаточной внимательности во время выполнения профессиональной деятельности, отсутствие слухового контроля и эмоционального оптимального настроя.
Вышеперечисленные факторы могут сказаться на дальнейшей судьбе указанных лиц. При запущенных хронических состояниях возникает угроза смены профессии. В подобных случаях врач может снять болевые симптомы, оказать медицинскую помощь, однако, нередко недуг возвращается, и все начинается сначала.
Наш многолетний практический опыт убеждает, что знакомство пациентов с анатомией и физиологией человека, понимание ими психофизиологических основ процесса игры и танца, правильное построение тренировочных занятий, использование средств восстановления и особенно целенаправленных физических упражнений в период реабилитации после заболеваний и травм может снизить трудопотери и вернуться к своей профессиональной деятельности.
Гипотеза. Предполагалось, что сочетанное использование традиционных физиотерапевтических процедур и психофизических средств в виде самомассажа биологически активных точек, методов психической саморегуляции и специального комплекса физических упражнений в период реабилитации представителей сценического искусства после получения ими травм и перенапряжения организма является эффективным средством восстановления специальной работоспособности. Включение в повседневную деятельность танцоров и музыкантов комплексной системы профилактики профессиональных заболеваний является фактором, препятствующим возникновению рецидивов и сохранения ими специальной работоспособности.
Объект исследования: восстановление специальной работоспособности музыкантов и танцоров при травмах и дискомфортных состояниях, вызванных перенапряжением организма.
Предмет исследования: средства и методы системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров.
Цель исследования - разработка системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: изучить и обобщить опыт восстановления работоспособности музыкантов и танцоров после травм и возникновения дискомфортных состояний, вызванных перенапряжением организма; разработать систему балльной оценки специальной работоспособности специалистов сценического искусства. разработать и обосновать средства и методы собственной системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров и профилактики профессиональных заболеваний; экспериментально проверить эффективность разработанной системы восстановления, сочетающей воздействие физиотерапевтических процедур и психофизических средств (физических упражнений, самомассажа и психической саморегуляции).
Методологическими основами исследования явились: учение об адаптации В Л Медведева, А.А. Виру; теория функциональных резервов организма А.С. Мозжухина; теория восстановления В.В. Розенблата и В.М. Волкова; а также основы теории и методики физической культуры (Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин).
Научная новизна работы связана: 1) с разработкой средств и методов психофизической системы восстановления специальной работоспособности «Хорошо настроенное тело» (Body tuning); 2) с подбором комплексов специальных физических упражнений для воздействия на различные пораженные участки опорно-двигательного аппарата; 3) с обучающими методиками само- массажа биологически активных точек и методом аутогенной (ментальной) тренировки; 4) с разработкой количественной оценки компонентов здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении положений теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры для специального контингента представителей сценического искусства (музыкантов и танцоров) с целью реабилитации профессиональной работоспособности при возникновении травм и перенапряжения организма и для профилактики профессиональных заболеваний. Обоснована целесообразность включения в средства физической культуры не только непосредственно физических упражнений, но и самомассажа биологически активных точек и ментального тренинга.
Практическая значимость основных результатов исследования заключается: в разработке средств и методов восстановительной психофизической системы, способствующей ускоренному и эффективному восстановлению специальной работоспособности; в подборе комплекса физических упражнений оздоровительной и адаптивной физической культуры для музыкантов и танцоров с целью реабилитации и восстановления специальной работоспособности при возникновении травм и перенапряжения организма и для профилактики профессиональных заболеваний; в разработке 9-балльной шкалы оценки специальной работоспособности музыкантов и танцоров; в обучающих рекомендациях самомассажу биологически активных точек и методам аутогенной (ментальной) тренировки.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Предложенная методика восстановления специальной работоспособности представителей сценического искусства может быть использована в системе профессио- нальной реабилитации и профилактики возникновения профессиональных заболеваний и перенапряжения организма. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в системе подготовки специалистов по оздоровительной физической культуре.
Положения, выносимые на защиту:
Балльная система оценки специальной работоспособности представителей сценического искусства.
Система восстановления специальной работоспособности и профилактики профессиональных заболеваний представителей сценического искусства (музыкантов и танцоров) «Хорошо настроенное тело» (Body tuning).
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на основы теории и методики физической культуры; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам; продолжительностью эксперимента и статистической обработкой полученных результатов.
Апробация. Средства и методы разработанной системы восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров использованы при реабилитации специалистов после возникновения профессиональных заболеваний с 1990 по 2003 гг. на базе студии физической терапии (Манхеттен, Корне-ги-Холл, Нью-Йорк). Среди представителей сценического искусства, прошедших курс восстановления специальной работоспособности средствами и методами системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning), музыканты с мировым именем: Белла Давидович, Владимир Фельцман, Павел Коган, Миша Майский, Криста Людвиг, Дмитрий Ситковецкий, Иегуди Менухин, Айзик Стерн и известные представители балетной сцены — Андрис Лиепа, Нина Ананиашви-ли.
Диссертация выполнена в соответствии с тематическим планом НИОКР Госкомспорта России на 1996-2000 гг. по направлению 01 «Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека».
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 151 странице машинописного текста (включая рисунки и таблицы) и состоит из введения, 4-х глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа имеет 17 рисунков и 19 таблиц. Список литературы содержит 129 отечественных и 26 иностранных источников.
Работоспособность и её связь со здоровьем человека и резервными возможностями организма
Существует множество определений работоспособности, но, как это часто бывает в отношении общих понятий, ни одно из них не является исчерпывающим и общепризнанным (С.А. Косилов, 1955; Е.П. Ильин, 1968; В.И. Медведев и A.M. Парачёв, 1971; Г.Леман, 1967; А.С Егоров, В.П. За-грядский, 1973; СБ. Тихвинский, Ю.А. Шпагин, 1974; И.К. Аулик, 1979; В.Е. Борилкевич, 1982 и др.). Так, С.А. Косилов (1955) под работоспособностью понимает способность человека более или менее длительно выполнят определенную деятельность; Г. Леман (1967) работоспособность представляє как максимум работы, который в состоянии выполнить человек; Е.П. Ильи] (1968) характеризует работоспособность как состояние систем организма, ю способность проявить максимум своих возможностей; А.С. Егоров и В.П. 3& грядский (1973) рассматривают работоспособность как способность человека ь выполнению конкретной деятельности в заданных временных рамках и параметрах эффективности; Ю.А. Шпагин (1974) считает, что работоспособность — это категория, характеризующая способность человека к выполнению конкретной деятельности; СВ. Тихвинский и И.В. Аулик (1979) под работоспособностью понимают многогранное выражение функциональных возможностей человека.
Фактически в каждом из приведенных определений работоспособности выделена одна из разных ее сторон: показатели функциональных возможностей, показатели эффективности или экономичности и показатели функциональной устойчивости.
В.И. Медведев и A.M. Парачев (1971) считают целесообразным введение дополнительных терминов, характеризующих различные аспекты работоспособности. Прежде всего, они различают два вида работоспособности: 1) актуальная — состояние организма, определяющее уровень эффективности деятельности в определенный промежуток времени, и 2) потенциальная — состояние организма, определяющее возможности выполнения деятельности на необходимом уровне эффективности в течение более или менее длительного времени. Следует иметь в виду, что при изучении динамики работоспособности и утомления исследуется актуальная работоспособность, при изучении явлений переутомления и организации труда и отдыха — потенциальная. Оба вида работоспособности могут дифференцироваться на: 1) оптимальную
— работоспособность при оптимальных условиях деятельности и максимум работы, который в состоянии выполнить человек при полной мобилизации всех ресурсов; 2) специфическую — работоспособность отдельных психических и физиологических функций; 3) профессиональную или специальную — работоспособность комплекса специализированных функциональных систем, приспособленных для решения профессиональных (специальных) задач; 4) общую — работоспособность при выполнении любой социально полезной (не обязательно профессиональной, специальной) деятельности.
Здесь же отметим, что проблема работоспособности неразрывно связана с проблемой утомления. Утомление можно охарактеризовать как снижение эффективности и надежности деятельности, с одной стороны, и повышение ее физиологической цены под влиянием факторов работы - с другой (А.С. Егоров, В.П Загрядский, 1973; В.В. Розенблат, 1975; В.М. Волков, 1977).
Что касается термина «работоспособность» в специальном значении, то, по мнению А.С. Егорова и В.П. Загрядского (1973), в качестве такового (с учетом соображений формально-логического порядка) можно предложить модификацию одного из существующих определений, характеризующую работоспособность как степень функциональной готовности организма к выполнению (или продолжению) конкретной деятельности, протекающей в конкретных условиях среды, режима, продолжительности, эффективности, надежности и пр. Выражением такой готовности являются; исходные (и текущие) показатели состояния систем и функций организма, составляющих психофизиологическую структуру деятельности, показатели хода восстановительного процесса, данные динамического врачебного контроля, показатели эффективности и надежности самой деятельности.
Полнота использования и характер названных показателей, а также критерии и параметры оценки меры или степени функциональной готовности организма в каждом частном случае определяются особо, в зависимости от целей и доступных средств исследования.
Проблема работоспособности включает в себя следующие три частные проблемы (А.С. Егоров, В.П. Загрядский, 1973): 1) диагноза функционального состояния организма; 2) прогноза функционального состояния, а также эффективности и надежности профессиональной деятельности; 3) сохранения оптимального функционального состояния, управления этим состоянием.
Организация исследования
Исследования проводились с 1990 по 2001 гг. Весь объем работы выполнен на базе студии физической терапии Манхеттене, в Корнеги-Холле Нью-Йорка. Среди пациентов, прошедших курс восстановительных процедур средствами системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning), музыканты с мировым именем.
В динамической реабилитации и лечении, а также последующем наблюдении участвовало 73 испытуемых в возрасте 22-65 лет, из которых 22 составили контрольную группу и 51 - экспериментальную. Участники контрольной группы подвергались только традиционному терапевтическому восстановлению: мануальная терапия, электростимуляция, магнитотерапия, массаж, мобилизация суставов, лед, влажностное поверхностное и глубокое тепло, упражнения на сопротивление и др.
Представители экспериментальной группы кроме традиционного физиотерапевтического восстановительного реабилитации дополнительно выполняли комплекс специальных физических упражнений, использовали различные приёмы самомассажа биологически активных точек и аутогенную (ментальную) тренировку.
Далее решалась задача создания системы восстановления специальной работоспособности и профилактики профессиональных заболеваний «Хорошо настроенное тело» (Body tuning), представленная ниже. На заключительном этапе был проведён педагогический эксперимент. Исследования проводились в музыкальной и балетной студии в Манхеттене во всемирно известном Карнеги Холле Нью-Йорка.
Целью исследования, как указывалось выше, явилось обоснование средств и методов системы восстановления профессиональной работоспособности музыкантов и танцоров, позволяющей сочетанным воздействием физиотерапевтических процедур и специально подобранных физических упражнений надёжно восстанавливать специальную работоспособность указанных специалистов после травм и дискомфортных состояний, вызванных перенапряжением организма.
Для достижения цели и решения задач исследования в работе был применен комплекс методов, который включал: 1) анализ литературных источников; 2) изучение историй болезни танцоров и музыкантов; 3) педагогический эксперимент; 4) математическую обработку экспериментальных данных.
Проведённый анализ литературных источников, в том числе на иностранных языках, ознакомлением с известными «школами движения» (В.Е. Benjamin, 1978; Р.М. Alexander, 1986; Stone Randolph, 1986; Griffith H. et al., 1986; Kapel Priscilla, 1987; Sherry Suib Cohen, 1987; Tom & Carole Valentine, 1987; Conable Barbara, Conable William, 1992; Oscar Janiger et al., 1993; Sung J. et al, 1994; J, Rolf, 1996; John E. et al., 1998; M. Feldencraise, 2000; Maitland Jeffrey, 2001) — школы Александера, Бенджамина, Фельденкрайза, системы Хеллера, Иды Рольф, Долорес Кригер, массаж доктора Водера, астон-моделирование и др., а также изучение истории болезни танцоров и музыкантов уточнил гипотезу исследования о необходимости совершенствования системы психофизических средств и методов восстановления и профилактики профессиональных заболеваний музыкантов и танцоров.
Педагогический эксперимент. Для экспериментальной оценки эффективности разработанной системы психофизического восстановления специальной работоспособности музыкантов и танцоров после травм и перенапряжения «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) под наблюдением находилось, как уже указывалось выше, 73 пациента в возрасте от 21 до 65 лет с различной профессиональной патологией. Из них 40 - представляли, главным образом, музыканты-пианисты и 33 - представители балетного искусства. Как среди музыкантов, так и среди танцоров выделялись экспериментальная (n = 51) и контрольная (n = 22) группы.
Для оценки эффективности восстановительных процедур и отдаленных последствий обследуемые под наблюдением находились в течение 2-х лет. Состояние здоровья и профессиональной работоспособности определялось по комплексу показателей: амплитуде движений в поврежденном суставе, мышечному напряжению, проявлению боли, жалобам, нарушению профессиональной работоспособности, эффективности восстановления.
Критерием восстановления специальной работоспособности явились: 1) снижение болевого показателя, 2) улучшение функции движения, но самым главным - 3) устранение дискомфортных состояний и возвращение к профессиональной деятельности без ограничений.
Были проанализированы объемы и интенсивность физических упражнений в различных оздоровительных системах и предложены оптимальные нагрузки.
Для каждого показателя разработана 9-балльная шкала оценки, в соответствии с которой возможно было оценить суммарный эффект восстановления.
Субъективная оценка уровня выраженности страха и неуверенности в себе также осуществлялась по 9-балльной шкале. По этой шкале 9-балльной оценки — чем выше балл, тем выше уровень страха и неуверенности в себе.
Представители контрольных групп (КГ) музыкантов и танцоров проходили курс восстановления работоспособности с использованием традиционных методов.
Методика разработки восстановительной системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning)
Наша многолетняя практика восстановления профессиональной работоспособности музыкантов и танцоров после травм и перенапряжения традиционными физиотерапевтическими средствами (мануальная терапия, электростимуляция, магнитотерапия, массаж, мобилизация суставов, лед, влажное поверхностное и глубокое тепло, упражнения на сопротивления с помощью терапевта) показала, что не всегда физиотерапевтические и медикаментозные средства избавляют от недуга, а в отдельных, запущенных случаях он возвращается вновь и возникает угроза инвалидности и смены профессии. Поэтому наше внимание было обращено на разработку средств психофизической реабилитации (физические упражнения, самомассаж, физическая и психическая релаксация). На основании ознакомления с современными зарубежными и российскими школами движений и комплексами физических упражнений, рекомендованные как для широкого круга пользователей, так и для музыкантов и танцоров в частности, нами был разработан метод восстановления профессиональной работоспособности - «Хорошо настроенное тело» (Body tuning). Этот метод не представляет собой абсолютно новый нами открытый способ восстановления специальной работоспособности после той или иной патологии. Скорее это система, объединившая и впитавшая в себя различные методы работы с телом, известные уже давно. Лейтмотивом системы является строго индивидуальный подход к пациенту, учитывающий его образ жизни, возраст, физическую подготовленность, количество свободного и занятого времени. Большое внимание уделяется образованию пациента по овладению методами самомассажа с воздействием на биологически активные точки, мышечной и психической релаксации, в частности для преодоления страхов возможной инвалидности и смены профессии, а также соблюдению правил здорового образа жизни, выработки позитивного мышления и мотивации достижения успеха. Разработанная нами система восстановления специальной работоспособности базируется на использовании традиционных и нетрадиционных методах. Известные традиционные методы восстановления специальной работоспособности обобщены нами в монографии (В. Майоров, С. Тац, 1996): мануальная терапия, электростимуляция, магнитотерапия, массаж, мобилизация суставов, лед, влажностное поверхностное и глубокое тепло, упражнения на сопротивление и др. К ним же мы отнесли и следующие методы реабилитации (В.Е. Benjamin, 1978; P.M. Alexander, 1986; J. Rolf, 1996; M. Feldencraise, 2000 и ДР-): 1. Техника Александера (тренинг походки и положения). Данная техника используется для коррекции плохой осанки, снятия боли и напряжения, восстановления подвижности суставов и улучшения состояния здоровья. Упражнения визуализации являются составной частью техники Александера, способствуя использованию ментального воображения для создания рисунка тела. С помощью этих упражнений добиваются удлинения корпуса, избавляя от груза гравитации стресса, отрицательных эмоций. Каждый сеанс длится 45-60 минут, минимальное число сеансов - 10. 2. Метод Фельденкрайза (тренинг походки и положения). Это образовательная система, использующая движения как стимулятор повышения эффективности функций. Сначала пациенту предлагается оценить в полной мере возможность собственных движений, а затем под руководством инструктора ему открываются новые дополнительные возможности для улучшения своего состояния. 3. Система Hellerwork Джозефа Хеллера. Основная идея системы заключается в том, что тело закрепляет эмоции за определённой частью тела. Система состоит из 3-х компонентов: 1) глубокий массаж соединительной ткани, фокусированный на фасции; 2) образовательная программа движений; 3) диалог пациента и терапевта. Система состоит из 11 сеансов, каждый из которых продолжается 90 минут 1 раз в неделю, а иногда 1 раз в месяц. 4. Рольфинг. Уникальная работа с телом, созданная Идой П. Рольф для изменения отношения человек-гравитация посредством систематического удлинения и репозиции целостного соединительно-тканного матрикса тела. Серия из 10 сеансов вызывает глубокие как физические, так и эмоциональные изменения в организме. Основным местом приложения гравитации в организме являются фасции, которые утолщаются и укорачиваются при воспалении или травме, стрессе, плохой осанке. Это затрудняет основные движения тела и требует значительно больше энергии для осуществления простых действий. Рольфинг останавливает этот процесс путём систематического деликатного освобождения фасциальных спаек. 5. Метод Долорес Кригер и Доры Куиц - лечебное прикосновение. В основе метода лежит учение об энергетическом поле человека: энергетика в поле здорового человека распределяется равномерно и сбалансировано, но нарушается при патологии. Терапевтическое прикосновение - это деликатный, но сильный инструмент реализации натурального объёма поля, направленного на лечение патологии и достижения целостности поля. Метод включает 5 постепенных процессов. 6. Система мышечной терапии Бенджамина - эта глубокая мышечная терапия, которая комбинирует индивидуально подобранное лечение с обучением для уменьшения хронического напряжения и улучшения здоровья. В 1958 году 14-летний танцор Бен Бенджамин получил серьёзную травму спины. Доктора сказали, что он никогда не будет танцевать. Тогда он обратился к массажисту Альфреду Когану. После 3-х сеансов Бен Бенджамин снова танцевал. Впоследствии он создал собственную систему, включающую более 700 манипуляций: упражнения для разминки, растяжки, тренировки силы посредством массажа с использованием давления, ударов, ритма для контроля боли и напряжения. Система разделена на 4 части: 1) глубокий массаж, 2) упражнения на растяжение, 3) техника ухода за телом и 4) регулировка осанки.
Результаты исследования эффекта восстановления специальной работоспособности у музыкантов
Результаты педагогического эксперимента по оценки эффективности использования разработанной системы восстановления работоспособности «Хорошо настроенное тело» (Body tuning) музыкантов представлены в таблицах 10 - 12 и на рисунках 2-7. Как видно из результатов таблицы 10 и рисунка 2, длительность реабилитации музыкантов контрольной группы на 59% больше, чем музыкантов экспериментальной группы (р 0,05). При этом на фоне менее продолжительного времени реабилитации музыкантов экспериментальной группы прирост показателя состояния здоровья у них оказался на 35% выше, чем у музыкантов контрольной группы (табл. 10 и рис. 3). Прирост восстановления специальной работоспособности у музыкантов экспериментальной группы (табл. 11, рис. 4) наблюдается статистически значимо по всем параметрам: «жалобы на боли» - на 3,1 балла (на 110%), «мышечное напряжение» - на 3,2 балла (на 82%), «поза продлённого состояния» -на 3,8 балла (на 115%), «боль при перемене позы» - на 3,6 балла (на 94%), «нарушение профессиональной деятельности» - на 4,0 балла (на 121%), а обобщённый показатель - «эффект восстановления специальной работоспособности» — составил 3,5 балла. В контрольной группе музыкантов также наблюдается прирост восстановления показателей, характеризующих специальную работоспособность (табл. 12, рис. 5). Так, показатель «жалобы на боли» - восстановление на 2,3 балла (на 67%), «мышечное напряжение» - на 2,5 балла (на 78%), «поза продлённого состояния» - на 2,9 балла (на 129%), «боль при перемене позы» - на 2,8 балла (на 80%), «нарушение профессиональной деятельности» - на 2,9 балла (на 120%), а обобщённый показатель - «эффект восстановления специальной работоспособности» - составил 2,7 балла. Эффективность восстановления специальной работоспособности по обобщённому показателю в экспериментальной группе оказалась на 40% выше, чем в контрольной группе (табл. 11 и 12, рис. 7). Таблица 11 Значения показателей специальной работоспособности музыкантов экспериментальной группы до и после реабилитации в баллах и прирост значения показателей в баллах и %% Прирост интегральной оценки состояния здоровья в баллах в контрольной группе музыкантов (табл. 12 и рис. 3) составил 2,2 балла, а в экспериментальной (табл. 11 и рис. 3) - 3,5 балла (прирост в экспериментальной группе на 35% статистически значимо больше контрольной). При этом и продолжительность реабилитации музыкантов контрольной группы составила на 59% больше экспериментальной. Выраженность уровня страха и неуверенности в себе до и после реабилитации в экспериментальной и контрольной группе музыкантов представлена в таблицах 13 - 14 и на рисунках 8-9. Сопоставляя результаты экспериментальной группы с результатами контрольной группы, мы убеждаемся в более эффективной реабилитации музыкантов экспериментальной группы, которая была осуществлена средствами и методами системы «Хорошо настроенное тело» (Body tuning).