Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы 10
1.1. Начальная подготовка в сложнокоординационных видах спорта 10
1.2. Возрастные закономерности физического и функционального развития детей 25
1.3. Хореографическая подготовка в системе сложнокоординационных видов спорта 32
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 57
2.1. Задачи исследования 57
2.2. Методы исследования 57
2.3. Организация исследования 68
Глава 3. Разработка методики развития двигательных способностей детей 7-9 лет, занимающих спортивными танцами, средствами хореографии 69
3.1. Обоснование разработки методики тренировочного процесса с использованием средств хореографии на начальном этапе обучения в спортивных танцах 69
3.1.1. Отношение тренеров к значимости хореофафической подготовки в процессе занятий спортивным танцем 69
3.1.2. Анализ содержания «хореофафических элементов» в композициях латиноамериканской профаммы 72
3.2. Основы методики тренировочного процесса с использованием средств хореофафии в спортивных танцах на начальном этапе обучения 75
3.2.1. Содержание методики тренировочного процесса с использованием средств хореофафии на начальном этапе обучения в спортивных танцах 75
3.2.2. Характеристика средств хореографии экспериментальной методики 89
Глава 4. Экспериментальное обоснование эффективности применения разработанной методики 110
4.1. Исследование эффективности влияния разработанной методики на развитие специальных двигательных способностей детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами на начальном этапе обучения 110
4.2. Исследование уровня хореографической подготовленности детей, занимающихся спортивными танцами .113
4.3. Исследование эффективности влияния экспериментальной методики на результативность в соревновательной деятельности детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами 118
Выводы 121
Практические рекомендации 123
Литература 126
Приложение 145
Акт внедрения 187
- Начальная подготовка в сложнокоординационных видах спорта
- Задачи исследования
- Обоснование разработки методики тренировочного процесса с использованием средств хореографии на начальном этапе обучения в спортивных танцах
- Исследование эффективности влияния разработанной методики на развитие специальных двигательных способностей детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами на начальном этапе обучения
Введение к работе
Актуальность. Современный этап развития спортивных танцев характеризуется высоким уровнем технического и исполнительского мастерства. Как и в других, сложнокоординационных видах спорта в спортивных танцах должна присутствовать гармония различных танцевальных комбинаций, высокое качество, эстетика исполнения содержания программ. Соответствий данным требованиям можно достичь только при наличии методики, учитывающей логически обоснованную последовательность обучения.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что спортивные танцы, став видом спорта, неотлагательно нуждаются в разработке научных основ организации тренировочного процесса, критическом переосмыслении имеющихся средств, форм и методов обучения.
В практике танцевального спорта, как отмечает А.А.Коваленко (2000), чаще всего обучение и тренировка ведутся методом многократного повторения конкретных композиций, т.е. фактически соревновательных упражнений, что снижает качество их освоения.
В дополнении к этому, следует указать и то, что целый ряд авторов (Ф.Морель, 1971; Т.С.Лисицкая, 1984; Н.А.Матвеева, 1988; Л.А.Савельева, 1997; И.А.Шипилина, 2004) считает необходимым применение средств хореографии в качестве неотъемлемой части подготовки спортсменов в
технико-эстетических видах спорта. f/M •„(• • " Следует отметить, что в специальной научно-методической литературе
практически отсутствуют как данные исследований, так и рекомендации
специалистов-практиков, связанные с использованием средств хореографии в
базовой подготовке юных танцоров.
Под хореографической подготовкой в спортивных танцах понимается
система упражнений и методов воздействия, направленных па воспитание
двигательной культуры танцоров, на расширение арсенала выразительных средств.
Хореография — важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсмены ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния.
Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, музыкально-ритмическая координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться артистичности исполнения, которая неразрывно связана с красотой движений танцоров, грациозностью партнерш и танцевальностью обоих партнеров.
Хочется заметить, что одной из актуальных проблем спортивных танцев является разработка конкретных упражнений и их наборов, позволяющих формировать методические подходы к тренировке спортсменов. Анализируя материалы четвертой Российской научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев (в г.Москве, февраль 2000) следует отметить, что на сегодняшних день, в спортивных танцах отсутствует как сами упражнения, так и методы их выделения; методики использования, как самих упражнений, так и создание их комплексов.
Отсутствуют исследования, связанные с хореографической подготовленностью в спортивных танцах. РІедостаточная изученность данной проблемы, проявляется в практике подчас в стихийном построении процесса хореографической подготовки, либо полном отсутствии ее.
В представленном исследовании хореографическая подготовка рассматривается в процессе развития ее взаимодействия и взаимовлияния с другими формами и методами физической культуры.
Исследуемые вопросы тесным образом связаны с процессами усовершенствования педагогической, тренерской работы, а также дополнением принципов работы в учебно-методическом и творческом направлениях, что объясняет значимость и актуальность избранной диссертационной темы.
Таким образом, актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью научного обоснования эффективности специально разработанной методики развития двигательных и эстетических способностей танцоров средствами хореографии.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных танцоров на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: средства и методы хореографической подготовки в спортивных танцах на начальном этапе обучения.
Цель: совершенствование тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии.
Гипотеза: предполагалось, что разработанная методика тренировки начинающих танцоров, включающая средства хореографии, обеспечит более эффективное развитие специальных двигательных и эстетических способностей детей, повысит результативность их соревновательной деятельности.
Теоретико-методическая основа исследования
Исследование хореографической подготовки в спортивных танцах базируется на анализе теории и методике хореографических дисциплин, теории и методике физического воспитания и спорта.
Особое значение для данного исследования имеют труды, посвященные проблемам хореографической подготовки в различных видах спорта (Ф.Морель, 1971; В.И.Рыжкин, 1975; Т.С.Лисицкая, 1984; Л.А.Карпенко, 1998;
С.И.Борисенко, 2000; И.Е.Семенова, 2000; Л.Л.Коваленко, 2001; Е.В.Смелковская, 2001; В.Н.Нилов, 2001 и др.).
Принципиальное значение для настоящего исследования имеют различные методики процесса хореофафического обучения, раскрытые, в фундаментальных работах (Н.И.Тарасова, 1971; Н.Н.Серебренникова, 1972; Л.Я.Вагановой, 1980; Е.Г.Котельниковой, 1980; Л.Климова, 1981; В.С.Костровицкой, 1984; Н.П.Базаровой, 1984; В.Ю.Никитина, 2001); основы теории и методики спорта (В.И.Филиппович, А.Н..Мартовский, Е.Н.Сергиевская, 1965; А.М.Шлемин, 1973; Т.Т.Ротерс, 1989; Л.П.Матвеев, 1991; Л.А.Карпенко, 1999; О.А.Двейрина, 2000; Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2001; М.Л.Журавин, Н.К.Меньшиков, 2001; В.А.Нестеров, 2001; В.П.Каргаполов, 2001; Ю.В.Менхин, А.В.Менхин, 2002); научные труды в области детской психологии и школьной педагогике (Л.И.Божович, Л.С.Славина, 1979; Д.Б.Эльконин, 1981; С.Л.Рубинштейн, 1989; Л.С.Выготский, 1991; И.А.Зимняя, 1997; Р.С.Немов, 2001); положения о развитии функций в онтогенезе (И.А.Аршавский, 1982; В.К.Бальсевич, 1988; Н.А.Бернштейн, 1991; Л.П.Матвеев, 1991 и др.); о всестороннем и гармоничном развитии личности (А.Д.Новиков, 1949; М.Я.Сараф, 1978; В.М.Выдрин, 1997).
Научная новизна работы состоит в том, что:
Л1
0./і»ґ 1- Разработана методика тренировки начинающих танцоров с
2. С\& использованием средств хореофафии. Экспериментально доказано позитивное влияние разработанной методики на развитие специальных двигательных и эстетических способностей детей, занимающихся спортивными танцами.
3. Определено влияние экспериментальной методики на результативность соревновательной деятельности юных танцоров.
4. Проведена систематизация средств хореофафии в спортивных танцах на начальном этапе обучения.
5. Разработаны критерии хореографической подготовленности для юных танцоров 7-9-летнего возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания новыми положениями, касающимися систематизации средств и методов хореографии, в научно-теоретическом обосновании актуальности разработанной методики по целенаправленному развитию специальных двигательных качеств юных спортсменов средствами хореографии. Результаты исследования расширяют и
обогащают теорию—и методику тренировки /.юных танцоров) в
еложнокоординационных видах спорта. N г сиі- НГ
Практическая—значимость работы заключается в том, что разработанная методика развития основных двигательных качеств спортсменов-танцоров в возрастной группе 7-9 лет средствами хореографии повышает физическую, техническую и эстетическую стороны танцевания, ведет к росту спортивной результативности.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы в практике работы тренеров-хореографов ДЮСШ, в спортивных клубах танцевального спорта; для преподавателей хореографических школ, школ искусств; в процессе проведения занятий для студентов, обучающихся в вузах физической культуры на специализациях «Теория и методика избранного вида спорта (Гимнастика, Спортивные танцы)»; в институтах искусств и культуры на специализациях «Теория и методика преподавания хореографических дисциплин (Хореография, Спортивные бальные танцы)».
Основные положения, выносимые на защиту: л г, т/ 1. Систематизация и/распределение средств хореографии, разработка критериев подготовленности позволяют определить направленность тренировочного процесса юных спортсменов на начальном этапе подготовки в спортивных танцах, обеспечивая его эффективность.
2. Разработанная методика тренировочного процесса с использованием средств хореографии повышает специальные двигательные и эстетические способности юных танцоров, что положительно влияет на результативность их соревновательной деятельности.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации были доложены на Всероссийской и двух региональных научных конференциях (г.Хабаровск 2003-2005 г.г.), и опубликованы в сборниках научных трудов ДВГАФК и кафедры хореографии ХГИИК.
Материалы диссертации внедрены в учебно-педагогический процесс кафедры хореографии ХГРШК, в танцевально-спортивные клубы Дальневосточной Федерации Танцевального Спорта (ТСК ДВФТС) «Фантазия», «Аэлита».
По результатам исследования опубликовано 4 научных и научно-методических работы, имеется 3 акта внедрения.
Структура и объем диссертации:
Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.
Основная часть работы изложена на 144 страницах текста компьютерной верстки и содержит 13 таблиц и 8 рисунков.
Список литературы включает 205 источников, из которых 3 интернет источника.
Начальная подготовка в сложнокоординационных видах спорта
Спортивные танцы, наряду с фигурным катанием и художественной гимнастикой, относятся к группе сложнокоординационных видов спорта и многие научные достижения, методические принципы этих видов могут и должны быть использованы адаптировано к спортивным танцам (А.А.Коваленко, 2000). Для достижения высоких результатов в сложнокоординационных видах спорта необходимо в совершенстве овладеть огромным числом самых разнообразных движений и их сочетаний. Это возможно только при наличии логически обоснованной последовательности обучения (Т.Л.Чикалова, Е.А.Почитаев, 2001). На практике,, как отмечает А.А.Коваленко (2000), в танцевальном спорте, обучение и тренировка велись методом многократного повторения конкретных композиций или их фрагментов, т.е. фактически соревновательных упражнений. При таком подходе нельзя говорить о сбалансированности тренировочного процесса. В настоящее время достигнуть успехов в танцах, не имея высокого уровня развития выносливости, гибкости, координационных способностей невозможно. Поэтому, вполне закономерно, что бальные танцы признаны одним из видов спорта, который нуждается в разработке научных основ спортивной тренировки, анализе имеющихся средств, форм и методов работы со спортсменами - танцорами (Г.А.Чикалова, М.А.Терехова, 2000). Вследствие этого, нами был рассмотрен многокомпонентный процесс Как отмечает Ю.Ф.Курамшин (2004) - подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям. При анализе совокупности всех педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных результатов, условно можно выделить три компонента подготовки. Первый компонент - система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные. Второй компонент - система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и психологической подготовки. Третий компонент - система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. За последние десятилетия накопился богатый теоретический и практический материал, позволяющий более целенаправленно управлять этим сложным процессом. Совершенствование всех сторон подготовки на основе глубоких научных знаний является непременным важнейшим условием достижения высоких спортивных результатов. В настоящее время разработаны модели построения многолетней тренировки в ряде видом спорта - гимнастике, волейболе, борьбе и др. В 12 каждом виде спорта модель построения многолетней тренировки включает следующие компоненты: этапы многолетней подготовки, возраст спортсменов на этом этапе, преимущественная направленность подготовки на каждом этапе, основные средства и методы подготовки, допустимые тренировочные нагрузки, примерные контрольные нормативы для каждого этапа подготовки (В.П.Филин, 1987). Процесс многолетней тренировки спортсменов условно разделяют на четыре этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки в избранном виде спорта и спортивное совершенствование (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2001). —— —— «». Изучая процесс многолетней тренировки спортсменов Н.Ф.Сингина (2000) дает следующую характеристику. На этапе предварительной подготовки (группы начальной подготовки) преимущественно используются средства общей физической подготовки. На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки (учебно-тренировочные группы) применяется более дифференцированный подход. По мере повышения спортивного мастерства физическая подготовка приобретает все более специализированный характер. Физическая подготовка конкретизируется в трех видах: общефизическая подготовка, целенаправленная физическая подготовка, специальная физическая подготовка.
Задачи исследования
1. Определить особенности хореографической подготовки и разработать критерии эффективности на начальном этапе обучения в спортивных танцах. 2. Разработать методику с использованием средств хореографии в тренировочном процессе юных танцоров 7-9 лет. 3. Экспериментально доказать эффективность разработанной методики развития специальных двигательных и эстетических способностей детей, занимающихся спортивными танцами. Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы научного исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных. 2. Изучение документальных материалов. 3. Опрос. 4. Фотографирование. 5. Педагогические "наблюдения. 6. Тестирование. 7. Анализ видеоматериалов. 8. Экспертная оценка. 9. Педагогический эксперимент. 10. Математическая статистика. Теоретический анализ и обобщение литературных данных Анализ и обобщение литературных источников осуществлялся с целью определения разработанности исследуемой проблемы в специальной научной литературе и теоретического обоснования целесообразности применения средств хореографической и специальной физической подготовки для развития двигательных навыков исполнителей спортивного танца. Литературные данные анализировались по следующим направлениям: теория и методика преподавания хореографических дисциплин (классический танец, народно-характерный танец, современный танец); история и теория спортивного танца, а также история развития танца в Дальневосточном регионе; применение хореографической подготовки в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании, синхронном плавании; гимнастика в хореографии; музыкально-ритмическая подготовка танцоров спортсменов; возрастные и функциональные особенности детей, анатомия и физиология человека, биомеханика хореографических движений. В настоящей работе использованы данные как отечественных, так и зарубежных специалистов, исследователей по вопросам истории, теории її методике преподавания хореографических дисциплин, теории и методике физического воспитания и спорта, педагогики, психологии, оздоровительной физической культуры; анализировались диссертации, авторефераты, монографии, статьи, учебно-методические пособия и другие. Всего было изучено 204 научно-методических источника, из них 3 интернет - публикации. Изучение документальных материалов В целях обоснования исследуемой проблемы анализировались документальные и архивные материалы Федерации танцевального спорта Хабаровского края, нормативные документы спортивного клуба «Фантазия» г.Хабаровск, протоколы соревнований по спортивным танцам за 2002-2005 г.г. Приморском и Хабаровской Федераций, правила Федерации Танцевального Спорта России. Была изучена отчетная документация: учебные планы, программы, статистические данные.
Обоснование разработки методики тренировочного процесса с использованием средств хореографии на начальном этапе обучения в спортивных танцах
С целью обоснования исследуемой проблемы было проведено анкетирование тренеров спортивного танца (48 человек). Анкетирование позволило изучить мнение тренеров о необходимости и значимости хореографической подготовки в спортивных танцах. На основе анализа литературы, изучения и обобщения педагогического опыта нами были сформулированы главные направления анкетирования: 1. О необходимости и значимости хореографической подготовки в спортивных танцах. 2. Специальные физические качества, которые следует развивать у спортсменов-танцоров. Результаты анкетирования обрабатывались математическими методами. В анкетировании принимали участие тренеры разной квалификации в возрасте от 18 — 50 лет. Было опрошено 48 респондентов из спортивных клубов Хабаровского и Приморского краев. Анализ проводился с учетом образовательного уровня тренеров, возраста и стажа работы. Составляя вопросы к анкете, мы хотели выявить, используют ли тренеры в своей деятельности хореографическую подготовку, какое количество часов ей отводится и на каких этапах тренировки. На основе полученных анкетных данных было выявлено, что 98,6% тренеров используют в своей профессиональной деятельности хореографическую подготовку. При этом 62,5% отводят хореографической подготовке 2 часа в неделю, а 37,5% - 1 час, часть респондентов используют хореографическую подготовку: как подготовку к основному занятию - 37,5%, как разминку — 12,5%, как отдельное занятие - 62,5%. Отвечая на вопрос: «На каких этапах тренировки Вы считаете возможным использовать хореографическую подготовку?». Из предложенных ответов: 75% опрошенных тренеров утвердительно отметило: «На всех этапах тренировочного процесса», а 25%: «Только на этапе начальной подготовки» Большая часть опрошенных - 75% считает хореографическую подготовку важным аспектом при обучении спортивным танцам, а 50%, что хореографическая подготовка представляет интерес для развития координации, выворотности, устойчивости, 75% респондентов видят ее для совершенствования технического мастерства танцоров. По данным опроса выявлено, что 62,5% респондентов считают, что каждый тренер должен владеть основами хореографической подготовки; 37,5% полагают, что данная часть подготовки должна выполняться специалистом- хореографом. Причем отвечая на вопрос: «Есть ли у Вас материалы по хореографической подготовке?» 75% ответили отрицательно и только 25% - утвердительно. Таким образом, полученные в ходе анкетирования данные убедительно показывают об отсутствии методических материалов. В связи с этим возникает необходимость разработки программ, методик по использованию средств хореографии в процессе обучения спортивным танцам. В ходе анкетирования было выявлена необходимость и значимость различных специальных двигательных и хореографических качеств, которые, по мнению тренеров, необходимо развивать у спортсменов-танцоров. Результаты опроса показали, что по значимости из перечня двигательных качеств, необходимых в спортивных танцах, тренеры отдают предпочтение ловкости и гибкости (100%), силовым способностям, специальной выносливости (75%), быстроте (25%) (рис. 1). Тренерами также особо выделены следующие хореографические качества, необходимые танцорам: осанка (на это указало 100% респондентов), музыкальность и ритмичность (100%), выразительность движений и эмоциональность (85%), гибкость (подвижность тазобедренных и голеностопных суставов) и устойчивость (75%) (рис. 2). Отвечая на вопрос: «В каком виде хореографическая подготовка дает наибольший эффект?», часть респондентов (62,5%) — не знают, а остальные (25%) отдают предпочтение групповым и индивидуальным занятиям и 12,5% - индивидуальным занятиям. Таким образом, проведенное нами исследование показало значимость и необходимость наличия хореографической подготовки в работе тренеров танцевальных центров Дальнего Востока, но в тоже время и определило не компетентность и отсутствие методических материалов по данному направлению.
Исследование эффективности влияния разработанной методики на развитие специальных двигательных способностей детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами на начальном этапе обучения
Для экспериментального обоснования эффективности разработанной методики был проведен педагогических эксперимент в условиях Танцевального спортивного клуба «Фантазия» г.Хабаровска. Для этого были организованы две группы: контрольная и экспериментальная по 14 человек в каждой. В начале эксперимента было проведено тестирование специальных двигательных способностей детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами (табл. 8). В результате которого было установлено, что группы однородны по уровню физической и технической подготовленности. После эксперимента было проведено повторное тестирование, по результатам которого была определена достоверность внутригрупповых и межгрупповых изменений по всем исследуемым показателям (по t критерию Стьюдента) (табл. 8, табл. 9 приложение 3). Так между группами в следующих тестах были получены наиболее статистически значимые показатели: гибкости позвоночника - 83%, подвижность в тазобедренных суставах (шпагат продольный - 58,6%, шпагат на правую ногу - 72,9%, шпагат на левую ногу - 55,1%), вестибулярная устойчивость, стоя на правой ноге - 70,2% и стоя на левой — 63,2%. Все вышеперечисленное свидетельствует о позитивном влиянии разработанной методики на развитие специальных двигательных качеств детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными танцами. При анализе внутригрупповых изменений было установлено, что как в экспериментальной, так и в контрольной группе произошло достоверное улучшение всех исследуемых показателей (Р 0,05) (Приложение 3, табл. 9). Причем следует отметить, что в экспериментальной группе; изменения были более ярко выражены. При этом, наибольшие изменения были обнаружены в проявлении гибкости позвоночника, которые составили 111,7% в экспериментальной группе (Р 0,05) и 37,2% в контрольной. Подвижность в тазобедренных суставах также более существенно изменилась в экспериментальной группе: показатели шпагата продольного здесь возросли на 64,1%, а в контрольной на 23,9%; показатели шпагата на правую ногу у испытуемых экспериментальной группы улучшились на 78,2%, а у испытуемых контрольной на 26,7%; показатели шпагата на левую ногу в экспериментальной группе возросли на 61,1% (Р 0,05), а в контрольной группе они не претерпели достоверных изменений (Р 0,05) (рис. 5). Эти результаты подтверждают специфичность средств хореографии и их преимущественное воздействие на подвижность позвоночного столба и тазобедренных суставов. Полученные экспериментальные данные (пробы Ромберга) свидетельствуют и о достижении более совершенной нервно-мышечной координации и улучшении функций вестибулярного аппарата у юных танцоров по экспериментальной методике. Выполнение ими упражнений классического экзерсиса у опоры, работа над осанкой, использование на тренировках достаточно большого объема упражнений на середине зала, направленных на развитие способности балансировать в статических и динамических положениях, обучение способам фиксации и регулирования поз, выработка ощущения равновесия — обеспечили достижения значительного увеличения показателей устойчивости тела. В показателях силовой выносливости мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд): в экспериментальной группе прирост показателей составил 46,2% (Р 0,05), тогда как в контрольной — 25,1% (Р 0,05). Наибольший прирост показателей уровня развития силы мышц спины, который оценивался по тесту «Лодочка», наблюдался в экспериментальной группе и был равен 86,3% (Р 0,05). Данный прирост, скорее всего, был достигнут особенностью тренировочной эффективностью упражнений партерного экзерсиса развивающих мышцы брюшного пресса и спины. Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности использования экспериментальной методики для обеспечения гармоничности развития юных танцоров и совершенствования их двигательных качеств средствами хореографической подготовки. Определение уровня хореографической подготовленности осуществлялось с помощью разработанного комплекса двух групп критериев: технической и эстетической (табл. 7) на основе методик Ю.В.Менхина (1989), Ю.И.Смирнова, М.М.Полевщикова (1996), С.И.Борисенко (2000). На протяжении всего педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах осуществляли текущий контроль за уровнем хореографической подготовленности юных танцоров и теми изменениями в их состоянии, которые происходили в ходе занятий. Группа экспертов оценивала хореографическую подготовленность первой группы критериев — технические в ходе контрольных испытаний по следующим показателям: осанка, «выворотность» ног, точность движения рук, «натянутость» ног, устойчивость, вращательные движения. Вторая группа критериев — эстетические: музыкальность, ритмичность, эмоциональная выразительность, динамичность, легкость, оценивалась группой экспертов при выполнении программ танцевальных дуэтов юных танцоров. Перед началом эксперимента у юных танцоров двух групп было проведено тестирование исходного уровня хореографической подготовленности. В ходе исследования анализировалось качество исполнения хореографических элементов. Используя методику оценки хореографической подготовленности, определялись показатели по каждому из критериев с технической и эстетической стороны.