Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства Билькевич Александр Леонидович

Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства
<
Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Билькевич Александр Леонидович. Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства : ил РГБ ОД 61:85-13/673

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Философские и психологические проблемы формирования духовных потребностей и эстетической культуры в подготовке студентов средних специальных учебных заведений

1.1. Формирование духовных потребностей и эстетической культуры как основа подготовки студентов средних специальных учебных заведений 14

1.2. Роль духовной культуры в развитии личности 41

Глава 2. Псиколого-педагогические основы формирования духовных потребностей и эстетической культуры студентов

2. 1. Роль и место дисциплин по выбору в формировании духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений . 50

Заключение 118

Список литературы 119

Введение к работе

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от II сентября 1981 года "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" говорится, что одной из главных задач физического воспитания является укрепление здоровья советских людей, повышение их работоспособности и производительности труда/1/,

В настоящее время любая отрасль промышленности нашей страны немыслима без электросварочных работ. Электросварочными работами в СССР занято более одного миллиона людей, и их численность постоянно увеличивается. В связи с этим растет необходимость изучения вопросов рационализации труда и отдыха рабочих-электросварщиков .

Результаты научных исследований ряда авторов /9, 38, 155, 50, 51, 108, 103, 172, 168/ свидетельствуют, что применение средств физической культуры способствует оздоровлению рабочих промышленных предприятий и является существенным резервом повышения их работоспособности. Одной из основных задач физкультурно-оздоровительных мероприятий является достижение высокого функционирования важнейших систем организма, расширение границ адаптации к факторам окружающей среды.

В литературе широко освещены вопросы использования физической культуры для различных профессиональных групп как во время трудового дня, так и в послерабочее время. Однако, сведений о содержании и методике проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с рабочими-электросварщиками недостаточно. Имеются отдельные сообщения о производственной и оздоровительно-профилактической гимнастике для газо- и электросварщиков /90, 143/. Однако рекомендации даны без учета всестороннего и комплексного подхода к проведению занятий с этим контингентом рабочих.

В настоящее время в связи с возрастающим влиянием неблагоприятных факторов производства особую актуальность приобретает создание тренировочной программы сочетанного применения физических упражнений с целенаправленным воздействием на отдельные функциональные системы, особенно нагружаемые во время трудового процесса /повышение адаптационных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем и опорно-двигательного аппарата/.

Рабочая гипотеза. Предаюлаталось, что применение в определенной последовательности, чередовании и дозировке специальных физических упражнений, направленных на повышение адаптационных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем и опорно-двигательного аппарата, позволит существенно улучшить функциональное состояние важнейших систем организма и работоспособность рабочих-электросварщиков.

Научная новизна. Экспериментально обоснован рациональный вариант занятий физическими упражнениями с рабочими-электросварщиками в зависимости от характера их трудовой деятельности и функционального состояния организма. Выявлено влияние различных по содержанию тренировочных программ на организм рабочих.

Создана специальная система физических упражнений для рабочих-электросварщиков, позволившая снизить заболеваемость, улучшить функциональное состояние систем дыхания, кровообращения, нервной системы, работоспособности.

Показано, что разработанная система физических упражнений является эффективным средством для профилактики нарушений в деятельности важнейших обеспечивающих систем организма рабочих-электросварщиков .

Рекомендуемая тренировочная программа позволила повысить

работоспособность, адаптационно-компенсаторные возможности организма, а также развить профессионально необходимые физические качества рабочих. Получен экономический эффект от применения разработанных тренировочных программ для данной категории рабочих и составлены рекомендации по использованию физических упражнений с профилактической целью.

Практическая значимость. Данные, полученные в процессе исследований, дали возможность разработать практические рекомендации для рабочих-электросварщиков, работающих в различных областях народного хозяйства.

Рекомендуемая программа позволяет повысить работоспособность, адаптационно-компенсаторные возможности организма, состояние важнейших жизнеобеспечивающих систем организма, а также развить профессионально необходимые физические качества рабочих.

Основные положения, выносимые на защиту. Разработанная на основе учета влияния условий и характера труда рабочих-электросварщиков система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает: а/ специально организованные занятия по дням недели в зависимости от интенсивности трудового процесса ; б/ специально разработанный комплекс утренней гигиенической гимнастики с индивидуальными заданиями ; в/ задания на выходные дни и на время отпуска ; г/ восстановительные мероприятия.

Формирование духовных потребностей и эстетической культуры как основа подготовки студентов средних специальных учебных заведений

В современных условиях главнейшей государственной задачей в области образования является возрождение духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения в контексте Российского менталитета, целенаправленного на формирование глубоких гражданских чувств. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, права, педагогики, психологии, медицины и др. Каждая из них изучает личность в своем, специфическом аспекте. Культурно-историческая психология рассматривает образ "человека-деятеля". В этой теории личность понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни. Человек был, есть и всегда будет основным агентом развития духовной культуры. Поэтому нельзя существенно изменить духовную культуру, обогатить ее содержание только путем изменения средств ее развития, преобразовывая ее техническую оснащенность, меняя соотношения ее частей, стимулируя ускорение или преимущественное развитие тех или иных ее областей. Качественное развитие культуры достигается средствами качественного изменения самого человека. И только коренное социальное преобразование общества в интересах человека может привести к изменению самого человека и его культуры.

Кроме того, поставить развитие культуры под сознательный научный контроль всего общества, устранить препятствие ее прогрессу могут только люди, познавшие закономерности общественного развития, люди всесторонней культуры. Для них культура— творческая деятельность, средство интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития. От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к личности, так и теоретические схемы анализа развития личности. Из множества особенностей человека, поднявших его над природой и отличающих его от животных можно выделить главную— способность создавать орудия производства, творить, чему собственно и обязано возникновение человеческой культуры. Однако творческой личностью является не просто всякая одаренная личность, способная к творчеству, а умеющая использовать свои задатки, свои импульсы, потребности и мотивы к творчеству в реальных действиях и стремящаяся к этому. "Потребность человека в связи, в единении, в общении с себе подобными и породила специфическое человеческое качество, именуемое духовностью" (34, с. 81). Духовность проявляется во всех формах ценностного сознания, поскольку оно является именно ценностным, а не рассудочно-утилитарным, приобретая разные формы выражения — и нравственную, и патриотическую, и гражданственно-политическую, и эстетическую, и художественную. "Духовностью порождено и эстетическое отношение к действительности, существенно отличающееся от физиологического удовольствия, получаемого органами чувств и доступного животным в такой же мере, как и людям, тогда как чувство красоты является привилегией человека" (там же, с. 82). Система потребностей является важнейшей социально-психологической характеристикой личности и любой группы людей. Потребность возникает в результате определенного состояния процесса обмена со средой. Это состояние характеризуется тем, что процесс не может осуществляться и нуждается в соответствующих предметах внешнего мира или условиях для освоения этих предметов. Такое состояние процесса взаимодействия вызывает и определенное психическое состояние личности. С этой точки зрения, потребность — это относительно устойчивое психическое состояние личности, характеризующееся влечением к вещам и явлениям, переживаемым как необходимое условие существования личности. Словарь В. Даля определяет потребность как надобность, нужду в чем-либо. Современный словарь русского языка СИ. Ожегова дает аналогичное толкование, добавляя, что это "нужда, требующая удовлетворения".

То есть термин "потребность" связывается с тем, что отсутствует в данный момент, в чем имеется надобность. Не случайно рядом со словом "потребность" чаще всего стоит слово "удовлетворение" ("удовольствие"). Удовлетворение потребности, как правило, предполагает активную деятельность, цель которой — восполнить недостающее, снять противоречие между желаемым и реально существующим. Поэтому потребность — это импульс активности субъекта, ее побуждающее начало. Это свойство потребностей было подмечено философами давно, еще со времен Демокрита. Объективные идеалисты (Гегель и другие) утверждали, что вся эта "масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа" (23, с. 24-25.). Представители субъективного идеализма считали, что потребности заранее присущи человеку и удовлетворе- ниє их зависит от его сознания и "доброй воли". Многообразие же потребностей определяется многообразием мнений и склонностей людей: изменяются мнения — изменяются и потребности. То есть, то, что мы анализируем с вой желания, стремления, цели намечаем способы и пути их достижения, отказываемся от одних намерений во имя других, создает иллюзию того, что потребности целиком зависят от сознания, от нашего "Я". Создавая и отстаивая диалектико-материалистическое учение, классики марксизма-ленинизма считали, что: люди со всем разнообразием их потребностей — продукт общества; что общество складывается на определяющей основе материального производства; что, следовательно, изменяющиеся под влиянием развития экономического базиса общество изменяет людей и их потребности. Уровень и структура потребностей, таким образом, зависят "не от сознания, а от бытия; не от мышления, а от жизни; это зависит от эмпирического развития и проявления жизни индивида, зависящих в свою очередь, от общественных отношений" (53, с. 253).

Роль духовной культуры в развитии личности

Исторический поворот в судьбе народов России коренным образом изменил ход общественного развития. Известно, что в период преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценности и идет поиск новых ориентиров. Это положение особо актуализирует проблему сохранения базовых национальных ценностей, гармоничных с новыми представлениями об обществе, человеке, основу кото- рых составляют высокое чувство Родины, добротворчество, созидание, уважение прав человека и народов. "Человек живет не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности" (Д.С. Лихачев). В этих условиях главнейшей государственной задачей в области образования является возрождение духовно-нравственного самосознания личности в контексте Российского менталитета. Следбвательно, культурное ядро содержания образования и воспитания должны составлять национальные и общечеловеческие ценности, способствующие развитию личности через усвоение родной культуры, духовно-нравственных ценностей, познанию общечеловеческой культуры и подведению к самостоятельному выбору ценностей в поликультурном обществе. Понятие "культура" достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека— мыслительной, религиозной, этической. Многоплановость феномена культуры вызвала к жизни различные направления ее исследования. Некоторыми исследователями (Г.П. Францев, А.А. Зворыкин и др.) культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. А.И. Арнольдов, Л.Н Коган и другие понимают под культурой процесс творческой деятельности. М. С. Каган, З.И. Файнберг и другие понимают под культурой универсальное свойство общественной жизни людей. Все эти различные точки зрения объединяет одно — деятельностный подход к понятию "культура".

В понятие "культура" Л.В. Тодоров включает следующие компоненты: вековые достояния народной жизни, труда и духовности; социальные, национальные, "общечеловеческие" традиции; генетически избранный и преобразованный во времени образ жизни; выработанные тысячелетиями представления о добре и справедливости, "нормы народной морали; нормативные типы личности: тип благородного человека, аристократа; патриархально-крестьянский тип личности; тип буржуа-предпринимателя (бизнесмена, банкира); тип "нового человека"; язык как основной код и память дописьменных и письменных культур; средство выражения эмоционального мира и форма мышления человека; предпосылка информационных систем и способов производства во все времена, при любых технологических системах; литература — образно-художественная память человечества; творчество народа и гениев; изначальное средство познания и самопознания людей; выражение чаяний, надежд, идеалов народа и индивида; фактор национального и социального самоопределения; "провиденциальный" смысл изящной словесности; искусство — от наскальных рисунков и заунывных мелодий до Сальвадора Дали и Кандинского, до Чайковского, Дебюсси, Гаврилина (в эстетическом, социальном, нравственном, духовно-интимном назначении); наука— выражение генетического, неистребимого, необратимого стремления ("жажды") человека к познанию, обретению нового; сфера деятельности человека и форма общественного сознания; в науке род людской обретает объективную реальность, научную картину мира; религия — вид духовной и перманентно материализующейся деятельности людей; форма личного и общественного сознания; основана на признании, безоговорочной вере в приоритет высших (святых) потусторонних сил; вживление и воскресение, а также материализация веры, надежды, устремленность в будущее в образе мессии, Бога-человека, сакральных построек,... предметов, письменных памятников; общество и государство — веками... создаваемые и саморазвивающиеся институты социальной жизни и деятельности человечества... .(82, с. 9).

Роль и место дисциплин по выбору в формировании духовных потребностей и эстетической культуры студентов средних специальных учебных заведений

Общий процесс превращения предметной реальности культуры в духовную культуру распредмечивающей ее личности охватывает и эстетический аспект культуры. Это значит, что эстетическое сознание каждого человека "формируется в ходе распредмечивания воплощенных в предметности культуры эстетических ценностей" (М.С. Каган). Культура и личность. Слово "культура" происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVII и XIX веках его стали употреблять и по отношению к людям. Если человек отличался изяществом манер, начитанностью, его считали "культурным" человеком. В то время этот термин применяли в основном к аристократам, чтобы отделить, отличить их от "некультурного" народа, черни. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к современной жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура представляет собой совокупность тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но будущее. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура— показатель уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся науки и степень внедрения достижений в производство, и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей, мотивов и интересов людей. Духовная культура отлагается в "вещной" форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате освоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения. Прекращение процесса социализации в массовом масштабе привело бы к гибели культуры. О важности культуры для функционирования людей можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с другими людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими "Существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке", ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развитие личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их "человеческих" личностей. Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, биологические возможности человека не беспредельны. Существует предел и для знаний, которые может усвоить человеческий мозг. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления двух важных видов деятельности. Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом, аналогичном обществе, постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека— и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

Похожие диссертации на Рациональное использование средств и методов физической культуры для улучшения здоровья и повышения работоспособности рабочих электросварочного производства