Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Побережный Александр Алексеевич

Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры
<
Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Побережный Александр Алексеевич. Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.08 Курск, 2007 161 с. РГБ ОД, 61:07-9/463

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Радикальный конструктивизм в системе конструктивистских тенденций современной духовной культуры 13

1.1. Общая характеристика конструктивистских тенденций в современной духовной культуре 12

1.2. Классификация видов конструктивизма 40

1.3. Специфика радикального конструктивизма 59

Глава 2. Корреляция идей радикального конструктивизма с идеями основных направлений современной философии 80

2.1. Методология радикального конструктивизма в сравнении с методологией других конструктивистских направлений 80

2.2. Постмодернистские идеи в радикальном конструктивизме 96

2.3. Конструктивистский подход к проблеме истины

2.4. Оценка релевантности философских методов радикального конструктивизма }27

Заключение 142

Литература 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В последние десятилетия происходит активное проникновение конструктивистских идей в массовое сознание. Издаются книги конструктивистских авторов, многочисленные рецензии, исследования различных форм конструктивизма, а также статьи полемического характера публикуются на страницах периодических изданий и в Интернете. Конструктивизм проникает в сферу естественнонаучного и гуманитарного знания, в психологию, педагогику, политологию.

Одной из главных тенденций философии XX столетия явилось усиление взаимодействия философии и науки, а ключевыми философскими проблемами стали проблемы обоснования научного знания, проблемы его истинности. В различных сферах науки и направлениях философии просматриваются ярко выраженные конструктивистские тенденции и идеи, наблюдается значительное возрастание роли субъекта в познавательном процессе.

В первой половине XX века конструктивизм появляется как направление в различных областях культуры, в искусстве, затем возникают конструктивная логика и математика, а во второй половине математический конструктивизм развивается до уровня философии науки и распространяется с математического знания на естественнонаучное, а затем и на гуманитарные области научного знания. С 1980-х годов в западной философии получает широкое распространение новое направление, - радикальный конструктивизм. Основываясь на выводах, полученных в различных естественнонаучных и технических дисциплинах (биологии, нейрофизиологии, кибернетике и др.), его представители развивают философские идеи конструктивизма в новом направлении, приближаясь к идеям античного скептицизма. Эпистемологическая парадигма радикального конструктивизма отвергает принципиальную возможность научного познания внешней реальности.

Одной из причин возникновения и стремительного роста популярности

радикального конструктивизма является кризис фундаменталистской парадигмы в эпистемологии. Принципиальное размежевание «сознания» и «мира» привело к росту скептицизма из-за невозможности реконструировать реальный процесс познания, что послужило причиной возникновения необходимости выработки новых подходов к проблемам онтологии и теории познания. В XX веке возникают различные натуралистические версии теории познания (генетическая эпистемология, эволюционная теория познания и др.) и социально-исторические модели ее развития (теория научных революций Т. Куна и др.). Радикальный конструктивизм выделяется на этом фоне категоричностью суждений, эпатирующей бескомпромиссностью. «Если невозможно абсолютное обоснование, значит, невозможно никакого обоснования».1

Начиная с 80-х годов XX столетия, в мировой литературе по философии науки значительно возросло число публикаций, связанных с проблемами конструктивизма. Однако в отечественной философской литературе этот вопрос освещен, на наш взгляд, недостаточно полно. Не рассмотрен конструктивизм как целостное направление, нет анализа эволюции конструктивистских идей в современной западной философии. Нет четко разработанной классификации видов конструктивизма, не обозначена его корреляция с другими философскими направлениями. На наш взгляд, данные вопросы определяют актуальную проблему современной философии, - определение места радикального конструктивизма в современной духовной культуре.

Степень разработанности проблемы

Диссертационное исследование связано с анализом философских аспектов конструктивизма и является попыткой рассмотреть его природу, во-первых, рассмотреть радикальный конструктивизм как этап развития конструктивизма в целом, во-вторых, применение его не только в познавательной деятельности, но и в других сферах духовной культуры (в психиатрии, сфере образования и др.).

1 Кезин А. В. Радикальный конструктивизм: идеи, аргументы, критика. В сб. Философия науки и научно-технической цивилизации: юбилейный сборник //Общая ред. С.Л. Катречко, Н.В. Агафонова, А.В. Кезин, В.А. Яковлев; МГУ им. M.B. Ломоносова, каф. филос. и метод, науки. — М., 2005, С. 107

Это предполагает изучение широкого круга работ, связанных с философией науки и теорией познания.

Вопросы обоснования математического и естественнонаучного знания, проблемы теории познания, философии и методологии науки рассматривались на основании трудов Агацци Э., Адамара Ж., Арепьева Е.И., Аронова Р.А., Асмуса В. Ф., Барабашева А.Г., Бар-Хиллела И., Беркли Дж., Бирюкова Б.В., Бройля Л. де, Бурбаки Н., Вейля Г., Вигнера Е., Войцеховича В.Э., Гадамера Х.-Г., Гайденко П.П., Гейтинга А., Гудмена Н., Гуссерля Э., Делокарова К.Х, Ильина В.В., Канта И., Капры Ф., Карри Х.Б., Клини С, Князева В.Н., Кочерги-на А.Н., Кричевца А. Н., Куайна В., Куна Т., Лакатоса И., Лебедева С. А., Ле-февра В. А., Лосева А. Ф., Мамчур Е. А., Мануйлова В.Т., Маркова А. А., Ми-кешиной Л.А., Миронова В. В., Мороз В. В., Нейрата О., Огурцова А. П., Панова М.И., Патнема X., Перминова В.Я., Петрова Ю. А., Печенкина А. А., Поппе-ра К., Пуанкаре А., Рейхенбаха Г., Рузавина Г.И., Смирновой Е.Д., Степина В.В., Сурковой Л.В., Тарского А., Хаак С, Хинтикка Я., Эшби В., Юма Т., Яновской С. А., Яшина Б.Л. и др. На основании данных работ исследуются причины возникновения философского конструктивизма, его роль в методологии математического и естественнонаучного знания.

Следующая группа работ, использованных в исследовании, - первоисточники - работы основных представителей различных направлений конструктивизма, таких, как Бергер П., Варела Ф., Вацлавик П., Глазерсфельд Э. фон, Динглер Г., Камла В., Келли Дж., Лоренцен П., Лукманн Т., Луманн Н., Марков А. А., Матурана У., Пиаже Ж., Розов Н. С, Рот Г., Тишков В. А., Шанин Н. А., Шмидт 3., Фраассен Б. ван, Фёрстер X. фон, Юэкскюль Д., Яних П. и др.

К работам, посвященным исследованию конструктивизма, можно отнести труды Ахматовой О. В., Виноградова Е. Г., Вросека В., Зыбертовича А., Кезина А. В., Кураєва А., Кушнера Б. А., Кюглера П., Мануйлова В. Т., Нюзе Р., Режа-бека Е.Я., Руша Г., Тишкова В.А., Унгера Ф., Цандботте М., Цоколова С. А., Яниха П. и др. В работах данных исследователей рассматривается конструктивизм с различных философских позиций, дается оценка его методологических

установок. Немецкий исследователь Ф. Унгер оценивает конструктивизм с точки зрения критического реализма, Г. Руш и П. Яних рассматривают радикальный конструктивизм с позиций немецкой конструктивной философии, анализируя общие моменты и принципиальные различия между конструктивизмом эр-лангенской школы и радикальным конструктивизмом. Из исследований по конструктивизму на русском языке рассмотрены работы украинских учёных Е. Г. Виноградова, С. А. Цоколова, российских исследователей А. В. Кезина, В. Т. Мануйлова, Е.Я. Режабека и др. Е. Г. Виноградов анализирует конструктивистские идеи и тенденции в аналитической философии, определяет конструктивизм как результат эволюции эпистемологических парадигм. С. А. Цоколов проводит полный литературно-исторический анализ первоисточников главных представителей радикального конструктивизма и представляет научный и философский материал каждого из них в виде единой, присущей данному автору конструктивистской концепции. Определяется место конструктивистского дискурса в современной философии. Радикальный конструктивизм рассмотрен также в статьях А. В. Кезина. В. Т. Мануйлов в своих публикациях исследует конструктивизм эрлангенской школы. Однако в вышеуказанных работах конструктивизм не рассматривается как целостное явление духовной культуры, не дается классификация форм конструктивизма, не рассматривается его взаимодействие с другими направлениями современной философии. Этим вопросам и посвящено данное исследование.

Существует достаточно большое число публикаций по проблемам конструктивизма на немецком языке. В последнее время эти работы стали переводиться на английский язык. Кроме того, появился и продолжает появляться обширный пласт оригинальной англоязычной литературы по конструктивизму, преимущественно связанной с его радикальным направлением. Широкое распространение получили научные дискуссии по конструктивистскому подходу в психологии, педагогике, этнологии, политологии. Однако на русском языке данная тема представлена, на наш взгляд, фрагментарно. Представляемое исследование призвано восполнить этот пробел.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: определить место радикального конструктивизма в современной духовной культуре.

Реализация цели предусматривается путем решения следующего ряда задач:

  1. Выявить общие черты конструктивизма как направления в современной духовной культуре.

  2. Разработать классификацию видов конструктивизма.

  3. Выявить специфические черты радикального конструктивизма.

  4. Вскрыть методологические основания радикального конструктивизма в сравнении с математическим конструктивизмом и немецким конструктивизмом эрлангенской школы.

  5. Оценить корреляцию философских идей радикального конструктивизма с идеями других направлений современной философии.

  6. Раскрыть основные этапы эволюции конструктивистского подхода к проблеме истины.

  1. Определить основные моменты в оценке методологии радикального конструктивизма представителями основных направлений современной философии.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Обобщение и критический анализ накопленного фактического и теоретического материала ориентировались на такие принципы построения научного исследования, как историзм, системность и объективность рассмотрения проблемы. Основным методом исследования выступал метод реконструкционного анализа философских воззрений представителей конструктивизма и их предшественников, нацеленный как на воссоздание целостной картины становления конструктивизма как междисциплинарного направления в XX веке, так и на комплексное представление ключевых идей отдельных представителей различных форм конструктивистской философии. Также использованы следующие

методы:

общенаучные принципы и подходы — системный (исследование формирования конструктивизма в ракурсе общекультурного контекста XX века, целостное рассмотрение этапов развития конструктивизма и др.), структурно-функциональный, компаративистский (выявление различий и сходств в различных концепциях конструктивизма, сравнительный анализ теоретических представлений представителей конструктивизма и других мыслителей второй половины XX века и др.);

методы собственно философского анализа — понятийный анализ, проблемный подход (определение теоретического вклада конструктивизма в развитие философского знания в целом);

общелогические методы и приемы исследования — анализ и синтез, аналогия, обобщение, мысленное моделирование (их использование на отдельных этапах исследования обеспечило необходимую степень детализации рассмотрения).

Эмпирическую базу исследования составляют:

ключевые работы основных представителей различных направлений конструктивизма;

исследования по конструктивизму отечественных и зарубежных авторов;

труды специалистов в области философии и методологии науки, оснований математического и естественнонаучного знания, философии науки и техники, истории философии, теории научного познания;

общефилософские и специализированнвые энциклопедии, словари и справочники;

интернет-сайты, посвященные конструктивизму, а также освещающие проблемы современной философии и теории познания.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена тем, что она является первым комплексным исследованием конструктивизма в его генезисе и эволюции. Автором проанализирован, систематизирован и дополнен имеющийся опыт исследования применительно к конструктивизму как новой, малоизвестной исследователям проблемной области. В ходе проведённого исследования получены следующие результаты, представляющие научную новизну:

1. Впервые конструктивизм представлен не как множество направлений и
теорий, а как целостное междисциплинарное направление духовной культуры
XX века, основными чертами которого являются:

установка на искусственное построение (конструирование) тех или иных идеально-духовных или материально-предметных реалий либо на истолкование этих реалий как искусственно сконструированных (в противовес их интерпретации как естественно или стихийно возникших);

подчеркивание доминирующей роли субъекта в интеллектуальной и предметной деятельности.

2. Предложена классификация форм конструктивизма по сферам приме
нимости. Рассматривается три различные сферы современной духовной куль
туры: 1) искусство, 2) наука, 3) религия.

В свою очередь, в науке как сфере рационального познания выделяется три уровня: а) собственно научный (эмпирическое и теоретическое знание), б) метатеоретический (Philosophy of Science, Wissenschaftstheorie), в) собственно философский уровень.

Каждой из этих сфер соответствуют специфические варианты конструктивизма.

3. Впервые радикальный конструктивизм представлен не как отдельное
направление в философии, а как результат эволюции конструктивистских идей
в современную эпоху. При этом выделены следующие специфические черты
радикального конструктивизма:

антиреалистичекая установка в теории познания: отказ от каких-либо суждений об объективной реальности, понимание познания как конструктивной деятельности человеческого мозга, постулирование относительности и субъективности любого научного знания;

деонтологизация философии: эпистемология без онтологии - принципиальная позиция представителей радикального конструктивизма;

мировоззренческий плюрализм: признание множества различных равноправных версий реальности, вера в существование одной единственной реальности представляется опасным заблуждением.

  1. Определено принципиальное отличие методологии радикального конструктивизма от других форм философского конструктивизма. Первоначально конструктивизм был связан с проблемой обоснования научного знания. Математический конструктивизм возник и развился как новая парадигма обоснования математического знания. В последующем проблематика радикального конструктивизма смещается к исследованию самого процесса познания. Радикальный конструктивизм в своей проблематике поднимается на общефилософский уровень. Его философская позиция выглядит весьма радикальна, - «эпистемология без онтологии», а выводы, полученные в рамках конструктивистского анализа конкретных наук, экстраполируются на всю теорию познания и объявляются универсальными.

  2. Выделены специфические черты и основные тенденции постмодернистской философии, коррелирующие с тенденциями радикального конструктивизма (познание без онтологии, плюрализм истин вплоть до полного отказа от данного понятия, антиреализм и отказ от основных категорий метафизики). Это позволяет сделать вывод о том, что радикальный конструктивизм можно рассматривать как эволюцию конструктивистских идей в сторону постмодернистской философии.

  3. Выявлена эволюция конструктивистского подхода к проблеме истины и показано, что в радикальном конструктивизме в отличие от математического конструктивизма и конструктивизма эрлангенской школы наблюдается призна-

ние плюрализма истин, отказ от классических концепций понятия истины (корреспондентской и когерентной), переход к прагматическому критерию с тенденцией полного отказа от данной категории и принятием в качестве оценочных иных эпистемологических категорий - практической применимости, валидности и т. п.

7. Привлечен, проанализирован и введен в оборот новейший материал по современному конструктивизму в западной философии науки, представленный, в частности, работой такого крупного немецкого исследователя, как Ф. Унгер «Критика конструктивизма».

Практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования могут представлять интерес как для специалистов в области эпистемологии, философии и методологии науки, так и для представителей специально-научных областей знания. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки спецкурсов по философии науки, теории научного познания. Основные положения и выводы диссертации могут быть полезны для дальнейшего исследования конструктивистских идей в современной философии.

Апробация диссертации.

Основные выводы работы апробированы в выступлениях автора на ряде научных и научно-практических конференций, в частности: Международной научно-практической конференции «Пятые Иллиадиевские чтения» (Курск, май 2004), Всероссийской междисциплинарной конференции «Философия искусственного интеллекта» (Москва, январь 2005 г.), Международной научной конференции «Новые идеи в философии» (Пермь, апрель 2005 г.), IV Российском философском конгрессе (Москва, май 2005 г.), Международной научной конференции «Социальная теория, ее истинность и роль в историческом процессе» (Воронеж, май 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки в России» (Кузнецк, 2005), Всероссийской науч-

но-методической конференции «Преподавание философии в вузе: проблемы, цели, тенденции» (Магнитогорск, 2005), Всероссийской научной конференции «Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе», (Курск, май 2006 г.).

Основные идеи и результаты исследования изложены в 4 статьях и 9 тезисах конференций общим объёмом 4,01 п. л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и общего списка использованной литературы.

Общая характеристика конструктивистских тенденций в современной духовной культуре

Конструктивизм, - масштабное направление современной духовной культуры, характеризуется широким многообразием форм и проявлений в ее различных областях. Ни одно направление в европейской культуре трех последних столетий не обладало такой мощной экспансией во все сферы жизни человека, как конструктивизм. По словам П. Кюглера, «конструктивизм - это ставшее в XX в. модным наименование для множества направлений и теорий, которые имеют мало общего друг с другом, так как относятся к различным предметным областям и называют конструкцией различные методы»1. Тем не менее, нам представляется, что при всем разнообразии видов конструктивизма всем им присущи общие черты, которые будут нами выделены в данном параграфе.

Термин «конструктивизм» употребляется довольно широко в разных теоретических контекстах. В самом общем смысле он означает установку на искусственное построение (конструирование) тех или иных идеально-духовных или материально-предметных реалий либо на истолкование этих реалий как искусственно сконструированных (в противовес их интерпретации как естественно или стихийно возникших).

Первоначально конструктивизм зародился как направление в искусстве в Европе конца XIX века в творчестве ряда художников и архитекторов (Т. Гарнье, П. Беренса, Г. Озанфана, Ф. Пикабиа, Р. Делоне, Ф. Леже, Ле Корбюзье). Возникнув в среде материалистически и сциентистски ориентированных архитекторов и художников, конструктивизм в противовес традиционной ху дожественной категории композиции выдвигает категорию конструкции как некое научно-технологическое и принципиально новое понятие. В наиболее общем случае под конструкцией в конструктивизме понимался рационалистически обоснованный тип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигается функция, а не художественно-эстетическая значимость. Немецкий архитектор Готфрид Земпер1 сформулировал основное положение, которое легло в основу эстетики конструктивистов, заключавшееся в том, что эстетическая ценность всякого художественного произведения определяется соответствием трех его элементов функционального назначения: произведения, материала, из которого оно сделано, и технической обработки этого материала.2 Уже с XIX века предметная среда испытывала все возрастающую экспансию инженерных форм. В концепции конструктивизма определяющую роль играл конструкторско-изобретательский подход к проблемам формообразования, одним из приемов которого, основанном на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта, стало конструирование, составляющее один из этапов или компонентов процесса проектирования. Цель конструирования - организация оптимальной функциональной связи элементов композиции. Зарождение конструктивистской теории непосредственно связано с движением, имеющим своею целью согласовать с индустриальной техникой художественную промышленность и архитектуру.

Дальнейшее самоопределение конструктивизма совершалось под знаком социальной значимости творчества. Придя в своем абстрактном творчестве к конкретному материалу, многие художники легко восприняли и материализм в его целостном понимании. Футуристическая ориентация, свойственная «левому» искусству вообще, органично соединилась с идеологической установкой на «светлое будущее». Точки соприкосновения конструктивизма с материалистической концепцией истории нашлись и в оценке роли научно-технического прогресса и техники в частности.

«Произошел симбиоз эстетически-художественных и идеологических установок, в результате чего сформировался самобытный советский конструктивизм, отличавшийся от западных аналогов ярко выраженным социальным характером»1.

В отечественном искусстве 20-х гг. XX в. сторонники конструктивизма, выдвинули задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы. Они стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций. Показной роскоши конструктивисты противопоставили простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели воплощение демократичности и новых отношений между людьми.

Родоначальником русского конструктивизма считается В. Татлин, который в 1913-1914 годах создал ряд так называемых «Угловых рельефов», выведя поиски пластической выразительности из плоскости картины в «реальное» пространство экспонирования с использованием реальных материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета. Фактически первые «рельефы» Татлина — это структуры, вынесенные с плоскости холста в пространство.

В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических работах А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга; практически они впервые воплотились в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его четким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). Конструктивисты разработали функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.

Классификация видов конструктивизма

Несмотря на то, что конструктивизм является широко распространенным и вызывающим большой интерес явлением современной духовной культуры, о чем свидетельствует значительно возросшее число публикаций по данной теме и участившееся употребление самого термина «конструктивизм», в научной литературе до сих пор нет четко разработанной классификации этого направления. Классификация, разработанная нами в рамках данного исследования, проведена по предметной области и основывается на выделении трех сфер современной духовной культуры: 1) искусство, 2) наука, 3) религия. Религия способствует познанию человеком добра, наука - истины, искусство - красоты. В свою очередь, в науке как сфере рационального познания выделяется три уровня : а) собственно научный, б) метатеоретический (Wissenschaftstheorie, Philosophy of Science), в) собственно философский уровень.

Таким образом, мы отнесем каждую разновидность конструктивизма к соответствующей ей сфере духовной культуры.

1) Конструктивизм в искусстве:

- художественный конструктивизм, - авангардизм, беспредметная живопись, абстрактное искусство К. Малевича, В. Кандинского, М. Ларионова, К. Петрова-Водкина, В. Татлина, псевдоконструктивизм немецких художников («обнаженный культ вещи»), «пуризм» художников Франции и Голландии, «неопластицизм», отвлеченный формализм в беспредметном кино (Рихтер, Эг-гелейн);

- архитектурный конструктивизм - рационализм школы Гропиуса, формализм Корбюзье, теоретические и художественные работы Готфрида Земпера, проекты братьев Весниных и М. Я. Гинзбурга;

- литературный конструктивизм - группа литераторов (А. Н. Чичерин, К. Л. Зелинский, И. Л. Сельвинский), выдвинувших в 1922 году требование понимания литературного произведения как конструкции, литературный центр конструктивистов (1924), «Литературной бригады М. 1» (1930);

- театральный конструктивизм - сценическая версия конструктивистских идей; творчество режиссеров и художников российского театра 1920-х гг. (А.Веснин, Г. Якулов, братья В. и Г. Стенберги и др.), а затем и мирового, главным образом, немецкого, а также чешского и польского;

- музыкальный конструктивизм - направление в музыке, выраженное в комбинировании жестких, резко диссонирующих созвучий, синкопированных, ломанных ритмических фигур;

- метафизический конструктивизм - направление в современной литературе, на наш взгляд, необходимо обозначить как отдельную форму конструктивизма, поскольку он никак не связан с конструктивизмом в русской литературе 20 - 30 годов прошлого столетия ни исторически, ни идейно.

Основная парадигма конструктивизма — утверждение о бессмысленности и ненужности какого-либо декоративного украшения изделия. Конструктивизм провозгласил излишеством в вещах любых элементов, в которых нет конструктивной и утилитарной необходимости. Красота должна возникать из собственной художественной выразительности их формы, конструкция вещи сама по себе уже имеет декоративные свойства. В конструктивизме существовало два основных направления: отвлеченный конструктивизм, близкий к геометрическому абстракционизму, не преследовавший утилитарных целей, но занятый исключительно художественными задачами (развитие идущих от кубизма тенденций поиска конструктивных законов формы, пространства, внутренней архитектоники предмета и т.п.) и «производственно-проектный», направленный на художественное конструирование предметов утилитарного назначения и блоков среды обитания человека. Он был тесно связан с архитектурой и промышленностью и руководствовался принципом: превратить искусство в производство, а производство - в искусство. Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению художественного конструирования. «Композиционные эксперименты с блоками текста, шрифтами, цветом, геометрическими фигурами и фотографическими изображениями подвели художников к созданию плаката новой «конструкции». Он не только информировал, просвещал и агитировал, но и «революционно перестраивал» сознание граждан художественными средствами, свободными от излишеств традиционной описательности и иллюстративности». На основе разработок конструктивистов (A.M. Родчен-ко, A.M. Гана и др.) создавались рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники разрабатывали рисунки для тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова) и модели одежды (В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин). Конструктивизм сыграл значительную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г.Г. Клуциса, A.M. Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта).

Методология радикального конструктивизма в сравнении с методологией других конструктивистских направлений

В данном параграфе будут рассмотрены математический конструктивизм, немецкий конструктивизм эрлангенской школы и радикальный конструктивизм и показаны принципиальные различия данных направлений.

Конструктивное направление в математике было связано с кризисом теоретико-множественного обоснования математики (т. н. антиномии теории множеств).1 К концу XIX - началу XX вв. понятия классической математики;-считавшиеся до недавнего времени фундаментальными и вечными, (понятия континуума, предела, бесконечно малой переменной величины и т.п.) не вы-держали проверку временем. Вот что писал об этом Г. Вейль : «Мы менее чем когда-либо уверены в незыблемости наиболее глубоких оснований (логики и) математики. Как у всех и всего в мире сегодня, у нас есть свой «кризис»...», и далее, «Фундаментом математической дисциплины может, по-видимому, служить категория натуральных чисел, но не континуум, как он дан в наглядном созерцании». Основы классической математики оказались в кризисном состоянии, и все большее количество ученых стало склоняться к мысли о необходимости пересмотра фундаментальных понятий математики и, как следствие, -понятий естествознания. В качестве альтернативы теоретико-множественному подходу классической математики в начале XX в. нидерландским математиком Л. Э. Я. Брауэром и его последователями была разработана оригинальная система построения математики, получившая название интуиционизма3. Брауэр критикует классическую (теоретико-множественную) математику за необоснованность, неубедительность ее слишком умозрительных абстракций. Проблема заключалась в следующем: в какой степени идеализации (прежде всего идеализация, называемая абстракцией актуальной бесконечности), на базе которых в сознании математика формируются основные понятия теории множеств, допустимы в качестве основы процессов мышления о явлениях природы и о практической деятельности человека? Позиция Брауэра состояла в том, что разум непосредственно постигает основные, ясные и понятные, интуитивные представления, а понятие множества настолько неясно и неотчетливо, что построить на его основании хорошую математику невозможно. Единственное основание -натуральный ряд чисел как потенциальная бесконечная совокупность.

Фундаментальное интуитивное представление, согласно Брауэру, - это постижение различных событий в хронологической последовательности.1 Математика возникает тогда, когда сущность числа, появляющаяся вследствие хода времени, абстрагируется от всего частного. Пустая форма общего содержания всех двоек становится исходным интуитивным представлением математики и, повторяемая неограниченно, создает новые математические сущности. Математическое мышление, по Брауэру, представляет собой процесс мысленного построения, создающего свой собственный мир, не зависящий от опыта и ограниченный лишь тем, что в основе его должна лежать фундаментальная математическая интуиция. Однако представлять ее надо не как нечто сходное по природе с неопределяемыми понятиями, встречающимися в аксиоматических теориях. Наоборот, через нее должны постигаться разумом все неопределяемые идеи, используемые в различных математических системах, если они действительно призваны служить математическому мышлению. Кроме того, математика по своей природе синтетична. Она занимается составлением истин, а не выводит их из логики.

Согласно Брауэру, каждое математическое построение говорит о процессах построения во времени. Образцом такого построения является интуиция на турального числа. Помимо этого, Брауэр считал интуитивно ясными сложение, умножение и математическую индукцию. Интуиция наполняет высказывания смыслом и служит критерием истинности. Закон исключенного третьего не обладает интуитивной ясностью, особенно в построениях с бесконечностью. Не обладают ею также отрицание отрицания как утверждения (известный принцип доказательства «от противного») и актуальная бесконечность. Таким образом, в рамках данной программы радикально менялись взгляды на классические логические категории такие, как доказательство, существование и т.д. Критерием осмысленности суждения, с точки зрения интуиционизма, является возможность его построения. Законы логики, применяемые в математике, должны быть соотнесены с конструктивностью. «Чистые» доказательства существования считались бессмысленными и потому недопустимыми. Брауэр вводит свободно становящиеся последовательности и объекты, зависящие от решения людьми тех или иных проблем.1

В 30-х годах XX столетия в математике произошло событие большого принципиального значения: было выработано несколько эквивалентных друг другу уточнений общего понятия алгорифма и сложилось убеждение, что проблема выработки искомого точного понятия получила окончательное (в принципиальном отношении) решение, была создана теория алгоритмов (алгорифмов), давшая эффективный способ построения математических объектов, истолкования математических связок и истинности математических суждений. Различные формы понятия об алгоритме были созданы Тьюрингом, А. Чёрчем, А. А. Марковым, А. Н. Колмогоровым и другими учёными. По определению А. А. Маркова, «алгорифм есть предписание, однозначно определяющее ход некоторых конструктивных процессов».2 Советские учёные А. Н. Колмогоров, А. А. Марков, Н. А. Шанин, С. А. Яновская и др. интенсивно изучали философско-логические основания математического знания.

Постмодернистские идеи в радикальном конструктивизме

По мнению А. В. Кезина, «радикальный конструктивизм резонирует с патологическими тенденциями современной социокультурной ситуации, выражающимися в утрате различий между реальной и виртуальной действительно стью. Эта тенденция, как известно, сильно отображена в постмодернизме, ломающим перегородки между действительностью и «миром симулякров»»

С целью исследования корреляции постмодернистских идей с идеями радикального конструктивизма необходимо рассмотреть постмодернизм как направление в современной философии и как явление современной духовной культуры.

Многие исследователи отмечают, что, в отличие от модерна, выработавшего определенные стили во всех видах дискурсов и всех типах искусств, постмодернизм стремится к нарочитому отказу от всех и всяческих стилей. Его характерной чертой является стремление показать, что часто за видимой серьезностью того или иного явления интеллектуальной жизни нет ничего стоящего внимания. «Постмодернизм — это вид сократизма с его иронией, выявляющей истинную сущность людей и мнений» . Постмодернизм подвергает, критике основное достижение модерна — этически нейтральное естествознание. В отличие от модерна, знаменующего собой веру в науку и прогресс, в абсолютное превосходство рационального мышления, постмодернизм проповедует недоверие к науке, ее критику, стремление заменить ее неким альтернативным знанием. Действительное, с точки зрения постмодернистов, больше не отличается от вымышленного. Все, с чем мы имеем дело, является иллюзией.

В качестве основного философско-мировоззренческого принципа, принимаемого постмодернистами, можно назвать провозглашенный впервые Ж.Ф. Лиотаром отказ от общих положений, организующих знание, и провозглашение плюрализма, оправдывающего сосуществование локальных, конкурирующих между собой теорий, построенных на принципиально различных мировоззренческих основаниях. Отказ от положения о тотальности смысла ведет к плюрализму, когда утверждается множественность и субъективность истины, ее зависимость от различных условий. В концепциях постмодернистов объективность подменяется субъективностью. Здесь отчетливо просматривается корреляция постмодернистских идей с идеями радикального конструктивизма о субъективном характере познавательных процессов и вытекающем отсюда плюрализме истин.

Постмодернисты выступают против абсолютизации господствующих в модернизме ценностей. Постмодернистская практика направлена против свободного от этических правил естествознания, против неразборчивого использования технических изобретений, против промышленности, разрушающей окружающую среду, против формальной правовой демократии. Постмодернисты отказываются от преклонения перед разумом, авторитетами, властными структурами, к которым, прежде всего, относится наука и техника. Постмодернизм выступает против поиска единообразия, насаждения необоснованных ценностей, стремления к непременному согласию между людьми.

В постмодернизме обосновываются принципы универсального гуманизма, направленного на все живое во Вселенной и сопряженного с критической рефлексией понятий «власть» и «свобода». Культурный релятивизм направлен на преодоление кризиса нравственности и легитимации в современном обществе.

Отечественный исследователь постмодернизма И. П. Ильин, ссылаясь на мнения большинства западных литературных критиков и искусствоведов, переход от модернизма к постмодернизму определяет серединой 50-х годов.1 Убежденный сторонник постмодернизма, немецкий теоретик культуры В. Велып уточнил, что термин «постмодернизм» в его современном значении впервые использовал литературовед М. Хац в 1959 году . Отчетливые признаки постмодернизма отметили многие теоретики литературы в литературоведческих дискуссиях 60-х годов в США, обнаруживших кризисное состояние авангардной литературы.

Похожие диссертации на Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры