Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Азарова Екатерина Александровна

Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании
<
Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Азарова Екатерина Александровна. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05.- Санкт-Петербург, 2000.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/397-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Моральные тендерные стереотипы: понятие и динамические аспекты их существования 12

1. Понятие морального стереотипа и морального тендерного стереотипа. Структура морального сознания и стереотипы 12

2. Динамические аспекты существования моральных гендерных стереотипов 53

Глава II. Моральные тендерные стереотипы и идея «женской этики 87

1. Проблема функционирования моральных гендерных стереотипов на фоне взаимодействия полового и морального аспектов сознания 87

2. «Женская этика» в Америке в 60-80-х гг. как попытка изучения и изменения моральных гендерных стереотипов 109

Основные выводы и перспективы дальнейшего исследования 142

Библиография 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В XX веке происходят значительные изменения в политическом, правовом и социальном статусе женщины, меняется ее роль в обществе. Несмотря на это, многие тендерные стереотипы, в том числе и моральные тендерные стереотипы, которые закрепляют и выражают отличия в моральном облике и поведении мужчин и женщин, не изменяются.

Проблема столкновения стереотипизированных представлений и реальной жизни находит отражение как в многочисленных работах философов, социологов, психологов, представителей других областей знания, так и в феминистских и антифеминистских движениях.

Изменение социального и юридического статуса женщин затрагивает глубинные структуры общественной психики: старые взгляды, старые представления, привычные способы поведения, оценки оказываются непригодными в новых условиях. По этой причине возникает определенная дезориентация в моральном пространстве.

С точки зрения теоретического аспекта, актуальность темы обусловлена прежде всего неразработанностью и неопределенностью ключевых понятий: «моральный стереотип», «моральный тендерный стереотип» и др. По-прежнему остаются невыясненными до конца вопросы об основах формирования стереотипных представлений, об их истинности-ложности, условиях изменения стереотипов на уровне индивидуального и общественного сознания.

Последний из вопросов имеет самую тесную связь с прикладным аспектом, ибо столкновение изменившихся представлений и традиционных вызывает конфликты и непонимание даже на уровне повседневной жизни, и поэтому оказывается в центре внимания второй волны феминизма (сер. XX века).

В рамках второй волны феминизма начинается ревизия всех областей духовной жизни - религии, философии, искусства, морали. Одним из выводов проводимых «ревизий» явилось представление о том, что культура не является нейтральной, независимой от представлений о поле, функционирующих в рамках данной культуры. Появляется необходимость исследования роли пола в структуре человека, изучения того, насколько половое сознание человека определяет его развитие и взаимодействует с другими аспектами сознания и, в частности, с моральным сознанием. Проблема взаимодействия этих двух аспектов в этике прежде практически не ставилась, и потому всестороннее изучение моральных тендерных стереотипов не представлялось возможным.

Другой важной задачей второй волны феминизма являлась реабилитация женщины как полноценной личности (и, следовательно, как полноценного морального субъекта).

Рассматривать женщину как полноценного морального субъекта
мешали, в частности, и моральные тендерные стереотипы. Если учесть,
что большинство норм, оценок, представлений, функционирующих на
обыденном уровне морального сознания, являются

стереотипизированными, то становится понятным то значение, которое имеют моральные тендерные стереотипы в моральном сознании.

Исследование тендерных стереотипов в моральном сознании обладает особой важностью, ибо именно они, формируясь на неосознанном уровне еще в детстве под влиянием передаваемых в процессе воспитания традиций, влияют на внутренний и внешний моральный облик человека на протяжении всей его жизни.

Этим обуславливается актуальность и насущная необходимость исследования моральных тендерных стереотипов.

Степень разработанности темы

Активное изучение моральных тендерных стереотипов началось в рамках второй волны феминизма в 60-70-е годы XX века. Но сама тема фиксированных культурой различий между мужчиной и женщиной затрагивалась многими философами на протяжении веков, проводились и исследования различий мужских и женских добродетелей. Однако зарождение идей о «женской этике», т. е. о специфических для женской натуры формах добродетелей и способах морального рассуждения, что впоследствии составило основу и фон для большей части взглядов феминистских философов, можно проследить с XVIII века.

В XVIII веке появляются два направления в исследовании проблемы зависимости морали от половой принадлежности человека, в первом из которых постулируется зависимость моральных качеств от пола, а в другом — отрицается. Ярким представителем первого направления является Ж.-Ж. Руссо, который в «Эмиле» описал и обосновал разницу добродетелей мужчины и женщины. В противоположность ему Мери Уоллстоункрафт считала, что добродетели должны означать для женщины то же самое, что и для мужчины.

Следующим периодом, когда эта проблема встала наиболее остро, стал XX век, в котором, как и в XVIII веке, происходят значительные изменения в социальном статусе женщин.

Отто Вейнингер был одним из первых исследователей XX века, кто посвятил свой труд изучению проблемы влияния пола на характер человека. В своей книге «Пол и характер» он рассматривал женщину как неспособную к логическому мышлению, не понимающую закон о

взаимоисключении А и не А, а потому, с его точки зрения, женщина не видит препятствий ко лжи, не может отвечать за свои поступки, т. е. по определению аморальна. Эта книга имела очень большое влияние на формирование представлений о женщине как от природы неполноценной личности.

Выражением противоположного мнения можно считать книгу Симоны де Бовуар «Второй пол», основная тема которой - доказательство полноценности женщины как личности и обоснование необходимости создать условия, при которых возможно раскрытие всех ее способностей, не развиваемых только из-за существующих стереотипов и традиций,

Эта же тема становится основой для появления «женской этики», в которой постулируется положение о полноценности женщины как морального субъекта, анализируются и развеиваются многие моральные тендерные стереотипы.

Для становления «женской этики» как направления этической мысли особую роль сыграла книга Кэрол Гиллиган «Другим голосом». В этой книге она пытается выявить типичные различия в моральном рассуждении мужчин и женщин и соглашается с теми, кто полагает, что женщины рассуждают на темы морали принципиально иначе, чем мужчины.

Возникновение интереса к проблеме функционирования моральных тендерных стереотипов в рамках западной философии, и особенно американской, был закономерен, ибо существовал в рамках целостной ревизии всей области культурной и социальной жизни мужчин и женщин. Поэтому в данной работе автор и обращается, в основном, к американской философии и существующей в ее рамках «женской этике» как к одному из первых систематизированных исследований проблемы моральных тендерных стереотипов. Особенностями подхода к изучению этой проблемы в «женской этике» являются прикладной характер исследования (сбор данных путем анкетирования, анализ способов

разрешения респондентами моральных дилемм и т. д.) и интерес к конкретному содержанию моральных тендерных стереотипов, распространенных в современном обществе.

В отечественной литературе существует ряд исследований, в которых поднималась проблема моральных стереотипов, но эти исследования строились на другой основе, и проблема собственно моральных тендерных стереотипов практически не ставилась.

А. И. Титаренко в своей книге «Структуры нравственного сознания» отмечал, что в системе исторически типичных стереотипов поведения получает свое завершенное выражение ценностная ориентация, которая говорит об исходной конфигурации нормативов, составляющих в сознательном или подсознательном выражении исходную нравственную позицию индивида.

Б. О. Николаичев в книге «Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности» исследует нравственные привычки, называя их формами, в которых проявляется неосознаваемое в морали. Он определяет их как отдельные, однотипные действия, совершающиеся почти автоматически в определенных однотипных ситуациях, а также как поведение, совершаемое в привычных условиях под влиянием стойких ценностных ориентации, моральных установок, типичных способах реагирования на схожие ситуации.

О. Г. Дробницкий использует понятие стереотипа, давая определение нравственному сознанию, которое, по его мнению, есть формы сознания, получившие хождение в широком обиходе в значительной мере стихийно и обрели устойчивость, став психологическими стереотипами.

Но если в зарубежной философии, и особенно в рамках «женской этики», велось изучение моральных тендерных стереотипов и учитывались различия восприятия моральных проблем мужчинами и женщинами, особенностью отечественной этики являлось то, что в ней при исследовании теоретических проблем (например, проблемы

морального выбора, воспитания нравственных чувств) не принималось во внимание (и, соответственно, не исследовалось) влияние различий в воспитании девочек и мальчиков на формирование личности, существующие традиции, стереотипизированное восприятие мужчин и женщин (собственно тендерные стереотипы) и т. д. Речь шла о «человеке вообще», безотносительно к полу, ибо считалось, что равенство мужчины и женщины уже свершившийся факт, а потому половые различия не имеют принципиального значения.

Только в рамках семейной этики затрагивалась проблема половых различий, закрепления их традицией и проблема необходимости фиксирования социополовых ролей. Но и здесь внимание в большей степени концентрировалось не на теоретических аспектах проблем, а на практических рекомендациях и выработке способов решения внутрисемейных конфликтов.

Ситуация резко изменяется только в 90-х годах. Появляется ряд публикаций, как правило, в периодической печати и сборниках статей, посвященных тендерным проблемам. Можно назвать работы В. Г. Ушаковой, В. А. Тишкова, Н. С. Юлиной, А. А. Темкиной, Е. Н. Здравомысловой и др. Начинают проводиться конференции, появляются центры тендерных исследований, издаются журналы и т. д.

Но ни в рамках западной, ни в рамках отечественной философии не изучались моральные тендерные стереотипы как самостоятельное явление морального сознания, которое связывает воедино взгляды человека на нравственность, добродетели и представления о поле, не ставился вопрос о влиянии полового аспекта сознания на существование моральных тендерных стереотипов.

Целью диссертации является изучение особенностей функционирования тендерных стереотипов в моральном сознании, т. е. моральных тендерных стереотипов. Достижение данной цели включает решение следующих задач:

—рассмотреть основные категории, с помощью которых описан объект исследования;

— изучить динамические аспекты существования моральных
тендерных стереотипов;

— проанализировать влияние, которое моральный и половой аспекты
сознания оказывают на формирование и функционирование моральных
тендерных стереотипов;

— исследовать преломление проблемы моральных тендерных
стереотипов и особенностей их функционирования в моральном
сознании в рамках «женской этики», появившейся в 60-80-е годы XX
века в Америке.

Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные принципы современной теории познания, философии, социальной психологии и социологии, разработанные отечественными и зарубежными исследователями.

Многие современные методологические подходы и концепции отличаются своим трансдисциплинарным характером, и исследование такого феномена, как моральные тендерные стереотипы, предполагает комплексность, междисциплинарность подхода.

В диссертационном исследовании применяется структурно-функциональный анализ, который позволяет, с одной стороны, осмысливать моральные тендерные стереотипы в единстве их когнитивных, аффективных и социальных аспектов, с другой — позволяет выявить и описать специфику функционирования моральных тендерных стереотипов на различных уровнях морального сознания.

Анализируя специфику функционирования моральных тендерных стереотипов, автор опирался, прежде всего, на концепции социальных стереотипов, разработанные такими исследователями как У. Липпман, В. С. Агеев, Г. Олпорт, Г. Тэджфел, У. Шибутани, В. Н. Куницына, Е. В.

Орлова, В.В. Дьякова и др. При этом в основу работы легли не только непосредственно взгляды и идеи, высказанные выше названными авторами в рамках своих концепций, но также анализ способов и принципов, в соответствии с которыми они разрабатывались.

При исследовании морального сознания использовались теоретические положения, представленные в работах О. Г. Дробницкого, А. И. Титаренко, Р.Г. Апресяна, Б. О. Николаичева и др. Учитывались намеченные подходы к изучению моральных тендерных стереотипов, разработанные в зарубежной философии и социологии (О. Фланаган, К. Холл, К. Гиллиган, Дж. Гримшоу, Л. Козер и др.).

В диссертации также применяется гендерно-эгалитарный метод, который предполагает концепцию единства и равнозначности полов, а не антропоцентричный или феминоцентричный подход.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в выявлении специфики функционирования тендерных стереотипов в моральном сознании, т. е. моральных тендерных стереотипов.

В диссертации впервые предпринимается попытка дать определение моральному стереотипу как подвиду социального стереотипа и моральному тендерному стереотипу как подвиду морального стереотипа. Это дало возможность исследовать моральные тендерные стереотипы как имеющее свою специфику явление морального сознания, рассмотреть особенности функционирования моральных тендерных стереотипов на разных уровнях морального сознания.

Также до сих пор не получала достаточно полного освещения в литературе проблема взаимодействия полового и морального аспектов сознания и, соответственно, проблема функционирования моральных тендерных стереотипов на стыке этих аспектов.

Для того чтобы получить более полную картину, в диссертационном исследовании анализируются способы и результаты изучения моральных

тендерных стереотипов, полученных в рамках «женской этики». В этом направлении этической мысли впервые было проведено систематическое изучение содержания и социокультурных условий формирования моральных тендерных стереотипов как явлений, обусловленных патриархальной культурой.

В работе впервые используется ряд текстов, не исследованных в отечественной литературе.

Научно-практическая значимость работы

Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию проблемы функционирования тендерных стереотипов в моральном сознании.

Выявленные закономерности образования моральных тендерных стереотипов представляется необходимым учитывать при разработке подходов к воспитанию детей, в деятельности психологов, педагогов, родителей.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они дают определенные теоретические и прикладные знания, которые будут полезными для дальнейшего изучения этой проблематики.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по этике, истории этических учений, в учебниках, учебных пособиях, словарях и справочниках.

Понятие морального стереотипа и морального тендерного стереотипа. Структура морального сознания и стереотипы

Моральный стереотип является одним из видов социальных стереотипов, поэтому, прежде чем обратиться к определению собственно морального стереотипа, необходимо рассмотреть, что подразумевается под понятием «социальный стереотип».

Слово «стереотип» произошло от греческих «stereos» (твердый) и «tynos» (отпечаток). Впервые это слово было использовано в 1798 году для описания процесса печатания, включавшего использование зафиксированных слепков букв шрифта. В полиграфии стереотип — копия с набора или клише, используемая при печатании многотиражных и повторных изданий. В физиологии и психологии динамический стереотип — форма целостной деятельности мозга, отражающаяся в сознании и поведении в виде фиксированного (стереотипного) порядка условно-рефлекторных действий.

На стыке этих значений появилось понятие социального стереотипа, которое в контексте социальных и политических идей было включено в науку американским журналистом и исследователем средств массовой информации У. Липпманом в 1922 году относительно «картинок в наших головах» различных социальных групп. Стереотипизированные формы мнений и суждений по социально-политическим вопросам трактовались им как своего рода «выжимки» из господствующего свода общепринятых морально-нравственных правил, доминирующей социальной философии. После выхода в свет книги Липпмана, появляется большое число исследований стереотипов, проводимых учеными разных стран, в результате которых был выработан целый ряд определений.

Например, Р. Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».]

Т. Шибутани трактует социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей. Такие абстракции формируются путем комбинации выделяющихся форм поведения у части людей, классифицируемых определенным образом. К людям из этнических меньшинств обычно подходят так, словно все они одинаковы».2

В. С. Агеев, опираясь на эти определения, обобщил их следующим образом: «Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Нередко при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т. д. В других случаях акцентируются его динамические характеристики — устойчивость, консерватизм, свидетельствующий о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Общим местом в определениях социального стереотипа являются также признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, трактовка его в качестве своеобразных «шор», искажающих видение реальности».3

Отношение к стереотипам как к предвзятому ошибочному мнению в последние десятилетия сменилось на рассмотрение стереотипа в качестве продукта нормального познавательного процесса, а стереотипизации — как составной части этого процесса. Стереотип в последнее время чаще определяется как устойчивая когнитивная структура, связанная схематизациями общественного опыта, служащая фильтром для вновь поступающей информации. Стереотипы, являющиеся элементами категориальной системы человека, опосредуют его дальнейшую когнитивную деятельность, детерминируют и регулируют поведение человека. Понятие «стереотип» подразумевает выделение субъектом наиболее характерных и типичных атрибутов оцениваемого объекта или ситуации. Г. Тэмфел суммировал главные выводы исследований социального стереотипа: 1. «люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; 2. такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени; 3. социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; 4. социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; 5. они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; 6. социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта». 4

Итак, социальные стереотипы есть устойчивые представления, появившиеся в результате процессов схематизации, генерализации и т. д., об определенных группах людей, причем воспринимаемый субъект быстро определяется в какую-либо группу на основании легко различимых признаков. Этими признаками могут выступать: внешний вид, манера общения, речь, национальность и другие. По этим признакам человек, благодаря существующему стереотипу, определяется как принадлежащий к определенной группе людей и, на основании этого, делаются дальнейшие выводы, также подпадающие под влияние стереотипов, о его чертах характера, о его поведении, его умственных способностях и т. д.

Динамические аспекты существования моральных гендерных стереотипов

Моральные стереотипы, как говорилось в первой главе, выполняют ряд полезных функций, в частности, помогают быстро классифицировать явление, ситуацию, определить человека как принадлежащего к той или иной группе, облегчить понимание людьми друг друга и т. д. По причине существования этих факторов, а также вследствие восприятия стереотипов как неких «аксиом», лежащих в основе дальнейших рассуждений, передача и усвоение стереотипов в процессе воспитания оказывается важной частью социализации.

Социализация — «процесс усвоения социальных норм и ролей, в результате которых формируется социальная зрелость и способность эффективно участвовать в жизни групп и общества. Усвоенные социальные роли, нормы, стереотипы и привычные (ожидаемые) реакции составляют более или менее стабильные шаблоны поведения. Усвоение и выработка способов поведения происходит как путем подражания, так и прямого или опосредованного обучения (научения)».

В процессе социализации индивид усваивает социальные (в том числе и моральные) нормы, и благодаря этому происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ориентации и ценности личности. Наиболее общие стереотипы известны всем, и это служит некоторой единой основой установления взаимоотношений независимо от адекватности этих всеобщих стереотипов действительным качествам данного аспекта.

Моральные стереотипы являют собой устойчивый ряд представлений, характерный для того или иного общества в рамках определенной культуры, аккумулирующий опыт многих поколений, закрепленный в разнообразных символах и, как часть культуры, передаваемый из поколения в поколение в процессе моральной социализации.

Моральная социализация, в рамках которой происходит усвоение моральных стереотипов, является составной частью процесса «общей» социализации.

Индивидуальное моральное сознание возникает только во взаимодействии с общественным моральным сознанием, носителем которого является все общество в целом. Это взаимодействие проявляется во взаимном общении, которое осуществляется в повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных норм, нравов, привыче к и т. д. «Чтобы идеологически сформулированные принципы стали подлинным достоянием индивидуального сознания, необходимо непосредственное практическое освоение самой личностью обобщенного в них опыта. Это происходит посредством социализации человека, в процессе включения его в систему нравственных и вообще общественных отношений». Необходимо помнить, что не все проявления индивидуальной нравственной жизни становятся достоянием общественного морального сознания и не все элементы общественного морального сознания разделяются индивидуальным моральным сознанием.

«Общественное сознание поставляет информацию в виде цельных, внутренне не дифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, чем осуществляется стабилизирующая функция социального контроля, функция преемственности культуры. На уровне индивидуального сознания появляется возможность рационального (а не просто автоматического) воспроизведения этих стереотипов, т. е. возможность расчленения цельного блока социальной информации (образа поведения) на информацию о целях действия и предлагаемых средствах их достижения — появляется, следовательно, возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения».33

Переход определенных «фактов» из информационного поля общественного сознания на личностный уровень мышления конкретного человека происходит благодаря следующим процессам, которые на уровне индивидуального сознания порождают способность к повторению, воспроизведению и констатации того, что общественное сознание «передает» индивиду как некие нормы, правила, не только не требующие теоретического осмысления, но и исключающие его:

1. Осваивая речь и развиваясь, ребенок усваивает то, что составляет особенности культуры, человеческого способа действия и образа жизни. Многое из этого уходит в подсознание. Ребенок учится быть собственно «социальным существом». Наряду с общими для человека как такового признаками социальной деятельности, ребенок овладевает и данностями определенной культуры.

2. Существуют различные общественные условности, традиции, которые фиксируются в общественном сознании и закрепляются в индивидуальном подсознании. Это нравы и традиции данного общества, отличающиеся от нравов и традиций другого общества (эстетическая культура, уклад семьи, взаимоотношения поколений и т. д.). Человек как член данного общества усваивает их, не осознавая, и использует на практике, принимая как данность.

3. Частью содержания общественного сознания является также информация, содержащая сообщения, что, где, когда происходит (общественно значимые праздники, и т. д.). Знание этой информации необходимо для ориентации в общественной жизни.34

Благодаря этим процессам, человек оказывается «захваченным» определенными данностями, являющимися характерными для данной культуры.

Итак, многие моральные нормы воспринимаются как данность, передаваясь как традиционные представления от поколения к поколению, но человек, как существо, обладающее свободой воли, может не все нормы, представления, оценки и т. д. принимать на уровне своих убеждений, он может отвергнуть их и способствовать их изменению.

Усвоение моральных тендерных стереотипов происходит в рамках моральной социализации и включает в себя усвоение устойчивых представлений о поведении в той или иной ситуации мужчин и женщин, устойчивых образов морального облика мужчин и женщин, а также моральных стереотипизированных норм.

Этот процесс совпадает во многом с процессом усвоения других видов моральных стереотипов. Отличие будет состоять в том, что если многие нормы могут иметь глубинную связь с религиозными представлениями, или с культурными традициями, или с существующей картиной мира и т. д., то тендерные моральные стереотипы формируются прежде всего в зависимости от стереотипов, связанных с представлениями о маскулинности/фемининности, характерными для данной культуры.

Процесс усвоения моральных тендерных стереотипов происходит как на рациональном уровне существования морали, так и на эмоциональном.

При рациональном осознании личностью общественных моральных норм они воспринимаются ею как необходимые, целесообразные и полезные как для общества, так и для нее самой. Мотивом, реализующим моральную норму на уровне индивидуального сознания, в данном случае выступают долг, ответственность, совесть, нередко побеждающие в борьбе с чувствами, личными склонностями, желаниями, привычками и т. д. В этом случае норма оказывает регулирующее воздействие на личность в силу убежденности человека в ее необходимости и справедливости.

Проблема функционирования моральных гендерных стереотипов на фоне взаимодействия полового и морального аспектов сознания

Моральные тендерные стереотипы имеют тесную связь с представлениями о маскулинности/фемининности, которые, в свою очередь определяют и определяются рядом гендерных стереотипов. Тендерные стереотипы отражают все стереотипизированные представления о характеристиках и свойствах людей, которыми они обладают по признаку пола.

И если культура является патриархальной, т. е. в самом своем основании содержит принцип доминирования мужского пола, то тендерные стереотипы будут отражать и закреплять это доминирование, одновременно недооценивая недоминирующий пол. В связи с этим складываются имеющие отношение к тендерной стратификации стереотипы, в которых «доказывается» превосходство одного пола над другим во всех сферах жизни на основании превосходства в интеллекте, эмоциональной устойчивости и т. д.

Во время второй волны феминизма, в рамках феминисткой ревизии, была поставлена под сомнение правомерность существования многих гендерных стереотипов. Исследования проводились двумя путями. Первый заключался в том, что признавалось влияние полового аспекта сознания на все остальные аспекты сознания, но утверждалось, что сознание женщины не менее развито, чем мужчины, просто оно имеет ряд характерных особенностей, которые находят свое выражение в других критериях нравственности, искусства, понимании жизни и т. д.

Второе направление отвергало доминирующие влияние полового аспекта на другие аспекты сознания. Это представление базировалось на идее единой природы человека, которая имеет однотипные черты, а пол рассматривался как одно из отличий наряду с другими, например, с возрастом, национальностью и т. д., которые также накладывают свой отпечаток на образ жизни, манеру рассуждения и т. д.

Так как моральные тендерные стереотипы находятся в непосредственной связи с тендерными стереотипами, ибо, например, представление о более низком уровне развития интеллекта у женщин предполагает и ее неспособность рассуждать на моральные темы на основании принципов, то для того, чтобы проследить связь моральных тендерных стереотипов с тендерными стереотипами, обратимся к исследованиям, посвященным стереотипам, связанным с полом. В последние десятилетия проводилось большое количество таких исследований, некоторые из которых легли в основу положений «женской этики».

Можно проследить эволюцию в отношении представлений о зависимости уровня развития разума от того, к какому полу принадлежит его обладатель. До XX века доказывалось с научных позиций, что существует анатомическое основание отставания в умственном развитии женщин по сравнению с мужчинами. В этом виделась неизменяемая причина разницы в степени рациональности мотивации поступков, а, следовательно, считалось, что существуют общие или типичные различия в способах мышления или рассуждения на все, требующие рационального подхода, темы, в том числе и на темы морали.

Современным исследователями было доказано, что «длина и окружность головы прямо не связаны с умственными способностями, но скорее всего с сохранением пропорциональности тела мужчины и женщины... Данные же веса мозга, полученные по результатам исследования великих людей, показывают, что прямой связи нет. Так, например, мозг И. С. Тургенева самый тяжелый, а Анатоля Франса — самый легкий. Вряд ли кто возьмется доказывать большую гениальность И. С. Тургенева». 61

Джон Никольсон в книге «Мужчины и женщины», изучая интеллект мужчин и женщин, анализирует стереотипные точки зрения на эту проблему, сравнивая их с последними исследованиями в этой области. Теории, которые не находят подтверждения в современной науке, но тем не менее являются распространенными: у мужчин более хорошо развиты те части мозга, которые отвечают именно за интеллектуальную активность; у женщин не развиты интеллектуальные способности, потому что весь ее организм направлен только на репродукцию. Для того чтобы опровергнуть эти теории был использован тест IQ, показывающий уровень интеллекта. Этот тест показал, что до 7 лет девочки показывают более высокие результаты, чем мальчики. IQ взрослых мужчин в среднем не отличается от IQ женщин, хотя необходимо отметить, что среди мужчин больше число обладающих IQ намного выше среднего уровня и также велико число обладающих IQ намного ниже среднего уровня, т. е. больше крайних показателей, в то время как женщины показывают результаты близкие к среднему, нормальному уровню. Но даже в этом случае трудно говорить о закономерностях, т. к. в институте теста IQ в США два наивысших результата (200 и 201 балл) принадлежат представительницам женского пола.62

Кроме уровня развития интеллекта, исследователями проверяется теория о существовании двух типов интеллекта, у женщин — отвечающий прежде всего за решение вербальных вопросов, у мужчин — пространственно-визуальных. Но четверть женщин лучше, чем мужчины справились с визуальными заданиями, а различия в выполнении вербальных заданий между полами меньше, чем 25 лет назад. Это различие постепенно стирается, хотя на данный момент все еще существует. Причину возникновения этого различия исследователи видят в разделении ролей в первобытнообщинном обществе, когда ориентация в пространстве помогала мужчине удачно охотиться, а более развитая вербальная функция была необходима женщине для воспитания детей. Посредством закрепления в генах это различие и дошло до нас. Необходимо отметить, что более низкий уровень способности к решению визуальных задач показали женщины в тех странах, где принято их подчинение. 63

То, что раньше женщины не были врачами, управляющими предприятиями, юристами, учеными, как это понятно, не говорит об их низких способностях, а о том, что, не имея доступ к образованию и занимая в обществе вторые роли, они просто не имели возможности занять эти профессиональные ниши. Наследием этой ситуации в современных условиях оказывается нежелание многих женщин заниматься наукой, получать образование, повышать квалификацию только потому, что это идет вразрез с традиционным представлением о «женственности». Когда в начальной школе провели тест, цель которого была исследовать, что дети думают о науке и ученых, представители обоих полов согласились, что наука — это «мужской предмет», ученый — это седой мужчина в потрепанной одежде. Таким образом, представления, которые ныне не подтверждаются научными данными, остаются существовать на уровне стереотипов.

«Женская этика» в Америке в 60-80-х гг. как попытка изучения и изменения моральных гендерных стереотипов

Моральные тендерные стереотипы, функционируя в рамках определенной культуры, имеют тенденцию изменяться, если в самой культуре происходит ряд изменений. Можно проследить смену одних моральных гендерных стереотипов другими на протяжении истории человечества.

До конца Х1Х-начала XX века правомерность существования стереотипов мужского и женского поведения вызывала сомнения только у передовых мыслителей, а всеми остальными рассматривалась как норма. Изменения произошли в связи с тем, что женщины из рабочей среды стали сами работать на заводах и фабриках наравне со своими мужьями. В этих условиях стала очевидной дискриминация женщин, поэтому первая волна феминизма выразилась в борьбе за равную оплату труда, а чуть позднее — за равные избирательные права. После победы в избирательном праве происходит некоторая приостановка женского движения.

В середине XX века становится очевидным, что, несмотря на вовлечение женщин в сферу общественного труда и экономическую независимость, ничего не изменилось в стереотипном восприятии женщин, ибо в обществе продолжали господствовать патриархальные традиции, в соответствии с которыми существовали сексистские предрассудки, неравноправное распределение социальных ролей и т. д.

Второй этап начался с 60-х гг. и его задачами были объявлены: 1) пробуждение женского самосознания и 2) освобождение общественного мнения от инерции патриархально ориентированных нравственных установок.

Эти задачи вызвали необходимость изучения проблем, связанных с представлениями о половой окраске культуры, о самореализации человека, о различных требованиях к поведению мужчин и женщин и т. д. Этот этап часто называют «философским феминизмом», под которым подразумевается творчество авторов, принадлежащих к разным философским течениям, но посвятивших свое творчество одной той же проблематике. Вследствие этого феминистская мысль представляется собой не стройную систему или логически связанную единую теорию, а множество, нередко конфликтующих между собой позиций.

Неофеминизм, возникнув в 60-е годы в США и сформировавшись как течение на волне острой критики положения женщины в современном обществе, выдвинул идею «женской революции». Основным «злом» представители радикального крыла неофеминизма считали «мужской шовинизм» и предлагали разрушить все, что создано мужчинами-угнетателями, начиная с государства и кончая семьей. Семья, с их точки зрения, подлежит уничтожению в первую очередь, так как именно она является основой женской эксплуатации. Одновременно с этим провозглашается полная сексуальная свобода, отказ от материнства и отмена всех общественных различий пола, а не только мужских привилегий. Ход рассуждений мог быть, например, таким: «В браке, согласно закону, мужчина и женщина — одно лицо, т. е. само бытие или правовое существование женщины прекращается с началом ее замужества. Ибо «одно» всегда подразумевает мужское господство».77

Движение за освобождение женщин существовало во многих странах в виде радикальных групп, таких как «Женщины против насилия над женщинами», «Кризисный центр для жертв насилия», «Сердитые женщины» (Англия), «Красные чулки», «Ведьмы», «Хлеб и розы» (США), «Шуазир» (Франция).

В листовках возникшей в 1968 году организации «Ведьма» было написано: «Все, что репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше оружие — театр, сатира, фейерверк, магия, зелье, музыка, костюмы, маски, песнопения, плакаты, рисунки и трафареты, фильмы, бубны, кирпичи, метлы, мушкеты, заколдованные куклы, кошки, свечи, колокола, мелки, вырезки из газет, ручные гранаты, кольца с отравой, запалы, магнитофонные записи... — ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими сестрами.. Ваш долг освободить ваших братьев (хотят они этого или нет) и самих себя от стереотипов половых ролей».

Экстремизм феминистского движения имел позитивные и негативные последствия. С одной стороны, он содействовал пробуждению женского самосознания, а с другой — давал повод для дискредитации, позволяя оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т. д.

«Эпицентром» второго этапа феминизма стали США, где происходила активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, прежде всего расизма, и где имело место увеличение доли женского труда в общественном производстве (в 1960 году женщины составляли одну треть всех трудовых ресурсов этой страны).

В 70-х годах появляется идея «равенства в различии». Борьба между мужчинами и женщинами за равноправие со всей очевидностью не смогла привести ни к какому положительному результату, потому что и андрогиноцентризм, и феминоцентризм одинаково не отвечают идеи равноправия. Поэтому появляется стремление преодолеть любой вид центризма и через концепцию единства полов идти к изменению общественного маскулинизированного сознания.

Постепенные изменения привели к развитию тендерных исследований. Необходимо различать феминизм, тендерные исследования и феминологию. Феминизм сначала понимали как широкое движение женщин за уравнение в правах женщин с мужчинами. Впоследствии, с развитием философско-теоретической базы, под феминизмом стали подразумевать также мировоззрение и альтернативную культуру.

Феминология — это исследование различных аспектов жизни женщины, а именно: социальной и государственной политики по отношению к женщинам, женской психологии, женской литературы, форм участия женщин в процессе производства, роль женщины в истории и т. д.

Тендерные исследования изучают проблемы, связанные с различиями в отношении к мужчинам и женщинам в истории и современности, стереотипы женственности и мужественности, представления о должном поведении мужчин и женщин, а также проблемы, связанные с отдельными аспектами различий реального положения мужчин и женщин в обществе (их социальный статус), особенности поведения, психологии, детерминированные их половыми различиями (не в биологическом (sex), а в социальном плане (gender)).

Похожие диссертации на Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании