Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Смирнова Ольга Игоревна

Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие)
<
Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смирнова Ольга Игоревна. Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 : СПб., 2002 162 c. РГБ ОД, 61:03-8/2198-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие собственности 11

1.1. Собственность как абстрактное волевое отношение 11

1.2. Нравственно-правовые определенности собственности 24

1.3. Экономическое содержание собственности 33

1.4. Собственность как актуальное отношение хозяйствования 49

Глава 2. Развитие собственности 69

2.1. Развитие собственности как разрешение ее противоречий 69

2.2. Реформирование собственности в России 93

2.3. Социально-экономические последствия преобразования отношений собственности в Российской Федерации 104

2.4. Перспективы развития отношений собственности в Российской Федерации 120

Заключение 140

Список использованной литературы 153

Введение к работе

Актуальность темы и степень разработанности проблемы.

Проблема собственности стала объектом внимания исследователей с момента становления человечества и гуманитарного знания. Это и понятно, поскольку именно с отношения собственности начинается homo sapiens, лицо, личность, гражданин. Отношения собственности определяют отношения семейные и общественные, государственные и межгосударственные. Их радикальное изменение лежит в основе экономического и социального реформирования современной России.

Исследованию собственности как всеобщему социально-экономическому явлению посвящены многочисленные работы выдающихся мыслителей - философов, юристов, историков, экономистов, богословов.

В числе фундаментальных исследований философских аспектов собственности следует назвать, прежде всего, произведений Аристотеля, Платона, Локка, Гоббса, Руссо, Монтескье, Гегеля, Штирнера, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина.

Всестороннему рассмотрению подверглись права собственности в работах юристов и государственных деятелей, начиная с кодекса Хамму-раби, римского права, кодекса Наполеона и кончая Гражданским кодексом Российской Федерации 1995 г.

Без анализа отношений собственности не обошлась ни одна школа и ни одно из направлений экономической теории. Систематическому изучению они впервые подверглись в работах Книса, Вагнера, Прудона, Маркса, Шеффле. Новым этапом в разработке теории собственности явились труды Р. Коуза, А. Алчиана, И. Берцеля, О. Уильямса. В наше время экономические отношения собственности исследовались в работах отечественных экономистов. Е.Ю. Авдохина, В.К. Андреева, В.Н. Афанасьева, В.М. Бо чарникова, А.П. Благова, В.В. Бураго, Е.А. Владимирского, О.В. Гончура-ка, Т.С. Добрынина, Р.И. Капелюшникова, А.И. Колганова, Н.Д. Колесова, СВ. Мокичева, В.А. Останина, И.П. Павловой, И.Б. Руденко, Л.В. Харитонова, А.С. Шушарина, В.П. Шкредова и др.

Несмотря на многочисленность работ по собственности, она как предмет гуманитарного знания далеко не исчерпала себя. Отдавая должное результатам ее изучения в пределах специальных гуманитарных наук, следует отметить, что наименее исследованными оказались отношения собственности в пограничной зоне этих наук. Исследование отношений собственности как универсального социального явления оказались разорванными, ограниченными предметом специальных наук.

Так, в экономической теории собственность с самого начала рассматривалась как непосредственно данное экономическое явление. Не утихали споры по поводу того, можно ли считать собственность отдельной самостоятельной экономической категорией. В то же время вне рамок дискуссии оставался вопрос о месте этой категории в системе неэкономических категорий собственности. Конечно, догмат экономического детерминизма предполагал, что экономические отношения собственности являются исходными, базисными по отношению ко всем общественным отношениям. Но это предположение оставалось недоказанным, необоснованным.

Доказать, обосновать какое-либо научное положение значит указать на его основу, вывести его из этой основы. Допустим, что отношения собственности являются основой всех экономических отношений. Ну а что же является основой самого экономического отношения собственности, откуда оно проистекает, выводится? Такой вопрос даже не возникал. Если собственность является исходной, начальной экономической категорией, то она должна быть выведена иа неэкономической категории. Если же она выводится из экономической категории, то она не первая, не исходная, не основная. Какая же экономическая категория является базисной и каково ее происхождение? Вот вопрос, без ответа, на который невозможно начать рассмотрение системы экономических отношений собственности.

Ставшие, родившиеся экономические отношения собственности не остаются неизменными. Они, как и все сущее, находятся в движении.

В своем развитии собственность достигает зрелости, предела и преодолевает этот предел. Поэтому приграничные отношения собственности обнаруживают себя не только при ее становлении, рождении, но и при ее отрицании, умирании. Важно исследовать не только область происхождения экономической категории собственности, но и область ее прехожде-ния.

Если собственность есть движение и раскрывается в своем развитии, то необходимо рассмотреть источник этого процесса Лм, конечно, является противоречие. Другого источника, другой движущей силы просто нет. Однако, признавая это, экономисты уделяли удивительно мало внимания исследованию противоречий собственности. В лучшем-случае исследовалось противоречие собственности с чем-то внешним ей.

Складывалась странная ситуация. Собственность признавалась основной экономической категорией, а ее противоречие, о существовании которого можно было лишь догадываться, не считалось основным экономическим противоречием. Более того, само противоречие рассматривалось как ставшее, готовое единство противоположностей. Его становление, рождение из тождества почему-то не привлекало должного внимания. Проблема разрешения противоречия в большинстве случаев сводилась только к его устранению, простому отрицанию, но не к одновременному рождению на основе этого разрешения нового противоречия.

Возможности всестороннего и многопланового изучения собственности в советский период истории нашей страны были жестко ограничены абсолютизацией теории формационного развития общества и вульгаризацией диалектического метода исследования.

Не меньший ущерб истинности знания о собственности наносит неоклассическая теория с ее претензией на универсализм и готовностью единообразно, с помощью модели рационального, максимизирующего поведения хозяйствующего субъекта объяснить все сложнейшие социально-экономические явления современности.

Новые подходы к познанию собственности открывают современные гетеродоксальные направления экономической теории и, прежде всего, эволюционная экономическая теория, традиционной институционализм и неоинституционализм.

В отличие от неоклассиков представители эволюционной экономической теории рассматривают экономические явления не просто как функционирующие, а как развивающиеся в процессе нарастания сложности, многообразия и продуктивности. Это не движение к равновесному состоянию, а наоборот, непрерывное и постоянное нарушение равновесия, состояния покоя экономической системы. Если ортодоксальный неоклассицизм игнорирует исторический процесс развития экономических явлений, систем, институтов, то в эволюционной экономической теории экономическая история занимает заметное место и играет важную роль не только в объяснении действительной экономической жизни, но и в определении перспектив ее изменения. Все это сближает метод эволюционной экономической теории с классическим диалектическим методом.

В еще большей степени жизненность и актуальность диалектического метода подтверждается традиционным институционализмом, отказавшимся от методологического атомизма неоклассической экономической теории в пользу холизма. Об этом же говорит и то значение, которое придают институциалисты выявлению и исследованию социальных противоречий как движущей силе общественного развития. Однако главная заслуга институционалистов состоит в преодолении пренебрежения неоклассиков к неэкономическим факторам, определяющим содержания экономиче ской жизни. Значительно расширив предмет экономической науки они, тем самым открыли неограниченные возможности междисциплинарного исследования социально-экономических институтов, в том числе и прежде всего такого сложнейшего института, как собственность.

Понять, что такое собственность, невозможно путем простого суммирования многовекового знания о ней, накопленного философией, социологией, историей, юриспруденцией, экономикой, теологией. Для этого необходимо междисциплинарное исследование движения знания о ней как переход из одной области гуманитарной науки в другую, знания, развившегося в результате этого движения от простого, абстрактно-всеобщего понятия собственности до сложного, конкретно-всеобщего.

Актуальность и значимость названной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы настоящей диссертационной работы, определили ее цель и задачи.

Целью исследования является определение общих закономерностей становления и развития собственности как всеобщего социально-экономического института.

В соответствии с этой целью в диссертации решаются следующие задачи:

- дать простейшее, базовое определение собственности как волевого отношения, рассмотреть его содержание и противоречие;

- раскрыть процесс становления собственности как экономического отношения;

- исследовать ценность как важнейшую определенность (свойство) экономического отношения собственности;

- изучить процесс перехода экономического отношения собственности в правовое и становление права собственности объектом рыночных отношений;

- проанализировать некоторые социально-экономические итоги реформирования отношений собственности в Российской Федерации и определить основные направления их дальнейшего преобразования.

Предметом исследования является собственность как становящийся и развивающийся всеобщий социально-экономический институт.

Объектом исследования выступают волевые, экономические, правовые, моральные, нравственные, личностные, семейные, гражданские и, государственные отношения собственности и их реформирование в Российской Федерации.

Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы образуют классический диалектический метод, методы формальной логики, системного и функционального анализа, экономического моделирования, теории исторического и социально-экономического развития, эмерджентной и экономической эволюции, традиционного институциона-лизма и неоинституционализма, социальной синергетики и информационного общества.

В работе использована специальная отечественные и зарубежные литературные источники, статистические данные, доклады и отчеты государственных органов и организаций, официальные документы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концепции собственности как всеобщего социально-экономического института на основе междисциплинарного исследования процесса его формирования.

Наиболее существенные научные результаты исследования, представленные к защите, заключаются в следующих положениях:

• - Простейшее, базисное понятие собственности, из которого вырастает вся система ее экономических отношений, определяется как присвоение субъектом самого себя в форме знаний о самом себе ж об окружающем его мире. Это идеальная, теоретическая, интеллектуальная, духовная собственность.

- Собственность в форме знания о самом себе есть противоречие, так как присваивающей самого себя является в одно и то же время в одном и том же отношении и субъектом и объектом присвоения. Из этого простейшего или основного противоречия собственности вырастает вся система его производных противоречий.

- Реализованные в практической деятельности знания представляют реальную собственность, находящую внешнее выражение во владении, потреблении и отчуждении. В этом определении собственность есть наличное бытие личности. Без собственности нет личности, а без личности нет собственности.

- Отчуждение как завершающая стадия становления реального отношения собственности есть в то же время присвоение. Присвоение через отчуждение и отчуждение через присвоение является обменом. Поэтому реально собственность являет себя только в обмене. Без обмена нет собственности, а без собственности нет обмена. Собственность как обмен есть ее первое экономическое определение.

- Сущностной характеристикой собственности как экономического отношения является ценность. Она есть то, что составляет в собственности всеобщность в отличие от единичности и особенности. Ценностью или всеобщностью человека как собственности самого себя является мышление.

- Развитие собственности представляет собой, в сущности, развитие свободы личности, опосредствованной свободой других, семейными отношениями, гражданским обществом и государством.

- Развитое, конкретно-всеобщее понятие собственности необходимо включает в себя правовые; моральные, нравственные, духовные опре деленности. Анализ последствий реформирования отношений собственности в РФ требует изменения курса реформ и, в частности, усиления роли государства в экономической жизни страны.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней продуктивно использованы классические и современные методы междисциплинарного комплексного исследования одного из самых сложных социально-экономических явлений. Результаты исследования собственности как наличного бытия личности преодолевают представле ния о границах homo economics и демонстрируют возможности новых направлений развития экономической теории.

Разработка теоретических положений доведена до уровня конкретного анализа итогов современного этапа реформирования отношений собственности в Российской Федерации и рекомендаций по корректировке программы продолжения экономических реформ. Материалы диссертационного исследования могут быть использова ны при разработке и совершенствовании учебных программ и преподавании учебных курсов «Экономическая теория», «Налогообложение», «Социология собственности».

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге, Томске и Алма-Ате. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ общим объемом 3,7 П.Л.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключениями списка использованной литературы.

Собственность как абстрактное волевое отношение

Существует множество теорий собственности, претендующих на раскрытие ее источника, содержания и формы. Среди них следует назвать, прежде всего, теологические теории, объявляющие собственность даром Творца людям.

Не отвергая божественного начала общей собственности, Локк считал, что она становится частной благодаря опосредствованию ее трудом. «Собственность, возникшая благодаря труду, - писал он, - может перевы-сить общность владения землей. Ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей; и пусть каждый поразмыслит, какова разница между акром земли, засаженной табаком или сахарным тростником, засеянной пшеницей или ячменем, и акром той же земли, лежащей невозделанной в общем владении, на которой не ведется никакого хозяйства, и он обнаружит, что улучшение благодаря труду составляет гораздо большую часть стоимости. Мне думается, что будет весьма скромной оценкой если сказать, что из продуктов земли, полезных для человеческой жизни, девять десятых являются результатом труда. И даже более того, если мы будем правильно оценивать вещи, которые мы используем, и распределим, из чего складывается их стоимость, что в них непосредственно от природы и что от труда, то мы увидим, что в большинстве из них девяносто девять сотых следует отнести всецело на счет труда» [54, С.26].

Фихте, Шталь, Гегель выводили понятие собственности из личности человека, из его стремления господствовать над вещью, вложить в нее свою волю. «Лицо имеет право, -утверждал Гегель,— помещать свою волю в каждую вещь, которая благодаря этому становится моей, получает мою волю как свою субстанциональную цель, поскольку она в себе самой ее не имеет, как свое определение и душу; это абсолютное право человека на присвоение всех вещей »[20, с.103].

Один из основателей учения о естественном праве Гроций считал, что собственность возникла в результате захвата. Легальная теория Гоббса и Монтескье утверждала в качестве источника любой формы собственности договор, закон, государство. «...Одновременно множество людей,- писал Гоббс, - стремятся к обладанию одной и той же вещью, однако чаще всего они не могут пользоваться одновременно этой вещью, ни разделить ее между собой. Следовательно, ее приходится отдавать сильнейшему, а кто будет сильнейшим, решит борьба» [23, с.191]. Для того чтобы эта борьба всех против всех не закончилась взаимным поголовным истреблением людей, необходим общественный договор и центральная государственная власть, обеспечивающая защиту жизни и собственности.

Гестержей, Прудон, Бриссо и Маркс утверждали, что собственность независимо от своих первоначальных источников является результатом эксплуатации, присвоения плодов чужого труда, воровством, грабежом.

Множеству теорий собственности соответствует и множество ее дефиниций. Собственность определяется как присвоение, т.е. отношение к вещи как к своей, как имущество, как достояние по праву, как право каждой личности на особенную сферу самостоятельной деятельности, как совокупность отношений людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, как система доступа к материальным и нематериальным ресурсам и т.д. Самым распространенным в отечественной экономической литературе является определение собственности как отношения между людьми по поводу вещей.

В нашу задачу не входит критический анализ различных теорий и определений собственности. Каждая и каждое из них имеет свое обоснование и содержит в себе определенную долю истинного знания. Однако, это - знания об отдельных аспектах и явлениях собственности, т.е. знания односторонние. Кроме того, они хаотичны, т.е. не образуют системы.

Для того, чтобы иметь полное системное знание о каком-либо чело веке надо проследить, изучить всю его жизнь с момента рождения до кончины. Соответственно, для того чтобы получить всестороннее системное знание о собственности необходимо рассмотреть ее движение, развитие с момента становления до прохождения, самоотрицания.

«Все острые вопросы экономической жизни, - писал виднейший русский обществовед B.C. Соловьев, - тесно связаны с понятием собственности, которое, однако, само по себе более принадлежит к области права, нравственности и психологии, нежели к области отношений хозяйственных. Уже это обстоятельство ясно показывает, как ошибочно стремление обособить экономические явления в совершенно самостоятельную и себе-довлеющую сферу. Неотъемлемое основание собственности, как справедливо признают все серьезные философы новых времен, заключается в самом существе человеческой личности» [98, С. 167].

Это было написано в 1894 г. Тем не менее, до самого последнего времени в отечественной экономической науке решительно пресекались всякие попытки внесения в «чистое» экономическое понятие собственности «нечистых» неэкономических определенностей. Однако реалии наших дней со всей очевидностью опровергают «себедовлеющий» характер экономических категорий, демонстрируя вторжение экономический жизни в сферу философии, социологии, истории, юриспруденции, психологии и на оборот, вторжение этих наук в сферу экономической теории. Понять собственность как экономическую категорию невозможно, рассматривая ее в то же время, вне отношений правовых, моральных, нравственных, духовных.

Сами эти отношения, согласно неоинституционалистскому направлению в современной экономической теории, являются экономическими институтами. Чисто экономическое понятие собственности - абстракция. Реальная, действительная собственность являет собой всю полноту определений экономической жизни.

Мы полностью согласны с теми исследователями собственности, которые считают, что ее начало, ее генетический код находится в самом существе человеческой личности.

Попробуем внести в обоснование этой позиции свои аргументы. Человек впервые вступает в отношение с окружающим его миром, когда он выделяется из него, противопоставляет себя ему и делает его своим, т.е. присваивает. В отличие от любого другого живого существа он воспринимает окружающую его действительность не только непосредственно через органы чувств, а главным образом опоередствованно через мышление. Отправляясь от чувственного опыта, размышляя, человек приходит к представлениям об окружающем его мире, создает идеальные обобщенные образы действительности. Мышление есть первое, исходное, сущностное, родовое определение человека, его всеобщность как homo sapiens.

На первом этапе мышления субъект как бы фотографирует внешнее (объект), формирует его идеальный образ и делает его своим, собой. Объект идеально становится субъектом, присваивается им в форме знания. Выражаясь проще, можно сказать, что первым отношением собственности как присвоения, является присвоение знания или интеллектуальная собственность, т.е. то, что И. Кант называл нефизическим владением.

Нравственно-правовые определенности собственности

Наличное бытие всеобщей воли, или все ее определения наличествуют только в единичной (или единичных) свободной воле. Если единичная воля становится моментом всеобщей, то всеобщая воля - моментом единичной. Они соотносятся друг с другом как противоположности и в этом противоположении получают определения права и обязанности. Субъективная воля как момент всеобщей воли получает определения права собственности, а объективная, ограничивающая это право всеобщая воля, - обязанности.

Таким образом, на определенном этапе своего саморазвития отношения собственности приобретают правовую форму. Поэтому легальная теория собственности Гоббса и Монтескье имеет под собой объективную основу. Но было бы глубокой ошибкой объявлять правовые отношения собственности исходными, всеобщими.

В момент своего возникновения, т.е. как становящееся, право определяет себя как единичность всеобщей воли, а обязанность как всеобщность единичной воли.

В юриспруденции под правом понимается совокупность правил поведения (норм), установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке с помощью государственного аппарата принуждения в целях охраны закрепления и развития отношений выгодных и угодных обществу. В отличие от других общественных отношений стороны правоотношения выступают как носители правомочий и юридических обязанностей. Правомочием или субъективным правом называется закрепленное в необходимых случаях государством возмоишость одного лица (или нескольких лиц) осуществлять известное поведение или претендовать на известное поведение другого лица (других лиц).

Юридическая обязанность есть определенное поведение лица, соответствующее субъективному праву другого лица, других лиц, общества в целом. Собственность, принявшая правовую форму находит выражение в следующих категориях: 1) правовой субъект; 2) правовой объект; 3) правовое содержание; 4) правовое отношение. Правовым субъектом могут быть как отдельные личности, так и личности коллективные - физические и юридические лица. Различие правовых субъектов определяет различные виды собственности. Она может быть личной или общей. Личную собственность часто отождествляют с частной. Однако, это разные понятия. Частной собственностью может быть не только собственность, принадлежащая одному физическому лицу, но и собственность, принадлежащая коллективам, следовательно, общая собственность.

Говоря о видах собственности по объектам, обычно называют движимость и недвижимость, собственность на средства производства, на землю и на предметы потребления.

По содержанию тех действий, к которым управомочиваются собственники, собственность может быть или отношением абстрактным, или же отношением конкретным. Абстрактный взгляд на собственность представляет одинаковым всякое отношение собственности, независимо от того, каковы его субъекты и объекты. Собственность как конкретное отношение может приобретать различное содержание в зависимости от различных объектов. Наибольшей специфичностью по сравнению со всеми другими объектами собственности обладает земля. Она незаменимое и невоспроизводимое вечное средство производства. Земельные пространства ограничены. Земля имеет определенное и постоянное местонахождение, обусловленное ее физической неперемещаемостью. Наконец, она есть необходимое условие жизнедеятельности и государственной жизни. Все это определяет особое отношение к земле как к объекту права. К земле более всего неприемлемы представления о неограниченной власти собственника и о полном невмешательстве в земельную политику государства.

В зависимости от характера правоотношений между собственниками и другими членами общества следует отличать безусловную (абсолютную) собственность от собственности ограниченной (относительной).

Выражая отличие между абсолютной и относительной собственностью в других понятиях, можно сказать, что первая представляет одностороннюю связь прав и обязанностей, вторая же - связь двустороннюю. В абстрактной собственности, с одной стороны, права собственника, с другой стороны —обязанности других лиц. В относительной лее собственности на собственнике помимо его права, могут лежать и обязанности, а другие лица обременены не только обязанностями, но и наделены правами.

Юридическое понятие права формально почти совпадает с философским. Существенное же различие между ними заключается в том, что юри-дическое понятие права ограничено. Право ограничено обязанностью, а обязанность правом. Они не переходят своих границ, не переходят друг в друга, а существуют рядом друг с другом.

Философское же противостояние права и обязанности есть диалектическое отношение. Право содержит в себе обязанность как единичное, содержит в себе всеобщее, а всеобщее реально существует только как единичное. Имея каждый в самом себе свою противоположность, право и обязанность непрерывно переходят друг в друга. В результате этого перехода отношение собственности получает новые определения - отношения морали и нравственности. «Мораль (лат. moralis - нравственный, от mos. мн. ч. moris) -специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию, совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений» [63, С.38].

Мораль есть неразвитая нравственность или нравственность «в себе», потенциальная нравственность. С другой стороны мораль - это развитое право. Под моралью или моральной свободой следует понимать субъективную свободную волю, положенную как всеобщность, но принадлежащую субъекту как его «в себе». Мораль не соотносится со всеобщностью как с внешним и реализуется не в результате внешнего принуждения, предписаний внешнего авторитета, как это имеет место в правовом отношении, а как самополагание, как внутренняя необходимость, внутренняя обязанность.

Понятие морали содержит в себе следующие основные определенности: а) это всеобщая воля, осознанная лицом и ставшая его внутренним, независимым, самостоятельным содержанием (я не могу украсть или убить не потому, что боюсь внешнего принуждения, наказания, а потому, что не могу переступить через самого себя, через свое сознание, свою волю); б) это воля, сознание, сообщающее себе способность к деятельности; в) это воля в новом качестве, полагающая себе новое наличное бытие.

Соотношение морали и права противоречиво. Если, например, Де-точкин - герой известного кинофильма, крал неправедно нажитое для того, чтобы продать его, а вырученные от продажи деньги перечислял в детские дома, то его поступок морален, но вместе с тем неправомерен.

Мораль не только как субъективная воля «в себе», в потенции, но и как для себя всеобщая воля, имеющая непосредственную общую и всеобщую действительность становится нравственностью или нравственной жизнью. Законом нравственности Кант считал свой категорический императив в двух его формулировках: «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь понимать, чтобы она стала всеобщим законом...

Развитие собственности как разрешение ее противоречий

Каковыми бы ни были первоначальные мотивы хозяйственной деятельности человека, ее источником так же, как и источником всякого движения является разрешающееся противоречие. Даже если признать в качестве универсального принципа человеческой активности эгоизм, нельзя не признать в то же время, что в своем внешнем проявлении и в сущности последний есть противоречие. Внешне он противостоит альтруизму, а в самом себе крайний эгоизм отрицает себя как единичность и утверждает себя как всеобщность.

Само развитие как движение является противоречием, ибо движущийся объект в одно и то же время, в одном и том же отношении находится в данной точке и не находится. С другой стороны, само противоречие есть движение, и в этом своем движении оно проходит стадию простого тождества, различия, противоположностей и тождества противоположностей.

Если собственность как таковая, т.е. абстрактная собственность с самого начала, в своем самом первом определении есть полагающая себя самость человека, свободная воля, наличное бытие личности, то ее движение, ее развитие есть движение и развитие свободы личности.

Логические и исторические ступени развития человека, его собственности есть ничто иное, как логические и исторические ступени развития его свободы.

Если попытаться определить начало или всеобщность всех теорий общественного развития, то нетрудно убедиться, что в их основе лежит базирующаяся на различных критериях периодизация становления и развития свободы человека.

По Гегелю «свобода - это такое же определение воли как тяжесть -основное определение тела» [20, С.68]. В материи нет ничего тяжелого, она есть тяжесть. «Воля без свободы пустое слово, так же как свобода действительна лишь как воля, как субъект» [20. С.68]. Дж. Локк считал, что свобода заключена «в свободе следовать своему желанию» [54, С.51]. Оба эти определения являются определениями абстрактной свободы как субстанции абстрактной собственности.

Некоторые исследователи, если не противопоставляют свободу и волю, то видят между ними существенное различие. «Воля, - пишет Г. Туль-чинский, - инстинкт свободы. Свобода - сознание воли. Воля - самозванство и невменяемость. Свобода - самоопредопределение, постановка пределов и границ своей ответственности. Свобода - самоограничение воли». И далее: «Если итог ситуации свободы - созидание и творчество, то итог ситуации воли - шум и грохот:,-, а в конечном счете - разрушение» [108, С.44].

Мы считаем, что установить абсолютные границы абстрактной свободы невозможно. Свобода имеет границу в виде необходимости и одновременно не имеет границы, поскольку свобода перестает быть свободой воли, если она не преодолевает данную границу.

Детерминирована ли воля человека или она самоопределяема, абсолютно свободна? Эта проблема до сих пор не получила своего окончательного решения. Гегель, провозглашая свободу воли, по существу наделяет ею не человека, а «мировой дух», воплощающий «чистое» понятие свободы воли. Согласно учению Канта человек как разумное существо, принадлежащее умопостигаемому миру, обладает абсолютной свободой воли. Но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он не свободен в своем выборе, а воля его причинно обусловлена. Марксизм, как известно, считает, что люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности.

По мнению сторонников антидетерминизма истинная свобода отрицает причинность. Это отрицательное понимание свободы (свобода от ...). Положительное понятие свободы (свобода для ...) утверждает не беспричинность свободы, а ее самопричинность. Положительная свобода означает, что источник движения находится не вне, а внутри субъекта.

Мы считаем, что в своем первом определении свободная воля абсолютна. В дальнейшем, приобретая определения, она ограничивает себя. Одной из первых определенностей воли или свободы является различение в ней субъективного и объективного моментов. Деятельность воли как раз и заключается в развитии этого различия до противоречия и снятие, разрешение его.

Различные подходы к пониманию всеобщего противоречия собственности как волевого отношения определили разнообразие научных школ, направлений, теорий, представители которых предлагают разные возможные способы разрешения этого противоречия.

Одним из первых, кто пытался раскрыть противоречие собственности, был Прудон. Он убедительно показал, что каждый довод в пользу собственности есть одновременно и аргумент против нее. Если, - как он считал, первое завладение ничейной собственностью слулсит основанием для предъявления права на нее, то, что делать опоздавшим? А если собственность - это фундаментальное право, то все должны иметь равную возможность пользоваться им; равенство же есть отрицание собственности. Крайние, противоположные позиции в решении данной проблемы занимают последовательные радикальные индивидуалисты и коллективисты. Первые, абсолютизируя индивидуалистическое начало в отношении собственности, отрицают ее общественный момент, вторые - наоборот. Наиболее полно позиция первых представлена воззрениями М, Штирнера.

Если родовым началом человека, его всеобщностью является мышление, то развитие свободы личности проявляется, прежде всего, в развитии свободы мысли. Свобода мысли по Штирнеру существует тогда, когда Я могу иметь какие угодно мысли. Мысль становится моей собственной, когда она не в состоянии стать моим господином, когда Я подчиняю ее себе, господствую над ней, могу ее отчуждать. Штирнер видит противоречие человека как собственности в том, что он является в одно и то же время в одном и том же отношении эмпирически сущим и родовым, всеобщим, «массой». Его интересы находятся в противоречии не только с интересами общества, но и с ним самим. Человек не может считаться истинно свободным до тех пор, пока он не освободит себя от всех потребностей, всех интересов, т.е. от всего человеческого.

«Если какие-нибудь интересы - объект интересов в данном случае безразличен, - настолько поработили меня, что Я не в состоянии их сбросить с себя, то это значит, что они перестали быть моим достоянием, моей собственностью, и что я стал их достоянием, их собственностью» [121, С. 103]. Обычаи, право, мораль, нравственность, семья, общество, государство становятся моей собственностью, когда Я подчиняю их себе, отношусь к ним как к своим. Свобода мысли, свобода слова, свобода вообще становятся таковыми, когда они становятся моей собственностью. Мою свободу по отношению к миру Я обеспечиваю себе в той мере, в какой Я в состоянии «усвоить» мир, присвоить его, сделать его своим. Таким образом, Штирнер утверждает абсолютность, исключительность, самобытность индивидуальной собственности, всецело определяемой силой и могуществом отдельной личности.

Реформирование собственности в России

Сегодняшние проблемы реформирования отношений собственности в нашей стране имеют глубокие исторические корни. Вместе с тем история становления, развития и реформирования института собственности в России не отличается разнообразием и богатством. Любопытно, что долгое время-в русском языке вообще отсутствовало само слово «собственность».

Вместе него употреблялось слово «собь», «собина». «По какой причине, -спрашивал В. Даль, - свой заменили собственным! Или это высокий слог? ... Земля ему собственно принадлежит (не по-русски)у земля это собина, его и просто: она его». «Собь» по В. Далю - это «свойства, нравственные, духовные и все личные качества человека ...» [29, С.253].

Собственность как правовая категория оформилась в России лишь в XVII веке. Если иметь в виду земельные отношения, то они с незапамятных времен регулировались обычаем и непосредственно государственной властью (властью князя). Таким образом, на Руси не существовало отделение власти суверена над людьми (ітрегіит) от власти людей над вещами (dominium).

Отношение собственности, как это отмечалось, возникает тогда, когда объект присвоения ограничен. Этого нельзя было сказать о северных лесных землях осваиваемых нашими далекими предками. Предок приходил на свободную никем не занятую землю и делал ее своей. Если он был не в состоянии освоить лесной участок самостоятельно, он делал это в сообществе с другими и его участок в составе общинной земли становился его наделом. С утверждением на определенной территории воли, власти князя последний становился естественным властителем этих земель, а точнее - земли становились его вотчиной.

В дальнейшем вотчинами (или отчинами) стали называться земли, полученные знатью в качестве княжеского дара за определенные заслуги. Это были владения монастырей и княжеских служилых людей (бояр). Постепенно вотчинники приобрели свободу не только владения и пользования своими землями, но и их отчуждения.

Во времена Ивана Ш появляются поместья, которые предоставлялись служилым людям в пользование на определенное время и на определенных условиях. В отличие от вотчин они не могли отчуждаться без согласия князя и возвращаясь к нему с прекращением службы владельца поместья. Постепенно различия между вотчиной и поместьем размывались и при Петре I исчезли полностью.

Отношения земельной собственности на Руси развивались медленно и существенно отличались-от аналогичных процессов в Европе, как по своему содержанию, так и по направлению. В Западной Европе государство возникало на основе отношений собственности, закрепляло и оформляло их. На Руси отношения земельной собственности были производными от государственной власти. Только в 1762 г. российские дворяне были освобождены от обязательной государственной службы и только в 1785 г. российская корона признала за ними права собственности на землю. Только в 1861 г. крестьяне были освобождены от крепостной зависимости и только в 1905/6 году российские подданные получили гражданские права и представительство в законодательных учреждениях. Все это было обусловлено объективными и субъективными природными, демографическими, историческими и иными условиями становления и развития России, закономерностями и случайностями общемирового исторического процесса.

В силу этих условий Россия отставала в своем социально-экономическом развитии от передовых европейских стран и рано или поздно вынуждена была либо догонять их, либо исчезнуть как самостоятельное государственное образование.

Рассматривая участие России в общемировом хозяйственном развитии, В.Т. Рязанов определяет период с начала XIX в. по настоящее время как гиперцикл модернизации российской экономики. В пределах этого гиперцикла выделяются три этапа радикальной ломки хозяйственно-государственного строя, и пять волн социально-экономических реформ. Первый этап - это переход от аграрного строя с сильными элементами крепостничества к частно-капиталистическому. Обозначенный началом XIX в., он включает в себя три волны реформ: реформы Александра I, Александра II и Витте-Столыпина.

Второй этап начинается революционной сменой капиталистического строя социалистическим. Он включает в себя завершение третьей волны реформ (реформы Витте-Столыпина) и НЭП, как четвертую волну.

Наблюдаемый сегодня третий этап начался завершением четвертой волны реформ (денежная реформа 1947 г., реформы Маленкова, хрущевская «оттепель», реформы Косыгина) и новой пятой волной (попытки реформ Андропова, «перестройка», «шоковая терапия»).

«Каждая волна гиперцикла включает в себя фазу реформ и контрреформ. Содержанием всего гиперцикла является становление и развитие в России рыночных отношений» [88, С.32]. Пульсирующий и циклический характер этого движения определяется общемировыми экономическими закономерностями цивилизационного развития и, прежде всего, теорией «длинных волн» Н.Д. Кондратьева и теорией модернизации

С позиций названных теорий и других технологических концепций экономического роста (стадий роста) подобная периодизация вполне допустима. Если рассматривать период с начала XIX в. до наших дней как гиперцикл становления и развития рыночных отношений, т.е. становления и развития капитализма, октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней социально-экономическая трансформация предстают лишь как момент этого становления и развития. Можно, конечно, рассматривать начальный этап революции как завершение реформ Витте-Столыпина, но не только. Можно рассматривать денежную реформу 1947 г. как начало эрро-зии нерыночной экономики СССР, но не только. Сущностное содержание каждого этапа, каждой волны и гиперцикла в целом следует определять и рассматривать как противоречивое единство разнонаправленных движений реформ и контрреформ.

Похожие диссертации на Собственность как всеобщий социально-экономический институт (Становление, противоречия, развитие)