Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования Сыртланова Нэлли Шамильевна

Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования
<
Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сыртланова Нэлли Шамильевна. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Сыртланова Нэлли Шамильевна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т].- Уфа, 2008.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/818

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико - методологические основы мультикультурного образования 3

1.1. Ретроспективный анализ становления и развития мультикультурного образования в России 15

1.2. Реализация регионального компонента дошкольного образования в Республике Башкортостан 37

1.3. Педагогические условия реализации мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования 55

Выводы по главе I 79

ГЛАВА 2. Реализация педагогических условий мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования 81

2.1. Этапы опытно-поисковой работы по обновлению регионального компонента дошкольного образования 81

2.2. Содержание, формы и методы реализации мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования 105

2.3. Результаты опытно-поисковой работы по реализации мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования 123

Выводы по главе II 139

Заключение 142

Библиография 145

Реализация регионального компонента дошкольного образования в Республике Башкортостан

Отметим появление среди нормативных актов федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Цель программы -формирование и внедрение в социальную практику норм толерантности, определяющих устойчивость поведения людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. В ней указывается, что «...формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны» [201, с.257]. К ее основным задачам отнесены: исследование и прогнозирование социальной ситуации в стране, разработка системы учебных программ, разработка методической базы для повышения эффективности межэтнического и межконфессионального диалога, формирование толерантного сознания и поведения. Таким образом, идея толерантности означает понимание единства и многообразия в сфере культуры в обществе и мире и направлена на воспитание у подрастающего поколения терпимости и принятия имеющихся расхождений в нравственных идеалах.

Одним из основных в нашей работе является понятие «культура». В философском смысле под «культурой» понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Латино-русский словарь дает следующую трактовку понятия: «cultura - это воспитание, образование, развитие, поклонение, почитание; образ жизни, попечение, забота, занятие, изучение культа, почет, уважение, вероисповедание; одежда, красота, изящество». В современном педагогическом словаре культура выступает «...как содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, обществу».

Столь широкое и неоднозначное понимание термина объясняется тем, что культура отражает исторический, определенный уровень развития общества, совокупный материальный и духовный опыт человечества. Выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально и обусловливает его становление как личности. В нашем исследовании мы будем рассматривать образование как передачу культуры, которая формирует духовность и нравственность человека. Передача культуры осуществляется благодаря механизму общения, в процессе чего происходит развитие до уровня творческого отношения к миру, к деятельности, к себе, что не только дает свободу, но и определяет меру ответственности, ибо такое образование способно сделать человека не только образованным, но и культурным. Поэтому центральной идеей мультикультурного образования и основной ее целью является приобщение человека к культуре на основе диалога.

Тема диалога по отношению к культуре впервые возникла в начале XX века в работах М.Бахтина, КЯсперса, позднее - в трудах В.С.Библера. Ученый понимает диалог «в идее культуры». Диалог, по мнению В.С.Библера, «...это не диалог различных мнений или представлений, это всегда - диалог раз-личных культур». [30, с.299]. Под диалогом культур автор понимает взаимопритяжение и взаимоисключение прошлых, настоящих и будущих культур; форма общения - взаимопереход и взаимообновление; общение культур, посредством чего происходит общение личностей. Раскрывая сущность мультикультурного образования, А.В.Шафрикова подчеркивает, что оно базируется на принципах диалога и взаимодействия различных культур [209]. А.Н.Джуринский рассматривает диалог как «...включение личности в культурный опыт, осознание специфики и близости разных цивилизационных типов, культурного многообразия как условия развития общества и индивида» [67, с.201].

Известный педагог С.И.Гессен рассматривал «образование» как культуру личности, как процесс приобщения человека к культурным ценностям: наука, искусство, религия, нравственность, право, экономика. По мнению автора, образование есть составляющая культуры и задача образования заключается не в передаче готового культурного содержания, а «...в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное, новое содержание культуры» [49, с.378].

В своем исследовании мы опирались на культурологический подход, при котором образование рассматривается как культурный процесс, культурная деятельность, социокультурная система, являющаяся не только результатом культурного развития, но и его основой. Вопрос о том, «как и почему индивид не только развивается на основе субъективной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, то есть становится субъектом исторического творчества», привлекал и до сих пор привлекает к себе внимание исследователей разных областей наук» [9, с.34]. Опора на культурологический подход ориентирует образование на множественность культур. Multi - множественность или многократность чего-либо [32, с.776]. Рассмотрение образования с позиции культурологического подхода способствует более четко выраженной и выстроенной направленности образования на культуру.

Педагогические условия реализации мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования

Изучив содержание федеральных и региональных программ, обобщив подходы М.Ю.Новицкой, Э.К. Сусловой, С.Н. Федоровой, мы включили в региональный компонент дошкольного образования следующее содержание: устно — поэтическое, музыкально - игровое, декоративно - прикладное творчество народов, составляющих социально-этническую среду дошкольной группы.

Показателем эффективности обновления регионального компонента дошкольного образования является формирование мультикультурной направленности личности. Уточним сущность понятия «мультикультурной направленности личности». Для этого рассмотрим этимологию определений «личность», «направленность личности».

В психологии личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивость психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. С.Л. Рубинштейн в своих трудах утверждает, что формирование личности происходит в деятельности, в которой личность проявляет активность, «побудительную регуляцию», выражает свое отношение к окружающему миру, аспектам культуры. Познавательный компонент усиливает процесс понимания, помогает осмыслить и сопереживать содержание. Рассматривая личность дошкольника как «системное качество», А.Н.Леонтьев считает необходимым развивать эмоционально-оценочный компонент ребенка к предмету познания. Эмоционально-оценочный компонент отражает отношение ребенка к себе в целом, к людям, к окружающему миру и является основой для проявления самоуважения, самосознания (рефлексивности), чувства собственного достоинства, самооценки и уровня притязания. (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, В.С.Мухина). Одним из условий развития мультикультурной направленности личности является рефлексия. В работах Л.С.Выготского, Н.П.Колесник, Л.В.Трубайчук рефлексия рассматривается как условие личностного развития дошкольника, как наиболее значимый компонент образовательной деятельности, определяющий саморазвитие личности. Н.П.Колесник определял рефлексию как механизм изменения личностью «самого себя».

Второе ключевое понятие - «направленность личности». Направленность личности {personality trend) - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций [34, с. 236]. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. По К.К.Платонову, направленность личности - одна из подструктур личности, являющаяся ее высшим уровнем. Л.И.Божович определяла направленность личности как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций.

Выделяют несколько основных психологических вариантов направленности личности детей. «Игровой» тип — для этих детей наиболее важным являются игровые предметы и игровые ситуации. Этим детям свойственно все дела превращать в игру. Тип «реально-бытовой», «реально-практический». Эти дети предпочитают знакомые бытовые предметы, ситуации, практические действия, склонны действовать по определенному образцу. Их мышление конкретно, они лучше воспринимают наглядные примеры, а не отвлеченные рассуждения. Они особенно активны там, где можно практически применить имеющийся у них опыт жизни. Тип «живущий по правилам». Для этих детей важны правила, требования взрослых, социальные нормы. Делать «как надо», «правильно» - это главное. Они хорошо усваивают формальные требования, формально-логические схемы знаний и поведения, что позволяет им хорошо справляться с социальными ролями. Тип «отношенческии». Детям с таким типом направленности личности наиболее близок и дорог мир человеческих отношений, эмоциональных переживаний. Для таких детей свойственно тонкое различие эмоциональных состояний других людей, повышенная чувствительность, напряженность эмоций и интенсивность переживаний внутри себя. Тип «общенческий». Эти дети предпочитают совместное времяпровождение с другими людьми, совместную деятельность, обмен разнообразной информацией. Им интересен мир людей и их социальное взаимодействие. Благодаря коммуникативным способностям они часто обладают обширными сведениями из разных областей жизни, словоохотливы и быстро продвигаются в накоплении всякой информации. Тип «познавательный». Такие дети отличаются от остальных склонностью к умственной, познавательной работе. Они в поисках источников знаний стремятся обобщить узнанное, стараются логически организовать свои знания, подолгу обсуждают и возвращаются к какому-либо заинтересовавшему их предмету, пока не составят четкого представления о нем. Их общение - способ получения какой-то интересной информации.

В связи с гуманизацией образовательного процесса понятие личность стало активно использоваться и в педагогике. В педагогике личность рассматривают как субъект нравственной деятельности, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. В процессе ознакомления дошкольников с культурой других народов исследователи С.А.Козлова и Э.К.Суслова выделяют когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Изучая культуру взаимоотношений старших дошкольников, Н.А.Лялина выделяет нормативно-этический, эмоционально-смысловой и коммуникативно-поведенческий компоненты. Р.Л.Агишева считает, что критериями оценки по ознакомлению дошкольников с культурой Башкортостана являются познавательный компонент (представления краеведческого и культурологического характера), творческо-деятельностный компонент (умения использовать полученные представления в разных видах самостоятельной деятельности игровой, художественно-творческой), мотивационный компонент (наличие собственных желаний, стремление к самопознанию). Решая задачи формирования мультикультурной направленности личности дошкольников, мы выделили компоненты мультикультурной направленности личности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий).

Ж.Пиаже, одним из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа её формирования. На 1 этапе, в возрасте 6-7 лет, ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности. На 2 этапе, в 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы. На 3 этапе, в 10-11 лет, этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других [138].

Содержание, формы и методы реализации мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования

На аналитико-обобщающем этапе опытно-поисковой работы полученные данные соотносились с результатами диагностического этапа, что позволило определить эффективность работы по реализации педагогических условий мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования, анализировались итоги опытно-поисковой работы, были сопоставлены уровни сформированности мультикультурной направленности личности дошкольников.

Цель аналитико-обобщающего этапа - анализ и оценка реализации педагогических условий мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования. Задачи аналитико-обобщающего этапа: 1. Проанализировать результаты реализации педагогических условий мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования. 2. Соотнести динамику сформированности мультикультурной направленности личности дошкольников. 3. Обобщить результаты опытно-поисковой работы. В качестве показателей эффективности реализации мультикультурной направленности регионального содержания дошкольного образования мы рассматривали: - обновление содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом этнической среды группы; - сформированность мультикультурной направленности личности дошкольника; готовность педагогического коллектива к реализации мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования; функционирование мультикультурно-развивающей среды дошкольной группы; - использование идей мультикультурного образования в семьях дошкольников.

После завершения преобразующего этапа была проведена вторичная диагностика, позволившая определить эффективность опытно-поисковой работы по реализации педагогических условий мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования. Аналитико-обобщающий этап был направлен на выявления изменений уровней мультикультурной направленности личности дошкольника. Данный этап реализовывался посредством диагностик, изучающих три основных компонента формирования мультикультурной направленности личности дошкольников: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. С помощью карт наблюдений отслеживалась динамика формирования мультикультурной направленности личности дошкольников.

Результаты диагностики сформированности мультикультурной направленности личности показали, что у старших дошкольников, входящих в экспериментальную группу, изменились представления о культуре народов, составляющих социально-этническую среду группы. Если на диагностическом этапе не было выявлено ни одного ребенка с оптимальным уровнем когнитивного компонента мультикультурной направленности личности, то после проведенной работы количество детей с когнитивным компонентов возросло до 18%. В ходе опытно-поисковой работы изменились и ответы детей. Если на начальном этапе опытно-поисковой работы дошкольники мотивировали свой выбор национальных костюмов как «красиво», «ярко», «красочно», то на аналитико-обобщающем этапе опытно 124

поисковой работы были зафиксированы и неординарные ответы. Иван (ДОУ №182) объяснил свой выбор детей в греческом костюме «необычностью, квадратными узорами, таких нет у других детей, изображенных на картинках». Лейсан (ДОУ №182): «...на костюмах нет узоров, но они яркие, как солнце, и у них красивые складки». Инесса (ДОУ №54) при выборе картинки с изображением детей в узбекских костюмах пояснила, что «узор на костюме не как у других, он какой-то ровный, строгий». Оля (ДОУ №54): «На картинке дети в марийском костюме. Мне нравятся монетки на шапочке. В башкирском костюме монеты впереди на платье. А здесь из монет вся шапка». На диагностическом этапе дети выбирали картинки с изображением детей преимущественно только тех культур, с которыми они были знакомы: башкирскую и русскую в национальных (с башкирским языком обучения) и многонациональных группах, и татарской в группе с татарским языком обучения. Это показывало доминирование эмоционального и поведенческого компонентов. По окончании опытно-поисковой работы дети экспериментальных групп имели общие представления о народах, составляющих многонациональный состав группы. Если на диагностическом этапе только двое детей проявили интерес к языку общения детей, изображенных на картинках, то после преобразующего этапа более 30% дошкольников интересовались языком общения, местом проживания, национальными блюдами, климатическими условиями, традиционной пищей. Ирина (ДОУ №182): «Я бы спросила у них, что они готовят, когда приходят гости?», Артем (ДОУ №89): «У них по улицам ходят ишаки? А верблюды?»

На диагностическом этапе дети затруднялись с постановкой вопросов о том, что бы они хотели узнать о детях других национальностей. Преобладали ответы, направленные на выявления жизни сверстников: любимые игры, количество друзей, но не культурные и национальные особенности. При проведении занятия-интервью «Репортеры» (ДОУ №325) Слава задавал вопросы: «В Узбекистане бывает зима? А как тогда справляете Новый год? Какие блюда готовите на Новый год? Покажи, на карте, где находится Узбекистан». Детям было интересно узнать, что в таких странах, как Азербайджан, Узбекистан не бывает снега, но они также украшают на Новый год елки и к ним приходит Дед Мороз?

Наблюдения за игровой, познавательной и культурно-досуговой деятельностью дошкольников показали, что на аналитико-обобщающем этапе опытно-поисковой работы дошкольники стали применять полученные знания на занятиях, в развлечениях, во время прогулок, чаще играть в народные игры и хороводы.

После проведенной работы представления дошкольников о культуре народов, составляющих социально-этническую среду, стали более осознанными, устойчивыми, отличающимися не только эмоционального, но поведенческого и когнитивного компонентов. Лена (ДОУ №89): «Мы дружим с Зыонг. Мы понимаем друг друга. Если у меня плохое настроение, она меня гладит ».

Результаты опытно-поисковой работы по реализации мультикультурной направленности регионального компонента дошкольного образования

Проведенная опытно-поисковая работа позволила изменить уровни сформированности мультикультурнои направленности личности дошкольника, но для закрепления достигнутых результатов требуется проведение дальнейшей работы в этом направлении. Использование активных методов работы с дошкольниками позволило повысить уровни мультикультурнои направленности личности. В ходе проведения опытно-поисковой работы, несмотря на целенаправленную и систематичную работу, некоторые дети остались на прежнем уровне мультикультурнои направленности личности. Изучение индивидуальных особенностей показало, что причинами являются низкая активность и недооценка родителями данной проблемы, отрицательные оценочные высказывания взрослых о людях разных национальностей.

Результаты опытно-поисковой работы позволяют утверждать, что у детей старшего дошкольного возраста мультикультурная направленность личности формируется целенаправленно в процессе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования. Этот процесс осуществляется в соответствии с когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами в процессе ознакомления с устно-поэтическим, музыкально-игровым и декоративно-прикладным творчеством народов, составляющих социально-этническую среду дошкольной группы. В ходе формирования когнитивного компонента закладываются новые знания о культуре народов, представленных в социально-этнической среде группы, объясняются их закономерности. Эмоциональный компонент воспитывает интерес к представителям разных культур и эмоциональную отзывчивость на произведения устно-поэтического, музыкально-игрового и декоративно-прикладного народного творчества. Поведенческий компонент способствует формированию уважения к представителям разных национальностей, актуализации и переносу знаний в решении проблемных и конфликтных ситуаций.

Педагогическая деятельность в экспериментальных группах дошкольных образовательных учреждений по реализации регионального компонента дошкольного образования приобрела мультикультурную направленность. В результате проведенных консультаций, практических семинаров, круглых столов, дискуссий и т.п. педагоги стали строить образовательный процесс с учетом многонациональной детской среды. Планирование педагогами образовательного процесса осуществлялось на основе разработанных нами методических рекомендаций.

Соотношение федерального и регионального компонентов дошкольного образования при организации образовательного процесса в экспериментальных группах приобрело рекомендованный нормативный характер. Произошли изменения в соотношении федерального и регионального компонентов содержания дошкольного образования. Если ранее в группе с этнокультурным компонентом образования содержание регионального компонента образования составляло 60%, то в результате реализации мультикультурной направленности региональный компонент в содержании дошкольного образования составил 35%.

Результаты анкетирования педагогов в экспериментальных группах показали, что часть воспитателей изменила свое отношение к реализации регионального компонента дошкольного образования с позиции мультикультурной направленности. Важно отметить, что 87% педагогов дошкольных образовательных учреждений на аналитико-обобщающем этапе экспериментальной работы отметили необходимость продолжения работы в данном направлении. Воспитатель (ДОУ №54): «Я сама украинка. Училась в школе на украинском языке. Идею знакомить детей с культурой народов, представленной в группе, поддержала с удовольствием, так как в группе двое детей, один из родителей которых — украинцы. Но все дети в группе с удовольствием слушали украинскую речь, песни. Дети выучили на украинском языке игру «Каравай» и исполнили ее на дне рождения Кирилла»

Музыкальные руководители, физкультурные работники, психологи оценили возможность реализации регионального содержания дошкольного образования с учетом многонациональной среды группы. Музыкальный руководитель (ДОУ 173): «Считала, что использование программы «Музыка в детском саду» НА. Ветлугиной, отвечает задачам мультикулътурного воспитания дошкольников, так как программой предусматривается музыкальный материал разных народов. Особенно в разделе музыкально-ритмические движения. Никогда не задумывалась над тем, чтобы использовать дополнительный материал с учетом национального состава конкретной группы. Музыки греческих композиторов нет в Программе. Но наличие в группе мальчика Ивана Петриди вызвало желание познакомить детей с греческой музыкой. Постановка греческого народного танца «Сиртаки» вызвала огромный интерес у детей и желание все время исполнять именно этот танец»

Преподаватель дополнительного образования (ДОУ № 82J: «Иногда думала, что еще новенького и интересного дать детям, с чем еще познакомить? Ответ найден - культура народов, представленная в многоцветье групп».

Физкультурный работник (ДОУ № 54) «В 12 группе двое детей украинской национальности - Кирилл Пилипенко, Юля Сиренко. Совместно с музыкальным руководителем разработали комплекс утренней гимнастики с султанчиками. Весь комплекс утренней гимнастики проходил под сопровождение украинской народной музыки».

Похожие диссертации на Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования