Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования представлений о художественном образе в процессе музыкального обучения детей 6-7 лет
1.1. Художественный образ и особенности его восприятия в детском возрасте 13
1.2. Своеобразие выразительных средств различных видов искусства ..43
1.3. Педагогические возможности интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в процессе формирования у детей представлений о художественном образе...63
Выводы по первой главе 84
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию у детей представлений о художественном образе на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства
2.1. Задачи и методика констатирующего этапа исследования 88
2.2 Структура экспериментальной технологии обучения 119
2.3 Реализация разработанной технологии в экспериментальной работе и ее итоги 144
Выводы по второй главе 200
Заключение 202
Список литературы 204
Приложение 225
- Художественный образ и особенности его восприятия в детском возрасте
- Своеобразие выразительных средств различных видов искусства
- Структура экспериментальной технологии обучения
- Реализация разработанной технологии в экспериментальной работе и ее итоги
Введение к работе
Неотъемлемой стороной человеческой культуры, существования человека в мире является искусство, в основе которого лежит художественный образ. Музыка, будучи одной из форм духовного освоения действительности, выполняет задачу художественного познания мира и воспитания целостного миропонимания, поэтому она занимает значимое место в системах музыкального образования, целью которых является воспитание гармонично развитой личности, обладающей высоким творческим потенциалом, эмоциональной культурой, богатым внутренним миром.
Осуществление данной цели возможно при условии воспитания потребности личности в восприятии высокохудожественной музыки, общения с ней и формирования представлений о художественном образе музыкальных произведений. Как показывают исследования Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой, Н.А.Ветлугиной, Е.Я. Гембицкой, Д.Б. Кабалевского, Г.С. Тарасова и других, общение с высокохудожественной музыкой оказывает позитивное влияние на умственное развитие детей, пробуждает их творческие силы, активизирует воображение и фантазию.
Возникновение и развитие первоначальных музыкальных представлений связано с процессами восприятия, в основе которых лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
В области музыкальной педагогики проблема музыкального восприятия рассматривалась Э.Б. Абдуллиным, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьевым, Н.Л.Гродзенской, Д.Б. Кабалевским, М.Ю. Самакаевой, В.Н. Шацкой и др. В данных исследованиях определены задачи и содержание «слушания музыки» как вида музыкальной деятельности, раскрыты принципы и методы развития музыкального восприятия.
Однако изучение музыкального восприятия осуществлялось применительно к школьному возрасту, эмоционально-осознанное восприятие музыки детьми 6-7 лет изучено недостаточно. В методической литературе существуют ра-
боты, посвященные описанию особенностей музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. В работах Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, А.И. Ше-лепенко, СМ. Шоломович предлагается методика организации музыкального восприятия, рассматривается соотношение в этом процессе эмоционального и интеллектуального начал, роль соответствующих знаний в развитии музыкального восприятия. Доказано, что у детей на начальном этапе обучения музыке можно развить способность к музыкально-эстетическому восприятию, сформировать представления о художественном образе, поскольку, согласно психологическим исследованиям Б.Г. Ананьева, А.А. Венгера, Л.С.Выготского, В.С.Мухиной, Д.Б. Эльконина, у детей 6-7 лет расширяются и углубляются имеющиеся представления об окружающей действительности.
Существенную роль в формировании представлений о художественном образе может играть интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства. В настоящее время она составляет существенную черту художественной культуры и выступает как альтернативная система эстетического воспитания детей, требующая осознания функций искусства и возможностей художественного развития. Посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями; искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости, помогает ему построить целостную картину окружающего мира.
Как отмечают Б.М. Неменский, Т.Г. Пеня, Н.Г. Тагильцева, Н.А. Терентье-ва, P.M. Чумичева, Б.П. Юсов, целостно-интегративный подход к педагогическому процессу дает возможность рассматривать взаимопроникновение специфического языка одного вида искусства в другой. Сравнивая языки искусств, дети начинают понимать, что между ними много общего: мелодия сродни линии, ритмическая организация, темп, динамика имеют место в развитии художественного образа каждого вида искусства. Исследователи Е.Н. Колокольцев, И.П. Манакова, О.П. Радынова, Г.А. Рыжова, Т.Б. Сиднева отмечают, что на
основе общих средств выразительности дети ищут параллели в различных видах искусства, раскрывая художественный образ.
Интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, организующая впечатления детей в систему художественных образов, будет способствовать формированию у них целостного взгляда на мир, вести к пониманию законов мироздания. Это положение определило методический подход к моделированию интеграции выразительных средств различных видов искусства в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
В психолого-педагогических исследованиях интеграция искусств рассматривается в нескольких аспектах: как средство художественно-эстетического развития личности ребенка, как творческий процесс, как проблема художественного восприятия (А.Л. Андреев, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Е.Н. Колокольцев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и другие). Но при этом данные, касающиеся дошкольного периода воспитания и обучения, носят недостаточно полный характер. Имеются лишь отдельные работы, в которых изучается взаимодействие музыки и изобразительного искусства и влияние этого взаимодействия на изобразительное творчество детей дошкольного возраста (СП. Козырева); рассматривается взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средства эстетического воспитания дошкольников (Г.П. Новикова); изучаются некоторые аспекты эстетического воспитания дошкольников средствами различных видов искусства (Е.М. Торшилова, О.В.Кузьмина, В.О. Усачева). Недостаточно полно изучены вопросы об использовании интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в формировании представлений о художественном образе у детей 6-7 лет, хотя определены основы формирования художественного образа в музыкально-творческой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, A.M. Зимина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина и другие). Однако проблема формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет интегрированными средствами вырази-
6 тельности музыкального и изобразительного искусства не являлась предметом самостоятельного исследования.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена рядом факторов:
социальным заказом на формирование у ребенка представлений о художественном образе с периода дошкольного детства;
необходимостью разработки педагогической технологии формирования представлений о художественном образе у детей шести-семи лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.
Анализ музыкально-методической, психолого-педагогической литературы и практика организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях позволили выделить ряд противоречий между:
современными потребностями общества в эстетически развитой личности и офаниченным использованием потенциальных возможностей разных видов искусства, обеспечивающих гармоническое ее развитие;
достаточно разработанной теорией художественного образа и отсутствием педагогических технологий формирования представлений о художественном образе при ознакомлении с различными видами искусства;
практической потребностью в использовании возможностей интефации выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в формировании представлений о художественном образе и отсутствием научно-обоснованной технологии реализации этой потребности в процессе музыкального обучения детей 6-7 лет.
Указанные противоречия очерчивают проблему поиска и обоснования соответствующей педагогической технологии, способствующей формированию представлений о художественном образе на основе интефации выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы настоящей диссертации: «Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства»
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс музыкального обучения детей шести-семи лет в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - формирование представлений о художественном образе в процессе музыкального обучения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом:
Эффективность процесса формирования у детей 6-7 лет представлений о художественном образе в ходе их музыкального обучения в дошкольном образовательном учреждении может быть обеспечена при условии:
- использования возможностей интеграции выразительных средств музы
кального и изобразительного искусства для активизации восприятия, продук
тивного воображения, художественно-образного мышления, способов творче
ского самовыражения детей;
-реализации педагогической технологии, включающей следующие этапы: разъясняюще-мотивационный (накопление представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусства в процессе тематических занятий), синтезирующе-репродуктивный (формирование представлений о целостном художественном образе с опорой на интегрированные средства выразительности: мелодия - линия, тембр - цвет (колорит), ритм - ритм, форма -композиция), дивергентно-креативный (создание интегративного художественного образа в процессе творческой деятельности);
- отбора и использования музыкального, живописного учебного материала
и видов творческой деятельности, соответствующих целям и задачам всех тех
нологических этапов.
Задачи исследования:
1 .Осуществить теоретический анализ философской, искусствоведческой, музыкально-методической и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2.Проанализировать содержание понятия «представление о художественном образе» и уточнить его применительно к детям шести-семи лет.
3.Определить педагогические возможности интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в формировании представлений о художественном образе у детей 6-7 лет.
4.Разработать и экспериментально проверить технологию формирования представлений о художественном образе музыкальных произведений у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.
Методологическими и теоретическими основами исследования явились: концепции деятельностного социокультурного развития человека (А.И. Ар-нольдова, С.Н. Иконников, Э.В. Ильянков, А.Ф. Лосев, М.С. Каган), теоретические основы эстетики и искусствоведения (Ю.Б.Борев, В.В. Ванслов, М.С.Каган), основные положения музыкознания о природе развития музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, Л.А.Мазель, Е.В. Назайкинский), теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина, Н.А. Терентьева); теория обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.Л. Дзержинская, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др.), теория изобразительной деятельности и художественного развития (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина и др.), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К.Селевко, В.А. Сластенин и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы методы исследования: теоретический анализ искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогическое на-
блюдение, изучение продуктов деятельности детей 6-7 лет, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях естественного образовательного процесса в ДОУ № 14, 16, 18 г. Шадринска Курганской области. Исследованием было охвачено 120 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в течение 1997-2003 гг. и включало три этапа.
Подготовительно-поисковый этап (1997-1998) - изучались и анализировались искусствоведческие, психологические, музыкально-педагогические исследования в целях разработки методологических и теоретических основ исследования, были определены методология и методика исследования и его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи.
Опытно-экспериментальный (1998-2002) - уточнялась гипотеза исследования. Проводилась опытно-экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной технологии обучения, направленной на формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет; анализировались результаты эксперимента, делались выводы и разрабатывались методические рекомендации.
Аналитический этап (2002-2003) - систематизировались и обобщались данные опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы и оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: концептуально и методологически раскрывается проблема формирования представлений о художественном образе у детей шести-семи лет; обоснованы педагогические возможности интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в процессе формирования представлений о художественном образе у детей старшего дошкольного возраста; разработано и обосновано технологическое обеспечение процесса формирования у детей шести-семи лет
представлений о художественном образе с использованием интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «представление о художественном образе» применительно к детям шести-семи лет; определены уровни и критерии сформированное у детей шести-семи лет представлений о художественном образе; рассмотрены существующие формы организации музыкального обучения, содержание учебного музыкального и живописного материала, творческих видов деятельности.
Практическая значимость исследования связана с разработкой педагогической технологии, способствующей реализации возможностей интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в процессе формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет. Представленный материал обладает высокой степенью универсальности и может быть использован при организации музыкального обучения в ДОУ, а также в лекционных курсах в педагогических вузах, осуществляющих подготовку специалистов по дошкольному воспитанию.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечена комплексным и многоаспектным рассмотрением проблемы исследования, избранной методологической основой, объединяющей теоретическое познание и практику; системой методов, адекватных природе изучаемого вопроса, проведением опытно-экспериментальной работы в условиях реальной педагогической деятельности, объективностью измерений показателей, характеризующих уровень сформированности представлений о художественном образе у детей шести-семи лет в процессе музыкального обучения, работой соискателя с детьми и педагогами в дошкольных учреждениях, со студентами педагогического вуза.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы автора в качестве музыкального руководителя в дошкольном учреждении; в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного образования
11 Шадринского государственного педагогического института (1997-2003 гг.) и кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ (2002г). Основные теоретические и методические положения исследования и выводы представлялись на международных (Курган, 2001, Шадринск, 2001), российских (Курган, 2001), региональных (Шадринск, 2002) научно-практических конференциях.
На защиту выносятся следующие положения:
Представления о художественном образе, рассматривающиеся как мысленное обобщенное воспроизведение явлений действительности, итог чувственного познания ребенком выражаемого музыкой идейно-эмоционального содержания в процессе его музыкальной деятельности на основе предыдущего опыта, играют определяющую роль в понимании старшими дошкольниками искусства в целом, специфики его назначения, являются условием продуктивной исполнительской деятельности.
Процесс формирования представлений о художественном образе в дошкольном возрасте предполагает организацию музыкального обучения с опорой на интеграцию выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, обладающую значительными педагогическими возможностями, заключающимися в активизации развития музыкального восприятия, продуктивного воображения, художественно-образного мышления, а также способов творческого самовыражения детей 6-7 лет, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и к элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.
Успешному формированию представлений о художественном образе способствует технология обучения, основанная на интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства и реализуемая в последовательности следующих этапов: разъясняюще-мотивационный - организация тематических занятий по накоплению представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусства); синтезирующе-репродуктивный - организация интегрированных занятий, направленных на
формирование представлений о целостном художественном образе и его воспроизведение с опорой на интегрированные средства выразительности музыкального и изобразительного искусства; дивергентно-креативный - организация творческой деятельности по применению детьми умений отбирать выразительные средства музыкального и изобразительного искусства для создания нового интегративного художественного образа.
Художественный образ и особенности его восприятия в детском возрасте
Искусство, как и любая форма общественного сознания, отражает и обобщает окружающую нас жизнь в художественных образах, представляет нравственно-эстетический идеал человека. Образ действительности как и художественный образ существует объективно, независимо от человеческого сознания, воспринимающего этот образ, и в этом смысле он является прямой составной частью объективной реальности.
Проблема образа чрезвычайно обширна. На протяжении истории философии и в процессе развития психологических и физиологических знаний было стремление объяснить психические явления на основе всеобщей связи, причиной обусловленности явлений. Но при этом ученые сталкивались с определенными трудностями.
Специфической формой образа является художественный образ, представляющий собой всеобщую категорию художественного творчества, средство и форму освоения жизни искусством. Он также богат и глубок по своему содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь. Под образом нередко понимается элемент или часть произведения, обладающие самостоятельным существованием и значением. Но в более общем смысле художественный образ - способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности [4, 9, 21, 72, 85, 114, 137].
Изучение проблем художественного образа имеет глубокие исторические корни. Начатки теории обнаруживаются еще в учении Аристотеля о мимесисе -о подражании художника жизни в ее способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим удовольствии. Понятие «художественный образ» встречается и у И. Канта. А в гегелевской эстетике искусство определяется как «мышление в образах». Существовали разные воззрения на природу художественного образа, и в XIX-XX веках они породили различные теории.
В настоящее время эстетика вновь широко прибегает к теории художественного образа как наиболее перспективной, помогающей раскрыть самобытную природу фактов искусства, их причастность сразу многим сферам бытия, познания и практики. Художественный образ рассматривается в онтологическом, семиотическом и эстетическом аспектах. Нас более интересует художественный образ в эстетическом аспекте.
В эстетике художественный образ определяется как способ специфического отражения объективной действительности в конкретно-чувственной форме с позиции определенного эстетического идеала. Такое понимание художественного образа является исходным положением для выявления его особенностей, так как именно специфичность выделяет художественный образ среди других форм освоения действительности человеком. Художественный образ как эстетическую категорию необходимо вычленять среди многих созвучных понятий, употребляемых для обозначения средств и элементов изобразительного и выразительного языка в образной системе искусства, а также отличать от общеупот-ребимого полисемического слова «образ» без конкретной смысловой нагрузки [21,71, 114, 130,226,276].
Существуют самые разные трактовки понятия художественного образа. Несомненно, это понятие является центральным звеном, основной категорией искусства, мерилом его ценности и выражает его основные закономерности и особенности (Ю.Б.Борев, И. Радянская, А.А. Радугин, В.А. Разумный и др.). В ряде случаев его отождествляют с пониманием самого произведения искусства и подчеркивают, что свое назначение и функции искусство выполняет благодаря материализованному художественному образу.
В философском аспекте проблема художественного образа разрабатывалась в исследованиях А.И. Бурова, К. Горанова, А.Н. Дремова, В.И. Костина, Н.Л. Лайзерова, О.Н. Органовой, Г.Н. Поспелова, М.Б.Храпченко, Л.Г. Юлдашева и других, которые рассматривают художественный образ как способ и форму отражения действительности в искусстве. Исследователи раскрывают природу художественного образа с философско-эстетического взгляда, который является идеальным феноменом и в то же время представляет собой некоторое материальное образование.
Материалистический взгляд на проблему художественного образа подчеркивает его сложную, противоречивую, иерархическую систему взаимодействия различных сторон объективного мира, человеческой чувственной деятельности и выработанных обществом художественных эталонов [9, 206, 207].
Психологический подход к изучению художественного образа рассматривался в аспекте сложной структуры человеческой деятельности, как особая зна-ково-символическая деятельность, имеющая первостепенное значение в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский [37], В.М. Гордиенко [43], В.С.Мухина [164]). Теория Л.С. Выготского о знаковой опосредованности человеческой психики, исследования В.М. Гордиенко показывают, что художественный образ представляет собой знак, который возникает в процессе общения и познания действительности, выступает в качестве заместителя и используется для передачи эмоционально-эстетической информации. Однако процесс построения художественного образа в индивидуальном творчестве также ориентируется на образы выразительно-изобразительных знаков, свойственных современной музыкально-изобразительной культуре. Его формирование осуществляется на основе двух взаимосвязанных процессов: восприятия окружающего и «присвоения» элементарных знаковых систем.
Своеобразие выразительных средств различных видов искусства
Все искусства родственны между собой и эта особенность художественного творчества отразилась в нашем языке в таких выражениях, как музыкальность стиха, ритмичность прозы, пластичность танца, гармония цвета и т.д. Однако эта родственность не мешает им быть самостоятельными, так как каждый вид искусства имеет свой неповторимый образный строй, свои особые выразительные средства. Музыкальное и изобразительное искусство обладают своим «языком», который помогает композитору и художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности.
Изучение специфики средств выразительности в каждом виде искусства дает основание говорить об их своеобразии.
В искусствоведческой литературе выразительные средства музыки определяются как звуки, сочетания особых звуков, называемых «музыкальными», в последовательности (взятые один за другим) и в одновременности (в аккорде) [4,22,59, 105, 132, 183,214].
Выразительные средства музыки складываются в музыкальный язык, который является сложным системным образованием и имеет многоуровневую систему. Здесь мы опираемся на структурную схему музыкального языка, предложенную М.Г. Арановским. В музыкальном произведении все уровни музыкального языка действуют одновременно, и их элементы, разные по протяженности и структурному значению, постоянно взаимодействуют, окрашивая реальное звучание уникальным комплексом содержательных характеристик. Именно эти комплексы в сочетании с личным опытом являются основой для понимания смысла музыки, художественного образа [188].
Рассматривая музыкальный язык как социальное средство хранения и передачи музыкальной информации, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, К.В. Тарасова, В.А. Цуккерман отмечают, что это прежде всего система устоявшихся звуковых образований: формальных, ритмических, ладовых и других, то есть моделей, образующих его «лексический «фонд». Музыкальный язык - это также система «грамматических норм», правил использования, соединения слов-моделей. Соединение языковых элементов в сложные структуры осуществляется благодаря музыкальной логике, имеющей многоуровневое строение [140, 143, 149,241,242].
Музыкальный язык до сих пор является предметом научных споров. Существует мнение, что музыка не может считаться языком в строгом смысле этого слова, так как не обладает важнейшим для языковых структур уровнем знака с четко зафиксированным значением. Однако его отсутствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции.
В настоящем исследовании мы будем опираться на определение И.В. Константинова, где под языком музыки понимается определенная система образно-выразительных средств данного искусства, как определенно организованная система художественного мышления, которая характеризуется прежде всего основными качествами музыкального звука: его длительностью, высотой, тембровой окраской, динамической напряженностью, громкостью.
Выразительные средства музыки (лад, мелодия, интонация, гармония, темп, динамика, регистр, тембр, ритм и т.п.) рассматриваются в музыковедении «в их содержательных связях», как «строительный материал» художественного образа. Соотносясь определенным образом по высоте и длительности, они складываются в интонацию, которая в музыкальном образе играет роль содержательной единицы, синтезируя в себе различные музыкально-выразительные средства в их единственном, неповторимом значении, обусловленном ее функцией в развитии музыкального содержания. Согласно определению Б.В. Асафьева, интонация является основным носителем выражения смысла [11].
Исследователи В.В. Ванслов, А.Я. Зись, P.M. Здобнов, Г.И. Панкевич, В.М.Розин отмечают, что средства музыкального языка раскрывают нам музыкальный образ, отражающий чувства и мысли людей. По их мнению, выразительные средства охватывают все стороны воспроизведения музыки: собственно звукоизвлечение, громкость звучаний, музыкальный темп, ритм и т.д. Они играют большую роль при воспроизведении мелодии, каждое из которых связано с выполнением определенных художественных задач, имеет свои основные функции в создании представлений о художественном образе [25, 70, 182, 212].
На основе анализа музыковедческой литературы было выявлено, что ни одно из выразительных средств само по себе не придает произведению полноценного звучания, оно проявляется только в совокупности и взаимосвязи их всех. Из этого следует, что воспринимать средства выразительности надо уметь не в отдельности, а в их интеграции, и при этом - не все одновременно с одинаковой степенью интенсивности. Интенсивность восприятия отдельных элементов зависит от того, как использованы они в произведении, какие из них подчеркиваются или уходят на второй план. Умение следить за ними, находить между ними связь, понимать их смысл является основным условием восприятия художественного образа [141, 148, 171, 212, 214, 251].
Структура экспериментальной технологии обучения
Экспериментальная работа по формированию представлений о художественном образе строилась на основе теоретических положений, с учетом результатов констатирующего этапа исследования и решала следующие задачи: 1. Проектирование педагогической технологии формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства. 2. Разработка системы музыкально-тематических занятий, тематических занятий по ознакомлению детей 6-7 лет с языком музыкального и изобразительного искусства. 3. Разработка системы интегрированных занятий по формированию представлений о художественном образе на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства. 4. Подбор соответствующего учебного материала, разработка серии дидактических игр и упражнений с целью формирования представлений о художественном образе. 5. Экспериментальная проверка результатов внедрения спроектированной технологии.
Выше перечисленные задачи конкретизировались в ходе формирующего эксперимента на разных этапах реализации педагогической технологии формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет. В нашем исследовании под педагогической технологией мы понимаем совокупность приемов; область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса [179], а также систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного воспитательно-образовательного процесса, элементами которого является педагог, ребенок, их цели и мотивы, содержание образования, методы, средства, формы организации обучения и воспитания.
Любая технология, как утверждает М.В. Кларин, состоит из алгоритмически выстроенных компонентов: цель - процедура - результат [104].
Целью нашей экспериментальной технологии явилось формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства. Реализация цели стала возможной при решении следующих задач:
1. Формирование у детей 6-7 лет целостных представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусства.
2. Развитие у детей умений устанавливать взаимосвязи между художественным образом и средствами выразительности произведений искусства.
3. Развитие у детей умений интегрировать выразительные средства музыкального и изобразительного искусства для создания представлений о художественном образе.
Анализ теоретических положений, представленный в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам спроектировать педагогическую технологию процесса первоначального формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет интегрированными средствами музыкального и изобразительного искусства. В разработке данной технологии мы опирались на тезис о том, что работа в данном направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний. Представлялось важным формировать у детей 6-7 лет эмоциональную отзывчивость на воспринимаемые произведения искусства, развивать творческое воображение, навыки художественного мышления, необходимые для творческой деятельности, а также развивать особые мысли, чувства, отношение к жизни, к искусству, которые ребенок открывает в себе и в других людях, авторах художественных произведений искусства в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов.
Такой подход к проблеме позволил наиболее эффективно использовать интеграцию выразительных средств музыкального и изобразительного искусства в формировании представлений о художественном образе у детей 6-7 лет.
Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства основывалась на ряде положений, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем: - на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания представлений о художественном образе; - художественный образ может быть передан в разных видах искусства путем использования специфических для каждого искусства средств выразительности; - в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого (в данном случае - музыка), другой помогает более широкому и глубокому осмыслению художественных образов, созданию представлений о художественном образе разными выразительными средствами.
Как показывают исследования СП. Козыревой, Е.Я. Трусовой, P.M. Чуми-чевой возможен перевод художественных образов одного вида искусства в художественные образы другого вида (например, музыкального образа в живописный) [108,257,259].
При разработке экспериментальной педагогической технологии по формированию представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства мы основывались на следующих принципах: 1) активность проявления ярких эстетических эмоций в процессе восприятия произведений искусства; 2) ценностном, определяющим отбор произведений искусства, содержащих в себе эстетическую ценность; 3) диалогичности, ориентирующем на построение методик диалогичного характера, обеспечивающих возникновение внутреннего диалога ребенка с самим собой;
Реализация разработанной технологии в экспериментальной работе и ее итоги
Опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии формирования представлений о художественно образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства проводилась в ДОУ г. Шадринска Курганской области. Экспериментальным исследованием были охвачены дети подготовительных групп в количестве 60 человек.
Предварительное проектирование педагогической технологии позволило выстроить опытно-экспериментальную работу по ее внедрению в соответствии с целями и задачами выделенных этапов.
Цель данного этапа исследования заключалась в экспериментальной проверке на практике эффективности разработанной технологии, определении наиболее оптимальных педагогических возможностей интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, способствующей активизации процесса формирования представлений о художественном образе у детей 6-7 лет.
I этап предусматривал накопление у детей представлений о выразительных средствах музыкального и изобразительного искусства, развитие умений вычленять выразительные средства из произведений в ходе анализа музыки и произведений изобразительного искусства.
В связи с этим был проведен цикл музыкально-тематических занятий «Знакомство детей с выразительными средствами музыки».
Занятие 1-2 ставило целью вызвать у детей желание заниматься музыкальной деятельностью; познакомить с мелодией как главным выразительным средством музыки; расширить эмоциональный словарный запас детей, познакомить с произведениями великих композиторов. Детям напоминали, что мелодия состоит из звуков, следующих один за другим. Они то поднимаются, то понижаются, словно тропинка в поле, разматываются, как нить из клубка. Экспериментатор объяснял, что с помощью мелодии композитор передает свои мысли, чувства, рассказывает нам свои музыкальные истории, то есть мелодия может и «говорить», и «рассказывать». Детей знакомили с тем, что мелодия позволяет нам понять, о чем рассказывает музыка, постепенно подводя к тому, что она несет в себе определенную смысловую нагрузку, то есть художественный образ. Обращая внимание на то, что мелодии могут быть разнообразными: спокойными, ласковыми, нежными, веселыми, взволнованными, мы предложили детям для слушания «Старинную французскую песенку» и «Неаполитанскую песенку» П.И. Чайковского. Сравнивая разные мелодии музыкальных произведений дети определяли их характер. Например, Ира X.: «Первая мелодия грустная, печальная, а вторая - веселая, танцевальная», Егор Ш.: «Одна спокойная, грустная, другая - веселая, задорная», Маша П.: «Первая мелодия печальная, нежная, спокойная, а вторая радостная, танцевальная, резвая».
После прослушивания музыкальных произведений и ответов детей делался анализ, в ходе которого обращалось внимание испытуемых на то, что мелодия может быть разной по характеру, настроению. Необходимо отметить, что анализ организует музыкальные впечатления детей в систему художественных образов, способствует формированию целостного взгляда на произведение искусства.
В ходе анализа детей учили определять выразительные акценты, движение мелодии, что определяло ее настроение. Для этого было предложено в танцевальных движениях передать характер этих мелодий. Данный прием является наиболее эффективным в развитии музыкального восприятия, так как слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты и т.д.). При этом педагог объяснял, что выбирая движения, прежде всего необходимо прислушаться к характеру мелодии.
Большинство детей с большим энтузиазмом выполняли данное задание. Некоторые дети в своих движениях использовали музыкальные инструменты (кастаньеты, румбы), чтобы акцентировать яркий характер «Неаполитанской песенки».
Логическим продолжением явилось занятие «Разные мелодии», на котором продолжали знакомить детей с музыкой П.И. Чайковского, давали возможность вспомнить любимые мелодии. Для восприятия детям были предложены пьесы «Болезнь куклы» и «Новая кукла» на различение разного характера мелодии. Для поддержания интереса к данному виду деятельности мы включили игровой прием. Как отмечает О.П. Радынова [199], игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.