Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Обухова Светлана Николаевна

Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста
<
Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Обухова Светлана Николаевна. Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Обухова Светлана Николаевна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т].- Челябинск, 2009.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/790

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста 17

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме становления эстетически развитой личности дошкольника 17

1.2 Педагогический потенциал народного и декоративно-прикладного искусства для становления эстетически развитой личности ребенка дошкольного возраста 48

1.3 Педагогические условия становления эстетически развитой личности старшего дошкольника средствами декоративно-прикладного искусства Урала 63

Выводы по первой главе 109

Глава 2. Реализация педагогических условий становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала 111

2.1 Задачи и содержание экспериментальной работы 111

2.2 Реализация условий становления эстетически развитой личности старшего дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства Урала 145

2.3 Анализ и обобщение результатов становления эстетически развитой личности старшего дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства Урала . 177

Выводы по второй главе 190

Заключение 192

Список литературы 195

Приложения 215

Введение к работе

Современное состояние педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области эстетического воспитания. В содержание эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства провозглашается в законе «Об образовании» Российской Федерации. В Концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры.

Становление эстетически развитой личности начинается с дошкольного детства, с познания природы, культурных традиций, искусства родного края, что является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям. Одним из первостепенных средств становления эстетически развитой личности является традиционное декоративно-прикладное искусство родного края.

Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработанности (в соответствии с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями в аспекте изучения содержания регионального компонента

4 дошкольного образования) теоретических подходов использования регионального искусства в осуществлении процесса становления эстетически развитой личности детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладное искусство Урала исторически развивается по своим законам и отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов. Многофункциональность уральского декоративно-прикладного искусства, разнообразие и богатство художественного материала дают большие возможности для широкого использования его выразительных средств в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Современные исследования (Е.С. Бабуновой, Т.С. Есаян, Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой, О.А. Соломенниковой, И.А. Старковой, P.M. Чумичевой) в области эстетического воспитания дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культуре и указывают на возможность использования декоративно-прикладного искусства как средства развития эстетических чувств, формирования начал эстетического отношения к действительности как средства эстетического воспитания детей.

Характеризуя состояние изученности проблемы на научно-методическом уровне, отмечаем, что актуальность исследования можно связать с необходимостью расширения содержания регионального компонента дошкольного образования, разработки методического обеспечения и создания необходимых педагогических условий для осуществления процесса становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства. Приходится констатировать тот факт, что в педагогической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством Урала. Изучение художественной культуры и традиций родного края является результатом

5 индивидуальной заинтересованности отдельных педагогов и осуществляется без опоры на научные основы изучаемой проблемы.

Таким образом, актуальность проблемы исследования возникает из противоречий между:

объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе приобщения к художественной культуре региона и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета региональных особенностей развития художественной культуры;

необходимостью становления эстетически развитой личности начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста;

— введением в содержание образовательного процесса дошкольных
образовательных учреждений регионального компонента и отсутствием
методического обеспечения становления эстетически развитой личности
детей дошкольного возраста средствами регионального декоративно-
прикладного искусства.

Проблема исследования определяется противоречием между готовностью ребенка старшего дошкольного возраста к восприятию произведений декоративно-прикладного искусства Урала, к творческим проявлениям в художественной деятельности по его мотивам и отсутствием педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, способствующих становлению эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами данного вида искусства.

Постановка проблемы определила тему исследования: «Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих становление эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала.

Объект исследования: процесс становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих становление эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала.

Гипотеза исследования: становление эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала возможно при следующем комплексе педагогических условий, если:

декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста будет определено как эстетическая ценность;

приобщение к декоративно-прикладному искусству Урала будет стимулировать творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства;

восприятие произведений уральского декоративно-прикладного
искусства будет способствовать формированию «образа — Я» ребенка
старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературе, уточнить сущность понятия «эстетическая ценность», определить понятия

7 «становление эстетически развитой личности», «эстетически развитая личность ребенка старшего дошкольного возраста».

  1. Разработать методическое обеспечение становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала.

  2. Обосновать выбор критериев, показателей и уровней эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста.

  3. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих становлению эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, изучение и обобщение педагогического опыта); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение за дошкольниками на занятиях и в повседневной жизни, беседы с детьми, изучение продуктов детской деятельности); социологические (интервьюирование и анкетирование родителей и воспитателей); прогностические (построение гипотез, моделирование, прогнозирование), методы математической статистики.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования являются:

— положения философии, психологии, педагогики, генетики о теории
эстетического воспитания личности (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, А.Ф. Еремеев,
М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, В.П. Эфроимсон, А.Ф. Яфальян и

др-);

— теория становления системы ценностей (Е.В.Бондаревская,
О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, Д.А. Леонтьев, А.А.Ручка, Л.Н. Столович,
Л.В. Трубайчук, Н.Л. Худякова, P.M. Чумичева и др.);

8
- исследования психологии по проблемам эстетического восприятия и
оценки произведений искусства (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский,

СИ. Земляная, В.В.Зеньковский, Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.);

— теория деятельностного подхода и теория развития личности в
творческой деятельности (Е.С. Бабунова, Д.Б. Богоявленская,
Е. Ю. Волчегорская, И.Н. Вохмякова, Л.С. Выготский, Л.В. Градусова,
М.В. Грибанова, И.А. Зимняя, С.А. Козлова, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев,
Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и др.);

культурологический подход (Е.В.Бондаревская, B.C. Библер и др.);

положения психологических и педагогических теорий о творческом саморазвитии личности (В.И.Андреев, Л.Н.Куликова, Л.В.Трубайчук, А.Н.Тубельский и др.);

теория и методика развития детского изобразительного творчества дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством (З.А. Богатеева, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, В.Б. Косминская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, О.А. Соломенникова, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова, P.M. Чумичева и др.).

Кроме того, в нашем исследовании использовались искусствоведческие материалы по истории развития промыслов декоративно-прикладного искусства Урала (В.А. Бородулин, О.М. Гриер, В.И. Корнилова, Б.В. Павловский и др.).

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 2003 года по 2008 год в МДОУ ЦРР д/с № 351, МДОУ № 365 г. Челябинска, МДОУ ЦРР д/с № 1 г. Юрюзани, МДОУ № 10 г. Еманжелинска. В эксперименте принимали участие 120 детей старшего дошкольного возраста, 105 педагогов, 100 родителей. Исследование осуществлялось в 4 этапа:

I этап: ориентировочно-поисковый (2003-2005 гг.). Анализировалась философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература,

9 определялись методологические и теоретические основы исследования, цель, объект и предмет исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, уточнялся понятийный аппарат.

II этап: констатирующий (2005-2006 гг.). Разрабатывалась программа
исследования, проводился констатирующий этап по выявлению уровней
эстетической развитости личности детей старшего дошкольного возраста в
контрольной и экспериментальной группах по показателям и критериям;
разрабатывалась программа становления эстетически развитой личности
старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства
Урала.

III этап: формирующий (2006-2007 гг.). Выявлялись педагогические
условия, способствующие более эффективному становлению эстетически
развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста средствами
декоративно-прикладного искусства Урала.

IV этап: аналитико-обобщающий (2007-2008 гг.). Проводился
сравнительный анализ, систематизация и обобщение результатов
экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось
оформление материалов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством:

— Участия автора в работе на Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Челябинск, 2003-2008 гг.); научно-практических конференциях по итогам исследований преподавателей и научных сотрудников Челябинского государственного педагогического университета (Челябинск, 2003-2008 гг.), на Международных педагогических чтениях (Екатеринбург, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции (заочной) «Мир детства и образование», посвященной 45-летию факультета дошкольного образования (Магнитогорск, 2008 г.).

— Публикаций результатов исследований в научных вестниках и
сборниках: Екатеринбург (2003 г.), Кострома (2009 г.), Магнитогорск
(2008 г.), Москва (2007-2008 гг.), Пермь (2004 г.), Челябинск (2003-2008 гг.).

Основные положения результатов исследования сообщались и обсуждались на заседании кафедры педагогики и методик дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета (2003-2008 гг.), заседаниях комиссии дисциплин художественно-эстетического цикла Челябинского государственного педагогического колледжа № 2 (2006 -2008 гг.).

С изложением отдельных аспектов проблемы и результатами исследования автор выступал на заседаниях педагогических советов в МДОУ ЦРР д/с № 351, МДОУ № 365 и перед родителями дошкольников.

— Материалы исследовательской работы использовались при
организации учебно-воспитательного процесса в Челябинском
государственном педагогическом колледже № 2, Челябинском
государственном педагогическом университете, при чтении лекций на курсах
повышения квалификации работников дошкольных образовательных
учреждений «Комплексный подход к воспитанию ребенка-дошкольника»,
при организации семинаров для руководителей изостудий дошкольных
образовательных учреждений «Современные подходы к эстетическому
воспитанию дошкольников». Материалы исследований включены в
разработанный автором спецкурс «Декоративно-прикладное искусство
Урала», «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству
Урала». По теме исследования выполнены курсовые и квалификационные
работы студентов ЧГПК № 2, ЧГПУ, подготовлены выступления студентов
на традиционных научно-практических конференциях ЧГПК № 2 «От
студенческого творчества к педагогическому исследованию (Челябинск,
2002-2006 гг.)

— Выпущено учебно-методическое пособие «Самоцветие Урала» для студентов педагогических колледжей, педагогических университетов и специалистов в области дошкольного образования.

Научная новизна исследования:

  1. Определен комплекс теоретико-методологических подходов (личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический) при решении проблемы становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста.

  2. Расширены возможности использования декоративно-прикладного искусства Урала для становления эстетически развитой личности в художественной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.

  3. Обоснована и экспериментально доказана эффективность комплекса педагогических условий в становлении эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста:

— декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста есть эстетическая ценность;

— приобщение к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует
творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в
художественной деятельности по мотивам искусства;

— восприятие произведений уральского декоративно-прикладного
искусства способствует формированию «образа — Я» ребенка старшего
дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Произведен генезис основополагающих идей теории и практики становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста.

  2. Определено понятие «эстетически развитая личность ребенка старшего дошкольного возраста», под которой мы понимаем личность, умеющую воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения

12 эстетического эталона, относиться к произведению искусства как к эстетической ценности, личность, способную к творческому саморазвитию в процессе восприятия произведений искусства и созданию эстетических продуктов в художественной деятельности.

  1. Выявлено и обосновано методическое обеспечение авторской региональной программы, включающей средства (произведения декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества и народной музыки), формы (искусствоведческие занятия, экскурсии, выставки, игры-драматизации), методы (беседы-диалоги, беседы-интервью, искусствоведческие беседы, дидактические игры, эвристические задания и др.) становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста на основе приобщения к декоративно-прикладному искусству Урала.

  2. Обоснованы критерии и показатели эстетической развитости личности ребенка старшего дошкольного возраста: эстетическое восприятие, эстетическая эмпатия, эстетические представления, творческое саморазвитие, эстетическая рефлексия.

Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения региональной программы, реализующей становление эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности и позволяющей определить уровни эстетической развитости детей старшего дошкольного возраста; возможностью использования содержащихся в работе научно-методических материалов в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, при разработке программ спецкурсов на факультетах дошкольного образования и в педагогических колледжах.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается совокупностью исходных теоретических и методологических положений в

13
решении проблемы, длительным характером проведения исследования,
применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам
исследования; личным участием педагога-исследователя в

экспериментальной работе, систематической проверкой и анализом результатов исследования на всех этапах эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В отличие от существующих подходов считаем, что вхождение ребенка в региональную культуру, приобщение к декоративно-прикладному искусству Урала способствует становлению эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста, под которой мы понимаем личность, умеющую воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения эстетического эталона, относиться к произведению искусства как к эстетической ценности, личность, способную к творческому саморазвитию в процессе восприятия произведений искусства и созданию эстетических продуктов в художественной деятельности.

2. Полагаем, что теоретическое и практическое обоснование реализованного нами комплекса педагогических условий обеспечивает становление эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении при комплексе педагогических условий, если:

декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста есть эстетическая ценность;

приобщение к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства;

восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства способствует формированию образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Доказываем, что процесс становления эстетически развитой личности
ребенка осуществляется более эффективно в художественно-творческой
деятельности, которая способствует творческому саморазвитию
дошкольника. Результатом творческого саморазвития является
преобразование, изменение себя, постепенное формирование «образа — Я» у
ребенка с ориентацией на эстетические ценности в процессе приобщения к
декоративно-прикладному искусству Урала.

4. Считаем, что методическое обеспечение, включающее средства,
формы, методы работы с дошкольниками и диагностический инструментарий
к авторской региональной программе «Самоцветие Урала» позволяют
педагогам дошкольных образовательных учреждений осуществлять процесс
становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного
возраста средствами декоративно-прикладного искусства Урала в
педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 210 источников и приложения. Текст иллюстрирован 12 рисунками, также его поясняют 18 таблиц, отражающих основные положения и результаты исследования. Объем диссертации составляет 218 страниц.

Методологическое обоснование исследования. В качестве методологического обоснования в нашем исследовании мы выделяем:

Личностно-деятельностный подход — предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; все конкретные дела являются замыслом детей, их волей; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных. Понять человека, его личностное становление возможно только путем целостного постижения его мотивационной сферы, интеллектуальной, волевой, нравственной и др. сфер жизнедеятельности в их органическом единстве с учетом биологических возможностей и социокультурных условий среды. Данному направлению следовали: М.М.Рубинштейн, В.М.Бехтерев, Л.С, Выготский, П.П. Блонский, М. Монтессори, О. Декроли и др. Личностно-деятельностный подход сосредотачивает внимание на организации жизни детей, корректируя у них разнообразные отношения к миру; деятельность растущей личности должна развиваться на основе самостроительства. Значение деятельностного подхода аргументировано показал в своих работах А.Н. Леонтьев. Для подготовки детей к разносторонней деятельности необходимо вовлечь их в эту деятельность. Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия, условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты, организуя деятельность дошкольника, то ребенок либо вообще не является субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ребенок дошкольного возраста освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения.

Аксиологический подход — обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Понятие «ценность», используемое в психологии и педагогике, применяется для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры. В.Франкл ввел представление о ценностях - смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения различных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет выделить три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Применительно к образованию и воспитанию человека философский анализ ценностей позволяет выделить творчество во всех его видах и уровнях как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека.

Культурологический подход — предполагает воспитание человека культуры. Понятие «культура» в современной литературе имеет чрезвычайно большое число толкований (более 250 определений понятия). Одним из первостепенных направлений реализации культурологического подхода является философско-педагогическая концепция «Школа диалога культур», B.C. Библера. Одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой — это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Достигнув определенного уровня культуры, человек как бы запускает маховик «самости», в результате чего у него начинает результативнее срабатывать самопознание; он самоопределяется; он все более эффективно управляет собой; он ориентирован на непрерывное саморазвитие; он стремится к творческой самореализации в любых видах деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме становления эстетически развитой личности дошкольника

Прилагательное «эстетическое», происходит от существительного «эстетика» (от греческого aisthesis «ощущение» или «чувственное восприятие») и означает «качество» явления, существующее не наряду с другими его качествами, а через них, «охватывающее любые отношения действительности в связи с тем, как они проявляются в конкретных предметах, явлениях» [38, с. 24]. Однако термины «эстетическое» и «чувственное» не тождественны, так как не всякое чувственное ощущение, восприятие, представление, переживание может быть названо эстетическим. Эстетическое — это высшая ступень, высшее проявление развития чувственности [77, с.6].

Толковый словарь русского языка СИ. Ожегова трактует понятие эстетический как художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и ее восприятию [134, с. 913]. В большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова «эстетический» понимается как связанный с восприятием прекрасного, красоты в искусстве и жизни; как художественный, удовлетворяющий требованиям эстетики [97, с. 1526]. В эстетике эстетическое определяется как наиболее общая категория, метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий [129, с. 467]. В истории человеческой мысли были выдвинуты различные точки зрения на природу эстетического. Впервые эстетическая мысль возникает в эпоху рабовладельческого общества. В эпоху неолита обнаруживается наибольший прогресс в художественно-эстетической деятельности, в эпоху бронзы появляются первые задатки эстетической мысли, однако они еще не получают оформления в виде теоретических положений, трактатов, четко сформулированных канонов и норм. Первые эстетические термины, как отмечает доктор философских наук М.Ф. Овсянников, появились у древних египтян, которые имели представление о прекрасном, о связи прекрасного с добрым. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, эстетическими принципами, которые передавались из поколения в поколение. Высокой ступени развития эстетическое сознание достигает уже в странах классического Востока. Египтяне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне, хетты создают замечательные памятники искусства [133, с. 12]. В Древней Греции эстетическая мысль отдифференцировалась от мифологии и развивалась вместе с наукой и философией. Древние греки широко использовали научный и художественно-эстетический опыт восточных народов. Первые эстетические теории появились в городах Малой Азии, затем в греческих городах Южной Италии, острова Сицилии и в Афинах. Возникновение античной эстетической теории относится к VI веку до н.э. Эстетика Древнего Рима возникла в I веке до н.э. и развивалась параллельно с греческой эстетической мыслью. Первые рассуждения об эстетическом обнаружены в трудах античных философов. Античные материалисты: Гераклит, Демокрит, Эпикур отмечали, что сущность прекрасного заключается в объективности, стройности, гармонии меры и числа, отражающей правильные материалистические взгляды, внутренний мир людей, их эстетические вкусы в отношении к человеку и искусству. Выясняя природу прекрасного они подчеркивали, что «прекрасное присуще всем предметам материального мира, имеющим меру, гармонию, созерцательность» [116, с. 42]. В античной эстетике в «зародыше» возникли почти все типы позднейших эстетических концепций. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности эстетического процесса, о месте искусства в жизни общества, разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасного (Пифагор, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель), гармонии (Гераклит, Пифагор), меры (Гераклит, Поликлет, Демокрит, Платон, Аристотель), художественного творчества (Платон, Аристотель), искусства (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель), катарсиса (Гесиод, Пифагор, Платон, Аристотель) [106: с. 24,25, 85,91,111], [133, с. 20]. Пифагорейцы впервые диалектически подошли к истолкованию гармонии и красоты, поскольку стали рассматривать их как единство противоположностей; впервые получили разработку важных эстетических понятий, дали первый набросок теории эстетического воспитания. Гераклит Эффеский дает более глубокую диалектическую трактовку гармонии и красоты, сам мир мыслит как материальный, не созданный богами, вечно существующий в форме непрерывного становления. Важнейшие эстетические понятия, по Гераклиту, красота, гармония, мера, которые рассматриваются им как отражение свойств и связей объективного мира. Для Демокрита проблема меры носит эстетический характер. Сущность прекрасного, по его мнению, заключается в симметрии, мере, гармонии частей, в определенных количественных отношениях. Среди сохранившихся фрагментов теории Демокрита содержатся высказывания о вдохновении [133, с. 20].

Педагогические условия становления эстетически развитой личности старшего дошкольника средствами декоративно-прикладного искусства Урала

Исходя из проблемы нашего исследования, мы предполагаем, что произведения декоративно-прикладного искусства Урала будут являться средством становления эстетически развитой личности дошкольников при выполнении комплекса условий: декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста будет определено как эстетическая ценность; приобщение к декоративно-прикладному искусству Урала будет стимулировать творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства; восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста. Остановимся на первом условии, обеспечивающем, на наш взгляд, эффективность становления эстетически развитой личности старшего дошкольника средствами декоративно-прикладного искусства Урала. Данное условие предусматривает определение декоративно-прикладного искусства Урала как эстетической ценности. Ключевыми идеями модернизации современного образования являются аксиологические идеи. В современной России активно происходит переоценка существующих общественных и личностных ценностей, меняются подходы к их формированию [139, с 6]. В философском словаре ценности определяются как отношения с позиции добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, справедливости или несправедливости и т. д. [189, с. 732]. Аксиология (в переводе с греческого языка - наука о ценностях) получила широкое признание во второй половине двадцатого века [1, с. 3]. По мнению Г.И. Чижаковой, актуализация ценностных подходов к образованию объясняется не только идейным вакуумом, отсутствием духовных ориентиров вследствие утраты традиционно сложившихся ценностных ориентации. A.M. Арзамасцев рассматривает аксиологию как философскую дисциплину, занимающуюся исследованием ценностей как исходных нравственных, эстетических и других принципов, задающих жизни людей направленность к конкретным деяниям и мотивирующих человеческие поступки [1, с 3]. В науке к пониманию ценностей существует несколько подходов. ОТ. Дробницкий выделяет три концепции: «функциональную» концепцию, рассматривающую ценности как средство удовлетворения потребностей общества и личности; «оценочную» концепцию, рассматривающую ценности с позиции устремленной деятельности человека, его отношений. При этом ценности выступают как идеал, конечный результат деятельности; «сигнификативную» концепцию, рассматривающую ценности с позиции их значимости для личности и общества [47, с. 25]. В.П. Тугаринов считает, что к ценностям следует отнести все то, что люди ценят, что приносит пользу [187, с. 259]. Г .Я. Головных объединяет все ценности в три группы: предметные ценности с их функциональным назначением; идеальные предметы, явления, выражающиеся в отношениях; явления, процессы, предметы, имеющие положительную значимость [39, с. 86]. А.Г. Здравосмыслов к миру ценностей относит духовную деятельность человека, в том числе культуру, идеалы, принципы, нормы нравственности, потребности, интересы [56, с 160]. А.А. Ручка делит ценности на материальные (предметные), деятельностные (образцы поведения, общения) и идейно-духовные (идеи, символы, идеалы) [152, с. 127]. В.Н. Сагатовский понимает ценности как образования сознания в форме идеалов, обобщенных представлений, необходимых для оценки и ориентации личности. Я.А. Розин считает, что ценность сама по себе не существует. Она обнаруживается человеком, исходя из оценки вещи [150, с 93]. Педагогическая энциклопедия рассматривает аксиологию как учение о ценностях, обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желаний, стремлений, интереса [139, с. 6]. В современном образовании существует острая потребность в выделении и формировании системы ценностных ориентации как основы определения целей обучения, поскольку мотивация и положительное отношение к предмету является важнейшим условием активации процесса обучения, условием активации учебно-познавательной деятельности [85, с. 48]. Для педагогики ценности имеют особую значимость, так как они имеют дело с величайшим феноменом - личностью ребенка, связаны с воспитанием и развитием личности, ее обучением, с ее духовным становлением [1, с.З]. М. Шеллер считает, что для воспитания и развития личности важно не только субординировать ценности, но и определить их носителей, способы раскрытия их полезности, значимости для определенного типа личностей и социальных общностей [138, с 183]. Е.В. Бондаревская, придерживаясь культурологического подхода к образованию, в числе базовых ценностей выделяет человека «как предмет воспитания», культуру как среду, «растящую и питающую личность», творчество, как «способ развития человека в культуре» [20, с. 274]. В статье «Ценности как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции» Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение ценности и личностные ценности. Н.Л. Худякова обращает внимание на то, что сама ценность представляет собой мыслительный образ, возникающий в сознании субъекта и фиксирующий его стремление к желаемому им отношению, значимость которого определяется только самим же субъектом. Ценность, фиксирующая стремление ребенка к чему-либо, может возникнуть только в результате переживания им самим значимости того, что составляет предмет его стремления [193, с. 268].

Реализация условий становления эстетически развитой личности старшего дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства Урала

В соответствии с результатами констатирующего этапа педагогического эксперимента нами были определены задачи формирующего этапа, заключающиеся: - в выявлении педагогических условий, способствующих более эффективному становлению эстетически развитой личности дошкольников на основе приобщения к декоративно-прикладному искусству Урала; - в осуществлении корректировок и апробации проекта экспериментальной авторской программы «Самоцветие Урала» для уточнения регионального содержания образования по приобщению детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству; - в апробировании методического обеспечения становления эстетически развитой личности дошкольника средствами декоративно-прикладного искусства Урала; - в отслеживании результатов экспериментальной работы. Одним из средств решения задач формирующего этапа эксперимента явилось определение содержания образования регионального компонента по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала, в соответствии с чем, был разработан проект экспериментальной авторской региональной программы «Самоцветие Урала» и его методическое обеспечение, предложен занимательный материал для дошкольников, синтезирующий изобразительное искусство, искусство слова, музыку. Важным моментом в контексте программы была обозначена идея комплексного знакомства с уральским декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством, с особенностями народной музыки, уральскими традициями и обрядами, что способствовало, на наш взгляд, воспитанию патриотических чувств и более эффективному процессу становления эстетически развитой личности старшего дошкольника. К региональному проекту авторской программы прилагалось методическое обеспечение, включающее конспекты дидактических и театрализованных игр, занятий, литературный и музыкальный материал, карты распространения уральских промыслов, мультимедийные презентации, диагностические карты определения уровней эстетической развитости личности дошкольника. В основу проекта программы были заложены педагогические принципы: взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с детским творчеством, включение в содержание программы исторического и культурологического материала, блочно-тематическое распределение программного материала, интеграция различных видов художественно-творческой деятельности, создание условий для самостоятельного поиска решений, ориентация на интересы, способности, личный опыт обучающихся, возможности сотворчества взрослого и детей. Основная цель программы заключается в становлении эстетически развитой личности дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства Урала. С целью развития восприятия у дошкольников, уточнения их представлений и обогащения содержания художественно-декоративной деятельности к программе было разработано наглядно-методическое обеспечение в виде: мультимедийных презентаций по темам занятий, занимательных географических карт Урала, карт распространения уральских промыслов, технологических и пооперационных карт для выполнения работ детьми по мотивам декоративно-прикладного искусства Урала. Формирующий этап эксперимента предусматривал 3 этапа, каждому из которых соответствовало решение задач определенного раздела разработанного проекта программы и апробирование соответствующих условий, способствующих становлению эстетически развитой личности детей дошкольного возраста. В программу были включены занятия, объединенные в 3 блока. Реализация программы началась с первого блока занятий «Урал - земля золотая», основная задача которого заключалась в ознакомлении дошкольников с географическими, экологическими, этнокультурными особенностями региона и выделение себя как частицы социума. Сопутствующие задачи данного блока занятий: 1. Актуализировать у дошкольников имеющиеся представления о малой родине: закрепить знания о природе Урала, традициях и обычаях, распространенных на Урале. 2. Познакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала, формировать у дошкольников представление о декоративно-прикладном искусстве как эстетической ценности. 3. Способствовать формированию личностного интереса к художественным ремеслам уральского региона, развитию чувства сопричастности к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства Урала. В содержание блока были включены занятия: виртуальное путешествие «В страну озер и рудных скал», «Поэма уральских гор», игра-экспедиция «Мы — уральцы», игра-драматизация «Урал - земля золотая».

Приступая к реализации задач первого блока, мы организовали цикл занятий, предусматривающих расширение и уточнение знаний дошкольников об Урале. В содержание занятий были включены беседы о местонахождении Урала, об особенностях уральской природы, детям предлагалось рассматривание занимательных географических карт региона, на которых они значками отмечали «Путешествие по озерам Урала», «Экспедицию по уральским горным вершинам», просмотр фотоэкспозиций и мультимедийных презентаций с изображением заповедных мест уральской природы, сопровождающиеся отгадыванием загадок, решением кроссвордов для дошкольников в занимательной форме.

Рассматривая занимательные географические карты с детьми, уточнялись такие понятия как «экспедиция», «добытчики», «минералогия», «полезные ископаемые», «заповедник» и другие. Внимание дошкольников концентрировалось на разнообразии полезных ископаемых и материалов, которые послужили основой для создания многих произведений декоративно-прикладного искусства на Урале: камни (мрамор, гранит, яшма) дерево, глина и другие.

Анализ и обобщение результатов становления эстетически развитой личности старшего дошкольника средствами народного и декоративно-прикладного искусства Урала

Результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, а также существующая практика работы в дошкольных образовательных учреждениях с экспериментальными группами показали, что эффективность процесса становления эстетически развитой личности дошкольника зависит от реализации следующих условий: 1) если декоративно-прикладное искусство Урала для старших дошкольников будет определено как эстетическая ценность, 2) приобщение к декоративно-прикладному искусству Урала будет стимулировать творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства; 3) восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства будет способствовать формированию образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили скорректировать и определить методику формирующего этапа эксперимента, задача которого состояла в следующем: обосновать и разработать критерии, показатели и уровни эстетической развитости личности детей старшего дошкольного возраста, а также определить исходный уровень эстетической развитости личности детей. На аналитико-обобщающем этапе экспериментальной работы мы выделили основные задачи: - проведение итогового среза; - обработка, анализ и систематизация результатов формирующего этапа эксперимента; - выявление динамики; - формулировка выводов диссертационного исследования. Данный этап включает обработку экспериментальной работы; уточнение основных положений гипотезы. На аналитико-обобщающем этапе экспериментальной работы был проведен итоговый срез во всех группах по всем критериям. Приведем данные, полученные в результате апробации педагогических условий на итоговом этапе экспериментальной работы. Данные, полученные в результате этого среза, представлены в табл. 11,12,13,14,15,16. Как свидетельствуют результаты, представленные в таблице № 11 и на рисунке 5, в экспериментальных группах произошли значительные изменения в уровне развития критерия: возросло количество детей, находящихся на предэстетическом и эстетическом уровнях. Самые значительные результаты показала экспериментальная группа 4, где нулевой уровень на итоговом срезе сократился полностью. Об оценке уровня с формирован ности эстетических представлений можно судить по таблице № 12 и рисунке 6. По результатам диагностики можно выделить изменения в уровне знаний дошкольников о декоративно-прикладном искусстве Урала. Так, в экспериментальных группах значительно выросло число детей с эстетическим уровнем, резко сократилось число детей, находящихся на нулевом уровне сформированности данного критерия. Особенно высокие показатели наблюдаются в ЭГ-3 и ЭГ-4, в которых дети имеют только предэстетический и эстетический уровни. Большинство детей в содержании суждений отражают понимание выбора средств выразительности мастером в соответствии с замыслом произведения и выбирают самостоятельно необходимые средства художественной выразительности для реализации замысла в собственной изобразительной деятельности. Остановимся на следующем компоненте - эстетической эмпатии. Оценка уровня развития эстетической эмпатии выявила следующие результаты: нулевой уровень сократился, однако сохранился в ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3. Не наблюдается нулевой уровень в ЭГ-4, где использовался комплекс педагогических условий.

Похожие диссертации на Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста