Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Бабынина Татьяна Федоровна

Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой
<
Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бабынина Татьяна Федоровна. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2001 229 c. РГБ ОД, 61:02-13/696-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования личности старших дошкольников средствами национальной культуры

1.1. Психолого-педагогический аспект формирования личности старшего дошкольника 14

1.2. Сущность понятий «культура», «национальная культура» 24

1.3. Национальное и интернациональное воспитание детей в советской дошкольной педагогике 33

1.4. Проблема приобщения детей к национальной культуре в современной дошкольной педагогике 43

1.5. Анализ базовых и парциальных программ дошкольно-образовательных учреждений с точки зрения приобщения дошкольников к национальной культуре 55

1.6. Условия развития интереса к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста 65

Глава II. Технология формирования личности старшего дошкольника в процессе ознакомления с национальной культурой

2.1. Характеристика состояния приобщения детей к национальной культуре в условиях современного дошкольного образования 71

2.2. Задачи, содержание и условия организации формирующего этапа эксперимента 95

2.3. Педагогические средства и способы формирования личности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой (формирующий этап эксперимента) 109

2.4. Результаты экспериментальной работы 159

Заключение 175

Литература 181

Приложения

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом.

Происходящие социальные изменения общества обнажили многие проблемы нашей образовательной системы, в том числе и в формировании личности дошкольника. Среди них: развитие самосознания ребенка, структуры его «Я»; формирование автономности и самостоятельности; становление индивидуальности. В связи с этим встает вопрос о теоретическом изучении проблемы формирования личности дошкольника, разработке развивающих программ, о методах диагностики личностного развития, о благотворных способах взаимодействия с детьми.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Однако культуру любого народа, по утверждению Г.Н. Волкова, нельзя представлять «как абстрактный монолит». Так, исследуя традиции воспитания русских, надо изучить культуру северных народов, сибиряков, казаков, а также потомственных дворян, старообрядцев и других, то есть, к любой педагогической культуре следует подходить дифференцированно, ибо у каждого народа свои исторические корни, своя культура (56).

Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры - к общероссийской и через нее к - мировой, так как общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Развитие природных богатств отдельного человека, их

реализация ведут к обогащению всего общества, поэтому больше талантов -больше общечеловеческих ценностей. Подтверждение этому мы находим в психологических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.Е. Дуранов, А.Г. Малаева, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин и др.).

Культура рассматривается как стремление человека к духовной красоте и гармонии, восстановление и осознание ценностей и целей. В современной науке придается особое значение национальным ценностям на различных уровнях: от природно-экономических, материально-вещественных до морально-нравственных. В исследованиях (С.Н. Артановский, Э.А. Баллер, B.C. Библер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Б.С. Ерасов, Л.Н. Коган, Ю.В. Рождественский, Ш.Б. Саматов и др.) показывается значение национальной культуры в обогащении духовного мира, индивидуально-творческого развития личности. На наш взгляд, использование различных компонентов национальных культур в работе с детьми приводит к развитию важных структурных сфер личности — познавательной, творческо-деятельностной, самосознания.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме формирования личности детей дошкольного возраста посредством национальной культуры.

Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н.К. Крупская, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский). Исследуя данную проблему, мы опирались на теоретическое положение К.Д. Ушинского о том, что «опыт народа в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех» (252). Г.Н. Волковым научно обосновано положение о том, что у каждой нации и

народности есть такие педагогические находки, которые обогащают общечеловеческую культуру.

В дошкольной педагогике данная проблема рассматривалась в связи с развитием у дошкольников чувства симпатии, интереса, дружелюбного отношения к людям других национальностей, воспитанием культуры межнационального общения, любви к Родине (М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Р.И. Жуковская, Н.Г. Капустина, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Султанова, Э.К. Суслова, Л.С. Ядрихинская). Отдельные исследователи использовали различные средства приобщения к национальной культуре (Н.А. Асадулаева, З.-Б.Ф. Контаутене - игру; З.А. Богатеева, Г.А. Брюханова, Л.Г. Васильева, О.А. Соломенникова, Р.Ш. Халикова - декоративно-прикладное искусство; Г.А. Куриева - устный фольклор; Н.Ф. Самсонюк - пословицы; А.Ю. Тихонова - художественные ремесла и др.).

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты формирования личности ребенка, отдельных ее сторон: интеллектуальной (Е.Б. Барахсанова), эстетической (О.Д. Соломенникова, С.Л. Уланова), нравственно-волевой (О.В. Леонова, Х.А. Тагирова) и др. Многие исследователи, рассматривая средства воздействия на личность ребенка использовали лишь одну определенную национальную культуру. Е.С. Бабунова, О.В. Леонова, О.А. Соломенникова, Л.Ю. Тихонова, Т.В. Черник приобщают детей к русской национальной культуре; Е.А. Барахсанова - к якутской; В.Д. Ботнарь - к молдавской; Л.Д. Вавилова - к коми; Р.Л. Агишева, Т.А. Брюханова, Э.Ф. Вертякова - к башкирской; С.Л. Уланова, Г.А. Куриева - к мордовской и т. д. Некоторые исследователи обращаются к диалогу национальных культур в процессе воспитания дошкольников (С.Н. Султанова, Л.С. Ядрихинская).

В городах Республики Татарстан, в том числе и городе Набережные Челны, проживают люди разных национальностей, удельный вес которых составляет от 1% до 47%. Это требует ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных

6 национальных групп. Несмотря на недостаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы в области дошкольного образования, многие дошкольные учреждения осуществляют работу на интуитивном уровне. Однако современное поликультурное общество нуждается в разработке научно-методических основ формирования личности детей дошкольного возраста посредством национальных культур.

В связи с этим можно утверждать, что существует ПРОТИВОРЕЧИЕ между необходимостью целенаправленного использования национальных культур в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста и отсутствием научного и организационно-методического обеспечения этого процесса.

Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ
ИССЛЕДОВАНИЯ:
как в современных условиях в обществе с

полиэтническим составом населения эффективнее осуществлять формирование личности старших дошкольников средствами национальных культур?

Проблема предопределила ТЕМУ диссертационного исследования: «Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой».

В исследование введены ОГРАНИЧЕНИЯ:

нами рассматривается проблема формирования личности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

говоря о формировании личности старшего дошкольника, мы определили приоритетные задачи: развитие познавательной, творческо-деятельностной сфер, самосознания;

в ознакомлении дошкольников с национальной культурой, мы ограничились четырьмя культурами: русской, татарской, чувашской, удмуртской.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования личности старших дошкольников в процессе ознакомления с национальной культурой.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: учебно-воспитательный процесс формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: технология формирования личности ребенка 5-6 лет посредством ознакомления с национальной культурой народов, населяющих Республику Татарстан.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: ознакомление с национальной культурой обеспечит успешность формирования личности старших дошкольников при условии, если:

личность рассматривается как единство познавательной, творческо-деятельностной сфер и самосознания при активизации эмоционального фактора и интереса детей к различным компонентам национальной культуры;

разработана технология формирования личности в процессе ознакомления с национальными культурами, основанная на отборе содержания своеобразной культуры отдельных групп каждого народа, сложившихся в условиях исторического развития в отдельных регионах, областях, а также использовании различных компонентов национальных культур, учете их воспитательно-образовательного потенциала;

разработана диагностическая методика по определению показателей и уровней сформированности личности;

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1 .Осуществить теоретический анализ философской, этнографической, культурологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «личность», «формирование личности», «культура», «национальная культура».

2.Выявить показатели и уровни сформированности познавательной, творческо-деятельностной сфер личности и самосознания.

3.Разработать и экспериментально апробировать технологию формирования личности старших дошкольников в процессе ознакомления с национальной культурой народов, проживающих в Республике Татарстан.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились: философские положения о социальной сущности личности, теоретические положения о деятельностном и системном подходе к формированию личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); теоретико-методологические положения об общественных ценностях, о культуре как своеобразном феномене общества, о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого (С.Н. Артановский, Э.А. Баллер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Б.С. Ерасов, Л.Н. Коган, Ю.В. Рождественский, Ш.Б. Саматов); о роли эмоционального фактора в формировании личности ребенка дошкольного возраста; о влиянии социальной среды на формирование личности (О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Т.Г. Комарова, Т.Ю. Купач, А.В. Суровцева, P.M. Чумичева).

При решении поставленных задач использовались следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, этнографической, культурологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы; сравнение материала этнографических исследований; анализ документации и практической деятельности дошкольных образовательных учреждений; опросные методы (беседа, анкетирование) с последующей обработкой данных; педагогическое наблюдение; ситуации выбора. Ведущим методом нашего исследования является педагогический эксперимент, включающий в себя разработку содержания и системы ознакомления дошкольников с национальной культурой, а также формирования личности в ходе этого процесса.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ БАЗА И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В исследовании приняли участие 84 ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) дошкольных учреждений № 32, 45 г. Набережные Челны, 160 педагогов дошкольных учреждений, 162 родителя (на констатирующем этапе) г. Нижнекамска, Чистополя, Альметьевска, Азнакаево, Арска, Лениногорска, Бугульмы Республики Татарстан.

Исследование проводилось с 1997 по 2001 гг.

Первый этап исследования (1997-1998 гг.) представлял собой изучение различных аспектов проблемы, проведение поискового эксперимента и включал: теоретический анализ философской, этнографической, культурологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, а также диссертационных работ, близких к исследуемой проблеме с целью определения методологической и теоретической базы исследования; выбор темы, обоснование основных целей и конкретных задач исследовательской работы; разработку стратегического плана исследования, включающего организацию и проведение поискового эксперимента; изучение массового и передового педагогического опыта работы педагогов.

Второй этап исследования (1998-1999 гг.) включал разработку методики
экспериментальной работы, а также проведение констатирующего

эксперимента. На этом этапе была разработана экспериментальная программа «В мире национальных культур», цель которой - приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов, проживающих в Республике Татарстан.

Третий этап (1999-2000 гг.) был посвящен проведению формирующего эксперимента, апробации педагогически целесообразных способов и средств формирования личности в процессе реализации программы «В мире национальных культур», осуществлению контрольного среза. На данном этапе проведены проверка выводов и осмысление результатов исследования, их обобщение и описание.

На четвертом этапе (2000-2001 гг.) осуществлялся анализ полученных результатов, систематизация материала, литературное оформление работы. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается.

в теоретико-методологическом обосновании возможности и необходимости формирования личности ребенка посредством национальных культур;

в конкретизации понятия «формирование личности дошкольника» в условиях взаимодействия национальных культур;

в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к национальным культурам.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ состоит в следующем:

в разработке показателей развития личности ребенка старшего дошкольного возраста: представления краеведческого и культуроведческого характера, знание своей национальной принадлежности (познавательная сфера); способность к созданию нового продукта (рисование, лепка, движение), его оригинальность, инициативность ребенка в деятельности (творческо-деятельностная сфера); уверенность в своих возможностях, наличие собственных желаний, стремление к самопознанию, осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, чувство собственного достоинства (сфера самосознания);

в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности технологии формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой народов, населяющих Республику Татарстан.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в апробировании технологии формирования личности старших дошкольников в процессе ознакомления с национальной культурой, в возможности внедрения данной технологии в практику дошкольных учреждений.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации дошкольных работников, на занятиях со студентами вуза

11 факультета дошкольного воспитания по этнопедагогике, дошкольной педагогике, спецкурсам.

Практическую значимость представляют разработанные автором программа «В мире национальных культур», конспекты занятий, сценарии развлечений с детьми, содержание групповых разговоров, «Умная тетрадь» для индивидуальной работы с детьми, дидактические игры.

ОБОСНОВАННОСТЬ И НАУЧНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ

ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ обеспечивались выбором научной методологии, использованием достижений психолого-педагогических наук, комплексным использованием эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальных данных.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись в ходе всех его этапов (1997 -2001 гг.) - в дошкольном образовательном учреждении № 45 г. Набережные Челны. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Набережночелнинского государственного педагогического института, кафедры психологии Елабужского государственного педагогического института, докладывались на научно-практических конференциях.

Материалы исследования включены в спецкурс лекций для студентов факультета дошкольного воспитания Набережночелнинского государственного педагогического института, использованы при чтении лекций по дошкольной педагогике, этнопедагогике, в выступлениях на семинарах руководителей дошкольных образовательных учреждений г. Набережные Челны, Нижнекамска, Альметьевска, Арска, Заинска, пос. Кукмор и педагогических советах; использованы в руководстве курсовыми и дипломными работами студентов факультета дошкольного воспитания Набережночелнинского государственного педагогического института.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой рассматривается как единство развития познавательной, творческо-деятельностной сфер и самосознания. Технология формирования личности старших дошкольников посредством национальных культур предусматривает:

отбор содержания своеобразной культуры отдельных групп каждого народа, сложившихся в условиях исторического развития в отдельных регионах, областях;

использование различных компонентов национальных культур (устное, музыкальное, декоративно-прикладное народное творчество; народные игры и игрушки; праздники; народные традиции и обычаи); объединение всех направлений работы современного дошкольного учреждения на основе значимости задач формирования базиса личностной культуры;

создание эмоциогенных ситуаций как условия приобщения к национальной культуре. Показатели формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой:

представления краеведческого и культуроведческого характера, знание своей национальной принадлежности (познавательная сфера); способность к созданию нового продукта (лепка, рисование, движение), его оригинальность, инициативность ребенка в деятельности (творческо-деятельностная сфера);

уверенность в своих возможностях, собственные желания, стремление в самопознанию, осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, чувство собственного достоинства (сфера самосознания).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (280 наименований). Текст иллюстрируют 33 таблицы, 6 рисунков. Диссертация включает 9 приложений.

Психолого-педагогический аспект формирования личности старшего дошкольника

Научная разработка проблемы формирования личности старших дошкольников в процессе ознакомления с национальной культурой требует рассмотрения следующих ключевых понятий: «личность», «формирование личности», «культура», «национальная культура».

В настоящее время для многих наук: философии, антропологии, истории, культурологии, естествознания, психологии, педагогики личность является особым предметом изучения. Сам термин «личность» полисемантичен и существует более семидесяти его определений. По признанию психологов, педагогов, социологов, общее основание для понимания личности не найдено (15, 73, 91, 175, 184, 239, 255). На наш взгляд, определение личности, данное психологом А. В. Петровским, наиболее точно отвечает проблеме исследования: «Личность - это система взаимодействия индивида с окружающей средой, то есть целостная и сложная структура межличностных связей и действий с различными сторонами объективной действительности, в которой отражается история ее жизненного опыта и развития, так как категорию деятельности представляли не просто как отношение личности к миру вещей, отделяемого от общения, а как ее противоречивое единство с «самоизменением» и «изменением других» (185). В определении подчеркивается идея развития, а не заданное личности. Не случайно мы говорим о родившемся ребенке как о новой личности только начиная с некоторого момента, когда он активно проявляет начальные и при этом социально важные свойства.

Термин «формирование личности» в литературе употребляется как:1) синоним понятия «развитие личности», то есть процесса или результата этого развития, внутреннего изменения личности; 2) синоним понятий «воспитание», «социализация», то есть изменение под влиянием внешних факторов.

По утверждению С. Л. Рубинштейна, «в деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается. В этом ключ к пониманию развития личности — того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется» (212). Поэтому воспитание и обучение должны включаться в процесс развития ребенка, а не надстраиваться над ним. Педагогический процесс, общение с детьми выступают как условие формирования личности ребенка. «Личность развивается, формируясь» (Л. И. Анцыферова).

Следовательно, в науке под «формированием» обычно понимается совокупность приемов и способов социального воздействия на индивид, имеющих целью создать у него систему определенных социальных ценностей, мировоззрение, концепцию жизни, воспитать социально-психологические качества и определенный склад мышления. Однако понятие «формирование» не исчерпывается этим содержанием, оно подразумевает так же процесс образования под влиянием различных социальных воздействий особого типа системных отношений внутри целостной психологической организации личности (7).

В настоящее время существует ряд теорий, рассматривающих специфику развития личности и ее различных аспектов. Психоаналитические теории рассматривают в основном развитие потребностной сферы личности и формирование ее полоролевого поведения. К ярким представителям данного направления можно отнести теории психосексуального и психосоциального развития.

Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы человека (или пытаются объяснить развитие других сфер личности особенностями интеллектуальной). Ряд авторов рассматривают такое развитие как непрерывную смену неизменных последовательностей, каждая из которых подготовлена предыдущей и подготавливает последующую (например, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже). Другие авторы (А. Валлон) представляют подобное развитие как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в определенные моменты.

Представители теории поведения основным в развитии личности считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Так один из родоначальников этого направления - Д. Уотсон считал, что человек такой, каким научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек «учится вести себя всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов и стадий» (77).

В гуманистически ориентированных теориях основы развития личности представлены в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития. Только тогда, когда человек имеет возможность стать здоровой, творческой и независимой личностью, он способен успешно решать различные проблемы, лучше понимать себя и других, разумнее строить межличностные отношения.

Согласно деятельностному подходу развитие личности происходит в процессе включения человека в различные виды деятельности. Пути решения проблемы развития личности, разработанные П.П. Блонским и Л.С. Выготским углубили А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие. Они отмечали, что характер формирования личности напрямую зависит от способов организации деятельности, в частности от качества реализации именно той деятельности, которая на данном этапе развития индивида является ведущей.

На наш взгляд, сделать педагогический процесс целостным, оптимизировать его позволяет системный подход к формированию личности, основные требования которого заключаются в том, чтобы рассматривать ребенка как целостное существо в самых разных его отношениях к окружающему миру - к семье, к друзьям, к другим социальным институтам.

Сущность понятий «культура», «национальная культура»

В современных исследованиях проблема национальных культур рассматривается во взаимодействии с культурой общечеловеческой. В дальнейшем попытаемся определить, что включает в себя общечеловеческая культура и какие особенности присущи культуре национальной.

Культура - развивающийся процесс, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств, присвоение личностью ценного. С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Общечеловеческая культура отличается многообразием, поскольку представляет собой органический сплав создаваемых народами ценностей. С древних времен с понятием «культура» люди связывают не только представление о рукотворных ценностях (8, 9, 10, 24, 99,102). Было замечено, что если человек начинал создавать какие-то предметы, не существующие в природе, то это не проходило бесследно для него самого. Преобразуя естественные природные материалы, человек одновременно преобразовывал самого себя, совершенствовал умения, развивал творческие способности. Приобретенные им новые качества тоже становились элементами культуры, но это уже культура внутренняя, а не внешняя, это богатство личности человека.

Отдельные авторы попытались проследить историю развития культуры, тесно связывая ее с развитием человеческого общества. В этом плане следует считать ценным стремление Б.С. Ерасова дать канву истории (80). Потребовалось длительное время для того, чтобы культуру признали как особую сферу регуляции отношений и формы деятельности.

Уже в античном мире человек и общество начинают выделяться в особую сферу, создаваемую человеческой деятельностью, усилиями, направленными на исправление «первичного» материала. В Древнем Риме в латинском языке слово «culture» появилось для обозначения возделывания почвы или воссоздания предметов окружающего мира. Затем в трудах римского общественного деятеля, оратора Цицерона, (I в. до н.э.) встречаем расширенное толкование выражения «culture anima», что переводится как «обработка», «совершенствование души». Это значение вновь зазвучало в просвещенном европейском сознании с XV или XVI века. Однако устойчивое признание в общественном сознании культура получила лишь в XVIII или XIX веках, что было связано с глубокими сдвигами в общественном регулировании и осознанием огромной важности культуры как самостоятельного компонента этой регуляции. С самого начала слово «культура» особенно настойчиво использовалось именно в просветительском духе как обозначение достижений человеческого разума и рук. Уже с периода древней истории в развитых обществах выделилась особая сфера деятельности и особый стиль поведения, отделенные или противопоставленные другим сферам как более высокие и престижные.

Следование высокой городской моде почти неизменно считалось признаком культурности, а тот, кто не понимал этого и не умел придерживаться ее норм в своем поведении, считали некультурным, невоспитанным, «деревенщиной», «невеждой». В таком употреблении слово «культура» означало, по утверждению Б.С. Ерасова (80), сферу и способ более высокого и достойного поведения, приобщение к значимым духовным достижениям человечества, понимание художественных творений или знание научных истин и положений, свободное владение литературным языком и иностранными языками, воспитанность и корректность в поведении, моральную ответственность, художественный вкус и т. д. Поэтому считается, что через приобщение к этой сфере человек может отойти от привычного и подчас утомительного существования, и освоить более достойный способ бытия и стиль жизни. Для достижения такого состояния всякий человек проходил через длительный период воспитания и образования в семье, школе, университете и именно эти институты определяли его сущность как человека. Для этого же он вчитывался в художественную литературу, посещал музеи и театры, смотрел кинофильмы, слушал музыку, приобщался к исполнительству в какой-то сфере. Конечно, эта сфера стала престижной далеко не сразу. Длительное время приоритет отдавался религиозной духовности и священное слово, образ или

сюжет имели гораздо большее значение, чем остальная культура. Собор, мечеть и монастырь представляли большую ценность, чем дворцы знати с их художественной атрибутикой. Соборы строились для всего народа и воплощали высшую и непреходящую ценность Спасения. Что касается культуры, то есть изящных искусств, то они служили в основном целям развлечения знати в периоды, когда она не занималась основным делом - управлением или войнами.

К Новому времени положение меняется, и структура культурной жизни предстает как сложное многообразное образование, охватывающее в той или иной степени все сферы жизни. Подвергавшаяся прежде осуждению и преследованиям со стороны религии, то допускавшаяся, то ограничиваемая официальными властями, народная культура становится частью признанного общественного достояния. Уже в рамках Реформации в европейском менталитете получает признание и обыденная жизнедеятельность, хотя и строго регулируемая религиозными принципами.

Еще мифические строители Вавилонской башни столкнулись с разнообразием языков, а, следовательно, и культур, которое и помешало им закончить проект, не учитывавший важность «интеркоммуникации». Позднее Христианство давало единую духовную систему, в которой снимались различия «между эллином и иудеем» и возникла устойчивая система общения. Такую же роль выполняли в других регионах такие мировые религии, как ислам, индуизм, буддизм и конфуцианство. На протяжении многих веков народы узнавали друг о друге прежде всего как о носителях иной веры, строителях храмов иного стиля. Наряду с религиозным различением друг друга все большее значение и распространение приобретала национально-этническая дифференциация и идентификация. На протяжении XVI-XX веков просветительское деление народов на «цивилизованных» и «диких» в ходе великих географических открытий и экспансии европейского колониализма все больше уступало место сравнительному изучению культур.

Характеристика состояния приобщения детей к национальной культуре в условиях современного дошкольного образования

Основными задачами констатирующего этапа нашего исследования были: 1) выяснить состояние работы в практике дошкольных образовательных учреждений по изучаемой проблеме; 2) определить позицию педагогов по данному вопросу; 3) диагностировать исходный уровень основных показателей личности.

Нами были изучены годовые и календарно-тематические планы дошкольных образовательных учреждений (всего 48 годовых и календарно-тематических планов за семь лет, начиная с 1993 года), проведено анкетирование дошкольных работников. При анализе планов мы учитывали: формы ознакомления с национальной культурой; формулировку целей, задач, программного содержания; отбор материала о национальной культуре народов, используемого в работе с дошкольниками; возрастные особенности детей; осуществление индивидуального подхода. Мы выявили приоритетные направления работы по национальному воспитанию дошкольников: обучение детей татарскому языку (отдельно разрабатывается план работы по выполнению «Закона о языках Республики Татарстан»); использование фольклора на музыкальных занятиях; приобщение детей к родной культуре.

Из содержания годовых планов дошкольных образовательных учреждений следует, что работа в дошкольных учреждениях ведется в основном по ознакомлению с культурой русского и татарского народов. Педагогические коллективы стремятся использовать разнообразные формы работы с педагогами. Для воспитателей планируются: консультации, например: «Родная культура и ее место в развитии ребенка»; «Родная культура в формировании экологического сознания»; семинары («Использование татарской народной педагогики в экологическом воспитании детей»; «Применение инновационных технологий при обучении русскоязычных детей татарскому языку»; «Формирование этики межнациональных отношений»; «Ознакомление детей с татарским прикладным искусством»); конкурсы: «Золотошвейка», «Алтын жэй» (национальной одежды), «Веселый перепляс», «Бас, кызым, Эпипэ» (татарских, русских, чувашских народов), «Сударушка», «Туган телэм чиксез» (татарского, русского, чувашского народов), национальных уголков.

Совместно с общеобразовательной школой планируются совместное проведение русских и татарских праздников; взаимопосещений уроков и занятий татарского языка; проведение тематических линеек «Из народного календаря», а также предусматривается проведение праздников и развлечений («Покровская ярмарка», «Пасха», «Эх, зимушка - зима», «Посиделки», «Науруз», «Сомбелэ», «Сабантуй», «Карга боткасы», «Акатуй»); организация выставок предметов декоративно-прикладного искусства, рождественских композиций. Мы видим, что определенная работа по обозначенной проблеме проводится, интерес к организации и проведению национального воспитания есть. Но в то же время нельзя говорить о планомерности в работе. Так, выбор дел чаще исходит от администрации и носят они утилитарный, узкопрактический, прикладной характер. Воспитательный потенциал национальных культур в полной мере не учитывается.

В процессе изучения календарно-тематических планов воспитателей нами выявлено, что работа по ознакомлению с национальной культурой планируется на занятиях и вне их, и в основном она направлена на приобщение детей к русской и татарской национальной культуре (лишь в одном из дошкольных учреждений - к чувашской культуре, так как в этом учреждении функционирует чувашская группа), но не организуется общение между этими группами, а значит - детьми разных национальностей. Между тем, непосредственное общение является, по утверждению исследователя М.И. Богомоловой, наилучшим условием формирования дружелюбия между детьми разных национальностей. (28). Судя по календарно-тематическим планам, включение в педагогический процесс отдельных элементов национальных культур носит эпизодический, большей частью познавательно-просветительский характер, а при блочном планировании - ситуативно-обусловленный, связанный с темой недели. Кроме того не выявлена тенденция тематической направленности в занятиях, выбор темы обычно обуславливается ее методической разработанностью в литературе. Цель, задачи работы, программное содержание занятий либо вообще не указывается, либо намечаются образовательные или развивающие задачи типа: «Познакомить с городецкой росписью, ее особенностями»; «Повторить русские народные сказки, вспомнить их названия, интересные диалоги героев, зачины, концовки»; «Учить отвечать на вопросы, сопереживать за героев сказки»; «Упражнять в вышивании швом «назад иголка».

В других случаях в планах указываются общие неконкретные задачи, например: «Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству»; «Продолжать знакомить детей с творчеством татарского народа». Подобные задачи не свидетельствуют об эффективности и динамике работы. В лучшем случае показывается только конечный результат, например: «Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству»; «...интерес к татарской нации».

Чаще всего воспитатели планируют проведение с детьми народных игр, целью которых является: «развитие бега», «развитие увертливости, ловкости, выносливости, внимательности, смелости, дружеских взаимоотношений». Хороводные игры часто планируются с целью «поднять настроение», «успокоить детей», то есть воспитательно-педагогические возможности народных игр (расширение словаря, обогащение внутреннего мира, углубление взгляда детей на окружающий мир, народную жизнь, побуждение к творчеству) остаются невостребованными. Не раскрывается история возникновения игр, их национальные особенности, не подчеркивается схожесть многих национальных игр. Это скорее всего происходит из-за недостаточной осведомленности воспитателей о значимости педагогических традиций народов.

Задачи, содержание и условия организации формирующего этапа эксперимента

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, данные констатирующего этапа эксперимента позволили разработать методику формирующего этапа.

Нами определены следующие его задачи:

1. Отобрать доступное детям старшего дошкольного возраста содержание компонентов национальных культур.

2. Экспериментально проверить технологию формирования личности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов, проживающих в Республике Татарстан.

3. Показать, что ознакомление дошкольников с национальной культурой способствует решению приоритетных задач формирования их личности: развитию познавательной, творческо-деятельностной сфер, самосознания.

Мы определили основные требования к проведению формирующего этапа эксперимента:

Ознакомление с национальной культурой должно быть взаимосвязано с задачами всего педагогического процесса.

Программа ознакомления с национальной культурой должна быть продуктивной, творчески построенной на оптимальном соотношении обучения детей и их творчества.

Ознакомление с национальной культурой должно предусматривать формирование личности ребенка, его чувств, эмоций, настроения, привычек, суждений, понятий, представлений и т. д. Его результаты должны иметь практический характер и быть значимыми в разнообразной деятельности детей (на занятиях, в самостоятельной повседневной жизни).

Виды детской деятельности должны разрабатываться с учетом принципов гуманизации педагогического процесса, национальных и региональных особенностей, традиций.

Приобщение к национальной культуре должно осуществляться как в искусственно созданной среде образовательно-воспитательной сферы, так и в естественных условиях, вне специально организованного обучения и воспитания.

В основе воспитания и обучения должна быть глубокая индивидуализация, учет возрастных особенностей психического развития детей, формирование «Я-концепции» растущей личности.

Таким образом, должна быть создана единая система формирования личности ребенка средствами национальной культуры, охватывающая деятельность дошкольного учреждения и семью.

К отбору средств культуры каждого народа мы подошли с позиции учета их богатства и многообразия. Этот подход хорошо обосновал Г.Н. Волков. Предусматривая ознакомление с культурой народов, мы подробно остановились на своеобразной культуре отдельных групп каждого народа, сложившегося в условиях исторического развития в отдельных регионах. Русский народ представлен северной культурой России; татарский - культурой казанских татар; чувашский, который делится на верховой и низовой, к культуре низовых чувашей (анатры); удмуртский - культурой южных удмуртов.

В ходе экспериментальной работы нами были проанализированы этнографические исследования русской, татарской, чувашской и удмуртской культур. При анализе национальных культур мы выделили те компоненты, которые в наибольшей мере способствовали бы решению рассматриваемой проблемы. Хотя в традиционной культуре все компоненты национальной культуры находятся в синкретичном виде, мы выделили наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Отобранный материал был дидактически переработан и адаптирован к возрасту старших дошкольников. Он был направлен на то, чтобы, помочь детям освоить доступные их возрасту общечеловеческие ценности эмоционального (юмор), нравственного (доброта, любовь, справедливость) и поведенческого (забота, взаимопомощь, этикет, гостеприимство) плана.

В разработанный нами перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой вошли произведения устного народного творчества (сказки, малые жанры). Критериями их отбора явились: доступность восприятию детей; познавательность; эмоциональность; глубина нравственного содержания; возможность организации на его основе разнообразных видов деятельности; художественность; занимательность; простота композиции. Были отобраны сказки разных народов: русские - 7 сказок, татарские - 11 сказок, чувашские - 5 сказок, удмуртские — 11 сказок (Приложение 6). Предпочтение отдавалось тем сказкам, которые отличались большими воспитательными возможностями. Нами отобраны сказки, разные по виду. Отобранные сказки о животных способствуют не только познанию мира природы, но и социальных отношений людей («Хвосты» - русская народная сказка, «Котан Иванович» - татарская, «Лиса и дятел»- чувашская, «Синица и старый воробей»- удмуртская народная сказка). Эти сказки, построенные по принципу антитезы, помогают ребенку разобраться в том, что же такое добро и зло, ум и глупость, щедрость и скупость, трудолюбие и лень. («Лисичка — сестричка и серый волк» - русская народная сказка, «Лиса и волк», «Коварная лиса» - татарские, «Лиса и журавль» русская и татарская народные сказки; «Коза, баран и семеро волков» - чувашская; «Петух и курица» - удмуртская), раскрывают мир человеческих отношений, традиций.

Похожие диссертации на Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой