Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования и эстетической культуры студентов педагогических вузов средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств
1.1. Теоретический анализ содержания понятия эстетической культуры личности и ее роли в подготовке педагога 11
1.2. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств как философская и психолого-педагогическая проблема 32
1.3. Особенности уровня эстетической культуры студентов педагогического вуза 51
ГЛАВА 2. Формирование эстетической культуры студентов педагогического вуза средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств
2.1. Построение экспериментальной программы по формированию эстетической культуры студентов средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств 78
2.2. Педагогический процесс формирования эстетической культуры студентов педагогического вуза средствами 84
- Теоретический анализ содержания понятия эстетической культуры личности и ее роли в подготовке педагога
- Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств как философская и психолого-педагогическая проблема
- Построение экспериментальной программы по формированию эстетической культуры студентов средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств
- Педагогический процесс формирования эстетической культуры студентов педагогического вуза средствами
Введение к работе
Одной из задач современного педагогического образования является совершенствование личности будущего педагога, его непрерывное общекультурное развитие. Существенное место в структуре общей культуры личности педагога занимает эстетическая культура. В силу своей полифункциональности, эстетическая культура охватывает все богатство отношений человека с миром и конструирует их по законам красоты. Функционируя в структуре личности педагога, эстетическая культура оказывает влияние на все аспекты его профессионально-педагогической деятельности, вносит в них гуманистическое творческое начало. Особая роль принадлежит эстетической культуре в деятельности воспитателя, самого первого педагога, который открывает детям мир прекрасного.
Философские аспекты проблемы формирования эстетической культуры личности рассмотрены в работах Г.З. Апресяна, А.И. Бурова, П.И. Гаврилюка, М.С. Кагана, А.И. Коникова, Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и
ДР-
Психологической основой проблемы являются исследования Н.Н. Волкова,
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова^ П.М. Якобсона, изучивших
природу эстетического сознания и эстетической деятельности.
В работах А.В. Антоновой, Л.Г. Арчажниковой, Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, Л.А. Рапацкой, В.И. Ядэшко и др. эстетическая культура воспитателя рассматривается как условие эффективного руководства эстетическим воспитанием детей. Однако специальных исследований, посвященных изучению педагогических условий, для формирования эстетической культуры студентов дошкольного факультета не проводилось.
Формирование эстетической культуры будущих воспитателей предполагается рядом дисциплин общекультурного блока, а также методиками
художественного воспитания детей. Но, как показал анализ практики, студенты не имеют широкого искусствоведческого кругозора, развитого эстетического восприятия, осознанных художественных предпочтений и т.д- Поэтому необходим поиск форм и методов, обеспечивающих формирование эстетической культуры будущих специалистов дошкольного профиля.
Анализ исследований по проблемам эстетического воспитания показал, что полноценное эстетическое развитие личности обеспечивает взаимосвязь разных видов искусства (Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, P.M. Чумичева, Т.Я. Шпикалова и др.).
Педагогические исследования опираются на выводы философии и эстетики о природе взаимодействия искусств в историческом контексте художественной культуры, о социокультурном характере видового разделения искусства и раскрытии диалектической взаимосвязи его видов (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган, Н.И. Киященко и др.).
Психологические работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона доказывают, что взаимосвязь искусств способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы, творческих способностей личности.
Учитывая воспитательный потенциал взаимосвязи искусств, ряд исследований и программ для педагогических вузов направлен на подготовку педагога к осуществлению комплексного подхода к художественному воспитанию детей (Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, СВ. Громакова, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.). Однако, не изучено влияние взаимосвязи искусств на личность самого педагога, на процесс формирования его эстетической культуры. Не найдено оптимальное сочетание видов искусства в условиях подготовки студентов дошкольного факультета. Не рассмотрены возможности интеграции учебных дисциплин «Теория и методика музыкального
6 развития детей» и Теория и методика развития детского изобразительного творчества». Требует изучения вопрос обеспечения взаимосвязи искусств в преподавании систематического курса.
Таким образом, все изложенное выше, позволяет сказать о существовании практической востребованности в формировании эстетической культуры у будущих педагогов-воспитателей средствами музыкального и изобразительного искусств.
Цель исследования - разработать научно-обоснованное содержание, формы и методы формирования эстетической культуры студентов дошкольного факультета вуза средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств.
Объект исследования — эстетическое воспитание студентов дошкольного факультета педагогического вуза.
Предмет исследования - педагогический процесс и условия формирования эстетической культуры студентов педагогического вуза средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование эстетической культуры студентов дошкольного факультета вуза возможно средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств при следующих условиях:
* Поэтапное формирование у студентов знаний о взаимосвязи
музыкального и изобразительного искусств;
предоставление студентам возможности использовать полученные
знания в самостоятельном установлении взаимосвязи в произведениях
музыкального и изобразительного искусств;
организация целостного художественного восприятия студентами произведений музыкального и изобразительного искусств во взаимосвязи.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:
Теоретический анализ содержания понятия эстетической культуры личности и ее роли в подготовке педагога
Важной сферой жизни общества является культура. Понятие культуры охватывает широкий круг явлений. Слово «культура» происходит от латинского "culture", что означает возделывание, обработка, воспитание, развитие. В научной литературе имеется целый ряд определений культуры. Философский энциклопедический словарь под культурой понимает «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» (198, 292). Понятие культуры широко и многогранно, охватывает обширный круг явлений, включает в себя ряд разнородных компонентов.
Реально существуют две формы объективности: природа и целеполагаюшая деятельность людей. Культура, в основном, предполагает объективность второго вида. Однако, не все созданное человеком можно назвать культурой. Философские труды А.И. Арнольдова, Ю.Н. Давыдова, А.Ф. Лосева, В.М. Межуева и др. доказывают, что культура пронизывает все сферы жизнедеятельности общества и выражает его качественную характеристику. Определяя отношение цивилизации и культуры, философ Ю.Б- Борев пишет: Цивилизацию можно определить как внешнее совершенство общества, упорядоченную человеческую деятельность и ее продукты... Культура - это ценностно и символически закрепленная человеческая деятельность, освященная гуманными, нравственными целями» (25, 5). Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место среди других цивилизаций. Культурой является лишь то, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование человека.
Специфика понятия культуры наиболее точно отражена в определении современного культуролога А.И. Арнольдова, который рассматривает культуру как «творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил» (10,7).
В процессе развития культуры изменяются не только предметы и идеи, но и сами люди. Поэтому культура является существенной характеристикой не только общества, но и отдельной личности. Культура личности определяется тем, насколько человек овладел культурно-историческим опытом общества, приобщился к существующим ценностям, традициям, усвоил язык, овладел навыками и приемами деятельности и т.д. (А.И. Арнольдов, Ю.Н. Давыдов, И.Н. Сухолет и др.).
Существуют разные способы классификации культуры по основным видам. Наиболее распространено деление культуры на материальную и духовную, в соответствии с двумя основными видами общественного производства (10; 53; 64; 114; 198).Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты (орудия труда, процесс труда, жилище, одежда и т.д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде произведений искусства, научных открытий, религиозных учений и т.п.
Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной деятельности превращаются в материальные объекты (10; 53; 64).
Духовная культура подразделяется на политическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную и т.д. Эстетическая культура - один из компонентов духовной культуры. Однако исследователи (П.И. Гаврилюк, А.И. Коников, В.Н. Липский и др.) отводят эстетической культуре особое место в социокультурной инфраструктуре, относят ее как к духовной, так и материальной сфере жизнедеятельности человека.
Специфика эстетической культуры определяется содержанием понятия эстетического. Термин «эстетическое» происходит от греческого слова «aisthetikos», что означает чувственный, чувствующий (214, 422). Феномен эстетического характеризуется всеобщностью, поскольку чувственное отношение распространяется на все явления жизни. Особенностью чувственных реакций является их бескорыстный характер. Мы любуемся красотой окружающего мира независимо от практического интереса. «Феномен эстетического, - пишет А.И. Коников, - при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфики человеческого отношения, бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты» (216, 7).
В силу своих особенностей эстетическая культура выступает как средство наиболее оптимальной реализации сущностных сил человека, его исторического предназначения, инструмент совершенствования личности и общества (П.И. Гаврилюк, А.И. Коников, В.Н. Липский и др.) Полифункциональный характер эстетической культуры позволяет ей выполнять роль особого звена, цементирующего все звенья культуры.
Различают общественную и индивидуальную эстетическую культуру. Эстетическая культура общества — это «культура чувственного освоения и преобразования мира в соответствии с созданными определенным обществом возможностями для максимального раскрытия сущностных сил человека» (105, 41). Элементами эстетической культуры являются художественные ценности, профессиональная группа деятелей культуры, технические средства производства и коммуникации художественных ценностей, общественные институты, обеспечивающие функционирование эстетической культуры (музеи, театры, библиотеки, академии, клубы и пр.) (214, 169). Эстетическая культура охватывает различные сферы жизнедеятельности людей: предметно-производственную практику, научную деятельность, физическую культуру, сферу общения, язык, искусство.
Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств как философская и психолого-педагогическая проблема
Необходимым условием подготовки будущего педагога является формирование у него эстетической культуры. Эстетически культурная личность характеризуется приобщенностью к эстетическим и художественным ценностям, потребностью в общении с ними, способностью построить свою деятельность, взаимоотношения с окружающими по законам красоты.
Особо активное воздействие на процесс формирования эстетической культуры личности оказывает искусство, представляющее собой воплощение эстетического отношения к миру. Целостность и гармоничность развития личности обеспечивается воздействием на нее различных видов искусств в их взаимосвязи. Проблема взаимосвязи искусств междисциплинарна, она включает в себя философско-эстетический, психолого-педагогический и другие аспекты, поэтому требует комплексного изучения.
Философско-эстетические основы проблемы взаимосвязи искусств разработаны в трудах Ю. Б. Борева, А. И. Бурова, В. В. Ванслова, А. Я. Зися, М. С Кагана, Н. И. Киященко, В. К. Скатерщикова и др.
«Искусство - вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты» (214, 118). Искусство существует как система видов: музыки, литературы, архитектуры, изобразительного искусства и др. Причина разделения искусства на виды -богатство и многообразие окружающего мира. «Каждый вид искусства, - пишет Ю.Б. Борев, - имеет преимущественное тяготение к определенным сторонам действительности. Для уха предмет иной» чем для глаза. Слух берет в объекте другие стороны, свойства, связи, нежели зрение» (25, 276). Одна и та же действительность разными своими сторонами схватывается и художником и композитором и специфически отражается в разных видах искусства.
В истории художественной культуры наряду со стремлением к разделению, дифференциации искусств наблюдается тенденция к их соединению, синтезу (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган и др.)- Выявлению специфики и общности различных видов искусства способствует их классификация. Самая распространенная классификация подразделяет искусства на пространственные или статические, временные или динамические и пространственно-временные. К пространственным искусствам относятся: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Временными искусствами являются: музыка и литература. В группу пространственно-временных искусств большинство ученых включают балет, театр и кино. Особенностью пространственных искусств является способность воспроизводить видимую красоту окружающей действительности, привлекать внимание к отдельным ее сторонам. Вместе с тем пространственные искусства бессильны передать движение, изменение в жизни. Это с успехом делают временные искусства.
Весьма существенно деление искусств на изобразительные и неизобразительные. Данный принцип классификации основан на различии предмета отображения. Изобразительные искусства, такие, как живопись, графика, скульптура и художественная фотография воспроизводят жизнь в подобной ей форме. Неизобразительные: музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство передают внутреннее состояние духа людей с помощью формы, не похожей на объект отображения. Литературу нельзя отнести только к изобразительным или только к неизобразительным искусствам, так как она способна изображать жизнь и передавать чувства и переживания людей. Разграничение искусств на изобразительные и неизобразительные не является абсолютным, поскольку все виды искусства выражают отношение к жизни, а
элементы изобразительности могут присутствовать и в неизобразительных искусствах.
Таким образом, классификация искусств устанавливает аналогии между искусствами, показывает подвижность их границ и тем самым способствует сближению искусств и выявлению возможных путей их синтеза.
На протяжений всей истории художественной культуры наряду со стремлением к разделению, дифференциации искусств наблюдается тенденция к их соединению, синтезу. Синтез искусств предполагает «органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в которых воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Синтез искусств реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства» {214, 315). В истории художественной культуры сложились различные формы синтеза искусств.
Построение экспериментальной программы по формированию эстетической культуры студентов средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств
При разработке экспериментальной программы по формированию эстетической культуры студентов мы руководствовались следующими теоретическими положениями:
1. Современное педагогическое образование предусматривает культурологический подход к подготовке специалиста (Л.Г. Арчажникова, СВ. Громакова, Л.Е. Дементьева, Т.С. Комарова, Е.К. Карпова, Л.А. Рапацкая, P.M. Чумичева, Т.Я. Шпикалова, В.И. Ядэшко и др.).
2. В процессе эстетической подготовки у педагога должна быть сформирована эстетическая культура (А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, М.С. Каган, Т.С. Комарова, Л.А. Рапацкая, О.И. Ростова, Р.Я. Фешина, О.Л. Хамаева и ДР-) 3. Полноценному эстетическому развитию личности способствует взаимосвязь разных видов искусства (Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, О.ІЇ. Радынова, М.Д. Таборидзе, P.M. Чумичева, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.).
Обзор теоретических положений, представленный в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили разработать программу формирования эстетической культуры студентов средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств. В основу ее построения были положены принципы: комплексного подхода, который определил необходимое совмещение и синтез дисциплин эстетического цикла -«Теория и методика музыкального развития детей» и «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»; дедуктивного построения теоретического материала: от более общих понятий к частным; принцип активности и самостоятельности в усвоении эстетических ценностей и эстетической деятельности; профессиональной направленности эстетического образования и воспитания.
Программа разработана для реализации в систематическом курсе «Теория и методика музыкального развития детей». Для осуществления межпредметных связей с курсом «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» в программу включен блок «Взаимосвязь искусств». Для углубления знаний систематического курса в области взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств разработаны спецкурс и спецсеминар, изучение которых осуществляется параллельно с основной дисциплиной.
Программа построена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, программ педагогических вузов, учебных пособий для педагогических вузов (49; 148; 153; 154; 161).
Программа учитывает особенности подготовки студентов к осуществлению музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и включает в себя две взаимосвязанных подсистемы:
1- искусствоведческая;
2- методическая.
В каждую подсистему входят два блока: «Музыкальное искусство» и «Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств». Содержания блоков составляют знания и умения.
Первая подсистема программы направлена на формирование искусствоведческой информированности и основных компонентов личной эстетической культуры у студентов (эстетическое восприятие, интересы, предпочтения и т.д.). В содержание блока «Музыкальное искусство» входят знания о музыке как виде искусства и ее выразительных средствах, о жанрах музыкального искусства, об особенностях стиля композиторов, о музыкальных произведениях. К умениям данного блока относятся следующие: определять характер музыкальных произведений, анализировать художественный образ, различать жанры, узнавать особенности стиля композитора в конкретных произведениях. Блок «Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств» включает знания об эмоциональной, тематической, образной, стилевой связи музыкального и изобразительного искусств, о перекличке выразительных средств и терминов в искусствах, о синтезе музыкального и изобразительного искусств в опере и балете, об изобразительности в музыке и музыкальности в живописи. Данный блок формирует умения: сопоставлять близкие по настроению произведения музыкального и изобразительного искусств, устанавливать образно-стилевые параллели между творчеством композиторов и художников, выявлять связь художественно-образных средств музыкального и изобразительного искусств в синтетических жанрах музыки, находить элементы изобразительности в музыке и проявления музыкальности в живописи.
Знания и умения первой подсистемы служат основой для второй научно-методической. Это объясняется тем, что необходимым условием эффективного руководства эстетическим воспитанием детей являются высокий уровень искусствоведческой информированности и личной эстетической культуры педагога. Блок «Музыкальное искусство» в данной подсистеме включает знания особенностей музыкального восприятия детей, диагностик выявления особенностей музыкального восприятия, планирования работы по ознакомлению дошкольников с музыкальными произведениями, методик ознакомления с музыкой, принципов отбора музыкальных произведений для детей. Блок формирует следующие умения: выявлять особенности музыкального восприятия, формировать процесс музыкального восприятия, руководить процессом музыкального восприятия. В блок «Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств» второй подсистемы включены знания особенностей восприятия детьми произведений музыкального и изобразительного искусств во взаимосвязи, диагностик выявления особенностей восприятия взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств, планирования работы по использованию взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств, методик применения взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств в работе с детьми, принципов подбора произведений музыкального и изобразительного искусств для сопоставления.
Педагогический процесс формирования эстетической культуры студентов педагогического вуза средствами
Первый этап экспериментальной работы по формированию эстетической культуры средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств осуществлялся в процессе искусствоведческой подготовки студентов.
Данный этап решал следующие задачи:
1. Поэтапное формирование у студентов знаний о взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств.
2. Организация целостного художественного восприятия студентами произведений музыкального и изобразительного искусств во взаимосвязи.
Реализация задач осуществлялась в курсе «Теория и методика музыкального развития детей», а также в спецкурсе.
Теоретический материал систематического курса был построен с учетом дедуктивного принципа. Сообщая знания студентам, мы опирались на общие понятия для музыкального и изобразительного искусств, а затем устанавливали специфику, используя сравнение. В отдельных темах программы («Музыкальный фольклор», «Опера», «Балет») рассматривался синтез музыкального и изобразительного искусств. Для ознакомления студентов с тенденцией взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств в истории художественной культуры параллельно с нормативным изучался специальный курс, который рассматривал вопросы: взаимовлияние искусств друг на друга, цветомузыку как художественное явление, взаимодействие искусств в синтетических жанрах (приложение 4).
Активизации студентов в установлении взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств способствовали вопросы и задания, предлагаемые программой по курсу «Теория и методика музыкального развития детей» (приложение 3).
Формирование эстетической культуры возможно только на основе художественного восприятия. Поэтому занятия по экспериментальной программе включали восприятие произведений музыкального и изобразительного искусств во взаимосвязи. Формированию целостного восприятия произведений музыкального и изобразительного искусств во взаимосвязи способствовали эффективные методы и приемы. Прием цвет-настроение (О.П. Радынова) облегчал осознание связи музыки и живописи, понимание того, что основным средством передачи настроения живописных произведений является цвет. Студентам было предложено подготовить карточки различных цветовых оттенков для передачи характера музыкальных произведений. Использование цветового уподобления помогло им понять, что спокойному, нежному настроению музыки соответствуют светлые, пастельные тона, торжественный и решительный характер музыки передают яркие интенсивные цвета. Так, например, при слушании музыкальной пьесы «Сладкая греза» из «Детского альбома» П. Чайковского большинство студентов выбирало карточки нежно-розового и светло-голубого цвета. Воспринимая пьесу «Нянина сказка» из того же сборника, студенты пользовались фиолетовыми и темно-зелеными карточками. Прием цвет - настроение способствовал формированию художественного восприятия, учил внимательно вслушиваться в музыкальное произведение и точно определять оттенки настроения музыкальных произведений. Данный прием обогатил образный словарь, научил подбирать к музыке яркие, выразительные определения. Осознанию взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств способствовало выполнение студентами рисунков, передающих характер музыки (СП. Козырева, О.П. Радынова). Самые первые рисунки студентов не всегда соответствовали настроению музыкальных произведений, основной акцент в них был сделан не на цвете, а на предметной стороне. Так, например, после прослушивания пьесы «Утро» Э. Грига некоторые студенты употребили темные и серые краски, ссылаясь на то, что утро еще не наступило. Им было предложено еще раз прослушать музыкальное произведение и обратить внимание на характер и выразительные средства (лад, регистр, тембры инструментов и т.д.). С помощью беседы нам удалось подвести студентов к пониманию того, что в рисунке они должны отразить не просто тему «Утро», а передать образ утра, созданного композитором, с помощью адекватных выразительных средств. Выполненные работы анализировались с точки зрения умения передать характер и средства выразительности музыкального произведения в рисунке. Анализ выявил несколько удачных работ, в которых цветовая гамма, фон, расположение листа и даже характер мазков точно соответствовали настроению музыки. Комментируя свои рисунки, студенты обращали внимание на развитие музыки. Они отмечали, что рисунок соответствует началу пьесы, и поэтому краски используются светлые, прозрачные. Более яркие, насыщенные по цветовой гамме рисунки отражали среднюю часть произведения, когда включаются все инструменты симфонического оркестра и усиливается динамика.