Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования ценностного отношения дошкольников к национальной культуре в многоэтническом пространстве
1.1 .Национальная культура и поликультурность как источник формирования ценностей у детей дошкольного возраста 15
1.2. Воспитание культуры межнационального общения детей в многоэтническом пространстве 37
1.3 .Содержание дифференцированного подхода в процессе изучения национальной культуры в условиях многоэтнического пространства 55
1 4 Технология формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей 5-6 лет 68
Выводы по первой главе 81
Глава II. Опытно - поисковое исследование процесса формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Характеристика состояния работы по формированию ценностного отношения к национальной культуре в условиях дошкольного учреждения 84
2.2. Уровень сформированное у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве 97
2.3.Формирование ценностного отношения к культуре татарского народа у детей старшего дошкольного возраста 114
2.4. Способы формирования ценностного отношения к культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста 144
2.5. Результаты опытно - поисковой работы 159
Выводы по второй главе 170
Заключение 172
Библиографический список использованной литературы 177
- Воспитание культуры межнационального общения детей в многоэтническом пространстве
- Технология формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей 5-6 лет
- Уровень сформированное у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве
- Способы формирования ценностного отношения к культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста
Введение к работе
Актуальность проблемы и темы исследования. В условиях
многоэтнической среды современному человеку все чаще приходится контактировать с людьми разных культурных общностей и для полноценного взаимодействия ему необходимо умение воспринимать и соблюдать принятые в обществе моральные нормы, ценности, заложенные в культуре народа.
В последние годы возникла социальная потребность более глубокого изучения культурного наследия каждого народа, возрос интерес к общечеловеческим и национальным ценностям. Эта проблема нашла отражение в нормативных и концептуальных документах Закон РФ «Об образовании» (1992), «Концепция дошкольного воспитания» (1989), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005—2010 годы» (2005), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002). В указанных документах заложены идеи воспитания уважения к культурам, отличным от собственной, и приобщения к мировым ценностям, подчеркнута необходимость расширения межкультурного взаимодействия, формирования коммуникабельности и толерантности.
На социально-педагогическом уровне актуальность вопросов сохранения и развития культуры каждого этноса определяется многоэтничностью российских регионов. Близкое общение людей разных национальностей в многонациональных коллективах, увеличение интернациональных семей способствует тесному взаимодействию народов, создает условия для уважения их этнических культур. Особое значение приобретает поиск эффективных путей воспитания гуманного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности, начиная с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы к человеческим ценностям. Формирование ценностного отношения к культуре другого народа начинается с изучения и понимания родной культуры. Через познание традиций, обычаев, истории родного края, этнического прошлого своего народа идет формирование личности ребенка. Система образования дает уникальные возможности для
расширения знаний о других народах и формирования взаимной толерантности. В условиях многоэтнического пространства толерантность рассматривается как одна из составляющих общечеловеческих ценностей, как доброжелательное отношение к людям другой национальности, их культуре, истории, языку. Это, в свою очередь, требует ориентации воспитательно-образовательного процесса на удовлетворение этнокультурных потребностей и интересов различных национальных групп.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по формированию ценностного отношения к национальной культуре народов в условиях многоэтнического пространства исходит из неразработанности проблемы реализации дифференцированного подхода в освещении истории и эволюции культуры народов, недостаточной научной обоснованности условий формирования представлений об особенностях многоэтничности народов.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что в работах отечественных ученых рассматриваются в основном вопросы приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа (С.П.Беловалова, Э. Ф. Вертякова, В. Г. Закирова, Л. X. Кадыйрова, Е.Н.Кергилова, С. Д. Кириенко, Л. В. Коломийченко, Е. И. Корнеева, Н.А.Пархоменко, А. В. Нестеренко, Р. Ш. Халикова, 3. М. Явгильдина и др.) и к национальной культуре народов совместного проживания (Р. Л. Агишева, Е.С.Бабунова, Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, Л. Д. Вавилова, С.Н.Султанова, И. 3. Хабибулина, Л. С. Ддрихинская и др.). Вопросы формирования у детей ценностного отношения к национальной культуре этнических групп последовательно не рассматриваются. Для нашего исследования особый интерес представляет утверждение Г. Н. Волкова о том, что культуру каждого народа нельзя представлять «как абстрактный монолит», к любой культуре нужно подходить дифференцированно, ибо у каждого народа свои исторические корни, своя культура.
Изучение и анализ особенностей национальных культур показали, что в рамках единой национальной культуры существуют значительные локальные и
социальные различия в традициях, чертах быта, одежде, обычаях и обрядах. Изучение общих и индивидуальных особенностей каждой этнической группы способствует пониманию культуры и истории народа в целом. В регионах России изначально формировались разнообразные этносы по природно-географическим и национально-этническим характеристикам, по образу жизни и деятельности народов, их уровню культурного и экономического развития (С. Н. Гавров). Изучение особенностей этнических культур, создание для этого необходимых условий представляет теоретический и практический интерес в связи с приобщением человека к этнокультурным ценностям через формирование эмоционального отношения к ним. Целенаправленное использование общих и индивидуальных особенностей культур этнических групп при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов многоэтнического пространства является важной задачей формирования ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве.
Ценностные отношения представляют собой одновременно процесс восприятия и понимания мира через призму ценностей, результат этого процесса — отношение субъекта к определенным объектам как к личностным ценностям (А. И. Титаренко). Становление системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является старший дошкольный возраст. Это доказывается в ряде диссертационных исследований (Л. В. Безрукова— формирование ценностного отношения к окружающему миру, Ю. В. Галущинская — к старости, Н. А. Платонова — к родному городу и др.)
Однако для реализации вышеизложенного, формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве необходима систематическая работа по ознакомлению детей с историей, языком, культурой народов совместного проживания. Современные дошкольные образовательные учреждения с многонациональным составом детей нуждаются в научно-методической базе,
6 программах, учитывающих многоэтничность субъектов взаимодействия и формирования позитивного отношения к национальной культуре.
Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:
наличием социального заказа современного общества на формирование у детей ценностного отношения к национальной культуре каждого этноса и недостаточной разработанностью механизмов становления системы ценностей в области дошкольного образования;
необходимостью научного обоснования значимости педагогического потенциала, заложенного в культуре этнических групп, и недостаточности теоретических исследований по использованию этого потенциала в формировании у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве;
признанием актуальности осуществления дифференцированного подхода в процессе изучения национальной культуры в условиях многоэтнического пространства и отсутствием научно-методических разработок, по организации данного процесса в практике работы дошкольных учреждений.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: как в современных условиях многоэтнического пространства формировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к национальной культуре.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность и выявленные противоречия позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве».
В исследовании введены ограничения:
нами рассматривается проблема формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста;
- ценностное отношение мы рассматриваем в рамках ознакомления с
культурой этнических групп татарского и русского народов.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе технологию формирования ценностного отношения к национальной культуре через ознакомление дошкольников с культурой этнических групп в многоэтническом пространстве.
Объект исследования — образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении с многонациональным составом детей.
Предмет исследования — технология формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре.
В основу исследования положена гипотеза. Процесс формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников будет иметь выраженную положительную динамику, если:
разработана технология формирования ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве, предполагающая включение и использование средств народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, праздники, национальные костюмы) в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности;
обоснована и внедрена авторская программа «Путешествие в прошлое» по ознакомлению детей с национальной культурой народов совместного проживания;
выявлены принципы и педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования позитивного отношения к национальной культуре;
определены критерии и показатели оценки уровня сформированности ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народов.
В соответствии с гипотезой были определены следующие задачи исследования.
I. Осуществить теоретический анализ философской, историко-
педагогической, этнографической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования,
Разработать технологию формирования ценностного отношения к национальной культуре народов многоэтнического пространства.
Опытно-поисковым путем доказать эффективность авторской программы «Путешествие в прошлое» по ознакомлению детей с национальной культурой народов Татарстана.
Выявить и определить критерии и показатели ценностного отношения к национальной культуре народов ближайшего территориального окружения у дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества; позиция ведущих ученых по отношению к ценностям как стержневому образованию личности, системному компоненту культуры (Н. А. Асташова, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, 3. И. Равкин, В.А.Сластенин, В. П. Тугаринов, В. Ядов и др.). В основу методологии исследования положены идеи единства и взаимосвязи национального, межнационального и общечеловеческого (С. Н. Артановский, Ю. В. Бромлей, Г.Н. Волков, 3. Т. Гасанов, Л. Н. Гумилев); вопросы индивидуально-дифференцированного подхода с позиции оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязанский, Е. А. Климов, И. Л. Лернер, Е.С.Рабунский, М. Н. Скаткин, А. С. Солодянкина, Н. Э. Унт, В.К.Шишмаренко); концептуальные положения классиков и современных ученых в области истории, психологии, этнологии, этнографии, культурологии, педагогики, философии и других наук, в которых рассматриваются исторический процесс развития нации, ее материальной и духовной культуры, опыт взаимодействия и взаимосвязи с другими народами.
Теоретическую основу исследования составили также положения о влиянии социальной среды на развитие личности (О.В. Дыбина, Н.Ф.Виноградова, С. А. Козлова, Т. 10. Купач, Р. М. Чумичева); о единстве
общечеловеческого и национального. Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), работы в области этнопед аго гики (Б. Н. Бессонов, В. И. Баймурзина, Г.КВолков, Д. Ж. Валеев, С. И. Руденко и другие); в теории культуры межнационального общения (М. И. Богомолова, Г. Н. Волков, 3. Т. Гасанов. Я.И. Ханбиков и другие).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ философской, культурологической, этнографической, педагогической, научно-методической литературы; метод теоретического анализа и синтеза историографических работ, изучение периодических изданий, первоисточников, архивных документов; сравнительно-сопоставительный анализ теоретических взглядов ученых, систематизация и классификация имеющихся материалов. Из числа эмпирических методов использовались педагогическое наблюдение, методы анкетирования, беседы, изучение продуктов детского творчества с последующей обработкой данных, анализ документации дошкольных образовательных учреждений, математическая обработка результатов педагогического эксперимента. Основным в нашей работе был метод эксперимента.
Организация, база и этапы исследования
Опытно-поисковая работа осуществлялась в дошкольных образовательных учреждениях городов Бугульма, Набережные Челны, Нижнекамск Республики Татарстан.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап исследования (2003—2004) был посвящен изучению и анализу философской, этнографической, психолого-педагогической и научно-методической литературы. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика опытно-экспериментальной
работы. Была разработана диагностика для констатирующего эксперимента.
Второй этап (2004—2005) включал опытно-поисковую работу с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на формирование у них представлений о культурном многообразии народов, самоценности каждого народа, на воспитание эмоционально положительного, толерантного отношения детей к представителям разных народов.
Третий этап (2005—2006) связан с систематизацией материала, анализом полученных результатов, уточнением отдельных теоретических положений, оформлением исследования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась совокупностью методологических, теоретических подходов в решении практических задач по результативному использованию потенциала этнических культур. Комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, всесторонним анализом данных различных этапов опытно-поисковой работы, сочетанием количественного и качественного анализа в обработке результатов эксперимента.
Адекватность цели объекту и предмету исследования, подтверждение гипотезы исследования результатами, выразившимися в позитивных изменениях в поведении детей, их взаимоотношении, доброжелательном отношении к детям и взрослым других национальностей, продуктах творческой деятельности, обеспечивает обоснованность и достоверность результатов исследования.
Научная новизна исследования:
доказана возможность и результативность формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре на материале культуры этнической группы в многоэтническом пространстве;
разработана и реализована технология формирования ценностного отношения к национальной культуре своего и других народов, предусматривающая поэтапное ознакомление с культурой этнических групп с
II помощью комплекса средств народной педагогики, создания педагогических условий и путем включения ребенка в игровую, познавательную, продуктивную, трудовую деятельности;
определены критерии и показатели оценки сформированности позитивного ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народов;
определена система психолого-педагогических принципов: целостное гармоничное восприятие национальной культуры, создание речевой среды, этническая самоидентификация, эмоционально-позитивное отношение к народам, их культуре, обеспечивающих формирование ценностного отношения к национальной культуре в условиях дошкольного учреждения;
конкретизировано понятие «воспитание культуры межнационального общения в многоэтническом пространстве» применительно к дошкольному возрасту.
Теоретическая значимость исследования:
выявлены возможности и результативность использования педагогического потенциала культуры этнических групп в формировании толерантного отношения к межкультурному взаимодействию в условиях многоэтнического пространства;
внесено дополнение в разработку теоретических основ процесса усвоения общечеловеческих ценностей, культурных традиций и устоев разных народов в условиях многоэтнического пространства;
научно обоснован вариативный подход к отбору материалов, обеспечивающих повышение этнокультурной компетентности педагогов, родителей, детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования состоит:
— в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс
дошкольных учреждений парциальной программы «Путешествие в прошлое»,
которая в условиях многоэтнического образовательного пространства
закладывает основы ценностного отношения к культуре в наиболее
сензитивном возрасте;
в реализации технологии формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к национальной культуре народов многоэтнического пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения;
в определении педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к многообразию национальных культур (создание в дошкольном учреждении среды, стимулирующей самостоятельность и активность ребенка в освоении социально-культурного опыта, комплексное использование различных компонентов культуры, отражение их понимания в собственной деятельности ребенка, компетентность, тесное сотрудничество родителей и педагогов по данному вопросу);
в обогащении содержания спецкурса «В мире национальных культур» для студентов педагогических вузов за счет выделенных особенностей многоэтничности народа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения опытно-поисковой работы в дошкольных образовательных учреждениях г. Набережные Челны Республики Татарстан. Материалы и результаты исследования включены в содержание лекций и семинаров по дошкольной педагогике, в спецкурс «Педагогический потенциал национальных культур» для студентов факультета дошкольного воспитания Набережночелнинского государственного педагогического института, использованы в курсовых и дипломных работах студентов, выполненных под руководством автора.
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты», «Стимулирование мотивации самосовершенствования, саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты», «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2004 г,, 2005 г.,2006г.),
«Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке», «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии образования» (Ульяновск, 2005 г.), «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Москва, 2005 г., Тольятти, 2006 г.), «Перспективы и реалии дошкольного образования» (Тольятти, 2006 г.). На защиту выносятся следующие положения;
В отличие от сложившейся системы приобщения дошкольников к национальной культуре, предполагающей знакомство с культурой одного или нескольких народов, мы рассматриваем ознакомление детей 5—6 лет с особенностями этнических групп народов в связи с формированием ценностного отношения к национальной культуре как интегрированный процесс, направленный на введение детей в мир общечеловеческих и национальных ценностей, духовной культуры этносов, сложившихся в условиях исторического развития.
Разработанная технология формирования ценностного отношения к национальной культуре, предусматривающая поэтапное ознакомление с культурой этнических групп, создание необходимых условий комплексное использование средств народной педагогики, форм, методов воспитания и обучения в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности, обуславливает проявление интереса к истории, культуре своего и других народов, позволяет воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей, формировать эмоционально-положительное отношение к культурным различиям.
Выделенные нами критерии (гармоничное восприятие национальной культуры, положительно-эмоциональное отношение к своей культуре, к культуре и представителям других этносов, толерантное поведение), показатели (наличие у детей представлений о национальной принадлежности, умение общаться на родном языке, заинтересованность в познании истории и культуры родного края, знание произведений устного народного творчества, музыкального, прикладного искусства своей
культуры, культуры других этносов, умение взаимодействовать с
представителями других этносов в различных видах деятельности)
позволяют определить уровни сформированности ценностного отношения
дошкольников к национальной культуре в многоэтническом пространстве.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 266
наименований, 10 приложений. Общий объем диссертации 198 страниц.
Воспитание культуры межнационального общения детей в многоэтническом пространстве
В данном параграфе мы рассмотрим опыт формирования и совершенствования нормативно-правовой базы муниципальной системы дошкольного образования г. Липецка - последнего из выявленных нами организационно-педагогических условий повышения эффективности указанной системы.
Под нормативно-правовой базой на муниципальном уровне мы будем понимать два основных вида документов:
1. Нормативные правовые акты (постановления главы администрации города и решения сессии Липецкого городского Совета депутатов). Они обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами, гражданами.
2. Правовые акты (приказы и распоряжения руководителей структурных подразделений администрации города, в частности Департамента дошкольного образования). Они имеют обязательную силу для лиц, которым адресованы, касаются какого-либо конкретного вопроса, отдельного случая.
Анализ нормативных правовых актов в сфере дошкольного образования г. Липецка с 1995 по 2000 год, по данным архивов администрации г. Липецка и Липецкого городского Совета депутатов, показал, что фактически нормативные правовые документы, регулирующие вопросы дошкольного образования на территории города, отсутствовали. Мы обнаружили лишь два вида постановлений главы администрации г. Липецка:
1) о приеме в муниципальную собственность детских садов от предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности;
2) об изменении размера родительской платы за содержание детей в муниципальных детских садах.
Что касается правовых актов, то ситуация оказалась ненамного лучше. Анализ материалов архива Управления образования администрации г. Липецка до 2000 года показал, что удельный вес правовых актов, регулирующих вопросы дошкольного образования (кроме приказов по личному составу), составлял примерно 10% от общего количества всех изданных правовых актов, регулирующих вопросы муниципальной системы образования в целом. При этом количество учреждений дошкольного образования и количество других типов учреждений находилось в соотношении 40% : 60%.
Безусловно, мы обязаны рассмотреть вопрос о необходимости формирования нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования на муниципальном уровне, учитывая то, что на федеральном и государственном уровнях управления образованием существовал ряд документов, регулирующих различные аспекты функционирования муниципальной системы дошкольного образования. Однако факты, характеризующие муниципальную систему дошкольного образования г. Липецка в 2000 году, приведенные нами ранее в первом параграфе второй главы настоящего исследования, свидетельствуют о крайне запущенном исходном состоянии этой системы, одной из причин которого, по нашему мнению, является отсутствие такого организационно-педагогического условия как формирование и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования на муниципальном уровне.
За период с 2000 по 2005 годы нами были подготовлены проекты нормативных правовых и правовых актов, которые были изданы (или утверждены) органами местного самоуправления (администрацией г. Липецка, Липецким городским Советом депутатов, Управлением или Департаментом дошкольного образования как структурным подразделением администрации г.Липецка). Все вышеуказанные документы значительно повлияли на повышение эффективности муниципальной системы дошкольного образования по показателям, перечисленным нами в первом параграфе первой главы настоящего исследования. В зависимости от того, на какую группу (блок) показателей, характеризующих муниципальную систему дошкольного образования, они должны были повлиять, их классификация соответственно может быть представлена следующим образом:
1 группа - нормативные правовые и правовые акты, стимулирующие развитие муниципальной системы дошкольного образования по показателям, относящимся к блоку «Обеспечение государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах»;
2 группа - нормативные правовые и правовые акты, стимулирующие развитие муниципальной системы дошкольного образования по показателям, относящимся к блоку «Условия содержания и образования детей»;
3 группа - нормативные правовые и правовые акты, стимулирующие развитие муниципальной системы дошкольного образования по показателям, относящимся к блоку «Кадровый потенциал»;
4 группа - нормативные правовые и правовые акты, стимулирующие развитие муниципальной системы дошкольного образования по показателям, относящимся к блоку «Финансирование и хозяйственная деятельность».
Рассмотрим 1-ую группу документов. Но прежде отметим, что и на федеральном уровне в настоящее время существует нормативно-правовая основа: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями на 22.08.2004, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.97 № 179) и др. В указанных документах зафиксированы права граждан РФ на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, на создание учреждений (групп) для детей с отклонениями в развитии, определен перечень видов дошкольных образовательных учреждений и др. Однако при этом указанные документы не определяют механизмы создания и финансирования, источники и нормативы финансирования дошкольных образовательных учреждений (групп). Поэтому вопросы предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в большинстве регионов решаются, в первую очередь, в зависимости от состояния бюджета, а не потребности населения в дошкольных образовательных услугах. В связи с этим важно на муниципальном уровне иметь разработанную нормативно-правовую базу, позволяющую даже в рамках бюджетных ограничений сделать процесс организации предоставления качественных дошкольных образовательных услуг населению легитимным, систематичным и направленным на удовлетворение его потребностей. Все нормативные правовые и правовые документы, изданные в г. Липецке с 2000 по 2005 годы, стимулирующие развитие муниципальной системы дошкольного образования по показателям, относящимся к блоку «Обеспечение государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах», безусловно, положительно повлияли на повышение эффективности муниципальной системы дошкольного образования. В рамках нашего исследования мы остановимся только на тех из них, издание которых повлекло получение наибольшего эффекта в динамике состояния показателей, характеризующих муниципальную систему дошкольного образования:
1. Программа развития образования г. Липецка, утвержденная Липецким городским Советом депутатов (структура и основное содержание Программы рассмотрены нами в первом параграфе второй главы настоящего исследования) (Приложение № 1).
2. Постановления главы администрации г. Липецка об установлении категорий граждан, пользующихся льготами при оплате за содержание ребенка в детском саду, в целях социальной защиты малообеспеченного и нуждающегося населения. Необходимо отметить, что в г. Липецке установлен достаточно расширенный перечень льготных категорий граждан, способствующий обеспечению конституционного права на общедоступность и бесплатность дошкольного образования (Приложение № 3).
3. Постановление главы администрации об открытии групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, изданное также в целях обеспечения общедоступности дошкольного образования, создания благоприятных условий для подготовки к школе детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, а также Положение о группе кратковременного пребывания, утвержденное приказом Управления образования администрации г.Липецка (Приложение № 3).
Технология формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей 5-6 лет
С целью формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста в многоэтническом пространстве нами была разработана технология. В основе положен системный подход, где системообразующими компонентами выступают: целевой, содержательный, процессуально-технологический, аналитико-оценочный (см. рис.).
Личность ребенка характеризуется несколькими сторонами: интеллектуальной, связанной с познанием, развитием мышления, формированием познавательных способностей; эмоциональной, отражающей реакции на внешние раздражения, отношение личности к различным явлениям; волевой, принятие решений, приложение усилий при их реализации, предметно-практическая деятельность личности. В связи с этим в основу технологии были взяты основные структурные компоненты: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Охарактеризуем содержательные компоненты разработанной нами технологии формирования ценностного отношения к национальной культуре. Первый компонент - целевой. У детей дошкольного возраста формируются конкретные знания об истории и культуре своего народа и народов ближайшего национального окружения, в процессе усвоения системы знаний об истории народа, о его материальной и духовной культуре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми, чувства доброжелательности, взаимопомощи в условиях многоэтничной среды зависит от создания вокруг ребенка атмосферы внимания друг к другу, интереса к изучению языка, к общению между сверстниками и взрослыми разных национальностей. Эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, подражательность детей дошкольного возраста способствует воспитанию первых добрых чувств по отношению друг к другу и последующему формированию более сложных чувств таких, как: любовь к родине, к своему народу, толерантное отношение к людям других национальностей, чувства уважения ко всем народам мира. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека. Поведение ребенка первоначально регулируется внешними обстоятельствами (средой, взрослыми), происходит освоение форм выражения своего отношения к взрослым и детям, усвоение определенных норм и правил, принятых в обществе. Постепенно регуляция поведения становится внутренней, ребенок начинает самостоятельно, произвольно регулировать свои действия.
Цель раскрывается через содержание и следующим системообразующим компонентом нашей технологии является содержание воспитания и обучения, которое раскрывается в разработанной программе «Путешествие в прошлое».
При разработке данной программы учитывались рекомендации ученых М.И. Богомоловой, Е.И. Радиной, Э.К. Сусловой о необходимости знакомства дошкольников, в первую очередь, с культурой своего народа, затем с культурой народа совместного проживания, с учетом национального состава группы, а также возрастных особенностей детей. Предусматривалось поэтапное ознакомление дошкольников с особенностями жизни, быта и культуры наших предков в процессе исторического развития. Отобранный программный материал был распределен по основным видам детской деятельности (познавательной, игровой, изобразительной, трудовой). Цель программы -способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста дифференцированных представлений об истории традиционной культуры народов Республики Татарстан (на примере татарского и русского народов).
Содержание программы по разделам распределено неравномерно. Больше внимания уделено первому разделу («Древние предки современных татар»), так как здесь только начинается ознакомление детей с историческими периодами развития человеческого общества, поэтому предлагаются элементарные знания о зарождении и развитии первых государств на примере татарского народа. В третьем разделе («Историческое прошлое русского народа») происходит повторение тех же исторических эпох, дети вспоминают исторические события, знакомятся с материальной и духовной культурой русского народа, также возможно параллельное сравнение компонентов национальных культур русского и татарского народов. Объем рекомендуемого материала в подразделах зависит от имеющегося эмоционально-насыщенного доступного детям дошкольного возраста информационного, наглядного материала. Так в первом разделе это информация о первобытных людях, населении Волжской Булгарии; во втором разделе («Особенности национальной культуры татарского народа») акцент делается на контрасте культур казанских и крещеных татар, в третьем («Великая и древняя земля Россия»), на наш взгляд, больший интерес представляет информация о восточных славянах и культуре Древней Руси.
Материал программы рассчитан на два занятия в неделю из области познавательного цикла, проведение занятий продуктивного характера (изобразительная, трудовая деятельность) возможно и вне занятия по усмотрению педагога. В программе даны основные ориентиры в работе по ознакомлению детей с историей и культурой народов своего регионального пространства, педагоги вправе сами выбирать нужные, на их взгляд, темы занятий, используя при этом различные методы и приемы.
Формирование ценностного отношения к национальной культуре народов многоэтнического пространства осуществляется на основе научно-обоснованных психолого-педагогических принципов:
Целостное гармоничное восприятие национальной культуры. Интенсивный процесс погружения в культуру своего народа через комплексное использование всех компонентов национальной культуры и рациональное сочетание разных видов деятельности. Каждая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (национальный язык, устное народное творчество, искусство, история народа, традиции и т.п.) знание которых является основой целостного восприятия культуры.
- Создание активной национальной языковой среды. Язык является основным средством общения между людьми разных национальностей, и формой выражения различных культур. Наличие активной языковой среды создает условия ребенку для понимания своей культуры, культуры народа, рядом с которым живет, способствует пониманию иных культурных позиций и ценностей.
- Этническая самоидентификация. В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает некоторые знания о своей этнической принадлежности, через взаимодействие с семьей и непосредственным социальным окружением. Ребенок начинает идентифицировать себя со своей этнической группой на основании национальности родителей, места проживания, родного языка, имени. Отождествление себя со своим народом, утверждение своего национального статуса важно для адекватной ориентировки в социальной среде.
Уровень сформированное у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве
Одной из задач констатирующего этапа явилась диагностика начального уровня сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к национальной культуре в условиях многоэтнического пространства. В проведении констатирующего эксперимента приняли участие 98 детей старшей группы. Национальный состав детей был следующим: 50% - дети татарской национальности, 34% - дети русской национальности, 16% - дети из национально-смешанных семей.
Опытно-поисковая работа проводилась в дошкольных образовательных учреждениях № 2, 47 города Набережные Челны. Две экспериментальные (48 детей) и две контрольные (50 детей) группы были подобраны по идентичности исходных данных: одного возраста, с приблизительно одинаковым уровнем развития и воспитания (данные диагностики психологов), равные материальные возможности, одинаковый уровень образованности и категории воспитателей, воспитательно-образовательная работа в обеих группах ведется по программе «Школа 2100».
При определении уровня сформированности ценностного отношения дошкольников к национальной культуре, мы опирались на компоненты, показатели и критерии, разработанные в исследованиях М.И. Богомоловой, О.Н.Поповой, Э.К. Сусловой, И.З. Хабибулиной.
Для характеристики познавательной сферы личности старших дошкольников была проведена индивидуальная беседа с детьми контрольной и экспериментальной групп на выяснение знаний краеведческого характера (Приложение 3) по таким вопросам:
1. Как тебя зовут?
2. Как называется республика, в которой ты живешь?
3. Как называется город, в котором ты живешь? 4. Какие достопримечательности имеются в городе, чем он знаменит?
5. Что ты знаешь о нашей стране?
6. Как называется столица Республики Татарстан?
7. Что изображено на этих рисунках? (герб, флаг РФ и РТ) Проведенная индивидуальная беседа показала, что из 98 опрошенных детей 67% знают и правильно называют республику, в которой живут, различают символику, называют президента; 9% - своей республикой назвали Россию; 24% - на вопрос не ответили или говорили «забыл», «не знаю». Такие же процентные соотношения мы получили при анализе ответов на вопрос о названии города, в котором живут дети, то есть дети, правильно называющие республику, знают и название города. Знания детей о городе, его достопримечательностях ограничились названием магазинов (22%)), домов и машин (27%), отметили КамАЗ в своих ответах (16%), 20% детей назвали -рынок, хлебозавод, молочный комбинат, 23% - ничего не называли или пожимали плечами.
В итоге полученные результаты детских ответов распределились следующим образом
Как видим, знания детей в основном ограничиваются названием города и республики, в которой живут. Так из 98 (100%) опрошенных детей 44 ребенка (45%) уверенно называли столицу республики, остальные 54 ребенка (55%) затруднялись ответить или давали неправильные ответы. Следующий шаг опытно-поисковой работы был направлен на выявление знаний об истории возникновения и развития народа и республики в целом. Во время индивидуальной беседы детей спрашивали:
1) Как ты думаешь, что такое история?
2) Ты знаешь как жили самые первые люди на земле?
3) Хотел бы ты о них узнать?
4) Ты слышал что-нибудь о Древней Руси?
5) Что ты знаешь о Волжской Булгарии?
Дети затруднялись ответить на эти вопросы. Різ 98 опрошенных детей 17% полагали, что история «это когда рассказывают», «рассказы», «когда идут в лес, зажигают огни и говорят разные истории» (Сабина X.); сказки (22%), 15% детей ответили, что не знают, 46% - ничего не ответили. О Волжской Булгарии и Древней Руси не имеют представления 89% исследуемых детей, 11% детей слышали о Булгарии: «ездил брат» (Даша Е.), «на Руси жили русские», «там жили первые люди», «от них остались старинные замки и крепости». Смутные представления у детей и о первых людях, появившихся на земле. Ответы детей звучали так: «в одном доме жили, кушали» (Ильнур У.), «жили в пещерах, рисовали рисунки на стенах» (Наиль У.), «как обезьяны» (Альберт Ш.), «произошли из обезьян» (Яна Б.), «жили в яме» (Юля Е.), «охотились с веревками на бегемотов» (Кирилл К.), «добывали огонь с помощью камней и палок, охраняли его, похожи на обезьян» (Владик Л.) - 49%, не ответили -51 %.
Таким образом, у опрошенных 98 детей нет четких знаний об истории (61%), о происхождении и жизни первых людей на земле (51%), о первых государствах, возникших на территории страны (89%). Однако, все дети (100%) выразили желание узнать подробно о первобытных людях, об истории развития народа
С целью выяснения эмоционально- ценностного отношения к родному краю и выявления стремления детей включаться в деятельность использовалась ситуация «Мой город». Ребенку было предложено на листе бумаги выложить улицу, площадь или парк, то есть то, что нравится ребенку. В отдельной коробке были предложены силуэты: домов, деревьев, кинотеатр, рынок, завод, театр кукол, Макдоналдс, магазины. После выполненной работы ребенка спрашивали, почему он выбрал именно эти изображения. Из 98 детей выбрали магазины и рынок 45% детей, объяснив тем, что ходят часто с родителями; Макдоналдс, Театр кукол, цирк - 32% свой выбор они объясняли следующим образом: «нравится там бывать, потому что красиво и очень интересно» (Кристина, Оля, Влад), «можно вкусно поесть» (Адиль), «В Макдоналдсе мы отмечали день рождения, было много шаров, клоуны и подарки» (Дима). Некоторые дети выбрали парк с каруселями, улицу с фонтанами (15%), 8% детей «изобразили» просто улицу с высотными домами, ни чем не мотивируя свой выбор.
Нужно отметить, что в основном дети изображали те части города, в которых чаще бывали, и которые связаны с положительными эмоциями. Совершенно без внимания остались музеи, картинная галерея, памятники, старая часть города, парки, интересные здания и т.п. Возникает необходимость целенаправленной работы не только с детьми, но и родителями по ознакомлению с достопримечательностями города.
Способы формирования ценностного отношения к культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста
Третий раздел программы «Историческое прошлое русского парода» ставит своей целью формирование у детей ценностного отношения к культуре русского народа, знакомство с жизнью предков, воспитание уважения к народу, к его историческому прошлому. Раздел включает четыре блока: «Восточные славяне - предки русского народа», «Первое государство славян - Древняя Русь», «Русские земли и княжества», «Единое Российское государство».
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым русского народа, началось с восточных славян. Детям объяснили происхождение названия славян или «словен» (от слово), то есть говорящие, владеющие языком; от славы в значении почетный, выдающийся; или еще предполагали, что в глубокой древности «слав» означало просто народ, племя. Мы провели беседы с детьми о возникновении первых поселений восточных славян, о предметах быта, о традициях, обычаях и языческих праздниках. Полученные знания и представления дети использовали при оформлении вместе с воспитателем макета поселения восточных славян (дом-полуземлянка). Стены дома, скамьи и вся домашняя утварь были деревянные, крышу покрывали самостоятельно ветками и сверху обмазывали глиной. Дом топился по-черному, поэтому в этом доме печка еще отсутствовала, но вокруг дома расставили макеты гор, реки и валов, так как поселения славян располагались близ естественной защиты от нападения неприятеля или хищников. Для воссоздания предметов старины, лепили вместе с детьми глиняный горшок, декоративную пластину, коромысло и расписывали их элементами символики славянской писанки: треугольник означал единство стихий семьи (мать, отец, ребенок) или времени (прошлое, настоящее, будущее), ромб - плодородие, урожай; волнистые линии - знаки воды; круг -солнце. Свои поделки дети использовали в игре «В гости к славянам», демонстрируя традиции гостеприимства. Педагог направляла игру на отражение основных моментов жизни славян, внося необходимые атрибуты, например, изображающие орудия труда: топор, мотыга - для обработки земли, но прежде чем обработать землю, надо было подсечь деревья. Дети усвоили, что основным занятием славян было земледелие, на севере - подсечное, от слова «подсекать», а также скотоводство, бортничество, рыболовство и охота. Предки русского народа были язычниками, обожествляли силы природы и, чтобы защитить себя от несчастий делали рисунки, фигурки, амулеты. С тех далеких пор у русского народа сохранились не только обереги, украшение одежды, но и некоторые языческие праздники, например, Масленица, Коляда.
Изображениями славян украсили лесенку «Ступеньки истории» с правой стороны, над общими ступенями, обозначающими первобытно-общинный и гуннский периоды. Исследования ученых содержат примеры славяно-русского присутствия в войске Атиллы и гуннском племенном союзе. Напротив первого государство, на территории которого проживали прямые предки современных татар - Волжской Булгарии, на стенде обозначили первое древнерусское государство - Киевскую Русь.
Детям поясняли, что русский народ, так же как и татарский, состоит из нескольких групп (северные, южные, казаки, старообрядцы), но в основном выделяют две большие группы: северные и южные. Северная часть русского народа постоянно жила около лесов, рек. Это позволяло заниматься земледелием, рыболовством, огородничеством. Северяне более спокойны, уравновешены. Южная часть русского народа селилась в южных степях, вела кочевой образ жизни, и основным занятием у них было скотоводство. Южане более энергичные, быстрые. Детям показали имеющиеся отличия и в одежде: главной частью северорусского женского костюма являлся сарафан из холста, домотканого сукна, шелка или парчи; в южнорусском костюме главной деталью была понева (юбка), которая одевалась поверх рубахи и вся одежда отличалась многослойностью.
В «Уголке дружбы» среди кукол в татарских костюмах появились куклы в русских национальных костюмах. За основу был взят сарафанный комплекс московского, традиционного костюма. Когда куклы были внесены в группу, предложили детям самим дать им имена, Ребята стали предлагать современные варианты имен. Звучали даже предложения назвать кукол именами героев популярных сериалов. Тогда мы обратили внимание детей на одежду кукол, что она старинная, что в такой одежде ходили русские люди в прежние времена, значит, и имена куклам надо дать русские, такие, которые давали детям в старину. Здесь у детей возник вопрос: «А какие имена были раньше?». К месту была беседа о значении имен. Воспитатель рассказала детям о том, как выбирали имя ребенку раньше (основываясь на церковный именинный календарь, на созвучность с именами других детей и родителей, на то, каким ребенка хотели видеть в будущем). Очень интересно было детям узнать значение своих имен, рассматривали и татарские имена. После беседы было решено, что куклам дадим имена Павел и Пелагия. Одновременно собирали материал для оформления тематических папок об истории и культуре русского народа (о первых поселениях восточных славян, о первом древнерусском государстве, о символике, традиционных промыслах, традиционной кухне), для дальнейшего использования иллюстративного материала на занятиях. В сборе информации и иллюстраций, в изготовлении некоторых пособий и игр большую помощь оказали родители. Так, в совместно изготовленной дидактической игре «Подбери костюм» дети из всего многообразия предложенных им иллюстраций с образцами народной одежды выбирали наиболее понравившиеся или отбирали национальные костюмы северных и южных групп русского народа. Эту работу педагог сопровождал рассказом о том, как по одежде можно было узнать о национальной принадлежности, чем отличалась одежда жителей разных регионов, взрослых и детей, сельских и городских жителей, обратили внимание на обереговую функцию одежды. Оформили пособие по принципу раскраски, где были собраны черно-белые образцы национальной одежды. В дальнейшем, когда у детей были накоплены достаточные знания о традиционной одежде, они раскрасили эти образцы в соответствии с цветовой гаммой и орнаментом русского народа. На занятиях по изобразительной деятельности дети представляли себя гончарами, кузнецами, придумывали, во что они одеты, и какие у них есть орудия труда. Для более полного восприятия детьми жизни, быта и культуры предков стремились к тому, чтобы дети «работали» преимущественно с подлинными вещами, созданными когда-то в прошлом или в наши дни народными умельцами. Дети рассматривали, трогали глиняные горшки, кувшины, деревянные ложки, игрушки, расписные доски, говорили, что они «добрые», «теплые». Воспитатель, в свою очередь, подчеркивал, что сделаны они с любовью, добрыми и умелыми мастерами. Использовали в работе с детьми фотографии, схемы, рисунки, репродукции картин художников, муляжи, копии предметов (топоры, косы), народные костюмы, сшитые по этнографическим образцам, аудиозаписи. Мы отмечали, что проведенная работа оказалась эффективной, так как дети имели представление об особенностях женской и мужской одежды северной и южной групп русского народа, о занятиях и жилище. Во время беседы, Таня рассказывала, что «южные русские жили в землянках, где пол и потолок были земляные. На севере дома были деревянные, потому что там было очень много лесов и зимой рубили деревья на постройку дома». Альберт: «На окнах тогда стекол не было и, чтоб было и светло и тепло, их закрывали белой тряпкой или бычьим пузырем», Яна: «Свои дома люди освещали палочками - лучинами». Влад: «Потом у богатых появились большие, красивые дома, в которых было очень много комнат». Вся проведенная работа способствовала укреплению чувства собственного достоинства, самоценности каждого человека и гордости за свой народ.