Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Захарова Лариса Михайловна

Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв.
<
Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Захарова Лариса Михайловна. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва, 1998 164 c. РГБ ОД, 61:99-13/35-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-политические и педагогические условия становления проблемы формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей в россии второй половины ХIХ - начала XX вв. 10

1.1. Отношение государства к просвещению нерусских народов 10

1.2. Национальное и общечеловеческое в наследии отечественных философов и педагогов 33

1.3. Влияние периодической печати на формирование взглядов педагогической общественности по вопросам воспитания у детей позитивного отношения к людям разных национальностей 60

ГЛАВА 2. Практика воспитания у дошкольников позитивного отношения к людям в условиях многонациональной россии второй половины ХIХ - начала XX вв. 81

2.1. Определение средств воспитания у детей позитивного отношения к людям разных национальностей 81

2.2. Опыт первых дошкольных учреждений России по формированию у детей доброжелательного отношения к представителям разных народов 119

Выводы 138

Список литературы 145

Введение к работе

Актуальность исследования.

Глубокие изменения в политической и экономической жизни нашего общества, оказавшие существенное влияние на сферу межнациональных отношений, обусловили социальную значимость проблемы формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей.

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996г.) подчеркивается необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях, согласование интересов всех народов, ее населяющих, развитие национальных языков и культур.

Нестабильность в области национальных отношений, необходимость гуманизации педагогического процесса

образовательных учреждений актуализировали задачу приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, накопления позитивного опыта формирования культуры межнационального общения.

Многочисленные историко-педагогические исследования последних лет - яркое свидетельство возросшего в обществе интереса к своему прошлому. Находясь на новом историческом витке развития, человечество обращается к вопросам, которые волновали людей и сто лет назад. Среди них - национальное и общечеловеческое в формировании подрастающего поколения.

Прогрессивное развитие современной дошкольной педагогики невозможно без органичного включения осмысленного опыта прошлого, позволяющего избежать повторения совершенных ранее

ошибок, восстановить утраченные, не востребованные до сих пор взгляды, в частности, на проблему формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей.

Названная проблема является одной из наиболее дискуссионных, поэтому изучение взглядов отечественных педагогов минувшего столетия на нее в условиях иной национальной политики представляет значительный интерес.

Исследование охватывает вторую половину XIX - начало XX веков. Выбор периода объясняется схожестью социально-экономической ситуации второй половины XIX века с настоящим временем в определении путей общественного развития, в проведении реформ школы, печати, судебной и пр., в открытии различных типов общественных дошкольных учреждений с разнообразными программами и методами работы с детьми. Кроме того учитывается традиционное деление периодов до и после Октябрьской революции в развитии отечественного образования.

Изучению истории педагогики второй половины XIX - начала XX в.в. посвящены многочисленные работы М.И.Демкова, С.Д.Днепрова, П.Ф.Каптерева, Н.А.Константинова, Ф.Ф.Королева, Е.Н.Медынского, З.И.Равкина и др. Исследования М.Ф.Шабаевой, И.В.Чувашева внесли заметный вклад в написание истории русской дошкольной педагогики до 1917 года. В них частично отражены взгляды прогрессивных педагогов по вопросам национального и общечеловеческого воспитания, создания национальной школы и открытия дошкольных учреждений в многонациональной России.

Влияние видных русских педагогов Казанского края на развитие просвещения нерусских народов, на создание национальной школы в Поволжье рассмотрено Н.М.Прусс.

Исследование Г.П.Ларионовой посвящено выявлению роли педагогических журналов начала XX века в становлении теоретических основ отечественной дошкольной педагогики. Л.М.Волобуевой изучен процесс развития дошкольного воспитания в Москве в 1900-1928 г.г., частично затрагивается вопрос открытия национальных детских садов. В исследовании Л.Н.Перелыгиной раскрываются гуманистические особенности педагогического процесса в первых детских садах России. Н.Т.Спиренкова рассматривала проблему воспитания активности и

самостоятельности у детей дошкольного возраста в русской педагогике этого периода.

Если развитие проблемы интернационального воспитания дошкольников после Октябрьской революции частично освещается в работах З.Н.Борисовой, Л.М.Волобуевой, А.М.Дементьевой, Л.М.Казарян, а в большей степени - М.И.Богомоловой, Э.К.Сусловой, то какие-либо исследования, касающиеся проблемы формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей второй половины XIX - начала XX веков вовсе отсутствуют.

В последние годы появились работы Л.Н.Беленчук, В.И.Додонова, С.Ф.Егорова, Н.Я.Ефимченко, Т.Б.Игнатьевой, Н.Б.Пантелеевой, А.А.Шаталова и др., которые рассматривают теоретико-методологические основы национальных ценностных приоритетов сферы образования в наследии отечественных философов и педагогических мыслителей конца XIX -начала XX в.в.

Анализ историографии позволил выявить противоречие между необходимостью знания научно-методических основ формирования позитивного отношения к людям разных национальностей в истории дошкольной педагогики России второй половины XIX - начала XX

веков для обогащения современной теории и методики воспитания у детей этики межнационального общения и непредставленностью соответствующего материала в педагогических изданиях наших дней.

С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы причины становления теории и практики формирования у детей позитивного отношения к представителям разных национальностей в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX в.в.?

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - процесс становления проблемы формирования у детей доброжелательного отношения к разным народам в отечественной педагогике рассматриваемого периода.

Предмет исследования - содержание и основные средства формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей в теории и практике дошкольного воспитания России второй половины XIX - начала XX веков.

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать соотношение национального и общечеловеческого во взглядах отечественных мыслителей и педагогов второй половины XIX - начала XX в.в.

2. Выявить причины становления проблемы формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в изучаемый период.

3. Определить содержание и средства воспитания у детей доброжелательного отношения к представителям разных народов в практике первых дошкольных учреждений России.

Общую методологию исследования составляет

аксиологический подход, согласно которому человек

рассматривается как высшая ценность общества и цель общественного развития. В основу конкретной методологии исследования положены принципы единства исторического и логического в педагогическом познании, диалектического единства национального и общечеловеческого как философских категорий «особенное» и «общее».

Анализ философско-теоретического наследия мыслителей прошлого века (Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, В.С.Соловьева и др.) доказывает не только возможность, но и необходимость единства и взаимосвязи национального и общечеловеческого как для развития конкретной нации, так и человечества в целом.

Методы исследования. Для решения поставленных задач

использовались теоретический анализ историографических работ, изучение периодических педагогических изданий, первоисточников, архивных документов; сравнительно-сопоставительный анализ фактов, документов, теоретических взглядов педагогов, применение методов анализа, синтеза, аналогий, систематизации,

классификации.

Источники исследования - историко-педагогические

публикации по проблеме, законодательные документы Министерства народного просвещения второй половины XIX века, около 1000 номеров периодических педагогических изданий изучаемого периода, отчеты, уставы первых дошкольных учреждений России, материалы педагогических съездов, отчеты инспекторов народных училищ, труды общественных деятелей, ученых, педагогов по проблеме, диссертации, статьи. Были использованы архивные материалы Ульяновского государственного архива.

Исследование выполнялось с 1994 по 1998 г.г. На первом, поисковом этапе (1994-1995 г.г.) в процессе анализа философской, педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, объект, предмет, задачи и методы исследования.

На втором, теоретическом, этапе (1996-1997 г.г.) были разработаны теоретические основы исследования, проанализирована политика царского правительства в области просвещения инородцев, выявлены причины становления проблемы формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей.

Третий, заключительно-обобщающий, этап (1997-1998 г.г.) был связан с систематизацией материала, литературным оформлением работы, внедрением в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении взаимосвязи социально-политических условий развития общества с процессом становления проблемы формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей. Прослежен генезис идей национального и общечеловеческого в воспитании подрастающего поколения в отечественной педагогике. На основе изучения периодических педагогических изданий, отчетов работы детских садов России второй половины XIX - начала XX веков определены содержание и средства воспитательной работы по формированию у детей дружелюбного отношения к разным народам в практике первых дошкольных учреждений. Выявлена возможность использования прогрессивных идей в современных условиях воспитания у дошкольников этики межнационального общения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты обогащают содержание лекций в преподавании

курсов «История педагогики», «Дошкольная педагогика», «Философия и история образования», могут быть включены в учебные пособия, в новые порциальные программы по формированию у детей этики межнационального общения для дошкольных образовательных учреждений, в монографии по соответствующей проблематике.

Результаты исследования внедрены на факультете дошкольной педагогики УлГПУ им.И.Н.Ульянова при разработке и чтении спецкурса, лекций по истории дошкольной педагогики, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на методологию и использованием достижений современной педагогической и исторической науки, применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, представительной источниковой базой.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры дошкольной педагогики МПГУ и УлГПУ им.И.Н.Ульянова (1995-1998 г.г.), на научных конференциях этих университетов (1997г.). Материалы диссертации использовались при чтении лекций студентам дошкольного факультета УлГПУ.

Структура диссертации.

Специфика обозначенного объекта изучения, поставленные задачи определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы.

Отношение государства к просвещению нерусских народов

Содержание и характер воспитания определяются насущными потребностями развития конкретного общества. При анализе причин становления проблемы формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей в России второй половины XIX - начала XX в.в. доминирующее положение занимает социально-политический аспект, что во многом обусловлено многонациональным составом ее жителей. Попытаемся, изучая правительственные постановления того периода в области образования, периодическую педагогическую печать и отчеты инспекторов учебных округов прошлого столетия, определить влияние социально-политической ситуации в стране на отношение государства к просвещению народа, в частности нерусского.

Испокон веков на территории России проживало население, говорящее на многих языках. Личность в российском государстве немыслима вне нации, без «осознания консолидирующей роли русского народа, ибо его национальное самосознание зиждется на ощущении и понимании сокровенной причастности к многонациональной России и чувстве ответственности за ее судьбу» (208, с.6).

Многонациональным государством наше Отечество становится во времена правления Петра I, когда в результате победы в Северной войне (1700-1721 г.г.) ее границы значительно расширились, и русские уже в то время составляли лишь 7/10 всего населения страны. Включение в состав России сравнительно многочисленных народов (украинцев, белорусов, татар, башкир и других) привело к тому, что к концу XVIII века русских в общем населении страны стало меньше половины (140, с.13).

С давних времен исследователи проявляли большой интерес к этническим взаимоотношениям народов России. Богатый материал по этническому составу населения содержался в ревизиях - своего рода переписях населения мужского пола, обязанного платить налоги и отбывать рекрутскую повинность. Всего было 10 ревизий (первая - в 1719 году, последняя - в 1857-1858 г.г.). Первые пять содержали подробные сведения об этническом составе, в последних ревизиях сведений о народах становится все меньше (140, с.24). Первую научную этническую карту Европейской России в целом составил в 1851 году по поручению Русского географического общества один из его основателей П.И.Кеппен. Однако при переписях были выделены не все общности, допускались неточности, так азербайджанцы регистрировались как «татары», казахи и киргизы - под общим названием «киргизы» (134, с.25). К началу XX века территория Российской империи равнялась 22,4 млн кв.км., население составляло 128,200 млн.человек (134), в том числе:

Для овладения русским языком царское правительство создавало школы в местностях с нерусским населением. Но главное назначение подобных учебных заведений было обращение «инородцев» в православную веру. Данный термин в Российской империи употреблялся применительно к людям нерусской национальности, а также к тем, кто исповедовал не христианскую, в том числе не православную религию. Термин «инородцы» употреблялся в отношении уроженцев южных и восточных окраин России (230, с.50).

Первые нерусские школы на территории России появились в середине XVI века и преимущественно в Казанском крае, главным образом в Поволжье, для распространения православия среди «инакомыслящих» (100, с.269).

Миссионерская просветительская деятельность приобретает более широкий и организованный характер во второй половине XVIII века, когда уже создавались «новокрещенские» школы, предназначенные для детей местных жителей, принявших православие в Поволжье, в Приуралье и в Сибири (100, с.269).

В начале XIX века в состав России вошли территории Кавказа, Казахстана, Молдавии. Встала насущная необходимость разработки и создания государственных документов по организации школ для нерусских народов. Мощным толчком для этого явилось общественно-педагогическое движение 60-х годов, когда происходила полная смена «культурных, нравственных, эстетических, педагогических идеалов» (46). Царское правительство в условиях нарастающего всеобщего недовольства (поражение в Крымской войне, ухудшающееся положение крестьян) провело ряд либеральных реформ, в том числе и школьную. После принятия школьных уставов по начальной и средней школе правительство приступило к разработке государственных документов по организации школ для нерусских народов.

28 марта 1870 г. вышли правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», преследовавшие цель - «более прочного сближения инородцев с коренным русским народом путем постепенного распространения между ними знания русского языка» (182, с. 1556). Совет Министерства Народного Просвещения, принимая во внимание отличие «инородцев», населяющих Россию, по степени обрусения и вероисповедания, принял заключение, что «система образования каждой группы должна иметь некоторые свои особенности» (182,с.1558). Разделив все нерусское население на две группы: инородцы-христиане и татары-магометане, совет определил главную цель начальной школы для «инородцев» - религиозно нравственное образование и «утверждение в православной вере, ознакомление с русским языком». В то же время было замечено: «орудием первоначального обучения для каждого племени должно быть родное наречие», здесь, несомненно, сказывается влияние идей К.Д.Ушинского на развитие народной школы. Учителям инородческих школ предписывалось брать представителей данного народа, хорошо знающих русский язык, или русских, владеющих «соответствующим инородческим наречием» (173, с. 1563). Правила определили порядок обучения инородцев-христиан, отнеся их к трем категориям:

1. дети инородцев, мало обрусевшие и не знающие русский язык. Для них учреждались особые школы, в которых первоначальное преподавание осуществлялось на родном для детей языке по учебным книгам на том же наречии; дети обучались и русскому разговорному языку при помощи наглядности;

2. дети инородцев, проживающих в местностях со смешанным населением. Здесь открывались общие начальные училища, где обучение велось на русском языке учителем, владеющим как русским языком, так и местным наречием, который в то же время допускался лишь для устных объяснений. Если этого было недостаточно, то для детей инородцев устраивались особые отделения до того времени, пока они не усвоят русский язык;

Национальное и общечеловеческое в наследии отечественных философов и педагогов

На фоне определенной позиции правительства к просвещению нерусских народов, его отношение к системе школьного образования вообще складывалось под влиянием западно-европейской культуры. Во второй половине XIX века отечественные философы и педагогические мыслители поднимают вопрос о национальных основах воспитания, о создании «русской» школы.

Прежде чем обратиться к анализу их наследия с этой точки зрения, рассмотрим философский аспект вопроса соотношения национального и общечеловеческого в жизни общества. Он связан с содержанием понятий «нация», «этнос», «национализм», применяемых в философской, этнографической, социологической, педагогической науках. В чем их сущность, каковы отличия между собой, как происходило развитие некоторых понятий? Попытаемся ответить на поставленные вопросы в данном параграфе.

Как звучит не парадоксально, но первоначальные процессы, способствующие объединению людей, были связаны с их расселением по земному шару и носили разделительный характер. Именно это движение «послужило основанием для возникновения многих народов» (229). После разложения первобытного общества стали доминировать процессы этнического объединения. Вообще, отмечает Ю.Бромлей, вся история человечества всегда была историей контактов, и в мире нет ни одного «чистого», не впитавшего множества инородных элементов народа (229). Племя -народность, нация - таковы основные этнические подразделения, возникающие на определенных этапах развития человеческого общества.

Нация - относительно «молодая» общность людей, соответствующая уровню капиталистического общества. В энциклопедическом словаре «нация» характеризуется как «историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера» (195, с.867). И в философской, и в этнографической литературе (Ю.Бромлей, Р.Подольный, И.Кон и др) отмечается самый существенный ее компонент - национальное самосознание. Однако в его определении наблюдаются различия. Некоторые авторы, к примеру С.Т.Калтахчан (88), достаточно широко понимают содержание национального самосознания, включая в него сознание этнической общности и отношение к другим этносам, приверженность к национальным ценностям, сознание социально-государственной общности, патриотизм, сознание общности в национально-освободительной борьбе. Здесь явно наблюдается «подмена классового самосознания национальным» (48, с.51).

Другие авторы определяют национальное самосознание как осознанное противопоставление своей нации другой, что уже явно квалифицируется как национализм. Однако, главным определяющим национального самосознания, по мнению М.С.Джунусова, Ю.Бромлея, является комплекс идей и представлений о своей принадлежности к данной национальной общности (17, с.51).

Раскрытие сущности национального самосознания имеет, на наш взгляд, огромное значение в решении поставленной нами проблемы. Человек оценивает свое поведение, мотивы поступков, отношение к окружающим его людям через призму сложившихся обобщенных взглядов, представлений определенного этноса. Соотнесение своего «я» с конкретным народом не позволяет прерваться нити, связывающей предшествующее и нынешнее поколения.

В наших рассуждениях довольно часто встречаются такие понятия, как «народ», «этнос», «нация». Попробуем установить связь между ними. «Народ» имеет несколько значений: все население определенной страны, часть населения, «включающая те классы и слои, которые способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества» (195, с.858), в этническом смысле то же, что и «этнос» (229). «Этнос», как и «нация», -исторически сложившаяся устойчивая общность людей, имеющая общность территории и языка. «Нация» может означать в широком значении совокупность граждан одного государства, так же как и народ, в более узком - отражать специфические особенности определенного этноса.

Определение средств воспитания у детей позитивного отношения к людям разных национальностей

Основная задача данного параграфа - среди множества средств воспитания детей выделить те, которые можно было рекомендовать родителям, педагогам по ознакомлению подрастающего поколения с представителями разных народов в рассматриваемый период.

Изучение педагогических изданий второй половины XIX -начала XX в.в. показало: для работы в данном направлении предлагались традиционные средства воспитания, известные со времен Платона (игры, беседы, сказки), Я.А.Коменского (религия, чтение литературных произведений, пример взрослых), предложенные Ф.Фребелем, отечественными педагогами. В зависимости от конкретных задач они наполнялись новым содержанием, в них смещались акценты.

Отказавшись от попыток систематизации средств воспитания по признакам воздействия на определенный анализатор (словесно-наглядные и наглядно-действенные), по целесообразности применения в дошкольных учреждениях и в семейном кругу, по возрастам, мы решили сгруппировать их по степени представленности данных средств на страницах педагогических, детских изданий и по воздействию на эмоциональную и когнитивную сферу, объединив их в две условно выделенные группы.

Вопрос об использовании средств формирования национального сознания и воспитания позитивного отношения к представителям многих народов решался косвенно, в процессе рассмотрения эффективности ознакомления с историей и географией, при определении задач и содержания нравственного воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.

Считаем необходимым обговорить возраст детей. В данной главе рассматривается до-школьный возраст, который охватывал период до 8-9 лет, т.е. до момента поступления детей в школу. В современном обществе этот возрастной отрезок включает дошкольников и младших школьников. Поэтому вполне понятно, что, на первый взгляд, предлагаемое педагогическими изданиями прошлого века содержание не совсем доступно детям дошкольного возраста сегодня. Однако, взяв его за основу и адаптировав к восприятию дошкольников, вполне возможно его применение в современной практике воспитания в детском саду. Среди множества средств воспитания, предлагаемых педагогами, писателями, ведущее место, безусловно, в тот период времени занимала литература: детские журналы, книги, отделы «для чтения детям» в педагогических периодических изданиях.

Палитра журналов для детей была разнообразной. Они предназначались для разных возрастных групп. Журналы «Солнышко», «Светлячок», «Малютка», «Проталинка», «Жаворонок», «Игрушечка», «Задушевное слово» - для младшего возраста и начальной школы. Детям школьного возраста предназначались журналы «Детский отдых», «Родник», «Семейные вечера», «Детское чтение», «Мой журнал» и др. Перед всеми детскими изданиями стояла не только образовательная, но и воспитательная цель, литература должна пробуждать чувства детей, стучаться в детские сердца и через душу обращаться к уму, отмечалось в одной из статей педагогического журнала (107, с.158). Следует опасаться, как преступления, пробуждения в детских сердцах чувства нетерпимости или вражды, а потому она никогда не должна «касаться вопросов сословной, национальной, а тем больше - религиозной розни или ненависти» (132, с.142).

Необходимо отметить бытовавшее среди некоторых слоев населения мнение о ненужности и бесполезности детских журналов, вследствие недоступности детскому уму многих явлений общественной жизни и отсутствия интереса к познанию окружающей действительности. Вступая с ними в полемику, детский писатель В.Круглов на страницах журнала «Вестник воспитания» отмечал наличие детской любознательности, огромной потребности в познании, жажды открытий, для удовлетворения которых детские журналы должны помещать на своих страницах такие произведения, которые не только интересны, но и полезны (106, с. 170). Открывая детям мир гуманных отношений, согревая ребячьи души, формируя «чувство общественности», журналы знакомили детей с некоторыми жизненными фактами, явлениями «как русской, так и иностранной жизни» (107).

Опыт первых дошкольных учреждений России по формированию у детей доброжелательного отношения к представителям разных народов

В данном параграфе попытаемся проанализировать работу общественных учреждений для детей в России во второй половине XIX - начале XX в.в. с точки зрения задействования теоретических разработок по проблеме национального воспитания и ознакомления с представителями разных народов, их культурой; использования средств, эффективно воздействующих на ребенка дошкольного возраста.

Становление общественного дошкольного воспитания в России связано с развитием капиталистических отношений. Разрушавшаяся семья была не в состоянии решить вопрос о воспитании человека, обладающего такими личностными качествами, которые позволили бы ему жить и действовать в новых условиях общественно-экономической и политической жизни. С изменением социально-экономического положения женщин неразрывно связано развитие идеи общественного дошкольного воспитания, реализуемой в детских учреждениях.

Активизация общественно-педагогического движения за изменение системы народного образования в середине XIX века пробудила в городах интерес общественности к первоначальному обучению детей. Необходимость подготовки детей к школе привела к возникновению в 60-е годы XIX века первых платных частных детских садов.

Отечественные педагоги положительно отнеслись к самой идее детского сада, представлявшего новый прогрессивный тип общественных дошкольных учреждений (225). Однако, они были против механического заимствования и перенесения форм и методов работы с детьми, предложенных Ф.Фребелем, на русскую почву. Е.Н.Водовозова, Е.И.Конради, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев признавали необходимым обращение к лучшим образцам отечественной педагогики, к народной мудрости воспитания.

По утверждению П.Ф.Каптерева, детский сад должен быть национальным, что подразумевает два основных момента: при организации работы в дошкольном учреждении необходим учет потребностей исторического развития народа и принадлежность воспитателей детского сада к той национальности, в среде которой создается данное учреждение. Последнее условие, выдвинутое П.Ф.Каптеревым, объяснялось тем, что первые платные детские сады создавались, в основном, немками, живущими в России или русскими, получившими образование в Германии. Вполне понятно, что при таких условиях принцип народности, теоретически обоснованный и разработанный К.Д.Ушинским, не реализовывался в работе с дошкольниками, отсутствовало «чистое» звучание родной речи, которая, по выражению Е.И.Тихеевой, должна составлять основной фон всей воспитательной работы в детском саду (128).

Педагоги, затрагивающие в своих работах проблему создания дошкольных учреждений в России, выделяли важнейшие условия их функционирования: соответствие запросам общества, национальным особенностям русских людей, воспитание на родном для детей языке, учет местных условий. Тем самым, они разрабатывали идею создания «русского» детского сада.

Уставы детских садов, открывавшихся по инициативе частных лиц, культурно-просветительских обществ и общественно-педагогических организаций, как правило, содержали обязательный пункт о доступности посещения дошкольного учреждения всем детям, независимо от их сословной, национальной принадлежности и различия вероисповедания (9, 185, 193, 212).

Планы работы некоторых детских садов свидетельствовали о разнообразии содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста. Они включали в себя, кроме разделов умственного и физического, раздел нравственного воспитания. Так, жизнь детей в дошкольном учреждении, открытом А.С.Симонович, была организована по «образцу большой семьи, где дети - братья и сестры» (193). Для развития гармоничного ребенка, отмечала

Е.П.Залесская, необходимо общество сверстников, где ребенок приучается помогать и искренне заботиться об интересах ближнего (129). В детском саду М.Х.Свентицкой основные задачи нравственного воспитания - учить детей «жить в добре, уважении, радости» реализовывались через игры, занятия, экскурсии, прогулки (185). Подтверждается тот факт, что педагоги-практики стремились формировать у своих воспитанников культуру поведения, включающую в себя культуру общения с окружающими людьми, воспитание гуманных чувств и отношений.

Изучение педагогических изданий в целях ознакомления с организацией и функционированием первых дошкольных учреждений в России и решения в них задач воспитания у детей дружеского отношения к представителям разных национальностей осложнялось во многом тем, что авторы книг, статей, делясь своим опытом, освещали позитивные моменты в работе детских садов, не всегда акцентировали внимание на национальном составе посещавших дошкольные учреждения.

Среди первых частных детских садов России был детский сад, открытый А.С.Симонович, в котором проводились занятия по родиноведению. Изучение родины для дошкольников начиналось с ознакомления с ближайшим окружением. Воспитанию патриотических чувств способствовали беседы о родине, проводимые Я.М.Симонович. Следуя идее народности воспитания К.Д.Ушинского, Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они вводили подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. На строительных занятиях старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен и затем играли в этой избе.

Похожие диссертации на Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX - начало XX вв.