Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Гафарова Луиза Маратовна

Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора
<
Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гафарова Луиза Маратовна. Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07.- Екатеринбург, 2007.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/1149

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования у детей ценностного отношения к красоте природы в опоре на фольклор 14

1.1. Формирование у детей ценностного отношения к красоте природы как педагогическая проблема 14

1.2. Интегративный подход к использованию фольклора русского и башкирского народа в формировании у детей ценностного отношения к красоте природы 32

1.3. Педагогические условия формирования ценностного отношения к красоте природы у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции русского и башкирского фольклора 52

Глава II. Опытно-поисковая работа по формированию ценностного отношения к красоте природы у детей старшего дошкольного возраста 74

2.1. Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы по формированию у детей ценностного отношения к красоте природы 74

2.2. Технология формирования у детей ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора 88

2.3. Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по формированию у детей ценностного отношения к красоте природы 103

Заключение 1І6

Библиографический список 124

Приложение

Введение к работе

Сегодня экологические идеи обретают статус ценностных доминант в мире, обусловливают цели и ценности образовательно-воспитательного процесса, направляют его содержание. В комплексе проблем, связанных с экологическим воспитанием, в последние годы отчетливо формулируется положение о необходимости развития у детей ценностного отношения к красоте природы. Чувство сопричастности природе, способность к глубоким переживаниям ее красоты и выразительности, развитые в дошкольном возрасте, являются фундаментом экологической культуры личности.

Проблема формирования отношения человека к природе как духовно-эстетической ценности исследуется в рамках экологической эстетики (Н.А.Кормин, К.М.Майер-Абих, Х.Маркль, Л.Легран, Л.П.Печко, А.К.Шульженко). Воспитание у подрастающего поколения восприимчивости к красоте и выразительности окружающего мира природы рассматриваются экоэстетикой как условие преодоления традиций варварского, хищнического природопользования, присущего техногенной цивилизации. В то же время экологическая эстетика еще не получила достаточного развития как новое направление в дошкольном воспитании. Существующие разработки связаны в основном с подготовкой учителя и студентов педвузов к формированию эколого-эстетических ценностных ориентации школьника (С.Н.Глазачев, Л.А.Кяхрик, Н.Б.Маньковская, В.Я.Скворцов), соотносимые с этим направлением программы: Л.П.Печко «Освоение эстетики природы», А.К.Шульженко «Эколого-эстетическое воспитание молодежи в европейской педагогике» - обращены к учащимся подросткового и юношеского возраста.

Между тем опора на эстетическое восприятие и переживание образов окружающего мира особенно важна в воспитании дошкольников. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Дети постигают действительность и ее законы через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Грамотная организация эстетической, художест венно-образной среды выступает как путь оптимизации воспитания экологичной личности.

Таким образом, существующее противоречие между наличием социального заказа на формирование у детей отношения к природе как духовно-эстетической ценности и недостаточным уровнем разработанности этой проблемы в практике дошкольного воспитания позволяет констатировать актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.

Огромным потенциалом в формировании у детей ценностного отношения к красоте природы обладает фольклор. Традиционная культура ориентирована на природу. Сознание любого народа экологично в своих основах, поскольку зиждется на гармонии человека с природой, на представлениях о единстве человека с окружающим миром и универсальности законов, направляющих жизнь природы и человека. Вместе с тем обращение к фольклору в воспитательном процессе представляет определенные сложности в многоэтнических регионах России, каким является республика Башкортостан. Наиболее типичными в республике являются детские образовательные учреждения со смешанным национальным составом: их посещают дети как из русских, так и из башкирских, татарских семей. В многоэтническом педагогическом пространстве обращение к национальным традициям, фольклору различных народов возможно на основе нахождения точек соприкосновения между ними. Таким фактором, объединяющим искусство разных народов, выступает воспетая в нем любовь к родному краю, одухотворенные образы красоты родной природы.

Однако разработка фольклорной тематики педагогами Башкортостана в большей степени связана с проблемой воспитания у детей этнического самосознания (программы З.Ф.Мубиновой «Нациология», Ш.А.Мирзоева «Народная педагогика: словесные формы воспитания», М.Г.Тайчинова «Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся», З.Я.Рахматуллиной «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» и др.) На современном этапе в башкирских педа готических исследованиях более выраженной оказывается тенденция к углубленному изучению различных национальных культур на основе дифференцированного подхода (С.А.Галин, З.Т.Гасанов, М.Х.Идельбаев, Ф.Т.Кузбеков, З.Ф.Мубинова, З.Я.Рахматуллина, А.М.Сулейманов, Р.М.Хаертдинова, Я.И.Ханбиков), чем тенденция к исследованию возможностей их взаимодействия в воспитательном процессе. Проблема грамотной интеграции народных традиций при обращении к разным по национальности детям оказывается мало изученной на сегодняшний день.

Противоречие между востребованностью педагогического потенциала фольклора в формировании у детей ценностного отношения к красоте природы и недостаточной разработанностью интегративного подхода к национальной культуре в многоэтническом воспитательном пространстве свидетельствует об актуальности темы на научно-педагогическом уровне.

При определении точек соприкосновения различных национальных культур в воспитательном процессе важным является то, что детский фольклор любого народа выстраивается по единым законам. Эти законы обусловлены особенностями детской психики. Передаваясь от одного поколения к другому в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие детскому восприятию, отвечающие возможностям и потребностям ребенка. В игровом, эмоционально-образном общении с окружающим миром дети получали разнообразные представления о природе, учились замечать ее красоту, бережно и сочувственно относиться к ней, выражать в художественно-игровой деятельности полученные впечатления и представления. Игровые, художественно-образные формы детского фольклора выступают своеобразным «общим знаменателем» при интеграции различных национальных культур в воспитательном процессе. При этом игровые способы воспитательного воздействия на ребенка создают атмосферу без принуждения и назидания, соответствующую традициям народной педагогики.

Противоречие между актуальностью интеграции различных национальных культур в опоре на образно-игровые приемы народной педагогики и недостаточностью научно-методических разработок в этом направлении позволяет констатировать актуальность проблемы исследования на научно-методическом уровне.

Из противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в определении эффективных подходов к формированию у детей ценностного отношения к красоте природы в условиях многоэтнического пространства посредством обращения к фольклору различных народов.

На основании актуальности, выявленных противоречий и обозначенной проблемы определена тема диссертационного исследования: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе технологию формирования ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции фольклора различных народов в многоэтническом воспитательном пространстве.

Объект исследования - воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении с многонациональным составом детей.

Предмет исследования - технология формирования ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора у детей старшего дошкольного возраста.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой формирование ценностного отношения к красоте природы у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

- применить интегративный подход к использованию русского и башкирского фольклора, основанный на объединении, органическом слиянии различных национальных культур с точки зрения их эколого-эстетической направленности: воплощения в народном искусстве красоты одухотворенной природы, переживания родства, единения и гармоничного взаимодействия с ней человека;

- создать развивающую эстетическую среду с учетом обогащения образных представлений детей о красоте природы в опоре на фольклор разных народов;

- разработать и реализовать технологию формирования у дошкольников ценностного отношения к красоте природы, предполагающую: целенаправленное обращение к традициям народной педагогики, обеспечивающее образно-игровое взаимодействие детей с очеловеченными и одухотворенными образами природы, создание на занятиях игровых ситуаций, включающих ребенка в практическое освоение моделей ценностного (гармоничного, жизнеоберегающего) поведения в окружающей среде, разработку программы, алгоритма воспитательного процесса, его программно-методического и диагностического сопровождения.

В соответствии с целью и гипотезой намечены задачи исследования:

1. На основе анализа философской, культурологической, педагогической литературы осуществить теоретико-методологический анализ структуры и содержания ценностного отношения к красоте природы, определить его сущностные характеристики.

2. Обосновать возможности интегративного подхода в обращении к фольклору различных народов в многоэтническом воспитательном пространстве.

3. Разработать технологию формирования у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора.

4. Определить критерии сформированности у дошкольников ценностного отношения к красоте природы, разработать их уровневые характеристики.

5. Провести опытно-поисковое исследование формирования ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой работы явились:

положения экологической этики (Р.Атфилд, О.Леопольд, Х.Ролстон, А.Швейцер), гуманистической экологии (Б. Глезер, Ф. Фразер-Дарлиг, Л.Х. Трибе, Г.Альтнер), экофилософии (А.Ф.Коимбра-Филхо, И.Сепанмаа, К.М.Майер-Абих), экологической эстетики (Г.Зелле, Н.А.Кормин, Х.Маркль, Л.Легран, Л.П.Печко, А.К.Шульженко) об отношении к природе как духовно-эстетической ценности;

- теоретические подходы к экологическому воспитанию как основе общей культуры современного человека (С.Н.Глазачев, Н.С.Дежникова, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Е.А.Игумнова, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Моисеев, Л.В.Моисеева, А.Д.Урсул, В.А.Ясвин);

- положения эстетики и культурологи о роли чувственно-образного восприятия красоты окружающего мира в становлении экологической культуры личности (И.Л.Вахнянская, М.С.Каган, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев, Л.П.Печко, В.И.Самохвалова);

- исследования интегративного подхода в аспекте целостного развития личности ребенка (А.Г.Асмолов, В.С.Безрукова, С.Д.Давыдова, И.В.Максимова, С.В.Менькова, Т.С.Комарова, Н.Н.Поддъяков, Р.М.Чумичева, Н.П.Шишляникова);

- психолого-педагогические подходы в определении понятия «ценностное отношение» (А.А.Бодалев, А.Г.Здравомыслов, В.Н.Мясищев, В.А.Сластенин, С.Л.Рубинштейн);

- положения педагогики и психологии о роли эмоционального фактора и значимости художественно-эстетического компонента в структуре развития личности периода детства (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева, Д.Б.Эльконин);

- исследования традиций русской (Г. Н.Волков, Н.Н.Гилярова, Н.Г.Куприна, М.Н.Мельников, Г.М.Науменко, М.Ю.Новицкая, Е.А.Покровский) и башкирской (С.А.Галин, З.Т.Гасанов, М.Х.Идельбаев, Ф.Т.Кузбеков, З.Ф.Мубинова, З.Я.Рахматуллина, А.М.Сулейманов, Р.М.Хаертдинова, Я.И.Ханбиков) народной педагогики в воспитании детей.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы; экспериментальные — опытно-поисковая работа; эмпирические -включенное наблюдение, беседа, анализ художественно-практической и игровой деятельности, обобщение, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.

База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось в старших группах ДОУ № 221, в ДОУ № 99, в ДОУ № 227 г. Уфы. В работе приняли участие 178 детей в возрасте 5-6 лет.

Этапы исследования. Первый этап исследования (1999 - 2003) заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, философской и культурологической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база. Изучен опыт работы педагогов, выявлены возможности взаимодействия различных национальных традиций в многоэтническом образовательном пространстве.

На втором этапе исследования (2003 - 2005) уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Обоснованы методы и приемы организации развивающей среды с учетом обогащения образных эколого-эстетических представлений детей в опоре на фольклор разных народов, разработана программа формирования у детей ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора. Определены и обоснованы критерии, характеристики уровней сформированное™ ценностного отношения к красоте природы у детей старшего дошкольного возраста. Проведен педагогический эксперимент.

Третий этап исследования (2005 - 2007) состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями, использованием достижений психолого-педагогической науки, комплексным применением -методов теоретического и эмпирического исследования, соответствием логики исследования его цели, задачам и предмету, многолетней опытно-поисковой работой, успешным внедрением полученных результатов в практику педагогической деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- дана авторская трактовка понятия «ценностное отношение к красоте природы» как внутренней позиции личности, подразумевающей эмпа-тию, чувство сопричастности природе и отражающей восприятие ее красоты в качестве универсального закона жизни, который воплощается в сози- -дательной деятельности в окружающем мире на основе гармонии и равновесия;

- обоснован интегративный подход в обращении к фольклору в многоэтническом образовательном пространстве на основе общего для традиционных культур чувственно-эстетического восприятия природы: поэтизации, одушевлении природных явлений в образах народного искусства, включения их в качестве живых и одухотворенных субъектов в систему человеческих отношений;

- раскрыты, обоснованы и перенесены в воспитательный процесс иг- , ровые приемы народной педагогики, обеспечивающие практическое ос воєнне детьми моделей ценностного поведения: эмоциональной отзывчивости, сопереживания очеловеченным образам природы, идентификации себя с положительными героями фольклорных произведений, получение удовольствия от гармоничного, жизнеоберегающего взаимодействия с окружающим миром людей и природы;

- разработана и апробирована авторская технология формирования у детей ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора, которая включает программу, алгоритм воспитательного процесса, описание методов и приемов, инструментарий для педагогического мониторинга.

Теоретическая значимость исследования:

- дано определение понятия «ценностное отношение к красоте природы», выделены его основные характеристики с учетом личности старшего дошкольника: образные представления о красоте природы родного края, идентификация себя с очеловеченными в народном искусстве образами природы, эмпатия, переживание ответственности за «живую» природу в игровых ситуациях;

- уточнено и обосновано понятие «эколого-эстетическая направленность народной педагогики», что выражается в совокупности образных средств и приемов воспитательного воздействия на ребенка, ориентирующих его на восприятие явлений природы как живых, одухотворенных субъектов, на отношение к красоте и гармонии природы как к универсальному закону жизни, воплощающемуся во взаимосвязанных системах «человек - человек» и «человек - природа»;

- обоснованы возможности интегративного подхода в обращении к фольклору в условиях дошкольного образовательного учреждения с многонациональным составом детей на основе общности и единства образных средств и приемов, присущих фольклорному искусству различных народов;

- разработана и теоретически обоснована технология формирования у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора.

Практическая значимость исследования:

- внедрены в практику ДОУ программа и технология формирования у дошкольников ценностного отношения к красоте природы средствами русского и башкирского фольклора, реализующие обновленный подход в понимании возможностей интеграции различных национальных традиций в многоэтническом воспитательном пространстве;

- выводы, сформулированные по результатам исследования, расширили диапазон средств воспитания дошкольников, обогатили опыт педагогов и родителей в условиях смешанных по национальному составу детских образовательных учреждений Башкортостана, были использованы в системе подготовки и переподготовки педагогов ДОУ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и материалы исследования об- суждались на кафедре педагогики Башкирского института развития образования г. Уфы. Апробация материалов исследования проводилась путем публикаций, выступлений с докладами по исследуемой теме и обсуждения материалов исследования в рамках научно-практических конференций: международных (Екатеринбург, 2006 - 2007 гг.) года, межрегиональных (Уфа, 2000 - 2006 гг.), республиканских (Уфа, 2000 - 2004 гг.). Возможность внедрения результатов исследования в практику создают публикации в научных журналах: Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО (г. Екатеринбург).

Положения, выносимые на защиту.

1. В комплексе проблем, связанных с воспитанием экологичной личности, мы выделяем в качестве ключевой проблему формирования у детей отношения к красоте природы как духовно-эстетической ценности. Ценностное отношение к красоте природы понимается нами как внутренняя по зиция личности, подразумевающая эмпатию, чувство сопричастности природе и отражающая восприятие ее красоты в качестве универсального закона жизни, что воплощается в созидательной деятельности в окружающем мире на основе гармонии и равновесия.

\ 2. В отличие от сложившейся системы приобщения дошкольников к национальным традициям на основе дифференцированного подхода, мы предлагаем интегративный подход в обращении к фольклору разных народов в многоэтническом воспитательном пространстве. Интегративный подход акцентирует характерное и общее для традиционных культур чув- , ственно-эстетическое восприятие природы (воплощение в народном искусстве красоты одухотворенной природы, переживание родства, единения и гармоничного взаимодействия с ней человека) и способствует эффективному формированию у дошкольников ценностного отношения к красоте природы.

3. Разработанная нами технология формирования у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора позволяет трансформировать в современный воспитательный процесс приемы народной педагогики, что обеспечивает , накопление образных представлений о красоте природы родного края, практическое освоение детьми моделей ценностного поведения: эмоциональной отзывчивости, эмпатии очеловеченным образам природы, идентификации себя с положительными героями фольклорных произведений, переживание ответственности за «живую» природу в игровых ситуациях.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (235 источников), приложения, содержащего таблицы, схемы.

Формирование у детей ценностного отношения к красоте природы как педагогическая проблема

На современном этапе происходит интенсивная перестройка системы дошкольного воспитания. Исследователями подчеркивается, что в новых социально-экономических условиях важно воспитывать ребенка как личность, обладающую теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. При этом отмечается сложность современной переломной эпохи. Так, в статье З.И. Равкина анализируются процессы, связанные «с обесцениванием культурных традиций, прежних идеологиче- ских и этических устоев общества, с их дискриминаций и поспешной заменой новыми идеалами и целями» (173, с. 87). В работе В.А. Сластенина указывается на девальвацию традиционных общественных ценностей в связи с преобразованиями в современном мире, что приводит к необходимости анализа и разработки ценностного содержания воспитания подрастающего поколения (192, с. 4). В исследовании М.С. Кагана подчеркивается острота проблемы, жизненная важность ее понимания «для выработки оптимальной стратегии выживания и развития человечества на нынешнем критическом этапе его жизни и для реорганизации в соответствии с нею всей педагогической деятельности» (81, с. 14).

В нашем исследовании в качестве ключевого выдвигается понятие «ценностное отношение к красоте природы». Осознание проблемы формирования у детей ценностного отношение к красоте природы как важнейшей педагогической проблемы в современном воспитании теснейшим образом связано с ценностными переориентациями в общественном сознании.

Доминантой в системе духовных установок современного общества выступают экокультурные ценности. Понятие «экология» стремительно вошло в жизнь современного человека и охватило все сферы его бытия. Угроза экологической катастрофы, которая вплотную встала перед человечеством, ускорила процессы осмысления экологической проблемы как глобальной, связанной со сложным комплексом социальных, культурных, природных явлений, способствовала активному внедрению экологических идей в качестве приоритетных, основополагающих во все структуры и сферы общественной жизни.

Программа «Повестка дня на XXI век», принятая в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (171), стала своеобразной точкой отсчета и закрепления новой системы ценностей в международном масштабе. В программе закреплена концепция устойчивого развития общества и природы (концепция устойчивого развития - «sustainable development»- сформулирована в докладе 1987 года Международной комиссией по окружающей среде и развитию). Н.Н. Мои- -сеевым устойчивое развитие сформулировано как развитие, которое «удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности» (129, с.48). В концепции устойчивого развития сформулированы понятия потребностей и ограничений общества, охарактеризованы модели государственного развития с точки зрения сохранения окружающей среды, отражены проблемы окружающей среды, вопросы демографии, здоровья и уровня жизни людей. Важнейшим выводом конференции явилось положение о необходимости превращения концепции устойчивого развития В СИС- тему духовных и профессиональных установок человечества.

Положения, сформулированные в концепции устойчивого развития, закрепляют новую ценностную доминанту современного общества. Их реализация напрямую связана с реорганизацией системы общего д профессионального образования, с выработкой мировой стратегии воспитания подрастающего поколения сообразно идеям экологического гуманизма.

Сегодня человечество столкнулось с проблемами, затрагивающими инте ресы всех стран и народов, решить которые можно только общими усилиями, поскольку они имеют глобальный характер - нарушение экологического равновесия, угроза мировой войны. Судьбы стран и судьбы отдельных людей сегодня зависят от осознания необходимости перехода из состояния враждебности, неприятия чужого мнения к психологии сотрудничества, терпимости, понимания различных оценок восприятия жизни. Потому так остро встает проблема выработки нового педагогического , мышления, включающего современные представления о целостности мира, его всеединстве, взаимозависимости, ответственности человека за него. Воспитание подрастающего поколения в духе экологических идей осознается как основа формирования нового образа жизни общества, социального идеала личности, находящейся в гармонии с окружающей социо-природной средой, и выдвигается в качестве важнейшей проблемы современности, от которой зависит выживание человечества.

Интегративный подход к использованию фольклора русского и башкирского народа в формировании у детей ценностного отношения к красоте природы

Многоэтническая структура воспитательного пространства, в котором происходит развитие детей Башкортостана, вносит дополнительные аспекты в рассмотрение проблемы формирования у детей ценностного отношения к красоте природы. В рамках нашего исследования представляется необходимым рассмотрение понятий «интеграция» и «интегративный подход» в педагогическом процессе.

В «Большой Советской энциклопедии» интеграция трактуется как «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию» (30, с. 495). Интеграция в образовании трактуется как «объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей» (22, с. 109). При этом утвердившимся в педагогике положением является то, что интеграция как целостность и как процесс не является суммой составляющих частей, а выступает качественно новым образованием. Так, в исследовании С.Д. Давыдовой, обобщающем различные подходы к трактовке интеграции в педагогике, дается следующее определение интеграции: «процесс установления существенных связей и взаимодействий между ранее относительно независимыми вещами, процессами, явлениями, определяющий и изменяющий их функционирование в направлении образования некоторой целостности как важнейшей характеристики системности». Результатом процесса интеграции, по выводам исследовате- ля, выступает «качественно новое образование, характеризующееся наличием целостности, внутреннего единства, согласованности и взаимосвязанности между интегрированными компонентами» (55, с. 297).

В работах современных педагогов интеграция выступает -как ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности воспитания. Исследованиям инте-гративного подхода присущи «расширение номенклатуры идей как за счет появления новых, так и за счет конкретизации и напоминания новым содержанием уже известных; движение к внутрипредметному единству и синтезу педагогических знаний; объединение педагогических и психологических идей в целостных концепциях образования; усиление влияния интеграционных идей на практику обучения и воспитания» (183, с. 64). Интегративный подход в профессиональной подготовке педагога выражается в ориентации «на создание творческой обучающей среды, обеспечивающей непрерывное формирование целостного знания, интегрированного комплекса творческих умений будущего учителя в процессе воспитания у него творческого отношения к организации образовательного процесса» (22, с. 109). В исследовании Н. Поддъякова интегративный подход рас- сматривается как наиболее перспективный в современной педагогике, как оптимальный способ формирования всесторонне гармонично развитой личности, т.е. реализации основной задачи педагогики в целом (163, с. 76). Особое распространение идея интеграции получила в области межпредметных связей и различных областей знаний в образовательном процессе: в работах B.C. Безруковой, Г. Кириловой, Н. Светловской, Н.П.

Шишлянниковой, Е. Яковлевой (19, 82, 188, 216). Достаточно подробно и глубоко исследован аспект интегративого подхода к взаимодействию искусств в воспитательном процессе: в работах Н.С. Антонова, С.Д. Давыдовой, Е. Кабковой, Т.С. Комаровой, Ю.Н. Рюминой, Л. Савенко, В.И. Само-хваловой, Т. Суховой, P.M. Чумичевой, Б. Юсова (5, 55, 87, 18, 187, 213, 230). Выводы исследователей в области межредметной интеграции необходимы в качестве теоретической основы для решении задач, поставленных в нашей работе.

В частности, выделение условий, при которых возможна интеграция учебных предметов, осуществленное в работах Ю.И. Дик, А.А. Пинского, В.В. Усанова (62), оказываются значимым и для решения проблемы интеграции различных национальных традиций в воспитательном процессе. Исследователи выделяют следующие условия интеграции учебных предметов: - объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими; - в интегрируемых учебных предметах используются одинаковые , или близкие методы исследования; - интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерно стях, общих теоретических концепциях.

Важным в контексте нашего исследования является анализ и выделение форм интеграции, предпринятый в педагогических исследованиях. Ю.С. Тюнников (202) выделяет следующие формы педагогической интеграции: - предметно-образная: направлена на формирование у обучающихся целостных представлений о духовной, социальной, природной и техниче- , ской сферах объективной действительности; - понятийная: направлена на формирование комплексных, междисциплинарных понятий; - мировоззренческая: позволяет объединить самые различные научные факты, законы, гипотезы и выстраивать их в систему; - деятельностная: связана с формированием обобщенных способов деятельности; - концептуальная: выводит интегрирование объектов на появление новых оценок, ценностных ориентации, новых взглядов и отношений, норм, идей; - формально-логическая: фиксирует степень плотности и устойчивости связей между объектами, вступившими в интеграцию.

В педагогических исследованиях выявлены уровни интеграции, что также важно в решении задач нашей работы. В терминологии С.Д. Давыдовой уровни интеграции определяются следующим образом: - конвергенция: сближение разнородных элементов, имеющих какие-то общие свойства; - взаимодействие: установление более тесных связей, соотнесение элементов; - комплекс: упорядочение отношений между элементами на основе выделения базисного, доминантного; - синтез: глубокое слияние и неразрывность элементов в новой целостной динамической системе (55, с. 297).

Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы по формированию у детей ценностного отношения к красоте природы

Для реализации поставленных цели и задач диссертационной работы нами была проведена опытно-поисковая работа, которая включала три этапа: исходно-установочный, содержательный и итогово-результативный.

Исходно-установочный этап явился начальной точкой отсчета для анализа последующих изменений, произошедших в процессе формирования у детей ценностного отношения к красоте природы средствами фольклора. Цель исходно-установочного этапа опытно-поисковой работы: выявить начальный уровень сформированности ценностного отношения к красоте природы у детей в группах, условно названных экспериментальными и контрольными. Задачи исходно-установочного этапа опытно-поисковой работы: 1. Эмпирический анализ состояния проблемы формирования у детей ценностного отношения к красоте природы средствами фольклора в многоэтническом пространстве. 2. Разработка диагностических заданий по выявлению уровней сформированности у детей ценностного отношения к красоте природы. 3. Проведение диагностических заданий по выявлению начального уровня сформированности у детей ценностного отношения к красоте природы и анализ результатов.

Эмпирический анализ состояния проблемы формирования у ребенка ценностного отношения к красоте природы средствами фольклора в многоэтническом пространстве осуществлялся в разных формах. Проходило интенсивное обсуждение проблемы взаимодействия традиций русской и башкирской народной педагогики в воспитании детей на семинарах и кон ференциях, в процессе общения и обмена творческими идеями с педагогами детских образовательных учреждений. Происходило изучение, систематизация, теоретическое осмысление и обобщение практического опыта в области этнопедагогики. Складывалось собственное понимание педагогической значимости синтеза фольклорных традиций разных народов в вое- . питании детей в условиях многонациональных регионов Российской Федерации. Выстраивались основные методические позиции в вопросе организации взаимодействия детей с фольклорными образами русского и башкирского народа, определялись пути реализации потенциала народного творчества в формировании у детей ценностного отношения к красоте природы.

Обобщение и анализ эмпирического материала были связаны с необходимостью выяснить, что уже достигнуто в широкой практике, и уточнить наши предположения о путях осуществления воспитания детей сред- . ствами фольклора при интеграции различных национальных традиций. Анализ эффективности обращения к фольклору в педагогической практике осуществлялся по следующим направлениям: - образно-содержательное: обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка через взаимодействие с фольклорными образами, воплощающими красоту природы и гармоничные взаимоотношения человека с живой и одухотворенной природой; - эмоционально-мотивационное: развитие эмоциональной отзывчивости к образам природы, воплощенным в фольклоре русского и башкир- . ского народов, аккумулирование и закрепление в эмоционально-чувственном опыте ребенка представлений о красоте природы как духовно-эстетической ценности; - действенно-практическое: оформление ценностного отношения к красоте природы, которое реализуется в поведении ребенка - в гармоничных, жизнеоберегающих взаимодействиях с очеловеченными образами природы в игровых ситуациях.

Первое направление опытно-поисковой работы включало в себя выявление особенностей воспитания детей средствами фольклора по образно-содержательному критерию. С этой целью были проанализированы современные программы экологического воспитания в период детства. Анализ программ показал, что большинство из них включает в свои задачи овладение детьми знаниями о законах окружающего мира в образной форме, предусматривает обращение к фольклорным жанрам, в которых воплоще- ны образы нравственного поведения человека в окружающей среде, в отношении к своему здоровью. Искусство, в том числе и фольклор, остро востребовано в экологическом воспитании периода детства, что ярко проявляется в содержании современных инновационных программ. Приведем в пример наиболее известные из них.

Так, цель программы «Юный эколог» (С.Н. Николаевой) - заложить начала ценностного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам. Значимая роль в реализации этой цели отведена в программе творческим процессам: рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам, из- готовлению самодельных книг, словесно-литературному творчеству.

Содержание программы «Мы - земляне» (Н.К. Вересова) интегрируется вокруг идеи «приобщения растущей личности к природе». Ребенок и взрослый в данной программе совместно открывают и осваивают, средства, накопленные культурой различных народов (игры, сказки, произведения декоративно-прикладного и устного народного творчества), используют их для творческого самовыражения в стихах, рисунках и т.д.

В программе «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжова) внимание уделяется формированию ценностных эколого-гуманистических ориентации у -детей. Существенное место в программе занимает художественно-эстетическая деятельность детей: рисование, лепка, конструирование и др.

Целью программы «Планета - наш дом» является развитие у детей чувства красоты природы, открытия ее разнообразия и уникальности. Природная среда выступает источником формирования у детей ярких художе ственных образов. Художественно-продуктивной деятельности отводится в программе значительное место как средству приобщения детей к красоте природы.

Программа «Мы» (Н.Н. Кондратьева) направлена на формирование у детей преставлений о целостности и самоценности явлений природы. Средствами обогащения эмоционально позитивного опыта общения с природой выступают ролевые игры, рисование, конструирование.

Программа «Окружающий мир» (Л.В. Тарасов, Т.А. Пушкарева) нацелена на эколого-эстетическое развитие детей. В центр внимания ставится понятие красоты, изучаются понятия «симметрия», «гармония», «уравновешенность». Через призму красоты дети общаются с окружающим миром природы и искусства.

Технология формирования у детей ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора

Для наглядного описания технологии формирования у детей ценностного отношения к красоте природы мы применяем метод моделирования, подразумевая под моделью целостную совокупность взаимосвязанных элементов, служащую достижению целей и задач развития ребенка. Предлагаемая модель включает в себя: целевой блок (цели и задачи), содержательный блок (программа и принципы е реализации), процессуально-технологический блок (педагогические условия, деятельность, методы, средства), результативно-оценочный блок (критерии, показатели, диагно стический инструментарий оценки уровня развития). Каждый из блоков модели несет информацию о воспитательном процессе (рис. 1).

Целевой блок включает в себя цели и задачи, сформулированные следующим образом. Цель: формирование у детей ценностного отношения к красоте природы. Задачи: - формирование у детей тезауруса художественно-образных представлений о красоте природы и гармоничных взаимодействиях с ней человека; - развитие эмоциональной отзывчивости к образам природы, очеловеченным и одухотворенным в народном искусстве; - формирование в игровом опыте детей моделей ценностного (гармоничного, жизнеоберегающего) поведения в окружающей среде.

В содержательный блок входит авторская программа «Образы природы родного края в играх русских и башкирских детей» (см. Приложение № 1) предназначенная для детей старшего дошкольного возраста. Подбор материала к занятиям по программе осуществлен в логике интегративного подхода. Это означает, что тематика каждого занятия раскрывается на примерах и русского, и башкирского народного творчества.

Так, содержание темы «Единство природы и человека в народном календаре» раскрывается через идею единых корней в народном мировосприятии русских и башкир, выражающихся в представлениях о единстве человеческого и природного начала. Подтверждением этой идеи служат примеры одушевления природных явлений, обращение к ним, как к живым существам, в фольклоре русского и башкирского народов. Дети знакомятся со сказками, песнями, загадками, с ритуалами праздников народного календаря, близкими по смыслу у русских и башкир. В отобранных для занятий произведениях фольклора воплощены одухотворенные образы красоты природы, «сформулированы» в образной форме правила гармоничного взаимодействия и взаимопомощи человека и природы.

В теме «Осенние народные праздники» центральное место занимает знакомство с обычаями помощи соседям при заготовках на зиму, свойственные русским и башкирам. В то же время, при акцентирования единых смыслов праздничных ритуалов, раскрываются и их национальная специфика: праздник «гусиной помощи» у башкир, «капустники» у русских и т.д.

Тема «Мифология жилища и хозяйственной деятельности» акценти- ; рует значение семьи, дома, обычаи почитания старших, единые для традиционных культур разных народов. В занятиях по изо-деятельности дети знакомятся с общими значениями башкирского и русского народного орнамента.

Каждую тему программы завершают развлечения. Для темы «Зимние народные праздники» предусмотрено праздничное развлечение «Масленица», а тему «Весенние народные праздники» завершает «Сабантуй». Причем сценарии этих праздников разработаны с учетом акцентирования общих, объединяющих моментов: основу сценариев составляют командные игры-соревнования, ритуалы угощения национальными блюдами, коммуникативные фольклорные танцы. Завершает весь цикл занятий развлечение «Башкортостан - наш дом родной». Сценарий развлечения включает стихи, песни, рассказы, звучащие на русском и башкирском языках и воспевающие красоту башкирского края - родного для всех, кто живет на этой земле, независимо от его национальности.

Программа «Образы природы родного края в играх русских и башкирских детей» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-ти - 6-ти лет. Этот возрастной этап в развитии ребенка связан с интенсивным накоплением социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.

Похожие диссертации на Формирование у дошкольников ценностного отношения к красоте природы на основе интеграции русского и башкирского фольклора