Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Овсянникова Оксана Александровна

Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства
<
Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Овсянникова Оксана Александровна. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2003 185 c. РГБ ОД, 61:03-13/1431-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Толерантность как предмет педагогического исследования 15

1.1. Понятие «толерантность» в философии, психологии и педагогике 15

1.2. Возрастные особенности проявления толерантного отношения дошкольников друг к другу 40

Выводы по первой главе 58

ГЛАВА 2. Искусство в процессе формирования толерантного отношения дошкольников друг к другу 59

2.1. Произведения искусства и толерантное отношение человека к «Другому» 59

2.2. Методы и приемы, способствующие формированию толерантного отношения дошкольников к сверстникам 79

Выводы по второй главе 93

ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по формированию толерантного отношения дошкольников друг к другу на музыкальньгх занятиях 95

3.1. Исходные показатели и уровни сформированности толерантного отношения у старших дошкольников 95

3.2. Комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях 111

Выводы по третьей главе 134

Заключение 137

Библиографический список 140

Приложения 159

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Одной из главных задач современного этапа развития образования является освоение ребенком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных (Дж. Милль, М. Лютер, Дж. Харрингтон, П. Кинг, П. Гардинер, Дж. Ролз, Э. Гутман) и отечественных (Г. Солдатова, М. Поташник, Э. Соколова, А. Асмолов, А. Хараш, Е. Насиновская) ученых определяется термином «толерантность».

Согласно декларации ЮНЕСКО 1994 года «...рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужнок ч внедрить непосредственно в школьную среду, в ее нравственную атмосферу, ввести во все межличностные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания». Основными способами развития толерантности в школьной среде, указанными в декларации ЮНЕСКО, являются внедрение демократических форм управления, персонализированные методики обучения, использование активных методов обучения и групповой работы детей, обсуждение моральных аспектов, анализ различных конфликтов, их причин и следствий, изучение иностранных языков как средство понимания других культур.

Необходимость формирования толерантного отношения между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны, - слабо развитая Д произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение tf контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, ). что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам (Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Р.С. Буре). Негативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют ограниченным опытом и ограниченными возможностями детей, что приводит к возникновению у одних детей пассивности, а у других — усиления агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях к сверстникам.

Толерантность как условие равнопартнерских отношений дошкольников рассматривается Л. Парамоновой, Т. Алиевой, А. Арушановой, Г. Голдаевой. Эти авторы анализируют толерантность в связи с диалоговыми формами общения детей, в ходе которых формируется способность признавать различные точки зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение. Г. Голдаева ,4 ч выявляет возможности конструктивного диалога в принятии и понимании детьми дошкольного возраста друг друга

Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой. Одним из ее аспектов является становление, развитие и формирование межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения, чему посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин и др.). Формированию взаимоотношений детей в детском саду и семье посвящены работы В.К. Котырло. Во многих исследованиях показано, как с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно « развивается его общение с детьми, формируются коллективистские . отношения (Д.В. Менджерицкая, Р.А. Иванкова, Р.И. Жуковская, А.П. Усова). Влияние успешности продуктивной деятельности ребенка на его отношения со сверстниками в группе детского сада рассматривается Л.Д. Бухтиаровой, А.А. Рояк. Однако вопрос формирования именно толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста остается пока малоизученным как в психологии, так и в дошкольной педагогике. Исследователи обращают внимание лишь на отдельные характеристики данного качества личности у дошкольников — в основном на общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Степень разработанности проблемы исследования. В трудах отечественных (Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Г. Якобсон) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.) ученых отмечается ведущая роль искусства в формировании понимания человеком другого человека. По их мнению, искусство открывает ребенку примеры терпимости во взаимоотношениях людей как в процессе его восприятия, так и в процессе создания коллективного художественного продукта. Эти же идеи обнаруживаются в работах по дошкольному художественному воспитанию. Так, Н. Басина, и О. Суслова указывают, что в процессе создания дошкольниками художественного продукта в живописи, литературе или музыке, дети учатся творчески взаимодействовать, слушать друг друга, принимать и развивать идею сверстника. Н.А. Ветлугиной и А.Н. Зиминой рассматривались приемы формирования сопереживания другому человеку, уважительного отношения к нему, взаимопонимания в процессе восприятия искусства и создания художественного продукта.

Анализ литературы показал, что отношения детей друг к другу являются проблемой, которая рассматривается с тех или иных позиций исследователями и вызывает интерес у педагогов-практиков. В работах О.П. Радыновой, СИ. Бекиной, Е.Н. Соковниной подчеркивается, что в процессе восприятия искусства у дошкольников развивается способность к сопереживанию чувствам другого человека. Музыкальные руководители в детских дошкольных учреждениях уделяют много внимания взаимоотношениям детей в процессе создания художественного продукта и в процессе восприятия искусства. Однако недостаточная разработанность вопроса формирования толерантного отношения дошкольников к своим сверстникам в ходе музыкальных занятий как в теории, так и в методике не позволяет эффективно решать эту проблему в процессе художественного и музыкального воспитания дошкольников.

Необходимость данного исследования определяется противоречиями между:

- потребностью современного общества в совершенствовании человеческих отношений и уровнем решения проблемы формирования толерантного отношения детей друг к другу в дошкольной педагогике;

- необходимостью формирования толерантного отношения у дошкольников к сверстникам и отсутствием обоснованного методического обеспечения такого процесса;

- необходимостью выявления методов и приемов формирования толерантного отношения у дошкольников средствами искусства и малой их разработанностью в педагогической теории и практике.

Из противоречий вытекает проблема исследования: каковы методы и приемы, способствующие формированию толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства?

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования:

«Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства».

Цель исследования: обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам средствами искусства.

Объект исследования — процесс нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования: формирование толерантного отношения у старших дошкольников средствами искусства на музыкальных занятиях будет успешным, если:

- сущностными характеристиками толерантности считать такие качества личности ребенка дошкольного возраста как единство с другими или открытость другим людям, забота о другом человеке и справедливость в отношениях между людьми;

- дошкольникам будут предоставлены эталоны понимания и принятия одним человеком другого человека в двух формах эстетической деятельности детей: восприятии искусства и создании художественного продукта;

- методами и приемами, способствующими формированию толерантного отношения у старших дошкольников друг к другу на музыкальных занятиях будут являться: метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога, приемы интонационной импровизации, пластического интонирования, театрализации, «персонализации». условием реализации данного процесса будет являться использование комплекса методов и приемов, вытекающего из взаимосвязи двух форм эстетической деятельности: восприятия искусства и создания художественного продукта.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1.Определить и обосновать возрастные особенности проявления толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам.

2. Определить педагогические возможности искусства в формировании толерантного отношения дошкольников друг к другу.

3. На основе сущностных характеристик понятия толерантности, а также на основе возрастных особенностей проявления толерантного отношения у дошкольников друг к другу, определить показатели и уровни сформированности толерантного отношения у дошкольников к сверстникам.

4. Выявить и обосновать методы и приемы, формирующие толерантное отношение у старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях.

5. Обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс методов и приемов формирования толерантного отношения дошкольников друг к другу на музыкальных занятиях.

Методологической базой исследования являются гуманистическая теория (А. Маслоу, К Роджерс); теория гуманистической направленности искусства (Г. Гегель, И. Кант, Н.Г. Чернышевский); теория формирования отношений в структуре личности (В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина), теория отношения людей на основе общности свободных и равноправных существ (Э. Фромм, А. Тэйлор), теория восприятия искусства как обмена общечеловеческими ценностями (М.С. Каган), идея о приоритете духовного воспитания ребенка в процессе художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая).

База научного исследования: экспериментальная работа осуществлялась в ДОУ № 92, в ДОУ № 97, в Центре эстетического воспитания «В доме Буркова», г.Тюмени, в ДОУ №16 г. Талица Свердловской области. В экспериментальной работе принимали участие около 150 воспитанников детских садов старшего дошкольного возраста.

Основные этапы исследования:

На первом (1999-2000г.г.), теоретико-поисковом этапе осуществлялось изучение педагогической, психологической и философской литературы по проблеме толерантности и толерантного отношения людей друг к другу. Анализировалась музыкально-педагогическая, психологическая, методическая литература, а также литература по нравственному воспитанию, раскрывающая особенности воздействия искусства на человека в процессе его восприятия и в процессе создания художественного продукта. Была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы экспериментальной работы; подобраны и разработаны методы диагностики; сформулирована гипотеза исследования.

На втором (2000-2001г.г.), экспериментальном этапе осуществлялась работа на констатирующем и формирующем этапах исследования; определялся комплекс методов и приемов, способствующих формированию толерантного отношения у детей средствами искусства; составлена программа эксперимента, осуществлена ее апробация.

В ходе третьего (2000-2003 г.г.), завершающего этапа проверялись теоретические и, практические положения исследования; были произведены итоговый срез, систематизация, обобщение и анализ результатов исследования, формулировались выводы; осуществлялось оформление научно-исследовательской работы.

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования - и эмпирические: экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный.

Научная новизна исследования заключается:

- в определении и обосновании возрастных особенностей

• толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам,

,, проявляющихся в открытости другим людям, справедливом отношении к

другому ребенку, в выражении сочувствия и в желании оказать помощь

другому ребенку;

- в выявлении взаимообусловленных показателей

сформированности толерантного отношения у дошкольников к сверстникам: единство с другими, готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику, равноправие между детьми;

- в выявлении и обосновании методов и приемов формирования толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях: метода побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метода конструктивного диалога, приемов интонационной импровизации, пластического интонирования, НІ театрализации, «персонализации» героя.

-, Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении сущностных характеристик понятия «толерантность» в философии, психологии и педагогике, проявляющихся в единстве или открытости другим людям, заботе о другом человеке и справедливости в отношениях между людьми; в определении педагогических возможностей искусства в понимании и принятии человеком другого человека в двух формах эстетической деятельности детей — восприятии искусства и создании художественного продукта.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении диагностических заданий, основанных на методиках ряда авторов, направленных на выявление уровня сформированности толерантного отношения дошкольников друг к другу; во внедрении методических разработок по развитию толерантного отношения у старших дошкольников к сверстникам на музыкальных занятиях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и я научных выводов определяется комплексным и многоаспектным рассмотрением проблемы исследования, сочетанием различных теоретических и эмпирических методов, отвечающих целям и задачам исследования; использованием диагностических методов других авторов; экспериментальной проверкой теоретических положений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования внедрены в практику музыкальных занятий в ДОУ №92, ДОУ №97, в Центре эстетического воспитания «В доме Буркова» г.Тюмени, в ДОУ №16 г. Талица Свердловской области. Материалы исследования внедрены в содержание лекционных курсов «История музыкального образования» и «Методика преподавания музыки» для студентов Тюменского государственного института искусств и культуры, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», в курс лекций по «Методике музыкального воспитания в дошкольных учреждениях» для учащихся педагогического колледжа № 1 г. Тюмени. Материалы исследования, его результаты обсуждались на научно-практических конференциях Всероссийского и регионального значения: «Формирование духовной культуры личности в условиях Западно-Сибирского региона» (Тюмень, 1997), «Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски» (Екатеринбург, 2003), на заседании кафедры естествознания и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Восприятие дошкольниками художественных произведений побуждает их к принятию героя произведения и сопереживанию ему, а создание детьми художественного продукта стимулирует к внесению каждым участником этого процесса своей доли в этот процесс, к использованию эталонов толерантного отношения между людьми, продемонстрированных дошкольниками в искусстве, и перенесением такого отношения в повседневную жизнь детей.

2. Показателями сформированности толерантного отношения у старших дошкольников, выявленными на основе сущностных характеристик понятия «толерантность» и на основе возрастных особенностей проявления толерантного отношения у дошкольников друг к другу, являются: единство с Другими как принятие сверстника, равноправие между детьми - восприятие сверстника как самого себя и положительное оценивание его действия, готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику как выражение сочувствия и оказание вербальной или практической помощи сверстнику при его затруднениях.

3. Методами и приемами, способствующими формированию толерантного отношения у дошкольников друг к другу на музыкальных занятиях, являются метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога, приемы интонационной импровизации, пластического интонирования, театрализации, «персонализации».

4. Комплекс методов и приемов, способствующих формированию толерантного отношения у дошкольников друг к другу обусловлен взаимосвязью самих методов и приемов, взаимосвязью различных видов искусства, используемых на музыкальных занятиях, взаимосвязью двух форм эстетической деятельности детей: восприятием искусства и созданием художественного продукта. В процессе восприятия различных видов искусства дошкольник учится понимать и принимать другого человека, а в процессе создания художественного продукта он применяет полученные знания в практике взаимоотношений со сверстниками.

Понятие «толерантность» в философии, психологии и педагогике

Для изучения проблемы формирования толерантного отношения у старших дошкольников средствами искусства необходимо выявить сущность понятия «толерантность», определить его особенности и дать наиболее приемлемое понятие для темы нашего исследования.

Толерантность от латинского tolerantia означает терпение [146]. В большом толковом психологическом словаре дается двойственное понимание толерантности. С одной стороны, этот термин рассматривается в положительном аспекте, в том смысле, что толерантность включает защиту убеждений и ценностей других и признание плюрализма, а также что истинно толерантный, терпимый человек будет противостоять любой попытке помешать их свободному выражению. С другой стороны, определение толерантности рассматривается в отрицательном смысле, подразумевающем, что толерантность является своего рода неестественным воздержанием, смирением с поведением, убеждением и ценностями других [21]. Это понимание термина вытекает из того, что человек способен выносить стресс, напряжение без серьезного вреда. Таким образом, данный термин имеет двойственный характер. Эта двойственность проявляется в его активном и пассивном характере. В первом случае толерантности свойственны уважение прав, привычек и поступков других людей при свободном самовыражении, а также справедливая защита своих и чужих ценностей. Толерантность в позитивном смысле также предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний, владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим — овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности.

Во втором случае пассивному характеру толерантности свойственно конформное отношение к поведению, убеждениям и ценностям других людей, отличающихся от них самих.

В данном исследовании мы будем опираться на первую точку зрения. Поэтому понятие «толерантность» принимается нами не как невмешательство, а как принятие права другого субъекта мыслить и действовать иными отличными от себя способами, при этом не обязательно соглашаясь с позициями или поведением данного субъекта. В связи с этим для нас является важным формирование активной творческой личности, неравнодушной к чужим проблемам, способной справедливо оценивать и отстаивать как свои, так и чужие убеждения и ценности. Ребенок, воспитанный в духе толерантного отношения к другим, способен адекватно воспринимать любую ситуацию, в том числе и конфликтную, способен вести диалог и находить приемлемый выход из создавшегося положения. В наше нестабильное время очень важно научиться находить баланс в поведении и в отношении к другим людям, при этом сохраняя чувство собственного достоинства. К сожалению, проблемы взрослого общества зачастую находят свое отражение в детских коллективах, в том числе и дошкольных. Дети нашего времени порой бывают агрессивны, замкнуты, не умеют вести доброжелательный диалог, у многих подорвано физическое и психическое здоровье, что отражается на отношении к другим детям.

Американский словарь «American Heritage Diktionary» определяет толерантность как «способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [175]. Но это определение, по нашему мнению, является неполным, так как толерантность, как указывалось, - это не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, а признание и уважение других людей, которые отличаются от нас самих, признание как отдельных личностей, так и социальных и этнических групп, к которым они принадлежат.

Понятие «толерантность» варьируется в зависимости от того, в каком контексте этот термин используется. Толерантность в социальном контексте может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. Например, в социологическом энциклопедическом словаре толерантность трактуется как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям» [147]. В этом словаре дается и другое значение термина «толерантность». Толерантность рассматривается как «выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам» [147].

Г.У. Солдатова проводит сравнительный анализ понятия «толерантность» в английском, французском, китайском и русском языках. В соответствии с Оксфордским словарем «толерантность» означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь» [73]. Во французском языке «толерантность» понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным, значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском - это понятие означает «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим». В персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Возрастные особенности проявления толерантного отношения дошкольников друг к другу

В первой главе работы нами были выявлены три основные сущностные характеристики толерантности: - единство или открытость к другим людям, основанные на принятии другого человека таким, какой он есть; - забота о другом человеке, выражающаяся в сочувствии и желании оказать помощь; - справедливое отношение людей друг к другу, основанное на равноправии каждого человека.

Данный параграф будет посвящен рассмотрению особенностей проявления толерантности у детей дошкольного возраста. Ученые (Л. Парамонова, Т. Алиева, Б.Р. Борщанская, Р.С. Буре, Т.А. Репина и др.) утверждают, что возрастные особенности детей дошкольного возраста, с одной стороны, предполагают высокий уровень активности, инициативности, любознательности, с другой стороны, им присущи ограниченные возможности: слабо развитая произвольность поведения и чувство безопасности, эмоциональность, импульсивность, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, что нередко может приводить к нежелательным поступкам.

Факты, как экспериментальные, так и полученные посредством наблюдений (Е.О. Смирнова. Г.Р. Хузеева) подтверждают, что дети часто проявляют враждебность и эгоизм по отношению к своим сверстникам и другим людям. Но эти же данные показывают, что столь же часто дети обнаруживают великодушие, щедрость и способность к сотрудничеству по отношению к своим сверстникам. Главным принципом, определяющим соотношение агрессии и доброты в поведении ребенка, по мнению

А. Маслоу, является принцип безопасности. Если ребенок чувствует себя незащищенным, если у него отсутствует чувство доверия и безопасности, если его потребности в любви, в принадлежности и в уважении не получают удовлетворения, то такой ребенок будет вести себя эгоистично и агрессивно. И, наоборот, если ребенка любят, уважают, доверяют ему, он будет любить и уважать своих близких. Нарушение принятых норм поведения, негативные проявления, по мнению ученых (Т. Алиева, Л. Парамонова), объяснимы ограниченным опытом и возможностями детей, то есть отсутствием свободы. Постоянное «нельзя» в условиях, провоцирующих неправильное и небезопасное поведение ребенка, приводит к возникновению у одних пассивности, а у других - усиления агрессивности, деструктивных тенденций. Во взглядах ученых детская враждебность носит не инстинктивный, а скорее реактивный, или защитный характер, поэтому очень важно с ранних лет относиться к ребенку как к равноправной личности и воспитывать его в духе взаимного уважения и любви.

Л.Н. Проколиенко отмечает, что для дошкольника актуальна потребность в «приобщенности» к социально одобряемым образцам поведения. Особенностью детского дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. Однако подражать дети могут как положительным, так и отрицательным героям: сверстникам, взрослым, персонажам мультфильмов и кинофильмов.

Кроме возрастных особенностей дошкольников, присущих всем детям этого возраста, существуют и индивидуальные особенности, которые нельзя не учитывать. Исследования Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной показывают, что даже в одном возрастном периоде дети различаются по типам отношения к сверстникам. Одни дети (личностный тип) неравнодушно относятся к своим сверстникам, искренни в

выражении чувств, способны объективно оценить себя и другого, справедливо относиться друг к другу, оказывать помощь. Другие (эгоистический тип) - заинтересованы в сверстнике как в помощнике для осуществления собственных целей (при этом они не учитывают мнения и желания своего товарища). Есть дети (конкурентный тип), которые склонны к положительной самооценке и отрицательной оценке сверстника. Они неравнодушны к сверстнику, но ревниво относятся к его успехам и не желают оказывать какую-либо помощь. Дети положительно-пассивного типа (определение Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной) показывают нейтральное отношение к сверстникам, они не стремятся к взаимопониманию и симпатии, на основе которой должно быть построено нормальное доброжелательное и заинтересованное отношение сверстников друг к другу. Все типы детских отношений (кроме личностного), выделенные психологами, либо противоречат толерантному отношению детей к своим сверстникам, либо признаки толерантности проявляются в них лишь частично. Таким образом, проблема формирования толерантного отношения в дошкольном возрасте существует, она обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей этого возраста.

Произведения искусства и толерантное отношение человека к «Другому»

Многочисленные шедевры во всех видах, жанрах и направлениях искусства отражают нормы, социальную практику отношения людей между собой в прошлом и настоящем. Искусство приобщает к огромному духовному опыту человечества, сконцентрированного в нем, в том числе и опыту отношения людей друг к другу. Все искусства дают человеку представления о прекрасном и безобразном, о красоте, добре и человечности, о гуманном отношении к людям.

О возможностях воздействия искусства на нравственные и эстетические стороны развития человека говорили многие ученые в различные исторические периоды. Еще древнекитайские авторы (Конфуций) указывали на ведущую роль искусства в общественном воспитании человека. Многие античные философы (Аристотель, Платон) считали, что без искусства невозможно общественное воспитание и нормальное поведение и жизнь человека в обществе. Аристотель подчеркивал, что в воспитании первую роль должно играть прекрасное. Ведущим средством античного воспитания признавалась музыка, в понятие которой древние греки включали и танцы, и декламацию. Внимание к музыке как к ведущему средству воспитания античные мыслители объясняли тем, что этот вид искусства, по их мнению, в наибольшей мере отражает нравственную жизнь, а значит влияет на нравственную сторону души человека.

Философы эпохи Возрождения (Лоренцо Валло, А. Ференцуола и др.) подчеркивали значение искусства, прежде всего, изобразительного, во всестороннем развитии индивидуальности. Они прославляли свободного человека и его достоинства, гармонию тела и духа.

Философы эпохи просвещения (Ж.Руссо, Д.Дидро, Г.Лессинг) подчеркивая воспитательную функцию искусства, говорили о его значении для формирования лучших гражданских качеств человека. В частности, Д. Дидро считал, что искусство должно приобщать людей к великим и прекрасным деяниям, так как оно учит человека видеть прекрасное и действовать в соответствии с идеалом красоты и нравственности. Нравственное воспитание человека считал главной задачей искусства и Г. Лессинг. Лучше всего, по его мнению, реализуют воспитательные задачи театр и художественная литература.

Русские мыслители 19 века В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов говорили о широком общественном содержании искусства, а не только о прекрасном как единственном его содержании. Они подчеркивали нравственное и эстетическое значение искусства. В.Г. Белинский говорил, что без развитого эстетического чувства нет нравственной личности. Он считал обязательным развивать в людях с раннего возраста способность откликаться на искусство всем сердцем и искать в нем ответы на большие вопросы человеческой жизни. Искусство, по мнению Н.Г. Чернышевского, способно говорить человеку о нем самом, возбуждать потребность в самокритике, самооценке своего прошлого и настоящего.

Философы XX века (А.И. Буров, А.Ф. Еремеев, М.С. Каган) считают, что в искусстве раскрывается социальная сущность человека. По мнению А.И. Бурова, главным предметом искусства является человеческая жизнь, многообразные отношения людей, их мысли и чувства, их переживания. Именно эта человеческая жизнь в самых различных ее проявлениях отображается в большинстве произведений искусства. Целью искусства, по мнению А.И. Бурова, является формирование целостного человека во всем его многообразии свойств и качеств, и в первую очередь — его духовного облика. М.С. Каган говорит, что «искусство одухотворяет, облагораживает человека, развивает в нем дремавшие духовные потенции» [63. с. 20]. Основной функцией искусства по отношению к человеку он называет развитие его духовного потенциала — его очеловечивание. По мнению М.С. Кагана, искусство помогает обществу социализировать всех своих членов и одновременно предоставляет возможность каждому из них утверждать себя как неповторимую человеческую индивидуальность. Именно эти идеи М.С. Кагана созвучны идеям толерантного отношения человека к другому. Ведь, благодаря искусству, расширяется сфера человеческого общения, человек общается с выдуманными художником персонажами, которых он воспринимает как реальных людей и эмоционально участвует в их судьбах, сочувствует, сострадает.

Отечественные и зарубежные педагоги и психологи также подчеркивают ведущую роль искусства в формировании всех сторон личности ребенка. Еще В.Н. Шацкая писала о том, что основной нравственно-воспитательной задачей искусства является расширение представлений детей о жизни через восприятие произведений искусства. По мнению Н.А. Ветлугиной, первые нравственные представления и понятия, формируются у детей наиболее успешно под воздействием произведений искусства, поскольку без соответствующего эстетического отношения значительно снижается действенность нравственных уроков, преподаваемых взрослыми. А.Н. Зимина говорит о том, что искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания, так как влияет посредством художественных произведений на чувства и мышление людей, воздействует на их взгляды и отношение к окружающему миру.

Б.Р. Борщанская, Р.С. Буре считают активным средством воздействия в нравственном воспитании дошкольников произведения литературы и искусства, книги, картины, скульптуру, музыку, поскольку в художественных образах, увлекательных сюжетах проявляются достоинства и недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине, в скульптуре или в музыкальном произведении, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.

Исходные показатели и уровни сформированности толерантного отношения у старших дошкольников

В констатирующем эксперименте принимало участие 150 детей старшего дошкольного возраста ДОУ №. 92, № 97, Центра эстетического воспитания «В доме Буркова» г. Тюмени, ДОУ № 16 г. Талицы Свердловской области. Мы же приводим результаты констатирующего эксперимента в детском саду № 92 «Красная шапочка» г. Тюмени. В эксперименте принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста: группа «Полянка» и группа «Ветерок». Возраст детей 5-6 лет. Диагностические задания выполнялись с участием 30 детей, по 15 детей в каждой группе.

Целью проведения констатирующего этапа исследования являлось определение уровня сформированное толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам. Задачи исследования: 1. Разработать и обосновать методики констатирующего типа, позволяющие определить уровень сформированности толерантного отношения дошкольников друг к другу по каждому показателю. 2. Провести констатирующие срезы. 3. Произвести анализ полученных результатов.

Исходя из сущности понятий «толерантность» и «отношение», а также опираясь на возрастные особенности проявления толерантного отношения у дошкольников, нами были выделены следующие показатели сформированности толерантного отношения старших дошкольников друг к другу: - «Единство с Другими»; - «Готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику»; «Равноправие между детьми».

Каждый показатель определялся по четырем уровням и оценивался в баллах: высокий уровень — 3 балла, средний — 2 балла, относительно низкий — 1 балл, низкий урвень — 0 баллов. Общий уровень сформированности толерантного отношения дошкольников к сверстникам определялся из совокупности баллов по всем трем показателям. Высокий уровень сформированности толерантного отношения соответствовал 8-9 баллам, средний уровень - 6-7 баллам, относительно низкий — 3-5 баллам и низкий — от 0 до 2 баллов. Показатель «Единство с Другими» определялся по адаптированной к данному исследованию методике Я.Л. Коломинского «Выбор в действии». У Я.Л. Коломинского была заимствована идея «выбора» и принятия детьми: - только себя; - себя и своих друзей; - всех сверстников.

Данная методика была необходима для изучения уровня принятия или непринятия дошкольниками своих сверстников. Методика позволила выявить, кого данный ребенок принимает таким, какой он есть: всех детей группы, только своих друзей, некоторых детей группы с позиции выгоды для себя или не принимает никого из детей группы, кроме самого себя.

Для определения уровня сформированное «единства с Другими» детям предлагалось следующее задание: слепить из пластилина помидор. После завершения работы с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа. Ребенок находил свой помидор и опускал его в корзинку. Ему задавался следующий вопрос: «Чьи помидоры ты хотел бы положить рядом со своим в корзинку?». После того как ребенок положил в корзинку помидоры других детей или другого ребенка, ему задавали следующий вопрос: «Почему ты положил в корзинку помидоры именно этих детей или именно этого ребенка?» В ходе ответа на вопрос выяснялась причина конкретного решения поставленной задачи данным ребенком.

Если ребенок положил в корзинку рядом со своим помидором помидоры всех детей группы, он всех их принимает такими, какие они есть и соответствует высокому уровню показателя «единство с Другими».

Если ребенок положил в корзинку помидоры только своих друзей и свой собственный, это означает, что он принимает такими, какие они есть, только своих друзей и показывает средний уровень сформированности «единства с Другими».

Относительно низкому уровню показателя соответствуют дети, которые принимают других детей группы с позиции выгоды для себя, то есть они положили помидоры этих детей в корзинку рядом со своим, потому что они дают поиграть ему своими игрушками и т.п.

К низкому уровню сформированности «единства с Другими» относились дети, не принимающие никого из своих сверстников и выложившие в корзину только свой продукт. Показатель «Готовность оказывать вербальное или практическое содействие сверстнику» определялся с помощью методики, дающей возможность наблюдать за взаимоотношениями детей в продуктивной деятельности. Этот метод дает возможность зафиксировать интерес к действиям «Другого», реакции на его успехи и неудачи, а также способность к просоциальным действиям. Через различную совместную деятельность детей-дошкольников, определенным образом организованную, можно, во-первых, изучать особенности взаимоотношений детей, во-вторых, оказывать положительное влияние на их субъектные предпочтения.

Похожие диссертации на Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства