Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
1.1. Культурологический аспект полоролевого воспитания детей дошкольного возраста 12
1.2. Отражение мужского и женского образов в произведениях изобразительного искусства 36
1.3. Эстетическое восприятие художественного образа изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста 61
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством художественных образов мужчины и женщины в изобразительном искусстве
2.1. Анализ состояния практики полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства (констатирующий эксперимент) 73
2.2. Обоснование экспериментальной программы эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства 94
2.3. Формирование эстетического отношения к образам мужчины и женщины у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства (формирующий эксперимент) 106
2.4. Динамика сформированное лолоролевой эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста под влиянием художественных образов изобразительного искусства (контрольный эксперимент) 130
Заключение 139
Список литературы \ 143
Приложения 155
- Культурологический аспект полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
- Отражение мужского и женского образов в произведениях изобразительного искусства
- Анализ состояния практики полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства (констатирующий эксперимент)
- Обоснование экспериментальной программы эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
Введение к работе
Актуальность исследования. Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства является важной проблемой в теории и практике дошкольного образования. Значимость индивидуально-личностного развития человека, одной из характеристик которого является пол, сегодня не вызывает сомнения (В.П. Багрунов, А.И. Белкин, А.А. Бодалев, Т.Я. Титаренко и др.). Установление личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и воспитуемого требует учета особенностей полового развития ребенка на нейрофизиологическом, личностном и межличностном уровнях (B.C. Мерлин, М.В. Колясникова и др.). Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания процессов половой дифференциации, идентификации и становления полоролевых стереотипов, в ходе которых формируются фемининные и маскулинные качества (Е.Д. Еремеева, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, Н.В. Плисен-ко, Т.П. Хризман и др.).
Освоение социального опыта фемининности и маскулинности зависит от условии полоролевого воспитания, осуществляющегося в процессе полороле-вой социализации. Факторами полоролевой социализации являются семья, детский сад, школа, сверстники и культура народа (В.В. Абраменкова, И.С.Кон, В.С.Мухина, Т.А.Репина, А.Г.Хрипковаи др.).
В теории изучались многие вопросы полоролевого воспитания. Исследовалась психологическая природа полоролевого воспитания, связанная с процессами половой идентификации (И.С. Кон, Н. В. Плисенко и др. ), половой дифференциации (В.В. Абраменкова, Я. Л. Коломинский и др. ), становления полового самосознания в условиях группы сверстников (О.В. Прозумен-тик, Т.А. Репина, И.В. Тельнюк и др. ), под влиянием социума (Л.С. Выготский, А.Г. Хрипкова и др.), на уровне бессознательного (3. Фрейд) и др.
Исследовались педагогические условия воспитания мальчиков и девочек в семье и детском саду, взаимосвязь полоролевого, социального, нравственного воспитания в развитии личности ребенка, разнообразные формы, ме тоды и средства полоролевого воспитания (Л.А. Арутюнова, Л.В. Грабаров-ская, Л.В. Градусова, Е.К. Кудрявцева, Н.К. Ледовских, И.И. Лунин, М.А. Рад-зивилова, Л.И. Столярчук Н.Е. Татаринцева и др.). Однако актуальными и недостаточно решенными остаются вопросы поиска эффективных путей полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Вместе с тем, именно изобразительное искусство, оперируя художественными образами, обладает широкими возможностями эстетического воздействия на полоролевое сознание ребенка. Являясь одним из наиболее эффективных средств передачи духовных ценностей, оно возвышенно и утонченно отражает мир взаимоотношений женщины и мужчины. (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, В.А. Езикеева, Н.М. Зубарева, Е.А. Игнатьева, Р.Г. Казакова, B.C. Мухина, Е.А. Флерина и др.). Мы полагаем, что акцент на возвышенные чувства, сконцентрированные в художественных образах изобразительного искусства наиболее убедителен для детей, чем реальные человеческие отношения, которые иногда не соответствуют нравственно-эстетическим требованиям общества.
Исследователи в области нравственного воспитания рассматривали проблему ценностного отношения к людям (Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.Ф. Островская, СВ. Петерина, В.А. Сухомлинский и др.). Приобщение детей к произведениям искусства изучалось в рамках эстетического воспитания (Н.С. Александрова, Н.А. Ветлугина, М.В. Грибанова, О.П. Радынова, Р.Г. Казакова, P.M. Чумичева и др.). Однако взаимосвязь полоролевого, нравственного и эстетического воспитания с ориентацией на идеальные образы мужчины, женщины и семьи как духовные ценности, отраженные в изобразительном искусстве, не являлись объектами исследования в теории и практике дошкольного образования.
Теоретический анализ исследований показал, что ребенок старшего дошкольного возраста способен воспринимать образ человека в изобразительном искусстве и отражать его в продуктивных видах деятельности. При этом предпочтение детьми отдается выбору не столько пейзажных, сколько жанровых образов, т.е. внимание детей привлекают социальные темы (Л.А. Андреев, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, М.В. Грибанова, В.С.Мухина, Т.С. Комарова, В.А. Разумный, P.M. Чумичева и др.). Однако, восприятие социального содержания в художественных образах мужчины, женщины и семьи с позиции эстетического идеала исследователями не рассматривалось. Поэтому мы считаем проблему полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства актуальной.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью решения проблемы полоролевого воспитания детей в практике дошкольного образования и недостаточной теоретической разработанностью ее в аспекте интегрирования эстетического, социально-нравственного и полоролевого воспитания с ориентацией детей на эстетические идеалы мужчины и женщины, отраженные в произведениях изобразительного искусства. Влияние художественных образов на полоролевое развитие детей не являлось предметом изучения. Это послужило основанием для формулировки проблемы исследования -каковы педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объектом исследования выступает процесс полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства в системе нравственно-эстетического дошкольного образования.
Предметом исследования являются педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства предполагает его эстетизацию, понимаемую нами как процесс формирования эстетического отношения к идеальным художественным образам мужчины и женщины, выраженным в произведениях изобразительного ис 6 кусства и соотносимым с реальной действительностью. Эффективность протекания этого процесса будет зависеть от следующих условий:
отбора культуросообразного содержания эстетических идеалов мужчины, женщины, создаваемого посредством художественных образов произведений изобразительного искусства разных эпох;
разработки интегративной технологии, обеспечивающей формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического интереса, эстетических представлений, эстетических чувств и эстетической оценки по отношению к художественным образам;
создания социокультурной эстетической среды посредством произведений скульптуры, графики, живописи, фотографии и искусства дизайна, необходимых для усвоения и присвоения детьми личностно-дифференцированного эстетического опыта социальных отношений.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста», теоретически обосновать значение и культурологическую модель становления эстетических идеалов мужчины и женщины посредством художественных образов произведений изобразительного искусства.
2. Выявить педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.
3. Экспериментально проверить эффективность выделенных педагогических условий.
Методологической основой исследования явились:
положения философии и эстетики об эстетических ценностях и роли искусства в формировании ценностных ориентации личности (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, М.Ф. Овсянников, А.Г. Спиркин, Л.Н. Столович и др.);
искусствоведческие исследования о содержании эстетических идеалов мужчины и женщины в произведениях искусства разных эпох (И.А. Ба шинская, А.В. Быстрое, Л.В. Ворошихина, А.А. Гастев, В.Д. Дажина, СМ. Даниель, В.Я. Канатуш, С.Ф. Карп. Ю.Д. Колпинский и др.);
социологические исследования о ценности семьи и выполняемых в ней социально-половых ролей мужчины и женщины (И.В. Бестужев-Лада, В.В. Бойко, Л.Н. Захарова, НА. Рюриков, А.К. Юрциня и др.);
психолого-педагогические исследования о понимании художественного образа произведений искусства как культуросообразного педагогического средства, обеспечивающего освоение детьми социального опыта и постижение культурно-исторической ценности человека, а также эстетического отношения к окружающей действительности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, М.В. Грибанова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Мухина, А.Ж. Овчинникова, Е.А. Флерина, P.M. Чумичева и др.);
психолого-педагогические исследования о личности человека как интегральной индивидуальности и высшей ценности общества (Л.И. Божович, В.А. Караковский, B.C. Мерлин и др.);
психолого-педагогические исследования о сущности понятия полоролевого воспитания (В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Н.К. Ледовских, А.С.Макаренко, Л.В. Пименова, М.А. Радзивилова, Л.И. Столярчук и др.); о половой идентификации и дифференциации, обеспечивающих усвоение детьми старшего дошкольного возраста диалектических категорий мужественности и женственности (В.В. Абраменкова, Л.С. Выготский, В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.Г. Кукулите, Н.В. Плисенко, З.Фрейд и др.).
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; отбор и оценка педагогической значимости произведений искусства, изучение и анализ программ обучения и воспитания; анкетирование и тестирование педагогов и родителей дошкольного учреждения; изучение и анализ педагогической документации; изучение предметно - развивающей среды дошкольного учреждения; анализ детских рисунков; беседы с детьми; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); методы математической обработки данных.
Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных учреждений № 155, № 165 «Незнайка», № 196 , № 197 «Центр развития ребенка - М. Монтессори», № 227 «Сказка» (г. Киров); № 19 «Василек» (г.Инта республики Коми); № 60 (г. Березники Пермской области) в период с 1996 - 2001 гг. Всего под наблюдением находилось 200 детей, 522 родителя. 120 педагогов.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (1996 - 1997гг.) - поисково-теоретический. В этот период осуществлялось изучение и проводился анализ философской, социологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования. Определялись методологический аппарат и методика исследования. Уточнялось содержание понятий «полоролевое воспитание», «полороле-вая эстетическая воспитанность», «эстетизация полоролевого воспитания», «культурологическая модель становления эстетических идеалов мужчины и жешцины». Разрабатывалась методика изучения особенностей эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства в практике работы дошкольных учреждений.
II этап (1997 - 2000 гг.) - поисково-экспериментальный. На этом этапе изучались особенности эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства в практике работы дошкольных образовательных учреждений через проведение и обработку данных педагогического эксперимента. Осуществлялись поиск и разработка экспериментальной программы и эффективной технологии эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, содержания социокультурной эстетической среды.
III этап (2000-2001 гг.) - заключительно - обобщающий. Он включал обработку и анализ результатов проведенного исследования, уточнение теорети ческих положений, разработку методических рекомендаций по созданию условий эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость состоит в том, что:
расширено имеющееся понятие полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в культурологическом аспекте;
теоретически обосновано значение и содержание эстетических идеалов мужчины, женщины, семьи, отраженных в художественных образах произведений изобразительного искусства, для эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста;
выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства: отбор культуросообразного содержания эстетических идеалов мужчины, женщины; разработка интегратив-ной технологии; создания социокультурной эстетической среды;
разработаны уровни, критерии и показатели полоролевой эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
разработано содержание социокультурной эстетической среды дошкольного учреждения.
Научная новизна заключается:
- в раскрытии понятия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста;
в раскрытии сущности культурологической модели становления эстетических идеалов мужчины и женщины посредством художественных образов произведений изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:
- содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в науч но-методических рекомендациях по созданию социокультурной эстетиче ской среды посредством изобразительного искусства;
- разработана и апробирована в широкой практике экспериментальная программа эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Красота. Мужественность. Женственность» и интегративная технология ее реализации;
результаты исследования используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений и начальных школ, в преподавании курса «Полоролевая социализация старших дошкольников» на факультетах дошкольной педагогики и психологии, в педагогических колледжах и системе повышения квалификации педагогов.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям философии, социологии, эстетики, искусствоведения, педагогики и психологии об эстетических ценностях и роли искусства в формировании ценностных ориентации личности; о содержании эстетических идеалов мужчины и женщины в произведениях искусства разных эпох, о ценности семьи и выполняемых в ней социально-половых ролей мужчины и женщины; о понимании художественного образа произведений искусства как культуросообразного педагогического средства, а также эстетического отношения к окружающей действительности; о личности человека как интегральной индивидуальности и высшей ценности общества; о половой идентификации и дифференциации; применением форм и методов, адекватных цели и задачам исследования; положительными результатами экспериментального исследования и их воспроизводимостью в дошкольных образовательных учреждениях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ВГПУ, кафедры методики дошкольного и начального обучения педагогического факультета ВГПУ, аспирантских объединениях ВГПУ, кафедры эстетического воспитания МПГУ. Результаты исследования использовались при проведении семинаров в дошкольных образовательных учреждениях г. Кирова (№№ 155, 196, 197, 227); ИПКУ г. Кирова; ИУУ г. Перми, в дошкольном учреждении № II 60 и ГОРУНО г. Березники Пермской области, а также спецкурса «Полороле-вая социализация старших дошкольников» в ВГПУ. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях МПГУ (г. Москва, 1998,1999, 2000, 2001 гг), РПГУ (г. Санкт-Петербург, 1997, 2000гг), по педагогике ненасилия (г.Санкт-Петербург, 1998, 2000, 2001 гг); БГПУ (г. Барнаул, 1999 г); ВГПУ (г. Киров, 1998, 1999гг), ПГПУ (г.Пермь, 1996гг); ШГПУ (г. Шуя, 1999).
Положения, выносимые на защиту:
1. Эстетизация полоролевого воспитания, понимаемая нами как процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического от ношения (эстетического интереса, эстетических представлений, эстетиче ских чувств и эстетической оценки) к идеальным художественным образам мужчины, женщины, семьи, выраженным в произведениях изобразительно го искусства и соотносимым с реальной действительностью.
2. Культурологическая модель становления эстетических идеалов мужчины и женщины, раскрывающая эстетическую ценность выполняемых ими соци ально-половых ролей в семье и обществе, отраженную в художественных образах портретной и жанровой живописи, скульптуры, графики, фотогра фии и дизайна разных эпох и народов.
3. Педагогические условия эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства, включающие отбор культуросообразного содержания эстетических идеа лов мужчины, женщины, семьи; разработку интегративной технологии; создание социокультурной эстетической среды в дошкольном образова тельном учреждении.
4. Экспериментальная программа эстетизации полоролевого воспитания де тей старшего дошкольного возраста «Красота. Мужественность. Женствен ность».
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Культурологический аспект полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Историко-педагогический аспект проблемы показал, что полоролевое воспитание на современном этапе понимается учеными по-разному: как педагогическая деятельность, направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации (М.А. Радзи-вилова, Л.И. Столярчук и др.); как часть социально-нравственного воспитания, связанного с рядом педагогических и специальных медицинских проблем (Е.А. Аркин, Д.В.Колесов и др.); как освоение роли мужа и жены, отца или матери в соответствии с общественно моральными и гигиеническими требованиями (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др.); как воспитание семьянина, где особая роль отводится любви матери и отца, что является образцом для подражания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.); как одно из направлений патриотического воспитания, способствующее формированию, развитию и проявлению чувства долга и ответственности по отношению к родителям (Л.В. Пиме-нова, С.А. Козлова и др.).
Проблема полоролевого воспитания детей волновала педагогов и родителей на протяжении веков. Анализ исследований (Л.В. Графова, B.C. Дружинин, В.Е. Каган, СВ. Ковалев, НИ. Костомаров, Д.И. Латышина и др.) показал, что в каждый период истории русского народа воспитание мальчиков и девочек отмечалось разнообразием событий обыденной и семейной жизни и носило сословный характер. В те или иные годы наиболее или наименее значимыми были различные социальные институты: семья, церковь, среда, школа, государство. Но из века в век переходили «вечные» истины полоролевого воспитания детей. Оно осуществлялось с младенческого возраста, ориентируя ребёнка на предстоящую социальную роль.
Современные науки дают основание утверждать, что полоролевое воспитание детей возможно с раннего возраста не хаотично, как в былые времена, а целенаправленно и системно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и средовых влияний (В.В. Зеньковский, С.А. Козлова, М.В. Лосева, Э.К. Суслова и др.).
Проблема полоролевого воспитания рассматривалась в нескольких направлениях: психолого-физиологическом, педагогическом, социологическом. С психолого-физиологической позиции, чтобы стать человеком, а тем более Личностью, надо быть кем-то конкретно: или мужчиной, или женщиной. Нельзя быть тем и другим одновременно. Чем многообразнее и принципиальнее ощущается неодинаковость этих начал, тем глубже их взаимный интерес, неодолимее необходимость друг в друге. По мнению А. Белкина, специализирующегося на операциях по смене пола, утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У него возникают выраженные явления «деперсонализации», потеря своего «Я», своего места среди людей. Нарушается система его отношений с другими людьми. Исчезает привязанность к близким, к родным местам, к любимой работе, к самой жизни. Непереносимое чувство «бесполости» вызывает различные формы антисоциального поведения, такие как алкоголизм, наркомания, гомосексуализм и др. Возникает эмоциональная неустойчивость, провоцирующая разного рода преступления и суициды (18). На отклонения в полоролевом развитии влияет врожденная физиологическая патология (И.С. Кон, BE. Каган), несоблюдение правил личной гигиены девочек и мальчиков (Е.А. Аркин, Д.В. Колесов) и др.
Психологическую природу полоролевого воспитания ученые связывают с процессами половой идентификации (84, 122, 177), половой дифференциации (1, 78, 91, 135, 140), становления полового самосознания (80, 127, 163), в условиях группы сверстников (139, 155), под влиянием социума (42,166), на уровне бессознательного (161) и др.
Педагогическая направленность проявляется в комплексном и дифференцированном изучении содержания, условий, форм, методов, средств и результатов полоролевого воспитания в разные исторические периоды и на современном этапе в дошкольном детстве и школьном возрасте. Проанализировав имеющиеся программы, можно констатировать, что современное воспитание перестает носить бесполый характер, так как некоторые из них уже имеют полоролевую направленность: программа «Детство» (Т.И. Бабаева и др.), «Детская одаренность» (Л.Г. Белякова, Р.Г Казакова), «Основы нравственно-эстетической культуры» (И.С. Васильев), «Половая социализация ребенка в семье и школе» (Л.Г. Татаринова), «Концепция построения развивающей среды» (В.А. Петровский), «Я - человек» (С.А. Козлова), «Экология детства» (P.M. Чумичева) и др. Однако они ориентированны либо на сексуальное просвещение, половую дифференциацию и идентификацию, либо на личностное становление мальчика и девочки без акцентуации на идеальных образах мужчины и женщины в семье и обществе как социально значимых ценностях.
Педагогические условия полоролевого воспитания исследовались Л.А. Арутюновой, Т.В. Архиреева, Н.К. Ледовских и др. Вопросы раздельного и совместного воспитания мальчиков и девочек волновали Н.Е. Раскина, М.М. Рубинштейна, И.В. Тельнюк и др. Теория и методика воспитания детей в процессе полоролевой социализации в условиях детского сада исследовалась М.А. Радзивиловой, а в условиях школьного обучения Л.И. Столярчук.
Реализация проблемы полоролевого воспитания находит свое отражение в различных видах деятельности: познавательно-речевой (40, 77), коммуникативной (1, 138), изобразительной (47, 70, 160), игровой (48, 144), трудовой (96) и др.
Социологами отмечается, что семья и родительские установки оказывают огромное влияние на становление полоролевых стереотипов в представлении детей дошкольного возраста (10, 57, 63). Главный педагог в семье - мать, от которой зависит прочность семейных уз, судьба ее детей. Самые высокие добродетели женщины - мудрость, терпение, любовь, которые являются большим дефицитом у современной женщины. От нее же в равной степени исходит и то, что мужчины стали пассивны в проявлении своих функций кормильца, хозяина, защитника и опоры семьи (64,72).
Постановка вопроса о роли детского сада и семьи в решении проблем воспитания мальчиков и девочек остается противоречивой. Одни считают, что этим должна заниматься только семья (37,59,102), а другие полагают, что это должно происходить в тесном сотрудничестве родителей, воспитателей и учителей (13, 15, 67, 150, 152, 162).
Изучив имеющиеся исследования по проблеме, следует отметить, что полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста является понятием сравнительно новым. Предпосылками его появления служит дифференциация воспитания и обучения детей в соответствии с их полом, как дифференцированный подход к мальчикам и девочкам в условиях их совместного пребывания в дошкольном учреждении и как половое просвещение вообще.
Необходимо отметить, что полоролевое воспитание рассматривается также в рамках полоролевой социализации, которая понимается « как реальность, включенная в воспитательный процесс дошкольного учреждения, состоящая из стихийной полоролевой социализации и относительно контролируемой (полоролевого воспитания), способствующая позитивным самоизменениям дошкольника/дошкольницы» (130, С. 8 ).
Отражение мужского и женского образов в произведениях изобразительного искусства
Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. «Квинтэссенцией эстетического отношения является художественная культура. Приобщение к искусству как части художественной культуры является наиболее действенным средством пробуждения у каждого человека аналогичного отношения к миру» (50,С. 24).
Формулировка понятия «искусство» не однозначно. Искусство предстает перед нами как человеческая деятельность, как форма отражения эстетического и общественного сознания(178), как часть духовной культуры, как способ освоения социального опыта, как отражение действительности, как средство общения людей. (55,68).
Наиболее объективным и приемлемым для понимания сущности искусства как средства полоролевого воспитания является следующее понятие: «Искусство - часть духовной культуры, поэтому оно отражает действительность, познаёт и выражает отношение человека ...к действительности; искусство является средством общения людей, передаёт от человека к человеку идеи и чувства, мобилизует волю», вместе с тем искусство является частью материальной культуры общества (68).
Л.С. Выготский определил специфические признаки искусства: искусство является эстетическим отношением человеческой действительности; имеет свою задачу- это художественное познание мира, и поэтому в центре искусства лежит человек или отношения людей; в искусстве воспроизводятся эстетические идеалы народа, целого государства, эпохи; оно является подлинным и истинным источником информации, передачи культурных ценностей и традиций (42).
Отечественная педагогика определила стратегические направления в изучении процесса освоения детьми искусства, выделила его как важнейшее средство в формировании эмоционально-образного мышления и развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Входя в мир искусства, ребёнок эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства, эстетически переживает увиденное. А.В. Ба-кушинский, Л.С. Выготский, Р.Г. Казакова С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флёрина, P.M. Чумичева и др. в своих исследованиях доказали возможность понимания детьми дошкольного возраста содержательной стороны картин, которые отражали общественные явления и средства выразительности. Однако эти исследования не раскрывают специфику формирования эстетических представлений о женственности и мужественности в процессе полоролевого воспитания старших дошкольников посредством изобразительного искусства (16, 42, 69, 141,160,167).
«Изобразительные искусства - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику, отражающий действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых знаются формы самой действительности. Благодаря методам обобщения, типизации, а также воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи» (69,с.13).
Среди разнообразия изобразительного искусства в рамках эстетизации полоролевого воспитания можно выделить графику, живопись, скульптуру, искусство дизайна, фотографию. Наиболее приемлемыми являются портрет и жанровая картина (исторический жанр, батальный, бытовой, анималистический). Среди них можно использовать станковое, монументальное и декоративное искусство.
Остановимся на содержательной характеристике живописи, которая имеет наибольшую ценность для нашего исследования, является основным средством формирования представлений об эстетическом идеале мужчины и женщины. Она позволяет нам отследить и выделить ценность мужчины и женщины на протяжении веков. Образы живописи выражены средствами колорита или колорита во взаимосвязи с рисунком. Цветовое богатство окружающей действительности и эмоционально-психологический настрой человека выражается в живописи через соотношение цвета и его гармонизацию, что составляет колорит живописи. Наряду с основным художественным средством - колоритом, художники используют и другие - светотеневая моделировка объёмной фигуры - формы, законы линейной и воздушной перспективы, ритма, тональных градаций цвета, законы композиции и др. Живопись наглядно показывает образы людей, общественные отношения, явления природы. Через живопись ребёнок может узнать практически обо всём. Живопись вызывает разные чувства, заставляет работать мозг на повышенном эмоциональном фоне. Разнообразие живописных работ, а тем более их репродукций позволяет донести до детей «запах» эпохи, неповторимость художественных образов, исторические смыслы. Живопись соединяет в себе духовное и материальное, светлое и тёмное, позволяет наиболее полно и адекватно понять природу и назначение мужчины и женщины в обществе, соединяя воедино Истину, Добро и Красоту (47,50, 70,121).
Художественный образ мужчины в произведениях живописи создает в воображении ребёнка идеальный образ мужественности на чувственном уровне. Отражение образа мужчины в произведениях живописи разных эпох даёт возможность отследить становление традиционного стереотипа мужественности, значимо важного для формирования ценностного отношения к мужчине, а особенно к мужчине-отцу.
Анализ состояния практики полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства (констатирующий эксперимент)
Анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, результаты которого были изложены в первой главе, показал возможность и необходимость эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. На наш взгляд, изобразительное искусство способно сформировать эстетическое отношение к мужчине, женщине и семье на основе эстетических идеалов. Это позволяет определить содержание и методику экспериментального исследования, которое предполагает реализацию ряда этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент был направлен на анализ состояния практики осуществления полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства в дошкольных образовательных учреждениях и семье; на определение уровня полоролевои эстетической воспитанности детей.
Для реализации цели констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень компетентности педагогов и родителей и их отношение к проблеме полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.
2. Определить возможности дошкольных учреждений осуществлять работу по эстетизации полоролевого воспитания.
3. Разработать и апробировать диагностические методики на выявление по-лоролевой эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, выраженной в эстетическом отношении к образам мужчины и женщины в произведениях изобразительного искусства.
4. Разработать показатели уровней и критерии оценки сформированности полоролевой эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
В эксперименте участвовало 200 детей (102 девочки и 98 мальчиков), 522 родителя и 120 педагогов, 8 дошкольных образовательных учреждений городов Пермской, Кировской областей и республики Коми.
Констатирующий эксперимент проводился с педагогами, родителями и детьми.
В процессе работы с педагогами нами было проведено следующее: 1. Анализ документации дошкольных образовательных учреждений, позволяющий определить наличие работы по проблеме эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Анализ методического обеспечения процесса эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста, т.к. это является необходимым базисом работы любого образовательного учреждения и регламентацией деятельности педагогов, определяющей цели, задачи и содержание организации педагогического процесса.
3. Изучение и анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений по эстетизации полоролевого воспитания, анализ понимания ими необходимости формирования у детей эстетического отношения к образам мужчины и женщины посредством изобразительного искусства и готовность работы в данном направлении.
Использовались следующие методы исследования: анкетирование, беседа и наблюдение педагогической деятельности.
Анализ документации воспитателей, годового плана свидетельствует о том, что данная работа в дошкольных образовательных учреждениях практически не планируется.
Имеющиеся программы, по которым работают дошкольные учреждения «Радуга», «Детство», «Типовая программа воспитания и обучения» во взаимосвязи с системой Монтессори, не содержат задач эстетизации полоролевого воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Следовательно, и методического обеспечения по проблеме исследования в дошкольных учреждениях не имеется.
При анкетировании воспитателей выяснилось, что знания педагогов в данной области не существенны. Имеющиеся представления о полоролевом воспитании связаны с половым просвещением дошкольников.
Наблюдение педагогического процесса показало, что педагоги ситуативно используют воспитательные методы при взаимодействии с мальчиками и девочками, направленные на соблюдение культуры полоролевого поведения, на аккуратность в одежде. При разрешении конфликтных ситуаций между девочками и мальчиками воспитателями используются излюбленные фразы «Как тебе не стыдно, ты ведь мальчик!», «Мальчикам нехорошо хныкать», «Ты же мужчина!», «Что нюни распустил!» или «Девочке не к лицу драться!» и др.
При чтении произведений детской литературы не акцентируется внимание детей на половую принадлежность героев и связанные с этим качества маскулинности и фемининности. В беседе с воспитателями выяснилось, что при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства они никогда не обращали внимания на идеальные образы мужчины и женщины, хотя с художественным образом матери детей знакомили.
Обоснование экспериментальной программы эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
Формирующий эксперимент был направлен на создание педагогических условий эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства.
На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
I. Разработать культуросообразное содержание программы «Красота. Мужественность. Женственность», отражающее ценностные смыслы мужчины, женщины и семьи в жизни людей.
2. Создать интегративную технологию полоролевого воспитания (формы и методы организации воспитательного процесса), обеспечивающие формирование у детей эстетических представлений, эстетических чувств и эстетического отношения к мужчине, женщине и семье посредством собирательного художественного образа произведений изобразительного искусства.
3. Организовать социокультурную эстетическую среду, включающую произведения изобразительного искусства (скульптура, графика, живопись, фотография и искусство дизайн).
Формирующий эксперимент предполагал три взаимосвязанных стадии. проектирующую, связанную с разработкой содержания программы "Красота. Мужественность. Женственность" и интегрированной технологии; процессуальную, связанную с апробацией содержания, форм и методов формирования детского эстетического отношения к образам мужчины и женщины посредством произведений изобразительного искусства; средовую, обеспечивающую формирование опыта полоролевого поведения посредством изобразительОного искусства.
При разработке содержания программы «Красота. Мужественность. Женственность» мы исходили из следующих положений.
Полоролевая эстетическая воспитанность предполагает сформирован-ность детского эстетического отношения, выраженного в эстетическом интересе, эстетических представлениях, эстетических чувствах и эстетической оценке по отношению к художественным образам мужчины и женщины в произведениях изобразительного искусства и реальной действительности.
Эстетический интерес к образам мужчины и женщины проявляется в эстетическом отклике на воспринимаемый художественный образ произведений изобразительного искусства; в целостном видении эстетического объекта, т.е. в умении видеть общее (например, общее - семья) и единичное (конкретный образ женщины или мужчины, ассоциируемый с отдельной социально-половой ролью); в избирательном отношении к эстетическим ценностям (нравится - не нравится); в проявлении индивидуальности в выборе эстетических ценностей (например, одному нравится физически сильный мужчина, а другому умный мужчина); в увлеченности процессом эстетической деятельности, сосредоточенностью на процессе восприятия образа, отсутствием внешних побудителей; в эстетической впечатлительности (Г.И. Щукина).
На основании того, что дети старшего дошкольного возраста способны усвоить знания об окружающей действительности на уровне понятий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, АЛ. Усова и др.) и эстетических представлений (А.Ж. Овчинникова, В.К. Рвачев и др.) при разработке содержания программы нами использовалась логическая схема общей познавательной деятельности ребёнка, разработанная Н.Н. Поддьяковым (часть - целое, предмет - предмет, предмет -система предметов), интерпретируемая нами, как человек - часть природы, живой организм, мужчина и женщина, человек - семья. Учитывая то, что тип знаний и способы их усвоения формируются под руководством взрослого (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), одним из условий обогащения (А.В. Запорожец) познавательного развития дошкольников нами определяется система знаний, которая позволит представить ребёнку объект как структурно организованное целое. Следовательно, содержание эстетических представлений детей в нашей программе включает знания об эстетических идеалах мужчины и женщины.
Стержневыми понятиями программы являются эстетические идеалы мужчины и женщины, выраженные в красоте выполняемых ими социально-половых ролей в семье и обществе через в собирательный художественный образ произведений изобразительного искусства разных эпох и народов. Это поможет детям соотнести себя и свое полоролевое поведение в соответствии с имеющимися эстетическими идеалами мужчины и женщины в семье и обществе. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, своих возможностей, постепенное осознание себя как представителя определенного пола будет способствовать тому, что он приучится ценить себя, ориентируясь на будущую со циальную роль отца или матери. Через самого себя он научится видеть красоту других людей, понимать их чувства, мысли, переживания и поступки (Р.Г.Казакова, 0.11. Радынова, Л.Н. Столович и др.).