Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая природа комического : жанровая парадигма современной журналистики Тепляшина Алла Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тепляшина Алла Николаевна. Творческая природа комического : жанровая парадигма современной журналистики : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Тепляшина Алла Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007.- 373 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-10/26

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С учетом активной интеграции России в мировое сообщество и формирования информационного общества в мировом масштабе, средства массовой информации и коммуникации в нашей стране приобрели особое значение Трансформация геополитического пространства, развитие информационного рынка, политические решения, в которые изначально закодирована множественность интерпретаций, смена духовных ориентиров, плюралистические трактовки исторического прошлого, настоящего и будущего страны создали атмосферу стихийного отражения журналистикой общественной жизни с ее нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости Многое уже изменилось, многое продолжает меняться в деятельности журналистов, в связи с чем возникает потребность в постоянном осмыслении места и роли журналистики в информационной и социальной сферах общества

Анализу особенностей современной журналистики России посвящено множество работ1 Авторы рассматривают влияние технического, экономического, аудиторного факторов на функции и структуру СМИ, а также описывают изменение системы СМИ на рубеже веков Однако крайне мало исследований, сосредоточенных на. жанровой парадигме современной журналистики Особую важность методологический анализ проблем жанровых процессов имеет в связи с особенностями, которые журналистика приобретает в условиях переходных исторических периодов

1 См Засурский И И Массмедиа второй республики М, 1999, Назаров М М Массовая коммуникация в современном мире Методология и практика исследований М, 1999, Общественная экспертиза анатомия свободы слова. М, 2000, Пресса в обществе (1959-2000) Оценки журналистов и социологов Документы М, 2000, Прохоров Е П Журналистика и демократия М , 2001, Реснянская Л Л Двусторонняя коммуникация методика организации общественного диалога М, 2000, Роль прессы в формировании в России гражданского общества М, 1999, Свитич Л Г Феномен журнализма М , 2000, и др

Радикальное преобразование социально-экономической ситуации в России конца XX в вызвало столь же радикальные перемены в условиях функционирования журналистики-—социального института, непосредственно включенного как в процессы саморегулирования общества, так и управления им Самым существенным в ряду таких изменений явился переход отечественной журналистики на рыночную основу Это обернулось бурным ростом числа развлекательных изданий и, соответственно, выходом на авансцену массовой коммуникации различных форм комического и их жанрового воплощения

Если до начала 1990-х гг важнейшее место в журналистской публицистике принадлежало материалам критического характера, а среди них особо выделялись сатирические — наиболее яркая и острая форма критики проявляющихся в обществе недостатков и пороков, то в настоящее время наблюдается иная картина Слой аналитики стал чрезвычайно тонким В основном создается комическая картина мира как фрагмент его эмоциональной картины Высмеиванию, пародированию, опошлению подвергаются культурные ценности и символы, жизненно важные для идентичности и преемственности общественного развития, значимые высказывания Вектор развлекательности, аполитичности способствует наполнению журналистских произведений игровой, комической интерпретацией, варьирующейся от негативно-иронического до шутовского содержания На этом фоне ярко выявился опасный симптом — неспособность журналистов помочь людям составить полное представление о событии, адекватно передавая, комментируя и интерпретируя информацию. В творчестве доминирует выявление комической стороны объекта

Применяемые умеренно, формы комического позволяют актуализировать те смыслы и установки, которые существуют в массовом сознании в виде различных норм и кодов К тому же комические приемы, безусловно, помогают образно упростить, в русле процесса массовизации облегчить аудитории восприятие некоторых сложных коммуникационных конструкций Например, построение и поддержание политических имиджей невозможно представить в отрыве от смеховой культуры, которая позволяет легко усваивать такие контекстные факторы, как своеобразие харизмы фигуранта, особенности проводимой им политики и т п Однако ситуация ощутимо смещается в сторону иррациональных, доходящих до абсурда, методов создания образов, вошедшая в моду «апелляция к низу» (формулировка М М Бахтина) является признаком «процесса деградации смеха»2, резко снижая нравственный порог журналистики и аудитории В этой связи приобретает актуальность вопрос о влиянии безграничной свободы на смеховую культуру Другими словами, смеховая культура оборачивается карнавализацией медиадискурса, которая в диссертации характеризуется как стеб, то есть особый, игровой стиль ернической интерпретации потока неофициальной информации, создающей

2 Бахтин М М Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса М,1965 С85

изнаночную картину события, происшествия и т. д Площадь бульварной газеты — это и есть современная карнавальная площадь, где упраздняются иерархии и барьеры, отменяются запреты и царит болтовня — специфический, фамильярный, тип фатического общения

Настоятельная необходимость научного осмысления представленной темы диктуется и тем фактом, что карнавализация концентрирует возникающую во фреймах социальную энергию и оформляет речевые жанры (слухи, сплетни, толки, разговоры, байки, анекдоты и др) в жанры бульварной прессы, чрезвычайно востребованной на информационном рынке Поворотную роль в осознании особенностей жанров бульварной прессы сыграли работы М М Бахтина По его мнению, смех преднамеренно поддерживает «простоту низких жанров», изображающих быт, частную жизнь Один из аспектов теории Бахтина состоит в оправдании той области смешного, которая носит название грубой комики Речь идет о физиологическом, кухонном, бытовом комизме, о светских скандалах и криминале, словесных перебранках самого откровенного свойства, физиологических актах и сексе — словом, о той сфере, которая у Бахтина носит наименование телесного низа На протяжении веков историки культуры не знали, что делать с этой сферой они или обходили ее, или осуждали, или оправдывали как некую низшую форму комизма, служащую развлечением для публики и не имеющую ничего общего с остроумием как интеллектуальной сферой комического.

При всей значимости фундаментальных трудов русских и зарубежных исследователей, необходимо констатировать, что далеко не все аспекты, связанные с конкретным бытованием комического как формы критики и развлечения, изучены Трудность исследования комического вызвана терминологическим хаосом, возникшим из-за обилия терминов, «юмор», «смех», «шутка», «комическое», «смехотворное», «нелепое», «забавное», «остроумное», «ирония», «сарказм», «сатира» и др Хаотичность отчасти объясняется тем, что смешное и комическое — явления соотносимые и близкие, что часто приводит к их неразграничению. Часто «комическое» и «смешное» объединяются под одним термином «комизм» Однако при внешней схожести эти понятия отнюдь не тождественны Вне поля зрения исследователей оказались проблемы влияния комического на жанровую парадигму современной журналистики Разнообразие комических жанров в современной российской прессе дает богатый материал для исследования многих вопросов жанроведческого порядка, описания и дефиниции с позиций многообразных приемов создания экспрессии. Между тем большая часть малоформатных комических жанров, функционирующих в современной российской периодике, не изучена

Формы комического проникли практически во все жанры Однако нет ни одного научного труда, в котором было бы проанализировано влияние комического на жанровую эволюцию Стремлением устранить эти существенные научные пробелы и продиктовано предпринимаемое диссертационное исследование

В последнее время в последнее время наблюдается заметное повышение интереса со стороны философов, культурологов, филологов, социологов к категории комического, к самому понятию смешного Свидетельством тому могут служить исследования С А Голубкова, Ю Н Варзонина, В Л Варта-ньян, Л В Карасева, А В Дмитриева, Л А Спиридоновой, Е К Гуровой, Л Ф Балиной, М Т Рюминой и др3

Показательно также, что в словаре «Художественная культура»4 выделена отдельная статья, посвященная понятию смешного М Т Рюмина справедливо утверждает, что «смех в культуре XX века можно назвать экзистенциальной характеристикой человека В культуре XX века „человек смеющийся" стал определением человека по преимуществу Смех выражает самую корневую сущность бытия человека в современной культуре»5 Рюмина связывает этот феномен с изменившимся представлением о человеке, его отношением к миру Отсюда проистекает такая важнейшая черта мышления человека XX в , как маргинальное^, балансирование на грани смысла и абсурда Это воспроизводит признаки «комической ситуации» как игровой реальности, явным становится ее ядро — удвоение видимости и ее разрушение» Таким образом, актуализируются проблемы игры, соотношения серьезного и несерьезного, мнимого и истинного, иллюзорного и действительного, порождающие проблемы комизма и смеха Журналистика отразила эту особенность мироощущения человека XX в

В отечественной науке имеется целый ряд исследований теоретико-прикладного и историко-литературного характера, в которых рассматриваются формы комического применительно к журналистскому произведению В числе их необходимо выделить как наиболее значимые труды Е И Журбиной, Л Ф Ершова, М И. Дмитровского, Л Е Кройчика, З М. Нестор, П И Ткачева, М И Шостак6

5 Голубков С А Мир сатирического произведения Самара, 1991, Варзонин Ю Н Ком
муникативные аісгьі с установкой на иронию, Автореф дис канд филол наук Тверь, 1994,
Вартаньян В Л Фрагменты психолингвистической теории юмора Автореф дис канд фи
лол наук М, 1994, Карасев Л В Философия смеха М, 1996, Дмитриев А В Социология
политического юмора М , 1998, Спиридонова Л А Бессмертие смеха, Комическое в литерату
ре русского зарубежья М, 1999, Гурова Е К Особенности сатирического дискурса М,2000,
Балина Л Ф Смеховая культура — путь к новому миропониманию // Вестн Тюмен roc ун-та
2003 № 1, Рюмина М Т Эстетика смеха М, 2003

4 Лисаковский И Д Художественная культура Термины, понятия и значения М , 2002 s Рюмина М Т Указ соч С 238

6 Журбина Е И Искусство фельетона М ,1965, Ершов Л Ф Советская сатирическая проза
М, Л ,1966, Дмитровский М И Фельетон как инструмент исследования общественной жизни
и специфика действенности жанра Алма-Ата, 1967, Нестор 3 М Поэтика памфлета. М , 1973,
Кройчик Л Е Современный газетный фельетон Воронеж, 1975, Ткачев П И Памфлет и его
формы М, 1980, Шостак М И Ироничный журналист//Журналист 1988 №7

Л Ф Ершов, Е И Журбина, З М Нестор рассматривают комическое, ограничивая исследование анализом системы сатирических жанров, однако такой ракурс ограничивает возможность изучения комического как жанроо-бразующего фактора

Формальные приемы комического обрели жанровые границы на определенных этапах своего развития, однако еще «никому не удалось придумать или вычислить каноны, которые бы на все века определили границы комических жанров, ибо замечена тенденция непостоянства жанра, неустойчивость его признаков, любых норм7 Исследователи констатировали жанры потеряли свою устойчивость И тем не менее отказаться от них как от устойчивых форм существования журналистских текстов, как от некоторых текстовых норм значило бы потерять исходные ориентиры, без которых утрачивает смысл понятие индивидуальности, оригинальности творчества

Утверждение М М Бахтина о том, что «ведущими героями литературного процесса являются прежде всего жанры»8, остается принципиально важным сегодня К этому выводу пришли и такие ученые, как Л Р Дускаева, Н М Лейдерман, В С Синенко, Л В Чернец9, доказавшие, что в жанрах с большей степенью очевидности отражается развитие социокультурного процесса Жанр фиксирует изменения в духовной жизни общества как «движение времени», выступая при этом формой хранения социального опыта «Освоение эпохи в том или ином ее аспекте — семейно-бытовом, социальном, психологическом совершается в неразрывной связи со способами изображения ее, т е основными возможностями жанрового построения»10

Сегодня ни в одном исследовании не поднимаются проблемы влияния комического как эстетической категории на жанровую парадигму, связи жанров как сферы творчества с социальной жизнью, хотя именно здесь решается вопрос о процветании или отмирании жанра и соответственно о его продуктивности

В диссертации используется обширный корпус работ филологов, философов и культурологов, литературных критиков, но фундаментальными для нас были классические исследования античных мыслителей (Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Платона), зарубежных философов 17-20 вв (Геге-

7 Фролов В В На сцене комедия М , 1976 С 3

8 Бахтин М М Эстетика словесного творчества М, 1975 С 451

9 Дускаева Л Р Диалогическая природа газетных речевых жанров Пермь, 2004, Лейдер
ман Н М Движение времени и законы жанра Свердловск, 1982, Синенко В С Особенности
жанровой системы современной советской литературы Уфа, 1986, Чернец Л В Литературные
жанры Проблемы типологии и поэтики М , 1982,

10 Медведев П Н Формальный метод в литературоведении Критическое введение в социо
логическую поэтику Л , 1928 С 182

ля, И Канта, Т Гоббса, Ж С Скалигера, В. Маги, Д Локка, Д Эдисона, Ф Шлегеля, К В Ф Зольгера, Г Спенсера), отечественных ученых В Б То-машевского, М М Бахтина, Ю Н Тынянова, В Б Шкловского, А Ф Лосева, В П Шестакова, В Я Проппа, Д С Лихачева, В В Виноградова по теории комического, проблемам комизма и смеха, теории жанровой эволюции, смене стилей и литературных эпох

Неоценимый вклад в разработку фундаментального методологического подхода к общим проблемам стиля и креативности, составляющим основу любого исследования в области эстетики творчества, внесли своими трудами М С Каган, Ю М Лотман, Н Б Маньковская, Н А Хренов, Е Н Устюгова

Методологическую основу диссертации составили теоретические и эмпирические работы по проблемам истории, теории и практики журналистики, анализирующие функции, содержание, средства, результаты воздействия и другие стороны функционирования произведений Это труды Г В Жиркова, М Н Кима, В Г Костомарова, А Д Кривоносова, Л Е Кройчика, Г В Лазутиной, Б Я Мисонжникова, А А Тертычного, В В Ученовой, М С Черепахова Социологическую основу диссертационного исследования составили ссылки на работы Л Д Гудкова, А В Дмитриева, Л Н Федотовой, И Д Фомичевой, М А Шишкиной.

Есть еще один источник, который присутствует в работе не в цитации, а больше как опыт научной рефлексии, под воздействием которого формировалось наше научное отношение к современному материалу и принципы его освоения Это труд С С Аверинцева «Поэтика ранневизантийской литературы» В теории журналистики мы опирались преимущественно на немногие имеющиеся исследования по поэтике сатирической публицистики, кроме этого весьма ценными для нашей темы оказались исследования Л Гинзбург"

ЭМПИРИЧЕСКИМ БАЗИСОМ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили публикации российских газет и журналов

начала XX в («Развлечение», «Будильник», «Стрекоза», «Осколки», «Клюв», «Пулемет», «Зритель», «Адская почта», «Жупел», «Жало», «Сигнал», «Светает», «Кнут»),

советского периода («Правда», «Известия», «Литературная газета», «Огонек», «Крокодил»),

новейшего времени («Аргументы и факты», «Газета», «Ералаш», «Жизнь», «Завтра», «Известия», «Комар», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Красная Бурда», «Московский комсомолец», «Московские новости», «Независимая газета», «Новое время», «Новый Петербург», «Новый Сатирикон», «Питерский бульвар», «Профиль», «Попутчик», «Смешная газета», «Советская Россия», «Экспресс Газета», и др , в том числе онлайно-

11 Гинзбург Л Я О психологической прозе, Литература в поисках реальности //Вопросы литературы 1986 №2

вых изданий «Взгляд», «Газета Ру», «Грани») Газеты и журналы последних десяти лет являются основным источником работы

К группе источников относятся также сборники фельетонов и памфлетов, авторами которых являются известные журналисты и публицисты С Нари-ньяни, Л. Лиходеев, И Шатуновский, А Рубинов, И Иртеньев, М Соколов, В Шендерович, В Графов и др

Всего было проанализировано более 500 журналистских произведений, содержащих разнообразные формы комического

Автор опирался на документы (указы российских императоров о цензуре, указы и постановления КПСС, регламентирующие деятельность СМИ), тексты законов о СМИ

Объектом исследования является роль комического в создании картины мира посредством журналистского произведения

Предмет исследования жанры и формы комического, закономерности и динамика эволюции жанров журналистики под воздействием экспансии комического, трансформация комического из средства критики в инструмент развлечения.

Цели данного исследования заключаются в определении сущности и раскрытии эволюции понятия комического, путей и способов реализации в СМИ комического как формы критики и средства развлечения, историко-ти-пологическом анализе жанров и форм комического в российской периодике

Для достижения этих целей решаются следующие исследовательские задачи

выявить закономерности в эволюции теории комического,

на основе изучения теоретико-методологического и прикладного базиса исследований природы комического дать определение понятиям «комическое», «карнавализация»,

определить сущность форм и модификаций комического;

выявить роль модификаций комического как жанрообразующих факторов,

дифференцировать публицистику и колумнистику по степени содержания в них модификаций комического,

провести комплексный анализ поэтики произведений сатирической публицистики и колумнистики,

дать оценку комическому как средству развлечения, широко практикуемому массовой прессой

Теоретической основой диссертации являются методы структурного, комплексного, системного, а также сопоставительного анализа

Диссертационная работа опирается на отечественные и зарубежные исследования в области теории комического, теории публицистики, литературоведения, социологии, культурологии В ней применен принцип комплексного системного анализа исследуемых проблем, позволяющий исследовать сложные междисциплинарные объекты. Использован целый ряд подходов, которые в совокупности способны дать адекватное отражение всего многогранного их содержания Применение методологических процедур варьируется в зависимости от рассматриваемой проблемной сферы

В изучении жанровой системы современной журналистики применялся и структурный подход, позволяющий увидеть многомерность и разноплановость жанрообразовательных процессов Для разработки проблем истории сатирической публицистики использовался сравнительно-исторический метод В диссертации также использованы общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции

Достоверность и оригинальность исследования обеспечивается объемом и репрезентативностью исследуемого материала, вводимого в научный оборот

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается в следующем

  1. Выявлена и продемонстрирована связь таких функций СМИ, как функция критики и функция развлечения с экспансией комического, с одной стороны, и влияние комического на жанровую парадигму современной журналистики, — с другой, и на этой основе разработан методологический подход к развитию современных критериев авторской журналистики

  1. Показана роль креативной личности в качестве автора журналистского произведения в переходную эпоху социокультурной эволюции и сформулирован смысл выбора модификаций комического как механизма смены доминирующих в обществе идеалов

  2. Впервые комплексному научному анализу и теоретическому осмыслению подвергается корреляция жанровых признаков журналистских произведений с формами комического, комическое рассматривается в двух разновидностях аксиологической (критически-оценочной) и развлекательной

  3. Анализ своеобразия взглядов различных теоретиков на природу комического проводится в контексте современной проблематики журналистики

  4. В результате анализа теоретико-методологического базиса исследований области комического, теории жанров, теории журналистики, поэтики публицистики были сформулированы дифференциальные признаки категорий «комическое», «карнавализация» в контексте новейшего времени и в применении к практике СМИ На основании этого даны их определения, тем

самым исследование уточняет и расширяет понятийную базу теории журналистики

6 Показаны истоки происхождения, жанровое своеобразие колумнисти
ки как жанровой формы публицистики, специфика форм комического, ис
пользуемых колумнистами

7 Выявлена и продемонстрирована роль комического в таблоидах,
развлекательных изданиях, появившихся в России на рубеже XIX-XX вв
Впервые духовный контекст, формируемый таблоидами, осмысляется под
углом зрения теории М М Бахтина и определяется как карнавализация

Похожие диссертации на Творческая природа комического : жанровая парадигма современной журналистики