Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Становление и развитие телевидения в Сирии и его образовательная роль для детей 9
1.1. Особенности и функции телевидения 9
1.2. Становление и развитие детского телевещания в Сирии 35
Глава II. Телевещание Сирии для детей и проблемы его воспитательной деятельности в период с 1961 по 2006 гг 64
2.1. Место детских художественных телепроизведений в воспитательной работе в сирийском обществе 64
2.2. Анализ воспитательных детских телепрограмм 78
Глава III. Роль сирийского телевидения в решении учебно-образовательной деятельности детей 84
3.1. Специальные программы для детей и условия их отбора для демонстрации на ТВ 84
3.2. Влияние телевидения на детей с ограниченными возможносми 91
3.3. Особенности взаимодействия телевидения и семьи в процессе детского воспитания 101
Глава IV. Формирование и развитие детской речевой деятельности на фоне классического арабского языка 110
4.1. Возникновение и становление детской речевой деятельности 110
4.2. Роль телевидения в развитии языка ребенка 114
Заключение 124
Библиография 134
Приложения 148
- Особенности и функции телевидения
- Становление и развитие детского телевещания в Сирии
- Место детских художественных телепроизведений в воспитательной работе в сирийском обществе
- Специальные программы для детей и условия их отбора для демонстрации на ТВ
Введение к работе
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации (СМИ). Оно располагает большими возможностями воздействия на детей и является одним из факторов семейного воспитания и развития ребенка.
Сегодня значение средств массовой информации, ориентированных на детей, заметно возрастает во всем мире. Особая роль здесь принадлежит телевидению. Это обусловливает огромную ответственность журналистов, работающих над созданием телевизионных передач для детей и тем самым участвующих в процессе их воспитания. В связи с этим проблемы содержания, формы и методов работы в детской аудитории и преемственность традиций в этой сфере требуют внимательного и заинтересованного изучения со стороны психологов, педагогов и социологов.
В настоящее время телевидение стало неотъемлемой частью быта и досуга большинства семей. Значительное место оно занимает и в жизни детей. В связи с этим возникает необходимость в осмыслении роли телевидения, значимости его различных функций в современном образовании и воспитании ребенка.
К настоящему времени накоплены данные, позволяющие утверждать, что телевидение в большей степени, чем другие средства массовой информации, формирует представления детей об окружающей действительности, расширяет их кругозор. Оно является самостоятельным источником знаний, способным давать полноценную учебную информацию и служить специфическим
4 средством наглядности, образной моделью действительности, организатором
детской познавательной активности репродуктивного и творческого характера .
Проблема телевидения как средства формирования личности детей является до настоящего времени малоизученной.
Очевидно, что телевидение может и должно играть важную позитивную роль в воспитании подрастающего поколения: побуждать и закреплять у детей любовь к труду, учить работать творчески, проявлять инициативу и деловитость, помогать им еще до совершеннолетия определить свои наклонности, а главное — способствовать нравственному и духовному становлению личности ребенка.
Телевидение, являясь синтетическим по своей природе средством массовой коммуникации, впитавшим в себя опыт и традиции различных видов искусства, печати и радио, с одной стороны, рельефно и образно отражает различные стороны социально-экономической, политической и, главное, культурной жизни современного общества, а с другой стороны, оно способно оказывать непосредственное и достаточно активное влияние на социокультурные, учебные и воспитательные процессы.
В Сирии, где сильны еще традиционные способы воспитания и образования детей, с развитием детского телевидения связываются большие надежды и перспективы возрождения и развития гуманистических традиций в образовательно-воспитательной системе.
Этим обусловливается необходимость анализа проблем телевизионного вещания для детей и, в частности, его воспитательной и образовательной деятельности.
Степень разработанности темы. При работе над написанием данного исследования автор изучил большое количество различных справочных материалов и источников для придания исследованию большей научной ценности и
Хаддур Аддиб. Дети и телевидение. - Дамаск: Аль-мактаба аль-исламия, 2003. С.32.
5 его обогащения в информационном плане, с тем чтобы оно стало рабочим документом. Автор исследовал и изучил большое количество документов и официальных источников для установления этапов возникновения и развития детского телевидения в арабских странах. Ответы на поставленные автором вопросы частично содержались в исследованиях Д.Ахмада, Н.Усмана, А.Азаяди, А.Боритского '. Обращение к ним способствовало повышению информативности исследования и поиску ответов на возникающие вопросы, а также проведению анализа процесса использования телевидения в обучении и воспитании детей и анализу того, как мы можем использовать данное средство массовой информации в качестве учебного средства, помогающего повышению уровня обучения. Мы превращаем телевидение в средство воспитания, помогающее общественным организациям в правильном воспитании поколений, исходя из того, что ребенок является основной опорой в формировании общества и государства. Труды доктора Адиба Хаддура помогли автору в решении ряда проблем исследования. Автор ознакомился также с архивами учебных программ Министерства образования и воспитания. В Дамаске были проведены встречи с помощником министра воспитания, в ходе которых уточнена роль сирийского телевидения в совершенствовании образования. Успешному исследованию психологических и воспитательных сторон проблемы помогло то, что автором был прочитан и проанализирован ряд книг и исследований, охватывающих проблемы психологического влияния телевидения на детей и формирования принципов воспитания. Данные вопросы были отражены в исследованиях И. Ибрагима, В. Шрама, Э. Паркера, Хамилуита и в других многочисленных документах и источниках арабских и иностранных государств, в докторских диссертациях и трудах Блана Камаля Ахмада, брошюрах и публикациях Авангарда Баас и Аль-Кайсави Абдуррахмана . Автор обращался и к другим иностранным источни-
1 Ахмад Д. История Сирийской печати. - Дамаск, 1985. С. 81-92.
Усман Н. Сирийская печать. Прошлое и настоящее. - Дамаск, 1975. С. 31-41. Азаяди А. Влияние средств массовой информации на ребенка. - Каир, 1989. С. 34,47. Боритский А. Телевизионная пресса / Перевод Адиба Хаддура. - Дамаск, 1995.
2 Имам Ибрахим. Радио- и телеинформация. - Каир: Дар Аль-фикр Аль-араби, 1979. С. 132-255.
кам с целью повышения информативности исследования за счет привлечения работ, посвященных изучению и анализу воздействия телевизионных программ на детей, а также позитивному и успешному опыту использования телевидения. В этой связи следует отметить работы: М. Шалво, В. Шрама, Н. Лессера, В. В. Ксенофонтова \
Большую помощь оказали статьи о значении и важности телевидения как средства массовой информации, воздействующего на жизнь детей. В дополнение к источникам, из которых автор получил официальные статистиче-ские данные , отметим статьи в журнале «Аль-Бухус» («Исследования»), «Литературная позиция», журнале Дамасского университета, журнале «Эль-Кувейт», журнале «Арабское телевидение» .
Шрам В., Паркер Э. Телевидение и его воздействие на жизнь наших детей / Перевод Закария Сейида Хасана. -Каир: ад-Дар Аль-мисрийя ли-т-та'лиф ва-т-тарджама, 1965. С. 44-246.
Хамилуит и др. Телевидение и ребенок: Практические исследования воздействия телевидения на подростка / Перевод Ахмада Сайда Абд Аль-Халима и Хамуда Шукри Аль-Адави, ред. Саад Лябиб. - Учреждение Арабского реестра, 1967. 4.1.
Камаль Бади' Аль-Хадж. Влияние иностранных телематериалов на выпуск программ по вопросам культуры на египетском и сирийском телевидении в процессе глобализации. - Каирский университет, 1990. Анис БадавиХабиб. Воздействие телевидения на ребенка: Исследование студентов 6-го курса: Докторская диссертация. - Дамасский университет, литературный факультет.
Альзахер А.С. Влияние телевидения на поведение ребенка в быту и в семье: Исследование по психологии. Университет Дамаска.
Камаль Б., АзамаА. Общественное воспитание: Публикации министерства воспитания. - Дамаск, 1984. С. 19-
32.
Аль-Исави Абдуррахман. Психологическое и социальное воздействие арабского телевидения. — Каир: Аль-Хейа
Аль-Мисрийя Аль-амма ли-ль-китаб (Генеральная книжная организация Египта), 1979. С. 46-49.
1 Chalvon М. L'enfant devant la television des annees 90. Belguim, 1999. P. 4-32,42-93.
Lesser H. Television and press school child. - London, 1966.
Hemlout and others. Children and television. - New York, 1967. С 319.
Ксенофонтов B.B. Роль TV в руководстве семейным воспитанием. М.: Высшая школа, 1980. С. 6.
2 Авангард Баас. Архив программ Авангарда, отделение театров, музыки и искусства. - Дамаск, 2006. С. 19.
Генеральное агентство радио и телевидения, управление координации и телевещания. - Дамаск.
Министерство образования и воспитания, отдел учебных программ. - Дамаск, 2000-2006.
Министерство культуры и национальной ориентации, департамент театров, детский театр. - Дамаск, 2000-2006.
3 Ар-Ра'с Шариф. Детские телевизионные программы. - Багдад: Центр арабских исследований: журнал «Аль-
Бухус» («Исследования»), 1979, № 2.
Абу Аль-Хуб, Дияаддин. Детские телевизионные программы. - Багдад: Центр арабсикх исследований: журнал «Аль-Бухус» («Исследования»), 1979, № 3.
Хумейш, Салим. Культура в средствах массовой информации Марокко. - Журнал «Аль-Мавкиф Аль-адаби» («Литературная позиция»). Дамаск, 1984, № 159-160.
Ватфа, Али. Воспитательная связь между ребенком и телевидением. - Журнал Дамасского университета. -
Т. 13,1997.
Михдад, аз-Зубейр. Телевидение и воспитание. Журнал «Эль-Кувейт». 1990, № 30.
Заки Сапах. Телевидение строит будущее детей. Журнал «Эль-Кувейт». 1987, № 14.
7 Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы
является изучение воспитательно-образовательной деятельности телевидения, его воздействия на детей с учетом национального сознания, обычаев, нравов арабского общества и национальной политики Сирии, а также выявление его положительного влияния на сирийских детей.
В соответствии с этой целью сформированы следующие основные задачи диссертации:
рассмотреть проблемно-историческую направленность сирийского телевидения, условия и особенности его становления и развития;
проанализировать показанные на телевидении материалы сирийского и зарубежного производства и их влияние на учебно-воспитательную деятельность в Сирии, а также выявить положительные и отрицательные стороны в соответствии с их формой и содержанием. Методология исследования. При подготовке диссертации автор руководствовался принципами научности и историзма и использовал метод сравнительного анализа трудов столпов журналистики, делая основной упор на анализ публицистических материалов, касающихся учебно-воспитательной деятельности на сирийском телевидении.
Новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые в сирийской и российской исследовательской журналистике предпринята попытка комплексного анализа проблемы образования и воспитания детей на примере сирийского телевидения, проведённого на базе эмпирических и опросных материалов, которые в своей основной массе впервые вводятся в научный оборот. Кроме того, указанная проблема рассматривается в тесной взаимосвязи с традициями арабского общества и национальной сирийской политики.
Доктор Аль-Ауни, Мухаммад Аль-Масиа. Понятие информационного воспитания. - Журнал «Арабское телевидение». Тунис, 2002, № 3.
8 Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в нем
определены хронологические рамки становления и развития сирийского телевидения и, в частности, детского телевещания, а также предпринят анализ творчества сирийских и зарубежных тележурналистов и их влияния на воспитательно-образовательную деятельность детей в Сирии. Положения и выводы диссертационной работы могут использоваться на университетских курсах по детскому телевещанию в Сирии и во всем арабском мире, а также при написании статей и монографических работ, касающихся детского сирийского телевидения.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 2002 по 2006 годы. В этот момент арабский мир, в том числе и Сирия, находились под сильным влиянием мировой спутниковой телеинтервенции, оказывающей огромное воздействие на детей. Автор в дозволенных рамках воспользовался арсеналом теоретического и эмпирического мирового опыта своих предшественников.
Апробация исследования: основные положения диссертации были изложены в трёх статьях автора, опубликованных в журнале «Альманах», кроме того, в докладе на симпозиуме «Телевидение и его роль в социальном становлении личности ребёнка».
Структура диссертационной работы: исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.
Особенности и функции телевидения
Телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации, его роль в жизни общества возрастает, а функции становятся все более многогранными. Оно представляет детям огромную информацию. Телевидению присущи педагогические возможности, с которыми необходимо считаться. Это подтверждает французский ученый — специалист по вопросам педагогики Франсиз Бал (Francis Balle): «Школа опоздала в отношении революции в области аудио- и видеотехники и информатики, необходимо, чтобы мимо ее внимания не прошла революция, происходящая в средствах массовой информации (мультимедиа)»1. В то же время появились опасения, что школьное телевидение займет место преподавателя или наставника. В сложившейся обстановке появились новые педагогические обязанности, побуждающие деятелей образования потребовать открытия курсов в сфере аудио- и видеотехники, призванные адаптировать взгляды преподавателей на телевидение в школьных аудиториях как на средство обучения, потому что благодаря средствам экранной выразительности телевидение способно глубоко и полно показывать различные стороны демонстрируемых явлений.
С возникновением телевидения коммерческие телеканалы в срочном порядке начали готовиться к проведению телепередач. Телевидение и лица, работающие в сфере образования, всецело поглощены вопросом возведения телевизионных станций для трансляции материалов образовательного и воспитательного характера. Первой телестанцией, передающей материалы воспитательного характера, явилась телестанция КИНТ в Хьюстоне. Передачи начали переда вать в эфир с 1953 г. Учебные программы явились важной частью ранних телепередач из-за острого недостатка преподавательских кадров, которые рассматривали бы телевидение в качестве средства для решения проблемы распределения образовательных средств.
Теория базировалась на роли телевидения в обучении большой аудитории учеников при помощи преподавателя на телеэкране. Развитие телевизионной сети воспитательного характера в масштабе штата привело к созданию эффективных средств для трансляции учебных программ в школьных аудиториях. По мере совершенствования учебных программ школы решительно повернулись лицом к этому новому чуду.
В конце 60-х - начале 70-х годов произошли большие изменения в философии учебного телевидения, и телевизионные станции возвратились к трансляции телевизионных программ и созданию более комфортных условий для зрителей. Телевидение стало использовать новые способы в подготовке программ, «телевизионный преподаватель» был заменен на «говорящее лицо» в эфире в передачах драматических произведений или в документальных фильмах. Агентство учебного телевидения, известное под названием Национальное агентство технического обучения, являющееся первым в своем роде, располагается в Бломингтоне в штате Индиана США.
Агентство подготовило более 60 проектов в различных странах мира, которые имели большой успех \ В России (Советском Союзе) первая учебная телепрограмма была продемонстрирована в 1959 г. 9 апреля 1964 г. Министерство образования приняло Постановление № 285 о создании учебного телевидения. Далее учебные программы появились во Франции, затем в Японии.
В ряде исследований телевидение рассматривается как единое социальное явление, органически сочетающее в себе функции, свойственные любому виду искусства, и функции, присущие средствам массовой информации, где телевидение выступает как средство освоения человеком действительности (Е.И.Вильчек) и несет большую ответственность за направленность и качество телевизионных учебных программ. Воздействие будет наиболее эффективным, если передачи обладают и эстетической, и научной ценностью.
На наш взгляд, эта точка зрения является интересной в том плане, что чувства, возникающие при восприятии окружающего мира, приводят к повышению активности познавательной деятельности человека, стимулируют его творческую активность. В исследовании Стенфордского института (США), посвященном изучению средств массовой информации, исследователь отметил в ходе учебной телепрограммы следующие пункты:
1) учебно-воспитательное влияние на детей представляется весьма актуальным;
2) возможно использование телевидения на различных этапах обучения. Однако необходимо принимать во внимание, что по мере взросления ребенка воспитательная и учебная роль телевидения снижается;
3) учебно-воспитательные программы оказывают положительное влияние на детей, расширяя круг их познаний, дополняя знания, получаемые в школе. Эти программы более привлекательны для детей по сравнению с методами, используемыми в школе, потому что школьное телевидение развивает способности к творчеству у маленьких детей. Это осуществляется путем остановки кадров и сравнений, приведения примера, поставки вопроса, побуждения мышления и воображения и побуждения к творчеству вообще. Делать это стало гораздо проще, чем это делалось на школьной доске ;
4) если программа является чисто учебной, то наличие профессиональных преподавателей приводит к возрастанию эффективности программ;
5) наиболее влиятельны и эффективны учебные программы для детей, проживающих в провинции
Становление и развитие детского телевещания в Сирии
Телевидение в Сирии начало вещание в 1960 г. Телепередачи велись сначала в черно-белом изображении. В своем развитии телевидение прошло несколько этапов, прежде чем оно достигло нынешнего уровня.
Телевидение начало свои передачи примерно 45 лет тому назад1. Оно возникло в период объединения Египта и Сирии. Одновременно телевизионное вещание вели телестанции в Дамаске и в Каире. Через короткий период времени открылись филиалы телевидения в провинциях Халеб и Идлиб, а также в Хомсе. На каждой из перечисленных станций имеется свой управленческий аппарат и технический центр. Телевизионная сеть Сирии расширялась, усложнялись решаемые задачи, увеличивалось количество программ и разделов. Был обновлен второй телеканал, который вещает на частоте первого канала. Передачи двух каналов ведутся параллельно без конкуренции. В апреле 1977 г. начата трансляция программ в цветном изображении.
Начиная с 01.07.1988 г. Департамент телевидения Дамаска стал уделять большое внимание созданию детских программ. Возникла программа «Нади Аль-атфаль» («Детский клуб»), передаваемая по пятницам в течение 45 минут и отражающая национальные задачи Сирии . Она охватывает социальные, человеческие, научные, языковые аспекты жизни страны. Они находят свое отражение во всех звеньях программы во всех мухафазатах (провинциях) Сирии и арабских городах. Программа рассказывает о деятелях науки и истории в форме театральной постановки, с тем чтобы сделать их более привлекательными и понятными для детей в дополнение к развитию у них моральных и человеческих ценностей. Программа организовывала встречи с детьми, давала ответы на вопросы детей по телефону и в письменном виде. В программе имеется уголок филолога, который разъясняет детям буквы арабского алфавита. В программе «Детский клуб» ребенок, его личность, является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы — разностороннее развитие ребенка: формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Содержание программы рассчитано на три возраста: ранний — от 0 до 3 лет, младший дошкольный - от 3 до 5 лет и старший дошкольный — от 5 до 7 лет1. Она направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности.
Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. Помимо «Детского клуба» сирийское телевидение транслирует следующие программы:
1. Программа «Пчелиный путь» ставит основной своей целью развитие способностей ребенка. Эта программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет, то есть предназначена для детских садов. Существует усложненный вариант данной программы для детей от 5 до 7 лет. Она была разработана в лаборатории способностей и творчества сирийского телевидения.
Психологические основания работы программы «Пчелиный путь» Программа имеет несколько принципиальных теоретических оснований. Первое из них - психологическая теория, согласно которой наиболее существенной линией в развитии человека является становление его сознания. Видный сирийский журналист Ясир Альмалих считает, что сознание человека представляет собой особую структуру высших психических функций, носящих опосредованный характер. К средствам познания Я.Альмалих относит особые, существующие в человеческой культуре «орудия ума», прежде всего это слова, понятия, которые всегда стоят между человеком и миром, являясь средствами открытия наиболее существенных его сторон. Сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение подобными средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним.
При этом, он отмечает, что такие средства не только изменяют отношения человека с миром, но и воздействуют на него самого1. В процессе развития опосредствованности психика ребенка становится осознанной и произвольной.
Второе основание программы «Пчелиный путь» - это теория деятельности, согласно которой основной движущей силой развития являются различные виды деятельности ребенка. Для ребенка-дошкольника наиболее значимы игра и продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельности и др. .
Третьим основанием программы служит теория амплификации детского развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения, а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Ребенок не переходит к решению школьных задач, а решает все более широкий круг задач, которые, прежде всего, появляются в дошкольных видах деятельности
Место детских художественных телепроизведений в воспитательной работе в сирийском обществе
Телевидение в Сирии является одним из опорных средств в ориентации детей и формировании их личности в рамках политических и социальных целей, которые ставит перед собой Сирия. При этом дети рассматриваются в качестве широкой и устойчивой базы для создания единого арабского общества.
Здесь возникает ряд вопросов, в том числе роль сирийского телевидения в политическом и социальном воспитании детей в современном обществе, соотношение этой роли с двумя основными направлениями в сфере воспитания и соответствие содержания представленных материалов и путей их подачи основным требованиям учебно-образовательной цели.
Мы проанализируем количественно и качественно работу сирийского телевидения по двум направлениям - детское художественное телевизионное кино и детские программы в период с 2002 г. по начало 2006 г. Совокупность телевизионных материалов, показанных детям на экране сирийского телевидения, считается достаточной для того, чтобы представить себе полную картину того, что демонстрировалось в детских программах на экране сирийского телевидения.
Общая классификация материалов включает в себя детское художественное телевизионое кино и детские программы и охватывает период 2002-2006 г. (см. приложение 1).
Прикладное исследование материалов, переданных телевидением для детей, является единственным путем для научного познания реального положения дел. Следовательно, мы сможем легко определить пути, обеспечивающие развитие тематики телевещания, которая способствовала бы обеспечению принадлежности ребенка к арабской нации в то время, когда начала исчезать араб екая идентичность. Были получены данные, отражающие телевизионные материалы после их научной классификации с учетом мирового опыта в этой области. Последующие страницы - это определенная попытка проанализировать содержание передаваемых по телевидению материалов для детей в 2002-2006 гг. Это анализ содержания телесюжетов с точки зрения методики, на которой основываются современные социальные исследования. Методика анализа содержания в данном исследовании исходит из следующих соображений:
1. С помощью анализа содержания можно выявить, чем руководствуются лица, отвечающие за телевизионные материалы для детей (авторы, режиссеры, комиссия по контролю), какие цели они ставят перед собой. Можно узнать, какое влияние на личность детей оказывает содержание телепередач.
2. Смысл выводов исследования - в степени согласования содержания телевизионных материалов с намерениями лиц, ответственных за написание, подготовку и передачу материалов, в степени восприятия их детьми. Несомненно, что субъективные факторы исследователя присутствуют при утверждении смысла содержания телематериалов, детский зритель также делает свой выбор.
Фильмы. Под фильмом понимается сюжет, отснятый на кинопленку при помощи кинокамеры с частотой 24 кадра в секунду 1. Получение данных о количестве фильмов и сериалов, показанных по телевидению в 2002-2006 гг., стало возможным благодаря завершению первого этапа формирования структуры оригинального вещания. Общее число показанных фильмов и сериалов составило 3 348 единиц.
Для получения сюжетов фильмов и сериалов были предприняты следующие шаги:
1. Фильмы, показанные по телевидению в 2002-2006 гг., были классифицированы по методу показа как повествовательные фильмы, документальные фильмы и мультипликационные фильмы.
Под повествовательным фильмом подразумевается кинофильм, отснятый на кинопленку по сюжету художественного произведения. На основе этого произведения должен быть написан киносценарий, а артисты должны исполнить роли.
Что касается документального фильма, то он представляет собой фильм, отражающий реальную жизнь без игры артистов. Документальные фильмы подразделяются на научные, социальные, исторические, политические. Смысл фильма заключается в том, что он основывается на исторических фактах и документах, то есть известие или событие отражаются при помощи голоса и изображения. Основой документа является то, что он является моментальным историческим снимком, который нельзя повторить. Отсюда вытекает важность документа и документального фильма.
Мультипликационный фильм. По своей форме мультипликационные фильмы подразделяются на следующие виды:
1. Разновидность, называемая игрой теней, в которой персонажи существуют раздельно. При этом кадр снимается, и всякий раз изменяется положение героя (персонажа).
2. Мультипликационный фильм, в котором рисуются части целого на целлулоидных прозрачных тарелках. Каждая тарелка отличается от других весьма незначительно в движении. Тарелки складываются одна на другую и снимаются кадр за кадром со сменой целлулоидных тарелок, на которых размещаются подвижные рисунки, которые движутся со скоростью 24 кадра в секунду и воспринимаются нами как движущиеся.
3. Фильмы, отражающие движущиеся изображения, которые являются выражением отдельных медленно движущихся изображений во время съемок.
4. Фильмы с подвижными фигурками из пластилина. Из пластилина делаются фигурки и снимаются кадр за кадром.
Специальные программы для детей и условия их отбора для демонстрации на ТВ
Информационное развитие играет важную роль в определении разновидностей и путей подачи информационных материалов, а также перечня социальных и психологических рамок этих материалов, вытекающих из потребностей ребенка и подростка, их развития и концентрация усилий по охране культурного наследия против всех форм подстрекательства и культурной и информационной экспансии против детей. Разговор о социальных и психологических рамках телевизионных программ предполагает, что эти программы вносят вклад в формирование личности ребенка с помощью общества и поэтому воздействуют на формирование и кристаллизацию личности, определяют большинство манер поведения и масштаб его представления в быстро развивающемся обществе. В этом вопросе выделяются две позиции, взаимозамещающие друг друга1.
Первая из позиций касается той роли, которую играет телевидение в воспитании подрастающего поколения, обогащении багажа знаний и повышения уровня его культуры.
Телевидение занимает восьмое место в перечне искусств (седьмое место отводится кино). На этом держится вторая позиция, которая, несмотря на признание радио и телевидения в качестве каналов, связывающих с детьми, предостерегает от излишеств и плохого использования и необдуманного потребления и говорит о необходимости ограждения ребенка от влияния иностранных материалов, толкающих к моральному разложению и жестокости; призывает к производству местных материалов, которые обеспечивают высокую степень привлекательности для ребенка и его ответную реакцию, которые способны противостоять запутанным сюжетам, особенно после удвоения численности телевизионных каналов при наличии спутников и большого числа спутниковых каналов.
Такое внимание к детскому телевидению в мире ясно показывает, что телевидение можно рассматривать в качестве новой школы наряду с традиционной. Телевидение является школой с большими информационными возможностями, которые носят активный жизненный характер, включающими и развлекательные программы. Несомненно, что руководители, ответственные за детское телевидение, хорошо осведомлены о досуге детей и уплотняют сетку телепередач в этот период, что приносит этим программам больший успех .
После анализа демонстрируемых программ для детей мы можем поставить следующий вопрос: нужны ли специальные программы для детей? Ведь дети смотрят другие программы и не только детские. В этой связи нужно ли загонять их в гетто, должны ли мы готовить специальные детские программы? Если мы знаем, что они сами выбирают те программы, которым отдают свое предпочтение, почему мы показываем им то, что предпочитают руководители программ? В этом содержится большая опасность, потому что ответственные лица далеки от контактов с детьми, в большинстве своем они пренебрегают интересами социальных кругов, выходцами из которых являются эти дети. В результате этого те программы, которые демонстрируются детям, отражают вкусы, пожелания и воспоминания детства этих ответственных лиц или их детей.
Дети предпочитают программы о мире животных, загрязнении окружающей среды, о народном театре, а также фантастические сериалы, рассказывающие о маленьких героях и облегчающие им процесс познания личности этих героев. Дети могут извлечь пользу из телевидения, демонстрирующего материалы о реальной действительности и практические сведения о проблемах досуга, о поваренных книгах, о школьной жизни, об этике, о социальной жизни, 0 сотрудничестве и о ритуальном жертвоприношении \
Вообще у детей есть определенный образец, которому они отдают свое предпочтение. При помощи сказки ребенок ясельного возраста может косвенным образом приобрести некоторые знания и правила хорошего тона, при условии, что эти сказки являются ступенью в языковой подготовке детей. При этом ставка делается на именные предложения, которые отражают названия вещей и названия чувств, а также глаголы. Простые предложения по своему составу далеки от абстрактных имен. Глаголы имеют смысл, не связанный с чувствами. Поэтому полезно показать сказку при помощи мультипликационных фильмов, содержащих элементы, привлекающие детей. Пригодные пути использования телевидения на этом этапе сводятся к демонстрации программ, содержащих элементы представления, сопровождающиеся рисунками и картинками. Это представление со звуковым сопровождением помогает детям понять содержание и смысл картины. Звуковое сопровождение способствует повышению привлекательности показанного материала. Детей этого возраста привлекает звук. Что касается песен и маршей, то они охотно воспринимаются детьми, они любят их слушать и запоминать. Было бы полезно, если бы телепрограммы были направлены на исполнение песен и гимнов, приносящих пользу детям, содержащих советы для детей и побуждающих их к запоминанию в соответствии с уровнем их умственного развития в музыкальном сопровождении. Это способствует увеличению словарного запаса, развитию их способностей к пониманию музыки в дополнение к усвоению ими сведений, фактов и идей, которые содержатся в маршах