Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Телевизионное вещание в социальных сетях: предпосылки появления, тенденции развития 13
1.1. Техническая и функциональная эволюция телевидения 13
1.2. Социальные сети как платформа для СМИ 20
1.3. Телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете, традиционное телевидение и интернет-телевидение 55
Глава 2. Функционирование телевизионных СМИ в социальных сетях в Интернете 66
2.1. Анализ контента телевизионного вещания в социальных сетях 66
2.2. Производственный процесс на телевизионных каналах в социальных сетях 96
Заключение 117
Список использованной литературы 124
- Техническая и функциональная эволюция телевидения
- Телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете, традиционное телевидение и интернет-телевидение
- Анализ контента телевизионного вещания в социальных сетях
- Производственный процесс на телевизионных каналах в социальных сетях
Техническая и функциональная эволюция телевидения
Исследовать настоящее и делать прогнозы на будущее невозможно в отрыве от прошлого. История развития и становления телевидения поможет нам понять, какое место занимает телевидение сегодня, что явилось причиной появления телевизионного вещания в социальных сетях, и, наконец, разобраться, что ждет нас в будущем. На сегодняшний день в отечественной науке тема эволюции телевидения разработана основательно и представлена множеством источников. В научной среде появляется немало работ, посвященных изучению этого средства массовой коммуникации. История изучения телевидения в России и Советском Союзе насчитывает более полувека. Первые попытки научного осмысления проблем, связанных с телевидением, предпринимались профессионалами и учеными еще в 40-х годах прошлого столетия. Однако в это время телевидение только формируется как средство массовой информации.
В своем учебнике современные исследователи Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик и А. Я. Юровский отмечают, что человечество давно стремилось к тому, чтобы передавать движущееся изображение и звук на расстоянии: «Подобно тому как воплощенная в мифе об Икаре мысль о полете человека возникла за тысячи лет до появления аэроплана, идея о видении на расстоянии возникла на заре человечества. Об этом свидетельствуют сказки Шахерезады или сказка о спящей царевне и семи богатырях, а позднее - сочинения Ж. Верна, Д. Лондона или А. Куприна, где, глядя в волшебное зеркало или на волшебный камень, видят здесь то, что происходит там, причем сейчас»9. Подобные мысли высказывает и другой исследователь - А. Н. Фортунатов: «Телевидение было весьма причудливым отражением эволюции осмысленно-человеческого, социального самопознания, философии, мировоззрения. Его взаимодействие с окружающим миром и с социумом эволюционировало от наивного, прямолинейного, к осознанно-целенаправленному, мощному, зрелому, а от него - к ослабевающему, множественному, воздействующему "точечно" и прогнозируемо»10. Основными техническими предпосылками рождения телевидения эти ученые называют изобретение «великого немого» (кино) и «великого невидимки» (радио).
Однако историю телевидения исследователи начинают вести с того самого времени, когда Максвелл сформулировал свое уравнение и предположил, что в природе существуют электромагнитные колебания. Его теорию подтвердил Герц. Затем А. С. Попов и Г. Маркони смогли использовать эти исследования для передачи информации на расстоянии. Развертку (разложение) изображения с помощью диска предложил осуществить П. Нипков. Как пишет А. Н. Фортунатов, немецкий студент сделал это открытие в 1883 году в результате «умственного эксперимента». «Диск Нипкова максимально упрощал процесс развертки, превращения двухмерного изображения в последовательность электрических сигналов. Это важный элемент механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий, в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х годов. В некоторых специфических видах телевизионной съемки механическое телевидение используется и сегодня, например, для съемок в экстремальных условиях, для выполнения узко-технических задач»11.
Затем Б. Л. Розинг запатентовал принцип преобразования электрических сигналов в светящееся изображение; этот принцип и сейчас используется в производстве телевизоров. «Б. Л. Розинг по справедливости считается во всем мире основоположником электронного телевидения, именно от его работ ведет телевидение свою родословную. Он погиб в ссылке в 1933 г. Говоря о дальнейшей истории телевидения, следует прежде всего назвать ташкентского изобретателя Б. П. Грабовского, в 1925 г. заявившего патент на "аппарат для электрической телескопии", а также С. И. Катаева, П. В. Шмакова и В. К. Зворыкина»12.
Затем в истории телевидения можно выделить второй - экспериментальный этап. По всему миру пионеры телевещания пробуют применить разработки ученых на практике. Основная функция телевидения того времени -распространение в обществе возможности видеть на расстоянии . Первая телевизионная станция WCFL вышла в эфир в Чикаго 12 июня 1928 года. Её создателем был Улисс Санабриа, который впервые использовал для передачи изображения и звука один диапазон радиоволн, начав 19 мая 1929 года трансляцию звукового сопровождения радиостанцией WIBO, а видеосигнала -станцией WCFL. Через 3 года начинается регулярное вещание в нацистской Германии, а еще через 7 лет - в Советском Союзе14. Первые эфиры показывают немногочисленным телезрителям эстрадные выступления, зарисовки из жизни людей, речи политических деятелей.
Дальше, по версии А. Н. Фортунатова, до 80-х годов следует этап становления телевидения как общественного института. «Самостоятельное социальное явление, социальный институт, который начинает не только обретать собственные выразительные средства, но и формировать сообразно своему специфическому языку общество и его представления об окружающем мире. Это стало следствием и глобализации»15. В техническом плане до середины 50-х годов сто процентов эфирного времени занимают прямые трансляции. В 1956 году презентация первого видеомагнитофона «VR-1000»16 совершила в телевидении настоящую революцию. Это приводит к возникновению новых жанров и форм в телевизионной журналистике, например, таких, как телефильм .
За три года до этого в США введена система цветного телевидения, совмещающаяся с действующей черно-белой, она была разработана RCA и утверждена в качестве национального стандарта в декабре 1953 г.18 В 1962 году запущен первый американский активный спутник связи «Telestar-І», он на несколько месяцев обеспечил связь между Америкой и Европой19.
При этом телевидение отвоевывает аудиторию у СМИ, ставших к тому времени традиционными: радио и печатных средств массовой информации, формируя новый тип мышления - визуальный. Как пишет С. Л. Уразова, такие деформации мышления от текста к визуальным образам происходят из-за больших объемов информации, которые приходится обрабатывать современному человеку. «Ускоряющийся ритм жизни заставляет человека мгновенно ориентироваться в обилии информации, распространяемой на медиарынке. И визуальные образы - их наглядность, доходчивость, универсальность — помогают быстро ее усваивать» . В подтверждение своих слов С. Л. Уразова приводит слова известного психолога В. П. Зинченко: «Зрительные образы, в отличие, например, от слуховых, характеризуются субъективной симультанностью, позволяющей мгновенно "схватывать" отношения, существующие между различными элементами воспринимаемой ситуации»21.
Время с 1990-х годов до наших дней А. Н. Фортунатов называет «этапом дигитализации и конвергенции» телевидения и других современных источников информации, прежде всего, Интернета. Самым молодым видом телевидения является вещающее в интернет-среде. Оно принимается через скоростные линии на компьютеры, коммуникаторы, мобильные телефоны.
Телевидение межсетевого протокола (Интернет-телевидение или onlineV) - система, использующая двухсторонний цифровой сигнал радиопередачи, который посылается через переключенную телефонную или кабельную сеть посредством широкополосного подключения. Оно базируется на декодировании видео IP и преобразовании его в стандартные телевизионные сигналы .
Если раньше «интернет-телевидение было чем-то диковинным, то сейчас оно начинает превращаться в массовое явление. Потребителей привлекают широкие возможности использования телевизионного контента, которые до последнего времени были недоступны на традиционном телевидении. Почувствовав эту тенденцию, крупнейшие рекламные и телевизионные компании обращают все более пристальное внимание на этот весьма перспективный рынок, что дает дополнительный стимул для его развития»23. Сегодняшнее телевидение А. Н. Фортунатов рассматривает не просто как средство информации. «Сейчас оно, прежде всего, - средство воздействия и тиражирования социально приемлемых стереотипов поведения и мышления»24. При этом, по его словам, теперь оно вынуждено считаться с потребностями конкретных потребителей информации. Отсюда - основная характерная черта периода: одним из важных элементов телевидения становится интерактивность.
Телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете, традиционное телевидение и интернет-телевидение
Телевизионное вещание в Интернете, в социальных сетях стало возможно только после того, как сам Интернет изменился навсегда. Речь идет о технологиях эпохи Web 2.0, если выражаться в рамках терминологии Тима О Райли, одного из самых известных современных теоретиков в сфере медиа, основателя «О Райли медиа».
Web 2.0 сам по себе не является технологией или каким-то особым стилем Web-дизайна. Для определения сути подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов, методики проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются106. В этом случае «социализация» - одно из наиболее известных «проявлений» Web 2.0, хотя их на самом деле множество.
Социализация — это создание сообществ при помощи специальных разработок, создание индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны (загрузка личных файлов, фотографий, видеороликов, блогов) для участника, чтобы участник чувствовал свою уникальность. Социализация характеризуется прежде всего поощрением, поддержкой и доверием к «коллективному разуму». Когда сообщество создается, весомое значение имеет соревновательный элемент, так называемая «репутация» или «карма», которые дают возможность сообществу саморегулироваться и ставить пользователям дополнительные цели присутствия на сайте.
С Web 2.0 связывают ключевое для нашей работы понятие подкастинга (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting - повсеместное, широкоформатное вещание) - процесс создания и распространения звуковых или видеопередач (то есть подкастов) во Всемирной сети . Для телевизионного вещания в социальных сетях сервисы видеоподкастинга важны тем, что служат для загрузки видео и звуковой информации в сеть, именно при их помощи видеоконтент доставляется телезрителю. Так, например, YouTube, при том, что сам сайт сейчас по всем признакам подходит под определение социальной сети, исторически является сервисом для загрузки видео и зачастую используется телевизионщиками социальных сетей как передающий сервис. Они используют его как «переходник» для того, чтобы загружать контент сразу в несколько социальных сетей.
Очевидно, что при переходе в социальные сети телевидение стало другим. Первое, на что стоит обратить внимание, и это очень важно и с теоретической, и практической сторон, — телевидение в социальных сетях перестает быть автономным средством массовой коммуникации. В отличие от традиционного телевидения, если брать его с позиции СМК, телевидение в социальных сетях в прямом смысле теряет самостоятельность. Если визуализировать эту модель, получается, что оно переходит на уровень или даже на два ниже, наблюдается следующая иерархия: оно либо встроено в социальную сеть, которую саму по себе мы определили как СМК, либо встроено в СМИ, которое встроено в социальную сеть.
Телевизионное вещание в классическом понимании — это формирование телевизионных программ и передача их в эфир посредством телевидения. Под телевизионным вещанием в социальных сетях мы понимаем системную трансляцию и прием движущегося изображения и звука при помощи медиасервисов социальных сетей.
Рассмотрим еще одно ключевое понятие - телевизионный канал в социальных сетях. В своей диссертационной работе А. А. Гарматин пишет: «Термин "канал" в сфере коммуникаций означает определенную частоту для односторонней или двусторонней связи с передатчиком для распространения радио, телевизионного, кабельного, телефонного или телеграфного сигнала. В компьютерной сфере под "каналом" обозначается линия передачи сигнала или данных между компьютерами или между компьютерами и периферийными устройствами» . Однако в своем исследовании диссертант предлагает использовать понятие «интернет-канал» для определения вещательных сайтов. «Интернет-канал - это средство массовой информации, функционирующее исключительно в сети Интернет и распространяющее информацию с помощью аудиовизуальных и текстовых средств. При этом интернет-канал использует для распространения информации текст, фотоматериалы, видео- и аудиоматериалы -как по отдельности, так и в различных сочетаниях, что является продуктом конвергенции. Примерами интернет-каналов могут служить сайты www.bbc.co.uk, www.dontr.ru»110. Как мы уже отметили во введении, понятие «интернет-телевидение» является родовым (подчиняющим) по отношению к понятию «телевидение в социальных сетях». Из данного нами определения любая социальная сеть - интернет-сервис. Поэтому, взяв за основу определение А. А. Гарматина, мы можем дать следующее определение понятия «телевизионный канал в социальных сетях» - это электронное средство массовой информации, функционирующее в Интернете на базе социальных сетей, распространяющее информацию с помощью мультимедийных платформ социальных сетей, а также видеоподкастинговых сервисов. При этом функциональными интернет-ресурсами СМИ являются комьюнити и аккаунты в социальных сетях.
В социальных сетях возможно потоковое вещание, как на традиционном телевидении, например, подобные услуги предоставляет социальная сеть yatv.ru, любой пользователь может организовать при помощи этого ресурса прямой эфир, на сайте есть раздел, подобный студийному компьютеру «форварду», где можно формировать сетку вещания. Однако большинство телеканалов в социальных сетях предпочитают нелинейный способ вещания. Видеоматериалы и программы выкладываются на страничку в социальной сети для просмотра в определенном порядке, но при желании зритель может его нарушить.
Именно нелинейность, присущая не только телевидению в социальных сетях, но и интернет-телевидению в целом, и становится главной отличительной чертой. В классическом понимании «телеканал» - это электронное средство массовой информации, представляющее собой совокупность телевизионных программ и иных аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения111. Для нас здесь ключевая фраза - это «сформированных в соответствии с сеткой вещания». Т. е. традиционный телеканал представляет собой прямую последовательность телевизионных программ: потоковый, линейный эфир. В социальных же сетях (за исключением сетей, позволяющих организовывать потоковые передачи) основная черта эфира - это дискретность и нелинейность. Сетка вещания как таковая отсутствует, а верстка эфира сводится к компоновке роликов на странице.
Телеканалы в контактных социальных сетях типа Facebook или Вконтакте очень редко бывают самостоятельными. Чаще всего они входят в состав мультимедийного СМИ, как это понимает И. В. Зиновьев112. Это диктуется самой архитектурой социальной сети, возможностями медиасервисов: подключением к аккаунту изображений, аудиозаписей и текстовых сообщений. Т. е. вместе с телевизионными материалами такие сети допускают интеграцию печатных материалов, фоторепортажей, а также аудиальных сообщений.
Хронометраж выпусков телепрограмм в соцсетях, как правило, не превышает 10 минут. На YouTube вообще установлен лимит аплоуда (загрузки) 15 минут. Это связано с тем, что большие по продолжительности передачи будут дольше прогружаться, соответственно можно потерять часть аудитории.
Традиционное и кабельное ТВ в хронометраже себя не ограничивает.
То, что в социальных сетях телеканалы создаются на базе комьюнити, напрямую отражается на контенте каналов. Если традиционные телеканалы, как правило, ищут выходы на широкую аудиторию, то в social networks наблюдается тенденция к сужению специализации и расчету на довольно четкую целевую аудиторию. Чаще всего каналы делятся по тематике (юмор, спорт, видеоигры, кино и т. п.). Встречаются даже каналы-видеодневники, т. е. блоги, где автор рассказывает о событиях своей жизни и делится впечатлениями и мыслями. Ярким примером может послужить http://www.youtube.com/user/ArcaniaGameRu. Этот канал полностью посвящен популярной видеоигре. Что характерно, у каждого ролика на этом ресурсе минимум 3 тысячи просмотров.
Доступность средств производства и размещения ТВ-контента в социальных сетях приводит к дилетантизму. Подавляющее большинство производителей - непрофессионалы, которые делают, мягко выражаясь, некачественное ТВ. Это как раз тот самый случай, когда в целой бочке дегтя немалыми усилиями приходится искать ложку меда. В социальных сетях крайне сложно найти каналы, достойные внимания. Соответственно, и имидж у таких программ гораздо хуже, чем у традиционных. Отсюда - небольшая аудитория большинства подобных каналов (хотя всегда есть исключения).
Анализ контента телевизионного вещания в социальных сетях
Для проведения качественного анализа телевизионных каналов в социальных сетях были отобраны каналы по следующему принципу.
В первую очередь, мы взяли самые посещаемые мировые телеканалы в социальных сетях по версии сайта vidstatsx.com . Этот ресурс был запущен в 2009 году и на сегодня является одной из крупнейших библиотек статистики социальных видеосервисов. На портале опубликована основная интересующая нас информация: информация о количестве просмотров каналов, количестве подписчиков и т. д.
Временные рамки исследования: основная масса отсмотренного и проанализированного нами материала была опубликована в Интернете в период с 01.01.2012 по 01.06.2012. Этот временной отрезок мы определили для нашего исследования, чтобы в анализ попали основные современные тенденции в сфере телевизионного вещания в социальных сетях на момент написания работы. Хотя полностью исключать из анализа более ранние и поздние выпуски мы не стали.
Важно, что для анализа мы брали в основном контент, который телеканалы выкладывают на видеоподкастинговый сервис YouTube (который, как мы отметили ранее, и сам сейчас попадает под определение социальной сети), и уже оттуда встраивают видеоматериалы в комьюнити контактных социальных сетей.
Также анализируемые нами каналы можно дифференцировать по региональному признаку. Мы намеренно взяли контент каналов разного уровня: популярных мировых, российских и уральских телеканалов - для того, чтобы отследить, насколько уровень влияет на качество предоставляемого контента.
Таким образом, для нашего исследования мы получили следующую эмпирическую базу: 20 выпусков программы «+100500» плюс 26 произвольно выбранных видеоматериалов канала «CarambaTV»; 40 произвольно выбранных материалов канала «Machinima»; 18 выпусков канала FPS-Russia; 48 выпусков канала «=3»; 45 выпусков «This is horosho»; 10 выпусков программы «PO_sety»; 13 произвольно выбранных видеоматериалов канала «Twist»; 36 произвольно выбранных выпусков канала «Spasibo-Eva».
Первые места в рейтинге сайта vidstatsx.com занимают каналы пользователей RayWilliamJohnson, Machinima, FPSRussia. Сразу оговоримся, что для того чтобы попасть в наше исследование каналам, помимо большого количества просмотров видео и подписчиков, необходимо соответствовать определению телевизионного канала в социальных сетях, которое мы дали в предыдущей главе. Так, например, пользователь Nigahiga, занимающий вторую строчку рейтинга vidstatsx.com, не вошел в наш список из-за того, что крайне редко обновляет свой контент (последнее обновление - декабрь прошлого года).
Затем мы отобрали самые посещаемые российские каналы. Пользуясь официальной статистикой, представленной сервисом YouTube, мы выбрали каналы carambatv; ThisIsXopouio, spasiboeva. На региональном уровне, к сожалению, статистические данные не публикуются. Дело в том, что, скорее всего, из-за того, что в России на региональном уровне (Челябинская и Свердловская области) пока этот сегмент практически не занят, то, как следствие, он не интересует маркетологов и рекламодателей и, соответственно, мониторинги пока не проводятся; о рейтингах пока тоже только остается догадываться.
В качестве примеров социальных сетевых каналов регионального и городского уровней мы взяли проекты «PO_sety» лаборатории телевидения и радиовещания Челябинского государственного университета и канал студии «Twist» Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург).
Телевизонное вещание в социальных сетях имеет выраженную структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных элементов. Эту структуру и связи между элементами можно представить следующей блок-схемой Таким образом, мы видим, что структура телевизионного вещания в социальных сетях в Интернете представлена следующими элементами: производственная группа (блок, где производится либо отбирается видеоконтент), готовый телевизионный продукт (телевизионная программа, либо сюжет), передающий (принимающий) центр (социальные сети обладают высокой интерактивностью, поэтому этот элемент блок-схемы одновременно служит и для передачи информации и для обратной связи потребителя информации с производственной группой), через передающий центр контент попадает в социальную сеть, через принимающий (передающий) центр (компьютер, мобильный телефон и т. д., и т. п.) потребитель получает доступ к этой информации (связь опять же двухсторонняя, так как, как было уже сказано выше, телевидение в социальных сетях обладает высокой интерактивностью, более того, зритель сам может предложить свой контент производственной группе). Так же контент может поступать в социальную сеть не напрямую через передающий центр, а через сервис видеоподкастнига, который может служить «переходником» для загрузки контента сразу в несколько социальных сетей.
Параметры анализа контента телевизионного вещания в социальных сетях мы подобрали таким образом, чтобы они помогли наглядно продемонстрировать форму, общее устройство подобных средств массовой информации; дали общее понятие и в то же время является обязательным условием существования и популярности данного типа телевизионного вещания.
Таким образом, можно заключить, что самой первым параметром является система трансляции медиа в аккаунте канала: количество и периодичность выходов передач и сюжетов, верстка «эфира». На наш взгляд, это именно этот параметр отличает телевизионный канал в социальных сетях от простого видеоблога пользователя.
Также мы выделяем качество и оригинальность наполнения эфира: насколько производимый контент соответствует профессиональным телевизионным стандартам и является он оригинальным или заимствован из каких-либо источников. Производство собственного оригинального контента, на наш взгляд, является еще одним важным отличием телеканала от видеоблога.
Следующий параметр - степень интерактивности телевизионного канала в социальных сетях. Это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели. Все элементы системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другими системами (людьми / участниками сети), являются элементами интерактивности. Социальные сети по сравнению с традиционными СМИ дают пользователям больше возможностей влиять на процесс производства передач, в некоторых случаях это является основным элементом, вокруг которого создается вся программа. Немаловажным параметром мы считаем способ заработка и финансирование канала. Финансовый интерес, с одной стороны, может мотивировать создателей и работников канала к более эффективному и качественному труду, что, соответственно, может серьезно повлиять на производимый контент и зрительский интерес. С другой стороны, в определенных условиях СМИ в социальных сетях могут стать ангажированными (например, политическими силами или коммерсантами), что тоже может оказать серьезное влияние на контент передач.
Далее мы анализируем количество уникальных просмотров телеканала. Повышенный зрительский интерес может серьезно повлиять на становление и дальнейшее творческое и техническое развитие канала. Отсутствие интереса со стороны целевой аудитории, если нет иных причин для существования СМИ (например, политических или репутационных, когда учредители содержат редакцию просто потому, что это престижно), приводит к ликвидации средства массовой информации.
Как отдельный параметр для анализа можно выделить юридический статус редакции телевизионного канала в социальных сетях. Является ли редакция зарегистрированным средством массовой информации, каким-либо другим юридическим лицом, либо же просто группой единомышленников, чьи отношения, да и само существование телеканала никак юридически не зафиксированы. Разные юридические формы существования телеканалов в социальных сетях обуславливают, прежде всего, их ответственность перед потребителями информации и перед сводом законов Российской федерации (уголовным, административным, трудовым кодексами и т. д.), а также различные налоговые обязательства.
Производственный процесс на телевизионных каналах в социальных сетях
При переходе телевизионного вещания в принципиально в новую среду (в социальные сети) не мог не измениться производственный процесс. Телевизионщики в социальных сетях используют свою определенную техническую базу, существует даже определенная мода на камеры, стиль съемок и свои отличительные черты монтажа. Телевидение в социальных сетях тоже довольно сильно эволюционировало за каких-то два года. Если первые передачи снимались чуть ли не на камеры сотовых телефонов, то сейчас почти все телевизионщики вещают в формате fullHD.
Первые выпуски передачи «=3» снимались на простейшую любительскую камеру. Так, например, в эпизоде «Greatest knockout ever!!»145, опубликованного в сети 16 сентября 2009 года, мы видим, что максимальное доступное качество видео - 480 пикселей по вертикали (NTSC). Программа снималась без профессионального освещения, в домашней студии. Если обратить внимание, то в картинке преобладает синий цвет, что говорит о неправильно настроенном балансе белого цвета. В программе используются простейшие титры, доступные в любительских редакторах видео, компьютерная графика отсутствует. Звук записывался на встроенный в камеру микрофон.
С серии «You racist!»146 (05.09.2010) шоу начинает выходить в формате High Definition Ready (1280Х720р) и High Definition Ready (1920X1080p). В 2011 году в программе начинают использовать несколько источников профессионального света. Улучшилось и качество звука - в последних сериях на ведущем можно заметить микрофон-петличку. Появилась простейшая компьютерная графика, сейчас она является одной из составляющих стиля программы - комментарии ведущего иллюстрируются юмористичными титрами и картинками. Так же для создания комического эффекта компьютерная графика вводится в показываемые в программе видеоролики.
Отдельного внимания заслуживает монтаж программы. Когда передача только запускалась, видимо, из-за неопытности ведущего и монтажера (не факт, что это не был один и тот же человек), не получившиеся дубли на монтаже просто вырезались, склейки не маскировались ни традиционными перебивками, ни вспышками. Поэтому возник эффект «прыгающего ведущего». Это стало одной из стилеобразующих черт программы, которую затем переняли многие ведущие программ в социальных сетях, - хотя, безусловно, среди профессионалов такие склейки считаются немонтажными, никогда не применяются и противоречат принципам монтажа, которые были сформулированы Львом Кулешовым147. Однако такой монтаж придает всему выступлению ведущего динамичность, постоянно подбадривает зрителя, не дает заскучать от «говорящей головы» в кадре.
Шоу FPSRussia отличается от остальных, что снимается не в студии, а на натуре, причем программа выполнена в довольно сложной форме lifeoape - это особый вид съемки сюжета, при которой журналист находится в кадре и сам является участником событий, про которые рассказывает. В последней серии «76mm hellicat tank destroyer» ведущий сначала ездит на американском танке, затем стреляет из башенного орудия. Шоу выходит в формате High Definition. Первые выпуски выходили с разрешением 720 пикселей по вертикали, сейчас шоу публикуется с вертикальной разверсткой 1080 пикселей.
От большинства социальных программ «FPSRussia» отличается тем, что при съемках используется сразу несколько камер, которые показывают действие испытуемого оружия с разных ракурсов. Причем используется так называемая action camera - камера разрешением High Definition, закрепленная на ведущем, чтобы передать ощущения и эмоции «от первого лица».
В программе используется классический «правильный» монтаж «по крупности» и «по движению». «Монтаж по крупности. Кадры по крупности: деталь, (макроплан), крупный, первый средний (поясной), второй средний (человек до колен), общий (человек в полный рост), дальний. Легко и без спотыкания смотрится переход по крупности через план, от крупного ко второму среднему, от первого среднего к общему и обратно. Как бы исключение из этого правила составляют стыки детали и крупного плана, дальнего и общего планов.
Отличие в крупности должно быть достаточно заметным, но не настолько резким, чтобы зритель потерял ориентацию, потерял ощущение, что на экране продолжает действовать один и тот же объект. Все, что движется и снимается несколькими последовательными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия. Особенно жестко необходимо выполнять это условие при съемках и монтаже идущего строя солдат. Когда снимается, к примеру, общий план шеренги и крупный план героя, идущего в строю, то, само собой разумеется, что движения рук и ног у нашего избранника и всего строя должны быть синхронными. По движениям плеч и головы зритель сразу может заметить, что герой идет не в ногу со своими однополчанами, если фазы взмахов рук не попадут в ритм шага строя»148 .
Из-за того, что съемки происходят на натуре, в программе часто используется внутрикадровый монтаж - это разные приемы, которыми пользуется оператор в течение съемок одного кадра: «переход фокуса», «панорама», «наезд», «отъезд», «движение камеры». Также из-за высокой скорости стрельбы показываемых объектов в программе часто применяется эффект slow motion -замедленное движение, что тоже требует определенной техники (камер, снимающих с высокой частотой кадров в секунду - от 50) и специфичных навыков оператора.
Компьютерная графика в программе используется только в качестве элементов оформления: вступительных и финальных титров.
Канал Machinima отличается очень специфичным контентом. Для большинства видеороликов, выложенных в аккаунте, вообще не требуется камера и звукозаписывающие устройства. Ролики представляют собой «захваченное» видео из компьютерных игр, смонтированное под музыку, возможно, с комментариями автора. Интереснее с короткометражными фильмами по компьютерным играм: для их создания привлекаются профессиональные операторы, монтажеры, актеры и художники компьютерной графики. Так, например, с Machinima часто сотрудничает узнаваемым на Youtube видеомонтажёром Daneboe. Для короткометражных фильмов часто в 3d формате воссоздаются вселенные компьютерных игр, что тоже требует немалых усилий.
Сейчас для производства программ канал CarambaTV использует популярные современные DSLR-камеры (Digital single-lens reflex camera -цифровой фотоаппарат на базе однообъективной зеркальной камеры) позволяющие снимать видео в формате Full High Definition. К слову многие телевизионщики в социальных сетях сейчас используют DSLR, например, Рей Уильям Джонсон или создатели FPSRussia. Камеры такого формата используют и традиционные телеканалы, например, «Россия-1» для съемок промо-роликов использует известную камеру «Canon Mark-2», так же на эту камеру была снята одна из серии популярного сериала «Доктор Хаус» .
Сейчас большинство проектов CarambaTV выкладывается в сеть в формате High Definition, хотя стоит отметить, что шоу «+100500», как и «=3» сначала снималось на простую любительскую miniDV-камеру с довольно некачественной картинкой (малое разрешение и низкий динамический диапазон). Не так давно технические работники программы стали использовать профессиональное освещение и рир-проекцию - одноцветный фон (кусок ткани или специальный лист), который располагается во время съёмок позади актёров и / или объектов съёмки. При помощи технологии хромо-кей цветной фон заменяется в процессе съёмок или при монтаже на другой отснятый материал, или сгенерированное компьютером изображение. Так известное леопардовое одеяло, которое служит фоном для ведущего программы «+100500», генерируется на компьютере. Также в программе используется простейшая компьютерная графика.
Стиль монтажа во всех программах (за исключением тех, где диктор комментирует видео за кадром) канал скопировал с американского канала «=3». Основной монтажный ход - немонтажные склейки монологов ведущего.