Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические предпосылки исследования лингвостилистических особенностей персонифицированного телевизионного сообщения 12
1. Ситуация речевого общения в жанрах телевизионного обозрения и комментария 12
2. Персонификация телевизионного сообщения как одна из тенденций развития телепублицистики 20
3. Влияние персонификации на телевизионную речь 27
Выводы 45
Глава II. Лингвостилистические особенности персонифицированного телевизионного сообщения 47
1. Интимизация телеречи 47
2. Диалогизация телеречи 78
3. Метатекст. Отношения автора и адресата на уровне метатекста 105
4, Подтекст и средства его выражения в телеречи 125
Выводы 132
Глава III. Индивидуализация речи телевыступления 134
1. Факторы, определяющие соотношение общего и индивидуального в речи 135
2. Значение индивидуализации речи в структуре рассматриваемых жанров 140
3. Принципы определения индивидуальности речи 145
4. Влияние фактора темы на речь обозревателей 168
Выводы 171
Заключение 173
Библиографический список литературы 177
Приложение 206
- Ситуация речевого общения в жанрах телевизионного обозрения и комментария
- Персонификация телевизионного сообщения как одна из тенденций развития телепублицистики
- Метатекст. Отношения автора и адресата на уровне метатекста
- Факторы, определяющие соотношение общего и индивидуального в речи
Введение к работе
Диссертация посвящена изучению лингвистических особенностей персонифицированного телевизионного сообщения.
Актуальность предпринимаемого исследования определяется следующим. Роль средств массовой информации и пропаганды в жизни современного общества постоянно возрастает. Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "средства массовой информации и пропаганды - действенный инструмент коммунистического воспитания трудящихся, идеологического обеспечения внутренней и внешней политики партии, подлинно всенародная трибуна. Именно их деятельность в значительной степени определяет в наши дни результативность партийной пропаганды, состояние дел на других участках идеологического фронта". '
Эффективность воздействия средств массовой информации и пропаганды во многом зависит от того, насколько верные и точные слова сможет найти журналист, насколько убедительно и аргументировано сообщение: "вся идейно-воспитательная работа должна вестись живо и интересно, без штампованных фраз и стандартного набора готовых формул". '
Б материалах ХХУІ съезда КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается необходимость постоянной ориентации на зрительские интересы, интересы аудитории: "Письма читателей, телезрителей, радиослушателей, корреспонденции рабкоров и селькоров - чуткий барометр общественного мнения, полноводный источ-
Пленум ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. Стенографический отчет. М., 1983, с. 22.
Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, с. 75-
ник мыслей, опыта, инициативы масс.'
Телевизионное слово по своей природе восходит к устному
выступлению перед аудиторией, к ораторской речи. В этих видах речевой деятельности много общего, в ряде случаев они регулируются общими законами. Изучение телевизионного слова в сопоставлении с ораторскими выступлениями позволяет лучше понять природу названных разновидностей языка. Уместно вспомнить, что уже в первые годы Советской власти задача изучения воздействия слова на аудиторию определялась как "самая социалистическая задача, которую можно себе представить". ' В трудном для Советского государства 1918 году был создан институт по изучению речи. Институт живого слова был организован в Петрограде в системе їїаркомпроса в целях "культивирования науки и искусства живого слова". В речи на открытии института 15 ноября 1918 года А.В. Луначарский подчеркивал важность изучения искусства живого слова: "Нам нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душах тех, к кому слово обращено. Я настаиваю на том, что с этой точки зрения искусство речи глубоко психологично и глубоко социально, что, не изучивши той общественной и психологической среды, в которой слово раздается как духовный символ, а не как простое физическое явление, не-
Пленум ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. Стенографический отчет. М., 1983, с. 22.
Луначарский А.В. Речь при открытии Института живого слова.-Театр, 1968, 9, с. 83.
- 4 -льзя, в сущности говоря, сказать, что ты умеешь говорить". ' Актуальность предпринимаемого исследования определяется также тем, что в настоящее время значительное внимание уделяется вопросам контрпропаганды. В условиях обострения идеологической борьбы особое значение приобретают материалы на международную тему. В качестве важнейшей задачи на ХХУІ съезде КПСС было выдвинуто требование настойчиво и убедительно доносить до сознания масс правду о советской внешней политике, завоевывать на ее сторону общественное мнение, разоблачать планы империалистических кругов.
На 'июньском /I98S года/ Пленуме ЦК КПСС отмечалось: "Одно из главных средств достижения своей цели империализм видит в "психологической войне". Противник пустился на сущий разбой в эфире. Мы имеем дело с попытками организовать против нас настоящую информационно-пропагандистскую интервенцию, превратить радио- и телевизионные каналы в орудие вмешательства во внутренние дела государств и проведения подрывных акций". ' В условиях "психологической войны" ' особенно возрастает значение контрпропагандистских выступлений.
Луначарский А.В. Ук. соч., с. 82.
Пленум ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. Стенографический отчет. М.: 1983, с. 28.
См. определение термина в работе: П.Лайнбарджер. Психологическая война. М., 1962, с. 67: "Психологическая война включает использование в борьбе с противником пропаганды наряду с другими оперативными мерами военного, экономического и политического характера, которые могут быть необходимы для дополнения пропаганды".
- 5 -Персонификация выступает как одна из важнейших тенденций
развития тележурналистики. Эффективность телевизионного публицистического сообщения находится в прямой зависимости от его персонифицированности. Это также один из аспектов, определяющих актуальность предпринимаемого исследования. В буржуазной журналистике персонификация сообщения используется как средство манипуляции общественным мнением. В социалистической журналистике используется другое качество персонифицированного сообщения: его большая доходчивость, способность легче восприниматься адресатом.
Из вышеизложенного вытекает, что актуальность изучения персонифицированного телевизионного сообщения определяется, во-первых, необходимостью дальнейшего изучения средств массовой информации и пропаганды, во-вторых, повышением значения пропаганды и контрпропаганды в условиях обострения идеологической борьбы, в-третьих, тем фактом, что персонификация сообщения выступает как важный фактор повышения его эффективности, в-четвертых, связью данной темы с теорией устной публичной речи.
Предмет исследования - речь телевизионного персонифицированного сообщения. Лингвостилистические исследования телевизионной речи начались относительно недавно /по сравнению с языком газеты, история изучения которого насчитывает не одно десятилетие/. Это объясняется тем, что телевидение - одно из самых молодых средств массовой информации. Исследования по тележурналистике, которые начали появляться в 60-е годы, как правило, не затрагивали вопросы, связанные с речевыми особенностями телевидения. Стремление понять природу телевидения, максимально
использовать его выразительные возмошіости привело к тому, что постепенно проблемы "языка телевидения" стали входить в круг исследуемых вопросов. ' В первых работах, посвященных телевизионной речи, исследуется эстетическая основа телевизионной речи, определяемая сосуществованием речи и изображения.
Первое монографическое исследование телевизионной речи -работа СВ. Светаны "Телевизионная речь". ' В работе впервые рассматривается широкий круг лингвостилистических проблем, возникающих при исследовании телевизионной речи. Автор определяет телевизионную речь как массово-коммуникативную разновидность речи, характеризуемую тройной зависимостью /изобраггсение - звук -речь/, ' и описывает основные семантико-стилистические характеристики данной речевой разновидности. В книге намечаются перспективы исследований: это исследования образа автора в телевизионном произведении, исследование приемов интимизации и субъективации речи, исследование особенностей речевого воздействия на телевидении.
Цель работы - выявить лингвостилистические особенности
См., например, Андроников И.Л. Слово написанное и слово сказанное. - Ираклий Андроников. Собр. соч. в 3-х т., М.: Худ. лит-ра, 1981,т. 2; Он же. Об экранном слове и природе телевидения. - Телевидение и радиовещание, 1977, В 9; Андроникова М.И. О речи и языке телевидения. - Вестник Моск. ун-та, сер. Журналистика, 1969, А 2; Минаев В.Ф. Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике. Дис.... канд. филол. наук. М., 1969.
Светана СВ. Телевизионная речь: Функции и структура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
Там же, с. 33.
персонифицированного телевизионного сообщения. Поставленная
цель требует решения следующих задач:
выяснить специфику функционирования образов автора и зрителя в телевизионном тексте;
рассмотреть, на каких уровнях текста взаимодействуют образы автора и зрителя;
выявить основные лингвистические приемы, в рамках которых происходит манифестация образов автора и зрителя;
- выяснить значение индивидуализации речи в структуре рассма
триваемых передач;
- определить основные особенности индивидуального авторского
стиля выступающих.
В существующих исследованиях телевизионных текстов подобные задачи не решались. Этим определяется научная новизна исследования.
Поставленные задачи решаются на материале расшифрованных магнитофонных записей передач Центрального телевидения "Сегодня в мире" /СЭД/, "Международное обозрение" /МО/, "Международная панорама" /МП/, комментариев журналистов-международников в программе "Время" /"Время"/ за 1982-1983 годы. При проведении сопоставительного анализа использовались международные обозрения газеты "Правда" за тот же период. Выбор материала обусловлен следующим. В указанных передачах возможно достижение максимальной степени персонифицированности, поскольку выступление в кадре, в отличие от других методов персонификации, дает возможность прямой апелляции коммуникатора к аудитории. Звукозрительная природа телевидения требует усиления роли личностго ориентированных элементов общения. Поэтому звуковая основа назван-
- 8 -них передач - речь выступающего в кадре - предоставляет наиболее широкие возможности исследования влияния персонификации на речь. /Отметим, что в перечисленных передачах не исследовались репортажи, телесюжеты: материалом была речь ведущих/.
Поскольку исследованные тексты в значительной степени соотносятся с письменной речью, при расшифровке магнитофонных записей использовалась пунктуация, принятая при передаче письменной речи.
Методологическую основу данной работы составили произведения К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, документы КПСС по вопросам деятельности печати, радио и телевидения. ' Были использованы также многочисленные современные исследования в области средств массовой информации и пропаганды /работы Э.Г.Багирова, С.И.Беглова, СМ. Гуревича, Я.ЇЇ. Засурского, Е.П. Прохорова, В.В. Ученовой, А.Я. Юровского и др./ Теоретической основой диссертации послужили труды Н.Д. Арутюновой, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Т.Г. Винокур, О.А. Лаптевой, А.А. Леонтьева, К.А. Роговой, Г.Я. Солганика, Ю.А. Шерковина и мн. др.
Практическая ценность" работы определяется возможностью использовать результаты исследования в практике преподавания русского языка, при редактировании и составлении телевизионных текстов.
I. К. Маркс и Ф. Энгельс о печати. М.: Политиздат, 1972,
В.И. Ленин, КПСС о печати. / Сб. документов и материалов. -Изд. 2-е, доп.- М.: Политиздат, 1974; КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М.: Политиздат, 1979.
Апробация» Основные положения диссертации изложены в докладах на научных конференциях молодых ученых факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова в 1983 и 1984 гг., на Калининских чтениях кафедры стилистики /1983 г.^Материалы исследования опубликованы в научных изданиях.
Методы исследования. В работе используется функционально-стилистический метод, позволяющий анализировать формальную и содержательную стороны лингвистического явления в их взаимосвязи; сопоставительный метод, плодотворность которого в данном исследовании определяется тем, что конкретное сопоставление устных и письменных текстов позволяет выявить особенности первых, обусловленные их устной формой и сосуществованием с изображением. При исследовании индивидуального стиля выступлений использовался статистический метод.
На первом этапе работы исследовались факторы, оказывающие влияние на речь выступающих в кадре.-Это потребовало рассмотрения всей ситуации речевого общения применительно к указанным жанрам телепублицистики, что позволило раскрыть конфликтность природы телевизионного выступления в кадре. Конфликтность проявляется, во-первых, в "двойственной" природе рассматриваемой речевой разновидности /с одной стороны, наличие письменного прототипа, с другой - устная форма воспроизведения/, и во-вторых, в условиях речевой деятельности /зритель видит говорящего, воспринимает его речь; говорящий же лишен возможности воспринимать реакцию аудитории/. Указанная конфликтность самой ситуации выступления в кадре влияет на отношения автора и адресата в данной речевой разновидности, отличные от отношений, возникающих в процессе воздействия и восприятия других средств массовой инфор-
мации. Эти особые отношения проявляются в функционировании образов автора и зрителя в тексте, поскольку текст содержит информа--цию обо всех звеньях коммуникативной цепи* На втором этапе работы на основании анализа конкретных текстов описываются лингвистические средства, с помощью которых достигается создание образов автора и зрителя, и стилистические приемы, в рамках которых они функционируют, исследуется влияние аудиовизуальной природы телевидения на перераспределение лингвистических средств в тексте, рассматриваются уровни текста, на которых происходит взаимодействие образа автора и зрителя. Поскольку персонификация телесообщения определяет и процесс речевой индивидуализации, в работе исследуется соотношение общего и индивидуального в анализируемых текстах, рассматриваются факторы, влияющие на это соотношение. Исследование соотношения общего и индивидуального в языке проводится с применением статистического метода, поскольку индивидуально-речевой стиль определяется не столько наличием индивидуально-авторских построений, сколько характером отбора и сочетания общелитературных лингвистических средств. Этот факт и позволяет считать применение статистического метода при исследовании индивидуального стиля плодотворным. Указанная последовательность проведения исследования определила структуру работы.Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки исследования персонифицированного телесообщения, во второй главе - основные стилистические приемы, в рамках которых манифестируются образы автора и зрителя /диалогизация, ин-тимизация/, а также уровни текста, на которых действуют образы
- II -
автора и зрителя /метатекст и подтекст/. В третьей главе рассматриваются принципы индивидуализации выступления, факторы, определяющие манеру речи выступающего на экране. В заключении подводятся итоги исследования. В приложении приведены некоторые тексты, иллюстрирующие основные положения работы.
Ситуация речевого общения в жанрах телевизионного обозрения и комментария
Известно, что по характеру порождения и по отношению к письменной речи устная речь делится на три больших класса. Это устная речь, имеющая определенный письменный текст в качестве прототипа; устная речь, которая может иметь /но не обязательно имеет/ письменный прототип; устная речь, которая заведомо не может иметь письменного прототипа и лишь иногда и в определенных случаях подвергается письменной фиксации. К первому из этих классов относится речь литературная: сценическая речь, практически все виды речи по радио и телевидению /кроме некоторых жанров/. При произношении такой речи говорящий репродуцирует устно вполне определенный письменный прототип. Ко второму классу относятся судебные и политические речи. Третий класс - это разговорная речь. Устная речь первого класса, к которой относится речь телевизионных передач, строится по законам письменной речи, то есть она литературна, стремится быть верной нормам грамматики, риторики, поэтики, логики и стилистики. Однако "устность" речи обязывает говорящего учитывать законы и стратегию устной спонтанной речи. Таким образом, речь рассматриваемых жанров имеет "двойную" природу, "двойственность"которой связана с противоречием между письменным прототипом и устной формой воспроизведения. Это определяет и особенности речи. Письменная форма требует / и предоставляет возможность/ приводит к появлению некоторой степени некодифицированности, которая иногда может быть весьма значительной. Отклонения в сторону книжности или разговорности зависят в определенной мере от индивидуальности говорящего. В этом отношений телеречь сходна с речью публичных выступлений и радиоречьго: во всех случаях в речи сочетаются книжные элементы, к которым тяготеет письменный прототип, и разговорные элементы - результат устной формы воспроизведения. Газетная речь полностью реализуется в письменной форме, поэтому соотношение книжность/разговорность функционирует в ней пз-другому: разговорные элементы здесь - результат целенаправленного отбора, они всегда несут стилистическое задание, их использование основано на стилистической выделен-ности, маркированности.
Помимо устной формы реализации на речь рассматриваемых жанров оказывает значительное влияние наличие изображения -говорящего человека. Этот момент чрезвычайно важен для выявления лингвостилистических особенностей речи по следующим причинам. Во-первых, сосуществование изображения говорящего человека /визуальный канал/ и его речи /аудиальный канал/ позволяет сохранить целостность восприятия, / в отличие от радио, где целостность восприятия нарушена/. Во-вторых, возможность сопоставить непосредственно произносимый текст с мимикой и жестами говорящего расширяет круг выразительных средств речи, поскольку вневербальное поведение говорящего может корректировать или дополнять информацию, содержащуюся в тексте. В-третьих, наличие изображения говорящего человека очень важно применительно к индивидуализации речи. С каждым выступающим зритель связывает определенную речевую манеру, ориентацию на тот или иной стере - 17 отип речевого поведения, В соответствии с этим выстраиваются и ожидания воспринимающего. В-четвертых, наличие изображения говорящего человека оказывает влияние на характер связи отправителя и получателя речи.
В рассматриваемых передачах изображение говорящего человека занимает большую часть экранного времени. Но это не исключает возможности введения и другой визуальной информации: фотографий, карт, документальных кадров. В этих случаях говорящий оказывается за кадром, а его речь "накладывается" на иное изображение. Это также расширяет выразительные возможности речи, поскольку позволяет в некоторых случаях "обыграть" слово, обогатить словесную образность.
Важнейшим фактором, характеризующим речевую ситуацию и оказывающим влияние на речь, представляется характер связи отправителя и получателя речи. Применительно к рассматриваемым жанрам эта связь характеризуется следующими факторами. Телеоратор лишен возможности видеть и чувствовать аудиторию, ее реакцию. Ему приходится преодолевать потребность в двустороннем общении с аудиторией, а это неизбежно отражается на качествах речи. Коммуникатору приходится имитировать процесс общения, в то время как выступающий непосредственно перед аудиторией имеет возможность установить контакт напрямую.
Персонификация телевизионного сообщения как одна из тенденций развития телепублицистики
Психология пропагандистского общения и особенности восприятия пропаганды требуют оптимального сочетания элементов социальной и личностной ориентированности общения. Социально ориентированное общение предполагает воздействие на всю аудиторию, при этом автором моделируется обобщенный образ аудитории. Личностная ориентированность общения предполагает обращение к отдельной личности. В этом случае коммуникатор дает возможность реципиенту составить представление о себе как об авторе сообщения. Оптимальное сочетание элементов личностной и социальной ориентированности предполагает соблюдение определенной пропорции этих элементов, которая определяется целями и условиями каждого конкретного сообщения. Нарушение указанной пропорции вызывает отрицательную реакцию реципиента. Личностная ориентированность связана с персонификацией сообщения. Под персонификацией понимается проявление свойств личности автора сообщения. При получении информации посредством письменных видов массовой коммуникации у читателя возникает представление лишь о духовных качествах автора. К. Маркс отмечал анонимность газеты: "Анонимность вытекает из самой сущности газетной прессы, так как анонимность превращает газету из сборного пункта многих индивидуальных мнений в орган единого разума." В устны видах массовой коммуникации коммуникатор воспринимается з комплексе своих психофизических данных. Однако радио нарушает целостность восприятия, поскольку восприятие речи неразрывно связано с восприятием облика говорящего человека - его мимики и жестов. Телевидение, обладая возможностью передавать одновременно и звук, и изображение, позволяет сохранить целостность восприятия. Поэтому телевидение более чем любое другое средство массовой коммуникации открыто для персонификации сообщения.
В качестве предпосылок персонификации телевизионного сообщения выделим аудиовизуальный характер телевидения, который обусловливает потребность аудитории в личностном контакте с коммуникатором, и камерные условия восприятия телевизионных программ, которые требуют субъективного момента в сообщении. Это подтверждают исследования не только в области тележурнали- стики, но и психолингвистики. Различаются два вида персонификации сообщения. Щрвый -персонификация, при которой выражается политическая концепция автора, его точка зрения. /Этот вид персонификации присущ публицистике вообще/. Второй - персонификация, при которой зритель получает представление о всей совокупности индивидуальных психофизических данных коммуникатора, то есть воспринимает "эмпирическую личность" коммуникатора. /Этот вид персонификации свойствен именно телевидению вследствие его аудиовизуальности/.
В зависимости от конкретной функции коммуникатора, устанавливающего контакт с аудиторией, можно выделить три стадии персонификации. Журналист выступает как ориентир для зрителей: его появление на экране связывается зрителем с определенным видом информации. На второй стадии зритель ассоциирует с личностью уже знакомого ему журналиста не только вид информации, но и само сообщение. На третьей стадии журналист способен влиять на общественное мнение. Его мнение о факте становится не менее значимым, чем само сообщение о факте. Персонификация телевизионного сообщения как одно из направлений развития тележурналистики связано с повышением достоверности сообщений. "Повышение достоверности сообщений в печати и на радио происходило во многом путем конкретизации фигуры автора и приближения к аудитории самого процесса отбора информации". В связи с персонификацией сообщения встает вопрос о коммуникаторе, о качествах его личности, о значимости их для сообщения. Коммуникатор выступает в двоякой роли. С одной стороны, он автор речи, субъект, порождающий речь. С другой стороны, он представитель определенных социальных институтов, "транслятор утверждений, которые включены в определенную политическую доктрину и сформулированы на высшем уровне компетенции".3 Соответственно возможна установка на восприятие трансляции или же на восприятие собственно авторского текста.
Метатекст. Отношения автора и адресата на уровне метатекста
Отношения автора и адресата на уровне метатекста. Под метатекстом понимается высказывание о высказывании. "Когда то, о чем говорят, относится к сфере "обслуживания" коммуникации, к тому, как ведется разговор и насколько он обеспечивает взаимопонимание, мы имеем дело с так называемой метаком-муникацией". Основное назначение метатекста - обеспечение надежности "Канала связи", его бесперебойности. Предметом разговора на уровне коммуникации становится сама коммуникация, сам текст. По мнению некоторых исследователей, наиболее целесообразным представляется анализ функций метатекста, основанный на понимании модели коммуникативного акта как системы компонентов, то есть метатекст рассматривается в связи с функциями языка, которые определяются как установки на определенный компонент речевого события. Исследования конкретных текстов показали роль метатекста в различных коммуникативных разновидностях речи, а также в текстах с различной формальной организацией. Так, изучая метатекстовые /метакоммуникативные/ явления в диалогической речи, В.Д. Девкин выделяет функции метатекста, обусловленные диалогическим способом организации текста. Как показали исследования метатекстовых организаторов в научной речи, метатекст способствует выявлению коммуникативной направленности научного изложения, то есть обслуживает систему "адресат - адресант", при этом образ слушателя носит в значительной степени условный характер. Качественные и количественные характеристики метатекста выступают как показатель стилистических различий. Каждый жанр и стиль обладает различным коэффициентом вхождения метатекста в ткань произведения речи. Коэффициент допуска определяется, прежде всего, экстралингвистическими факторами: ситуацией, формой, целью общения, социальной средой, в которой происходит общение. Важнейшим фактором здесь представляется характер -отношений автора - адресата. "Взаимодействие адресанта - адресата при осуществлении речевого акта, концентрируя другие внешние факторы в своеобразном преломлении, предсказывает функциональное и стилистическое самоопределение языковых разновидностей наиболее полно". При исследовании метатекста в телевизионной речи в рассматриваемых жанрах необходимо учитывать следующие факторы. Во-первых, функционирование метатекстовых организаторов в устной речи отличается от функционирования в письменной вследствие ориентации на однократное предъявление. Поэтому здесь особенно важно эксплицировать порядок следования частей, характер их связанности, направление развития мысли автора. Во-вторых, метатекстовые организаторы в рассматриваемых жанрах связаны с монологической формой речи, осложненной диалогическими вставками. Представляется необходимым выяснить характер и функции метатекстовых организаторов в телевизионной речи как устной, опосредованной телевизионным изображением речи монологического характера. Важно также определить отношения автора и зрителя на уровне метатекста /поскольку эти отношения могут выступать как показатель стилистических различий/.
Исследованный материал показал следующие функции метатекстовых организаторов. А. Указание на формальную организацию текста /порядок следования частей/. Метатекстовые организаторы, выполняющие эту функцию, подразделяются на следующие группы. называние ее. Метатекстовые организаторы этой группы наиболее многочисленны, что связано с необходимостью четкой рубрикации в устной речи.
Звуковая природа телеречи позволяет использовать интонационный рисунок для указания на переход к новой теме. "В Вашингтоне 1,2/ завершился официальный визит в США короля Иордании Хусейна". /Э. Мнацаканов. МО, 25.12.1982/. "В Шри-Ланке 1,2/ в обстановке введенного президентом чрезвычайного положения состоялся общенациональный референдум". /Г. Зубков. I. 9. 1982/. Общие признаки этой конструкции: в начало предложения выносится название местности, о которой пойдет речь. На него приходится интонационный центр /ИК-І, ЇЇК-2/; название местности выделяется в речевом потоке паузами. Такие конструкции всегда располагаются в начале темы, иными словами, подобный интонационный рисунок позиционно обусловлен. Эти предложения синонимичны номинативным с указанием местности: "Дели Известный индийский ученый и специалист..." /Э. Мнацаканов. СМ. 10. 9. 1982/. "Вашингтон. Госсекретарь Шульц провел переговоры... И т.д." /Ф. Сейфуль-Мулюков. СМ. 19. П. 1982/. Об окончании старой темы и о переходе к новой говорит название географической местности, вынесенное в начало сообщения. Такое использование номинативных предложений восходит, вероятно, к традиции газеты выносить в начало сообщения название места, откуда оно принято.
Факторы, определяющие соотношение общего и индивидуального в речи
Конечная ступень этой иерархической лестницы - индивидуальный выбор автора речи. При кажущейся свободе выбора она, тем не менее, ограничена. На говорящего давит "бремя зависимости", начиная от общих законов языка и кончая конкретным жанром данного произведения речи. Причем чем строже соблюдаются законы данного жанра, стиля и т.д., тем больше вероятности уменьшения субъективного начала в стилевой манере /хотя это вовсе не обязательно ведет к полкой утрате индивидуальности/. И наоборот, всякое отступление от законов, регулирующих речевое поведение внутри какой-либо речевой разновидности, позволяет проявить авторскую индивидуальность. Для иллюстрации этого положения приведем слова Э. Рязанова /хотя он ведет передачу иной тематической направленности по сравнению с материалами, используемыми в настоящей работе/: "Я люблю живую речь со всеми ее неправильностями и могу сказать так: "й он почесал с огромной скоростью". Естественно, произнести такое можно лишь с иронией, а не всерьез. Но тут-то и начинаются уговоры: так нельзя говорить, это выходит за рамки литературной речи. Я сопротивляюсь изо всех сил, а чтобы что-то оставалось на экране, живу по такому принципу: чем больше запросишь, тем больше останется. Уверен, стерильный язык делает ведущего мертвым!"" - Нарушение законов /в данном случае - норм кодифицированной литературной речи/ - приводит к проявлению авторской индивидуальности, текстовому воплощению авторских взглядов на особенности речевого поведения /"недопустимость стерильного языка", .
"Количественное1 соотношение общего и индивидуального на каждой ступени зависимости монет быть различно в разных стилях и само подчинено той же зависимости. Например, в официально-деловом стиле возможность проявления авторской индивидуальности ограничено возможностью выбора из ряда клишированных, стандартизованных конструкций одной, тоже стандартизованной и клишированной. В художественном тексте автор выбирает из ряда возможных индивидуальных форм, то есть своих же. В разговорной речи он выбирает между индивидуальным и стандартным. В научной речи можно выбрать одну форму из ряда готовых, но не исключается и проявление авторской индивидуальности. В публицистике двойной выбор: автор выбирает а/ готовую клишированную форму или индивидуально-авторское построение; б/ если предпочтение отдается готовой клишированной форме, то автор выбирает из ряда готовых форму, наиболее отвечающую коммуникативному заданию и вкусам автора. В публицистике вероятность предпочтения выбора готовой клишированной формы или индивидуально-ав- . торского построения изменяется в зависимости от жанра. Ясно, что в информационных жанрах меньше возможности для выявления индивидуальности; в аналитических жанрах вероятность выбора в пользу индивидуально-авторских построений увеличивается. С этим связано и функционирование образа автора. В информационных жанрах "отсутствие речевого выражения образа автора -конструктивная особенность, связанная со спецификой их функционирования". Возмонность проявления индивидуальности выступающего по телевидению, в силу специфических условий существования речи, ограничена некоторыми факторами. Как отмечает Ю.С. Сорокин, "во-первых, индивиды, продуцирующие тексты, существуют в условиях специфического речевого потока, который должен восприниматься как спонтанный, не являясь им на самом деле /ни монолог, ни диалог не вызывают у зрителя ощущения спонтанности/, и, во-вторых, в силу существования стереотипа неречевого поведения, который запрещает мимическую деятельность и жестикуляцию". Индивидуализация речи монет рассматриваться в разных аспектах, в частности, как способ повышения ее эффективности. Как отмечают исследователи этой проблемы, вряд ли можно говорить об эффективности отдельных языковых приемов как таковых. Количество ораторских приемов, известных еще со времен античности, постоянно и устойчиво, однако их индивидуальное использование может быть бесконечно разнообразным, причем не только в речах разных ораторов, но и в речах одного оратора. Один и тот же прием способен трансформироваться в разных случаях. "Эффективность средств - это эффективность их применения в индивидуальной речи". Говоря об индивидуальности в телеречи, необходимо учитывать оба полюса коммуникативного акта: коммуникатора - отправителя речи, и реципиента, получателя. Что значит индивидуаль - 139 -ность с точки зрения отправителя речи? Речевое поведение автора речи определяется комплексом его представлений о данной коммуникативной сфере, о правилах речевого поведения человека в ней. Кроме того,.вступает в силу автоматизм привычки, а именно приверженность говорящего к тем или иным средствам выражения. Ясно, что говорящий-не стремится сознательно индивидуализировать речь, то есть индивидуальность - имманентное свойство высказывания. Очевиден "двойной" характер индивидуальности. С одной стороны, индивидуальность проявляется как умение отобрать и осветить факты под определенным углом зрения, выбрать и повернуть тему, подобрать аргументы, защищающие или опровергающие ту или иную точку зрения - это содержательная сторона индивидуальности, "надлингвистический" уровень. С другой стороны, существует собственно лингвистический уровень, завися-щии от лингвистического, - это конкретные речевые средства, служащие поставленной задаче, то есть формальное выражение индивидуальности речи.
Как воспринимает индивидуальность речи реципиент? Авторская индивидуальность ощущается им интуитивно. Автор речи -это конкретное лицо, он перед зрителями, зритель воспринимает его визуально - с экрана. Поэтому индивидуализация происходит еще до начала речи - с появлением изображения. С каждым ведущим зритель связывает определенную манеру речи, определенный стиль изложения.