Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Ким Максим Николаевич

Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения
<
Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ким Максим Николаевич. Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения : ил РГБ ОД 71:2-10/125

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК РОД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Основные вехи и направления в изучении творчества 18

1.2. Способы журналистского познания действительности 45

1.3. Особенности редакционной деятельности журналиста: принципы, нормы, правила 52

1.4. Самоопределение журналиста в редакционном коллективе и журналистская специализация 77

1.5. Индивидуальные характеристики творческой личности 99

1.6. Творческое сотрудничество и соперничество журналистов в процессе совместной деятельности 106

Глава 2. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2.1. Журналистское произведение: тема, замысел, идея 132

2.2. Методы сбора и обработки первичной информации 149

2.3. Факт как основа журналистского произведения 174

2.4. Развертывание факта в различных жанрах журналистики 181

2.5. От факта к документальному образу в художественно-публицистических жанрах 189

Глава 3. ОБРАЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКА)

3.1. Гносеологические корни публицистического образа 199

3.2. Образ автора в журналистском произведении 208

3.3. Специфика условности в журналистском произведении 220

3.4. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика 233

3.5. Психологизм как художественный метод в изображении человека 246

3.6. Способы изображения человека в различных видах очерка 258

Глава 4. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

4.1. Типы композиционных форм 286

4.2. Структурная организация информационных жанров 296

4.3. Структурная организация аналитических жанров( на примере статьи) 302

4.4. Структурная организация художественно-публицистических жанров

(на примере очерка) 307

Глава 5. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАГМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

5.1. Журналистская информация: прагматический аспект 320

5.2. Мотивы выбора человеком канала информации 325

5.3. Читательский интерес как фактор отношения к газете 338

5.4. Автор - газета - читатель: проблемы взаимодействия 351

Заключение 376

Литература 387

Введение к работе

Актуальность диссертации

Одним из подходов к изучению журналистики является ее анализ как специфической сферы духовно-практической деятельности человека. Включаясь в данную область, личность прежде всего пытается реализовать свое творческое начало. При этом самораскрытие творца в процессе создания духовного продукта (в нашем случае журналистского произведения) зависит от многих объективных и субъективных факторов. Одни из них способствуют раскрытию творческого потенциала личности, другие - затрудняют данный процесс. Поэтому извечной проблемой журналистской практики является поиск оптимальных моделей журналистской деятельности, ориентированной на создание оригинального и общественно-значимого произведения.

Появление новых информационных технологий (компьютерные сети, мультимедиа, Интернет), конечно, во многом видоизменили характер деятельности современного журналиста, сделав его работу более технологичной. Изменились не только методы сбора и обработки информации, но и способы ее передачи. В связи с этим актуализируется задача, связанная с поиском оптимальных соотношений между технологическими и творческими приемами в работе журналиста. Ведь потребитель массовой информации нуждается не только в стандартизированной информации, сделанной по единому шаблону, но и в оригинальных идеях, образах, мыслях.

На сегодня журналистская практика накопила огромный опыт в сфере индивидуального творчества журналиста. В нашей работе мы делаем акцент на творческом процессе по созданию конкретного произведения для печати. Именно в данной области концентрируются все проблемы, связанные с реализацией творческого замысла. Смысл изучения творчества в практическом журналистском преломлении заключается в том, чтобы выявить факторы, влияющие на результаты каждого акта.

Применительно к журналистскому творчеству обычно применялся трехаспектный подход, интегрировавший следующие его составляющие: предметную, социальную и личностную. В предметной области выяснялись закономерности строения, регуляции и развития профессиональной деятельности. В социальной - влияние окружающей среды на характер протекания творческого процесса по созданию произведения. В личностной сфере приоритетным считалось изучение индивидуальных качеств журналиста: задатки, склонности, способности.

В последние годы наметился деятельностный подход в изучении вышеназванной проблематики. Так, журналистскую деятельность стали подразделять на несколько видов: организационно-управленческую (творчество редактора, ответственного секретаря, заведующего отделом), организаторскую и собственно творческую, связанную с подготовкой особого вида текстов (1). При этом в самой деятельности стали различать репродуктивные и продуктивные аспекты творческого труда журналиста. По мнению И.М. Дзялошинского, в «журналистской деятельности имеются, кроме собственно творческих действий, также и действия повторяющиеся, стереотипные, репродуктивные. И те и другие компоненты совершенно необходимы в каждом акте журналистского творчества) (2).

Постановка вопроса о соотношении репродуктивных и продуктивных начал вывела на изучение процессов продуктивного мышления как решения творческих задач.

Рождению новой идеи в журналистском творчестве всегда предшествует большая подготовительная работа. Как справедливо отмечают психологи, репродуктивная деятельность, выступая необходимой стороной творческого процесса подготавливает почву для деятельности продуктивной.

Продуктивная деятельность журналиста предполагает не только выработку оригинальной идеи, нового подхода в разработке темы, свежего взгляда в рассмотрении той или иной проблемы, но и создание оригинального информационного продукта. Если алгоритмы репродуктивной деятельности можно описать через цепочку технологических операций по подготовке произведения к выходу, то продуктивная деятельность публициста такому «расчету» не поддается, так как в большей степени связана с такими психологическими феноменами, как «воображение», «интуиция», «инсайт», «вдохновение». Если в процессе репродуктивной деятельности журналист четко знает, какого рода информацию ему необходимо найти, какие документальные источники изучить, с какими людьми встретиться, то в процессе продуктивной деятельности творец находится в состоянии постоянного творческого поиска. Его мыслительная работа все время должна двигаться от неизвестного к известному, от логического к интуитивному.

Особенность творческого процесса по созданию журналистского произведения тем и отличается, что она всегда предполагает выход за рамки уже известного. Только в этом случае журналист способен выявить новые взаимосвязи в изучаемом объекте, познать кусочек действительности под новым углом зрения, наконец, создать оригинальное журналистское произведение.

Процесс создания отдельно взятого произведения в той или иной жанровой форме предполагает решение ряда задач, обусловленных замыслом самого произведения, целей его создания, авторских намерений, наконец, разрешения конкретной жизненной ситуации. Исходя из этого можно судить в целом о характере протекания творческого процесса по созданию целостного произведения. Несмотря на то, что акт порождения любого текстового материала носит сугубо индивидуальный характер, тем не менее одной из целей нашего исследования является выявление наиболее общих закономерностей текстовой деятельности журналиста. На наш взгляд, процесс создания журналистского произведения интегрирует в себе различные творческие и технологические факторы, связанные с взаимодействием индивидуального и коллективного творчества журналистов, репродуктивными и продуктивными началами в мыслительной деятельности сотрудника печати, авторскими намерениями и читательскими предпочтениями и ожиданиями. Таким образом, становится возможным воссоздание живой динамики всего творческого процесса.

6 СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ

Проблемы, связанные с изучением закономерностей журналистского творчества, изучались теоретиками в различных сферах: журналистика и художественное творчество, журналистика и научное творчество, журналистика и публицистическое творчество. Специфику художественности исследователи усматривали в характере проявления различных эстетических начал в журналистском произведении: это и образное осмысление фактов действительности, и различные способы образного постижения мира, и особенности актуализации авторской индивидуальности, и поэтика документального письма. Выявляя взаимосвязь журналистского и научного творчества, теоретики пытались выявить общее и особенное в познавательной деятельности ученого и журналиста, а также специфику использования научных методов исследования и отображения действительности в творческом труде сотрудника СМИ. Рассматривая взаимосвязь журналистики и публицистики, теоретики констатировали, что публицистика является неотъемлемой частью журналистики. Выявляя закономерности публицистического творчества, теоретики пришли к выводу, что именно в публицистических произведениях синтезируются как научные, так и художественные методы познания и отображения действительности.

Публицисты, ориентируясь на целостное постижение человеческого бытия, используют в своем творчестве не только художественные методы отображения действительности, но и научные методы исследования социальной реальности. «Творческая деятельность публициста, - замечает Н.М. Щудря, - основана на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности. Неправомерны суждения, согласно которым логические процедуры мышления составляют „содержательный костяк", а эмоции служат лишь его „фундаментальной оболочкой"» (3). Именно благодаря синтезу художественных и научных методов отображения действительности становится возможным целостное видение человеческого мира. Особенно зримо все эти процессы проявились в очерке в одном из ярчайших видов художественно-публицистических жанров (4).

Среди первых специалистов, исследовавших все вышеназванные проблемы, были В.А. Алексеев, В.М.Горохов, Л.Э.Варустин, СМ. Виноградова, Н.А. Золоторева, Т.А. Беневоленская, А.Г. Бочаров, Р.Г.Бухарцев, И.М. Дзялошинский, И.А. Илюшин, Е.И. Журбина, В.И.Здоровега, В.И. Коньков, Г.В. Колосов, СТ. Корконосенко, Л.В. Кашинская, Л.Г. Кайда, Г.В. Лазутина, И.П. Лысакова, М.Т Мезенцев, О.А. Мазнева, Н.М. Маслова, Б.Я. Мисонжников, Г.С. Мельник, И.П. Магай, К.М. Накорякова, Е.П. Прохоров, Д.М. Прилюк, Е.И. Пронин, В.Д. Пельт, М.И. Стюфляева, Б.В. Стрельцов, В.Н. Суздальцева, Смирнов СВ., Л.Г. Свитич, М.И. Стюфляева, В.М. Теплюк, В.П. Таловов, М.С.Черепахов, И.Д. Фомичева, Т.В. Шумилина, М.В. Шкондин, В.В. Учёнова, М.И. Холмов, и др.

Особо выделим работы, посвященные методологическим и методическим аспектам журналистского творчества (5); психологическим основам журналистской деятельности (6); особенностям публицистического творчества (7); индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста (8); технологическим приемам журналистского труда (9). Во всех работах выявлены не только сущностные характеристики журналистского творчества, но и функциональные особенности данного вида человеческой деятельности.

В последнее время исследования в области журналистского творчества велись по различным направлениям. Одни выявляли общие закономерности создания журналистского произведения, другие - осмысляли индивидуальные характеристики творца, третьи - вырабатывали оптимальные модели журналистской деятельности.

Впрочем, наш анализ показывает, что существуют определенные недостатки в исследовании столь сложного феномена, как журналистское творчество.

Во-первых, процесс создания журналистского произведения рассматривался вне зависимости от внешних и внутритворческих закономерностей журналисткой деятельности, ориентированных на эффективность и результативность коммуникативного взаимодействия с читательской аудиторией.

Во-вторых, отсутствовал комплексный взгляд на процессы творчества, в которых важную роль играют не только продуктивные, но и репродуктивные начала.

В-третьих, за рамками многих исследований оказались процессы, происходящие в бессознательной сфере человеческого сознания.

В-четвертых, в рассмотрении журналистского произведения основное внимание уделялось жанрообразующим факторам, а не субъективным и объективным предпосылкам в создании конкретного материала для печати.

В-пятых, практически отсутствуют работы, в которых было бы показано взаимодействие между психофизическими свойствами и интеллектуальными усилиями журналиста в реализации творческого замысла.

В-шестых, не учитывались моменты, связанные с феноменами индивидуального творчества и массовой коммуникации, в которой важную роль играют читатели.

Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Тема исследования - интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения.

В качестве рабочей гипотезы диссертант выдвигает тезис, согласно которому интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения рассматривается как целостный процесс. Только в этом ключе становится возможным комплексное рассмотрение проблем, связанных с общими и частными закономерностями протекания творческого процесса по созданию целостного журналистского произведения. По мнению диссертанта, успешность протекания творческого процесса во многом зависит от характера установившихся взаимосвязей отдельной личности с той «микросредой», которая не только окружает, но и оказывает на человека непосредственное воздействие. Особенно значимы в этой связи различные механизмы внутриредакционных взаимодействий, влияющие на творческий процесс сотрудников одного издания, проблемы улучшения организационной работы редакции, которые непосредственно сказываются на продуктивности творческого труда журналиста.

В процессе создания конкретного произведения журналист включается в творческий акт, в ходе которого он реализует свои потенциальные способности и возможности. Взаимодействие психофизических свойств и интеллектуальных усилий журналиста в ходе реализации замысла будущего произведения и составляет творческий процесс, таящий в себе и необъяснимые моменты внезапного озарения, и многократное обдумывание плана статьи или очерка, и изнурительную работу по сбору и систематизации разнородных фактов, и поиск выразительных лексических средств, и рассмотрение различных вариантов композиционного построения задуманного произведения, и тщательную редакторскую отделку уже готового текста, и многое другое.

При этом характер той или иной стадии во многом зависит от индивидуальных особенностей личности, от стиля мышления, от уровня профессиональной подготовки, наконец, от сложности творческих задач, стоящих перед журналистом.

Главным критерием журналистского творчества является оригинальность результата, его новизна и актуальность.

Объект исследования - журналистское произведение как продукт духовно-практической деятельности журналиста, возникающего в системе отношений с редакционным коллективом и читательской аудитории.

Предмет исследования - интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения, определяющая взаимодействие индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста, технологические и творческие методы в реализации творческого замысла, а также взаимосвязь творческих установок автора с информационными потребностями, мотивами и интересами читательской аудитории.

Целью диссертационного исследования является анализ индивидуального творчества сотрудника газеты по созданию журналистского произведения (от замысла к воплощению) в процессе взаимодействия с редакционным коллективом, рассмотрение содержательных и формообразующих элементов, составляющих живую ткань произведения, а также изучение особенностей читательской деятельности по потреблению и осмыслению продуктов журналистского творчества.

В числе задач, которые предопределяют создание, структуру, внутреннюю логику диссертационной работы, автор считает необходимым выделить следующие: проанализировать журналистское творчество как специфический род профессиональной деятельности: основные способы познания действительности, особенности редакционной деятельности, сотрудничество и соперничество журналистов в процессе совместной деятельности, индивидуальные характеристики творца; охарактеризовать методологические и методические аспекты журналистской деятельности по созданию произведения для газетной периодики; выявить образные компоненты журналистского произведения: гносеологические корни публицистического образа, художественные методы в изображении героя; проанализировать различные типы композиционных структур, используемых в различных жанрах журналистики; определить прагматические свойства журналистской информации и раскрыть характер взаимоотношения между автором и читателем в системе коммуникативного взаимодействия; дать рекомендации работникам СМИ.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

11 Рїсследования в области журналистского творчества ведутся на междисциплинарном уровне, так как без привлечения знаний из других научных дисциплин вряд ли было бы возможным постижение столь многогранного и сложного феномена как творчество.

Работа носит комплексный и междисциплинарный характер. В ней используются методологические принципы и подходы современных наук -философии, психологии творчества, литературоведения, социологии и психологии чтения, социопсихолингвистики, теории массовой коммуникации, журналистики и публицистики.

Важное значение для настоящего исследования имели труды философов, рассматривающих творческую деятельность человека как порождение нового знания (А.В. Гулыга, С. Васильев, А.Я, Зись, А.М, Коршунов, В.В, Мамантов, Л.Н. Столович, О.И. Табидзе, B.C. Тюхтин, Ю.В. Орфеев и др.).

Концептуальное значение для нашего исследования имели работы по психологии творчества, в которых были выявлены общепсихологические основы художественного творчества, структура творческого процесса, творческие методы и художественные системы (А.С. Асмолов, Г. Адлер, Д.Н. Абрамян, А.В. Брушлинский, B.C. Библер, Д.Б. Богоявленская, Е.С. Громов, СО. Грузенберг, В.М. Головахов, П.Я. Гальперин, В. Вайнцваг, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.А. Петровский, Ю.П. Платонов, В.И. Леонтьев, П.А. Просецкий, Ж. Пиаже, Э. Фромм, 3. Фрейд, и другие).

Важное значение имели труды по психологии литературного творчества (М. Арнаудов, А.И. Белецкий, А.Л. Гройсман, Б.А. Гривцов, Л.Я. Гинзбург, З.И. Исагулов, Л. Ленобль, А.Г. Ковалев, Н.Я. Москвин, И.В. Страхов, Д.Н. Таганов, Д.А. Тухарели, В.А. Фаворский, А.Н. Цейтлин, А.И. Чернов и другие).

Методологической основой диссертации послужили также труды специалистов в области литературоведения, посвященные основам теории литературно-художественного произведения и поэтике художественного произведения. В трудах, посвященных вопросам поэтики, исследовались динамические системы содержательных форм как в теоретическом, так и в исторических аспектах (Г.М. Андреев, ММ. Бахтин, Е.В. Волкова, Е.Ю. Геймбух, И.И. Гливенко, В.П. Григорьев, В.М. Жирмунский, К.К. Жоль, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, Г.Н. Поспелов, А.А. Потебня, Д.М. Поцепня, О.А. Светлакова, В.Б. Шкловский и другие).

Работа построена с опорой на труды по теории художественной речи и художественного текста (В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, Л.И. Донецкий, Н.А. Костюк, Н.Н. Кохтев, А.Н. Кочергин, В.И. Коньков, Л.М. Лосев, И.П. Лысакова, А.И. Новиков, С.Х. Раппорт, Е.А. Реферовская, К.А. Рогова, Г.Я. Солганик, Б.А. Успенский, М.Д. Феллер, В.И. Юганов и другие).

Концептуальное значение для нашего исследования имели работы, анализирующие текстовую деятельность читателя в структуре социальной коммуникации (Б.В. Банк, Н.А. Безменов, П.А. Вихаллемм, К.А. Долинин, В.З. Коган, Н.А. Рубакин, В.П. Таловов, В.А. Уханов, М.Г. Ханин и другие).

В своей работе диссертант опирается на общенаучные методы: аналитический, факторный, функциональный, сравнительный, логический, индуктивно-дедуктивный, структурный, типологический.

В диссертации использованы конкретно-социологические процедуры: анкетный и телефонный опрос, интервьюирование.

Анализ проблем в диссертации ведется на трех взаимосвязанных уровнях: теоретико-методологическом, теоретическом и эмпирическом. Фактологическую основу работы составляют публикации в газетах «Известия», «Новые известия», «Комсомольская правда», «КоммерсантЪ», «Московский комсомолец», «Литературная газета», «Общая газета», «Аргументы и факты», «Санкт-Петербургские ведомости», «Смена», «Невское время», «Деловой Петербург» (за 1997-2001 гг.), представляющие широкую жанровую палитру журналистики. В диссертации были использованы данные социологических исследований, проведенных под руководством автора: Местная пресса и ожидания читателей. 1994; Социальный портрет мелкого и среднего предпринимателя Санкт-Петербурга (по заказу газеты «Бизнес-Шанс»). 1995; Отношение читательской аудитории к бесплатным изданиям (на примере газет «Привет, Петербург», «Асток-пресс», «Витрина» и других). 1996; Информационные потребности аудитории спортивных изданий. 1996; Роль социальных и политических установок при выборе информационных источников. 1996; Адаптация аудитории к влиянию массовой информации. 1996; Читательский интерес как «фильтр» в отборе информации (на примере журнала «Натали», газет «Деловой Петербург», «Невское время», «Час Пик»). 1994-1997; Аудитория газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (моделирование деятельности издания в зависимости от читательских интересов). 1996 и другие (10). В работе используются интервью с журналистами общероссийских и региональных изданий (11).

Новизна положений, обоснованных в диссертации имеет несколько аспектов.

В работе на монографическом уровне рассматривается интеграция творческих и технологических факторов в процессе создания журналистского произведения.

По-новому выявляется характер протекания творческого процесса, разворачивающегося не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне. При этом анализируются различные формы творческого сотрудничества и соперничества журналистов в процессе совместной деятельности.

3. В диссертации обобщаются и систематизируются не только этапы и методы создания журналистского произведения, но и выявляется диалектика взаимодействия документального и художественного отображения действительности.

4. Новым подходом в анализе журналистского произведения является выявление соотношения между содержательными и формообразующими элементами.

5. Новизна диссертационной работы заключается в выделении такого малоизученного, но важного аспекта темы, как журналистское произведение в системе прагматических отношений. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы определяется необходимостью совершенствования профессионального мастерства журналистов по созданию произведений для печати, включенных в процесс массовой коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы на практике для выработки оптимальных моделей журналистской деятельности: рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, позволят редакционным коллективам скорректировать свою деятельность не только в плане создания оптимальных условий для творческой самореализации сотрудников издания, но и определению более четких критериев в оценке и анализе конкретных журналистских произведений. Практическая значимость исследования состоит и в том, что с его помощью могут быть определены наилучшие методы и способы в создании журналистского произведения. Основные положения концепции могут быть использованы при разработке новых учебных планов, методических указаний и учебных пособий, применяемых в образовательном процессе.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ произведена на научно-практических конференциях факультета журналистики СПбГУ «Журналистика и массовая культура», «СМИ в современном мире» (в 1993-2001 годах), факультета журналистики МГУ «Журналистика - 95» (в 1995 году); на научно-исследовательских семинарах факультета журналистики СПБГУ «Социологические обеспечение деятельности СМИ», «Социология и журналистика», «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (в 1994- 2000 годах), материалы которых опубликованы с участием автора; в публикациях автора в специализированных журналах «Акценты», «Невский наблюдатель» и в коллективных сборниках научных трудов; в учебных пособиях и монографии. Теоретические положения и эмпирические материалы были использованы автором в ходе преподавательской работы со студентами факультета журналистики СПБГУ,

Санкт-Петербургского государственного университета культуры, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургского института экономики и управления, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и др.

Предметом и задачами диссертационного сочинения продиктован характер структуры работы, которая состоит из Введения, пяти глав и Заключения.

Структура работы состоит из введения, пяти глав, каждая из которых подразделена на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Журналистика как род творческой деятельности» рассматриваются основные вехи и направления в изучении творчества, различные способы журналистского познания действительности, специфика деятельности журналиста в редакционном коллективе, анализируются объективные и субъективные предпосылки формирования целей деятельности редакции и межличностных отношений, определяются индивидуальные характеристики творческой личности, наконец, рассматриваются различные грани творческого сотрудничества и соперничества журналистов в процессе совместной деятельности. Особое внимание в данной главе уделяется характеру протекания творческого процесса, связанного с созданием журналистского произведения.

Во второй главе рассмотрены различные аспекты журналистского творчества, внутренние механизмы формирования и зарождения замысла будущего произведения, методические и технологические приемы сбора и анализа информации, способы предъявления фактов в разных жанрах журналистики, а также методы создания документального образа в художественно-публицистических жанрах журналистики.

В третьей главе рассматриваются образные компоненты журналистского произведения, гносеологические корни публицистического образа, различные способы создания образа автора и документального образа человека,

16 художественные элементы очерка, а также особенности изображения человека в различных видах очерка.

В четвертой главе рассматриваются различные композиционные формы в построении журналистского произведения, структурная организации информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров.

В пятой главе журналистское произведение рассматривается в системе коммуникативных отношений, определяются прагматические свойства журналистской информации, мотивы выбора человеком канала информации, читательские интересы и поднимаются проблемы взаимодействия автора -газеты - читателя.

В заключении даются основные выводы.

Примечания

См.: Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

См.: Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

Щудря Н.М. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985. С. 8.

4 См.: Ким М.Н. Очерк: теория и методология жанра. СПб., 2000.

5 Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989; Мельник Г.С, Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб., 1996; Методы журналистского творчества /В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, И.М. Дзялошинский и др. М., 1982; Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984; Варустин Л.Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987; Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

6 Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985; Здоровега В.И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989; Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989.

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984; Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М., 1978; Киричик П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995; Шудря Н.Н. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.

Андриенко Л.Н. Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989; Грабельников А.А. Системные характеристики редакционного коллектива. М., 1988; Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984; Орлова Т.Д. Введение в журналистику: Организация работы газеты. Минск, 1989.

Горбунов А.П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983; Колосов Г.В., Худякова Э.А. 1) Журналистский творческий процесс: Предварительное накопление материала. Воронеж, 1984; 2) Журналистский творческий процесс: Общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984.

См.: Архив лаборатории функционирования СМИ факультета журналистики СПбГУ за 1994-1997гг.

11 См.: Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. С. 304-319.

Основные вехи и направления в изучении творчества

Актуальность и важность изучения феномена творчества обусловлена широтой и масштабностью данной темы. Исследования в данном направлении стали вестись на рубеже XIX-XX столетий. Именно в этот период складывается целое научное направление как психология творчества. Раньше проблемы творчества рассматривали лишь как проявления человеческого духа, не связанную с объективными законами, не поддающуюся научному анализу (1). Такое положение дел было естественным, так как в тот период не было средств проникновения в сущность столь сложного явления как творчество; не было соответствующих психологических методов. Поэтому все исходные представления о механизмах порождения нового продукта ограничивались самонаблюдениями самих творцов, а сама природа творчества считалась мировой загадкой. Как отмечает ЯЛ. Пономарев, это «была наука исходного (созерцательного) типа психологического знания» (2). Но с развитием экспериментальной психологии у исследователей появились более продуктивные методы анализа, которые позволяли хотя бы частично проникнуть в суть изучаемого явления. К подобного рода методам можно отнести: тестирование, анкетирование, биографический метод, интервьюирование, эксперимент и т.д.). Это, по мнению ЯЛ. Пономарева, был период эмпирического типа психологического знания. Благодаря различным экспериментальным исследованиям представления о феномене творчества приобрели более дифференцированный характер. В поле зрения ученых оказались следующие вопросы: о структуре творческой деятельности; о методах и технологиях творчества; о качествах творческой личности; об этапах и проблемах творческой жизни; о характере мыслительной деятельности в процессе решения творческих задач; о развитии творческих способностей; о роли воображения и интуиции в творческом труде человека и многое другое.

В середине XX столетия, по мнению ученых, возникла резко выраженная потребность в систематическом изучении феноменов творчества. Данное обстоятельство было обусловлено научными и техническими открытиями во многих областях жизни общества. Поэтому разработка проблем, связанных с актуализацией творческих способностей личности, со способами стимулирования умственной активности, с поисками различных возможностей автоматизации умственного труда и многое другое были рассчитаны, с одной стороны, на подготовку творческих работников, а с другой - на сознательное управление творческой деятельностью человека.

Таким образом, психология творчества стала областью научного и прикладного знания, разрабатываемая преимущественно общей психологией, психологией личности и дифференциальной психологией. В психологии творчества стали обобщаться теоретические и экспериментальные исследования творчества, изучаться общие психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природа творческих способностей и пути их развития.

На сегодня психология творчества представлена в различных направлениях современной психологии: теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, когнитивной психологии, что определяет разность теоретических принципов и методов исследования феномена творчества.

Журналистское произведение: тема, замысел, идея

Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.

Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Как считает В.М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности» (1). Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп. Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Цель подобного заземления состоит в том, чтобы открыть общезначимый смысл в, казалось бы, социальной, отвлеченной проблеме, вызвать у читателей эмоциональный отклик, соединить идеологические и социально-психологические средства воздействия на аудиторию» (2).

Вот какими размышлениями поделились в ходе анонимного опроса питерские журналисты, отвечая на вопрос о рождении журналистской темы (3): «Тема обычно рождается из двух ситуаций - либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке».

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из опрошенных, он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала. «Моя основная тема - мода, - говорит одна из респонденток. - Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высокой моде. Считаю, что найти интересную тему так же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».

Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты, считает другой респондент: «При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т.д. - иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное - найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».

class3 ОБРАЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКА) class3

Гносеологические корни публицистического образа

Отличительной чертой современной журналистики является постоянное расширение арсенала художественно-выразительных средств, призванных наиболее ярко высветить тот или иной факт или явление действительности. Важнейшим элементом журналистского произведения (особенно в таких художественно-публицистических жанрах, как очерк, фельетон, памфлет) выступает публицистический образ, в основе которого лежит художественно-эстетический характер отображения действительности. Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой - логико-понятийное. Образная инфраструктура любого жанра художественной публицистики имеет тенденцию к постоянному расширению и обновлению. Чтобы показать, из каких компонентов выстраивается публицистический образ, обратимся к очерку как одному из самых интересных и емких жанров журналистики.

Природа современного очерка очень сложна. Она во многом обусловлена синтетическим характером данного жанра журналистики, находящегося в зоне активного продуктивно-творческого взаимодействия с литературой, искусством и наукой. В современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методы художественного и публицистического анализа.

Специфика художественности проявляется в очерке и в образном осмыслении фактов, и в особых способах актуализации авторской индивидуальности, и в характере проявления различных эстетических начал, связанных с отбором конкретных художественных приемов, со способом образного постижения мира и с поэтикой документального письма. Таким образом, журналисту, чтобы создать полноценный публицистический образ, необходимо не только включиться в познавательный процесс, но и образно осмыслить окружающий мир в зависимости от стоящих перед ним творческих задач. Различные представления о реальности, впечатления, эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных мыслительных образов. Но следует отличать психический образ от образа как эстетической категории - с одной стороны, а с другой - художественные образы от публицистических.

Психические образы позволяют человеку установить внутренние связи с многомерной действительностью (1). В психологии выделяют различные классы психических образов. К первым из них относят архетипы. По мнению КГ. Юнга, в каждом человеке помимо личных воспоминаний живут великие «изначальные» образы, т.е. унаследованные возможности человеческого представления (2). К подобным архетипам можно отнести мифы, легенды, а также различные иррациональные представления и понятия, как, например, идеи о существовании Бога. Можно привести массу примеров, когда те или иные архетипы становились прообразами художественных произведений.

Активное влияние на формирование психических образов оказывают процессы отражения. Например, на основе чувственного отражения действительности возникают различные психические образы, которые выступают в качестве своеобразного психологического инструмента контакта индивидуальной психики с многомерной реальностью (3). К психическим образам относят ощущения, представления, воспоминания, фантазии, сновидения и т.д. В каждом таком образе синтезируются, приобретая свои специфические черты, различного рода представления, эмоции, идеи, чувства. Являясь продуктом чувственного отражения действительности, психические образы отличаются целостностью, предметностью и наглядностью. Наконец, «образ - это чувственно воспринимаемый индивидуальный "представитель" определенных предметов, явлений и т.д. За индивидуальным в образе сквозит всеобщее, универсальное для целого класса явлений»(4).

class4 КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ class4

Типы композиционных форм

Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения обусловлено конкретным замыслом. Собранный и осмысленный автором фактический материал подлежит литературному оформлению. В ходе реализации этой творческой задачи все «элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением, проблемой и т.д. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимают сюжет и композиция»

Слово «композиция» происходит от латинского compositio -составление, связывание. В журналистском произведении (в силу особенностей публицистического отображения действительности -прерывистого и мозаичного) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. «Целостность характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей» (2). Целостность достигается единством художественной формы и содержания. «Диалектика взаимодействия содержания и формы вытекает из разнокачественного уровня элементов содержания. Одни из них выражают сущность явления (теоретический факт, идея, концепция), другие фиксируют конкретные проявления этой сущности (эмпирический факт, мнение, ситуация). Основные группы элементов содержания - фактическая, проблемно-тематическая, идейно-концептуальная обладают неодинаковой способностью к формообразованию» (3). Например, фактическая сторона события лучше всего отображается в информационных жанрах, проблемно-тематическая - в аналитических, а идейно-концептуальная - в художественно-публицистических. Выбор той или иной жанровой формы всегда диктуется теми задачами, которые стоят перед журналистом. В одном случае ему необходимо информировать общественность о каких-либо знаменательных событиях, в другом - дать анализ происшедшего, в третьем - создать типический образ современника. Но прежде чем приступить к изложению материала, журналисту нужно выбрать оптимальную композиционную форму, которая «должна содействовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным» (4). Нельзя забывать и о том, что любая форма есть отражение динамики развития и становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется. Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определенным образом подчиняются логическому раскрытию основной авторской мысли. «Композиция, - пишет Е.П. Прохоров, -оказывается прежде всего расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и движения (5).

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства, и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину.

Журналистская информация: прагматический аспект

Изучение журналистской информации в прагматическом аспекте обусловлено выявлением характера отношения к информационному продукту ее потребителя (читателя). В данном случае нас интересуют вопросы, связанные с коммуникативными намерениями участников этого процесса, с целевой предназначенностью информации, а также с особенностями ее читательского восприятия. Анализ журналистской информации в прагматическом аспекте требует комплексного подхода с учетом тех данных, которые получены в смежных с журналистикой дисциплинах (теория информации (1), кибернетика (2), социология (3), психология (4), лингвистика (5) и т.д.) Только в этом случае становится возможным раскрытие основных прагматических свойств журналистской информации, к которым мы относим: новизну, ценность и полезность информации.

Говоря о прагматических свойствах информации нам, естественно, не обойтись без анализа деятельности двух основных субъектов информационного взаимодействия: автора, поскольку именно им создается информационный продукт, и читателя. Они, как показывает практика, определяют те критерии, исходя из которых можно судить о новизне, ценности или полезности информации. Включаясь в коммуникативный процесс, каждый из субъектов этого информационного взаимодействия преследует определенные коммуникативные цели и намерения. Автор при производстве информации пытается отобрать из реальной действительности только те факты и сведения, которые обладали бы качествами общественной актуальности, новизны и оригинальности. При этом журналист, ориентируясь на определенную коммуникативную ситуацию, стремится не только к информированию читателей о каких-либо важных событиях, но и пытается воздействовать на мнения и оценки людей, формируя тем самым общественное мнение по тому или иному вопросу.

Именно поэтому, как отмечает Е.П. Прохоров, «достижение высокой прагматической адекватности требует от журналиста знания тех условий и факторов, которые действуют в сфере отношений "текст-аудитория", влияя на эффективность контактов с читателем ... и предопределяют высокую информативность текста. При этом для различных слоев аудитории журналист обязан специально, по-новому, готовить информацию, учитывая ее потребности, интересы, уровень подготовки, социальные позиции и т.д» (6). По мнению данного автора, добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности: небанальности (оригинальность сведений, новизна информации); декодируемости (доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией в соответствии с замыслом журналиста, извлечение из текста смысла, адекватного заложенному в него значению; релевантности (ценность информации, значимость для аудитории сообщаемых сведений).

Реализация двух первых условий информативности (небанальности и декодируемости информации), как правило, не вызывает у журналистов-практиков никаких вопросов и сомнений. Сложнее приходится с выполнением третьего условия - релевантности (от англ. «уместный, относящийся к делу»). В данном случае особую важность представляет анализ категории ценности информации. В традиционно категориальном понимании ценность есть способность предмета, вещи, идеи и т.д. удовлетворять некие потребности индивида или социальной группы (7). Если перенести данное значение на журналистскую информацию, то возникает вполне обоснованный вопрос: какого рода информация может считаться для потребителей ценной? Может быть поставлен и другой вопрос: что в таком случае считать неценной информацией? По мнению одного из основателей теории информации К. Шеннона, понятие неценной информации не существует, так как сведения, не уменьшающие неопределенности, информацией просто не являются (8). В определении ценностных характеристик информации существуют разные подходы. Например, в теории К. Шеннона измерение ценности информации связывалось с ее количеством. Ценной считалась та информация, которая снимала неопределенность. Согласно известному определению Шеннона, количество информации есть мера того количества неопределенности, которое исчезает после получения сообщения (9). При этом количество информации выражало количество разнообразия. Комментируя данное положение, А.Д. Урсул писал: «Ограничение разнообразия должно соответствовать уменьшению количества информации. Избыточность тем больше, чем больше ограничение разнообразия, а если все элементы в множестве одинаковы, избыточность равна единице. Например, если в ящике все шары оказываются одинакового цвета, то их избыточность по цвету равна единице, если все шары разного цвета, то избыточность равна нулю» (10).

Похожие диссертации на Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения