Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) Омашев, Намазалы

Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио)
<
Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Омашев, Намазалы. Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио) : Дис. ... канд. филологические науки : 10.01.10.-

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Радиофельетон: исторический опыт и современность 20

1. Из истории возникновения фельетона на радио 20

2. Становление радиофельетона. Сатирические журналы 37

3. Развитие и современное состояние, тенденции раз вития радиофельетона 53

Глава II. Специфические особенности и новые проявления радиофельетона 90

1. Факт в структуре радиофельетона 94

2. Радиофельетон как синтетический жанр. 114

3. Акустико-изобразительные средства радиофельето на 133

Заключение 157

Литература и источники 161

Приложение 186

Введение к работе

Актуальность исследования. В партийных документах, решениях съездов и пленумов Коммунистической партии Советского Союза большое внимание уделяется вопросам эффективности, конкретной действенности пропаганды. "Очень важно, - отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, - чтобы пропаганда не обходила острых тем, не боялась затрагивать так называемые трудные вопросы" . Актуальные вопросы массово-политической и идеологической работы обсуждались на- июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, наметившем программу дальнейшего развития и совершенствования средств массовой информации.

Деятельность радиовещания, у истоков которого стоял В.И. Ленин, определяется поставленными партией задачами и рассматривается как фактор идейного воздействия на жизнь общества. На современном этапе усиление роли пропаганды по радио обусловлено теми важными и большими задачами, которые стоят перед страной в области экономики, идеологии, политики. Актуальность ее зависит от соответствия требованиям времени. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС говорил, что журналистам надо быть "позлее, смелее отстаивать государственные интересы... Для нас критическое выступление -не сенсация, а сигнал, единственная цель которого - устранение недостатков" . Эффективность и содержательность пропагандистских радиопередач, в том числе и критических, зависят от того, насколько успешно они выполняют требования, сформулированные в ре-

х Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.75.

о Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.46.

чи Ю.В.Андропова на торжественном заседании, посвященном шестидесятилетию образования СССР: "... в духовном наследии, традициях, в быту каждой нации есть не только хорошее, но и плохое, отжившее. И отсюда еще одна задача - не консервировать это плохое, а освобождаться от всего, что устарело, что идет вразрез с нормами советского общежития, социалистической нравственности, с нашими коммунистическими идеалами" .

Злободневность критических радиопередач, их прямой и непосредственный отклик на проблемы сегодняшнего дня актуализируют необходимость их изучения, анализа исторического опыта, достижений и недостатков в этой важной области радиовещания.

Целесообразность обобщения опыта критического вещания, видовых и жанровых особенностей сатирических передач и, в частности, жанра радиофельетона, существующего в программах Всесоюзного и республиканского радио, продиктована, таким образом, насущной потребностью улучшения использования радиосатиры в интересах государства, в воспитании нового человека социалистического общества, в искоренении имеющихся недостатков.

Состояние изученности темы. Проблемы сатиры были предметом обсуждения в постановлениях партии и правительства . Не раз становились они объектом широких всесоюзных дискуссий и выступлений

1 Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. - Избранные речи и
статьи. - М.: Политиздат, 1983, с.II.

2 0 журнале "Крокодил". Постановление ЦК ВКП(б). - В кн.:
О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. -
М.: Мысль, 1972, с.271-272; 0 недостатках журнала "Крокодил" и
о мерах его улучшения. Постановление ЦК ВКП \б). Там же,

с.282.

известных писателей и литературоведов . Сложные и во многом спорные вопросы сатиры исследовались в общем русле изучения литературы и публицистики,, их задач в социалистическом обществе. Общие теоретические проблемы сатиры и юмора рассмотрены в работах Я.Эльсберга, Ю.Борева, М.Эвенюва, Д.Николаева, М.Кольцова, Л.Ершова, Е.Журбиной и других исследователей.

Для развития теории сатирических жанров богатый материал дают работы, посвященные проблемам мастерства, языка, стиля талантливых сатириков-фельетонистов. Наметилась определенная тенденция привлекать к изучению теории фельетона исторический материал, применять эстетические категории (например, образ в фелье-тоне), что, несомненно, обогащает исследовательские работы .

Что касается национальной казахской сатиры, то некоторые ее аспекты рассматривались в трудах М.О.Ауэзова, Ж.Джумалиева, Е.Исмаилова, Г.Мусрепова, А.Тажибаева, М.Каратаева, Б.Кенжебае-ва, З.Кабдолова и других писателей и литературоведов. Однако, надо сказать, что применительно к республиканскому радиовещанию проблемы сатиры и ее жанров оказались малоисследовательной областью. Более активное изучение казахской сатиры началось с конца пятидесятых годов. Важным этапом в изучении сатиры следует

1 См.: Советская печать, 1955, № 2; 1956, Ш 3,8.9,10,11,12; I960, Ш IIj Литературная Россия, 1966, 5 июля и др. СВ дискуссии на стр. газеты приняли участие: Д.О.Заславский, С.Д.Нариньяни, Ю.А.Чаплыгин, Ю.В.Феофанов, К.Ковалевский, И.В.Костюков, СМ. Шатров, М.Я.Пустынин, Н.Н.Кружков, Б.С.Протопопов, А.О.Суконцев, Ю.Э.Корнилов, А.С.Ерохин, Ю.Л.Золотарев, А.А.Лацис и дрО»

К ним можно отнести исследования А.В.Алексеева, Э.В.Блиновой, В.Н.Вакурова, М.Э.ВИленского, М.И.Дыитровского, А.К.Жуковской, Л.Г.Кайды, Н.С.Климова, К.А.Ковалева, А.Е.Кройчика, СВ. Курляндской, М.В.Михайловой, И.А.Муравьевой, А.К.Панфиловой, Г.Покрасса, А.Н.Старкова, М.Е.Тикоцкого, П.Я.Хавина и др.

считать исследования политической сатиры Абая , а также влияния переводов сатирических произведений Н.В.Гоголя на казахскую

литературу . Вслед за этими появились работы, в которых рассматривались общие вопросы формирования и развития казахской сатиры, ее жанров и идейно-художественных особенностей0. Анализу подверглись и отдельные проблемы национальной комедии .

Радиожурналистика как одна из отраслей массовой пропаганды с ее богатым опытом и все возрастающей ролью в коммунистическом строительстве была и остается предметом широкого научного изучения. Ее проблемы рассматривались в работах различных научных направлений - с исторической, литературоведческой, искусствоведческой, эстетической, лингвистической, психологической и социологической точек зрения. Многие аспекты изучения радиожурналистики, классификация функций и жанров представлены в исследованием ях и диссертациях разных лет .

1 Абетов Г. Политическая сатира Абая: Автореф. дио.канд. филол.наук. - Алма-Ата, 1959.

р Талжанов СО. Переводы Гоголя на казахский язык и их влияние на литературу: Автореф. дис. канд. филол.наук. - Алма-Ата, 1962.

3 Кожакеев Т. Казахская сатира: Автореф. дис. докт.филол. наук. - Алма-Ата, 1968; Тлеужанов М. Проблемы идейно-художественного своеобразия юмора и сатиры в казахской литературе (прозе): Автореф.дис.докт.филол.наук. -Алма-Ата, 1982.

Тажибаев А. Становление и развитие драматургии в казахской литературе. - Алма-Ата, 1971; Нургалиев Р. Главное направление. - Алма-Ата, 1973; Рустембекова Р. Казахская советская комедия. - Алма-Ата, 1973.

См., напр.: Смирнов В.В. Радиоочерк в системе жанров радиожурналистики: Дис.канд.филол.наук. Введение. - Ростов-на-Дону. 1978; Музыря А.А. Радиоочерк (К проблеме жанра и мастерства) :Дис.канд.филол.наук. - М., 1973.

В методологическом плане имеющиеся работы по радиожурналистике в целом можно разделить на две группы. К первой из них относятся работы, рассматривающие радиожурналистику как специфическую область деятельности, обусловленную природными свойствами и общественными функциями радио Другим направлением является изучение радиожурналистики и ее жанров в русле газетных жанровых модификаций .

Что касается казахской радиожурналистики, то некоторые ее исторические аспекты исследовались Р.Сагымбековым и С.Козыбае-

вым. Проблемы радиожанров и особенности сатирических передач Казахского радио в этих трудах специально не обсуждались.

Необходимо отметить, что ни в одном из названных направлений изучения радиожурналистики не уделено достаточного внимания жанрам сатиры и юмора на радио, деятельности журналистов, специализирующихся в этой сфере вещания. Это объясняется прежде

Летунов 10.А. Документальные жанры советского радиовещания (Исторический опыт и современность). - М., 1967; Триккель И. Специфика радиокоммуникации, ее выразительные средства и жанры: Дис. канд.филол.наук. - Тарту, І9ь7; Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. -М.: Искусство, 1976; Любосве-тов Д.И. По законам эфира. - М.: Искусство, 1979; Барманкулов М.К. Журналистика для всех (Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания)і - Алма-Ата: Казахстан, 1979.

2 См.: Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания (Проблемы становления, формирования, развития). - Киев - Одесса: Вища школа, 1978.

* Сагимбеков Р. Создание и развитие массового радиовещания в Казахской советской социалистической республике (І928-І94І гг.): Дис.канд.ист.наук. - Алма-Ата, 1973; Козыбаев С.К.-Радио - мощное средство мобилизации Компартией Казахстана трудящихся на защиту социалистического отечества (июнь І94І-І94В гг.): Дис.канд. ист.наук. - Алма-Ата, 1974.

всего тем, что в сравнении с другими областями журналистики радиофельетон как жанр почти не исследован в теоретическом плане. Практически отсутствуют работы, посвященные специально критическим выступлениям радио, в частности методологическим обоснованиям и практике функционирования в программе радиофельетона. За исключением отдельных публикаций в журнале "Телевидение и радиовещание" известен лишь небольшой параграф в монографии Ю.Д. Бараневича "Еанры радиовещания", где рассматриваются особенности радиофельетона в сравнении с газетной формой этого жанра . Акустико-изобразительные возможности, значение и место радиофельетона в системе жанров радиовещания раскрыты в этой работе недостаточно полно. Заметим, однако, что монография в целом и не преследовала подобных целей.

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что в ней впервые всесторонне исследуются опыт работы радио в области фельетона, богатство его разновидностей, специфический характер и природа этого жанра, его акустико-изобразительные средства. Причем радиофельетон рассматривается автором диссертации как жанр, природа которого обусловлена спецификой радио - начиная с сюжетно-композиционных особенностей, способов типизации реальности и кончая приемами звукового решения, интонационными, стилевыми, языковыми средствами воплощения документального материала.

Методологической и теоретической базой диссертации являют-

х См.: Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. - Киев - Одесса: Вища школа, 1978.

ся труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина , решения съездов КПСС, постановления ЦК КПСС,- произведения выдающихся деятелей Коммунистической партии и советского государства по актуальным вопросам идеологии.

В трудах классиков марксизма-ленинизма вскрыта роль сатиры как инструмента воздействия на развитие общества, ее большое значение в социальных преобразованиях, разящая и очищающая сила смеха. Обращение к классическому наследию учит и пониманию ответственности при использовании оружия сатиры и умению с пользой для дела применять это оружие.

Поскольку радиофельетон относится к публицистическим жанрам, теоретической основой данного исследования послужили теоретические работы по журналистике Я.Н.Засурского, В.Д.Пельта, Е.П.Прохорова, В.В.Ученовой, М.С.Черепахова, В.М.Горохова, СМ. Гуревича, А.Ф.Бережного, В.Й.Здоровеги, Г.В.Колосова, Д.М.Прилю-ка, П.И.Пронина, В.А.Щандры и других. Специфика фельетона на телевидении и радио в тех или иных аспектах рассматривалась в работах Э.Г.Багирова, Р.А.Борецкого, А.Я.Юровского, В.В.Егорова, М.К.Барманкулова, В.Н.Ярошенко, Ю.А.Летунова, И.Триккеля, Д.И.

х Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1. Изд. 2-е, с.4І4-429і Маркс К. Ко второму изданию "Восемнадцатого брюммера Луи Бонопарта" 23 июня 1863 г. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.16. Изд. 2-е, с.374-376j Энгельс Ф. Иоганну Филиппу Беккеру 22 мая 1883 г. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.Зь. Изд. 2-е, c.24-25j Энгельс Ф. Эдуарду Бернштейну 29 июня 1884 г. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.36. Изд.2-е, с.148-150% Энгельс Ф. Предисловие ко второму изданию "Крестьянской войны в Германии". - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1б. Изд.2-е, сЛ12-420; Ленин В.И. Талантливая книжка. - Поли, собр.соч., т.44, c.249-250j Ленин В.И. В редакцию газеты "Правда". - Поля.собр.соч., тЛ8, с.88-90; Ленин В.И. В редакцию газеты "Невская звезда". - Поли.собр.соч., тЛ8, с.70-72.

Любосветова, В.П.Олейника, В.Н.Ружникова и других исследователей.

В основном сатирические жанры рассматриваются в этих работах как одно из направлений публицистики и в свете ее значения в социалистическом обществе.

Задачи и цели исследования. Отмечая наличие "некоторого разрыва между тенденциями и перспективами науки о вещании и специализацией, которые получают будущие исследователи", Э.Г.Багиров привел красноречивые факты, показывающие, что с 1971 года из десяти защищенных кандидатских диссертаций по проблемам радио восемь было посвящено истории радио . Другими словами, речь идет о том, что специфика радиожурналистики как таковой исследуется у нас несколько односторонне. Об этом же свидетельствуют и выводы из выступлений участников научно-практической конференции по проблемам журналистики, прошедшей в 1982 году на факультете журналистики МГУ, где, в частности, говорилось о необходимости повышения качества и эффективности изучения сатирических жанров .

Если обратиться к причинам недостаточно широкого изучения проблем радиосатиры, то можно назвать две основные. Первая - как уже говорилось, отдельные проблемы современного вещания нередко включаются в работы общего характера и, таким образом, рассматриваются как часть более сложного организма, что сужает рамки исследования локальных, но тем не менее важных сфер вещания.

х Багиров Э.Г. Задачи, которые стоят перед исследователями вещания. - В кн.: Проблемы телевидения и радио. - М.: Искусство, 1971, с.15.

и Шкондин М.В. Советская журналистика в 1981 г. - Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1983, с.84.

- II -

Вторая причина заключена в самой специфике радиокоммуникации, остро ставящей вопросы эффективности радиосатиры, ее обратной связи с объектом критики. Наша цель - опровергнуть довольно распространенное мнение о том, что при огромных масштабах радиоаудитории, воспринимающей передачу на слух, адресант не способен услышать критику, а слушатели - узнать реакцию на нее, то есть критическое выступление по радио неэффективно. Но несостоятельность подобных суждений наглядно опровергается самой практикой радиосатиры, ее жизненностью и убедительностью. Назовем некоторые сатирические передачи, вызывающие постоянный интерес радиослушателей и привлекшие внимание к ним центральной и республиканской прессы. Высоко оценивают авторы статей и рецензий содержательную, качественную программу сатирических радиожурналов страны, в том числе Всесоюзного "Сатирического микрофона" , "Веселого спутника", "Колючки"; ленинградских - "Клещи", "Критическая волна"j белорусских "Жартуєм и смяемся" ("Шутим и смеемся"), "На колючай хвал!" ("На колючей волне"); узбекского "Таббасум" ("Зоркий"), казахстанских "Кореген" ("Зоркий глаз"), "На колючей волне"; грузинского "Шолти" ("Бич"); азербайджанских "Ара" ("Шмель"), "Пчела"; киргизских "Не в бровь, а в глаз", "На сатирической волне"; латышского "Дадзис"; туркменского "Ярты кулак"

"Сатирическому микрофону" Всесоюзного радио (передача создана в 1979 г.) было посвящено около десяти научных и критических статей, обзоры и отчеты в сборниках, журналах и газетах. Если в обзорах отмечаются "успех" и "высокий авторитет в оценках слушателей", то в научных и критических статьях подчеркиваются "злободневность", "новизна", "социальная значимость" издания.

("Корноухий")і каракалпакского "Тикенек" ("Колючка"); челябинского "В самую середину мишени"; владимирского "Рожок"; тульского "Левша в эфире" и других. Говоря об эффективности и своевременности сатирических радиопередач В.Конюхов, в частности, пишет: "После выхода ряда партийных документов, призвавших к более активной борьбе с недостатками, в почте редакции (сатирических передач Всесоюзного радио. - Н.О.) существенно возросло количество писем, в которых слушатели высказывали отношение к критическим выступлениям по радио и сообщали конкретные адреса для критики. И если обычно в таких случаях редакция отвечала на острые сигналы в различных тематических рубриках, то требования жизни и радиослушателей привели к созданию регулярной передачи, целиком

содержащей критические выступления" .

Несмотря на трудности создания радио- и телевизионных сатирических передач, отсутствие достаточного опыта в этих сравнительно новых формах пропаганды, все более заметной становится тенденция обращения советского вещания к критическим выступлениям по острым, наболевшим вопросам. Сегодня почти невожможно представить себе программу передач без сатиры и юмора, и отказаться от них значило бы обеднить эфир. Помня о том, что сатира и юмор

на радио - "это чересчур острое оружие критики, с которым надо

обращаться очень осторожно" , тем не менее надо распространять

накопленный опыт, изучать и совершенствовать его, готовить специалистов, с ответственностью, строгостью, "политической зре-

1 Конюхов В. Эффективность обратной связи. - Телевидение и
радиовещание, 1980, Ш 7, с.13.

2 Шахматов И. "Теория увеличительного стекла" и жизнь. -
Советская печать, 1959, № 8, с.39-40.

- ІЗ -

лостью, чувством меры и такта" относящихся к этому важному и очень нужному делу.

В своей книге "Повесть с двумя сюжетами" Е.И.Журбина цитирует меткое образное определение сатиры, данное поэтом С.Смирновым: "На арену цирка входит прыгун. Он серьезен, красив, силен. Прыгун разбегается и прыгает сразу через четырех лошадей. Зрители в восторге. Гром аплодисментов. Вслед за ним появляется клоун. Он улыбается, а волосы у него встали дыбом. Он запнулся о собственную ногу и упал. Смех. Он разбегается и делает прыжок, летит ракетой, успевает свистнуть и сделать два сальто, после чего благополучно приземляется и, скорчив уморительную рожу, галантно раскланивается с публикой... Гром аплодисментов. Но ему аплодируют за полет ракетой, за свист, за двойное сальто, за веселую гримасу, но как-то остается незамеченным, что он тоже

прыгнул через четырех лошадей. Такова функция и удел сатиры и

т юмора"х.

Сравнение очень точное и наглядное по отношению к печати. Что же касается фельетона на радио, то здесь даже готовое литературное произведение представляет собой лишь полуфабрикат, материал для передачи в эфир. Текст в подобном произведении - только начальный этап творчества. Проходя через несколько стадий при подготовке в эфир, текст не должен ничего утратить от своего своеобразия, содержательной остроты, оригинальности мысли. Но только глубокое, органическое слияние актерского мастерства, музыкального оформления, режиссерского решения и творческого монтажа может привести к появлению в эфире полнокровного сатиричес-

Цит.по: Журбина Е.й. Повесть с двумя сюжетами. - М.: Советский писатель, 1974, с.43.

-їд-

кого радиопроизведения.

Журналист Белорусского радио Н.Матусовский пишет: "Честное слово, я нисколько не преувеличу, если скажу, что сатира и юмор - это самое трудное, что есть и может быть на радио" . Его дополняет суждение редактора Грузинского радио Г.Мгебришвили: "Ни один другой жанр на радио не требует такой большой предварительной совместной работы автора и режиссера, как сатира и юмор. В

содружестве автора и режиссера рождается форма передачи" . Высказывания обоих радиожурналистов, бесспорно, основаны на опыте их работы. В то же время нет сомнения, что истоки особой сложности укоренения сатиры на радио следует искать в эволюции самих жанров, в истории их становления как жанров радиожурналистики. Жанр фельетона пришел на радио из газеты. Исследователь истории радиожурналистики В.Ружников считает, что на радио "газетные жанры попали не в своем первоначальном виде и не сразу, а миновав ряд промежуточных звеньев. Уже в радиогазете начался и интенсивно протекал процесс радиоадаптации газетных жанров". И далее: "В рамках радиогазеты этот процесс (т.е. радиоадаптации -Н.О.) не был завершен, он продолжается и после ликвидации радиогазеты. Факт очень любопытный и не привлекший до сих пор внима-ния исследователей" . И поскольку, как отмечает Ю.Бараневич, фельетону "меньше других жанров довелось приспособливаться к ус-

х Сб.: Сатира и юмор в эфире. - М., 1965, сЛ5.

Там же, с.60.

3 Ружников В. От радиовестников РОСТА до информационной программы "Маяк" (вместо предисловия). - В кн.: Информационные жанры радиожурналистики. - М.: Искусство, 1976, с.II.

ловиям и требованиям микрофона", то и основное внимание уделялось его форме: "Он пишется как бы специально для того, чтобы читали вслух" .

Однако не только и не столько форма роднит радиофельетон с родственным газетным жанром. Главное - система функций, общественных задач фельетона. Она же в сочетании с требованиями специфики радио определяет сложность его приспособления к бытию в эфире.

Вопросы изучения истории жанра радиофельетона, его становления, адаптации к радиоканалу, тенденций развития и жанровых особенностей в системе жанров радиовещания составляют содержание первой главы нашей диссертационной работы.

На ноябрьском (1981 г.) Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Казахстана тов. Д.А.Кунаев сказал: "Сейчас перед лицом грандиозных по своим масштабам и новизне задач партийным организациям важно делать самые острые практические выводы по каждому факту, связанному с посягательствами на социалистическую собственность, спекуляцией, тунеядством, прилагать все усилия к тому, чтобы исключить из нашей жизни эти негативные явления. С

ними самым решительным образом обязаны бороться не только адми-

р нистративно-правовые органы, но и печать, телевидение и радио" .

В выступлении Д.А.Кунаева очерчен круг социальных задач, которые

призваны активно решать средства массовой информации и пропаган-

1 Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. / Проблемы становления, формирования, развития, с.123.

р Казахстанская правда, 1981, 3 декабря.

ды, в том числе в воспитании нового человека, в критике и искоренении недостатков, которые наносят серьезный ущерб нашему обществу.

В национальной культуре казахского народа сатира и юмор имеют давнюю традицию. Исследователь казахской сатиры Т.Кожаке-ев пишет: "Казахский народ, как и другие восточные народы, богат шутливыми анекдотами, поучительными рассказами, остроумными отве-тами, миниатюрными новеллами. Если Добролюбов говорил, что "литература наша началась сатирою, продолжалась сатирою и до сих пор стоит на сатире", то это можно сказать и о казахской литературе.

В истории ее не найдете ни одного поэта и писателя, в творчестве

т которого не встречались бы элементы сатиры и юмора" . Безусловно, это свойство национальной культуры не могло не проявиться и в современных жанрах радиовещания, тенденции развития которых лежат в общем, магистральном направлении с развитием казахской сатиры. Органическое сочетание документальности строгой достоверности факта с художественно обобщающей феормой, публицистически ярким освещением факта, сатирические передачи - одно из перспективных направлений республиканского радиовещания. В книге "Гласность контроля" говорится: "Вот уже десять лет республиканское радио дважды в месяц передает в эфир сатирические радиожурналы "На колючей волне" (на русском языке) и "Кореген" ("Зоркий глаз" (на казахском языке)... Сотрудники республиканского Комитета Народного контроля взяли на себя проверку поступающих в редакцию писем и жалоб, подготовку фактов... Нужно сказать, что радиожур-

* Кожакеев Т. Казахская сатира: Автореф. дис. докт. филол. ук. -Алма-Ата, 1968, с Л.

налы "Ва колючей волне" и "Кореген" - одни из самых популярных передач Казахского радио. Сатирическое жало бьет точно: в журналах конкретные факты, фамилии, адреса. Эмоциональному восприятию материалов отлично помогает своеобразная форма радиофельето-на*

Отмечаемое многими исследователями усиление в современной радиопублицистике определенной тенденции к критическому осмыслению действительности совпадает с признанием того факта, что в по-

литических передачах значительно возросло критическое начало .

Таким образом, цель и задачи нашего исследования показать место радиофельетона в этом общем процессе, характерном для сегодняшнего этапа развития радиожурналистики и в целом для всех средств массовой информации, функционирующих в социалистическом обществе,

В диссертации предпринята попытка ответить на следующие вопросы, вытекающие из вышеизложенного: анализ первых передач сатирического характера как начальной стадии развития сатирического радиовещания;

формирование жанра радиофельетона как основного в системе сатирических жанров (с использованием документальных данных за 1930-1980 годы, многие из которых вводятся в научный оборот впервые);

исследование содержательно-смысловой структуры радиофельетона, его сюжетно-композиционных особенностей своеобразия сатириче-

Ильяшенко Ю.Е. Гласность контроля. - Алма-Ата: Казахстан, 1979, с.48.

См.: Багиров Э.Г. В зеркале общественного мнения. -Телевидение и радиовещание, 1980, № 9, с.36.

ской типизации, образного обобщения фактического материала, диктуемых законами эфира;

анализ основных форм современного радиофельетона, а также функций других жанровых элементов в установлении нового жанрового образования,*

анализ специфически радийных элементов радиофельетона, в том числе акустико-выразительных средств (речь, интонация, документальные шумы, музыка, монтаж и т.д.),

В работе применен комплексный подход к изучению сатирического вещания с целью дальнейшего повышения его эффективности.

Практическое значение исследования. Анализируя особенности сатирических передач Всесоюзного и Казахского радио, одного из основных жанров - радиофельетона в их историческом развитии, мы стремились показать не только творчество ведущих радиофельетонистов, их художественные приемы в создании сатирических радиопередач, но и их общественное назначение, важную социальную роль советской радиосатиры. Исходя из этих задач, целесообразно использовать выводы и рекомендации диссертационного исследования на практике - в подготовке сатирических радиожурналов и телепередач, а также при обучении студентов факультетов журналистики.

Материал и метод исследования. В диссертации помимо текстов радиофельетонов и других сатирических передач исследуются материалы архива Центра научного программирования Госкомитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию; ЦТАОР СССР (фонды: 391, 6903); Государственного Центрального архива Казахской ССР (фонды: 1489, 2010, 1877) и Гостелерадио Казахской ССР. Векоторые документы вводятся в научный оборот впервые. В работе приведены высказывания и предложения радиофельетонистов Всесоюз-

ного и республиканского радио, использован также собственный опыт работы в качестве редактора и постоянного автора сатирического радиожурнала "Кореген".

Изучены и получили освещение на страницах диссертации основные партийные документы, связанные с вопросами повышения эффективности коммунистической пропаганды, научные труды по журналистике .

В первой главе работы используется историко-теоретический метод исследования: во второй - в основном на базе практического опыта редакции сатирических передач Казахского радио - применяется научно-теоретический метод анализа.

Апробация работы» Основные положения настоящего исследования изложены в двух учебно-методических пособиях, в статьях, опубликованных в научных сборниках и журналах, а также в тезисах доклада на межвузовской научно-теоретической конференции молодых ученых КазГУ имени С.М.Кирова (1979, 1981, 1982 гг.), Алматин-ского обкома комсомола (ноябрь 1983 г.), ЦК ЛКСМ Казахстана (февраль 1984 г.)» По теме диссертации опубликован ряд статей общим объемом около 7 п.л. Ряд предложений использован в редакционной практике Казахского радио. Материалы исследования положены в основу спецкурса, который читается автором диссертации на факультете журналистики КазГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Из истории возникновения фельетона на радио

Фельетон на радио появился в "Радиогазете РОСТА", первый выпуск которой был передан 23 ноября 1924 года. Он принадлежал перу Валентина Катаева и говорилось в нем о незаконном подслушивании радиопередач, о "радиозайцах".

"Каждый честный радиослушатель сидит у себя дома и, держа в руках установленное разрешение на приемник, с полным сознанием своей чистоты перед законом, слушает радиогазету. Но смеется он или плачет - неизвестно.

Радиозаяц - напротив.

Наскоро срезав в ближайшем учреждении телефонную трубку, ловко выкрав аршин 15 первой попавшейся под руку проводки и таким же способом приобретя все другие принадлежности радиолюбительства, радиозаяц спешно вползает куда-нибудь на чердак и, дрожа от малейшего шороха, начинает лихорадочно подслушивать радиогазету.

Но смеется он или плачет - неизвестно.

По всей вероятности - смеется. Потому что плакать ему нет никаких оснований: трубка даром, проволка даром, радиогазета даром - не жизнь, а масленица.

Итак, дорогие радиослушатели и не менее дорогие радиоподслу-шиватели, - продолжал автор, - сегодня я говорю свой первый радиофельетон.

Обратим внимание на слова писателя: "говорю свой первый радиофельетон". Само это замечание должно было указать, что первый фельетон, переданный по радио, обладает некоторыми новыми, не сходными с газетным фельетоном чертами. В этих словах подчеркнуто именно то, что говорили о появившейся в эфире радиогазете ее организаторы:

"Радиогазета такая же газета, как и всякая другая. В радиогазете есть передовая и фельетон; есть телеграммы РОСТА со всего света, есть события дня в Москве; есть новости науки и техники и т.д. Но вместе с тем радиогазета совсем не похожа на ту печатную газету, которую можно получить по почте... Радиогазета - самая живая газета в мире. Радиогазета не читается, а слушается..." .

О том, что радиогазета "должна строиться по типу общепечатных газет, но с разницей подачи ее", писал в "Правде" А.М.Горький (8 авг. 1932 г.)» Он считал, что в "ней должны преобладать фельетон, коротенький художественный очерк, частушка"

Специфика радиопередач виделась прежде всего в краткости и разговорной манере изложения материала, что в дальнейшем подтвер-дят и современные исследователи радиовещания .

В специально написанных для радиогазеты материалах обязательное место отведено фельетону.

Во втором номере "Радиогазеты РОСТА" радиослушатели услыша -за ли "маленький фельетон" Бориса Бебери - "Радиогрех". Это была тонкая насмешка над духовенством: "... Его поставили на письменном столе рядом с фотографией отца Ионна Кронштадского, напротив иконы святого и благоверного князя Владимира. Иерей - отец Владимир Краснопевцев, устремив взволнованный взгляд на икону возносящегося на небо Иисуса, прошептал: "Пошли, господи, на сие культурное начинание свое благословение, подарив ему жизнь вечную". Высморкался, крякнул. "Бу, мать, теперь мы с тобой радиолюбители, приобщились, так сказать, к прогрессу века, к завоева «I ниям человечества..." .

В третьем номере радиогазеты впервые прозвучали "радиочастушки синеблузника", или "фельетон в стихах".

Слушатели радиогазеты получают в качестве бесплатного приложения не сочинения Данилевского, а ... частушки под балалайку или гармошку", - писала газета "Нижегородская коммуна".

"Раньше водку все я пил, Портил свой характер. А теперь я в тридцать сил Покупаю трактор!" Или:

"Чтоб поднять у нас работу Надо жизнь вести по НОТу. Только что такое НОТ -Сам и черт не разберет". Не очень-то складно, но здорово" .

Фельетон в форме частушки на самые злободневные темы был наиболее доступен аудитории и к тому же частушечный напев был ему готовым музыкальным оформлением.

Частушки писались практически на все темы, которые освещала радиогазета. Наибольшее количество радиочастушек написано Я.М. Галипким.

Делались частушки и на материале писем слушателей в редакцию, вернее, радиогазета превращала наиболее интересные письма в частушки . В номере 107 можно прочесть: "Радиогазета получила пись-мо от своего корреспондента с авторемонтного завода Наркомпочте-ля. Часть письма, в котором говорилось о санитарном состоянии за 2 года, использована в сегодняшних наших частушках" . В дальнейшем они стали постоянной неотъемлемой частью радиогазеты.

Фельетоны на международные темы были как в частушечном виде, так и в прозе. В том же третьем номере от 26 ноября 1924 года был передан фельетон Михаила Кольцова "Странный случай в Англии", в котором талантливый фельетонист саркастически изобразил картину буржуазного вещания, показав, кому оно служит.

"Жесткая конкуренция, - писал он, - заставляет фабрикантов радиоприборов тянуться друг перед другом, изготовлять свой товар в разных соблазнительных видах. Я видел радиоприемники и в виде ламп, и в виде комодов, и в виде книжных шкафчиков, и в виде лающих мопсиков, и в виде женщин с пышным бюстом, грациозно раскрывающих рты бантиком, и в виде полисмена - городового с рупором в руках, в виде ангелочка". Сатирические художественные средства здесь еще литературны, но уже ощущается ориентация на радиовос - 24 приятие в коротких, наглядно-ярких деталях. "Когда опущены шелковые занавески, когда огонь деликатно тлеет, чуть-чуть подогревая подошвы домашних туфель, тогда мелодично и вежливо вступает в свою роль радио - развлекатель. Из распущенного тюльпана, из алого ротика мраморной или фарфоровой радиодевицы звучит английская или французская радиогазета, специально приспособленная для регулирования пищеварения подписчиков.

И медовый голос по порядку сообщает все нужное и ценное для мира: о том, как принц Уэльский посетил выставку охотничьих собак, о том, толстеют ли ноги от фокстрота, о том, какой мазью нужно чистить дверные ручки, о том, что большевистские агенты хотят взорвать добрую старую Англию, разрушить уютный дедовский камин, у которого только-только расположился отдыхать уставший от черной работы бедный хороший директор банка..." . К чисто кольцовскому стилю, с его острой наблюдательностью добавляется здесь прием смешения разномасштабных сообщений, представленных в одном ряду. Художественная образность, сатирическая деталь в единстве с актуальностью служат в радиофельетоне М.Кольцова эффективным приемом разоблачения сущности явления.

В номере четвертом прозвучал фельетон Бориса Бебери "Пересолили" (о том, почему английское правительство не получило до сих пор ответа на свои ноты). Эту же тему развивает в шестом номере радиогазеты фельетон Скифа "Трудная работа".

"В кабинете министра иностранных дел было людно и деловито. Секретари диктовали срочные приказы, стенографистки писали, курьеры докладывали о посетителях. Сам Чемберлен, сидя в уютном кресле, беседовал с Черчиллем.

Развитие и современное состояние, тенденции раз вития радиофельетона

Если начальный период развития радиофельетона характеризовался преобразованием газетного жанра под воздействием специфических особенностей радио, то второй этап - плодотворное и быстрое развитие жанра, когда широко и эффективно используется все богатство технических и художественных средств радио.

С 1962 года на звуковую волну Казахского радио выходит новый сатирический радиожурнал "Калакай" ("Крапива"). Это был совершенно новый тип радиоиздания. В радиожурнале появились не только но - 54 вые средства, например - образы-маски.

"Алакай-ау, алакай, ЭДцет "Крапива"1-Сплетник и лжец, Обжора и взяточник, Льстец и подхалим, Бюрократ и анонимщик, Тунеядцы и лентяи, Лоботрясы и ротозеи -"Крапива" выведет вас всех , такими словами открылась первая звуковая страница журнала. Здесь были прямо названы объекты его сатиры и критики, а обещание вывести на чистую воду и искоренить всех нарушителей социалистической законности звучало как жесткое предупреждение. Бесспорно, уже звуковую обложку журнала можно рассматривать как саму по себе профилактическую работу с нарушениями.

Новый сатирический радиожурнал обнаружил сразу и новые качественные признаки. И главный из них - объединение всех материалов в решении одной проблемы. Рассматриваемые явления предстают на страницах журнала в стереоскопической глубине, "во взаимосвязях со всевозможными сторонами действительности, высвечивается с различных точек, и слушатель видит ее под тем углом зрения, который отвечает его представлениям, связан с его личным опытом, наиболее близок и понятен ему" .

В практике сатирического радиожурнала прочное место заняли фельетоны, посвященные тем отрицательным явлениягл, на которые особое внимание обращалось в партийных документах. Это в первую оче - 55 редь недостатки, встречающиеся на уборке урожая, зимовке скота, посевной кампании и подготовке к посеву. Освещение таких сложных и жизненно важных вопросов в фельетонах журнала стало одной из самых примечательных его черт. Журнал получил постоянное место и время в программе. Радиослушатели заранее знали, в какой день и час выйдет в эфир следующий выпуск. Позывных "Крапивы" ждали. Доступная форма,драматизированный диалог дядюшки Налагая (Крапива) и его племянника следовал традициям образцов сатирической казахской литературы. Образ Крапивы и был тем объединяющим началом для всех материалов журнала, придавал им единую направленность, цельность. Диалог масок иногда прерывался авторским комментарием, и тогда иронический подтекст звучал в прямом обличительном смысле. Вслед за маской племянника (Балакая) у дяди Крапивы появились и другие помощники "Тикенек" ("Колючка"), "Тотияйын" ("Купорос") и "Найзабек" ("Шпага"). Острые на язык, эти персонажи были хорошо встречены радиослушателями. Обычно с диалогов этих новых действующих лиц начинался очередной фельетон. Экспозиция давала разбег дальнейшему сюжету, заинтриговывала слушателя, поскольку в диалогах иносказательно содержался смысл события.

"(Звучит музыкальный фон). КАЛАКАЙ: Эй, народ, слышали ли вы такую легенду? Жили вместе мыло и грязь. ТИКЕНЕК: Можно мне продолжать, Калеке? КАЛАКАЙ: Ну-ка давай, дорогой.

ТИКЕНЕК: Не трогая друг друга, лежали они тихо-мирно. БАЛАКАЙ: Теперь моя очередь продолжать. КАЛАКАЙ: Говори, Балакай.

БАЛАКАЙ: Их рассорила вода - мыло смыло - грязь" .

Тема заявлена. Казалось бы, теперь маски должны уступить место непосредственному изложению факта - авторскому слову или комментарию. Но нет, неугомонные Балакай, Тикенек, Тотияйын, Найзабек продолжают диалог:

"КАЛАМИ: Здорово придумал БалакайЇ Как говорят, если найти слова, то можно найти и коня. Думаю, что слова твои найдут своих хозяев. Как будто все вдет как надо. БАЛАКАЙ: Разве, нельзя этого сказать о некоторых людях? Но в кого мы целимся, говоря точнее - кто виноват: вода, мыло или грязь? ТИКЕНЕК: Не ошибается ли наш Балакай-поэт?

ТОТИЯЙЫН: А, не знаю, меткая шутка выходит к месту. Может, испытаем Балакая еще разок?" Словесное соревнование постепенно обрастает многословием и в конце концов переходит в пустословие. И уже забылось, что хотели сказать персонажи, ради чего затеяли они спор. Факт остался в стороне. Трудно стало и различать героев между собой. Ни один из них не остается в памяти каким-либо характерными чертами, словами и поступками. Нерасчлененность, сходство образов запутывает слушателей и утомляет. К тому же ушел с первого плана и сам дядя "Крапива", который должен быть главной движущей силой развития сюжета. Включая в радиожурнал новые персонажи из числа традиционных сатирических масок, редакторы, очевидно, намеревались усилить сатирическое воздействие журнала. На самом деле получилось, что он потерял часть своей остроты из-за запутанности ситуации, когда сами маски берут на себя дополнительную роль:

ТОТИЯЙЫН: А теперь, Балакай, будь лисой, а я буду волком. Так и продолжим наш разговор.

Факт в структуре радиофельетона

Как известно, В.И.Ленин считал, что "отрыв обобщения от фан-тов будет фантазерством и делом несерьезным" . Высказывание В.И.Ленина является маяком, который помогает художникам, в том числе и сатирикам, не сбиться с правильного пути.

Фельетон основывается прежде всего на фантах. Фельетон, разошедшийся с фактом, своей задачи выполнить не может. Эту мысль мы не считаем открытием, о ней много говорили и фельетонисты, и исследователи. Однако, думается, настало время более глубокого проникновения и понимания природы взаимосвязи между сюжетом фельетона, который строится на жизненных фактах, и его структурой. Объясняется это тем, что главные отличительные признаки жанра радиофельетона проявляются, на наш взгляд, в первую очередь именно в этих художественных компонентах. Б них занлючена специфика радиофельетона, неповторимая ни в каких других видах творчества.

Вначале рассмотрим природу фактов, которые являются основой для фельетона. Как мы уточнили выше, объектом радиофельетона служит общественно вредный факт. Под общественно вредным фактом мы понимаем отрицательные явления, которые противоречат нашему социальному строю, общественному быту, сознанию, развитию системы нашего хозяйствования, явления, мешающие нашему продвижению к социальному прогрессу. Сами факты в зависимости от их внутреннего смысла и способов выражения содержания можно разделить на две категории. Например, есть фанты, которые, взятые непосредственно из жизни, без всякой литературной обработки, являются сами по себе, вызывают негодование, возмущение, иронию. Это готовый материал для фельетона, материал, который, как говорится, сам идет в руки. Вызывая сильные эмоции, подобные факты не требуют какой-то особой структуры в их изложении, обладающей усиливающими впечатление свойствами.

Другое дело - явления, отрицательные стороны которых требуют анализа, отыснание причин и указания на их последствия. Такие фанты не могут сами по себе стать основой фельетона. Здесь требуется особая работа фельетониста.

В зависимости от содержания фактов и способов сатирического обобщения, типизации радиофельетон может быть чисто документальным и документально-постановочным. Разумеется, структура этих фельетонов будет отличаться. Чисто документальный радиофельетон состоит из магнитофонных записей и комментария корреспондента-автора. Документально-постановочный сходен с газетным фельетоном, но на радио он имеет ряд особенностей - в частности, в его испол - 96 -нении принимают участие актеры. В нем тоже есть возможность использовать документальные записи. В стилевом, языковом отношениях он также близок к литературному. Его можно назвать радиофельетоном-инсценировкой - настолько органичны для него игровые приемы и другие выразительные средства.

В документальном радиофельетоне - главное качество - факт, "отправная точка для его гиперболизации, для его заострения. На отрицательный, негативный факт как бы наводится увеличительное стекло, отчего просматриваются новые, не видимые невооруженным глазом детали. Усиливается эмоциональное впечатление от факта. Автор взывает к таким чувствам читателя, как гнев, ненависть, презрение" .

Специфические особенности документального радиофельетона и его трудности начинаются с осмысления, освоения факта. Обычно ради офельетонисты скорее идут к подсказанным жизнью, "готовым" фактам, чем к их отбору и обобщению. Процесс подготовки документального радиофельетона не делится на заранее сделанные заметни или заготовки и последующую их обработку, как это бывает при подготовке газетного фельетона. Запись на пленку - это и есть фактически сам фельетон, который прозвучит в эфире. Объем и содержание готовящегося материала целиком зависит от реакции и находчивости, наблюдательности и воображения журналиста. Журналист должен моментально схватывать суть происходящего, мгновенно оценить ситуацию, что важно, представляет интерес для него, что нужно зафиксировать, а что нет. Уже в начальный момент работы складывается и структура радиофельетона, что, безусловно, отличает его от журналиста газеты. Приведем пример из сатирического журнала Грузинского радио. (Пленка).

"Елена Абазян занимается гаданием на картах, вымогая у простаков деньги и другие "знаки благодарности". И вот Абазян сидит перед нами. Трусливо поглядывая на микрофон, она старается говорить очень тихо.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Значит, гадаете? Обманываете людей?

АБАЗЯН: Было немножко, потом я перестала...

КОРР.: Не стыдно вам?

АБАЗЯН: Клянусь, я сейчас слово дам, никогда этого не будет...

КОРР.: Вы не только устно, но и письменно давали обещание.

АБАЗЯН: Только прошу Вас, еще раз меня простите. У меня хороший, партийный сын, родственники... Мне стыдно...

КОРР.: А сами Вы верите в гадание? Верите?

АБАЗЯН: Нет..."

Радиофельетон очень выиграл от такой документальной записи. Редакция получила много откликов на передачу"1.

Мы уже говорили о том, что в подготовке документальных радиофельетонов - отборе и поиске фактов, записи на магнитофон информации и впечатлений - встречаются определенные трудности. Запись фактов на пленку, осуществляемая корреспондентом сразу же как окончательный вариант, накладывает отпечаток не только на композицию будущего фельетона, но и на характер отбора материала внутри структуры - суть факта должна быть раскрыта адекватными средствами, возбуждать именно те эмоции, которые рассчитывает вызвать фельетонист.

Основной творческий этап газетного фельетониста - поиски композиционного решения фельетона - происходит в процессе работы за столом. Что касается радиофельетониста, то поиски наилучшего решения начинаются уже с момента наблюдения над фактами. Глубоко заблуждается радиожурналист, который считает запись на пленку лишь техническим процессом. Это - творческий процесс.

Материалы, зафиксированные на пленке, таким образом, не похожи на те наброски или блокнотные записи, которые ведет журналист. На пленке - это фиксация закономерности проявления факта. Принципы этого отбора названы Ю.А.Летуновым: "Только самое важное, самое типичное, выраженное максимально кратко, лаконично, простым и живым языком"1. Соблюдение этих принципов органично связано с проблемой типизации в фельетоне. Как заметил Юеннард, "вопрос об отборе события - это вопрос о силе типизации" .

В сатирической публицистике, а к ней относится и радиофельетон, принципы отбора жизненного материала и фиксация его на пленку - единый процесс, что очень осложняет задачи журналиста, работающего над документальным фельетоном. Запись факта, определяющая структуру произведения, становится и концепцией в отношении к жизненной реальности. Вот почему документальный фельетон должен строиться на действительно типичных фактах, на том, что безусловно требует общественного порицания.

Ранее мы уже говорили о том, что типичное проявление какой-либо жизненной закономерности, заслуживающей сатирического отношения к себе, не требует особой литературной отделки, что по силе воздействия на слушателя оно не уступит художественному образу. В ответ на вопрос, в чем причины воздействия подобных "живых" примеров из действительности, М.Э «Вменений пишет: "Подлинные события в таком "жареном" факте развиваются по остросюжетной схеме - 99 -с завязкой, кульминацией и развязкой. Живые персонажи планируют одно, но их ожидания терпят внезапный крах при столкновении с действительностью. При этом порцию неожиданностей получает и читатель, отчего фельетон становится для него еще интереснее" .

Радиофельетон как синтетический жанр.

Одна из центральных проблем, стоящих перед исследователями теории публицистики в настоящее время, - это проблема взаимовлияния различных жанров между собой. Работы, им посвященные, исследователь Э.Блинова подразделяет на три группы. Первые из них определяют жанровое многообразие и постоянное движение жанров, исходя из особенностей самого предмета публицистики. В других исследуется специфика публицистической формы отражения действительности, способствующая процессу взаимодействия, даже взаимопроникновения, гибридизации жанров. її, наконец, третьи устанавливают "историческое сближение и взаимопроникновение разнородных жанро р вых форм" .

Говоря о взаимодействии радио- и телевизионных жанров, большинство исследователей приходят к аналогичным выводам. Постоянное обновление и появление новых жанров и жанровых разновидностей -закономерный процесс, обусловленный спецификой форм и способов отражения действительности. Журналистика, находясь в постоянном движении, творческом поиске, служит как бы лабораторией для этого процесса. Еще К.Маркс отмечал, что "как и сама жизнь, пресса находится всегда в становлении и ничто в ней никогда не закончено".

Взаимопроникновение, взаимодействие различных публицистических жанров продиктовано стремлением журналиста охватить все разнообразие жизненного материала, эффективнее решать задачу более яркого, глубокого, многостороннего отражения действительности.

Особенность природы синтетических радиожанров заключается в том, что они "решают свои задачи своими средствами, используя при этом в "подобных" целях элементы других жанров, деформируя их, "переакцентируя" (М.Бахтин), подчиняя своей задаче и приспосабливая к своим условиям". Однако, опять-таки такое определение синтетического жанра не предполагает простой его составности, - констатирует исследователь В.Смирнов . Так например, в радиоочерке встречаются элементы репортажа и интервью. Но это не значит, что в нем соединены части разных жанров, что элементы эти изолированы друг от друга, деформируя само представление о радиоочерке как целостном явлении. Это верно и по отношению к жанру радиофельетона. В свое время М.Кольцов определил многообразие форм фельетона, который "может быть дан в виде очерка, рассказа, путевой коррес-понденции, стихов" . Элементы других жанров могут быть настолько слиты в единство, что будут неразличимы в фельетоне, однако как изобразительные средства они прямо выполняют определенные творческие задачи . Отсюда надо понимать, что встречающиеся в радиофельетоне элементы других жанров, как правило, высвечиваются новыми, неожиданными ранее гранями, приспосабливаясь к природе основного жанра - фельетона.

Анализируя современные радиофельетоны Казахского радио, мы можем заметить их многоеоставность, следствием чего было возникновение качественно новых приемов композиции, значительно обогая тивших структуру фельетона и способы отражения в нем явлений действительности. "Обращение к формам определенных жанров - жизненная необходимость бытия фельетона", - пишет исследователь радиожанров Ю.Д.Бараневич. Подоснова этой "жизненной необходимости"состоит в том, что фельетонист "преследует прежде всего цель сблизить естественный процесс развития действительности с его воспроизведением в слове" . Автор избирает художественную форму, которая наилучпшм образом, глубоко и полно могла бы выразить жизненные явления. Можно уверенно говорить, что такие жанры, как репортаж, монолог, сказка, загадка, песня и т.д. стали органичными элементами радиофельетона, утвердившегося на республиканском радио в устойчивых и постоянных рубриках.

В принципе полижанровость программы не может не отразиться на отдельных компонентах, ее составляющих. Когда Ю.А.Летунов отмечает, что "радиодокументалистике смешение жанровых элементов

2 свойственно в значительно большей степени, чем газете" , он имеет

в виду объединяющую в целое самые разнородные сообщения, как художественные, так и документальные. В частности, такой сложный жанр, как радиокомпозиция, может включать музыкальные фрагменты, стихи, отрывки из литературных прозаических произведений, монолог ведущего, интервью с актерами-исполнителями. Жанровые элементы радиофельетшна не менее разнообразны, но преимущественно здесь используется репортаж, интервью, монолог. Мы уже говорили о значении прямого репортажа в радиофельетоне "Аэропорт басындагы эбихотя весь фельетон не представляет собой самостоятельного репортажа. С его помощью фельетонист дает описание, изображение происходящих событий, окружающей обстановки, глазами очевидца наблюдает беспокойство и сутолоку в аэропорту и невозмутимое равнодушие служащих, непосредственно отвечающих за порядок работы. Общая обстановка создана на основе репортажа. Далее автор переходит к диалогу, с помощью которого стремится передать взаимоотношение пассажиров, раздраженных полной неразберихой в аэропорту. Прямые участники диалога гораздо лучше передают накопленное состояние ожидания рейса, чем может сделать "нейтральный" очевидец. Интервью с ответственными лицами дополняет картину, создает контрастный фон для развертывающегося действия.

Согласно одному из определений, жанр публицистики должен соответствовать характеру объекта, конкретному назначению произведения, масштабу фактов и данных, а также выводам, отвечающим масштабу аргументов, особенностям литературно-стилистических средств .

В нашем случае характер объекта более соответствует фельетону, нежели репортажу. В репортаже объектом обычно избираются новость, сенсация, явления действительности, о которых обязательно нужно сообщить, может быть, еще не давая оценки. Для фельетониста важна типичность, распространенность явления, и задача его - в оценке, разоблачении, критике показанных недостатков.

В фельетоне, как и в репортаже;очень важна конкретика события и его участников. Но конкретность фельетона - особого рода. Например, конкретность места или времени действия не столь обязательна. Сатирического обобщения, разоблачающего объект сатиры, раскрывающего его неприглядные стороны, можно добиться с помощью отдельных деталей. В рассматриваемом фельетоне журналист, показывая загруженность аэропорта, говорит о человеке, уснувшем на весах и т.д. В приемах типизации чрезвычайное значение получает конкретность факта, который является ядром всего построения.

Особенности использования литературно-стилистических средств в документальных радиофельетонах, менее явственны, чем в постановочных, хотя и здесь можно говорить о соответствующих жанру языковых средствах о тех или иных способах монтажа. Но, разумеется, драматургическая форма и участие актеров создают радиопроизведение с ярко выраженными литературно-стилистическими особенностям.

Приведем в качестве примера воскресный фельетон-репортаж "Ет жегин келсе, есептеспе" ("Если хочется мяса, не требуй сдачи")1, который проводился с площади перед хозрасчетной столовой N2 158 Калининского района г.Алма-Аты. В нем остроумно были воплощены все атрибуты спортивного репортажа.

Похожие диссертации на Фельетон как жанр радиожурналистики (на материалах Всесоюзного и Казахского радио)