Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности Гудяков, Роман Вячеславович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гудяков, Роман Вячеславович. Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Гудяков Роман Вячеславович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2012.- 287 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/468

Введение к работе

В ходе своего исторического развития телевидение выработало целый набор приемов, направленных на придание информации наиболее привлекательных для аудитории форм. Изобразительно-выразительные средства экрана, теория телевизионных жанров, модное сегодня слово «формат» – в жестких условиях диктата рейтинга и коммерческой модели телевещания все это, безусловно, позволяет создавать аудиовизуальные произведения, отвечающие вкусам и предпочтениям зрителя. Однако чем совершеннее становится телевизионная техника и сложнее структура телевизионных материалов, тем актуальнее звучит вопрос, насколько реальная действительность соотносится с той, которая демонстрируется на экране. Поэтому рассмотрение механизмов, с помощью которых современное телевидение отражает реальность, а также восприятия зрителем новой не только по содержанию, но и по форме информации, на основании которой аудитория выносит свои суждения о действительности и принимает те или иные решения в жизни, подчеркивает актуальность данного исследования.

Развитие коммуникационных технологий, глобализация, конвергенция СМИ и диверсификация контента все более и более подтверждают тезис о том, что действительность фактически не существует в отрыве от ее отображения, а информация признается обществом как реальная, лишь пройдя по каналу коммуникации. И зритель, не посвященный в специфику телевизионного производства, зачастую остается в неведении относительно того, какой степенью правдоподобия обладает предложенный ему к просмотру телематериал, то есть насколько тот или иной факт действительности отстоит от его телевизионного представления (телерепрезентации).

Проблема осложняется еще и тем, что язык, на котором телевидение говорит со зрителем, не является природным языком аудитории. Поэтому зритель не всегда может правильно декодировать предложенные к просмотру аудиовизуальные образы-коды, на основании которых и происходит процесс телевизионной коммуникации.

Кроме того, телевидение существует не только для выполнения рекреационной функции, но также является одной из форм социального знания, способной не просто отражать и транслировать информацию, но и создавать и пересоздавать ее. Так, маркируя тот или иной факт действительности, телевидение может воздействовать на поведенческие мотивации людей, оказывать существенное влияние на их мировоззрение, а также закладывать ценностные ориентиры и установки в общественное сознание. Таким образом, именно телевидение в большей степени, чем другие средства массовой информации, оказывается тем предметом, вокруг которого возможна постановка вопросов, связанных с социальной идентичностью.

И в этом смысле предложенное понятие «драматизация информации», понимаемое как имманентное свойство телевизионного текста, проявляющееся в случайном или намеренном наполнении аудиовизуальных образов (при помощи средств экранной выразительности в процессе создания и в ходе репрезентации) содержанием, напрямую не заложенным в действительности, с одной стороны, описывает новейшие способы работы с фактами действительности на телевидении, а с другой, – позволяет комплексно оценить уровень аудиовизуальной грамотности современного зрителя, в соответствии с которым аудитория воспринимает актуальный телевизионный контент. Поэтому научная новизна данного исследования состоит в определении самого понятия «драматизация информации», описании механизмов его функционирования на телевидении, а также рассмотрении качеств современной телевизионной информации в восприятии российской телеаудитории.

Специальных исследований, посвященных феномену драматизации информации на телевидении применительно к состоянию идентичности российского общества, практически нет. В то же время отдельные исследования как по трансформации документальности на телевидении и природе телеязыка, так и по вопросам социальной идентичности имеют богатую историографическую традицию.

В отечественных исследованиях понятие «драматизация информации» появилось относительно недавно. И в первую очередь это связано с осмыслением российской медианаукой понятия «документальная драма». Особый интерес для нас представляет вышедшая в 2008 году книга А.А. Новиковой «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия», в которой третья глава («Новости как драма») посвящена приемам драматизации. Кроме того, красной нитью через всю работу А.А. Новиковой проходит мысль о том, что «телевизионные режиссеры, делая это [смешивая реальность и вымысел – Р.Г.], активно используют опыт и методы воздействия документальной драмы, а именно способность документальной драмы заражать документальностью весь материал, вне зависимости от его происхождения».

Термину «драматизация» российская медианаука зачастую предпочитала более мягкий термин – «артификация», в основном употребляемый в словосочетании «артификация действительности». На Западе, напротив, большей популярностью пользовался именно термин «драматизация», причем отправной точкой для начала исследований этого феномена в аудиовизуальных произведениях стала все та же документальная драма, правда, произошло это на несколько десятков лет раньше, чем в России, хотя первоначально термин «драматизация» использовался лишь в узколитературном смысле, как характеристика работы с историческим материалом при создании документального фильма. Но уже к концу XX века в западной науке появляются исследования, в которых уровень постановки проблем, связанных с искажениями действительности в аудиовизуальных произведениях, приближается к современному состоянию, а проблема драматизации формулируется уже исключительно как проблема драматизации информации, где доминантным значением оказывается именно природа телеязыка в журналистском произведении.

Быстрому развитию исследований в области драматизации информации на Западе, безусловно, способствовали достижения других социогуманитарных наук, которые, за редким исключением, довольно поздно получили широкое распространение в России. И, в первую очередь, это, конечно же, исследования, посвященные феномену массового сознания: работы Гюстава Лебона, Хосе Оргеги-и-Гассета, Эриха Фромма, Ги Дебора, Маршалла Маклюэна, Жана Бодрийяра, Герберта Маркузе и др.

Чуть позже в лингвистике, литературоведении и психолингвистике, затем в социальной феноменологии и социальной антропологии вырабатываются основные подходы к дальнейшему исследованию «слова» уже не как минимальной семантической единицы языка, а как «любой значимой единицы или образования, будь то вербальное или визуальное», где «фотография будет рассматриваться, как речь, наравне с газетной статьей». А уже на прочных основаниях данного понимания возникают междисциплинарные подходы к изучению особенностей восприятия знака в экранных искусствах кино и телевидения. Здесь мы сталкиваемся с еще одним термином, который активно использовался западной наукой для объяснения того, что происходит с действительностью и информацией в процессе ее передачи по каналам коммуникации, - «симуляция реальности», порождающая «симулякр». По сути, это еще один, наряду с «артификацией действительности», термин-предшественник понятия «драматизация информации», который рассматривается философией постмодернизма и фиксирует феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности. Исследования, которые мы перечисляем здесь и далее, - это уже собственно «кирпичики», используемые для построения теории драматизации информации. Безусловно, это работы Багирова Э.Г., Борецкого Р.А., Беляева И.К., Вильчека В.М., Иванова Д.В., Лумана Н., Марк М. и Пирсон К., Муратова С.А., Черных А.И. и многих других. Кроме того, особо отметим два сборника статей: «Телерадиоэфир: история и современность» и «Телевидение: режиссура реальности».

При обращении к понятию «идентичность» возникает некоторая проблема, связанная с историей его появления в социологии и социальной психологии. Проблема заключается в ответе на вопрос, какую, собственно, идентичность мы рассматриваем: личную или общественную, точнее – можно ли считать процесс становления частной идентичности личности (самоидентификацию) включенным и зависимым от процесса становления социальной идентичности (социальной идентификации), или же это два параллельных процесса, к исследованию каждого из которых нужно применить отдельный метод?

Первоначально термин «идентификация» (еще не «идентичность») появился в работе З. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого «Я»», где в седьмой главе (которая так и называется «Идентификация») он определен как «самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку». В дальнейшем термин приобрел более широкое значение и рассматривался как эмоциональное слияние с некоторым объектом. Рождение термина «идентичность» произошло несколько позже в неофрейдизме и связано оно с именами уже упомянутого выше Э. Фромма и Э. Эриксона. Работы последнего представляют для нас особый интерес, так как именно Эриксон впервые и в наиболее полной форме рассмотрел социальную идентичность как нераздельное единство личностного и общественного: «…взаимосвязь между психологией и обществом, между развитием отдельного человека и историей, по отношению к которой формирование идентичности играет роль прототипа, может быть осмыслена только как род психологической относительности [курсив мой – Р.Г.]» . Кроме того, именно Эриксон первым описал и термин «негативная идентичность»: в определенный момент индивиду «оказывается легче достичь идентичности через тотальную идентификацию с тем, кем он меньше всего должен стать, чем бороться за ощущение реальности приемлемых ролей, для обретения которых он не имеет внутренних средств». Для российского общества, сформировавшегося после краха советской системы со всеми вытекающими отсюда последствиями социальной депрессии, феномен «негативной идентичности» имеет особое значение. В этой связи мы отмечаем труды сотрудников «Левада-Центра», и в частности Л.Д. Гудкова.

Подводя итог историографического обзора, следует подчеркнуть, хотя отдельных работ, посвященных как драматизации, так и идентичности довольно много, общего исследования, рассматривающего драматизацию информации на телевидении как фактор формирования социальной идентичности, до сих пор не было осуществлено. Вне исследовательского поля остается и проблема восприятия информации российским обществом в зависимости от степени ее драматизации на телевидении.

Актуальность темы исследования, научная новизна, необходимость теоретического и практического осмысления проблемы драматизации информации на телевидении применительно к состоянию идентичности российского общества определили объект, предмет, цель, задачи и методы данной работы.

Объектом диссертационного исследования являются программы, составившие сетки вещания трех федеральных каналов российского телевидения («Первый» «Россия 1», «НТВ») за период, соответствующий времени написания работы (2008-2011 годы).

В качестве предмета исследования выступают механизмы драматизации информации на телевидении, трансформирующие документальность телевизионного контента, что, безусловно, влияет на восприятие меняющейся медиареальности российским обществом, находящимся в поиске новой идентичности.

Цель исследования состоит в анализе способностей телеаудитории по декодированию современных аудиовизуальных образов телевидения и выявлении соотношения между степенью драматизации телевизионного контента и степенью его правдоподобия (соотнесенности с действительностью) в восприятии российской телеаудитории.

В соответствии с целью выстраиваются и задачи исследования:

- дать определение понятию «драматизация информации на телевидении» и теоретически осмыслить механизмы его функционирования в структуре телевизионного аудиовизуального образа;

- проанализировать сущность понятия «идентичность» на современном общественном материале и выработать подход к социальной идентичности российской аудитории, позволяющий рассматривать ее как форму телевизионной репрезентации, а также ввести понятие эфирной идентичности;

- разработать методологию и провести анализ избранной тематической области телевизионных материалов на предмет драматизации заложенной в них информации и выявить, насколько факты действительности, в них представленные, соответствуют их телевизионным репрезентациям;

- провести исследование зрительского восприятия драматизированной телевизионной информации (избранной тематической области) и установить характер зависимости между степенью драматизации информационного сообщения и тем, насколько зритель «верит» (соотносит с действительностью) в предложенный ему к просмотру материал, на основании чего сделать вывод о способностях российской телеаудитории по декодированию аудиовизуальных образов телевидения;

- проанализировать, как механизмы драматизации информации действуют в условиях российского телеэфира, на этом основании охарактеризовать качества телевизионной информации, подвергающейся драматизации с использованием современной технологической базы, а также определить в первом приближении особенности и степень влияния телевизионной информации на формирование социальной идентичности российской телеаудитории.

При выявлении степени доверия российской аудитории к телевизионным материалам, содержащим драматизированную информацию, автором разработана собственная методология с использованием методов анализа материалов телевидения по семиотической матрице, а также проведено эмпирическое исследование в рамках дискуссионных фокус-групп. При интерпретации результатов был применен метод семантического дифференциала (определения среднего значения фактора по биполярным шкалам). Эмпирическую базу составили программы федеральных каналов, избранные в качестве объекта исследования, на примере которых были рассмотрены механизмы драматизации информации, что выявило необходимость использования сравнительно-сопоставительных методов, методов систематизации и классификации телепрограмм, описания и обобщения.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что в самой природе телевизионного способа репрезентации реальности, основанном на последовательном многоразовом и разнородном кодировании, заложен механизм по наделению информации содержанием, напрямую не заложенным в действительности, который на современном этапе становится одним из ведущих факторов формирования социальной идентичности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Драматизация информации является неотъемлемой частью процесса создания телевизионного материала, но степень драматизации информации может быть существенно различной в зависимости от формы его подачи.

  2. Социальная идентичность проявляет себя в виде репрезентации информации на телеэкране.

  3. Аудитория не всегда способна четко отделить факт действительности от его телевизионного образа, поэтому можно говорить о невысоком уровне аудиовизуальной грамотности современного зрителя.

  4. Степень драматизации информации в телевизионном материале влияет на ее восприятие аудиторией, то есть на признание зрителем информации соотносимой с действительностью, поэтому механизмы драматизации информации на телевидении могут быть рассмотрены как фактор формирования социальной идентичности телеаудитории.

  5. Реальная идентичность российского общества нередко подменяется телеидентичностью (эфирной идентичностью).

  6. В современных условиях эфирная идентичность подчас представляет собой особый род негативной идентичности.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в уточнении понятия «драматизация информации на телевидении», а также в комплексном описании механизмов драматизации информации на телевидении. Анализ контента федеральных телеканалов и семиотический анализ телевизионных программ выявляют сущностные характеристики современной телевизионной информации. А выводы, полученные в ходе эмпирических исследований, позволяют глубже понять особенности восприятия драматизированного телевизионного текста российской аудиторией и могут быть полезны при выработке вещательной политики, ориентированной на зрителя. Результаты исследования могут быть использованы при создании курса лекций по новейшей истории и теории телевидения, а также актуальным проблемам телевещания. Думается, они представляют интерес для сотрудников служб информации федеральных и местных телеканалов.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, были представлены в виде тезисов на трех ежегодных научно-практических конференциях «Ломоносов», на международных научно-практических конференция «Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире», «Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере», на вторых Международных медиа чтениях в Москве «Цифровизация: традиционные медиа в век конвергенции», в ходе выступлений на межкафедральных научных семинарах «Форматы и жанры телерадиовещания: современная практика и последствия трансформации» на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. В изданиях из перечня ведущих рецензируемых и реферируемых научных журналов опубликованы две статьи по теме исследования.

Похожие диссертации на Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности